Современный реализм, имеющий сильную повествовательную линию. Brooke Walker-Knoblich

Современный реализм, имеющий сильную повествовательную линию. Brooke Walker-Knoblich

Специфика творчества Джона Фаулза

Джон Фаулз — английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Фаулз интересуется проблемой искусства и проблемой творческого сознания («Башня из черного дерева»). В романах существует кажущееся романтическое двоемирие — вымышленное и реальное. Мир реальный, от которого бежит герой, дистанцирован от персонажей и автора. Все герои Фаулза — путешественники за собственным «я», своей сутью, природой.

Полуисторический, полунравоописательный роман-игра, роман-пародия на викторианство — «Женщина французского лейтенанта» свидетельствует о новой повествовательной технике. Фаулз сталкивает героя с автором, совершает вместе с ним путешествие в век королевы Виктории. Порочный круг на деле оказывается врожденным уродством героев, делающим их полными ничтожествами, когда реальность подменяется иллюзией, слова — немотой. Герой Фаулза постоянно находится в поисках и движении, оправдывая открытость концовки, но отвергая относительность нравственных ценностей XX в.

«Женщина французского лейтенанта» считается ярчайшим представителем постмодернизма, в то же время сохраняющим элементы традиции реализма. Фаулз помещает своих героев в условия викторианского романа, в сюжетных линиях, именах некоторых героев и их характерах можно обнаружить отсылки к произведениям Чарльза Диккенса, Джорджа Мередита. Однако авторский текст постоянно напоминает читателю, что роман написан в XX веке: Фаулз объясняет поведение своих героев, используя отсылки к теории психоанализа и современным ему философским течениям, сравнивает сооружения мола с полуабстрактными скульптурами Генри Мура, а сердце героини — с компьютером.

Фаулз также оспаривает роль автора, который в викторианскую эпоху был своего рода всемогущим Богом.

Особое место в романе занимает игра с финалами. Первый финал, типичный для пародируемых им викторианских романов, Фаулз явно высмеивает. Предлагая читателю две других концовки, Фаулз формально не предлагает ответа на вопрос, какую из концовок выбрал бы сам автор. Фаулз в своих произведениях редко оставлял ясные концовки (так, например, открытым и неясным остаётся финал «Волхва»).

В книгах писателя вырисовывается богатая энциклопедия цитат и парафраз Филдинга, Диккенса, Шекспира, Аристотеля, Вольтера, Маркса, Дарвина, что делает творчество Фаулза независимым от современных сиюминутных течений и влияний, привлекательным для читателя. Эксперимент Фаулза с творческим сознанием проводится в разных произведениях по-разному. История сама по себе — это разные степени отвлеченности от реальности, заключающей в себе возможности фрагментации и распада.

Фаулз дебютировал романом «Коллекционер» (1963). Коллекционер поднимает важнейшую проблему 20 в. — оскудение души и утраты духовности. Главный герой — олицетворение бездушия. Клегг не случайно коллекционер бабочек (у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу). Миранда — живая, ее мир — мир движения, творчества. Мир Клегга — мир подполья, замкнутого пространства. Еще в «Коллекционере» Фаулз переиначивает сюжет о похищении красавицы чудовищем. Но в романе жертва неспособна перевоспитать монстра, пробудив в нем любовь. Автор дает глубокий социально-психологический анализ душевных порывов и поступков своих героев. Словно со стороны Дж. Фаулз наблюдает за ними, позволяя им рассуждать. Клегг отождествляется с темной стороной человеческого естества, он ставит себе в заслугу рыцарское отношение к Миранде, лицемерит даже перед самим собой, называя себя Фердинандом. Все благородные порывы души героя гибнут из-за его ограниченности. Оправданием поступкам Клегга могут отчасти послужить слова, вложенные автором в уста главной героини: «В этом — весь он. Он стремится выглядеть корректно, он должен вести себя прилично и поступать правильно, в соответствии с нормами, существовавшими задолго до нашего рождения…это трагедия…он — жертва убогого мещанского мирка». Внутренняя пустота Фредерика Клегга проявляется в его способности выражать свои мысли при помощи безликих фраз и выражений. Его речь неинтересна и бессодержательна.

Полным отождествлением с пустым и темным внутреннем миром Клегга может служить атмосфера полумрака в его доме. Клега можно характеризовать как педанта. Он имел негативный опыт в общении с женщинами. Он к ним отнесся как: «вроде как экземпляр для коллекции негодный, на который и глядеть не станешь».

«Новый реализм»

Направление литературы — «новый реализм» уже критиковало отдаленность авангарда от жизни общества и на формальном уровне адаптировало для своих новых идейных и эстетических целей метод реализма. Творчество Чи Ли, Фан Фан, раннего Лю Чжэньюня, Лю Хэна, Янь Лянькэ и др. может быть объединено вниманием к вопросу выживания и экзистенции. В отличие от авангарда, исследующего пограничные состояния, «новый реализм» обращает бесстрастный взор на унылую действительность, избирает в качестве героев «маленьких людей» — бедных горожан и крестьян, занятых проблемой элементарного выживания. Группа авторов — Сюн Чжэнлян, Гуй Цзы, Цзинь Гэ — в своих произведениях отражает жизнь той части населения, которая страдает от новой жизни. Это безработные, обманутые новыми хозяевами наемные рабочие. Интересно то, отмечает Чэнь Сяомин, что «в их текстах тяготы жизни непременно сопровождаются любовным безумием героев. Нередко эти авторы следуют требованиям, предъявляемым потребительским обществом к литературе, и перенасыщают свои тексты описаниями эротических сцен. Тем не менее, можно признать, что художественный уровень их работ высокий»Завидовская Е. Постмодернизм и современная китайская литература // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — №2. — С.147-148.. «Новый реализм» отказывается от эмоционального подъема и пафоса литературы 80-х гг.

Творчество «позднерожденных» авторов

С начала 90-х гг. появляется направление «поколение позднерожденных» авторов, группы молодых авторов, родившихся в конце 60-х начале 70х гг.. Оно обратилось к окружающей действительности Китая. Ведущие авторы этого направления: Хэ Дунь, Шу Пин, Ли Эр, Дун Си, Хань Дун, Чжу Вэнь и др.

Читать еще:  Яркий пост-поп-стиль. Dennis Osadebe

Направление «нового состояния» отражает реакцию писателей на экономические и социальные перемены; это в первую очередь городская литература. Данное направление созвучно западному постмодернизму по стилю, ибо уровень и стиль жизни в больших городах Китая уже почти не отличается от западного.

Литература «нового состояния» наиболее чутко реагирует на новшества, связанные с развитием рыночной экономики в Китае, при этом она является «периферийной» по отношению к центру. Постмодернизм в ней находит выражение в виде слияния элементов «чистой» и массовой литературы, утверждения телесности и чувственности индивида, смешения кодов и знаков идеологии, рынка, масскульта.

В своих текстах авторы выступают против исторического дискурса, дискурса власти и государства. Обычно это легко читаемые произведения «приправленные» сценами насилия и эротики.

Общим моментом для писателей нового поколения при всем различии стилей и миров, по мнению Н. Демидо, стало демонстративное изображение личности вне общества, внимание к частной жизни героя, склонность к философствованию и самоанализу, противопоставление активной общественной позиции пассивного «бунта эгоиста-одиночки»Демидо Н. Новое поколение «свободных художников» на литературной сцене КНР // Проблемы Дальнего Востока. — 2001. — №3. -С.153.. Их «герой» начисто лишен какого бы то ни было чувства социальной ответственности или долга перед обществом, он отказался от общепринятых ценностей и утверждает свою, индивидуалистическую шкалу ценностей, погружен в свои субъективные ощущения, которые и становятся для него объективной реальностью. В качестве сюжета нередко использовалась история личной жизни писателя, все остальное — оставалось вне поля зрения автора. Манера повествования становилась все более откровенной, характерной чертой их творчества стал так называемый «литературный эксгибиционизм». В какой-то мере можно даже согласиться с оценкой китайского критика Фан Вэя, что в произведениях писателей нового поколения «повествование замкнулось» на личности рассказчика / автора /.

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Читать еще:  Эмоциональная энергия. Sophie Simonet

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Последствия

Скачать книгу в формате:

1946 год, послевоенный Гамбург лежит в руинах. Британский офицер Льюис Морган назначен временным губернатором Гамбурга и его окрестностей. Он несколько лет не видел свою жену Рэйчел и сына, но война позади, и семья должна воссоединиться. Губернатора поселяют в одном из немногих уцелевших домов Гамбурга – в роскошном и уютном особняке на берегу Эльбы. Но в доме живут его нынешние хозяева – немецкий архитектор с дочерью. Как уживутся под одной крышей недавние смертельные враги, победители и побежденные? И как к этому отнесется Рэйчел, которая так и не оправилась от трагедии, случившейся в войну? Не окажется ли роковым для всех великодушное решение не изгонять немцев из дома? Боль от пережитых потерь, страх и жажда мести, потребность в любви и недоверие сплетаются в столь плотный клубок, что распутать его способна лишь еще одна драма. “Последствия” – история любви, предательства и мести на фоне руин, укутанных зимним безмолвием. Этот роман делает то, что и должны делать хорошие романы: ставит сложные вопросы, предлагая читателю самому отвечать на них. Книгу вполне оправданно сравнивают с романами Эриха Марии Ремарка, она столь же щемящая и непредсказуемая.

Популярные книги

  • 185645
  • 9
  • 12

Богатый папа, Бедный папа

  • 50557
  • 14
  • 9

В штате Нью-Йорк убивают женщин, их тела обнаруживают таинственным образом висящими в цепях. Лишь .

Когда кругом обман

  • 56733
  • 3

Дмитрий Глуховский Метро 2033 Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубе.

Метро 2033

  • 84820
  • 24
  • 17

Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательног.

Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

  • 35878
  • 2
  • 2

Сильвия Дэй ОБНАЖЕННАЯ ДЛЯ ТЕБЯ Посвящается доктору Дэвиду Алену Гудвину с безграничной любовь.

Обнаженная для тебя

  • 38701
  • 6
  • 4

Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга «Последствия» Брук Ридиан небезосновательно привлекла твое внимание. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него — победа над собой. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. «Последствия» Брук Ридиан читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

Читать еще:  Элементы классического и ренессансного искусства. Anwar Taimuri

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Что такое смерть? По сути, каждый думает и делает выводы по-своему. Но если действительно… смерть.

Неучтённый фактор. Быть живым

Что такое смерть? По сути, каждый думает и делает выводы по-своему. Но если действительно… смерть.

Книга предназначена для военных врачей, фельдшеров и санитарных ин-структоров, участвующих в подго.

Тактическая медицина

Книга предназначена для военных врачей, фельдшеров и санитарных ин-структоров, участвующих в подго.

— Ты пришла, — послышался из темноты вкрадчивый бархатистый голос. У меня по телу побежали мурашки.

«Хэллоуинские страсти. Ночь для инкуба»

— Ты пришла, — послышался из темноты вкрадчивый бархатистый голос. У меня по телу побежали мурашки.

Неореализм и структурный реализм К. Уолтца;

Многие процессы, происшедшие в мире, и особенно в Европе, в 1950-1960 гг., плохо поддавались объяснению в рамках классического реализма. Речь прежде всего идет о развитии торговли, сотрудничества, интеграционных процессах. В ответ на требования времени изменяется и сам реализм. К концу 1970-х годов сформировался неореализм, или структурный реализм. Классиком этого подхода является американский исследователь К. Уолтц. Его работа «Теория международной политики» становится основополагающей на новом этапе развития реалистической парадигмы. В рамках неореализма работают и такие известные исследователи, как Р. Гилпин, Б. Бузан.

Неореализм сохранил многие положения классического реализма, прежде всего рассмотрение государства в качестве ключевого элемента построения международных отношений. Оставаясь основными и самостоятельными единицами анализа международных отношений, государства стали рассматриваться неореалистами не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций (отсюда и другое название данного направления — структурный реализм).

Категория «силы» также сохранилась в неореалистическом подходе в качестве ключевой, однако она стала включать в себя не только военное превосходство. Государства действуют на международной арене, согласно неореалистам, в зависимости от своей мощи. Одновременно сохраняется и понятие «баланс сил», который, по их же мнению, позволяет удерживать участников от применения силы в международных отношениях. Различают простой баланс сил, известный как биполярная система, и сложный баланс сил, предполагающий несколько силовых центров (многополярная, или многополюсная, система).

В целом неореалистами признается и анархический характер международных отношений. Однако здесь наблюдаются существенные изменения. Так, Б. Бузан говорит о формировании в современном мире «зрелой анархии», которая поддается регулированию. Роль регулятора, по его мнению, играет западные демократические страны, которые выступают гарантами международной безопасности.

К. Уолтц сравнивал международные отношения с рынком, где государства, подобно фирмам, действуя в своих интересах, конкурируют с одними и сотрудничают с другими. Но основной акцент в неореализме делается на конфликте и конкуренции. В этом отношении весьма показательно замечание К. Уолтца. Он пишет, что когда страны сотрудничают и получают некую общую прибыль, они задаются вопросом, как ее разделить. При этом они вынуждены решать не только то, получат ли прибыль вообще, но и кто именно получит больше.

К. Уолтц полагает, что систему международных отношений нельзя объяснить, основываясь только на характеристиках, присущих отдельным участникам (акторам) или группе участников. Поэтому значимым шагом в развитии теории неореализма было положение, согласно которому решающее значение в современных международных отношениях оказывает глобальный уровень системы международных отношений, т. е. сама международная структура. Она и «задает» распределение возможностей (в первую очередь военных) среди государств. Тем не менее, К. Уолтц не отрицает необходимости изучения отдельных стран для понимания международных отношений.

Он сформулировал три основных принципа структуры международных отношений (структурная триада К. Уолтца). Согласно первому, государства в международных отношениях руководствуются мотивом выживания. Второй принцип заключается в определении участников международных отношений, которыми для К. Уолтца остаются только государства. Он отмечает, что негосударственные участники (например, транснациональные корпорации) только тогда будут играть решающую роль в системе международных отношений, когда смогут догнать и перегнать сверхдержавы по наличию полномочий и властных возможностей. Государства подвергаются влиянию и принуждению системы международных отношений, но они наделены правом решать, как будут действовать в этих условиях. Наконец, третий принцип К. Уолтца состоит в том, что государства не однородны, а обладают разными возможностями или потенциалом. Они пытаются увеличить его, что может привести, и приводит, к изменению структуры международных отношений.

Много внимания уделял К. Уолтц анализу баланса сил, рассматривая его в качестве одного из основных понятий в теории международных отношений. Он исходит из того, что ядерное оружие является важнейшим фактором, который обеспечивает баланс сил в мире. При этом его распространение не дестабилизирует систему международных отношений, а, напротив, укрепляет ее, так как обеспечивает гарантии против вооруженных конфликтов в силу эффекта устрашения.

С развитием реализма и появлением неореализма меняется и геополитика. В геополитический анализ включается не только отдельно взятое государство, но и группы государств, а также экономический, информационный и другие факторы. Так, после окончания холодной войны в рамках геополитики прошли дискуссии о роли США как мирового лидера с точки зрения географического положения, военной и экономической мощи этой страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector