Стрит-арт без субкультуры

Стрит-арт без субкультуры

Стрит-арт без субкультуры

Мультимедиавыставка «Метаформы» в Центре МАРС показывает, как цифровые технологии придают стрит-арту, лишенному субкультурного налета, еще больше зрелищности.

Экспозиция сделана так, что зритель, попав в галерею, сначала видит инсталляции и рисунки художников в реальности, а затем, надев VR-очки, наблюдает, как изменяются произведения в многомерном виртуальном пространстве. В первом же зале серия черных и красных квадратов, а также черный квадрат пересечений графических рисунков непрозрачно намекают на творчество вдохновителя дуэта художников Aesthetics. Интерпретация Казимира Малевича, благодаря команде Peremirie, в digital-формате превращается в геометрическую скульптуру в духе Фрэнка Стеллы. Дизайнер архитектурной среды, художник Андрей Бергер для одного из залов создал масштабный двухэтажный объект, который с помощью проекций из бесформенной клеточной структуры становится шумящим лавовым морем.

Оказаться внутри мультипликации можно на втором этаже центра. Плоские персонажи из граффити московского художника Владимира Гупалова (Nootk) в VR-очках обретают размеры и объем. Улыбаются и как бы оживают даже те из них, кто в виртуальном пространстве спрятался у зрителя за спиной. Передать дух концептуализма попытался постоянный участник московских биеннале, номинант Премии Кандинского Миша Most. Его инсталляция, как в реальном, так и в digital-измерении, отражает размышления художника о том, что есть человек в биологическом и молекулярном смысле.

Первая в России VR-выставка будет проходить в Центре МАРС до последнего дня лета.

Уличная субкультура «Стрит граффити арт»

Уличная культура, начавшая свое формирование вместе со становлением хип-хоп культуры еще в 70-е годы 20 века, и сформировалась в нынешнем своем виде в 90-х годах. Урбанистика сегодня – это целый культурный слой, включающий в себя музыкальное, танцевальное и изобразительное искусство и подчиняющийся своим правилам.

Почетное место в уличной культуре занимает стрит граффити арт, которое можно назвать особым видом современного искусства, зародившимся на улицах Нью-Йорка. Причисление граффити к искусству вполне оправдано, поскольку оно является художественным отображением внутреннего мира рисующего или его особой мысли, которую он хочет донести до внешнего мира. И сегодня уличное граффити прочно занимает место в современной городской культуре и его образе жизни.

Это направление уличного искусства настолько разрослось, что в наши дни существует множество его видов и стилей. Несмотря на популярность уличного искусства, оно остается полу-легальным видом творчества, и все из-за особенного характера граффити. В основном, объектами их нанесения становятся стены зданий, большинство из которых находится в частной собственности. А порча ее, как известно, считается вандализмом и карается законом. Поэтому, во многих странах существуют целые банды, которые творят в ночное время.

Как правило, у каждой из них есть свой отличительный знак или символ при создании граффити, показывающий, что только они ведут или могут вести арт-действия на определенной территории. Своего рода отметки, понятные только деятелям уличного искусства, которые делят город на условные территории. Зачастую, граффити используют политические активисты, чтобы выразить и донести свою точку зрения до народных масс.

Распространено это в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания. Порой, художники тратили по несколько часов на создание настоящего шедевра уличного шедевра, но блюстители закона с таким видом искусства расправляются быстро и нещадно. Кто-то считает стрит-граффити новой страницей в современном искусстве, другие – вандализмом.

К уличному искусству можно относиться по-разному, но равнодушным оставаться – точно нет. Как правило, уличные художники изображают актуальные проблемы современного общества, которые лежат на поверхности, но остаются незамеченными официальными информационными источниками. А образ жизни, которые ведут деятели урбанистической культуры, остается скрытым и непонятным для многих.

О различных хобби и других интересных вещах читайте на сайте geo-storm.ru!

Понравилось? Поделись с друзьями!

Почитать еще что-то интересное (упс. если здесь ничего нет, то плагин опять жестко глючит)

Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.

Что такое уличное искусство и каким оно бывает?

Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:

  • Настенные рисунки;
  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;
  • Уличные инсталляции;
  • Стикеры;
  • Постеры и др.

К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.

История стрит-арта с момента появления и до наших дней

Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.

Читать еще:  Швейцарский художник-сюрреалист. Raffaello Ossola

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.

Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Известные представители направления

В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:

  • Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
  • Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
  • Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
  • Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
  • C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
  • Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Стрит-арт: искусство или вандализм?

Окраины Москвы и переулки Барселоны, мосты Мексики и небоскребы Токио — где бы вы ни находились, можно найти уличное искусство. Оно на заброшенных зданиях, автобусных остановках, дорожных знаках и мусорных баках.

Бывшее подпольное движение, борясь против статуса-кво, теперь стало далеким от хаотичной порчи общественных мест.

— Gilles MALBOS (@GilMalbos) April 3, 2020

Для многих стрит-арт вообще не является искусством. Но с течением времени менялись и образ уличного художника, и сами изображения. То, что не было приемлемым и понятным в прошлом, теперь признается и ценится миллионами.

Ретна, Нью-Йорк, 2012. Flickr Commons.

Как все начиналось?

Не всё уличное искусство включает в себя живопись. Это могут быть наклейки на поверхностях или вообще «бомбардировка пряжей» — ярнбомбинг (процесс, при котором художники покрывают деревья и телефонные столбы красочными волокнами и вязанием).

Уличное искусство также может быть выполнено с использованием трафаретов, где создатель повторяет изображение по всей поверхности, чтобы сделать какое-либо заявление.

Ярнбомбинг/oddee.com

Граффити, одно из самых ранних и известных выражений стрит-арта, начало появляться на стенах и автомобилях в 1920-х и 1930-х годах в Нью-Йорке. Обозначало оно деятельность уличных банд. Но влияние подрывной культуры было особенно заметно в 1970-х и 1980-х годах. 70-е и 80-е стали поворотным моментом в истории уличного искусства. До этого было время, когда движение только зарождалось.

Читать еще:  То, что нельзя сказать словами. Mo Tuncay

Потом же оно трансформировалось в субкультурный феномен, который оспаривал социальную и политическую реальность.

Вскоре нелегальная деятельность начала эволюционировать в многочисленные формы художественного самовыражения, которые нашли путь к галереям и мировому рынку искусства.

widewalls.ch

К концу ХХ в. и началу ХXI в. уличное искусство превратилось в сложные междисциплинарные формы художественного выражения: от граффити, трафаретов, гравюр и росписей до крупномасштабных картин и уличных инсталляций. Можно с уверенностью сказать, что сегодня стрит-арт является значимой частью современного искусства.

Одной из ранних звезд, появившихся на улицах, был Кит Харинг. Мальчик с раннего возраста развил любовь к рисованию, перенимая основные приёмы рисования у своего отца-мультипликатора.

Немалую роль сыграла и популярная в те времена культура доктора Сьюза и Уолта Диснея. Он начал свое восхождение в качестве художника граффити в метро Нью-Йорка, но после нескольких арестов решил отточить мастерство в Школе визуальных искусств (SVA).

Кит Харинг, 1998/miracomosuena.blogspot.com

Вскоре Харинг подружился с Кенни Шарфом и Баскией. Они связались с людьми, владеющими новым уличным языком знаков, и вместе пришли к известности.

Кадр из фильма «Баския: Взрыв реальности»

Граффити

Этот вид стрит-арта начинался как скромный вандализм, но быстро перерос в уникальную форму искусства, требующего огромного технического мастерства. Теги, вероятно, известны каждому. Мы видим их вокруг городов и поселков.

Когда граффити только появились, тэггеры рассматривали тэгирование как соревнование за то, чье имя встречается в городе наиболее часто. Многие сначала использовали стойкие маркеры в поездах метро, а затем перешли к распылению краски, поскольку их стили стали более сложными.

Так как граффити, по своей сути, является вызывающей формой художественного выражения и технически незаконны, в 1980-х годах начали отлавливать художников-нарушителей. Оттачивавшие этот стиль художники стали сильно рисковать.

Как правило, граффити-художники рассматриваются законодателями как вандалы или преступники. На самом же деле это страстные, откровенные и ориентированные на простую публику люди.

Граффити становится все более популярным в последнее время во многом благодаря Бэнкси.

Уличное искусство Бэнкси предназначено для освещения социальных и политических вопросов в прямом виде. Стиль Бэнкси минималистичен и часто использует другие элементы улицы.

Делая это, Бэнкси пытается создать впечатление, что изображение реально, а не просто набросок на стене. Благодаря работе Бэнкси и документальному фильму “Выход через сувенирную лавку”, граффити стало мейнстримом.

Работа Бэнкси в Венеции/esquire.ru

Граффити VS Стрит-арт

Но чем уличное искусство отличается от граффити? Здесь возникает множество споров. И та, и другая формы публичного выражения не всегда делаются с разрешения владельцев собственности, что приводит к проблеме вандализма. Но уличного искусства есть более широкие цели, чем у граффити.

Можно сказать, что одно из главных отличий граффити от уличного искусства — это намерение. Считается, художникам граффити всё равно, как публика понимает их творчество. Они адресуют свои работы другим лицам, разделяющим их занятие, или определенной группе людей.

Для сравнения, уличные художники берут идеи и инструменты, связанные с граффити, и используют их для создания искусства, посылающего сообщение каждому. Они хотят, чтобы люди видели их работы. Их цель — вызвать обсуждение и реакцию.

Вандализм VS Искусство

Существует четкое различие между уличным искусством как актом вандализма и уличным искусством как художественной практикой. Вандализм является непростительным уничтожением собственности. А вдумчивое уличное искусство активно возрождает, оживляет и добавляет визуальный интерес к общественному пространству.

Уличные художники сегодня не ограничиваются самой улицей. Их полотна, многие из которых связаны с городским художественным движением, активно уклоняются от термина «улица» или «граффити».

Вместо этого они рассматривают свои работы как художественную деятельность, основанную на разных приёмах, осуществляемую в студиях, выставочных пространствах, а также на улице.

Подколокольный переулок, Москва

Уличное искусство в России

Граффити взлетело в СССР вместе с брейк-дансом, который прибыл в страну с хип-хоп фильмами, привезенными из США. Сегодня статус граффити в России по-прежнему остается серой зоной. За исключением патриотического искусства, граффити не одобряется государством.

1980-е

В период перестройки развивающиеся советские субкультуры были в значительной степени изолированы от западного влияния: получение фотографий, журналов и видеоматериалов было затруднено, а общение с профессионалами ограничено.

В то время новая информация в основном просачивалась в страну вместе с фильмами VHS, такими как Beat Street и Stylewars, привезенными из-за границы друзьями и родственниками.

Эти фильмы сформировали образ хип-хопа как сочетание рэпа, брейк-данса и граффити. Американская уличная культура стала основой советской школы граффити и, вероятно, определила образ жизни молодых танцоров и художников на долгие годы.

Брейкдансеры первыми стали художниками граффити, часто создавая визуальные фоны для своих выступлений. Привлекающие внимание и нарисованные в характерном стиле, граффити иногда затмевали представления, конкурируя за внимание зрителей.

Вадим Крыс из Латвии считается первым автором граффити в Советском Союзе. Тогда получение аэрозольной краски было нелегкой задачей.

В Риге был завод по производству аэрозольных баллончиков, что позволило Вадиму занять наилучшее положение, на которое мог рассчитывать советский автор граффити. Вадим активно распространял свое новое увлечение в городах и поселках, через которые он путешествовал.

Стрит-арт без субкультуры

Всё это означает, что современное искусство «не может по-другому». Но если современное искусство остается закрытым в галереях, то уличное или городское (urban) искусство проникает непосредственно в нашу повседневную реальность, которая неразделима с психоэмоциональным состоянием каждого конкретного человека.

Читать еще:  Современный реализм. Thengis Rioni

«Уличная волна» или «Urban contemporary» охватывает ряд имён, пришедших в современное искусство из уличной субкультуры. Благодаря этому, художники транслируют своеобразный тип уличной эстетики, который выделяет их произведения из общей массы современного искусства.

Когда уличный художник работает в галерее, он остаётся уличным художником и по идее, и в виде способов, которые он применяет: схем, цветов, особенностей линий, композиционных приёмов — тому, чему он научился в уличной среде. Даже те художники, которые окончили академические институты, если они работают на улице, стали графитчиками, райтерами, они не станут «шишкиными» — они будут работать на холсте, как графитчики. Contemporary art – это современное искусство, «urban contemporary» — это современное искусство, которое в своей основе несёт уличные практики художника, то же самое, что уличная волна. В западном сообществе это носит название «urban contemporary».

Наверняка у вас возник вопрос, как вообще можно загрузить уличное искусство в формат «белого куба» [галерея в Лондоне – прим.ред.], кто и зачем этим занимается?

В 2016 году в на набережной Брюссельского канала был открыт Millennium Iconoclast Museum of Art, Музей контркультурного искусства нового тысячелетия. Своей задачей MIMA сделали фиксацию искусства «Культуры 2.0», нового поколения современных художников, которые уже не вписываются в формат обычных галерей.

Кураторы сами расшифровывают название музея, определив его как Музей 2.0, с помощью тэгов:

# Millennium (новое тысячелетие): временная метка, подчеркивающая дату зарождения музея.

# Iconoclast (контркультурность): синоним мобильной и противоречивой природы культуры.

# Museum (музей): место, где новая творческая энергия обретает себя.

# Art (искусство): пластическое искусство как основа коллективного нарратива.

В сентябре 2017 года в Берлине был основан музей Urban Nation. Ещё с 2013 года проект Urban Nation превратил фасады Берлина в гигантскую картинную галерею и связал различные городские сообщества под свои началом. Основатель проекта, Яша Янг (Yashsa Young) определяет лозунг Urban Nation как «Connect.Create. Care» — это «глобальное объединение, Сеть без ограничений» (network without limits).

Тогда же, в 2017 году открылся Музей Городского и Современного Искусства (Museum of Urban and Contemporary Art — MUCA) в Мюнхене. Философия MUCA — ввести стрит-арт в историю искусства, стать мостом между зрителями, художниками и арт-критиками.

В России музеефикация уличного искусства происходит через фестивали и институции уличного искусства, например, Биеннале уличного искусства, «Артмосфера» и Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, и через престижные институции современного искусства: Московская Биеннале современного искусства, ЦСИ «ВИНЗАВОД», Молодёжная Бьеннале, премии современного искусства им. В. Кандинского.

Сегодня феномен» уличной волны» идейно оформлен недостаточно. Движение представляет собой разнородную массу художников, которые, тем не менее, имеют сходное мировоззрение. Воспитанные уличным искусством, они сохраняют тот самый уличный нонконформизм, только в менее радикальных формах.

Музей Urban Nation первым сделал попытку объединить художников в глобальное сообщество под своим манифестом:

«URBAN NATION — ЭТО ТЫ + Я = МЫ

ЭТО ВСЕ ГОРОДА БЛИЗКИЕ ИЛИ ДАЛЕКИЕ, И ТО, КАК МЫ В НИХ ЖИВЁМ —

ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН ГЛОБАЛЬНОГО МИРА,

ЭТО ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ МЕЧТЫ И ТВОРЧЕСТВА БЕЗ ГРАНИЦ,

ЭТО СООБЩЕНИЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ПОНЯТЕН ВСЕМ:

ЭТО СПРАШИВАТЬ БЕЗ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ,

ЭТО ВСЕ ТЕ, КТО ВМЕСТО «ПОЧЕМУ» ГОВОРИТ «ПОЧЕМУ НЕТ?».

НЕ СПРАШИВАЙТЕ НАШ ПАСПОРТ, СПРОСИТЕ О ТОМ, ЧТО МЫ ХОТИМ СКАЗАТЬ.

НАША ЦЕЛЬ – БЫТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ URBAN CONTEMPORARY ART

МЫ – ТОПЛИВО И ЗАЖИГАНИЕ, МЫ – КОМПАС И МЕСТОНАЗНАЧЕНИЕ

Манифест Urban Nation.

Создатели MIMA представляют широкому зрителю художников, чьи работы собраны в их коллекцию так: «Это поколение художников, открывающих через свои работы новую городскую идентичность. Современные средства коммуникации стимулировали сильную взаимосвязь между различными субкультурами. Многочисленные молодые художники расширяют свою область выражения, обращаясь к новым субкультурам. Это расширяет их аудиторию и возможности для коммерческого развития. Скейтбординг, современное искусство, стрит-арт, граффити, сёрфинг, татуировки, комиксы, графический дизайн, электро-музыка, панк-рок… смешение жанров стало нормой, художники адаптируются к новым контекстам, и коммуникация становится видом искусства сама по себе». Urban Nation — международный проект, объединяющий под своим началом современных уличных художников, призывающий к совместному дискурсу об уличной субкультуре».

Зарубежные исследователи, как видно, склонны рассматривать «urban contemporary» как сферу медиа-искусства. Главный критерий — коммуникация против фиксации на одном определённом объекте. Раз город — это диалог субкультур, то уличный художник — это медиатор (посредник) между ними.

Русское движение «Уличная волна» в этом смысле более «академично». Если «Urban contemporary» все же частично остаётся «на улице», на фасадах Берлина, то русская «уличная волна» активно перекочёвывает в галереи современного искусства и на аукционы. И это, кстати, делает их больше похожими на то, что называется «contemporary art». Это — актуальное искусство, которое востребовано сейчас и пользуется спросом. Хотя, несомненно, все ведущие художники «уличной волны» никоим образом не «предпочитают» галерею улице.

Вообще, Дмитрий Аске объясняет феномен «уличной волны» так: «Как вандалы стали художниками». Это тот путь, который проделал стрит-арт от «тэггинга» к «contemporary».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector