Современный британский художник. John Tierney
5 современных британских художников, о которых нужно знать
От Дэвида Хокни до Трейси Эмин.
1. Дэвид Хокни
С именем Дэвида Хокни в первую очередь ассоциируются бассейны под синим небом Лос-Анджелеса и молодые купальщики, ныряющие в кристальную воду. В прошлом году Хокни стал самым дорогим художником в истории: его «Портрет художника» (одна из знаковых картин) был продан за рекордные $90 миллионов. Но за жизнерадостным поп-артом, воспевающим калифорнийскую мечту, скрывается сложная натура художника из английской провинции, сублимирующего свои впечатления и переживания в живопись. Картина «Мистер и миссис Кларк и их кот Перси» (1970-1971) на первый взгляд кажется идиллическим кадром из богемной жизни молодой пары. Но уже через секунду конфетно-пастельную тональность картины разрезает ток напряжения между мужем и женой. В этой работе Хокни перевернул «Портрет четы Арнольфини» (1434) фламандца Яна ван Эйка: вместо собаки (символа верности) он разместил на коленях у мистера Кларка белого кота. А большое французское окно разделяет пару, усугубляя психологическую дистанцию между ними.
2. Аниш Капур
Британцы так ценят творчество Капура, что в 2015 году новые паспорта Соединенного Королевства украшали рисунки с его скульптурами. И это неслучайно. Художник прославился работой с трехмерным пространством, но его путь начался с рисунка. Постепенно форма, цвет и объем вырвались из плоскости бумаги и перешли в скульптуры, которые сам Капур называет «необъективными объектами». Объектами – за их простоту и стремление к природным материалам (в этом плане художник не изобретает велосипед и пользуется традиционным гранитом, известняком и пигментированным стеклом). Необъективными – за то, что скульптуры передают нематериальные психологические состояния, которые почти невозможно описать словами.
3. Трейси Эмин
Сегодня Трейси Эмин – одна из двух женщин-профессоров за всю историю Королевской академии художеств, а все начиналось в 1980-х, когда Эмин стала работать в кругу Young British Artists («Молодые британские художники»). Она знаменита своим непринципиальным отношением к художественным медиа: выражать свое бунтарское «я» Эмин может на бумаге или холсте, через видео или фотографию, в неоновых надписях и детских аппликациях. В 1997 году Трейси представила свою первую работу «Все, с кем я спала в 1965–1995». Внутри походной палатки художница наклеила имена всех, с кем она провела в одной постели хотя бы одну ночь. Слово «спала» художница трактовала в прямом смысле – поэтому внутри палатки есть имена ее близких и родственников, любовников, любовниц и нерожденных детей. Через эту работу Эмин показывает универсальную, вселенскую любовь, которая выплескивается далеко за рамки сексуальных связей.
4. Грейсон Перри
Греческие вазы и вышивки – в двух словах о творчестве самого остросоциального британского художника. А если подробнее, то Грейсон Перри использует классические формы (те же вазы), раскрашивая их в сатирические сцены из современной жизни. Таким образом художник спорит с предрассудком о том, что декоративные предметы (что может быть ненужнее огромной вазы и вышивки на всю стену?) не могут транслировать идеи. Поэтому на объектах он запечатлевает эпические сцены на тему мира, войны и трудностей самоидентификации. Работы Перри автобиографичны: в рисунках часто можно увидеть Клэр (женское альтер эго художника) и Алана Мислеса, плюшевого медведя из его детства. Кстати, Перри очень продуктивно исследовал проблему гендера и выпустил цикл документальных фильмов на британском телевидении. И их однозначно стоит посмотреть, чтобы подготовиться к восприятию его искусства.
Jim Tierney
Art Direction by Jaya Miceli
Art Direction by Adam Auerbach
Barnes & Noble / Random House 2019
Art Direction by Patrice Kaplan
Invisible Man / Juneteenth
Barnes & Noble / Random House 2018
Art Direction by Patrice Kaplan
Einstein’s Shadow
Art Direction by Allison Saltzman
Outside Looking In
Art Direction by Allison Saltzman
Born to be Posthumous
Little, Brown and Company
Art Direction by Gregg Kulick
We Begin Our Ascent
Simon & Schuster 2018
Art Direction by Alison Forner
Terry Southern
Grove Atlantic (unused)
Art Direction by Gretchen Mergenthaler
Dune series
Art Direction by Adam Auerbach
Black Dog & Leventhal 2017
Cover design by Headcase Design
Interior Art Direction by Becky Koh
The Relive Box
Art Direction by Allison Saltzman
Simon & Schuster 2016
Art Direction by Alison Forner
Art Direction by Albert Tang
Murder on the Orient Express
Barnes & Noble 2017
Art Direction by Patrice Kaplan
Reincarnation Blues
Art Direction by Scott Beil
The Young Widower’s Handbook
Art Direction by Anne Winslow
American Gods
Barnes & Noble 2016
Art Direction by Patrice Kaplan
Arthur Miller
Art Direction by Jason Ramirez and Paul Buckley
Literary Wonderlands
Art Direction by Amanda Kain
The High Mountains of Portugal
Spiegel & Grau 2016 (unused)
Art Direction by Greg Mollica
Stephen King
Simon & Schuster 2015
Art Direction by Jaya Miceli
The Harder They Come
Art Direction by Allison Saltzman
The Divine Comedy
Art Direction by Patrice Kaplan
The Terranauts
Art Direction by Allison Saltzman
Kopp Sisters novels
Houghton Mifflin Harcourt 2015/2016
Art Direction by Brian Moore
Night Music
Simon & Schuster 2015
Cover Art Direction by Albert Tang
Interior Art Direction by Sarah Christie
The Scapegoat
Art Direction by Nico Taylor
Art Direction by Allison Saltzman
Heat & Light
Art Direction by Allison Saltzman
Necessary Errors
Art Direction by Roseanne Serra
The Bohemians
Penguin Press 2014
Art Direction by Darren Haggar
Anything That Moves
Design and Art Direction by Helen Yentus
They Eat Horses, Don’t They?
Head of Zeus 2013
Art Direction by Jessie Price
The Time Regulation Institute
Art Direction by Paul Buckley and Brianna Harden
Poking a Dead Frog
Art Direction by Paul Buckley
An African Affair
Art Direction by Jaya Miceli
A Tale for the Time Being
Art Direction by Paul Buckley
The Alchemist
Art Direction by Laura Beers
Brideshead Revisited
Penguin UK 2011
Art Direction by Andrew Smith
Art Direction by Paul Buckley
White Dog Fell from the Sky
Art Direction by Paul Buckley
Henry James
Penguin UK 2012
Art Direction by Coralie Bickford-Smith
The Telling Room
Dial Press 2013
Art Direction by Robbin Schiff
James Joyce
Art Direction by Roseanne Serra
The Tattooed Soldier
Art Direction by Henry Sene Yee
The Gallery of Vanished Husbands
Hodder & Stoughton 2014
Art Direction by Sarah Christie
Two Across
Grand Central 2015
Art Direction by Catherine Casalino
Drunk Tank Pink
Art Direction by Andrea D’Cruz
Magnus Flyte
Art Direction by Roseanne Serra
The Sleepy Hollow Family Almanac
Art Direction by Anne Winslow
Why Read Moby-Dick?
Art Direction by Paul Buckley and Kristen Haff
Современное британское искусство — «Брит-арт»
1980-е ознаменовались для Британии появлением нового поколения художников, получивших название «Молодые Британские Художники» (Young British Artists, YBA) или Брит-арт (Brit-Art).
- Дата публикации: 16 мая 2020
- Текст: Катя Карцева
- Время на прочтение: 3 — 5 мин.
В 1980-е Британия переживала радикальные политические и экономические изменения. Британское искусство тоже искало новые пути. Это время стало периодом расцвета для Голдсмитского колледжа (Goldsmiths College), входящего в Лондонский университет и предлагавшего очень прогрессивную программу обучения искусству под влиянием выдающихся педагогов таких, как Майкл Крейг Мартин. Результатом этого стал всплеск постмодернистского искусства, выразившийся в появлении нового поколения художников. Они получили название «Молодые Британские Художники» (Young British Artists, YBA) или Брит-арт (Brit-Art).
Эти художники имели мало общего, кроме молодости и приверженности постмодернистским практикам. Они работали в самых разнообразных медиа – живопись, скульптура, фотография, видео-арт, инсталляции, концептуальное искусство. Произведения Брит-арта могли включать в себя: личинки, трупы животных (Херст); куски зданий (Рейчел Уайтреад); не заправленную кровать, со следами мочи, семенной жидкости, использованных презервативов (Трейси Эмин); навоз слона (Крис Офили); замороженную человеческую кровь (Марк Куинн). Это лишь некоторые из многих и разнообразных материалов, которыми новое британское искусство шокировало зрителя.
Художники несомненно подвергались серьезной критике за отсутствие мастерства и других художественных качеств. Тем не менее, профессиональное сообщество, а также многие другие, с большим энтузиазмом восприняли их искусство. Одной из причин этому стало то, что Молодые британские художники обновили и оживили почти все средства современного искусства, заметно увеличив число его поклонников.
Автопортрет Марка Куинна, который он в течение года наполнял собственной кровью
Со становлением значимости движения молодых британских художников в истории искусства связывают три выставки: Freeze в 1988, «Современная медицина» в 1990, куратором обеих стал неизвестный студент Голдсмитского колледжа Дэмьен Херст, а также выставка «Сенсация» в Королевской Академии в 1997 г. Выставки, организуемые выпускниками Голдсмитского колледжа, общее количество которых было около 50 человек, разительно отличались от того, что показывалось тогда в галереях современного искусства.
Выставка Freeze прошла в июле 1988 г. в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках. Куратор выставки Дэмиен Херст показал работы шестнадцати других студентов Голдсмитского колледжа и собственное творение – композицию из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками.
Как куратор Херст лично отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия. Freeze стала стартовой точкой для молодых британских художников.
Выставка не имела широкого паблисити в СМИ, тем не менее Херст сумел договориться, чтобы ее посетили некоторые авторитетные представители художественного сообщества, включая Чарльза Саатчи, который приобрел большую часть экспонатов. Оглядываясь назад, он вспоминал, что не художественное качество искусства побудило его к покупке, а «обнадеживающая хватка нового искусства». Британское искусство с тех пор стало синонимом радикального высказывания.
Марк Куинн. «Эволюция».
После выпуска из Голдсмитского колледжа в 1989 году Херст курирует в промышленных пространствах еще две значимых выставки. «Авантюра» (Gamble), организованная в 1990-м, в ангаре заброшенного здании завода Bermondsey вместе с Карлом Фридманом. И «Современная медицина» тоже в 1990-м, на которой Саатчи оказывается заворожен его инсталляцией «Тысяча лет» – наглядное изображение жизни и смерти, приобретение которой стало началом долгого и плодотворного сотрудничества между галеристом и художником. Уже на деньги Саатчи, в 1991 году Херст создает свою знаменитую инсталляцию «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляющую собой аквариум с тигровой акулой, длиной 4,3 метра.
Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6 000 фунтов. За эту работу Херст был номинирован на премию Тернера. Сегодня эта инсталляция широко известна тем, что была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за 12 миллионов долларов.
Международное признание приходит к Херсту в 1993 году на Биеннале в Венеции в рамках секции молодых художников, которую курировал куратор Франческо Бонами. Херст выставляет инсталляцию «Разделенные мать и дитя», представлявшую собой части коровы и теленка, помещенные в раздельные аквариумы с формальдегидом.
В результате, коммерческие галереи, такие как Serpentaine или Shoreditch обращают свое внимание на новое британское искусство и делают из него бренд. Молодое британское искусство стало поводом для появления нового поколения современных галерей, таких как «Белый куб» Джея Джоплинга, галереи Victoria Miro, Karsten Schubert, Sadie Coles, Maureen Paley’s Interim Art, Antony Wilkinson Gallery, а также стимулировали широкое распространение британских журналов об искусстве Frieze, Art Monthly, Art Review, Modern Painters, Contemporary Art. Журнал Frieze в 2000-е перерастет в одну из престижнейших мировых арт-ярмарок.
С 1984 г. ведет свою историю Премия Тернера в области современного искусства для британских художников, сегодня одна из самых авторитетных в мире, а также одна из самых скандальных. На нее номинируется, как правило, самое радикальное искусство, неудивительно, что молодые британские художики не раз были среди номинатов.
Лауреатами Премии Тернера в разные годы были Рейчел Уайтреад (1993), Дэмиен Херст (1995), Дуглас Гордон (1996), Джиллиан Норинг (1997), Крис Офили (1998), Стив Маккуин (1999), Марк Валлингер (2007).
Учеба в Royal College of Art: культурное разнообразие и протекающие потолки. Читать далее.
современная английская живопись — Самое интересное в блогах
Без заголовка. Обсуждение на 
Сахар: как безболезненно,заменяя исключить из рациона
Английская современная живопись: Рекс Престон
Художник Рекс Престон родился (1948) и вырос в Англии (Ярдли в Бирмингеме), жил в Мидлендсе и Дербишире. Начал обучение искусству в специализированном колледже Дерби. Как и многие молодые художники, после окончания колледжа пытался работать дизайнером в издательстве «Бемроуз Принтерс» . Конечно, у него это неплохо получалось, но живопись манила — и уже в 21 год Рекс бросил работу, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. В начале своей карьеры свободного художника Престон работал в разных жанрах, но постепенно любовь к сельской местности привела его к рисованию пейзажей. Сильное влияние на его творчество также оказало то, что он жил в живописном месте у реки в Дербшире. Непрерывное наблюдение за капризами изменчивой погоды и природой сформировало его стиль живописи.Престон часто путешествует по стране, чтобы найти новые места или посетить любимые области, вроде Корнуолла или Озерного Края. В последние годы к списку любимых мест художника добавились Норфолк и Пемброкшир. Вообще, Престон любит писать все — от гористых пейзажей Шотландии до корнуолльских холмов, покрытых весенними цветами.
Его пейзажи очень естественны, в них чувствуется большая любовь к родному краю. Рекс порой специально путешествует, чтобы увидеть английские пейзажи и запечатлеть их. Однако чаще всего работа происходит в студии. Во время поездок погода зачастую не дает полноценно работать, поэтому Рекс Престон чаще всего ездит налегке и делает лишь наброски. Эскизы позволяют схватить мгновение, уловить то, что поразило больше всего.
А затем в мастерской, глядя на эскиз, Рекс вспоминает увиденную картину и свои ощущения, и воплощает на холсте. Чаще всего Престон пишет маслом, хотя иногда обращается к акварели и акрилу. Его пейзажи насыщены цветом, светом. Огромные воздушные пространства, прекрасные перспективы, яркие краски.
В Пушкинском музее раскрыли секреты британского рекламного искусства
По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, этот уникальный проект был задуман давно. «Выставка показывает абсолютно уникальное собрание оригинальных работ на бумаге, литографированные постеры — единственное по значимости, по качеству и по объему в нашей стране и вообще уникальное даже в контексте мировом», — отметила она.
Лошак напомнила, что выставка продолжает серию музейных проектов, посвященных итогам научно-исследовательской деятельности и реставрационной работы по восстановлению хрупких документов эпохи — произведений промышленной полиграфии. А это и иллюстрированная реклама, и политические плакаты, и образцы коммерческой литографии — визитки, пригласительные билеты и экслибрисы.
По словам куратора выставки Ирины Никифоровой, британскую визуальную рекламу отличает подчеркнутая деликатность. Очевидно, что товар нужно было продавать, но потребители и пресса всегда с неодобрением встречали грубый нажим.
Выставка расположилась в семи залах, в каждом из которых рассказывается своя история. Открывают экспозицию пионеры английской рекламы XIX столетия — Обри Бёрдсли, Беггарстаффов, Уолтера Крейна. В то время консервативное викторианское общество считало рекламу маргинальным искусством, и английские художники были отчуждены от потребностей растущего рынка. На преодоление этого консерватизма понадобилось не одно десятилетие. Но уже тогда первые смелые опыты в иллюстрировании коммерческих объявлений демонстрировали огромный потенциал британской рекламы.
Отдельный зал посвящен рекламным карикатурам членов Лондонского скетч-клуба — Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и других художников-иллюстраторов. В конце XIX столетия именно они смогли примирить британцев с рекламой театральных постановок, продуктов и услуг. Завершает историю британской рекламы XIX века политическая сатира и наглядная агитация «красных тридцатых».
Начало XX века и новый этап в рекламном искусстве — постеры Лондонского транспорта, Лондонской подземки и Железной дороги. Здесь уже чувствуется профессиональный подход, а сами постеры поражают современным графическим дизайном. В 1930 году в Лондоне возникает Общество промышленных художников, объединивших дизайнеров и специалистов в области прикладной графики.
Свое особое и довольно внушительное место занимает коммерческая графика британо-голландского нефтяного концерна Shell, который активно использовал произведения из корпоративной коллекции современного искусства при создании рекламного дизайна. Так, творчество живописцев-новаторов Дункана Гранта, Пола Нэша, Грэма Сазерленда, Тристрама Хилльера, начинавших свою карьеру в 1920-1930-х годах, набирало популярность благодаря публикации их картин на рекламных постерах.
В XX столетии творчество многих британских художников стало поводом для национальной гордости. Благодаря успехам таких выдающихся дизайнеров, как Эдвард Уодсворт, Фред Тейлор, Фрэнк Ньюболд, Британия не только вернула себе ведущую роль в искусстве рекламы, но и превратила его в одно из своих национальных достояний.
Выставка приурочена к выходу каталога-резоне, посвященного собранию британского постера в ГМИИ им. Пушкина. Экспозиция будет открыта для публики до 31 января.