Стремление к выразительности и совершенству. Веселов Александр

Стремление к выразительности и совершенству. Веселов Александр

Стремление к совершенствованию

Цель жизни каждого человека – поиск гармонии с окружающим миром и совершенство в нем. Главная задача каждого из нас – максимально приблизить проявление совершенства в самом себе, в собственном состоянии и образе действия. Стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас, как личность, волнует и заботит. «Умный человек знает, какими вещи должны быть; опытный знает, каковы вещи в действительности; знание того, как изменить их в лучшую сторону, характеризует человека гениального» — писал Д.Дидро.
М.В. Ломоносов писал:
«Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет;
Трудами веки удивите,
И сколько может, покажите. »
Л.Н.Толстой отмечал, что стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.
Е.П.Ильин замечает, что «Различают нравственное, интеллектуальное самосовершенствование.
Нравственное самовоспитание связано с самообразованием.
Физическое самосовершенствование связано с саморазвитием двигательных качеств, с формированием двигательных умений [двигательная память сохраняется не больше 48 часов].
Существенным препятствием для самосовершенствования является лень, отсутствие самостоятельности, настойчивости целеустремленности. Трудность решения этого вопроса состоит в том, что развитие воли тоже является самосовершенствованием, поэтому нельзя откладывать саморазвитие, самообразование и самовоспитание до тех пор, пока не разовьётся нужное волевое качеств; оно будет развиваться вместе с самосовершенствованием.
Самосовершенствование может осуществляться и путем подражания (копирование своего кумира), как потребность в сознательной саморегуляции, когда возникает «расположенность к самовоспитанию»(Лейтес Н.С.,1971) и как желание утвердить в своей личности отдельные качества, особенно самостоятельность (Рувинский Л.И., 1869).
Психологические особенности развития самостоятельности
Самосовершенствование учащимися связано с подавлением у них иждивенческих настроений, социального паразитизма, которые присущи им в связи с постоянной опекой родителей («заласканность»).
Самостоятельность — это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет с развитием самосознания.
Мотивы проявления самостоятельности у школьников разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют её как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельны поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. Причём в случае предоставления подростку самостоятельности он всё равно может быть не удовлетворён.
У старших школьников мотивом появления самостоятельности является стремление испытать себя, проверить свои возможности. Это стремление имеется уже у подростков, которые хотят быть похожими на взрослых и поэтому испытывают себя во «взрослых» делах. Поэтому их стремление к самостоятельному выполнению заданий будет проявляться в большей мере, если, с их точки зрения, это задание престижно для взрослых»[1,c.217-219].
Д.Б. Эльконин, Т.В.Драгунова обобщая материалы исследования писал, что развитие ребенка происходит в четырех аспектах: 1) изменений, возникающих в учебной деятельности;
2) возникновения новых форм общения и выделения общения в особую сферу жизни и особую деятельность;
3) формировании взрослости;
4) усвоения морально-этических норм.
И далее «. центральным, новообразованием младшего подросткового периода является возникновение и формирование чувства взрослости. Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательных воздействий должна опираться на чувство взрослости и вместе с тем формировать на его основе социальное сознание, морально-этическое содержание[2,c.379-382].
Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждём от жизни, а в том, чего она ждет от нас.
Ведь жить — в конечном счёте значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа(Виктор Франкл, с.107).
Литература:
1.Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.
2.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Академия», 2006.

Направленность и стиль жизни при самоактуализации
Материал Какова направленность и стиль жизни человека, выбравшего путь самоактуализации?
В отличие от Карла Роджерса, убежденного, что человеку по его природе всегда присуще стремление к развитию, Маслоу писал, что в людях борются две разнонаправленные тенденции — как стремление к росту и развитию, так и стремление убежать от жизни и ее трудностей.
Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о «личностном росте», мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами. На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к «личностному росту» должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной психологии человека. Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений (295). (А. Маслоу. Мотивация и личность)
Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!».
Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация
Самоактуализация как способ жизни — одна из личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на собственный рост и развитие.
Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами
Общее представление о самоактуализирующейся личности в тестах, измеряющих самоактулизацию, конкретизируется в определенные характерные черты личности и определенные характерные убеждения. По итогам, оценивая со стороны, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват, С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом. Смотри Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами
Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование
Смотри Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование
Самоактуализация и безупречность
• Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак!
Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. Подробнее про это — см. Качественная работа
То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.
Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.
Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.
• Стремление к лучшему, к развитию
Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.
• Позитивное отношение к трудностям
Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!
Другими словами — самоактуализация- это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.
Самоактуализация и позиция Творца
Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих.Во многом Творец похож на самоактуализирующуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

Читать еще:  Современные художники России. Анатолий Какалов

Лингвистический анализ текста

Ведерникова Валентина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы, МБУ «Гимназия № 77»

Урок русского языка в 10-м классе «Лингвистический анализ текста»

  1. формировать у учащихся лингвистические и коммуникативные навыки; совершенствовать речь учащихся;
  2. развивать аналитические навыки;
  3. воспитывать интерес к изучаемому.
  1. Драбкина С.В. «ЕГЭ. Русский язык 2013»;
  2. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку : учебное пособие. Самара: ООО «Офорт», 2012.,380 с.;
  3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.-448с;
  4. Отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

  • Русский язык! «Как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!» — перефразируя строчку стихотворения А.С.Пушкина, можно сказать о нашем языке. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке:
  • «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн.
  • «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский.
  • «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г.Паустовский.

— Да, наш язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

— Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить их. Язык имеет и обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык также как бы пронизывается этим способом выражения. Он, наш язык, подобен легкой паутине, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились, не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой удивительный мир, что уходить из него уже не хочется. Тема вашего урока: «Лингвистический анализ текста».

— А какова практическая цель нашего занятия? (Подготовка к ЕГЭ)

— У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

3. Комплексная лингвистическая работа с текстом

1) Знакомство с текстом.

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

— Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно – думал он. – Луна и отблески света, который играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно. »

— Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа. Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!» Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике. Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны. Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

— Как можно озаглавить? (Радость Познания – главный герой изучает на себе возможности управления в полете на большой скорости.)

— Какова идея текста? (Только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье).

— К какому стилю относится данный текст? (К художественному).

— Определите тип речи. (Повествование).

— На сколько микротем можно разделить текст? (Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия).

— Какая связь между предложениями? (Параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная).

«Культура — это стремление к совершенству» (А. Мэтью) (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании А. Мэтью поднимает проблему развития человека посредством культуры. По мнению автора, культура помогает человеку духовно совершенствоваться.

И с мнением автора нельзя не согласиться, ведь, действительно, изучая произведения культуры, созданные нашими предками, человек обогащается духовно и наполняет свой внутренний мир новыми знаниями о мире.

Рассмотрим это высказывание с теоретической точки зрения. Понятие культура имеет огромное количество значений. В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Поскольку постоянно идет обновление культуры, то есть её совершенствование, развитие, значит и общество прогрессирует вместе с ней.

Читать еще:  Французский художник. Cathy Marre

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но культура не может развиваться сама по себе, для этого ей нужен человек, который поможет ей это сделать. Но тем не менее, если культура будет стоять на месте, то и мы, люди, начнем регрессировать. В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Если же эта деятельность не будет происходить, то что же тогда станет с людьми? Ведь культура включает в себя религию, еду, то, что мы носим, наш язык, музыку, то, что мы считаем правильным или неправильным. Культура стала ключевой в нашем взаимосвязанном мире, который состоит из столь многих этнически разнообразных обществ, если же культура перестанет эволюционировать, то и человечество перестанет это делать вместе с ней.

И чтобы доказать мысли автора обратимся к истории развития человечества.

Сами того не замечая, люди внедряли культуру в свою жизнь. Первобытные орудия труда, одежда, жилища — это всё свидетельства зарождения культуры. Впоследствии, с развитием человека, и развивается культура. Люди стремились к созданию чего-то нового, неизведанного, совершенствованию старого, и только благодаря этому, культура приобретала новые черты, новые грани, одним словом, совершенствовалась, а вместе с ней и общество.

Ещё один пример можно найти в современном обществе. Сейчас люди стараются быть очень развитыми духовно, и в этом им помогает культура. Несмотря на то, что сейчас предпочтения к культуре очень часто меняются, люди стремятся к её изучению.

Таким образом, А. Мэтью был прав, говоря, что изучая культуру, мы стремимся к совершенствованию.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id83714

Выразительные средства синтаксиса
элективный курс по русскому языку на тему

Элективный курс для предпрофильной подготовки «Выразительные средства синтаксиса» поможет обучающимся при выполнении задания 8 частиВ при сдаче ЕГЭ по русскому языку

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Купцова Е.Ю., учитель русского языка, МОУ «Гимназия № 1», г. Балаково

В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, – это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

— практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

— исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

  1. научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.
  2. добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.
  1. систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  2. научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  3. прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  4. воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  1. самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  2. осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  3. обогащение словарного запаса;
  4. умение работать с книгой.
  1. Аспектные и толковые словари.
  2. Выразительности образной речи. «Учитель», 2000
  3. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
  5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
  6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
Читать еще:  Художник, иллюстратор и искусствовед из Турции. Burcu Akarcay

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.

Дидактический и справочный материал.

Форма итоговой отчетности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексико-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

Прилагаемый дидактический материал – не традиционные упражнения на вставку пропущенных букв и знаков препинания. Он направлен на распознавание синтаксических конструкций, выражающих экспрессию только синтаксической формой, способствующих развитию образного мышления учащихся и используемых в художественной прозе, стихах и публицистике.

В рамках данной работы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.

Выразительные средства синтаксиса
элективный курс по русскому языку на тему

Элективный курс для предпрофильной подготовки «Выразительные средства синтаксиса» поможет обучающимся при выполнении задания 8 частиВ при сдаче ЕГЭ по русскому языку

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Купцова Е.Ю., учитель русского языка, МОУ «Гимназия № 1», г. Балаково

В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, – это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

— практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

— исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

  1. научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.
  2. добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.
  1. систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  2. научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  3. прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  4. воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  1. самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  2. осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  3. обогащение словарного запаса;
  4. умение работать с книгой.
  1. Аспектные и толковые словари.
  2. Выразительности образной речи. «Учитель», 2000
  3. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
  5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
  6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.

Дидактический и справочный материал.

Форма итоговой отчетности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексико-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

Прилагаемый дидактический материал – не традиционные упражнения на вставку пропущенных букв и знаков препинания. Он направлен на распознавание синтаксических конструкций, выражающих экспрессию только синтаксической формой, способствующих развитию образного мышления учащихся и используемых в художественной прозе, стихах и публицистике.

В рамках данной работы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector