Современный кубинский художник. Antonio Perez Bornot

Современный кубинский художник. Antonio Perez Bornot

В Севкабель Порту открывается выставка современной кубинской фотографии ¡Viva Cuba Viva?

Рауль Каньибано. Набережная Гаваны. Куба, Гавана, 1994

Рауль Каньибано. Школа балета. Куба, Гавана 2016

Рауль Каньибано. Набережная Гаваны. Куба, Гавана, 2006

В пространстве АРХКЛУБ в Севкабель Порту 12 января открывается выставка трех фотохудожников — Рауля Каньибано (Куба), Ариена Чанга Кастана (Куба) и Рауля Ортеги (Мексика), которые мастерски запечатлели парадную и закулисную жизнь Гаваны – колоритной кубинской столицы, которая в этом году празднует 500-летие. 16 ноября 1519 года испанский конкистадор Диего Веласкес основал на северо-западном побережье Кубы одно из первых европейских поселений в Новом Свете – Сан-Кристобаль-де-ла-Абана. Позже Гавана получила современное название и статус столицы острова Куба. К середине XVI века город приобрел стратегическое значение, став воротами в Новый Свет. На фотовыставке мегаполис предстанет в своем этническом и эстетическом многообразии, на перекрестке времени и пространства.

Рауль Каньибано. Набережная Гаваны. Куба, Гавана, 2007

Рауль Каньибано. Улица Лус, Старая Гавана. Куба, Гавана, 2006

Рауль Каньибано. Набережная Гаваны. Куба, Гавана, 2003

Выставка ¡Viva Cuba Viva? – это размышление о новой идентичности меняющейся Кубы в объективе фотографов двух поколений и двух стран. Некоторые из представленных провозглашают «виваты» Кубе — ¡Viva Cuba!, когда как другие, наоборот, наводят на размышления о судьбе острова свободы после смерти Фиделя Кастро, вопрошая ¿Cuba Viva? – «Жива ли Куба?».

Кроме фотографий посетители выставки увидят три видеоработы: советский фильм «Я Куба» – шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, который обрел вторую жизнь благодаря усилиям Скорсезе и Копполы, премьеру документального фильма о Латинской Америке от экс-кандидата в президенты Чили Марко Энрикес-Оминами и видеоарт-исследование «Возможные судьбы» от современного кубинского художника Луиса Гарсига. Во время съемок фильма Гарсига на несколько месяцев художник перевоплотился в так называемого «лодочника» – частного таксиста с личным автомобилем-североамериканцем 1950-х годов. Художник бесплатно возил по Гаване пассажиров до их физических мест назначений в обмен на откровенный рассказ об их иллюзорном пункте назначения – судьбе, о которой они мечтают, к которой они стремятся.

Рауль Ортега. Че Гевара. Серия «Центр Гаваны». Куба, Гавана, 2015

Рауль Ортега. В ожидании. Серия «Старая Гавана». Куба, Гавана, 2018

Рауль Ортега. Призрачная женщина. 23-я улица, Ведадо. Куба, Гавана, 2016

Виртуозно выстраивая композицию, играя светом и тенью, сочетая нарративные и документальные формы, каждый из фотохудожников создает мозаику осязаемой истории современной Гаваны. Причудливый язык насыщенных и ярких визуальных образов оставляет зрителю пространство для интерпретаций, но, собрав все фрагменты воедино, никто не усомнится в том, что настоящая Гавана – это не просто город с богатым прошлым, но прежде всего – человеческие характеры, судьбы и устремления, обращенные в будущее.

Читать еще:  Художник-сюрреалист. Vijender Sharma

Уникальность Кубы состоит в том, что при всей плачевности финансового положения ее жителей, художникам здесь выделяется почетное место. «У нас безумно любят искусство: как будто здешние люди живут в какой-то иной, ушедшей эпохе», — говорит один из самых уважаемых экспертов по кубинскому арту Элла Фонтанальс-Сиснерос, обладательница внушительной коллекции произведений ХХ века.

Кубинский художник

blondzinko вовлекла меня во флешмоб, где надо рассказать про художника, и задала кубинского художника Хорхе Арче. Если честно, не слышала про него раньше.

Портрет Хосе́ Хулиа́н Марти́-и-Пе́рес (кубинский поэт, писатель, публицист и революционер)

Интересно, что поэт как будто держит рамку картины на портрете. 🙂

Конечно, я обратилась к Википедии и Гуглу.
Хорхе Арче (Jorge Arche) жил в первой половине XX века и писал в стиле «авангард».

Он родился в Санто Доминго в 1905, а умер в Испании в 1956. Хохре начал изучать живопись с 13 лет в Fundacion Villate of the Sociedad Economica de Amigos del Pais (колледж?), затем поступил в известную академию Сан-Алехандро, но не окончил её, не удовлетворив их требования. Видимо, им не понравился его подход и манера рисования, не знаю. На стиль Хорхе повлиял художник Виктор Мануэль, вот его картина:

В начале 1930-х Арче разработал свой собственный стиль упрощённого натурализма, который можно увидеть на этом портрете его друга и коллеги:
Retrato de Arístedes Fernández, 1933

Выделяющийся элемент работ Арче — обработка фона на портретах. В основном, он рисовал портреты, но дополнял фон подробностями пейзажа. Цвета выбирал интенсивные, линии — мягкие и плавные. Объекты на его картинах обычно спокойные, очень редко в движении. Портрет Хосе выше — прекрасный пример мягкой обработки портрета, реалистичного изображения человека и прекрасного, почти сюрреалистичного пейзажа на фоне.

В 1935 и 1938 годах он получил премии на первых двух Салонах живописи и скульптуры в Гаване. В 1937 году выполнил фреску в колледже для учителей Санта-Клара. В том же году прошла его первая персональная выставка в Гаванском Лицее.

Портрет Марии (1938), Государственный музей изящных искусств, Гавана
Ярко, сочно, но фигура мне как-то не нравится, слишком крупная, по сравнению с головой. Лицо выразительное.

Также рисовал жанровые сценки, допустим, «Игроки в домино».
Забавная картина, я тоже когда-то в домино играла.)

Эта замечательная: и природа, и крыши яркие люблю.

Нашла один автопортрет, называется «Моя женщина и я».

В 1977 году на Кубе в его честь выпустили почтовую марку.
Симпатичная. 🙂

Хочу сказать, что поиск информации по этому художнику затруднён, даже если в статье написаны названия картин, надо умудриться найти сами картины. Очень жаль. Красивый и талантливый мужчина был, а почему-то фотографий нет совсем.

Если кто-то хочет участвовать — обращайтесь, выделю вам художника.

Читать еще:  Цветочные картины. Gary Jenkins

Эдуардо Абела. Кубинская живопись.

Автор:
Павел Ин

Эдуардо Абела (1892-1964)

«Магической» видится Габриэлю Гарсиа Маркесу и Алехо Карпентьеру, великим романистам южноамериканского континента, тропическая действительность карибских стран. Ощущение чудесного есть и в сказочных образах Эдуардо Абелы, одного из самых значительных живописцев Кубы 20 века.

Наивность и хрупкая гармония, искренность и нежность его полотен выражают чувства простые и вечные, обнаруживают удивительные связи с традициями европейской живописи — итальянским Ренессансом или авангардизмом 20 века. Чистый мир Абелы — вне исторического времени: ранний — ясный и наивно-умиротворенный, поздний — трепетные, по-детски удивленные и открытые образы — наполнен переживаниями неопределенных ощущений, видений, культурных ассоциаций. «Только чудесное прекрасно» — провозглашенный А.Бретоном в «Манифесте сюрреализма» (1924) тезис — «символ веры» маэстро, но не заимствованный, а обретенный творчеством.

Абела принадлежал к тому поколению художников, которые в 1920-30-е годы совершили переворот в кубинской живописи.

Он родился в маленьком городке Сан-Антонио-де-лос-Баньос (провинция Гавана). Учился в Академии Сан-Алехандро (Гавана), обнаружив склонность к юмористическому рисунку. Л. Романьяч, значительнейший живописец на рубеже 19- 20 веков, мастер романтического склада со свободной манерой живописи в духе испанца И.Сулоаги, был его учителем, как, впрочем, и всего поколения Абелы. В1921 году начинающий художник отправляется в Испанию, традиционно историческую и культурную метрополию Латинской Америки. В 1924-27 годах он работает в Париже, грандиозной «мастерской», где представлены все спектры современных авангардных течений и самое новейшее и скандальное среди них — сюрреализм. С сюрреализмом в той или иной мере столкнулись все жаждущие нового молодые латиноамериканские поэты и художники — перуанец С. Вальехо, кубинцы А.Карпентьер и В.Лам, чилиец Р.Матта. Однако их привлекала скорее «техника» — многообразие форм и свобода выражения, непосредственное обращение к своему «Я» как объекту художественного исследования, нежели строгое следование догмам сюрреалистической концепции. Причиной тому была интуитивно или сознательно ощущаемая ими самобытность этнокультурного бытия латиноамериканского континента, осознание истоков своего творчества.

С 1927 года Абела снова в Испании, где критика тепло приняла его работы, а в 1929 — долгожданное возвращение на Кубу, но уже времен диктатуры генерала Мачадо, «президента тысячи убийств». Абела активно занимается карикатурой; «Малыш», «Учитель», «Простак» — популярные персонажи его работ. В 1933 году режим пал, Мачадо бежал из страны, и в том же году Абела назначается консулом в Милан (смотри фото города). Очарованный искусством кватроченто, в Италии он изучает живопись «наивных» мастеров — Фра Анджелико, П.Уччелло.

Результатом итальянских впечатлений по возвращении на Кубу стала фреска «Колонизация» (1937) в Педагогической школе Санта-Клары. Год спустя Абела пишет «Крестьян», которые удостаиваются I премии Национального салона.

Куба 1930-х годов — уже не далекая художественная провинция: сложилась национальная школа «новой» живописи, переосмыслившая открытия западноевропейского авангарда. В.Мануэль, А.Пелайес, Ф.Понсе и другие преодолели рамки академических условностей и салонного сочинительства, занялись формотворчеством и поисками национального «кубинского начала». Видя смысл творческих поисков в передаче своего личного эмоционального переживания, они, естественно, стремились к определенности тем и мотивов. Лиричны проникновенные женские образы и простые пейзажи В. Мануэля, «рембрандтовская» живопись Ф. Понсе проникнута философской символикой, а метафизика ранних натюрмортов А.Пелайес как бы таит в себе скрытое буйство фантастических форм ее поздних работ. Оригинален стиль и более молодых В.Лама, А.Гатторно, Х.Арче, К.Энрикеса.

Читать еще:  Супер-реальность. Giuseppe Muscio

«Молодожены» (1927) и «Крестьяне» (1938) наиболее характерные работы раннего — «крестьянского» — периода Абелы. Его определяющие черты — пасторальный характер повествования, ясность композиционных построений и обобщенность форм, плотная живописная поверхность и преобладание светлых сгармонизированных цветов. «Молодожены» интересны обыгрыванием мотива репрезентативного портрета, стилизацией «картины на память» в духе народного лубка. Красивы и нежны погруженные в себя женщина в белом платье со светло-сиреневой шалью и цветком в волосах и склонившийся к ней мужчина в белой рубахе; его сдвинутая на затылок шляпа похожа на нимб святого, а роза в руках женщины, цветок любви — как брачная свеча. Спокойствием проникнуты «Крестьяне»: нега сиесты, размышляют гуахиро, задумчивы женщина и наклонившийся к лошадке всадник — на заднем плане, на фоне игрушечных домиков. Серьезность и забавность изображаемых народных идиллий свидетельствуют об искренней любви автора и воплощают его представление о естественном бытии человека.

В 1939 году Абела открывает в Гаване Свободную студию живописи. В1942 его назначают атташе по культуре в Мексику, а с 1947 по 1952 он находится в Гватемале с дипломатической миссией. В 1947 году ему присуждена I Премия национальной живописи.

В начале 1950-х годов мастер приходит к новой живописной манере, напоминающей М. Шагала. Уходят внешние приметы видимой и узнаваемой реальности, художником овладевают странные образы и сказочные видения — доминирует «произвол» авторской фантазии. Видимая Абеле «чудесная реальность» — даже в названиях полотен: «Сон красавицы» (1960), «Человек с котом» (1961), «Король архаический» (1961). Художественная рефлексия, непосредственность и наивность гипертрофируются почти до форм детского рисунка, достигая присущего им обаяния радостно-удивленного и ясного взгляда на мир, не утрачивая при этом ассоциативной сложности. Совершенно иной становится живописность — трепетной мозаичной поверхностью пятен и мазков, жидких и корпусных; резко усиливается эмоциональное звучание цвета, лишившегося предметной конкретности.

Кажущаяся простота произведений Абелы заключает в себе постижение сущностных начал. Сама открытость, ожидание грядущего счастья — «Девушка с зеленой рукой» (1961), обратившая взор к небу и прижимающая к груди букет цветов. Строгий «Портрет Хосе Марти» (1960), выдающегося поэта, Апостола свободы, позволяет почувствовать нравственное величие его личности, как бы подтверждая им же сказанное: «Тому, кто несет свет, суждено оставаться одиноким».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector