Современный фигуративный реализм. Piot Brehmer

Современный фигуративный реализм. Piot Brehmer

Фигуративная живопись

Фигуративная живопись (Фигуративизм) – направление в живописи, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть объект, сохранив его схожесть с объектом в реальности. Фигуративная живопись очень широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления.

В Великобритании сам термин начал использоваться, когда возникла необходимость определить антипод абстракционизму и, т.о. под фигуративизмом стали понимать «не абстрактные картины». Позднее, в разное время различные авторы ратовали за возвращение к фигуративизму, как правило, критикуя современное им авангардное искусство. В 60-х – 70-х гг., например, Рон Китай ввел в лексикон термин «Лондонская школа», объединив в условную группу художников, представлявших фигуративную живопись Англии того периода (Франк Ауербах, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон). Художники Лондонской школы противопоставлялись уже поп-арту и концептуализму.

Позднее, в 90-х годах XX века в Великобритании фигуративная живопись вновь начала противопоставляться концептуализму, который ассоциировался с деятельностью Молодых Британских Художников (YBA) (иногда творчество данной группы относят к неоконцептуализму). В 1997 году Гай Деннинг основал группу «Неомодерн» (Neomodern), члены которой считали, что современное искусство развивается под влиянием различных фондов и организаций, которые не просто обслуживают вкусы зрителей, а формируют некий общественный запрос и т.о. экономически ограничивают художника в его творчестве. Несмотря на отсутствие художественных особенностей, точка зрения Деннинга нашла отклик именно у художников представляющих фигуративную живопись.

Два года спустя, в 1999 году схожие идеи высказал Билли Чайлдиш в Манифесте стакизма. Лозунги «назад к фигуративизму» и «художник не делающий картин — не художник» стали основными для такого движения как стакизм. Кроме того, в 2000 году вышел второй программный текст стакизма — Ремодернизм, идеи которого во многом заимствованы у Гая Деннинга (в частности идея о том, что модернизм не исчерпал себя и необходимо вернуться к его первоначальным концептам, т.к. «уход от объекта» более невозможен).

В современном английском языке термин «figurative artist» (возм. пер. «художник-фигуративист») предполагает, что художник пишет картины, изображает конкретные объекты (не абстракционист) и не принадлежит к какому-либо четко обозначенному жанру (например, фотореализм, строго говоря, также может быть отнесен к фигуративной живописи, но подобное уточнение не имеет смысла). При этом зачастую в работах таких художников могут содержаться сюрреалистичные или даже концептуальные элементы. В XXI веке фигуративизм чаще противопоставляется уже не абстракционизму, а различным концептуальным течениям и т.о. художники, которые непосредственно рисуют что-либо или тем более пишут картины обозначаются словом «painter» (возм. пер. живописец), которое встречается чаще, чем «figurative artist».

В более узком понимании под фигуративной живописью понимается живопись, в которой упор сделан на изображении фигур людей или животных. Иногда для работ выполненных в такой технике используется термин «фигуративизм». Впрочем, идея, что человек есть основной предмет искусства принадлежит Рону Китаю и характерна именно для художников Лондонской школы.

В ГДР (в особенности в г. Лейпциг) во второй половине XX века была сильная школа живописи. После объединения Германии соцреализм потерял актуальность, но определенные традиции фигуративной живописи сохранились. В конце XX — начале XXI века ряд выпускников Университета визуальных искусств Лейпцига (Hochschule fur Grafik und Buchkunst) сформировали т.н. Новую лейпцигскую школу. Позднее понятие расширили до «Молодые немецкие художники».

Известным современным художником, который последовательно отстаивает идею о фигуративной живописи как о форме актуального в наши дни искусства, является Одд Нердрум. Нердрум также известен как создатель арт-инициативы «Китч», в рамках которой он дает уроки и помогает в распространении своего творчества многим живописцам по всему миру (например, его учениками называют себя такие художники как Шон Берк и Джереми Канилья). Творчество самого Нердрума и некоторых его последователей иногда относят к постмодернизму, отмечая тот факт, что речь здесь идет не просто о фигуративной живописи, а о переосмыслении живописной традиции прошлого с отсылками на современную действительность.

Франк Ауэрбах, р. 1931 — английский художник-портретист

Новый реализм /nouveau realisme

от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970)

Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Пьер Рестани писал в 1961 году: » В современном контексте реди-мейды Марселя Дюшана. приобретают новый смысл. Они воплощают всю полноту жизни современного города, с его улицами, фабриками и серийным производством». Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи.

«Новый реализм» использовал внешние объекты, отдавая дань реальности своему времени. Эти художники ценили экспрессивные и коммуникативные возможности, заключенные в товарах, рекламе и отходах. Их работы тяготеют к эстетике «помойки». Чаще всего они представляют собой трехмерные формы, созданные как ассамбляж или спрессованные предметы (обычно в футляре), либо — двухмерные, выполненные с применением деколлажа.

С поп-артом и неодадаизмом их объединял типичный интерес к обществу потребления, а погруженность в повседневную жизнь, роднила с флуксусом (в последнем принимали участие Вотье, Сперри и Тингели). Позиция нового реализма в одно и то же время характеризуется критическим отношением к цивилизации потребления и стремлением к эстетическому осмыслению и музеефикации «товара».

Художники: Арман (Arman, Armand Pierre Fernandez), Сезар (Cesar Baldaccini), Кристо (Сhristo, Hristo Yavashev), Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймон Энс (Raymond Hains), Ив Кляйн (Yves Klein), Мартиал Райс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль Сперри (Daniel Spoerri, Daniel Isaak Feinstein), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tinguely), Бен Вотье (Ben Vautier), Жак де ла Виллегле (Jacques de la Villegle).

Читать еще:  Цветочные картины Кати Клеин (Kathy Klein)

Манифест: «Манифест нового реализма», 1960

Выставки: 1960, Милан, Галерея Аполлинер «Новый реализм»; 1961, Париж, Галерея «J» «На 40° выше дада»; 1961, Ницца «Первый фестиваль нового реализма»; 1961, Париж, Галерея «Рив Друа» и Нью Йорк «Галерея «Дженис» «Новые реалисты».

Описание некоторых произведений:

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963. Дерево, различные предметы. Париж, Центр Жоржа Помпиду. Картина входит в серию «Картин-обманок», как объяснял сам художник, это «случайные ситуации, . зафиксированные в определенный момент». «Венгерская трапеза» возникла в атмосфере перформансов «Рестораны», во время которых Сперри ненадолго превращал залы парижской галереи «J» в место, где едят. Зафиксировав все, что осталось на столе, — тарелки, столовые приборы, полупустые стаканы, остатки еды и прочее — художник располагает основу вертикально, превращая ее в «картину», которая закрывается футляром. Последний прием новые реалисты использовали постоянно, превращая в музейные предметы объекты и отбросы, рассматривая их как археологические или антропологические реликты современной городской цивилизации.

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963

Жан Тэнгли (Тингели) «Приношение (посвящение) Нью-Йорку», 1960. Ассамбляж из различных материалов. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Впервые представлена 17 марта 1960 года в Саду скульптуры Эбби Олдрича Рокфеллера в Нью-Йорке. Скульптура, а по сути ассамбляж — из предметов утиля и кусков упаковки, выглядела как огромный механизм. Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Треск, шум, выхлопы дыма были явной пародией на серийное производство с его рациональной организацией и продуктивностью. Машина, собранная из деталей и отходов, напоминала о неизбежном устаревании модных товаров и воспринималась как образ общества потребления, вывернутый наизнанку.

Фигуративное искусство и фигуративизм — антиподы абстракционизма и концептуализма

Фигуративное искусство — это направление изобразительного искусства, в произведениях которого всегда наглядно присутствуют реальные объекты. Фигуративизм — это лишь один из стилей фигуративного искусства, эти определения не являются синонимами. В фигуративизме основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных.

Фигуративное искусство по своей сути является противоположностью абстрактного, отрицающего необходимость изображения реалистичных вещей в работах художника. Напротив, фигуративисты стремятся в своих произведениях с максимальной достоверностью отразить окружающие их объекты.

Разновидности фигуративного искусства

Фигуративное искусство основано на реально существующем мире, а не на глубоко скрытых в подсознании иллюзиях автора. Сторонники этого направления убеждены, что художник должен создавать репрезентативные, то есть узнаваемые образы в своих произведениях.

Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства:

  • широкую цветовую палитру;
  • причудливые и оригинальные формы предметов;
  • сочетание контрастов, роль света и тени;
  • перспективу и объем.

Поэтому к фигуративному искусству можно отнести произведения многих жанров:

Аналогичным образом фигуративное искусство объединяет множество разнообразных стилей, в которых главным объектом изображения является реальный мир, в том числе:

Кроме того, фигуративное искусство всегда направлено на эмоциональное восприятие зрителя посредством репрезентации узнаваемых форм предметов и объектов. Этим оно кардинально отличается от концептуализма, сторонники которого видят своей главной целью передачу идеи, а форма творческого выражения для них не важна.

История фигуративного искусства

Исторические корни фигуративного искусства можно обнаружить в древнейшие времена. Даже первобытные люди в своих наскальных рисунках очень часто стремились точно изобразить окружающий мир.

Но художникам всегда было присуще желание несколько исказить, а точнее — приукрасить реальность. Мастера античной эпохи сознательно идеализировали черты человеческой фигуры в своих произведениях. В Византийской империи основным видом изобразительного искусства стала иконопись, в которой пропорции тел были отчетливо стилизованы, а символика цветов и предметов играла важную роль.

В эпоху Ренессанса художники видели свое предназначение в воспевании идеалов гуманизма и антропоцентризма. Поэтому величайшие мастера того времени создавали удивительные по красоте, но далеко не всегда реалистичные произведения. Эта тенденция продолжилась и в другие исторические эпохи, вплоть до появления импрессионизма.

Черты фигуративного искусства, несмотря на появление новых стилей и жанров, всегда оставались различимыми в картинах и скульптурах художников. Но на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре появился революционный авангардизм. Многие художники начали решительно отказываться от тысячелетних академических традиций, в том числе и от фигуративизма. Возникла и быстро начала обретать популярность абстрактная живопись, которая постепенно заняла лидирующие позиции в современной мировой культуре.

В наступившем XXI веке соотношение количества приверженцев абстрактного и фигуративного искусства постоянно меняется. Часть художников активно выступает за возвращение старых традиций в живописи и скульптуре, а их оппоненты усердно отстаивают противоположную точку зрения. Кто победит в этой борьбе — не решаются сказать даже профессионалы в сфере искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины у современных художников по доступной цене.

Новый реализм /nouveau realisme

от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970)

Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Пьер Рестани писал в 1961 году: » В современном контексте реди-мейды Марселя Дюшана. приобретают новый смысл. Они воплощают всю полноту жизни современного города, с его улицами, фабриками и серийным производством». Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи.

Читать еще:  Скульптуры из дерева в Северном Йоркшире

«Новый реализм» использовал внешние объекты, отдавая дань реальности своему времени. Эти художники ценили экспрессивные и коммуникативные возможности, заключенные в товарах, рекламе и отходах. Их работы тяготеют к эстетике «помойки». Чаще всего они представляют собой трехмерные формы, созданные как ассамбляж или спрессованные предметы (обычно в футляре), либо — двухмерные, выполненные с применением деколлажа.

С поп-артом и неодадаизмом их объединял типичный интерес к обществу потребления, а погруженность в повседневную жизнь, роднила с флуксусом (в последнем принимали участие Вотье, Сперри и Тингели). Позиция нового реализма в одно и то же время характеризуется критическим отношением к цивилизации потребления и стремлением к эстетическому осмыслению и музеефикации «товара».

Художники: Арман (Arman, Armand Pierre Fernandez), Сезар (Cesar Baldaccini), Кристо (Сhristo, Hristo Yavashev), Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймон Энс (Raymond Hains), Ив Кляйн (Yves Klein), Мартиал Райс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль Сперри (Daniel Spoerri, Daniel Isaak Feinstein), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tinguely), Бен Вотье (Ben Vautier), Жак де ла Виллегле (Jacques de la Villegle).

Манифест: «Манифест нового реализма», 1960

Выставки: 1960, Милан, Галерея Аполлинер «Новый реализм»; 1961, Париж, Галерея «J» «На 40° выше дада»; 1961, Ницца «Первый фестиваль нового реализма»; 1961, Париж, Галерея «Рив Друа» и Нью Йорк «Галерея «Дженис» «Новые реалисты».

Описание некоторых произведений:

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963. Дерево, различные предметы. Париж, Центр Жоржа Помпиду. Картина входит в серию «Картин-обманок», как объяснял сам художник, это «случайные ситуации, . зафиксированные в определенный момент». «Венгерская трапеза» возникла в атмосфере перформансов «Рестораны», во время которых Сперри ненадолго превращал залы парижской галереи «J» в место, где едят. Зафиксировав все, что осталось на столе, — тарелки, столовые приборы, полупустые стаканы, остатки еды и прочее — художник располагает основу вертикально, превращая ее в «картину», которая закрывается футляром. Последний прием новые реалисты использовали постоянно, превращая в музейные предметы объекты и отбросы, рассматривая их как археологические или антропологические реликты современной городской цивилизации.

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963

Жан Тэнгли (Тингели) «Приношение (посвящение) Нью-Йорку», 1960. Ассамбляж из различных материалов. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Впервые представлена 17 марта 1960 года в Саду скульптуры Эбби Олдрича Рокфеллера в Нью-Йорке. Скульптура, а по сути ассамбляж — из предметов утиля и кусков упаковки, выглядела как огромный механизм. Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Треск, шум, выхлопы дыма были явной пародией на серийное производство с его рациональной организацией и продуктивностью. Машина, собранная из деталей и отходов, напоминала о неизбежном устаревании модных товаров и воспринималась как образ общества потребления, вывернутый наизнанку.

Что такое пикториализм?

Knabenbildnis in Landschaft. Фото Гуго Эрфурта, 1906 г. © Hugo Erfurth / Galerie Priska Pasquer

Пикториализм (или пиктореализм — в специальной литературе можно встретить два варианта написания) представлял собой эстетическое течение, приверженцы которого стремились к пикториальному (картинному, подражающему живописи) фотографическому изображению. В работах фотографов-пикториалистов заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и особенно импрессионизма, поэтому пикториализм еще иногда называют фотоимпрессионизмом.

Пикториализм открыл для фотографии различные способы печати изображения, так называемые благородные техники (общее название пигментной и бромомасляной техник). Бромомасляный процесс (Bromoil) заключался в дополнительной обработке позитива, отпечатанного на бромосеребряной фотобумаге. Суть процесса состояла в отбеливании изображения и одновременном дублении фотоматериала биохроматами с последующим нанесением на задубленные участки масляной краски желаемого цвета.

O’Keeffe Hands and Thimble. Фото Альфреда Стиглица, 1919 г. © [Alfred Stieglitz / 2000 George Eastman House, Rochester, NY] (http://www.eastman.org)

С появлением нового метода фотографы смогли кисточкой накладывать светочувствительные соли серебра. Фотографии после такой обработки напоминали рисунки, сделанные углем или акварелью. Пигментная печать (chromogenic print) приближала фотоснимок к гравюре. Для получения цветных (пигментных) изображений применялась специальная пигментная бумага, политая желатиновым слоем, содержащим мелко растертый нерастворимый в воде краситель.

Пикториалисты использовали мягкорисующие объективы, дающие изображения пониженного контраста за счет уменьшения их резкости, и монокли, которые позволяли с большей свободой передавать в пейзажах воздушную дымку, морскую даль, придавать расплывчатость рисунку.

Европейские фотографы-пикториалисты стремились поднять светопись до уровня высокого искусства. Деятельность многих известных светописцев была связана с фотографическими клубами. Английский фотограф Александр Кейгли (Alexander Keighley) был одним из основателей и самым известным участником фотоклуба «Звено» (The Linked Ring), учрежденного в Лондоне в 1892 году. Кейгли занимался светописью на протяжении многих лет и за это время создал выдающиеся образцы пикториальной фотографии. Он, как и многие пикториалисты, стремился создать некий идеализированный мир, и этим отчасти обусловлен выбор его сюжетов. Излюбленные мотивы Кейгли — романтические развалины древних храмов, пасторальные пейзажи сельской местности, лесные поляны, залитые потоками солнечного света.

Dance Study. Фото Франтишека Дртикола, Прага 1926 г. © František Drtikol

Venezia. Фото Драгомира Йозефа Ружички, 1920-1930-е гг. © Drahomír Josef Růžička / Galerie AmbrosianA

Непревзойденным мастером пикториальной фотографии во Франции был Робер Демаши (Robert Demachy). Демаши показал себя замечательным портретистом, живописное решение его фотографий тонко передает характер модели. В его работах стирается грань между фотографией и живописью: смелые, широкие мазки обрамляют фигуры людей, закручиваются вокруг них вихрем штрихов. Для создания подобных эффектов Демаши применял особую ретушь: выскабливал участки слишком плотных мест на негативе. Он также ввел в практику перенос масляных изображений с желатиновой бумаги на японскую, что придавало снимку характер графического произведения.

Читать еще:  Ученая и художник. Zohar Flax

То, что не удалось в полной мере осуществить французским и английским пикториалистам, а именно — добиться признания фотографии как вида изобразительного искусства, сделали американские мастера светописи Клэренс Х. Уайт, Эдвард Штайхен и Альфред Стиглиц. В 1902 году Стиглиц создал группу Photo-Session. В это же время он начал издавать иллюстрированный журнал Camera Work, посвященный фотографии, а в 1905 году открыл Галерею «291» на Пятой авеню в Нью-Йорке. Вместе с фотографиями на выставках экспонировались полотна А. Матисса, О. Ренуара, П. Сезанна, Э. Мане, П. Пикассо, Ж. Брака, Д. О’Кифф, скульптуры О. Родена и К. Бранкузи. Светопись заняла равноправное место среди изобразительных искусств не только в выставочном пространстве, но и в отношении критиков и публики.

Spring Showers. Фото Альфреда Стиглица, 1901 г. © [Alfred Stieglitz / 2000 George Eastman House, Rochester, NY] (http://www.eastman.org)

В воскресенье после полудня на Колинском острове. Фото Йозефа Судека, 1924-1926 г. © Josef Sudek / Anna Fárová

Несмотря на то что ранние снимки Стиглица выполнены в пикториальном стиле, он никогда не использовал средства художественной обработки снимков, которыми обычно пользовались пикториалисты. Только в некоторых случаях, как, например, при создании снимка Spring Showers, он пользовался мягкорисующей оптикой. Стиглиц не раз экспериментировал с различными фотографическими приемами. Например, при создании фотографии O’Keeffe Hands and Thimble он добился соляризации изображения (на границе между темным фоном и руками), максимально увеличив экспозицию.

Творчество Эдварда Штайхена (Edward Steichen) сложно отнести к какому-то определенному направлению. Широкий диапазон сюжетов (пейзаж, портрет, рекламная фотография…) и разнообразие техник ставят его работы в ряд лучших произведений, созданных не только в пикториальном стиле. Но ранние снимки Штайхена, несомненно, относятся к наследию пикториализма. Фотографию The Flatiron критики сравнивали с «Ноктюрнами» американского живописца Д. Уистлера. В фотографии Штайхена тот же нежный колорит растворяющегося в вечерних сумерках города, золотые огни фонарей, отраженные в блестящей от дождя мостовой…

Утренний трамвай. Фото Йозефа Судека, 1924 г. © Josef Sudek / Anna Fárová

К концу Второй мировой войны Стиглиц и Штайхен отошли от пикториализма и обратились к «чистой» фотографии. Друг Стиглица и один из основателей группы Photo-Session Клэренс Холланд Уайт (Clarence Holland White) продолжал создавать снимки в живописном стиле и после войны, когда пикториализм уже клонился к закату. В 1916 году вместе с Гертрудой Кэзибир (Gertrude Käsebier) он основал Американское общество фотографов-пикториалистов, которое, впрочем, не нашло большого числа сторонников среди современников. Постановочные кадры Уайта и Кэзибир словно принадлежали другой эпохе, традициям живописи XIX века.

Из представителей немецкого пикториализма стоит назвать фотографа-портретиста Гуго Эрфурта (Hugo Erfurth). На фотографии Knabenbildnis in Landschaft изображен юноша, стоящий на фоне сельского пейзажа. Эрфурт замечательно передает психологические черты модели, весь кадр как бы заражен энергией юности.

С пикториализмом связано начало творческого пути знаменитого чешского фотографа Франтишека Дртикола (František Drtikol). Дртикол обучался фотографическому ремеслу в Мюнхене — родине немецкого модерна, который оказал заметное влияние на его снимки. В творчестве мастера проявилась склонность к живописи, рисунку и графике. Поэтому с самого начала он использовал разнообразные пикториалистические «благородные» техники печати, подавлявшие многие характерные черты фотоизображения и подчеркивавшие возможность авторского вмешательства в конечный снимок.

Miss Mary and Lotte at the Hill Crest. Фото Генриха Кюна, 1910 г. © Heinrich Kühn / 2000–2007 The Metropolitan Museum of Art

The Dayspring from on High. Фото Александра Кейгли, 1890–1900-е гг. © Alexander Keighley / 2000–2007 The Metropolitan Museum of Art

Фотоимпрессионизм проявляется в ранних снимках классика чешской фотографии Йозефа Судека (Josef Sudek) «Утренний трамвай» и «Утренние виадукты». На первом снимке изображен трамвай, проезжающий через арку, уходящую за верхнюю кромку кадра. Поток света, напоминающий по форме треугольник, падает из арки на мостовую. Здесь впервые появляется излюбленный мотив Судека — диагонально падающий поток света. Позднее, отойдя от пикториализма с его размытостью форм, Судек будет фиксировать свет не единым потоком, а пучками световых лучей. Аналогичные снимки были у американского фотографа чешского происхождения Драгомира Йозефа Ружички (Drahomír Josef Růžička), с которых, возможно, и взял пример Й. Судек. Ружичка, ученик К. Х. Уайта, был одним из основоположников Американского общества фотографов-пикториалистов. Как и А. Стиглиц, он отвергал манипулированную печать и допускал лишь смягчение оптического рисунка объектива. На фотографии Ружички «Вокзал» свет, диагонально падающий из маленького (по сравнению с огромным пространством вокзального помещения) окна, световыми ступенями ложится на пол. Здесь доминирует интерес автора не к предметам, а к потоку света и тени как композиционным и, возможно, содержательным элементам.

Blessed Art Thou among Women. Фото Гертруды Кэзибир, 1899 г. © Gertrude Käsebier 2000–2007 The Metropolitan Museum of Art

Arabian Nude Study. Фото Франтишека Дртикола, Прага 1912 г. © František Drtikol

Пикториализм был эхом XIX века. В 1920-х годах живописный стиль уступил место более прогрессивным направлениям фотоавангарда. Фотографы, начинавшие как пикториалисты, во второй четверти XX века продолжали творческие поиски уже в других направлениях. Теперь их внимание сконцентрировалось на экспериментах с ракурсами и композицией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector