Справочник художника. Импрессионизм: искусство и современность

Справочник художника. Импрессионизм: искусство и современность

И мпрес­сио­низм

Пред­став­ляем интер­ак­тив­ную бро­шюру об импрес­си­о­низме в живо­писи. Читайте, как импрес­си­о­ни­сты изме­нили искус­ство; в чём раз­ница между глав­ными геро­ями импрес­си­о­низма — Мане и Моне; и чем харак­терны работы пост­им­прес­си­о­ни­стов — Ван Гога, Гогена и Сезанна.

Оглавление

Импрес­си­о­ни­сты и ака­де­ми­сты: цвет и свет 4

Импрес­си­о­ни­сты и пред­ше­ствен­ники 29

Импрес­си­о­низм и пост­им­прес­си­о­низм 83

и ака­де­ми­сты: цвет и свет

сио­ни­сты и ака­де­ми­сты: цвет и свет

сио­ни­сты и ака­де­ми­сты: цвет

Импрессионисты и академисты: цвет и свет

Что такое импрессионизм

Импрес­си­о­низм — направ­ле­ние фран­цуз­ской живо­писи «Пре­крас­ной эпохи». Это время, когда улицы запол­нили авто­мо­били, желез­ные дороги уско­рили путе­ше­ствия, появи­лись кино и фото­гра­фия, а Париж стал цен­тром мира и самым дина­мич­ным мегаполисом.

Именно здесь совре­мен­ность, акту­аль­ность, теку­щее время стали цениться больше, чем про­шлое. Искус­ство на это живо отклик­ну­лось. Худож­ники стали искать сред­ства, чтобы выде­лить момент «здесь и сей­час» из потока стре­ми­тельно меня­ю­щейся жизни.

Когда появился импрессионизм

Пер­вая выставка импрес­си­о­ни­стов про­шла в 1874 году в Париже. Худож­ники устро­или её за свой счёт, без под­держки Ака­де­мии худо­жеств, и уже этим бро­сили вызов устоям. Живо­пись импрес­си­о­ни­стов выгля­дела ярко, совре­менно, смело и была не похожа на под­ход более кон­сер­ва­тив­ных худож­ни­ков, чьи пра­вила не при­зна­ва­лись импрес­си­о­ни­стами — Кло­дом Моне, Эдга­ром Дега, Ками­лем Пис­сарро, Огю­стом Рену­а­ром, Аль­фре­дом Сис­леем и другими.

В чём новаторство импрессионистов

Импрес­си­о­ни­сты пол­но­стью пере­вер­нули мир ака­де­ми­че­ской живо­писи. Раз­бе­рёмся, в чём состоял «импрес­си­о­ни­сти­че­ский бунт» в искусстве.

Работа на пле­нэре. Импрес­си­о­ни­сты рабо­тали на откры­том воз­духе. Этот приём при­вёл худож­ни­ков к чистым ярким крас­кам, свет­лым тонам в кар­ти­нах и эффек­там есте­ствен­ного сол­неч­ного света. Ака­де­ми­сты рабо­тали в мастер­ской, поэтому у их кар­тин тём­ные фоны и искус­ствен­ные, при­ду­ман­ные све­то­вые эффекты. Люби­мые ака­де­ми­стами корич­не­вые, серые, чёр­ные тени сме­ня­ются у импрес­си­о­ни­стов цвет­ными, синими и фиолетовыми.

Читать еще:  Современная фигуративная живопись. Liisa Corbiere

Исклю­че­ние: Эдгар Дега, кото­рый пред­по­чи­тал писать сцены в интерьере.

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров

“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”

XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.

А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.

Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.

Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.

Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.

1. Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе , Париж.

Читать еще:  Уютный, мягкий стиль. Amaya Fernandez Fariza

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

Читать еще:  Смесь импрессионизма с реализмом. Clement Kwan

2. Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок” .

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector