Сущность и душа монгольского народа. Edward Xu

Сущность и душа монгольского народа. Edward Xu

Хеви-метал с горловым пением от суровых монгольских парней из группы «Ху»

Не прошло время хеви-метал, и не пора вешать шипы на гвоздик. Монгольская фолк-метал-группа «Ху» (The Hu) стала настоящей сенсацией в YouTube. Её видео, собравшие миллионы просмотров, обсуждают не только ценители рок-музыки, но и культурологи, и антропологи.

«Ху» изобрели новое направление в музыке и назвали его «хунну-рок». Стиль сочетает традиционное монгольское горловое пение с игрой на смычковом музыкальном инструменте «морин хуур» и струнном «товшуур».

Группа сняла два видеоклипа – «Yuve Yuve Yu» и «Wolf Totem» – и планирует выпустить свой первый альбом этой весной после семи лет усердной работы. «Ху» – не искатели мимолётной славы в интернете, а серьёзные музыканты, не ожидавшие, что их творчество привлечёт столько внимания. Гитарист группы сказал: «Когда мы это делаем, мы пытаемся духовно выразить нечто прекрасное о монгольской музыке. Мы хотели через музыку обратиться к душе каждого слушателя. Но мы не ожидали, что с такой скоростью нас начнут слушать повсюду».

Кип Хатчинс, докторант в области культурной антропологии из Висконсинского университета, считает, что привлекательность группы связана с тем, «как описана история Монголии на Западе. Кочевничество и конная культура романтизировались, а акцент на свободе перекликается с образом мужчины-фаната жанра хеви-метал». Темы группы сосредоточены на прошлых национальных триумфах, легендарном правлении Чингисхана и прославлении жизни воина-кочевника. По крайней мере, так их воспринимает западный слушатель.

Согласно другому мнению, песни по-иному звучат для монгольских ушей. Обозреватель, хорошо знакомый с культурой, предполагает, что всё сложнее. «Графические визуальные изображения, использованные в видео, безусловно, вызывают гордость за нашу кочевую культуру, – пишет Батшандас Альтансух, – но совсем другое дело текст песни. Он политичен и критически звучит по отношению к сегодняшнему монгольскому обществу и к тому, что группа рассматривает, как склонность своей страны хвастаться прошлым, а не изучать его и уважать (о клипе с мотоциклетной бандой, едущей по равнине)».

Вне зависимости от того, правильно или ошибочно интерпретируют (или игнорируют) тексты миллионы новых поклонников «Ху», неоспоримо, что на универсальных частотах люди получают от творчества группы всё, что ожидают от культуры хеви-метал: длинные волосы, косухи, гитарные соло и эпическое рычание.

О дате официального выпуска своего альбома «Ху» объявят на странице в Facebook.

Наши Дарования

Природные дарования и как их развить

Фильм «Монгол» показана сущность монгольской цивил

Модератор: Snejinca

Фильм «Монгол» показана сущность монгольской цивил

Сообщение Valiks » 10 ноя 2007, 13:53

Фильм «Монгол» — показана историческая сущность монгольской цивилизации времени Чингисхана

О жизни великих людей часто снимают фильмы. И это логично. О ком еще снимать фильмы, как не о великих людях? Совсем недавно на широких экранах показывался фильм Триста спартанцев, рассказывающий о великом царе Спарты Леониде, с помощью горстки храбрецов остановившем многотысячное персидское войско. Еще один пример – фильм Александр, тоже снятый не так давно.

И вот теперь – фильм Монгол (Mongol) от Сергея Бодрова старшего. Для пристального изучения режиссер выбрал период взросления великого монгольского хана Чингисхана, причем повествование в фильме ведется от лица самого Темучина. Об этом фильме говорили многое и ожидали многого. Что удивительно для России, получилось в общем хорошо и весьма содержательно.

Краткое содержание (сюжет) кино фильма Монгол (Mongol)

Когда маленькому Темучину исполняется девять, его отец, монгольский хан Есугей, решает выбрать сыну жену из враждебного клана миркитов и таким образом заключить с ними мир. Однако на пути к миркитам в слабом монгольском роду Темучин встречает девочку Барте, которую неожиданно для отца и выбирает себе в жены. Отец соглашается с выбором сына. На обратном пути Есугей выпивает отравленное молоко и погибает. Власть в стане Есугея захватывает монгол Таргутай, однако убить Темучина он решает после того, как мальчик повзрослеет. Темучин, не дожидаясь расправы, убегает из становища и скрывается в степи долгие годы. Став взрослым, он разыскивает девочку Бартэ, ставшую к этому времени красавицей-девушкой, и забирает ее в свой род. Однако счастье Темучина длится недолго. На становище нападают миркиты, и, ранив Темучина, забирают Барте в плен. Темучин после выздоровления обращается к своему названному брату Джамухе за помощью. С этой поры жизненный путь Темучина и Джамухи оказывается сплетенным теснее, чем можно было ожидать…

Волей Тенгри хмурое небо Монголии

“Пока российские моряки-подводники по три года служат на атомных подводных лодках, их жены рожают им совершенно здоровых сыновей”. Этот бородатый анекдот как нельзя лучше характеризует непростую ситуацию в семье Темучина, великого монгольского хана Чингисхана, покорившего в будущем половину мира. Почему? Потому, что именно “семейная ситуация” была взята Сергеем Бодровым как главный мотив фильма Монгол (Mongol).8disk.net

Патологически сильная любовь Темучина к девушке Барте, крайне нехарактерная для монгольского народа, проходит в фильме через непростые испытания. Он все время сражается, находится в плену, лечится, и снова сражается. А Барте – она все это время вынуждена жить в чужих кланах, спать с другими мужчинами и вынашивать их семя, терпеливо дожидаясь возвращения Темучина…
Темучин спокойно усыновляет чужого ребенка, которого в неволе родила Барте. И для европейского зрителя это решение монгола – чуждое, непонятное решение. Впрочем, режиссеру удается настолько убедительно передать тонкую атмосферу полудикой человеческой жизни, царящую в монгольских степях, что чуждость мира узкоглазых кочевников нивелируется. Более того, в итоге сюжет приходит к вполне европейскому логическому завершению. Бартэ дожидается своего любимого, а Темучин действительно превращается в особенного монгола, великого хана Чингисхана, верного своей крови, своему роду, заветам отца и своей любви.

Читать еще:  Способ попытаться понять смысл мира. Alex Hall

В кино фильме Монгол (Mongol) много недомолвок, оставленных на усмотрение зрителя. Как великий бог Тенгри освободил маленького Темучина от рабских оков? Как прошли годы Темучина, несмышленым мальчишкой скитавшегося по бескрайней степи? Как смог монгол просидеть в клетке несколько лет и сохранить рассудок? Разгадок нет. Но эти недомолвки не портят картину. Более того, они еще выпуклее подчеркивают необычайную атмосферность фильма, окрашивая судьбу Темучина в мистические тона. Этому способствуют потрясающие виды степи, зимы в степи, неба и закатов, постоянно мелькающие в кадре.

На удивление качественно в фильме Монгол (Mongol) выглядят батальные сцены. Конечно, красивостью и масштабностью они несколько уступают схваткам из, например, того же фильма Триста спартанцев, однако убедительностью – нисколько. Необходимо отметить и актерскую игру. Все актеры сыграли роли блестяще, тем самым немало вложив в создание атмосферности фильма.

Фильм Монгол (Mongol), совместного производства трех стран – России, Казахстана и Германии, – очень убедительно рассказывает о малоизвестных сторонах жизни великого монгольского хана, полководца тысяч воинов, человека по имени Темучин, всю жизнь любившего только одну женщину по имени Барте. Фильм обязательно рекомендуется для просмотра всем любителям интересного колоритного кино, а также просто ценителям качественного киноискусства.
На этом все. Смотрите хорошие фильмы, и, до новых обзоров!

Народ Монголы

проживают на территории Китая, в России и в Монголии. около 10 миллионов человек считают себя монголами. Большая часть проживает в Монголии и китайских регионах. В России монголов можно встретить в Калмыкии, Бурятии, в Забайкальском крае. Современная территория Монголии простирается на 156 тыс кв. км. Однако плотность населения невысока: на просторах Монголии проживает около 2,5 млн. человек. Национальный язык, соответственно, монгольский и основное население – монголы. Кроме них здесь проживают казахи, буряты, байты. В Монголии насчитывается около 20 этнических групп, самые многочисленные – это халха-монголы. Территория формирования этноса халха относится к междуречью Онона и Керулена.


От Чингисхана до республики

Европейцы считали монголов одними из самых суровых завоевателей в мире. История этой нации началась в 11 веке, когда возникли первые княжества. Мудрый вождь Темучин в 13 веке создал могучий союз, объединив монгольские племена. За дальновидную мудрость благодарные монголы прозвали своего предводителя Великим, что звучало, как Чингисхан. С эпохой правления Чингисхана связаны важнейшие территориальные захваты. Так завоевателям покорились Китай, Персия и Киевская Русь. Но как только монголы остались без предводителя вся былая слава и мощь пошли на убыль. В 1480 году Московское княжество поработило монголов и захватило большую часть их земель. Основными датами в истории Монгольского государства стали 1924 год (образование Монгольской народной Республики) и 1991 год (Республика Монголия).

Быт и нравы монголов

Монголы не были оседлыми племенами, поэтому постоянно двигались по бескрайним степям. Кочевой образ жизни наложил отпечаток на духовный и культурный облик народа. Чтобы прокормиться в суровых степях, активно разводили скот. Как только пастбища опустошались, монгольские семьи собирали свои пожитки и отправлялись в путь в поисках новых мест пропитания для скота. Из-за частых переездов основательных жилищ у монголов не было. Национальная юрта «гэр» разбиралась и возводилась за короткое время. Внутри войлочной хижины было два помещения: мужская территория и женская комната. Кушать еду можно было только правой рукой, так как местные считали левую нечистой. Любят монголы и погреться за чашкой ароматного чая. Любовь к этому напитку напрямую связана с территориальной близостью к Китаю. Монгольский чай специфичен, в него добавляют молоко и варят специально к приходу гостя. В чай идут коренья и травы.

В простом сложное – культура монголов

Религиозная культура монгольского народа – это сложная система многовековых воззрений и ритуалов. Предки монголов обожествляли природные объекты. Особо почиталось небо. В мифических представлениях этноса Небо было посредником между высшим миром и обычным житейским существованием. Камни – другая святая стихия этого народа. Твердость, мощь и непоколебимость веры ассоциировалась с горами, камнями, землей. Традиция возведения каменных пирамид у монголов называется Ово. Груда камней и энергетика, получаемая от строительства такой конструкции, у монголов воспринимается с почтением. Вблизи Ово не шумят, практически не разговаривают, ведь это место для свободы мысли. Разрушить священную пирамиду – великий грех. Не с меньшим уважением монголы относятся и к огню. Костер, подобно семейному очагу, собирает вокруг близких и отгоняет нечисть. Пламя костра не заливают водой, не касаются острием ножа. Старую и грязную одежду, ненужный мусор никогда не сжигают, чтобы не оскорбить Дух огня.

В монгольской юрте

В монгольской юрте хоть все и просто, но довольно экзотично для любого туриста. Яркая национальная одежда, обереги, гостеприимство хозяина юрты подкупает любого гостя. Потомки Чингисхана дружелюбны со всеми, кто пришел к ним в дом. В случае надобности помощи, монгол окажет ее в полном размере и никогда не попросит за это оплату. Но, собираясь в гости в юрту, захватите с собой подарки. При встрече хозяин укажет вам на место, куда следует сесть. Не стоит дарить все сувениры сразу. У монголов принято растягивать это удовольствие. Одаривайте гостинцами поэтапно, сначала вручите подарок хозяину, через некоторое время хранительнице очага, а напоследок шумной детворе. Захватывающие зрелище понаблюдать за массовыми плясками. Под национальную музыку монголы могут исполнить национальный танец, который больше напоминает обряд, охотничью пляску или ритуал охотника.

Читать еще:  Смелые и красочные картины. Ingrid Christensen

Страна обладает богатейшими природными запасами и интереснейшими архитектурными памятниками. Туристы с удовольствием отправляются в путешествие, чтобы прикоснуться к прошлому Золотой Орды..

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛИИ

Традиционные институты и структуры (XII—XVII вв.)

Монгольская политическая культура и политические системы в ходе длительного исторического развития прошли различные этапы и претерпели существенную эволюцию. Условно можно выделить 5 больших исторических периодов, на каждом из которых монгольский политический процесс и институты представляли собой в качественном и количественном (географическом, демографическом, геополитическом) отношениях различные по форме и характеру влияния явления. Каждая историческая фаза предлагала свой вариант «прочтения» проблем монгольской политической идентичности и культуры:

  • ? Великая империя Чингисхана в ХН-ХШ вв.;
  • ? постимперский период распада единого Монгольского государства и раздробленность в XIV—XVII вв.;
  • ? «китайская» Монголия, т.е. период владычества Цинской империи на монгольских землях и развитие Монголии в рамках китайской политической системы в XVII — начале XX в. (1911 г.);
  • ? «советская» Монголия, т.е. фаза развития политических институтов Монголии в условиях доминировавшего политического и идеологического влияния СССР в 1921 — 1990 гг.;
  • ? постсоветская, демократическая Монголия: с 1990 г. по настоящее время.

Вдочингисхановские времена в социально-экономическом и политическом отношениях монгольская идентичность базировалась на таком мировом явлении, как «кочевое государство». Оно определяло основные параметры и закономерности развития монгольской политической культуры, политической системы и государственности (кочевые каганаты). Несомненно, что феномен «кочевого государства» — это комплексный традиционный анклав монгольской идентичности, который, пройдя столетия, с теми или иными (технологическими, психологическими и социально-экономическими) корректировками сохранил свое законное место в современной структуре монгольского общества и политической культуре.

Исходя из методологической посылки, при анализе понятия «Монгольское кочевое государство» целесообразно применять классификацию А. Тойнби, который выделял 3 основных класса цивилизаций: 1) «раскрывшиеся»; 2) «не родившиеся», или «эмбриональные», и 3) «застывшие» цивилизации. К последним А. Тойнби первоначально относил монголов. В более поздней классификации он присоединил монголов и калмыков к уже тибетской — «раскрывшейся» цивилизации 1 . Подобное противоречие не случайно, так как понятие «кочевое монгольское государство»/«кочевая монгольская цивилизация» — достаточно сложное, комплексное явление, вобравшее противоречивые элементы. Условно, исходя из комплексного характера данного явления, можно выделить его следующие составные части:

  • ? классический номадизм [1][2] , с постоянными и повторяющимися циклами кочевого животноводства и особой ролью природной среды (пастбища, скот и пр.);
  • ? махаянистический ламаизм, выросший на основе тибетского варианта буддизма и в XVI в. пришедший на монгольские земли;
  • ? китайский компонент влияния, усилившийся в период господства Цинов в Монголии (в XVII — начале XX в., 1911 г.) и деформировавший, а отчасти и уничтоживший ряд традиционных политических элементов монгольской политической системы и идентичности в районах Внутренней Монголии;
  • ? российский (советский) компонент влияния (1921 — 1990 гг.), также деформировавший либо полностью уничтоживший ряд традиционных монгольских институтов (традиционную социальную структуру, включая монгольские духовные и княжеские элиты, ламаизм, кочевое животноводство, институт теократической монархии);
  • ? современные элементы «вестернизации», сказывающиеся на появлении в монгольском обществе западных экономических и идеологических моделей и ценностей, ранее нетипичных для монголов.

Исторические корни политической культуры и государственности связаны и во многом обусловлены феноменом мировой империи Чингисхана (Тэмучина), радикально повлиявшей на все стороны жизни монгольских кочевников, а также историю, культуру и быт соседних народов и государств. За сравнительно короткий исторический период мирный монгольский кочевник превратился в свирепого и жестокого завоевателя, покорившего полмира. Эпоха Чингисхана и его наследников (XII—XIII вв.) стаза периодом пробуждения монгольского национального самосознания. На огромных просторах Евразии за короткий исторический срок (35-40 лет) была создана империя — своеобразный кочевой вариант восточной деспотии, объединившей на короткий период целую систему больших и малых государств, племен и племенных объединений Центральной, Северо-Восточной и Средней Азии, Сибири, Закавказья и части Восточной Европы.

Как известно, начало этому было положено в 1206 г., когда в монгольских степях на степном собрании (Курултае) Тэмучин был провозглашен Чингисханом и объявлено о создании Великого Монгольского ханства под его властью. Первоначально государство объединило все монгольские народы, имевшие общие исторические корни, а уже затем речь пошла и об объединении других народов. Особенностью созданного чингисхановского государства было: а) сосуществование различных цивилизаций, религий и культур; б) наличие единой столицы (ставки) — г. Каракарума; в) ограниченное действие традиционной монгольской правовой системы (Яса Чингисхана) [3] , которая работала только в собственно монгольских землях; г) абсолютистский, диктаторский тип управления, основанный на прямом военно-административном подчинении через монгольскую родовую элиту; д) наличие широкой сети высших военных и ханских наместников на подчиненных землях; подвижность границ империи.

Основной результат средневековой монгольской политической трансформации — распад бывшей империи Чингисхана на различные монгольские союзы, конфедерации и улусы. В ХУ-ХУН вв. на территории бывшего Монгольского ханства существовали: княжество Халха (во Внешней Монголии), Джунгарское (Ойратское) ханство на территории Западной Монголии, Южная (Внутренняя) Монголия, Восточная Монголия (Барга), Урянхайский край (Тува). В условиях постоянных междоусобных войн за центральную власть наиболее предпочтительно выглядело Джунгарское ханство. Ойраты были более организованны и сплоченны.

Проникновение из Тибета в Монголию новой религии — ламаизма (разновидности буддизма Махаяны) в ХУ-ХУ1 вв. стало прологом создания буддийской Монголии. Роль и значение ламаизма для монголов было не меньшее, чем походы Чингисхана. Под влиянием этой религии за 200—300 лет монголы из бесстрашных и свирепых завоевателей превратились в покорных и мирных монахов. Монгольская идентичность радикально изменилась. Фактически на месте бывшей военной империи в монгольских степях Центральной Азии произошло создание системы теократических ламаистских монархий.

Читать еще:  Фотограф из Франции. Jacques Bosser

Наиболее показательно этот процесс пошел во Внешней Монголии (Халха-Монголии), где сложился государственный «институт» перерождения монгольских Богдо-гэгэнов под влиянием тибетской традиции избрания главой ламаистской церкви и государства одного из перерожденцев — хубилганов-хутухт. В этих условиях представители родовых кланов Чингисхана в плане активности и влияния на государственные дела постепенно отходили на второй план, а на их место приходила высшая духовная элита Богдо-гэгэна — да-ламы и хутухты. К XVII в. Внешняя и Внутренняя Монголия покрылись сетью ламаистских храмов, а большая часть мужского населения превратилась в лам, давших обет безбрачия, что повлияло на сокращение численности населения.

В целом для политической системы и культуры монгольских ханств и княжеств этого периода была характерна достаточно быстрая и радикальная смена ценностей и приоритетов: переход от стереотипов монгольского мирового господства к региональным моделям суверенитета и различным вариантам борьбы отдельных монгольских князей за власть в отдельных ханствах. На фоне интенсивной ламаизации активно формируется новый тип монгольской государственности — теократическая монархия Богдо-гэгэна. Последняя радикально отличалась от империи Чингисхана как по геополитическим амбициям и границам, так и внутреннему устройству. Главная цель монгольской монархии — сохранение буддийских ценностей и законов. В отличие от государства Чингисхана монархия Богдо-гэгэна не была сориентирована на внешнюю экспансию и постоянное расширение границ и территорий. По методам управления это была более мягкая и демократичная модель с ярко выраженной тенденцией смены правящих элит — заменой светских княжеских элит на духовные кланы.

  • [1] ToynbeA. J. A Study of History. L., 1961. Vol. 12. P. 561.
  • [2] Монгольский номадизм базировался на повторяющихся циклах кочевого животноводства, прямой зависимости от природной среды, а в идеологическом и духовномаспектах — идеях Великого Курултая (степного парламента), оживавших в моменты исторического выбора народа. Большое влияние на души монголов до XVI в. (появленияламаизма) оказывал шаманизм — древняя народная религия кочевников, по которойНебо («Голубое Небо», «Вечное Небо») — высший представитель сил природы, верховноебожество, дарующее жизнь и душу, управляющее миром и руководящее делами человека.
  • [3] Яса Чингисхана не действовала в русских княжествах, входивших в состав ЗолотойОрды, а также в отдельных ханствах Средней Азии и Закавказья.

Чингисхан имел европейские черты лица

На западе современной Монголии в могилах Таван Толгой археологи обнаружили останки лиц, родственных клану Борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан (Темуджин). На это указывали изображения сокола — знака клана — на золотых украшениях. Радиоуглеродная датировка могил относит их к 1130—1250 годам. Учёные полагают, что исследованные ими скелеты принадлежали родственникам Чингисхана либо по мужской, либо по женской линии.

Специалисты провели анализ ДНК скелетов семи человек из пяти могил Таван Толгой — четверых мужчин и трёх женщин. Хотя кости черепа этих людей несут монголоидные черты, предки Борджигинов по мужской линии принадлежат к гаплогруппе R1b-M343, типичной для европейцев. Гаплогруппа это набор генов, которые наследуются от одного общего предка и имеют определённую мутацию в конкретном участке ДНК.

У всех мужчин из пяти могил Таван Толгой митохондриальные гаплогруппы, наследуемые по женской линии, оказались типично азиатскими. В то же время Y-хромосомные гаплогруппы, напротив, были европейскими (например, R1b-M343).

Учёные пришли к выводу, что если погребённые в могилах Таван Толгой являются потомками Чингис-хан (1162 — 1227 г.г.) по мужской линии, то сам он из рода Борджигинов, тоже должен принадлежать к Y-хромосомной гаплогруппе R1b-M343.

Эта версия резко расходится с принятой историками точкой зрения о том, что Чингисхан — представитель монголоидной расы и должен был иметь гаплогруппу C3c-M48, распространённую среди монголов, казахов, киргизов, то есть азиатов.

Род Борджигинов, из которого происходил Чингисхан, в корне отличающиеся от монголоидной группы народностей. «Борджигин» в переводе на русский язык означает «синеокий».
В пользу европеоидного вида легендарного монгольского завоевателя Чингисхана говорит свидетельство поздних исламских историков.

Так китайцы изобразили Чингисхана из монгольской династии Юань

«Сокровенное сказание монголов», составленое в 1240 году неизвестным автором — монголом и дошло до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции. Перевод китайского названия «Юань-чао би-ши» — «Секретная (фамильная) история династии Юань (монгольской)». В ней говорится о том, что Чингизхан «был высокий, рыжеволосый, с зелёными глазами и носил длинную бороду».

Настоящее имя Чингисхана – Темучин или Тэмуджи, в русской версии Тимур. Темучин — это было имя военачальника, которого победил его отец. Покорив многие народы, Темучин стал их правителем, или ханом. Тогда же он изменил свое имя на Чингиз, что означает «правый».

Русский исследователь Л.Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь» описывает исчезнувший этнос борджигинов так: «Древние монголы были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым…». Темучин выделялся высоким ростом, величественной осанкой, имел широкий лоб, носил длинную бороду. Современные монголоиды имеют тёмные глаза, чёрные волосы и невысокий рост.

На китайском рисунке XIII-XIV веков Чингисхан (Тэмуджин) изображён во время охоты с соколами, здесь мастер изобразил его славянином с густой бородой.

Во время охоты на диких лошадей Чингисхан погиб, упав с коня. По рассказу Марко Поло Чингисхан был ранен стрелой в колено, и скончался от этой раны. Ясно одно — умер он не своей смертью, а истинную причину смерти попытались скрыть.

Носители гаплогруппы R1b-M343 чаще всего встречаются в Западной Европе, а в самой Восточной Азии гаплогруппы R1b-M343 практически нет.

Чингиз-хан. Французская гравюра Пьера Дюфло (Pierre-Duflos -1742-1816)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector