Статья о художнике Александре Кандинском-ДАЕ.Поль Гатт, Париж 2014

Статья о художнике Александре Кандинском-ДАЕ.Поль Гатт, Париж 2014

Один день из жизни художника

Вы когда-нибудь слышали цвет? Трели голубого, синего, оранжевого. Шелест фиолетовых и розово-перламутровых полутонов. Вы когда-нибудь осязали маджент или слоновую кость? Вы когда-нибудь чувствовали на кончике языка кадмий или английскую красную? Не вздумайте пробовать краски на язык — они ядовиты. Я имею в виду совсем другое! Ван Гог тоже пытался, и не раз, надавить полный рот красок, видимо, пытался прочувствовать то, что чувствую я, но он был слеп и брёл ощупью, наугад. Он поторопился и выстрелил себе в живот, он был молод, горяч и не успел осознать всю полноту жизни.

Современная живопись ставит такие задачи, которые возможно решить только в зрелом возрасте, естественно, если не сопьешься, не скурвишься, не сойдешь с ума, в общем — доживешь.
Я понимаю, что представить, и, тем более, сформулировать такое невозможно, но я хотя бы попытаюсь.
Я думаю, вы все смотрели фильм «Полет над гнездом кукушки», или читали книгу.
Примерно два года назад, у меня всё вышеописанное начало получаться. Именно это со мной и происходит. Учитывая, что я нахожусь в постоянном отсутствующем состоянии. Меня крайне раздражают многие вещи, об этом позже, в следующий раз. А сейчас я вам расскажу о другом.
Каждый день хожу в кафэшку завтракать: справа многоэтажки, построенные немчуками лет пятнадцать назад, слева ясли-сад «Гнёздышко», вдоль периметра два ряда берёз. Шелест листвы и говор — детский говор, смех и пискотня одновременно сотни ребятишек. Если не прислушиваться, а улавливать хоровод шумов как бы невзначай — краем уха, можно услышать невероятное звучание красок, именно красок, очень гармонично настроенных, нежных и переливчатых, и только иногда, время от времени, вспыхивают мрачными, чёрными всплесками окрики взрослых, вроде как: «Эй, ты, урод, прекрати бегать!»
Вот уже на протяжении нескольких лет я пытаюсь превратить эти звуки в краски. Не просто что-то намазать, вот, мол, смотрите, детишки журчат, а по-настоящему. Именно дети помогли мне почувствовать и услышать краски. Учитесь у деток, они вас всему научат.

Как был написан портрет «Мубараковны. «

Девушка представилась:
— Альфиза Мубараковна
Ничего себе — сказал я себе:
— Кто, красавица, тебе имя такое дал?
— Папа.
— Красиво, — отвечаю я.
И так засело у меня в голове это имя. Я уже и лица той девчонки не помню, а где-то через месяц и образ созрел, и портрет за час был написан. В ней всё: и «Ласочка» Кибрика, и Дульсинея Тобосская, и «Джоконда» Леонардо, и Кармен. В ней образ русских красавиц, жар итальянских девчат, степь татарской вольницы, мудрость башкирских женщин.

«Тоску Зелёную» я ждал лет так восемнадцать, написал же — за полчаса.

Перечислять можно долго, опишу лучше один день, свой день.

Итак, один день из жизни художника. Проснулся, как всегда, поздно. Солнце жгло пятки. Двенадцать по полудни. Взглянул на холст, поставленный на станок с вечёра, не одеваясь, голый, подошел. Чистота и белизна полотна умиротворяли. «Ишь ты, беленький какой», — съехидничал про себя. Взял в каждую руку по мастехину, задумался на секунду, краска начала подтекать. Левой-правой, левой-правой. Теперь сверху вниз, снизу вверх, обеими руками одновременно. Вписал, вбил в холст «Ангела страшного Суда» Кандинского. Просверлил дырки, вкрутил шурупы, накинул бечёвку, вбил гвоздь, повесил. Красота!
Почистил зубы. Есть не хотелось. За окном полно народу. Ходят туда-сюда. В городе — День города!
Ещё один холст водрузил на мольберт. Подумал, центральная часть — посвящение Кандинскому к 150-летию со дня рождения. Взял репродукцию. Где они — умники — беспредметность нашли. Вон рожа, вон пальцы рук в левом верхнем углу ближе к центру, вон пузо голое, как арбуз, вон смокинг темно-синий с красно-жёлтыми лацканами, фаллос торчит нагло, безапелляционно. Всё понятно! Чистой воды экспрессивный сублиматизм.
Итак, «Человек в синем смокинге», интерпретация по акварели Василия Кандинского. Надавил прямо на холст краску. Пятнадцать минут — холст готов! Остался доволен. Повесил рядом с «Ангелом. » Оглядел придирчиво. Хорошо!
Под ложечкой засосало. Следующий холст к триптиху «150 лет Кандинскому» написал остатками красок. Назвал «Тоска по дедушке». Вбил гвоздь. Повесил. Подписал. Датировал 2016 годом. До головокружения хотелось есть. Дома ни крошки. Сполоснул лицо. Оделся. Зашел в магазин. Взял пиво, рыбы.
Жара!
Город гулял в пьяном угаре.
Пошел к Тургеневым. Посидели. Поболтали. Пиво попили. Наелся. Сыграл с детьми в карты. Меня в дураках оставили. Детишки рады, я тоже.

Время — первый час ночи. Пришел, пьяненький, домой. Сел, не переодеваясь, за мольберт, поставил холст, одним движением, без предварительного наброска написал «Солнечного мальчика». Повесил. Следующий «Падший Ангел», тоже давно задуманный. Полчаса -готово! Посмотрел на палитру, осталась краска. Жалко! Взял холст 30х45, написал пейзаж «Озерные холмы вблизи Очёра». Краски не хватило, пришлось добавить. Осталось! Взял холст 25х25. Записал. Назвал «Аллея в горах». Всё! Теперь в самый раз! Теперь спать! Отрубился сразу. Спал бес снов, крепко, 12 часов кряду, как младенец.

Проснулся. Семь холстов, как огурчики, рядышком. Придирчиво оглядел, каждый. Один оказался не подписанный. Подписал. Править надобности не было. Хорошо!
____05.07.2007г., г. Очёр, ДАЕ

Альфиза Мубараковна, холст, масло, 40х33, 2005г.
Автор — Кандинский-ДАЕ А.Е.

Александр Кандинский-ДАЕ

1. Биографическая справка.

Кандинский-ДАЕ Александр Очёр
Родился в России, в городе Очёр, 1957 г., 26 августа. Сирота.

1969 -1973 гг. — ДХШ, преподаватель С. А. Борковский.
1973 -1977 гг. — Нижний Тагил, художественно-графическое отделение Педагогического института, преподаватель В.Н.Прянишников.
1972 -1975 гг. — летний период, стажировка в Москве у Е. А. Кибрика.
1978 -1980 гг. — служба в вооруженных силах России, ПВО.
1981 -1987 гг. — высшее худ. училище им. Мухиной, мастерская Демина.
1982 -1985 гг. — летний период, стажировка у доктора Э. Э. Брэдэра, г. Лион, Франция,
1987 -1992 гг. — учился и работал за границей.
1990 — Сорбонна. Защита кандидатской степени. Тема: Французский полусвет, Эффект ДАЕ.

Читать еще:  Человеческое тело как холст. Krassimir Kolev

2. Направление творчества.

С 2005 года является основателем нового направления в живописи «Экспрессивный сублиматизм».

Преамбула:
Соотношение световых отношений пропорционально цветовым отношениям, равным перспективным модуляциям вибрацентральных пластических аспектов светоцветовых потоков, синтезирующихся в подсознательных мироощущенческих восприятиях периферической и центральной нервной системы человеческого организма, выталкивающихся своеобразными поведенческими моторико-психопатическими энерго-сбалансированными направляющими каждого индивида. (Соотношение цветовых потоков, пропорционально цветовым отношениям. Свет рождает цвет. Цвет рождает вибрации. Вибрации рождают движение. Движение рождает модель, — поведенческую модель, или любую другую…, …и так далее, и тому подобное).

Пояснение:
Пучок сублимативных характеристик связанный между собой света-цвета пластикой, пространственно-временными аспектами, психогенным восприятием окружающего пространства, влияющим на подсознание индивида, заставляющее его воспринимать живопись, как средство выброса, во вне, внутри личностные переживания. . потоки модернизируются, благодаря пережитым жизненным перипетиям, в мощные светоцветовые поля (красный, синий, желтый, чёрный, зеленый, белый) . цветовые поля, чётко разделённые локальными зонами определенных участков головного мозга, отвечают за тот или иной цвет.
Влияние цвета, трансформирующееся световыми потоками, зависит от временных характеристик (времени года, времени суток, эмоционального состояния, баланса психических перегрузок, а так же лампочки, солнца, бликов, рефлексов, полумрака, полной темноты. Равно, как боли, радости, удовольствия, ненависти, безразличия. Всё выше перечисленное можно помножить на психогенезис. Поделить на влияние внешнего и внутреннего окружения, спрессованного временными рамками: прошлым, будущим и настоящим. Именно это, дает возможность писать картины в любом временном пространственном контексте, не учитывая данность настоящего, прошлого или будущего.

Выкладка № 1341
…вибрации, модуляции и их отношения. (Свето-цветовые потоки, свето-цветовая пластика…)
Если брать цвет, как нечто вибрирующее (под воздействием света), то плоскость холста во внутреннем пространство рамы, поверхность стены, плоскости потолка, или чего-либо ещё, (среди чего расположен цвет), полностью статичны, то есть метафизичны. Все пространственные плоскости своей статикой придают цвету дополнительную вибрацию, если не сказать жёще, полную стопроцентную вибрацию. (Вроде как, холодное-горячее, светлое- темное и т.д.) Данные противоположности но подсознательном уровне рождают конкретное и исключительное движение. Глаз этого движения не видит. Для глаза цвет совершено статичен и более того монументален. Поэтому и происходит разделение, подсознанием, чистых цветов, плюс, восприятие каждого цвета по отдельности, то есть локально. Смешанные цвета подсознание не разделяет и по этой причине не воспринимает, — отсюда отсутствие динамики, то есть экспрессии. Любой холст, написанный смешанным цветом, можно считать мёртворожденным, лишенным жизни, неспособным влиять на человеческое восприятие, на внутреннее осознание и созерцание. Происходит — ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Именно это, в конечном счёте, лишает зрителя сопереживания, обедняет его духовно. Тем самым зритель не имеет возможности участвовать в творческом процессе

Выкладка №236
. далее мы попытаемся в вести абстрактные, плоскостные понятия, плоскостной плюмпэр. В частности, в отношения сюрреализма и метафизики, используя ирреальные объекты и реалистический натурализм. Попытаемся выразить полное подсознание.

Эффект ДАЕ:
Если стабилизировать форму, проще говоря, убрать разрывы в пластике рисунка, то мы потеряем почти половину эмоционального напряжения в рисунке и как следствие, почти всю динамику.
Как мы решаем вопрос стабильности и отсутствия таковой?
В том-то вся и хитрость: отсутствие стабильности придает лицу дополнительную подвижность и живость, при зрительном восприятии и созерцании образа.
Значит, если фигура раздроблена на куски, не связанные друг с другом, — это и есть динамизм? Понятно. Но может быть, тогда скажете, зачем объемному лицу вы прибавляете кусковую, плоскую структуру? И почему вы не разложили рисунок по тональности? Вот в этом и заключается Эффект ДАЕ. Сей поставленный вопрос решён в кандидатской диссертаций — «Эффект ДАЕ».

Телефон секретаря: +79194863519 (Просьба, без дела не беспокоить)

Художник Кандинский-ДАЕ Александр Очёр

Страна проживания: Франция
Город: Париж

1. Биографическая справка.

Кандинский-ДАЕ Александр Очёр
Родился в России, в городе Очёр, 1957 г., 26 августа. Сирота.

1969 -1973 гг. — ДХШ, преподаватель С. А. Борковский.
1973 -1977 гг. — Нижний Тагил, художественно-графическое отделение Педагогического института, преподаватель В.Н.Прянишников.
1972 -1975 гг. — летний период, стажировка в Москве у Е. А. Кибрика.
1978 -1980 гг. — служба в вооруженных силах России, ПВО.
1981 -1987 гг. — высшее худ. училище им. Мухиной, мастерская Демина.
1982 -1985 гг. — летний период, стажировка у доктора Э. Э. Брэдэра, г. Лион, Франция,
1987 -1992 гг. — учился и работал за границей.
1990 — Сорбонна. Защита кандидатской степени. Тема: Французский полусвет, Эффект ДАЕ.

2. Направление творчества.

С 2005 года является основателем нового направления в живописи «Экспрессивный сублиматизм».

Преамбула:
Соотношение световых отношений пропорционально цветовым отношениям, равным перспективным модуляциям вибрацентральных пластических аспектов светоцветовых потоков, синтезирующихся в подсознательных мироощущенческих восприятиях периферической и центральной нервной системы человеческого организма, выталкивающихся своеобразными поведенческими моторико-психопатическими энерго-сбалансированными направляющими каждого индивида. (Соотношение цветовых потоков, пропорционально цветовым отношениям. Свет рождает цвет. Цвет рождает вибрации. Вибрации рождают движение. Движение рождает модель, — поведенческую модель, или любую другую…, …и так далее, и тому подобное).

Пояснение:
Пучок сублимативных характеристик связанный между собой света-цвета пластикой, пространственно-временными аспектами, психогенным восприятием окружающего пространства, влияющим на подсознание индивида, заставляющее его воспринимать живопись, как средство выброса, во вне, внутри личностные переживания. . потоки модернизируются, благодаря пережитым жизненным перипетиям, в мощные светоцветовые поля (красный, синий, желтый, чёрный, зеленый, белый) . цветовые поля, чётко разделённые локальными зонами определенных участков головного мозга, отвечают за тот или иной цвет.
Влияние цвета, трансформирующееся световыми потоками, зависит от временных характеристик (времени года, времени суток, эмоционального состояния, баланса психических перегрузок, а так же лампочки, солнца, бликов, рефлексов, полумрака, полной темноты. Равно, как боли, радости, удовольствия, ненависти, безразличия. Всё выше перечисленное можно помножить на психогенезис. Поделить на влияние внешнего и внутреннего окружения, спрессованного временными рамками: прошлым, будущим и настоящим. Именно это, дает возможность писать картины в любом временном пространственном контексте, не учитывая данность настоящего, прошлого или будущего.

Читать еще:  Цвет иных миров

Выкладка № 1341
…вибрации, модуляции и их отношения. (Свето-цветовые потоки, свето-цветовая пластика…)
Если брать цвет, как нечто вибрирующее (под воздействием света), то плоскость холста во внутреннем пространство рамы, поверхность стены, плоскости потолка, или чего-либо ещё, (среди чего расположен цвет), полностью статичны, то есть метафизичны. Все пространственные плоскости своей статикой придают цвету дополнительную вибрацию, если не сказать жёще, полную стопроцентную вибрацию. (Вроде как, холодное-горячее, светлое- темное и т.д.) Данные противоположности но подсознательном уровне рождают конкретное и исключительное движение. Глаз этого движения не видит. Для глаза цвет совершено статичен и более того монументален. Поэтому и происходит разделение, подсознанием, чистых цветов, плюс, восприятие каждого цвета по отдельности, то есть локально. Смешанные цвета подсознание не разделяет и по этой причине не воспринимает, — отсюда отсутствие динамики, то есть экспрессии. Любой холст, написанный смешанным цветом, можно считать мёртворожденным, лишенным жизни, неспособным влиять на человеческое восприятие, на внутреннее осознание и созерцание. Происходит — ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Именно это, в конечном счёте, лишает зрителя сопереживания, обедняет его духовно. Тем самым зритель не имеет возможности участвовать в творческом процессе

Выкладка №236
. далее мы попытаемся в вести абстрактные, плоскостные понятия, плоскостной плюмпэр. В частности, в отношения сюрреализма и метафизики, используя ирреальные объекты и реалистический натурализм. Попытаемся выразить полное подсознание.

Эффект ДАЕ:
Если стабилизировать форму, проще говоря, убрать разрывы в пластике рисунка, то мы потеряем почти половину эмоционального напряжения в рисунке и как следствие, почти всю динамику.
Как мы решаем вопрос стабильности и отсутствия таковой?
В том-то вся и хитрость: отсутствие стабильности придает лицу дополнительную подвижность и живость, при зрительном восприятии и созерцании образа.
Значит, если фигура раздроблена на куски, не связанные друг с другом, — это и есть динамизм? Понятно. Но может быть, тогда скажете, зачем объемному лицу вы прибавляете кусковую, плоскую структуру? И почему вы не разложили рисунок по тональности? Вот в этом и заключается Эффект ДАЕ. Сей поставленный вопрос решён в кандидатской диссертаций — «Эффект ДАЕ».

Телефон секретаря: +79194863519 (Просьба, без дела не беспокоить)

Париж. Центр Помпиду. Выставка В. Кандинского

Музыковед, главный редактор

Продолжая повествование о Париже, о столь полюбившемся нам Центре Помпиду, хочется отдельно остановиться на ретроспективной выставке замечательного русского художника Василия Кандинского.

Предыдущая выставка произведений художника проводилась в Париже довольно давно, в 1984 году, когда Ценр Помпиду получил ряд произведений по завещанию его жены. В данной экспозиции представлены около ста работ Кандинского 1907–1942 годов из собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus, нью-йоркского музея Гуггенхайма и собственно Центра Помпиду.

Идейный вдохновитель русского авангарда, Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году в семье коммерсанта, получил великолепное образование в Московском университете. Став доцентом юридического факультета, Кандинский некоторое время преподавал. От престижного предложения Дерптского университета в Тарту занять место профессора. Кандинский отказывается. Знакомство с выставкой импрессионистов, проходившей в Москве, в частности с картиной Клода Моне «Стога сена», перевернуло сознание успешного тридцатилетнего юриста: он отправляется в Мюнхен, где учится в частной художественной студии Антона Ажбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств, оказываясь в эпицентре художественной жизни. Обладая яркой индивидуальностью, изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые считают его цветовые решения слишком яркими, а композицию картин излишне вольной.

До первой мировой войны Василий Кандинский живёт в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и много путешествует, но поддерживает постоянные связи с Россией. Здесь же он создает первые абстрактные композиции, пишет большой теоретический труд «О духовном в искусстве». По мнению художника, внутреннее содержание произведения искусства лучше всего воплощается прямым отражением чистых красочных созвучий и ритмов.

После начала первой мировой войны он возвращается в Россию. Очевидец Октябрьской революции, художник становится активным организатором новой художественной жизни в России. Он пропагандирует создание в столице и провинции музеев современного искусства, преподаёт в ВХУТЕМАСе, участвует в организации охраны памятников. Но в декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук Кандинский едет в Берлин в целях налаживания международных связей и решает остаться в Германии.

Кандинский преподаёт живопись и становится видным теоретиком абстрактного искусства школы «Баухауз», а впоследствии получает всемирное признание как один из пионеров абстракционизма. В результате обладателями крупнейших коллекций работ Кандинского становятся Германия, Америка и Франция — страны, где по-настоящему сложилась жизнь и карьера художника.

После отъезда из России до начала тридцатых годов художник жил в Мюнхене и его пригороде — альпийской деревне Мурнау. В 1933 году, покинув нацистскую Германию, Кандинский обосновался во Франции. Здесь, в 1944 году в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен художник умер.

Кандинский — один из теоретиков модернизма. В книге «О духовном в искусстве» он дал своё понимание абстракционизма как искусства, не зависящего от наблюдений за предметами окружающего нас мира. Организаторы выставки постарались показать, каким образом его эстетические воззрения получили воплощение в живописных полотнах. Выстроив экспозицию хронологически, посетителям выставки дали возможность проследить логическое развитие идей художника, изменение его авторского видения. Нам представился удивительный случай увидеть работы, которые редко выставляют рядом, в частности раннюю картину «Пёстрая жизнь» (1907) из Мюнхенской галереи и одно из первых абстрактных полотен «Светлая картина» (1913) из музея Гуггенхайма Нью-Йорка, что наглядно демонстрирует эволюцию стиля художника.

Читать еще:  Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle

Отдельно и подробно можно говорить о взаимодействии живописи и музыки в творчестве Кандинского. Художник сам неплохо играл на виолончели и фортепиано, много размышлял о cвязи музыки и живописи, что нашло отражение в его теоретических трудах. Кандинский любил музыку Р. Вагнера, М. Мусоргского, К. Дебюсси, А. Скрябина. С последним его сближала идея синтеза всех искусств и вера в мессианскую роль человека творящего. Такова, например, задуманная им сценическая композиция «Жёлтый звук», которая должна была соединить цвет, пластику, слово и музыку.

Но ближе всего по духу и эстетическим воззрениям был А. Шёнберг с его идеей «отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного». Одна из эстетических установок Кандинского — раскрытие в искусстве «трансцендентальной сущности вещей», по его мнению, больше всего доступна музыке. Именно в музыке он ощущал свободу от реальности и стремился к тому же в живописи. Возможно, поэтому живопись Кандинского по ощущениям очень музыкальна, к какому бы стилю она ни принадлежала.

Выставка произведений Кандинского в Центре Помпиду — весьма полная и впечатляющая ретроспектива одного из основоположников мирового абстракционизма, стала ещё одним удивительным везением и открытием поездки в Париж.

Видеоролик «Василий Кандинский» выполнен И. Осовицкой. Руководитель проекта Е. Копий. В фильме использованы фотографии и репродукции картин В. Кандинского, музыка А. Скрябина, а также композиторов русского авангарда начала ХХ века Г. Попова, В. Задерацкого и В. Дешевова. Проект удостоен Диплома Всероссийского конкурса мультимедиа проектов–2012 в Санкт-Петербурге.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Татьяна 30.05.2012 20:01

Елена спасибо за статью, книгу Кандинского, которую называли «Евангелием от искусства» читала. Ролик замечательный!

Елена Копий 30.05.2012 21:04

Спасибо, Татьяна, я просто по-хорошему «заболела» Кандинским именно после этой выставки, захотелось о ней рассказать и показать живопись в сочетании с музыкой композиторов русского авангарда 20-х годов.

Ирина Юденкова-Ларичева 07.06.2012 18:10

«Василий Кандинский» — прекрасный, интересный, познавательный фильм!

Елена Копий 07.06.2012 20:39

Ирина Агишева, г.Берёза, Беларусь 07.06.2012 21:58

Спасибо, Елена! Все, что делаете — интересно! Вы наш просветитель!

Елена Копий 07.06.2012 23:16

Спасибо, Ирина…))) Наверное, потому что-то получается, что мне самой всё это весьма интересно…

Ирина Бомштейн, Конотоп, Украина 05.07.2013 22:26

Спасибо, с интересом прочитала и посмотрела.

В. В. 06.07.2013 11:38

Чтобы понять Кандинского, нужно прочитать его работу «О духовном в искусстве» 1910 г. Просто необходимо.

Елена Копий 06.07.2013 14:43

Мурат Тусупбеков 12.12.2019 01:11

МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ РАБОТЫ КАНДИНСКОГО! ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ В ЦВЕТЕ! ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПЕСТРЫЕ, ПРАЗДНИЧНЫЕ! В ПОСЛЕДУЮЩЕМ, НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНЫЕ, АБСТРАКТНЫЕ!

Татьяна Краснова 20.07.2020 18:10

Только открываю для себя Кандинского. Очень точное музыкальное сопровождение его работ! Спасибо!)

«Конкретное» искусство Кандинского

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — художник, теоретик искусства, основоположник абстракционизма, человек, перевернувший привычные представления о живописи, который вписал свое имя в мировую историю искусства. Его картины находятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие стоит на аукционах миллионы долларов…

Начало пути. От науки — к живописи. 1866–1895

Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Одессу. Здесь Василий получил не только классическое гимназическое образование, но и частным образом обучался музыке и живописи.

Родители видели сына юристом, и он не ослушался их. Более того, он поступил и блестяще закончил юридический факультет МГУ. Женился, остепенился, занимался наукой. В 1893 году стал преподавателем родного факультета, а три года спустя 30-летнему Кандинскому Дерптский университет в Тарту предложил место профессора юриспруденции, но молодой ученый отказался. Он уже решил оставить науку ради живописи…

Становление художника. 1896–1911

К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».

Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру. В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского. И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе. Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector