Стремление к счастью и спокойствию. Eli Gross

Стремление к счастью и спокойствию. Eli Gross

Право на стремление к счастью

Декларация независимости признала право на стремление к счастью

Закон служит построению правопорядка и его обеспечению в государстве. В нем не преследуются сверхцели по обеспечению счастья и благоденствия человека. И все-таки Декларация независимости США признала право на стремление к счастью. Вопрос только за кем: человек имеет право на стремление к счастью или народ (нация) в целом?

Декларация независимости США — памятник 18 века. Два столетия назад люди признали очевидным фактом (а если дословно «самоочевидной истиной») то, что все люди созданы равными и наделены неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
Исходя из текста Декларации независимости речь идет о правах людей, рассматриваемых как население (народ) в целом, так и о правах каждого человека в отдельности..

Содержащееся в Декларации независимости США признание за гражданином права стремиться жить лучше, чем сейчас, — это законодательная конкретизация права на жизнь. Человек вправе не только жить, но и желать изменений на лучшее в своей жизни, стремиться к более благополучным условиям как в общественной, так и в частной жизни.

Вот еще одна истина, очевидная для жителей 18 столетия, и логически вытекающая из признания права на стремление к счастью. Это то, что правительства учреждаются для обеспечения этих прав (в числе которых Декларацией признаны жизнь, свобода и стремление к счастью). «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».

Следовательно, Декларация независимости США расценивает право на стремление к счастью как политическое право народа. А если данным политическим правом наделяется население, то и каждый гражданин должен иметь право на стремление к счастью и возможности его реализовать политическими инструментами.

Но как быть с природой человеческого естества — от одних и тех же обстоятельств один может быть счастлив, а другой несчастлив. Все зависит от мировоззрения, восприятия, воспитания, индивидуальных характеристик, пр. В чем и как определяется счастье населения в целом? Ведь чтобы стремиться, надо сначала четко понимать к чему именно ты стремишься.

Понятие счастья столь неопределенное понятие, что хотя каждый человек желает достигнуть счастья, тем не менее он никогда не может определенно и в полном согласии с самим собой сказать, чего он, собственно, желает и хочет. Причина этого в том, что все элементы, принадлежащие к понятию счастья, суть эмпирические, т. е. должны быть заимствованы из опыта, однако для идеи счастья требуется абсолютное целое — максимум блага в моем настоящем и каждом последующем состоянии.
. в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым, так как счастье есть идеал не разума, а воображения. Этот идеал покоится только на эмпирических основаниях, от которых напрасно ожидают, что они должны определить поступок, посредством которого была бы достигнута совокупность действительно бесконечного ряда последствий. // И.Кант. Основы метафизики нравственности

Российский закон не знает права на стремление к счастью

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Это равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, иные права, перечисленные в главе 2 Конституции РФ.
В российском основном законе нет упоминания о праве человека либо населения, как нации в целом, на стремление к счастью, а значит, оно и не гарантируется, иными словами, лучшая жизнь не гарантируется, поскольку к ней никто не стремиться на законодательном уровне 🙂 Жаль, как говориться бумага бы все стерпела 🙂 но в законе речь идет о гражданских и политических правах, а стремление к счастью, наверное, «уценено» до эмоционального атрибута индивида.

Почему в российском законе нет права на стремление к счастью? – вопрос для простого и ясного ответа:
Нормой права нельзя описать содержание данного понятия, соответственно, невозможно его гарантировать. Как найти то, не зная чего? Ведь определение счастья зависит от «исповедуемого» мировоззрения (счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), или счастье как критерий и высшая санкция индивидуальной человеческой морали *(1).

Норма права не может позволить себе роскоши разночтений. Законодательство как система норм стремиться к конкретике, абстрактных вещей законотворцы, по возможности, избегают. Вот и нет пока в правовом государстве, которое мы строим самого главного кирпича, — права на стремление к счастью.

С одной стороны, стремление к счастью — природная потребность человека и неразрывно связано в правом на жизнь. С другой стороны, наши потребности не всегда преобразуются в наши права. Но законодательно закрепив право на жизнь, можно было бы намекнуть и на право пусть не на счастье, но хотя бы на стремление к нему 🙂

Но в силу неопределенности слагаемых, из которых строится счастье индивидуума, его право на стремление к счастью никак и не выберется из философской категории в политическую сферу, и счастье нации не избрано сверхцелью государственности.

В философии теме счастья много посвящено работ. В юриспруденции не принято изучать счастье с правовой точки зрения. Хотя философия подошла вплотную к праву и дает понятие счастье через общее обустройство общества. Счастье — это конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Эмоционально счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: счастье. одних индивидов прямо зависит от счастья других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей. Это значит: Счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества.*(2)

В законе не может быть правил «пойди туда, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Пока законодатель не определился с критериями счастливого российского общества, право стремление к счастью в числе наших гражданских и политических прав ждать не приходится.

Тем более что за данным правом стоят вполне обоснованные риски роста недовольных. Еще претензий от несчастных граждан не оберешься, да еще они вздумают на этом основании поменять правительство (как, например, в Декларации независимости США записано). А у нас еще из года в год, примерно по 800 тыс. в год осужденных, которые точно не отнесут себя к осчастливленным гражданам.

Конечно, было бы замечательно, закрепить и в нашем законе право на стремление к счастью. Может попробовать в качестве общественной инициативы предложить дополнить главу 2 Конституции РФ правом на стремление к счастью?

*(1) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001
*(2) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

Читать еще:  Современный итальянский художник. Massimo Tizzano

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Вот что 3 знаменитых греческих философа считали ключом к счастью

Многие люди привыкли использовать логические построения и анализ для достижения поставленных перед собою целей, и это, безусловно, правильно… Пока дело не доходит до счастья и стремления к нему. Как нам удовлетворить жажду счастья, присущую всем людям? Как пройти по ведущей к нему дороге? Подобные вопросы зачастую ставят в тупик даже самых умных людей…

Концепции познания себя и мира вокруг, моральных ценностей, доброты, гармонии, свободы и сдержанности — это лишь некоторые из «инструментов», которые греческие философы предлагали использовать людям, стремящимся к счастью. Вы, скорее всего, уже знаете имена философов, о которых пойдет речь в этой статье. Это Эпиктет, Эпикур и Аристотель. Весьма вероятно, начертанная ими множество столетий назад карта к счастью поможет прийти к нему и вам.

«Пособие к выживанию» Эпиктета

Эпиктет, древнегреческий философ, живший с 55 по 135 годы нашей эры, считается «отцом» фразы: «Боги, даруйте мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, храбрость, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одного от другого».

А еще он говорил следующее:

«Встретившись с неприятным явлением, скажите себе: «Ты лишь моя мысль, а не то, чем ты кажешься». После этого изучите и измерьте его теми мерилами, что у вас есть. В первую очередь вот каким: имеет ли это явление отношение к тому, что нам подвластно, или же оно от нас не зависит. И если окажется, что это явление относится к тем, что не зависят от нас, будьте готовы ответить себе «Для меня это ничто».

Философия, как считал Эпиктет, должна быть не просто оторванной от жизни наукой — нет, она должна стать для каждого способом жизни. Философ говорил, что происходящие с нами внешние события определяются судьбой, и, таким образом, неподвластны нашему контролю. Следовательно, мы должны принимать то, что с нами происходит, спокойно и бесстрастно.

Однако он считал, что каждый индивидуум несет полную ответственность за собственные поступки, которые он может держать в узде и контролировать благодаря строгой самодисциплине.

«Считать себя рабом или свободным человеком — это зависит лишь от вас».

«Сад» Эпикура

Эпикур, живший с 341 до 270 года до нашей эры, вошел в историю как основатель школы философии известной, как эпикурейство. Он написал более 300 философских трактатов и писем, из которых до нас, к сожалению, дошли лишь отдельные отрывки.

Большую часть того, что нам сейчас известно о философии Эпикура, мы почерпнули из работ его последователей и комментаторов. Вот некоторые цитаты Эпикура, имеющие отношение к обсуждаемой нами теме:

«Нельзя жить счастливо, если вы не живете мудро и праведно, и нельзя жить мудро и праведно, если вы не живете счастливо».

«Справедливость не существует сама по себе, это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей, и всегда применительно к тем местам, где он заключается».

Эпикур считал, что целью философии является достижение счастливой, спокойной жизни, проведенной в окружении друзей, характеризующейся атараксией (спокойствием и свободой от страха), апонией (свободой от боли) и самодостаточностью.

Он учил своих последователей тому, что удовольствие и боль являются мерилом того, что хорошо и что плохо. Что смерть является концом как для тела, так и для души, и потому ее не стоит бояться. Что боги не наказывают и не поощряют людей, что вселенная бесконечна и вечна, а все события, происходящие в мире, в конечном итоге основаны на движениях и взаимодействиях атомов в пустом пространстве.

Надпись на вратах в «Сад» Эпикура, записанная Сенекой в XXI эпистоле «Нравственных писем к Луцилию»: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь наслаждение считают высшим благом».

Эвдамония в этике Аристотеля

Так как счастье — это состояние души, когда она действует нравственно и благодетельно, нам стоит взглянуть на то, что же такое благодетель — возможно, это поможет нам лучше понять саму природу счастья.

Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший с 384 по 322 год до нашей эры. Он верил в то, что все человеческие концепции и все их знания в конечном итоге основаны на восприятии. Взгляд Аристотеля на естественные науки представляет собой фундамент, на котором покоится большая часть его работ.

Его этика всегда вызывала к себе интерес, но этот интерес разгорелся с новой силой после появления современных систем этики, включающих в себя понятие благодетели. В результате этого философия Аристотеля и ее различные аспекты изучаются учеными в наши дни с новым интересом.

Аристотель считал этику практической, а не теоретической наукой, а именно — нацеленной на то, чтобы стать лучше и совершать хорошие поступки, а не на то, чтобы что-то знать ради самого знания. Он написал несколько трактатов по этике, включая свой самый известный — «Никомахову этику».

Аристотель учил тому, что доблесть имеет прямое отношение к предназначению и функциональности (эргону) ситуаций, вещей и людей. Что глаз является хорошим лишь настолько, насколько хорошо он видит.

Аристотель считал, что у людей тоже должна быть свое, особое предназначение, и этим предназначением должна быть активность психе (души) в соответствии со здравым смыслом (логосом).

Он говорил, что такая «оптимальная» деятельность души должна являться целью всех осознанных действий человека, и называл ее эвдамонией, что часто переводится, как «счастье» или иногда «благополучие». Но чтобы у человека была потенциальная возможность быть счастливым в этом смысле, он должен обладать благородством души (этике арете), что иногда переводят как моральная (или этическая) добродетель.

Новое видео:

«Стремление к счастью. С комментариями и объяснениями» Людвиг Фейербах читать онлайн — страница 1

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Людвиг Андреас Фейербах

Стремление к счастью

С комментариями и объяснениями

Философ естественного счастья

Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года на юге Германии, в Баварии. Его отец, Пауль Иоганн Ансельм фон Фейербах, был доктором права, криминологом, составителем уголовного кодекса этого независимого тогда немецкого государства. Он являлся первым теоретиком закона «психического принуждения» — считал, что если законодательство станет достаточно грозным, подробным и разработанным до мелочей, то люди просто будут бояться нарушать законы, опасаясь неотвратимого наказания. Конечно, на практике даже самая подробная регламентация еще не разрушала мотивы правонарушений у всех, но Фейербах-старший полагал, что тюрьмы и аресты просто помешают людям совершать новые преступления, а там уже и все привыкнут к безопасности, станут помогать предотвращать чужие злодеяния.

Отец Фейербаха также много сделал для возникновения такого жанра литературы как детектив. Он подробно пересказывал криминальные истории, звучавшие во время судебных заседаний, со всеми кошмарными подробностями, и хотя сам был убежден, что просто исследует, откуда берется злонамеренность и жестокость преступников, его книгами зачитывались любители сенсаций.

Умер прославленный юрист при неясных обстоятельствах. Он расследовал дело найденыша Каспара Хаузера, странного юноши-бродяги, не умевшего говорить, а только писавшего бессвязные фразы и рисовавшего прекрасные цветы. Фейербах-старший предположил, что это может быть принц, незаконно отстраненный от престола и всю жизнь проживший в заключении, не видя ни одного человека. И Каспар Хаузер, и следователь, судя по всему, были отравлены.

Читать еще:  Французский художник. Nathalie Montel

Мать Фейербаха, Ева-Вильгельмина Тростер, происходила из знатного, хотя и обедневшего рода. У Людвига было четверо братьев и трое сестер. Все они были талантливыми личностями. Их дарования проявились в музыкальной, живописной, писательской, научной областях. Так, Карл стал крупным математиком, а Фридрих — специалистом по Индии и переводчиком.

Людвиг учился в школе в Мюнхене. Тогда он познакомился с философом Фридрихом Генрихом Якоби, который не принадлежал к мыслителям первого ряда, но для развития немецкой философии сделал, возможно, даже больше, чем они. Полемизируя с Кантом и Фихте, он сделал их известными во всех германских землях, а выступая с публичными лекциями, он заставил образованных немцев регулярно знакомиться с новинками философии.

Также Фейербах познакомился с Фридрихом Тиршем, крупнейшим антиковедом, реформатором школьного образования в Германии, поэтом и знатоком Платона.

Но больше всего нашего юного мыслителя интересовало богословие — он хотел проникнуть в тайны божественной жизни, даже брал уроки иврита у местного раввина, чтобы читать Библию в оригинале. Его наставником в университете стал Карл Дауб, теолог, которого иногда за переменчивость взглядов называли «Талейраном от религии». Он то защищал классическую догматику Лютера, где не хотел менять ни единой буквы, то говорил, что в вере сердце важнее, чем ум, то допускал правоту любого религиозного чувства, то, наоборот, пытался дать толкование Библии, решающее все научные вопросы. Молодой Фейербах был несколько разочарован своим учителем: велика ли ценность веры, если каждый год можно менять свою позицию?

Первую свою работу, «Мысли о смерти и бессмертии», он написал еще на студенческой скамье и выпустил в 1830 году. Это был бурный год: во Франции вспыхнула революция и сразу перекинулась на Германию. Но в обеих странах революционные выступления были вскоре подавлены, а книга Фейербаха конфискована как подрывающая основы религии. Сам он попал под надзор полиции, и чтобы оправдаться в глазах властей, написал несколько новых произведений, в том числе труд по этике в виде вымышленного диалога Абеляра и Элоизы и «Историю современной философии» от Бэкона до Спинозы. Канон современной, или, как мы говорим, новоевропейской философии, в котором обязательными стали Бэкон, Декарт и Спиноза, как раз был сформирован Якоби и подтвержден в лекциях Гегеля, а альтернативные каноны, где в центре стояли, например, схоластические богословы того же времени, вышли из употребления.

Написанная Фейербахом «История философии» привлекла внимание гегельянцев: они пригласили молодого мыслителя сотрудничать в их журнал. Он стал сражаться с оппонентами этого направления, не щадя даже тех, кто был в фаворе у тогдашней реакционной власти. Понятно, что в журнале его полемические работы не могли напечатать целиком, тем более, не все гегельянцы одобряли тогдашний чрезмерный идеализм Фейербаха, его веру в то, что с помощью логики и диалектики можно ответить на все вопросы. Поэтому он выпустил на собственные средства учебник по философии, где кратко и ясно объяснил свою позицию.

В университете Фейербах проработал недолго, уже зимой 1835 года он оставил преподавание в Эрлангене и переселился в деревню в округ Брукберг к своей возлюбленной Берте, владелице фарфорового завода, находившегося в охотничьем домике. Хотя это предприятие не давало большой прибыли, но благодаря регулярным заказам можно было пережить годы экономического кризиса. В 1837 году они поженились, в 1839 году у них родилась первая дочь, а через три года — вторая, умершая во младенчестве. Годы беззаботной сельской жизни очень помогли Фейербаху в философских размышлениях: как признавался сам мыслитель, во время прогулок и скромных трапез он и нашел ту «точку Архимеда», с которой и можно было перевернуть всю предшествующую философию.

Но Фейербах понимал: его выводы прозвучат убедительно, лишь если будут учитывать достижения новейшего естествознания, а для этого нужно возобновить общение с учеными. Сначала он выпустил второй том своей истории философии, посвященный Лейбницу и его теории монад — в классике Фейербах увидел соединение высшего интереса с конкретными достижениями в точных и естественных науках. Также он выписывал и читал множество книг, писал рецензии, в 1838 году опубликовал труд «Критика позитивной философии», в которой доказывал, что нельзя строить все науки по образцу естествознания, а через год — «Критику гегелевской философии», где, в частности, выступал против прочтения Гегеля как традиционного теолога. Он здесь полемизировал сразу с двумя позициями: с тогдашними политическими реакционерами, видевшими христианство исключительно в качестве современной государственной религии, и с их противниками, считавшими, что оно устарело и превратилось исключительно в частное дело отдельных верующих, тогда как достоверное знание дает только наука.

Итогом размышлений Фейербаха стал труд «Сущность христианства» (1841). Эта книга потрясла всех образованных читателей: множество рецензий, дискуссий, возмущений и одобрений сопровождали ее появление. О ней спорили в гостиных, министерствах и кулуарах театров. Автор подробно отвечал своим противникам, гегельянцы помогали ему обойти цензуру, хотя было видно, что его позиция уже не укладывается в гегельянство.

Фейербах в то время опять преподавал, и свои мысли о реформе философии, которые не пропускала цензура, он использовал в лекциях, обосновывая «философию будущего». Чтобы уменьшить нападки на себя, наш мыслитель написал исследование о Лютере, где доказывал, что уже великий реформатор, осознающий христианство как то, что совершается здесь и сейчас, как подвиг веры, был близок к его позиции: философскому пониманию христианства как судьбы современного человека, а не как традиционной религии.

«Сущность христианства» сделала Фейербаха знаменитостью, он часто ездил в Гейдельберг, общался в этом городе с тогдашними молодыми материалистами. Там он останавливался у своего друга Кристиана Каппа и чуть не испортил себе карьеру: ему с большим трудом удалось скрыть любовную связь с шестнадцатилетней дочерью Каппа, едва не закончившуюся беременностью. Также он часто навещал мать в Нюрнберге, где тоже нашел единомышленников, а у себя в Брукберге подружился с журналистом Германом Криге, сотрудником Карла Маркса и Фридриха Энгельса (позднее эмигрировавшим в США). Тот всячески убеждал Фейербаха пойти из философии в политику. А в конце 1843 года сам Маркс предложил ему переехать в Париж и редактировать немецкие революционные издания, но Фейербах не согласился так круто изменить свою судьбу. В целом же, он внимательно наблюдал за деятельностью Маркса и других левых мыслителей, сотрудничал с германской оппозиционной прессой, например с кельнской «Рейнской газетой», которую Маркс редактировал до эмиграции в Париж в октябре 1843 года.

Фейербах писал каждый день и очень много. В 1845 году начало выходить его собрание сочинений. К 1866 году оно уже насчитывало 10 огромных томов. При этом мыслитель перерабатывал и дополнял свои ранние работы. Хотя он не стал таким деятельным политиком, как Маркс, но все же принимал участие в гражданских делах. Во время «весны народов», революционных событий во всей Европе в 1848 году, он баллотировался в Национальное собрание Франкфурта, хотя не набрал нужного количества голосов. Участием в политике он хотел поправить свое финансовое положение — фарфоровый завод его жены разорился. При этом во Франкфурте он почувствовал вкус к левой политической деятельности, часто выступал публично, стал рассуждать о смысле парламентаризма и о том, как можно проводить реформы.

Стремление к счастью

Стремление к счастью — потребность подавляющего числа людей. Но понимаем ли мы, что такое счастье? Само слово очень привычно, за века оно затерлось до дыр, мы привыкли им оперировать по поводу и без, но редко можем оформить собственные ощущения во внятные фразы. На вопрос: «Чего ты хочешь?» многие ответят: «Счастья». Но чего именно хочет каждый из ответивших таким образом?

Читать еще:  Яркий и красочный боди-арт. Vilija Vitkute (боди-арт)

Как ни странно, понятие счастья для каждого уникально, то есть, единого понятия для всех вроде бы не существует. Для одних счастье невозможно без денег, для других немыслимо без семьи или любимого человека, для третьих счастье равно свободе. Сколько разных вариаций одного состояния! Однако, как правило, счастье ассоциируется с неким приобретением — материальным, духовным, личностным. Например: «Если мы будем вместе (если я ее обрету), то точно буду счастлив». Или: «Для полного счастья нам не хватает только квартиры». Или: «Без ребенка мне счастья не видать».

Но чаще всего бывает, что, получив желаемое, человек не чувствует себя счастливым. Въехав в долгожданную квартиру, он с удивлением понимает, что в его жизни, по сути, ничего не изменилось. Может быть, убавилось житейских проблем; может быть, возникло больше комфорта, но глобально. Глобально это не то состояние, которого он ожидал. Или, стоило добиться взаимности любимой женщины, она быстро обретает массу недостатков, которые запросто могут перевесить достоинства. Через пару лет человек не понимает даже, что он в ней нашел тогда. Также от обилия денег нередко оказывается больше хлопот, чем было при их нехватке.

В чем же проблема? В неправильной постановке цели? В неточностях при ее достижении? Создается впечатление, что люди гоняются за миражом, за придуманным состоянием, которого невозможно достичь. Но это не так. Хотя бы потому, что каждый из нас хоть раз в жизни был счастлив. Разочарования постигают нас именно из-за непонимания сути наших собственных устремлений. Мы хотим машину, к примеру, и уверены, что счастье от ее приобретения прилагается к ней по умолчанию. Мы так хотим быть с человеком, которого любим, что нет сомнений — стоит достичь цели, и там же окажется счастье. Но проблема в том, что это не так. Ни как какому предмету или событию счастье не идет «в комплекте». Машина — это машина. А счастье — это счастье. Они никак не связаны между собой. Именно поэтому счастье никаким образом невозможно купить за деньги. За деньги можно купить машину, но не счастье от ее приобретения.

А как же тогда счастье? Можно ли его вообще достичь по собственному желанию, или оно случайно возникает, непонятно от чего? Не только можно, но и нужно! Счастье — это продукт нашей душевной работы. Нашей, а ни чьей-то еще. Это не внешнее состояние, а сугубо внутреннее. Стимулом к нему может стать нечто внешнее, но лишь стимулом — не более того.

Состояние счастья

Счастливы мы или нет, зависит от нашего состояния. События вокруг, как ни странно, не имеют к этому отношения. Вот, к примеру, идет дождь. Обычный осенний дождь. В дурном настроении он покажется вам отвратительным, мерзким, мир вокруг серым, а прикрывшиеся воротниками прохожие хмурыми и неприветливыми. Но вот вы получили долгожданное повышение по работе, или влюблены, идет тот же самый дождь но.

О, чудо! Как же прекрасен мир вокруг, улицы умыты потоками воды, воздух полон свежести, капли дождя, как искорки в свете фар, а пешеходы так смешно кутаются в воротники! Но ведь дождь тот же самый! Он не поменял своих свойств. Изменилось лишь свойство вашего восприятия. И таких примеров масса. Разбирая их, нетрудно прийти к выводу, что мир не таков, каков он есть, а лишь таков, каким мы его воспринимаем в тот или иной момент. Хорошее у нас состояние — мир прекрасен. Плохое — мир отвратителен. И в каждый момент времени для каждого из нас мир немного другой. Все зависит от состояния восприятия.

Но ведь состоянием можно управлять! Оно же наше, внутреннее. Оно в огромной степени подвластно воле. Мир на самом деле никакой. Ни плохой, ни хороший, ни злой, ни добрый. Он нейтрален. Абсолютно. И лишь наше собственное состояние окрашивает его в те или иные тона. Так стоит ли усердствовать с серыми красками? Нам же самим на это смотреть!

Чтобы не испытывать разочарования, надо помнить главное — счастье ни к чему не прилагается само по себе. Ожидание, что вот произойдет что-то, и тут же наступит счастье, всегда обманчиво. И именно это ожидание приводит к разочарованию. Чтобы испытать счастье, надо потрудиться, поработать душой, в какой-то степени натренировать ее, приучить себя находиться в нужном состоянии. Счастье может быть вызвано чем угодно, надо лишь потрудиться его испытывать. А тот, кто ждет, пока оно свалится с неба, так и будет гоняться за миражом. По сути, чтобы достигнуть счастья, надо стремиться к счастью, а не к получению того, к чему оно якобы прилагается.

Погоня за счастьем (рош-гросс)

Отвека люди служат богу,
Тому, кого незримый гнет
К его небесному чертогу
Тягчит земной души полет.
Тому, кто сеет злое семя
Промежду семени добра,
Чей путь — объемлющее время,
Обитель — дальняя гора.
Идут века, — но поколенья
Стремятся к горному хребту
И ловят с криком опьяненья
Его одежды на лету.
Вершины редко достигают
И гибнут, гибнут — каждый миг,
А кто достигнет, — умирает,
Но смерть его — победный клик!

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector