Справочник художника. Геометрическая абстракция

Справочник художника. Геометрическая абстракция

Геометрический абстракционизм

Геометрический абстракционизм (также геометрическая абстракция, холодная абстракция, логический абстракционизм) – достаточно широкое понятие, объединяющее под собой виды живописи, сочетающие в себе использование геометрических форм и абстрактной композиции.

Исторически имеет свои корни в творчестве П. Сезанна и кубистов. Переход к живописи в данном жанре можно наблюдать в творчестве Пита Мондриана (эволюция образа дерева – см. ниже), который также сформулировал основные принципы данного направления:

1. Художник мыслит в живописи плоскостью; в архитектуре пустое пространство должно быть принято за «нецвет» (черный, белый, серый), а строительный материал — за цвет.
2. Необходимо равновесие, оно предполагает большую поверхность нецвета и маленькую — цвета.
3. Дуализм пластических средств требуется уже в самой композиции.
4. Равновесие достигается отношением положений и выражается прямой линией.
5. Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, создается отношением пропорций.

Свои работы Пит Мондриан примерно с 1913 года стал называть композициями. Для своего творчества и творчества художников, работавших в Голландии в 1917-1928 гг. и группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») он ввел понятие Неопластицизм. Основываясь на вышеперечисленных принципах логический абстракционизм нашел свое воплощение также и в дизайне, архитектуре и т.д.
Геометрический абстракционизм был доминирующем направлением в живописи до середины 1940-х годов. Позже, уже в 60-х годах жанр вновь стал востребован и получил новое теоретическое обоснование.

Несмотря на то, что широкое распространение данный жанр получил в XX веке, было бы ошибкой сказать, что это в полном смысле изобретение современных художников. Считается, что к данному жанру можно отнести произведения искусства многих культур, относящихся к разным периодам истории. Опуская различного рода споры относительно того, когда рождается тот или иной стиль, следует заметить, что, например, в исламском искусстве, в котором существует ряд табу, часто используется то, что может быть названо абстракцией, при этом зачастую абстракции эти имеют весьма четкую геометрическую форму.

В XX веке в данном жанре в большей или меньшей степени работали многие художники. В теоретическом плане особый вклад в осмысление геометрического абстракционизма как определенного жанра живописи во второй половине XX века внес португальский художник и теоретик искусства Надир Афонсу.

Пит Мондриан. «Эволюция деревьев» :


Пит Мондриан, «Сельская церковь» 1898


Пит Мондриан, «Серое дерево» 1911


Пит Мондриан, «Овальная композиция (Деревья)» 1913


Пит Мондриан, «Нью-Йорк I» 1942


Пит Мондриан, «Яблоня в голубом» 1908-09


Пит Мондриан, «Цветущая яблоня» 1912


Пит Мондриан, «Композиция с Цветными Плоскостями 2» 1917


Пит Мондриан, «Красное дерево (вечер)» 1908-10


Пит Мондриан, «Цветущие деревья» 1912


Пит Мондриан, «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» 1921

Картины современных художников

Подборка работ современных художников,фотографии,скульптура,иллюстрации,картины,стили в живописи,3d-арт,стрит-арт,креатив и многое другое.

Поиск по этому блогу

суббота, 24 августа 2013 г.

Геометрический абстракционизм — течение в абстрактном искусстве.

Геометрическая абстракция ( другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный абстракционизм) — течение в абстрактном искусстве в основе которого лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

С момента возникновения абстракционизма в нем четко определились два направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Если символика геометрического абстракционизма призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей, наполненные пульсирующими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, сосредоточивают внимание на динамике процесса. После Второй мировой войны эстетические концепции абстракционизма теряют свою метафизическую символику: абстрактная форма теперь соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы и социального мира или рассматривается как фиксация психических состояний художника. Последнее обстоятельство превратило понятие «абстракционизм» в расхожий символ формализма в различных сферах искусства.

Геометрическая абстракция выросла из исканий поля Сезанна и кубистов, которые первыми пошли по пути деформации натуры в поисках «новой реальности». Она имела целый ряд разветвлений. В России это был лучизм М.Ларионова, возникший как своеобразная реакция на новейшие открытия в физике; «беспредметничество» О.Розановой, Л.Поповой и В.Татлина, переросшее позднее в конструктивизм; суперматизм К.Малевича, в котором беспредметность рассматривалась как «новый живописный реализм»; во Франции — отчасти орфизм Роббера Делоне; но главным его представителем была голландская группа «Стиль» («Де Стейл») во главе с П.Мондрианом и Т.Ван Дусбургом, выдвинувшая концепцию неопластицизма — искусства чистой пластики, задача которого заключалась в очищении природы от иллюзорного многообразия и обнажения таящейся в ней первичной схемы.

Читать еще:  Сюрреалистические картины. Jose Luis Lopez Galvan

Геометрическая абстракция, оказав значительное влияние на становление современной архитектуры, развитие дизайна, промышленного, декоративно-прикладного искусства, оставалась доминирующим направлением в искусстве вплоть до окончания

Второй Мировой войны. В 1950-е гг. На первый план выходят «лирические течения абстракционизма» (ташизм, абстрактный экспрессионизм). Однако в 1960-е гг., с появлением на художественной арене минимализма о оп-арта, геометрическая абстракция получает второе рождение.

Мастера геометрической абстракции: Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Любовь Попова, Роббер Делоне, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Йозеф Альберс, Фрэнк Стела, Жюль Олицки, Виктор Вазарели, Бриджит Райли

Справочник художника. Геометрическая абстракция

Геометрическая абстракция, благодаря кубистскому процессу очищения, сосредоточилась на врожденных двухмерных особенностях живописи

Живописный язык геометрической абстракции, основанный на использовании простых геометрических форм, помещенных в неиллюзиалистическое пространство и объединенных в необъективные композиции, развился как логическое завершение кубистского разрушения и переформулирования устоявшихся конвенций формы и пространства.

По инициативе Пабло Пикассо и Жоржа Брака в 1907–8 годах кубизм разрушил традиционное изображение, опираясь на имитацию форм окружающего визуального мира в иллюзионистском, пост-ренессансном, перспективном пространстве.

Фаза Аналитического кубизма, которая достигла своего пика в середине 1910 года, предоставила художникам планарность перекрывающихся фронтальных поверхностей, скрепленных линейной сеткой. На следующем этапе — «Синтетический кубизм» (1912–14) — были представлены плоско окрашенные синтезированные формы, абстрактное пространство и «конструктивные» элементы композиции. Эти три аспекта стали основными характеристиками абстрактного геометрического искусства.

Свобода экспериментов с различными материалами и пространственными отношениями между различными композиционными частями, которая возникла в результате кубистской практики коллажей и папье-колле (1912), также подчеркивала плоскостность поверхности изображения — как носителя прикладных элементов — и физическая «реальность» исследуемых форм и материалов. Геометрическая абстракция, благодаря кубистскому процессу очищения искусства от пережитков визуальной реальности, сосредоточилась на врожденных двухмерных особенностях живописи.

Этот процесс развития чисто живописной реальности, построенной из элементарных геометрических форм, принял разные стилистические выражения в разных европейских странах и в России. В Голландии основным создателем и наиболее важным сторонником геометрического абстрактного языка был Пит Мондриан (1872–1944). Наряду с другими членами группы Де Стейля — Тео ван Дусбург (1883–1931), Барт ван дер Лек (1876–1958) и Вильмос Хусар (1884–1960) — работа Мондриана была призвана передать «абсолютную реальность», истолкованную как мир чистых геометрических форм, лежащих в основе всего существования и связанных по вертикально-горизонтальному принципу прямых линий и чистых спектральных цветов.

Геометрический стиль Мондриана, который он назвал «неопластизмом», развивался между 1915 и 1920 годами. В этом году он опубликовал свой манифест «Le Néoplasticisme» и в течение следующих двух с половиной десятилетий продолжал работать в его характерном геометрическом стиле, Удалил все ссылки на реальный мир и положил на геометрическое разделение холста через черные вертикальные и горизонтальные линии различной толщины, дополненные блоками основных цветов, особенно синего, красного и желтого. Подобные композиционные принципы лежат в основе творчества художников группы «De Stijl», которые применили их с небольшими формальными изменениями, чтобы добиться их независимого, личного выражения.

В России язык геометрической абстракции впервые появился в 1915 году в творчестве художника-авангардиста Казимира Малевича (1879–1935) (Музей современного искусства, Нью-Йорк) в стиле, который он назвал супрематизмом. Создавая необъективные композиции элементных форм, плавающих в белом неструктурированном пространстве, Малевич стремился достичь «абсолютной», более высокой духовной реальности, которую он назвал «четвертым измерением». Одновременно его соотечественник Владимир Татлин (1885–1953 гг.) Создал новую геометрическую абстрактную идиому в инновационной трехмерной форме, которую он сначала назвал «живописными рельефами», а затем — «контррельефами» (1915–17).

Это были наборы случайно найденных промышленных материалов, геометрическая форма которых была обусловлена ​​их внутренними свойствами, таких как дерево, металл или стекло. Этот принцип, который Татлин назвал «культурой материалов», стимулировал рост русского авангардного движения «Конструктивизм» (1918–21), в котором исследовались геометрические формы в двух и трех измерениях. Основными практиками конструктивизма были Любовь Попова (1889–1924), Александр Родченко (1891–1956) (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Варвара Степанова (1894–1958) и Эль Лисицкий (1890–1941). Именно Лисицкий стал передатчиком конструктивизма в Германию, где его принципы были впоследствии воплощены в учении Баухауза.

Основанный архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году, он стал в 1920-е годы (и до его демонтажа нацистами в 1933 году) жизненно важным сторонником геометрической абстракции и экспериментальной современной архитектуры. В качестве учебного заведения Баухаус охватывал различные дисциплины: живопись, графика, сценография, театр и архитектура. Художественный факультет был набран из числа самых выдающихся художников того времени: Василия Кандинского, Пола Клее, Йоханнеса Иттена, Оскара Шлеммера, Ласло Мохоли-Надя, Йозефа Альберса, и все они были преданы идеалу чистоты геометрической формы как наиболее подходящее выражение модернистского канона.

Читать еще:  Цвет иных миров

Во Франции в течение 1920-х годов геометрическая абстракция проявлялась как основной принцип стиля ар-деко, который пропагандировал широкое использование геометрической формы для декоративных целей.

Известнейшие абстрактные картины

В отличие от классического изобразительного искусства, целью которого является отображение реальности, абстрактное искусство, как правило, не имеет ничего общего с естественным миром. Хотя абстракции в искусстве существовали во многих культурах с древних времен, пиком популярности направления считается начало 20-го века.

Движение в квадратах (1961)

В жанре оптического искусства художник создает иллюзии, посредством манипулирования узорами, формами и цветами. Именно Бриджит Райли является одним из ведущих британских художников в данном направлении, ее творчество стоит в одном ряду с работами Виктора Вазарели. В работе «Движение в квадратах» она изображает искаженную шахматную доску, создающую ощущение глубины и движения.

Серия абстрактных картин (1986)

Герхард Рихтер — известный немецкий художник, создававший столь разнообразные работы, что их до сих пор сложно определить их принадлежность к какому-либо из жанров искусства. Первую работу в серии «Абстрактные полотна» он написал в 1976 году и продолжал ее в течение следующих двух десятилетий. Рихтер при создании картин начинает с нанесения больших полос основного цвета, а затем поэтапно развивает композицию, отражая ее прогресс, случайные детали и модели. Интересно, что в феврале 2015 года одна из картин серии была продана за 44 миллиона долларов, поставив тем самым рекорд цены среди произведений ныне живущих европейских художников.

Оранжевый, красный, желтый (1961)

Марк Ротко считается пионером стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором основным предметом картины является цвет. Среди его популярных работ — полотна, в которых используются симметричные прямоугольные блоки и контрастная палитра цветов. Картина «Цветовое поле» также является рекордсменом по цене продажи на открытом аукционе: в мае 2012 она была продана за почти 87 миллионом долларов.

Синий II (1961)

Хуан Миро — влиятельный испанский художник, который был более тесно связан с сюрреализмом, нежели с абстракцией. Тем не менее, ряд его шедевров считают новаторскими в жанре абстрактного экспрессионизма. В этом направлении наиболее узнаваемым можно считать триптих «синих» картин (355*270 см каждая). Все три работы состоят из простых линий и форм на загадочном синем фоне. Во второй, самой известной из трех картине, Миро придает динамизма, вписывая в композицию красную линию.

Горы и море (1952)

Элен Франкенталер

«Лирическая абстракция» — термин, предназначенный для направления искусства, которое основывается на возврате к самовыражению автора, отходя от геометрических абстракций и минимализма. Хелен Франкенталер — одна из самых влиятельных и ярких художников в лирической абстракции. Безусловно знаковым произведением в ее карьере является картины «Горы и море» — первая работа Элен с использованием знаменитой техники вымачивания.

Буги-Вуги на Бродвее (1942)

Геометрическая абстракция — это вид абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан придумал термин «неопластичность» для своих абстрактных геометрических картин, в которых применялись только прямые линии, три основных цвета и нейтральные черный, белый и серый. Последняя полная картина Мондриана «Буги-Вуги на Бродвее» вдохновлена городской атмосферой Манхэттена и одноименным направлением в музыке, которое любил художник. Картина считается вершиной представлений Мондриана, в котором в полной мере применен его графический словарь линий, квадратов и цветов.

Капельная живопись — форма абстрактного искусства, в котором краска капает или выливается на холст, а не тщательно наносится с использованием различных инструментов. Джексон Поллок — самый известный специалист по капельной живописи. Среди его работ можно выделить «№11», приобретенную Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1.3 миллиона долларов (на тот момент — мировой рекорд современной американской живописи). Газеты Австралии раскритиковали покупку, случился скандал, в результате которого общественное внимание способствовало росту популярности картины. Сегодня эта картина — один из главных экспонатов в коллекции галереи, и ее покупка считается невероятно удачной.

Композиция VII (1913)

Василий Кандинский

Василия Кандинского многие считают «отцом абстрактного искусства». На 1910-1914 годы приходится расцвет творческой карьеры Кандинского, а картина «Композиция VII» считается ее вершиной, несмотря на то, что финальная версия работы была создана всего за три дня. Считается, что «Композиция VII» связана с апокалипсическими темами Потопа, Последнего Суда, Воскресения и Рая. Сам Кандинский этот закрученный ураган форм и цветов считал самой сложной структурой, которую он когда-либо писал.

Читать еще:  Универсальный язык. Dariusz Klimczak (фотограф)

Черный квадрат (1915)

Казимир Малевич был основателем художественного движения, известного как супрематизм, который фокусировался на базовых геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, а также использовании ограниченного диапазона цветов. Таким образом, он является пионером геометрического абстрактного искусства. Знаменитый «Черный квадрат» имеет историческое значение, его называют «нулевой точкой живописи». Работа считается культовой не только в жанре абстрактного искусства, но и в живописи в целом.

Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля

Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.

Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.

Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.

Основные направления абстракционизма

Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:

  • геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины;
  • цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

Самые известные представители абстракционизма

За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:

  • Василий Кандинский;
  • Казимир Малевич;
  • Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
  • Михаил Ларионов;
  • Наталья Гончарова;
  • Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
  • Франтишек Купка (František Kupka);
  • Александр Архипенко;
  • Иван Марчук;
  • Юрий Злотников;
  • Робер Делоне (Robert Delaunay);
  • Павел Филонов.

Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector