Таджикский художник. Азам Атаханов

Таджикский художник. Азам Атаханов

Персона недели: Азам Атаханов
ARTinvestment.RU 06 апреля 2020

Азам Атаханов — живописец и монументалист. Увидев его работы однажды, сложно остаться равнодушным. Драгоценные цвета завораживают своей магией. «Художнику присущ мощный колористический дар, безошибочное чувство цвета, что-то вроде абсолютного слуха в музыке», — пишут о нем искусствоведы.

Азам родился в 1964 году в Душанбе. С детства рисовал, окончил училище в родном городе. С большим теплом и уважением вспоминает он своих первых учителей — Ахмата Умарова, Муривата Бекназарова, которые открыли ему красоту мира, привили любовь к живописи. В 1983 году он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Преподаватели Строгановки оказали большое влияние на формирование художественного вкуса и мировоззрения молодого художника. Александр Курдюков привил любовь к большой форме, архитектор Анатолий Свиридов познакомил с законами гармонии в композиции.

Источником вдохновения для художника стала родная земля, ее традиции и колорит. Именно здесь он черпал сюжеты многих своих произведений. Декоративная звучность и контрастность цветовых сочетаний, большая роль цвета, ритма, фактуры также тесно связаны с национальной культурой.

Помимо локальных красок и лаконичного рисунка, искусствоведы отмечают своеобразную «пуантель», которую часто можно заметить на полотнах художника. Ее связывают со следами чеканки или стежками вышивки сюзане, которые так традиционны для искусства Востока.

Другим источником вдохновения для Азама стало русское искусство. Он открывает для себя творчество классиков русской реалистической живописи, мастеров авангарда, внимательно исследует творчество таких художников, как П. Кузнецов, Р. Фальк, Д. Штеренберг, Н. Крымов, В. Фаворский и др.

Жизнь человека в гармонии с природой — лейтмотив творчества Атаханова. Во многих произведениях реальность преображается, в них сохраняется лирически-созерцательный строй. Живописный язык обостряется, больше склоняясь к декоративной манере выражения. У Азама господствует фронтальная композиция и условное пространство, достаточно плоскостное построение картины. Это в большей степени отсылает к восточной традиции, в тоже время является одним из элементов искусства русского авангарда.

Монументальность, присущая полотнам художника, отсылает к другому ряду духовных учителей — к мастерам итальянского Возрождения: Дуччо, Джотто, Фра Анжелико, Гоццоли и др. Атаханов много путешествовал по городам Италии и открывал для себя тайны живописного мастерства титанов Возрождения, часами рассматривал фрески итальянских соборов, посещал знаменитые музеи и галереи. Эти сильные впечатления подкрепили те принципы, которые уже сложились в искусстве художника.

Герои Азама, облаченные в национальные одежды, чинно распивают чай за дастарханом, отдыхают в тени деревьев или неспешно прогуливаются. Все сюжеты связаны с реальной жизнью, но он воспроизводит их как нечто устойчивое, традиционное, вечное. Обращается к созданию типических образов, в которых воплощен национальный характер. В них есть какая-то возвышенная поэтичность, образная гармония и красота, несмотря на будничность мотива, повседневность события.

Азам Атаханов — участник многих отечественных и зарубежных художественных выставок. Начиная с 1988 года его работы экспонировались в Государственном музее Востока (2001, 2005, 2010, 2016). Произведения находятся в коллекциях Государственного музея Востока, Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, Московского музея современного искусства, Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, Национального музея изобразительных искусств им. Камолиддина Бехзода (Душанбе), Музея изобразительных искусств (Тюмень).

Там, где ангелы: красочный Таджикистан на полотнах художника Азама Атаханова

Яркие и красочные полотна таджикского художника Азама Атаханова погружают в завораживающий мир, где обитают ангелы

ДУШАНБЕ, 6 июн — Sputnik. В Московской галерее современного искусства ARTSTORY открылась выставка работ известного таджикского художника Азама Атаханова.

Выставка «Азам Атаханов. Поэма о смыслах» включает в себя более 40 картин, созданных автором за последние 10 лет.

Вечное таджикское лето

Творчество Атаханова совмещает в себе культурные традиции персидского Востока, русского авангарда и европейского Ренессанса. Художник отметил, что для данной выставки выбрал более 40 произведений живописи, созданные автором за последние десять лет.

В его произведениях органично сочетаются национальная, русская и европейская художественные традиции. На ярких и очень теплых полотнах художник создает особую картину мира, в которой тесно переплетены культуры Востока и Запада.

Читать еще:  Энергичный и творческий художник. Mark Spain

Темы и образы своих работ Азам находит в родном Таджикистане. Люди — главные действующие лица в его картинах.

Его герои, облаченные в национальные одежды и тюбетейки, чинно распивают чай за дастарханом, отдыхают в тени деревьев или неспешно прогуливаются. Национальный таджикский колорит бросается в глаза практически на всех его картинах.

Плавные линии, яркие краски, люди в легких одеждах — буквально все говорит о жарком восточном климате Таджикистана.

Художник отметил, что его вдохновляет люди, природа, произведения искусства, предметы народного творчества, архитектура, поэзия и музыка Востока.

“Вдохновение я беру в пейзажах родного для меня кишлака Лучоб, который находится вблизи города Душанбе. Также небольшая часть экспозиции посвящена путешествиям по России, странам Европы и по другим местам, она и называется «Странствия» — рассказал художник.

Атаханов отметил, что при планировании данной выставки в Москве он решил посвятит ее своей материи, которая полгода назад покинула этот мир.

Христианские ангелы на таджикской земле

В своеобразной манере художник-авангардист подходит к теме религии. Так, с большим удивлением, гости останавливаются возле картин, на которых изображены архангел Михаил, Гавриил и Рафаил с золотыми нимбами, но при этом в национальных таджикских одеждах.

Каким-то образом живописец совместил на своих полотнах христианскую религию с таджикской культурой. Данный синкретизм органично сочетает в себе иконографию и традиционный таджикский пейзаж и культуру.

«Картина «Тайная вечеря» вроде бы имеет христианской тематику, однако в таджикской культуре она тоже присутствует, когда за дастарханом собираются люди. Когда мне заказали роспись на эту картину мне попалась книга «Евангелие» на таджикском языке. Когда я прочел ее, мне показалось, что на страницах будто описана современная жизнь в нашем кишлаке. Я узнавал людей, дома, праздники. Это все живое. Современное христианство ушло далеко от того, каким было изначально на Востоке. Я также прочел «Коран», чтобы не было разночтения. Тема очень интересная, ее можно раскрывать и раскрывать», — подчеркнул художник.

Автор ярких картин также отметил, что его вдохновляет отношение персидских поэтов к миру и мирозданию.

Азам Атаханов. «Поэма о смыслах»

с 6 Июня
по 28 Июля

Галерея ARTSTORY

Старопименовский пер., д. 14
Москва

Выставочный проект Азама Атаханова «Поэма о смыслах» пройдёт в галерее ARTSTORY с 6 июня по 28 июля 2019 г. Посетителей ожидает яркое, красочное, но при этом полное философских аллюзий путешествие в завораживающий своей красотой мир. Предстоит встреча не только с виртуозным живописцем-колористом, обладающим неподражаемым чувством цвета, но также с поэтом и мыслителем. Атаханов – художник, синтезирующий в своём творчестве культурные традиции персидского Востока, русского авангарда и европейского Ренессанса, показывает иную, метафизическую сторону реальности, лишь внешне подобную окружающей действительности.

Для художника наиболее важными категориями живописи являются цвет и пространство: его интересуют насыщенность цвета, верно найденный тон, его «звучание» в картине. «Изначально задача живописи – с помощью цвета создавать и передавать образ, информацию, чувства, как в музыке с помощью звука. Всё, что касается цвета, пространства и его влияния на зрителя – это то, чем я занимаюсь 30 лет», – говорит Атаханов.

Источником вдохновения мастер называет красоту природы и человека в ней; всё то, что созидается человеком: произведения искусства и архитектуры, поэзия, сады и селения, жилища и предметы народного творчества, и конечно, музыка. Искусство для Азама Атаханова – это созидание благого, истинного, атрибутом которого является прекрасное. «Чем музыка отличается от шума, живопись от раскрашенной плоскости, литература от должностной инструкции? Лишь красотой. Только истинная красота придаёт искусству смысл. Постичь и передать её – единственная подлинная задача художника».

Говоря об истоках творческой манеры художника, нередко называют обладавших вселенским, пантеистическим мышлением представителей «первого авангарда»: П. Кузнецова, Р. Фалька, Д. Штеренберга; а также Н. Крымова и В. Фаворского. От них – отношение к деталям пейзажа как к одухотворённым существам. А монументальность полотен отсылает к другому ряду духовных учителей: к художникам итальянского Возрождения – Дуччо, Джотто, Фра Анжелико, Гоццоли и, особенно, Мантенья и Тинторетто.

Читать еще:  Таинственные сцены городских улиц. Jeremy Mann

Существование фигуры в природном пейзаже – не менее значимый элемент живописной философии Атаханова. Традиционные восточные сюжеты или женские образы, которые встречаются практически в каждой картине мастера, только на первый взгляд несут основную смысловую нагрузку в произведениях. Здесь следует говорить о переплетении смыслов, о возврате к глубоким корням, к тем временам, когда живопись опиралась на философию и религию. Это линия, идущая от увлечения персидской миниатюрой и суфийской культурой.

Название выставки в галерее ARTSTORY «Поэма о смыслах» отсылает нас к труду Руми, великого персидского поэта-суфия. Художник, вкладывая философский смысл в свои произведения, всегда предлагает подумать о главном, о вечном и неслучайном. «Если ты не идёшь путём познания и учения, то ты перестаёшь расти и в какой-то момент перестаёшь существовать, как и твоё творчество».

Экспозиция включит работы, созданные за последние 10 лет, в том числе такие знаковые для творчества Атаханова полотна, как «Плотина в горах» (2010), «Прощание» (2010), «Разговор о сокровенном» (2009), «Проснись, Азам!» (2013), «Художники в храме» (2013), «Певец» (2013), «Земля–Мать» (2019), «Благая весть» (2019).

Азам Атаханов родился в 1964 году в городе Душанбе. Окончил Республиканское художественное училище в Душанбе в 1983 году и Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) в 1989 году. Член Союза художников СССР (с 1990 г. ) и Московского союза художников (с 1997 г. ). Совершал творческие поездки по Италии, Франции, Шри-Ланке, уникальным природным и историческим местам Таджикистана (1998-2013 гг. ). Преподавал в Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова на кафедрах академической и монументальной живописи (с 2004 по 2012 гг. ). Участник многих художественных выставок в России и за рубежом с 1988 года, в том числе в Русском музее (2014); Национальном музее Казахстана (2014); Музее современной истории России (2007); Национальном музее изобразительного искусства КНР (2006); Государственном музее Востока (2001, 2005, 2010, 2016). Произведения находятся в коллекциях Государственного музея Востока; Государственного музея изобразительных искусств Татарстана; Московского музея современного искусства; Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО; Национального музея изобразительных искусств им. Камолиддина Бехзода (Душанбе); Музея изобразительных искусств (Тюмень); а также во многих других музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

Атаханов Азам Разиюллаевич (1964)

Живопись Атаханова – это загадочный мир Востока с его яркими красками, палящим солнцем, первозданной красотой природы. На фоне восточного пейзажа, вневременного, «вечного», воз- никают торжественные фигуры людей в национальных одеждах. Они величавы и спокойны, их взгляд погружен в себя. В них есть тайна первообраза, древнее первородное начало, идущее из глу- бины веков и обращенное в вечность. Они кажутся неотъемлемой частью пейзажа. Почти ритуальное движение фигур подчинено сложному пластическому ритму. В пронизанных солнечными потоками композициях происходит точно организованное художественное действие, где нет ничего лишнего и случайного, и каждый предмет находится на своем, только ему предназначенном месте. Колорит его полотен праздничный и яркий. Широкие цветовые плоскости и линии, то контрастные, то плавно проникающие друг в друга, он прописывает мелкими энергичными мазками. Контрасты света и тени, обобщенные формы предметов, медленный, словно застывший ритм происходящего действия придают произведениям Атаханова монументально-декоративное звучание. Художнику важно передать момент освещения, проследить «путь солнца», которое, осветив дальние холмы, постепенно забирает все пространство холста в свой ослепительный круг. Тамара Дмитрохина, Российская академия художеств

Холст / масло
80 x 100 см

19 июня 2013, «Русское и советское искусство»

Читать еще:  Современные художники Америки. Eli Cedrone

1998
Холст / масло
180 x 135 см

19 июня 2013, «Русское и советское искусство»

2008
Холст / масло
80 x 120 см

17 марта 2013, «Русское и советское искусство»

2010
Холст / масло
100 x 130 см

17 марта 2013, «Русское и советское искусство»

2010
Холст / масло
91 x 57.5 см

17 ноября 2012, «Русское и советское искусство»

2006
Холст / масло
120 x 140 см

17 ноября 2012, «Русское и советское искусство»

Холст / масло
30 x 60 см

19 мая 2012, «Русское и советское искусство»

2007
Холст / масло
70 x 50 см

19 мая 2012, «Русское и советское искусство»

2009
Холст / масло
110 x 170 см

10 декабря 2011, «Русское и западноевропейское искусство XIX — XX веков»

2009
Холст / масло
160 x 110 см

10 декабря 2011, «Русское и западноевропейское искусство XIX — XX веков»

1998
Холст / масло
110 x 140 см

Там, где ангелы: красочный Таджикистан на полотнах художника Азама Атаханова

Яркие и красочные полотна таджикского художника Азама Атаханова погружают в завораживающий мир, где обитают ангелы

ДУШАНБЕ, 6 июн — Sputnik. В Московской галерее современного искусства ARTSTORY открылась выставка работ известного таджикского художника Азама Атаханова.

Выставка «Азам Атаханов. Поэма о смыслах» включает в себя более 40 картин, созданных автором за последние 10 лет.

Вечное таджикское лето

Творчество Атаханова совмещает в себе культурные традиции персидского Востока, русского авангарда и европейского Ренессанса. Художник отметил, что для данной выставки выбрал более 40 произведений живописи, созданные автором за последние десять лет.

В его произведениях органично сочетаются национальная, русская и европейская художественные традиции. На ярких и очень теплых полотнах художник создает особую картину мира, в которой тесно переплетены культуры Востока и Запада.

Темы и образы своих работ Азам находит в родном Таджикистане. Люди — главные действующие лица в его картинах.

Его герои, облаченные в национальные одежды и тюбетейки, чинно распивают чай за дастарханом, отдыхают в тени деревьев или неспешно прогуливаются. Национальный таджикский колорит бросается в глаза практически на всех его картинах.

Плавные линии, яркие краски, люди в легких одеждах — буквально все говорит о жарком восточном климате Таджикистана.

Художник отметил, что его вдохновляет люди, природа, произведения искусства, предметы народного творчества, архитектура, поэзия и музыка Востока.

“Вдохновение я беру в пейзажах родного для меня кишлака Лучоб, который находится вблизи города Душанбе. Также небольшая часть экспозиции посвящена путешествиям по России, странам Европы и по другим местам, она и называется «Странствия» — рассказал художник.

Атаханов отметил, что при планировании данной выставки в Москве он решил посвятит ее своей материи, которая полгода назад покинула этот мир.

Христианские ангелы на таджикской земле

В своеобразной манере художник-авангардист подходит к теме религии. Так, с большим удивлением, гости останавливаются возле картин, на которых изображены архангел Михаил, Гавриил и Рафаил с золотыми нимбами, но при этом в национальных таджикских одеждах.

Каким-то образом живописец совместил на своих полотнах христианскую религию с таджикской культурой. Данный синкретизм органично сочетает в себе иконографию и традиционный таджикский пейзаж и культуру.

«Картина «Тайная вечеря» вроде бы имеет христианской тематику, однако в таджикской культуре она тоже присутствует, когда за дастарханом собираются люди. Когда мне заказали роспись на эту картину мне попалась книга «Евангелие» на таджикском языке. Когда я прочел ее, мне показалось, что на страницах будто описана современная жизнь в нашем кишлаке. Я узнавал людей, дома, праздники. Это все живое. Современное христианство ушло далеко от того, каким было изначально на Востоке. Я также прочел «Коран», чтобы не было разночтения. Тема очень интересная, ее можно раскрывать и раскрывать», — подчеркнул художник.

Автор ярких картин также отметил, что его вдохновляет отношение персидских поэтов к миру и мирозданию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector