Союз реализма и абстракции. Fang Ling Lee

Союз реализма и абстракции. Fang Ling Lee

Союз реализма и абстракции. Fang Ling Lee

Абстракционизм — направление в искусстве начала XX в., в рамках которого художники отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Удивительно, но именно абстракционизм стал способом достижения гармонии: в начале XX вв. привычный материальный мир стремительно менялся, и художники вызывали ощущение полноты, комфорта и достаточности у зрителя лишь с помощью цвета, геометрических форм и законов композиции.

Отказ от предметности – не прихоть двоечников художественных школ, а закономерный этап развития искусства. Принцип «пиши что видишь» сформировался лишь в эпоху Возрождения, когда истинным творцом считался художник, способный максимально правдоподобно изобразить материальный мир и его элементы. Ранее, в Древнем Египте, художник должен был рассказать зрителю все, что известно о предмете (отсюда неестественные ракурсы тела). Античное искусство придало этим формам пластичности и грациозности, дабы, например, продемонстрировать красоту человеческого тела. В средневековой Европе искусство служило на благо церкви, повествуя о библейских сюжетах и житиях святых, а также вызывая трепет у зрителей своей монументальностью и каноничностью.

После эпохи Возрождения художники достигли совершенства в изображении ангелочков и таинственных женщин, поэтому нуждались в новых ориентирах. Они не заставили себя долго ждать: в XIX-XX вв. Европа была потрясена чередой революций, в результате чего появилась необходимость в создании нового языка искусства, равно интерпретируемого и доступного всем слоям общества от буржуазии до рабочих и крестьян. Живопись стремилась избавиться от всего лишнего, чтобы наладить контакт со зрителем. Многочисленные общественные потрясения, а также стремительная индустриализация, электрификация, автоматизация и прочие пугающие «-ации», до неузнаваемости изменившие материальный мир, провоцировали художников на поиск ускользающей гармонии. Более того, с изобретением и широким распространением фотографии у них пропала необходимость изображать материальный мир подробно и узнаваемо.

Все эти причины стали кирпичиками в фундаменте нового направления в искусстве, называемого абстракционизмом.

Это спорный вопрос. Некоторые художники, такие как Василий Кандинский, намеренно изображали фигуры, отдаленно напоминающие привычные вещи, цифры символы и т.д., однако их значение не играло никакой роли в интерпретации картины в целом. Джексон Поллок своей абстрактной живописью выражал эмоции и ощущения, импровизировал и играл с материалами, поэтому искать в его зрелых работах человеческие фигуры или объекты бессмысленно.

Тем не менее, ответ на данный вопрос зависит от конкретного художника и его работы. Цветовая палитра, композиция, линии и образованные ими углы – все это позволяет зрителям увидеть или не увидеть конкретные материальные объекты, согласно замыслу художника. Также всегда стоит обращать внимание на название полотна, которое порой указывает на наличие данного объекта или его схожести с изображением.

Спешим вас расстроить: нет, если вы не обладаете навыками живописи и не имеете за плечами десятилетия практики. Прежде чем уйти в абстракционизм, многие художники десятилетиями оттачивали свое мастерство портретами, натюрмортами, пейзажами. Занятия нефигуративной живописью требуют знаний основ колористики и композиции. Именно грамотная сочетаемость цветов и детально выверенное расположение линий и точек на полотне позволяют достичь визуальной гармонии даже без изображения ублажающих взор объектов.

По мере развития абстрактной живописи многие художники и вовсе отказались от предварительных эскизов, доверяя своему внутреннему ощущению гармонии и нанося краску на холст автоматически. За такой техникой стоят годы художественной практики, поэтому ребенок вряд ли сможет повторить шедевр Джексона Поллока и Марка Ротко.

Знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих, автор знаменитого труда по истории искусств, дает универсальный рецепт, как отличить истинный шедевр от рядовой картины.

Итак, находясь перед загадочными линиями и пятнами в музее или изучая картину в Интернете или книге, обратитесь к своему чувственному восприятию. Задавайте вопросы: что вы чувствуете, глядя на данную картину? Какие эмоции, ассоциации, воспоминания она вызывает? Позитивные или негативные ощущения вы испытываете, и почему?

Как правило, во втором случае зритель заканчивает свое знакомство с картиной, ставя клеймо «ерунда» — и совершает роковую ошибку. Даже если вам неприятно смотреть на картину или вы вовсе ничего не испытываете, продолжайте зрительно блуждать по полотну, изучайте его умственно. Что вы видите здесь? Какие цвета использует художник: теплые или холодные, яркие или тусклые? Как он располагает линии и точки, и как считаете, почему именно так? Какой материал он использует: масло, карандаш, ручка, или вовсе делает полотно похожим на коллаж из стекла, металла и картона?

Далее обратитесь к всезнающему экскурсоводу, другу-искусствоведу, аудио- или текстовому гиду или к небезызвестной поисковой системе, дабы узнать: кто этот художник? В какую историческую эпоху он жил и работал? Когда было создано конкретное полотно? Какова история его создания и что случилось с ним после?

Подобный скрупулёзный анализ поможет вам получить удовольствие от самой, казалось бы, провокационной мазни, позволит увидеть красоту в привычных линиях и цветовых пятнах, а также научит интуитивно отличать выдающуюся работу от рядовой.

Основоположниками данного направления считаются русский художник Василий Кандинский (1866 — 1944) и нидерландский художник Пит Мондриан (1872 — 1944). Они никогда не работали вместе и состояли в разных художественных обществах, и, тем не менее, каждый из них внес свой существенный вклад в развитие абстракционизма в начале 20 века.

После того, как в 1910 г. Василием Кандинским в Германии была нарисована первая абстрактная картина, данное художественное направление начало свое уверенное шествие по Европе. Одним из первых его оценил художник Казимир Малевич, однако, в отличие от соотечественника, он не создавал визуальную гармонию и не служил духовным идеям, а развивал концепцию «чистого творчества» и избавлял живопись от лишних элементов. Таким образом родился супрематизм – одно из ведущих художественных направлений начала 20 в. – и его икона – минималистичный «Черный квадрат» (1915 г.).

Группа нидерландских художников, дизайнеров и архитекторов заставила идеи абстракционизма служить обществу. Организовав сообщество «Стиль», они поставили своей задачей изменение человека внутри и его быта снаружи, а сами провозгласили идеал нового творца на службе общества. Архитектурные проекты группы отличались радикальностью, строгостью, и простотой, а дизайнерские решения для дома – удобством, при этом члены группы в качестве основных инструментов использовали прямой угол и лишь три цвета — синий, красный, желтый, зачастую позволяя себе роскошь в виде фонового белого и контурного черного.

Во время Второй Мировой Войны европейские художники массово мигрировали в США, познакомив местных творцов с абстракцией. Радикальные идеи и новый взгляд на окружающий материальный мир оказали колоссальное влияние на молодых и перспективных, позже основавших абстрактный экспрессионизм – одно из главных художественных направлений в американском искусстве. Его основоположник – Джексон Поллок – ныне гордость Америки и один из самых дорогих художников современности.

Как таковых «чистых» абстракционистов выделить сложно. Из наших соотечественников стоит упомянуть Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Евгения Михнова-Войтенко. Идеи нефигуративной живописи оказали влияние на Александра Родченко, Лазаря Лисицкого, Любовь Попову, а также таких европейских художников и скульпторов, как Константин Бранкузи, Умберто Боччони, Пауль Клее и т.д.

К сожалению, в XX в. огромное количество абстрактных полотен покинуло нашу страну. Тем не менее, некоторые институции могут похвастать чудесной коллекцией нефигуративного искусства — например, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства. Разумеется, есть работы абстракционистов и в Эрмитаже, а также, других музеях – но их концентрация там ниже чем в вышеупомянутых.

Также всем поклонникам абстрактного искусства рекомендуем к посещению следующие европейские музеи: Центр Помпиду во Франции, коллекция Пегги Гуггенхайм в Италии, галерея Тейт Модерн в Великобритании, Центр искусств королевы Софии в Испании.

Читать еще:  Художник-реалист. Drew Ernst

А счастливым обладателям американской визы советуем не упускать свой шанс и при следующей поездке в США взглянуть на шедевры абстракционистов в музее Соломона Гугенхайма и музее современного искусства MoMa.

LiveInternetLiveInternet

Новости

Музыка

Видео

Я — фотограф

Художник Hildegard Schwammberger

Стена

Рубрики

  • видео (986)
  • Развлечения, игры, игровые автоматы, досуг (508)
  • Своими руками (493)
  • ВЯЗАНИЕ (288)
  • Ремонт своими руками (13)
  • ШИТЬЁ, школа шитья, (4)
  • Притчи, цитаты,афоризмы, сказки, проза (472)
  • Фитнес-упражнения (437)
  • Стройная фигура (211)
  • «Вкусные рецепты для здоровья» (127)
  • Польза ягод (11)
  • ПРОЗА (96)
  • Уход за волосами (85)
  • Маски для волос (31)
  • ПОЛЕЗНО О КОМПЬЮТЕРАХ И ПРОГРАММАХ (47)
  • Во имя жизни будущих людей, во имя тебя, Родина! (46)
  • Цитата-картина (45)
  • О наболевшем (16)
  • Путешествие по Северу (1)
  • диеты (30)
  • живопись (5986)
  • акварель, пастель (710)
  • картины маслом (143)
  • графика, гравюры (88)
  • здоровое питание (5637)
  • Праздничные, новогодние рецепты (439)
  • Мои пироги (75)
  • Мои кексы (37)
  • Мои булочки, ватрушки (36)
  • Моя кухня (20)
  • Моя выпечка в мультиварке (19)
  • Мои торты, пирожные (17)
  • Мои кексики, маффины (16)
  • Мои пирожки (13)
  • Моё печенье (6)
  • Мои блины, оладьи (4)
  • Рецепты блюд (4644)
  • интересное о разном (4107)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА (1037)
  • Сады и парки, красивые места, красивые деревни (296)
  • Храмы, замки и дворцы (233)
  • Кино, спектакль, мультфильм (167)
  • Знаменитые люди, певцы, поэты, музыканты, артисты (113)
  • АВТОМОБИЛИ, МОТОЦИКЛЫ, ЯХТЫ (100)
  • Полезные советы (83)
  • пруды,озёра,моря,водоёмы, водопады, реки (59)
  • Космос (44)
  • ПРАВО (9)
  • Пещеры (2)
  • ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ (47)
  • искусство (2895)
  • Иллюстрации (1091)
  • НАТЮРМОРТ (545)
  • АРТ (536)
  • Рисунок (296)
  • ФОТОАРТ (194)
  • Личное (117)
  • ВЗГЛЯД ИЗ ОКНА (1)
  • любовь, счастье, стихи о любви, стихи о счастье, (1079)
  • моя семья (39)
  • музыка, плейкасты (554)
  • народная медицина, здоровье,помощь (3495)
  • Здоровье (562)
  • Лечение упражнениями (559)
  • САМОМАССАЖ, МАССАЖ (188)
  • Здоровье суставов (159)
  • Акупунктура, акупрессура (98)
  • Здоровье кожи (98)
  • ЗРЕНИЕ (68)
  • Варикоз, лечение и профилактика (53)
  • Ода травам (48)
  • Эфирные масла (33)
  • Каждый день с пользой! (33)
  • Здоровье волос (32)
  • Комплексное очищение организма. (25)
  • Здоровье зубов (23)
  • Здоровье крови, сердца и сосудов (21)
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (18)
  • Избавиться от паразитов (17)
  • Здоровье ногтей (12)
  • Здоровые уши (5)
  • Здоровье почек и мочевыводящих путей (5)
  • Здоровье сердца (4)
  • Здоровье костей (2)
  • пожелание друзьям (89)
  • полезно для дневника (2148)
  • РАМОЧКИ С ДЕВУШКАМИ (965)
  • ТЕКСТОВЫЕ РАМОЧКИ (478)
  • СХЕМЫ (311)
  • ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ РАМОЧКИ (100)
  • Рамочки, схемы,декор Новогодние (94)
  • Просто о сложном (28)
  • Клипарт, декоративные элементы png, картиночки (19)
  • Аватарки (9)
  • Рамочка «Кулинарные Рецепты» (3)
  • Православие,вера, православные молитвы (151)
  • природа (468)
  • прочее фото (526)
  • Уроки фотографии (8)
  • Фото цветов (134)
  • Путь к Победе (45)
  • разное (288)
  • Реклама (183)
  • советы врача, диеты, рецепты долголетия (570)
  • ЙОГА, ЦИГУН, ШИАЦУ — секреты долголетия (150)
  • дизайн, мода,советы дизайнера, стилиста, интерьеры (686)
  • Сервировка (8)
  • стихи (3984)
  • Мои стихи (110)
  • Стихи о городах (16)
  • тесты (119)
  • Фото животных, птиц, рыб, в мире животных, истории (1150)
  • фото людей (77)
  • цветы (558)
  • цветы и растения, уход за ними (368)
  • Чудеса на подоконнике (14)
  • чудотворные иконы (12)
  • это надо знать женщине (898)
  • Уход за лицом (322)
  • Маски для лица (113)
  • ЮМОР, ПОЗИТИВ (456)

Цитатник

Про эту секретную программу мало кто знает, но она появилась еще в операционной системе Window.

ВАША КАРТИНКА ВАШ ТЕКСТPEROOO ВАША КАРТИНКА ВАШ ТЕКСТPEROOO ВАША КАРТИНКА ВАШ ТЕКСТPEROOO ВА.

Дождливый день по-своему красив. Хрустальной нотой: мелкой, дробной, нежной… Той, что, об.

Здесь будет Ваш текст Здесь будет Ваш текст

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Женщина — это. Fang Ling Lee

Женщина – тайна небес,
Ни одним знатоком не разгадана,
Женщина – темный лес,
Где прохлада мягкая спрятана.

Женщина – это волна,
В ритме вальса со мною парящая,
Женщина – это весна,
В час урочный ко всем приходящая.

Женщина – это жара,
Что натуру мужскую расплавила,
Женщина – это игра.
Что идет всегда против правила.

Женщина – это стихи,
От которых в бессоннице маешься,
Женщина – это грехи,
В них порою всю жизнь не раскаешься.

Женщина – это дождь,
Очищающий и долгожданный.
Женщина – это дрожь,
Сладкий трепет минуты желанной.

Женщина – это боль,
Голова от утраты склоненная,
Женщина – это соль,
В материнских слезах растворенная

Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля

Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.

Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.

Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.

Основные направления абстракционизма

Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:

  • геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины;
  • цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

Самые известные представители абстракционизма

За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:

  • Василий Кандинский;
  • Казимир Малевич;
  • Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
  • Михаил Ларионов;
  • Наталья Гончарова;
  • Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
  • Франтишек Купка (František Kupka);
  • Александр Архипенко;
  • Иван Марчук;
  • Юрий Злотников;
  • Робер Делоне (Robert Delaunay);
  • Павел Филонов.

Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.

Союз реализма и абстракции. Fang Ling Lee

Среди мифов, созданных ХХ столетием, важен миф об абстракции.

Абстрактное начало возвели в ранг духовного: Хаос провозглашен Космосом. Оспорить подмену трудно, поскольку подмена произошла повсеместно – в философии, в экономике, в социальной жизни, в искусстве. Дискуссии по поводу абстрактной живописи уже не ведутся, заткнулись хулители беспредметной красоты, слуги тоталитарных режимов. Отныне всем очевидно: кляксы и загогулины не должны обозначать конкретный предмет, поскольку именно беспредметное выражает порыв духа. Дух – это нечто воздушное, верно? Стало быть, чтобы выразить дух, абстракция подходит лучше, чем предметное искусство. С этим положением сегодня никто не спорит.

Художники Клее, Мондриан и Кандинский – считаются мастерами, которые выражали духовное начало, минуя предмет.

Трудно передать словами информацию, которую сообщают полотна абстракционистов. Этого не требуется: в слова облекают образы, а здесь духовное настигает зрителя в чистом виде.

Как изобразить дух? Художник эпохи Возрождения рисует многофигурную композицию, а мастер нового времени просто ставит пятна – и добивается того же эффекта. Очевидно, что второй путь короче и привлекательнее.

От праздного буржуя, коллекционирующего холсты с полосками, и до почитателя трактата «О духовном в искусстве» Кандинского – все уверены, будто абстракция это дух в чистом виде. Предметное изображение прятало дух под бытовыми подробностями, усложняло общение с горним, а свободная абстракция дух высвободила.

Обыватель покорно вглядывается в пятна краски. Как сказал мне однажды зритель на выставке абстрактной живописи: «надо долго смотреть, надо довериться абстракции – и тогда духовная энергия перейдет в тебя».

Во всяком ли пятне содержится духовное начало? Вопрос каверзный. Довольно издевались над абстракционистами: мол, и курица лапой так нарисует. Теперь постулировали, что в следах куриной лапы духовного начала нет, а в следах, оставленных Джексоном Поллоком, духовное начало – есть. Но как отличить одно от другого? Конечно, всякий может начать ляпать пятна – однако это духовным свершением не станет. А пятна, которые наносил на холст Кандинский или Полякофф, де Сталь или Ротко, в тех пятнах действительно содержится духовное. Нахождение духовного в одних пятнах и отсутствие духовного в других пятнах – вопрос деликатного баланса, тончайшего чувства знатока.

В академическом рисовании ошибку определить легко: плохо ухо нарисовано или перспектива хромает. А как определить ошибку в пятне? Пятно недостаточно пятнисто? Не столь ярко, как иное пятно?

Знатоки абстракции слывут очень духовно восприимчивыми людьми, они – точно античные пифии – могут указать, в каком сочетании пятен содержится духовное начало, а в каком сочетании – духовного нет. Богатые пифы и пифии, коллекционирующие абстрактную живопись – они жрецы вышей духовной силы: абстракция – суть нисхождение мирового духа, высшая сила, красота в чистом виде.

Тут любопытно вот что.

Религиозная живопись – предметна. Иконы, фрески, картины на холсте, скульптуры соборов – это все очень предметные работы. Духовная живопись (то, что Трубецкой называл «умозрением в красках) оперирует понятием «образ», а образ – это воплощение духа, переведение духа в плотский облик. Скажем, человек создан «по образу и подобию Божьему», то есть физические черты Бога нам, в принципе, известны. Изображение этих черт являлось изображением духовного начала – так что же, ошибались?

Или абстракция имеет дело не с религией, не с верой в Бога, не с конкретной конфессией – а с неким духом вообще, с духом над-религиозным? Это такой бестелесный дух, который непостижим через образы и формы, он просто носится над бездной – и сведения о нем не передашь, иначе как через пятно и кляксу.

Диву даешься: неужели Мадонна кисти Джованни Беллини – менее духовна, чем загогулины Кандинского? Или Мадонна Беллини духовна тоже – но иначе, нежели загогулины? Возможно, через загогулины передано самое важное, что есть в Мадонне? Распятие Мазаччо не столь духовно, как клеточки Мондриана? Или эти картины по-разному духовны? И вообще: почему полторы тысячи лет (начиная с романских соборов, хотя можно и раньше) западная цивилизация передавала духовное чувство через предметные образы, а сейчас передает духовное начало через беспредметную абстракцию?

Возможно, сегодня другая духовность, не религиозная духовность, а светская? Но и светская духовность, то есть, наука и философия, тоже выражают себя через конкретные знания и понятия – не существует знания о мире «вообще», невозможно знать нечто абстрактно.

Для понимания мифа абстракции важно однажды определить для себя конкретность бытия духа; важно произнести хотя бы для собственного понимания и своего собственного уха: дух – это не абстрактное понятие. Дух – конкретен, как всякая сущность.

Духовное начало выражает себя предельно конкретно. Знание конкретно. Любовь – конкретна. Понятие – конкретно. Мировой дух, о котором говорил Гегель, воплощал себя в конкретном государственном устройстве, дух христианства содержится в любви, а любовь – понятие не абстрактное, а весьма и весьма определенное.

Христос призывал возлюбить людей не «вообще», но строго определенным образом.

Когда Христос предлагал возлюбить дальнего как ближнего, а ближнего, как себя самого, он имел в виду самое что ни на есть конкретное измерение любви – чтобы было понятно, как именно следует любить людей. Любить следует самозабвенно, любить всего человека, с руками, с волосами, с запахом, с мимикой – любовь это очень конкретное чувство, вспомните, как вы любите близких людей, детей, маму. Распространение этого конкретного чувства на всех людей – образует сильнейшую скрепу бытия – конкретную скрепу – но попробуйте заменить это конкретное чувство абстрактными «правами человека» – и вы получите мыльное общество, где никто ни за кого не отвечает.

Пантеон абстрактных ценностей изобразительным искусством, увы, не ограничивается, это было эстетическое обоснование мыльного миропорядка:

Мы сегодня исповедуем абстрактную демократию (и не хотим знать ее конкретных воплощений), мы приняли финансовый абстрактный капитализм (и абстрактные знаки заменили золотой стандарт), абстрактные права человека мы ставим выше конкретной государственной пользы (и знать не хотим про то, что права реализуются только конкретно), абстрактную историю, понятую как движение к прогрессу, мы ставим выше конкретной культуры с ее обычаями, привычками и традициями – и так далее, без конца.

Это полное торжество абстракции над конкретным.

Наступило это торжество абстракции после большой войны, во время которой каждый воевал по вполне конкретному поводу: русские воевали, чтобы не стать рабами немцев, немцы воевали, чтобы не развалилась европейская идея гегемонии, англичане воевали за колонии и контроль над миром, коммунисты воевали против правых, гуманисты воевали против массового смертоубийства и геноцида – но победила в конце концов — мыльная абстракция.

После победы над конкретным нацизмом, когда многие ждали торжества конкретной предметной эстетики Брехта и Пикассо, Сартра и Чаплина – произошел неожиданный кульбит в сознании мира. В фильме «Диктатор», в картине «Герника», в пьесах Брехта и стихах Маяковского были уже сказаны простые конкретные слова, в гимне Единого рабочего фронта пелась (на слова Брехта) простая конкретная фраза: «Никто на других не поднимет плеть, и сам не станет рабом». И на мгновение показалось – мир станет конкретно счастливым. Ведь сказано же – как хорошо и как плохо.

Однако конкретных истин показалось мало. Для духовности, для неуловимых эманаций духа свободный мир пожелал иного. Возникла абстракция «открытого общества», не опирающаяся ни на конкретную культуру, ни на конкретную судьбу. Что будет с гражданином конкретно – это уж как выйдет, А вот абстрактно все будет ярко и празднично.

Это был важный шаг, принципиально для мироустройства: на очередном Биенналле призы получил американский абстракционизм, а вовсе не европейское экзистенциальное нытье. И абстракционизм отныне стал эквивалентом свободы – новым шагом к прогрессу, новым божеством.

Конкретного мы знать отныне не хотим; конкретное знание страшит. Страшнее реализма для нового мира ничего нет – реализм в истории, реализм в вере и реализм в финансировании – опасны. Абстракция – вот идеал.

Абстрактно выражаясь, мы строим свободный мир, а конкретно – вводим войска в Афганистан и Ирак, во Вьетнам и Чечню. Абстрактно – все демократы против войны, даже на демонстрацию идут толпами. Конкретно – правительство сделает так, как сочтет нужным. Абстрактно говоря, все против тоталитарного общества и коррупции. А конкретно – каждый служит своему личному олигарху, лижет отдельно взятую задницу. Абстрактно говоря – мы смеемся над тем, что кого-то может финансировать Госдеп. Конкретно – мы возмущаемся тем, что финансирование прекращено. Абстрактно говоря, интеллигенция против того, чтобы свободомыслящих редакторов увольняли власти. А конкретно – уволенный из одного кресла легко пересядет в кресло уволенного коллеги, и солидарности борцов среди работников корпораций не будет.

Скажем, в московской галерее проходит обыск – оказывается в сейфе хранились деньги подпольных казино, и коррумпированные прокуроры покрывали бизнес. Но ведь этак до чего дойти можно – ведь мы все привыкли пить шампанское на вернисажах, как же связать убийства и грабеж с нашей свободной жизнью? Так и живем: кланяемся буржуям, целуемся с проститутками, здороваемся с ворами – но конкретных знаний об этом нет, а абстрактно все благополучно.

Конкретно рассуждая, западное и российское общество дохнет, нутро гнилое. Рассуждая абстрактно – тоталитаризм повержен, все свободно и весело глядят в завтрашний день. Конкретно говоря, совершена глобальная ошибка. Абстрактно говоря, мы выбрали открытое общество и демократию, хотя никто из нас не знает, что это такое. Это просто кляксы и пятна, полоски и загогулины.

Если спасти общество и можно – то только реалистическим искусством, конкретной любовью, конкретными делами и определенными словами. Реализм – это единственное лекарство. Скажите вору, что он вор. Не здоровайтесь с мошенником. Не служите у гангстера. Не повторяйте за толпой то, истинность чего вы не понимаете. Помогайте ближним и дальним. Создавайте образы, а не знаки.

И поймите, что абстрактное искусство ничего общего с духовностью не имеет. Это просто новое издание язычества, новое шаманство – это нарочно придумали, чтобы сделать из общества племя послушных дикарей.

Мы построили новый языческий мир – с тотемами и заклинаниями, с человеческими жертвами и капищами. Это, выражаясь, абстрактно – открытое общество. А конкретно говоря – мерзость.

Ракетный корабль «Галилей»: Первая юношеская. Часть 3. Экспрессия и абстракция

все картинки кликабельны

03. Экспрессия и абстракция

После «Ace» в 1971 году, «Галилея» издали в «Реке Гудзон» с традиционно шрифтовой обложкой. Иные издатели задавятся платить лишний доллар за обложку художнику. Зато, с другой стороны, серийное оформление с очень одиноким корабликом трудно спутать с чем-либо другим. Мне нравятся стильные шрифтовые обложки, но обзор я делаю ради вот таких произведений искусства:

Вся ювенильная серия Хайнлайна была выпущена отдельной серией «Ballantine»/«Del Rey» во второй половине 70-х. Серия особо примечательная тем, что рисовать для неё обложки привлекли одного из великолепнейших художников того времени – Даррелла Свита. Он известен больше работой в жанре фэнтези, но тут сделал исключение ради Хайнлайна. Привлекает внимание нешаблонный прямоугольный профиль космического корабля и маркировка люфтваффе на стабилизаторах. Даррелл, как всегда, самобытен и великолепен, хотя по сюжету картинки есть некоторые вопросы. И ещё шлемы-аквариумы меня сильно напрягают. Но эта обложка у меня в топовой части рейтинга, рядом с японской.

Позднее его идею творчески переосмыслил художник из «Ace». Издательство «Ace» в нулевых годах обновило свою линейку Хайнлайна, пригласив новых художников и существенно улучшив полиграфию:

Здесь особенно хорош «вскипевший» корпус корабля. А вот шлемы-аквариумы напрягают ещё больше, чем у Свита: парни должны получить ожоги или ослепнуть буквально в ближайшие несколько минут. Нет, стальной гульфик меня совсем не напрягает – почему бы и нет, собственно?

Следующую картинку, она из Голландии, я поместил исключительно ради того, чтобы порадовать ею любителей компьютерных гаджетов: они наверняка опознали предмет на картинке:

Ещё один курьёз (или кошмар – как посмотреть) на чешской обложке начала века:

Картинка настолько модерновая, что на ней и разглядеть-то толком ничего нельзя. Ясно только, что внизу скафандр, а сверху что-то летит. Но всё это меркнет по сравнению со шрифтом. За него просто хочется схватить художника за грудки и ударить его каким-нибудь тупым твёрдым предметом по голове, а потом повторять свои действия неоднократно, сопровождая их истерическим смехом.

Немцы из «Бастей» слегка подпортили дивное оформление сс Хайнлайна (позаимствованное у «Ace» и впоследствии потыренное «Эксмо») совершенно левой картинкой:

Какие-то женщины, пистолеты с заложниками и рубка звездолёта. Что они вообще хотели этим сказать?

Чуть получше выглядит картинка у английской «NEL»:

Тут у нас Земля в небе, следовательно, внизу – Луна, и ещё взрыв, и вот этот катамаран явно космического назначения, так что картинка вполне подходит по сюжету. Ну, наверное. Почти точно.

А вот так выглядят современные обложки к «Галилею» красивенько, информативно и совершенно бессмысленно:

И на этом – всё. «Галилей» вообще-то не избалован публикациями. Чтобы чуть-чуть улучшить общее впечатление, я придержал для финала сегодняшней экспозиции обложки немецкой фирмы «Moewig», над которыми действительно работали художники, работали пером и кистью, работали в те благословенные времена, когда никаких «Фотошопов» в природе не существовало:

Вот эта штука на переднем плане здорово смахивает на реактивную тележку, которую используют при испытаниях разного аэрокосмического оборудования на ударные нагрузки и лётные перегрузки. Но зачем в ней оказался мужик со связанными руками – я, хоть убейте, не пойму. Кто-то из нас двоих невнимательно читал роман – то ли художник, то ли я. Как бы то ни было, картинка будоражит воображение и вызывает желание открыть книгу – даже за восемьдесят западногерманских пфеннингов.

На этой картинке тоже в избытке разных взрывов и вспышек, так что невольно хочется перечитать роман – и, стало быть, художник вновь отлично справился со своей главной задачей.

А теперь мне бы хотелось на время отвлечься от обложек и поговорить о том, почему роман оставил глубокий след в американской культуре и громко выстрелил спустя три года после публикации, породив цепочку событий, среди которых нашлось место финансовым махинациям, сценическим экспериментам, новым технологиям, престижным премиям, миллионным барышам, а также скандалам и судебным разбирательствам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector