Справочник художника. Фовизм

Справочник художника. Фовизм

Великие художники, Часть 95, Фовизм, 2003

Великие художники, Часть 95, Фовизм, 2003.

В 1905 году на парижском Осеннем Салоне группа молодых художников шокирует публику своими картинами, охарактеризовать которые в двух словах можно как „буйство красок». Критика тут же объявляет о рождении нового направления в живописи, хотя фовизм (именно так назвали это направление) так и останется без четкой эстетической программы и точного определения.

Фовизм — это не школа, и даже не какая-то система. Это лишь случайная совокупность тенденций, декларируемых несколькими молодыми независимыми художниками, отразившая художественные поиски той эпохи. Единственное, что остается непонятным, как молодым, амбициозным мастерам, каждый из которых — самодостаточная и одаренная личность, удалось достичь такого завидного единодушия во взглядах на искусство», — с удивлением констатирует современный исследователь Жан Леймари. Фовизм действительно не был каким-то организованным движением. Его принципы зародились в результате творческого взаимодействия молодых мастеров, обладающих разными художественными темпераментами, но объединенных общими задачами.

Все эти художники достаточно тесно связаны между собой. Анри Матисс (1869—1954) и Альбер Маркс (1875—1947) подружились еще в девяностые годы XIX столетия. В 1898 году, во время обучения и мастерской художника Эжена Карьере (1849—1906), они познакомились с Андре Дереном (1880—1954). В 1900 году Дерен представляет приятелям Мориса де Вламинка (1876—1958), а пятью годами позже Маркс приводит в компанию Рауля Дюфи (1877—1953) и Жоржа Брака (1882—1963). С того времени, независимо от того, работают ли они каждый сам но себе или тесно сотрудничают, этих художников объединяет одинаковый подход к живописи.

СОДЕРЖАНИЕ
ФОВИСТЫ И ИХ СОВРЕМЕННИКИ стр. 3
ФОВИСТЫ В МУЗЕЯХ МИРА стр. 5
ЖИЗНЬ ФОВИСТОВ стр. 7
Жизнь Анри Матисса стр. 7
Жизнь Андре Дерена стр. 8
Жизнь Альбера Марке стр. 9
Жизнь Мориса де Вламинка стр. 10
Жизнь Рауля Дюфи стр. 11
ТВОРЧЕСТВО стр.12
Анри Матисс: „Роскошь, покой и сладострастие» — 1904 стр. 12
Анри Матисс: „Цыганка» — 1906 стр. 14
Андре Дерен: „Сушка парусов» — 1905 стр. 16
Андре Дерен: „Танцовщица» — 1906 стр. 18
Альбер Марке: „Нотр-Дам, солнце» — 1904 стр. 20
АльберМарке: „Пляж в Фекаме» — 1906 стр.22
Морис де Вламинк: „Мост в Шату» — 1906 стр. 24
Морис де Вламинк: „Улица в Марли-ле-Руа» — 1906 стр. 26
Рауль Дюфи: „Порт в Гавре» — 1906 стр.28
Рауль Дюфи: „Нарядная улица» — 1906 стр. 30

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Великие художники, Часть 95, Фовизм, 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Фовизм в живописи

Описание и характеристика движения. Известные фовисты, их работы и идеи.

Отблески на воде. Андре Дерен.

В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский и Явленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики.

Фовизм — часть постимпрессионистского движения, которая попыталась выйти за рамки простого подражания природе. Использование не натуральной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь этих направлений можно увидеть в творчестве немецкого движения «Новые дикие». Стоит отметить влияние Поля Гогена на оба стиля.

День божества. Гоген.

Известные фовисты

Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен, их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера.

Радость жизни. Матисс.

Характеристика

У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил, идеалов или планов. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне.

Фовистский пейзаж. Морер.

Модный стиль

В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Именно поэтому сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но в течение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.

Читать еще:  Современные художники Албании. Sefedin Stafa

Пейзаж близ Шату. Андре Дерен.

Наследие фовизма

Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.

Справочник художника. Фовизм

Фовизм был первым из авангардных движений, которые процветали во Франции в первые годы двадцатого века. Живописцы Фове первыми порвали с импрессионизмом, а также со старыми, традиционными методами восприятия. Их спонтанная, часто субъективная реакция на природу выражалась в смелых, неприкрытых мазках и ярких ярких цветах прямо из тубы.

Анри Матисс (1869–1954) и Андре Дерен (1880–1954) внесли неестественный цвет и яркие мазки в свои картины летом 1905 года, работая вместе в небольшом рыбацком порту Коллиур на побережье Средиземного моря. Когда их картины были выставлены позднее в том же году в Осеннем салоне в Париже («Матисс», «Женщина в шляпе», Музей современного искусства Сан-Франциско), они вдохновили остроумного критика Луи Воксельса назвать их «фавами» (дикими зверями) в своем обзоре для журнала «Gil Blas». Этот термин был позже применен к самим художникам.

«Fauves» были группой художников свободной формы, разделяющих похожий подход к природе, но у них не было определенной программы. Их лидером был Матисс, который пришел к стилю Фов после более ранних экспериментов с различными постимпрессионистскими стилями Ван Гога, Гогена и Сезанна, а также неоимпрессионизмом Сеура, Креста и Синьяка. Эти влияния побудили его отказаться от традиционного трехмерного пространства и вместо этого искать новое пространство изображения, определяемое движением цветовых плоскостей.

Андре Дерен. Художник Морис де Вламинк

Другим крупным фовом был Морис де Вламинк (1876–1958), которого можно назвать «естественным» фовом, потому что использование им очень интенсивного цвета соответствовало его собственной яркой природе. Вламинк сделал последний шаг к восприятию стиля Фов, увидев вторую большую ретроспективную выставку работ Ван Гога в Салоне Независимых весной 1905 года, а также картины Фове, созданные Матиссом и Дереном в Коллиуре.

Молодой матрос II. Художника Анри Матисса

Как художник, Дерен занимал место на полпути между стремительным Вламинком и более контролировавшим себя Матиссом. С 1900 года он периодически работал с Вламинком в Шату, недалеко от Парижа, а лето 1905 года провел с Матиссом в Коллиуре. В 1906–7 он также написал около двадцати девяти сцен Лондона в более сдержанной палитре.

Другими важными фавами были Кис ван Донген, Чарльз Камуан, Анри-Чарльз Манген, Отон Фриш, Жан Пуй, Луи Вальтат и Жорж Руо. В 1906 году к ним присоединились Жорж Брак и Рауль Дюфи.

Риджент — Стрит, Лондон. Художник Андре Дерен

Для большинства этих художников фовизм был переходным этапом обучения. К 1908 году возродившийся интерес к видению Поля Сезанна о порядке и структуре природы заставил многих из них отказаться от бурного эмоциональности фовизма в пользу логики кубизма. Брак стал соучредителем Кубизма Пикассо. Дерен, после краткого заигрывания с кубизмом, стал широко популярным художником в неоклассической манере. Один только Матисс следовал курсом, который он вел, достиг сложного баланса между его собственными эмоциями и миром, который он нарисовал.

Рыбацкие Лодки, Коллиур. Художник Андре Дерен

Движение фовистов сравнивалось с немецким экспрессионизмом, которое излучает яркие цвета и спонтанную кисть, и обязано тем же источникам конца XIX века, особенно работам Винсента ван Гога. Французы были более обеспокоены формальными аспектами организации изображений, в то время как немецкие экспрессионисты были более эмоционально вовлечены в глубинный смысл предметов их картин.

Сена в Шату. Художник Морис де Вламинк

Фовизм /fauvisme

от fauve /фр./ — дикий (1905-1906)

Постимпрессионисты и фовисты — это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм — направление живописи возникшее во Франции. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А.-Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово «фовизм», в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ — острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: «Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски».

Читать еще:  Тантрическое искусство. Andrew Gonzalez

Художники: Анри Матисс ( Henri Matisse) , Андре Дерен ( Andrе Derain) , Жорж Брак ( Georges Braque) , Отон Фриз (Henri Achille Emile Othon Friesz), Альбер Марке ( Marquet Pierre Albert) , Кеес Ван Донген ( Kees van Dongen) , Рауль Дюфи ( Raoul Dufy) , Морис де Вламинк ( Maurice de Vlaminck) , Шарль Камуан ( Charles Camoin) , Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Эвенепул ( Henri Evenepoel) , Морис Марино, Жорж Руо ( Georges Henri Rouault) .

Выставки: 1905, Париж, «Осенний Салон»; 1906, Париж, «Салон независимых».

Тексты: А.Барр «Матисс: его искусство и его публика», 1951.

Описание некоторых произведений:

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908. Холст, масло. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа, изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. В том же 1908 году Матисс писал: «Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Она — в композиции моей картины. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции — все имеет значение».

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908

Морис де Вламинк «Барки на Сене», 1907. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. Пушкина. Вид Сены протекающий в Шату, — излюбленный мотив Вламинка. Самоучка, внимательно изучавший Ван Гога, он наследует у него цветовую интенсивность, на которой основана напряженная экспрессия его работ. Поверхность реки, прорезанная носами баркасов, покрыта рябью белых мазков: широких и выпуклых, распространяющих свою энергию на весь пейзаж. Формы корабельных корпусов, дамбы, строения на берегу очерчены резкими извилистыми движениями кисти.

Справочник художника. Фовизм

Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

Art gallery

Школа искусств

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

ФОВИ́ЗМ (от франц. Les Fauves — «дикие, хищники») — течение в живописи французского постимпрессионизма и музыке конца XIX — начала XX века .

В 1905 г. в одном из залов парижского осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо. О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы . В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения . Критик Л. Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день название нового течения замелькало в газетах.

Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на парижской выставке Salon D’Automne 1905 года . Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями . Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

Лидерами направления можно зазвать Анри Матисса и Андре Дерена . Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке , Шарль Камуан , Louis Valtat ( англ. ), Henri Evenepoel ( англ. ), Maurice Marinot ( англ. ), Jean Puy ( англ. ), Морис де Вламинк , Henri Manguin ( англ. ), Рауль Дюфи , Отон Фриез , Жорж Руо , Кеес ван Донген , Alice Bailly ( англ. ), Жорж Брак и других.

Около двух лет группа выступала совместно. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (поэтому оно не является художественным направлением ), а на интуитивных устремлениях. Лишь позднее некоторые из художников пытались как-то объяснить свою » живописную агрессивность«, из-за которой они и получили прозвание «диких«. «Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Краски становились патронами с порохом. Они буквально взрывались от света» . Фовисты усиливали выразительность цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов . «Мои цвета -доминанты должны были поддерживаться контрастами, — объяснял А. Матисс, — а я их делал такими же сильными, как и доминанту. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм» .

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит , чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы .

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год .

Читать еще:  Фантастический реализм. Helmut Zimmermann

Фовизм стал своеобразной реакцией как на импрессионизм , так и на непосредственно предшествовавший этому течению пуантилизм — рациональную и педантичную живопись. Предельная простота, «открытость«, демонстративная некрасивость приема — грубые мазки , контуры, фактура — сближали фовизм с примитивизмом .

Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей , романского искусства , другие — из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и дерзкий, вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: «синтетизма» П. Гогена и его понт-авенской группы, экспрессионизма В. Ван Гога, декоративного пластицизма набидов . Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген , предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам .

Главой этой школы считается Матисс , который свершил полный разрыв с оптическим цветом . На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета , если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Эстетика искусства уже провозгласила «открытость» приема, оставалось лишь довести этот принцип до предела экспрессии.

Характерные особенности фовизма : предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.

Картина Мориса де Вламинка «Цирк«, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным.

Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в «примитивном» творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма , фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов , опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов , фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов , абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие«.

Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись.

Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Вламинк, Дерен и Р. Дюфи, присоединившийся к фовистам в 1906 г., постепенно создавали крайне субъективные , утонченные формы, в том числе основанные на историко-художественных аллюзиях . Ж. Брак стал кубистом. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Фовизм был первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в XX столетии. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Дерзость фовистов оказала воздействие на немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник» . В 1950—1960-х гг. фовизм возрождался в творчестве «Новых диких» («La Nouvelle Les Fauves«).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector