Тайна «Крика» Эдварда Мунка раскрыта

Тайна «Крика» Эдварда Мунка раскрыта

Раскрыта тайна появления белого пятна на картине Эдварда Мунка «Крик»

ОСЛО. Чтобы определить происхождение пятна на версии картины Эдварда Мунка «Крик» (Edvard Munch, The Scream), которая была написана в 1893 году и сейчас находится в коллекции Национального музея Норвегии (Norway’s National Museum), исследователи использовали рентгеновскую дифракцию. Долгое время думали, что пятно — след от птичьего помёта, но оказалось, что это не так.


Эдвард Мунк — «Крик» (1893), фрагмент

После нескольких лет спекуляций вокруг картины, учёные из Университета Антверпена в Бельгии окончательно решили загадку самой знаменитой картины Эдварда Мунка: странный белый знак оставлен восковой свечёй, а не птицей.

Напомним, Мунк написал четыре версии «Крика» в 1890-х годах, но на варианте 1893 года хорошо заметно белое пятно неизвестного происхождения возле плеча кричащего субъекта. Как известно, Мунк много рисовал на открытом воздухе для того, чтобы силы природы буквально оставляли свои следы на его полотнах. Поэтому долгое время считалось, что пятно оставила птица. Об этом написал один из сотрудников Университета Антверпена на своём сайте.

Профессор Тине Фройсакер (Tine Frøysaker) из Университета Осло и Тьерри Форд (Thierry Ford), реставратор картин из Национального музея, не поддержали эту версию. Фройсакер, которая уже сталкивалась с птичьими экскрементами за время своей карьеры, отметила, что пятно не выглядит как птичий помёт под микроскопом. Её слова подтверждает и Форд, добавляя, что «экскременты птиц, как известно, разъедают и вызывают мацерацию многих материалов». Вещество на картине Мунка лежит на краске уже много лет и за все эти годы не причинило никакого вреда.

“Последний технический аргумент против этой теории — тот факт, что Мунк использовал картонную подложку для написания «Крика», материал, которому при всей его хрупкости и гигроскопичности мог быть нанесён серьёзный ущерб, если бы Мунк оставлял картину на улице”, — заключает в своей статье представитель Университета Антверпена.

В мае прошлого года группа специалистов по рентгеноструктурному анализу и электрохимии из Антверпена была приглашена в Осло, чтобы проанализировать материалы, которые использовались при написании «Крика» и для того, чтобы разрешить давний спор вокруг загадочного пятна. Исследователи взяли пробу вещества и проанализировали его при помощи рентгеновской дифракции. “Я сразу узнал картину дифракции воска, так как уже не раз сталкивался с этим материалом”, — рассказал Фредерика Ванмеерт (Frederik Vanmeert), аспирант из Антверпена.

Д-р Герт ван дер Сникт (Geert van der Snickt) даже собрал образцы птичьих экскрементов, чтобы картина исследования была полной. “Я должен признать, что я был немного смущён, собирая образцы этого материала перед глазами туристов”, — признался он. Можно с уверенностью сказать, что рентгеновская дифрактограмма образца полностью соответствует воску, и абсолютно не похожа на птичий помёт. Ван дер Сникт признал, что “состав помета сильно зависит от питания птицы, но я искренне сомневаюсь, что картина Мунка подверглась нападению птицы, питавшейся воском”.

Исследователи полагают, что белое пятно попало на картину с капающей свечи в студии Мунка. Тайна белого пятна долгое время озадачивала учёных и галеристов, и, наконец, она раскрыта.

Просто почитать интересное

Тайна известной картины «Крик» раскрыта

Вот уже 123 года принято считать, что самая ранняя версия шедевра Эдварда Мунка была испорчена птичим пометом — но теперь мы знаем истину.

Это одна из самых известных картин в мире.

На картине «Крик» шедевре экспрессиониста Эдварда Мунка показана испуганная фигура, застывшая во времени с пылающим оранжевым горизонтом позади.

Художник написал четыре версии между 1893 и 1910 годами, но самой известной является та, что находится в норвежском Национальном музее.

Это не только самая ранняя версия. Она также отличается от других тем, что она имеет таинственное белое пятно рядом с центральной фигурой справа.

На протяжении более 100 лет, наиболее распространенной теорией было то, что это след от птичьего помёта.

На фотографиях конца 19-го века видно, что Мунк часто работал на открытом воздухе в снегу, держа свои картины едва прикрытые деревянным навесом.

Другой версией было то, что Мунк, или кто-то еще, просто расплескали белую краску случайно.

Но после кропотливых исследований, группа ученых во главе с доктором Герт Ван-дер-Сникт из университета Антверпена обнаружили правду.

Белое пятно было результатом попадания воска, вероятно, капнувшего со свечи в студии Мунка на картину.

Исследователи, которые изучали картину «Крик», использовали аппарат, разработанный ими самими под названием «Макро рентгеновский флуоресцентный сканер».

Ранее этот прибор использовался для разгадок споров по поводу произведений искусства таких художников как Ван Дейка, Рубенса и Ван Гога.

Читать еще:  Фигуративная живопись. Giovanni Parlato

Сканирование сразу же исключило краску, так как не было обнаружено пигментов или кальция.

Ученые затем взял микро образец белого пятна, и отправили его для анализа в Гамбург.

Аспирант Фредерик Ванмеерт сказал: «Я сразу узнал картину дифракции воска, так как я этот материал несколько раз встречал при анализах других картин».

«В прошлом, художники часто использовали пчелиный воск или подобный материал на хрупких картинах, чтобы остановить краску от шелушения или прикрепить новый холст к задней части деградировавшего старого».

«Но в случае «Крика», более вероятно, что белые пятна на самом деле были брызгами расплавленного воска, который случайно капнул от свечи в студии Мунка».

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Читать еще:  Цветовые блоки. Susie Mckay Krieser

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.

Действительно ли кричит человек, изображенный на картине Эдварда Мунка «Крик»

Картина «Крик» — известная работа норвежского художника Эдварда Мунка. Полотно завораживает и одновременно шокирует зрителя своими красками. Разноцветное небо с преобладанием огненных оттенков — редчайшее явление природы. Центральная фигура — бесполый человек с перекосившимся от крика лицом. Главная загадка картины — какие эмоции испытывает это существо и кто кричит на полотне на самом деле? Ответ на вопрос — в этой статье.

Что такое экспрессионизм

Эдвард Мунк — великий художник-экспрессионист конца 19 — начала 20 века. Экспрессионизм — жанр изобразительного искусства, характеризующий негативное восприятие окружающей действительности. Мунку одному из первых удалось не просто переносить на полотно реальность, а искусно выражать эмоции с помощью живописи.

Что вдохновило Эдварда Мунка на знаменитый шедевр «Крик»

Самая знаменитая картина живописца и графика Мунка — «Крик». Дело было в 1882 году, когда Эдвард Мунк во время вечерней прогулки увидел редчайшее явление природы. Неожиданно небеса окрасились в огненные, багряные, оранжевые оттенки. Эдвард находился под большим впечатлением от увиденного, и решил запечатлеть невероятное зрелище. Эту историю описывает сам художник в своем дневнике.

Три теории появления разноцветных небес для художественного произведения «Крик»

Как небо могло стать огненным в реальности? На этот счет существует три точки зрения.

Первая. Нестандартному природному явлению поспособствовал выброс вулкана «Кракатау». В 1883 году вулкан изверг столько пепла в Индонезии, что небеса в разных уголках земного шара на протяжении нескольких лет окрашивались в самые невообразимые тона.

Вторая теория. Метеорологи полагают, что художник-экспрессионист увидел невероятно редкое природное явление — перламутровые облака.

Третья, и последняя теория гласит — странное небо Эдварда Мунка не более, чем выдумка. Последний вариант отпадает сразу, поскольку норвежец изображал исключительно реальную действительность.

Тайна бесполой фигуры

Если посмотреть на фигуру испуганного существа, изображенную на картине, становится очевидным, что крик издает она. В действительности это заблуждение.

«Der Schrei der Nature» — «Крик природы» — именно так переводится с немецкого название великого полотна. Художник изобразил кричащей природу, а не существо. Об этом он сам написал в своем дневнике. Тогда напрашивается вопрос, как природа может кричать? Оказывается, изображенное на полотне, может заставить испытывать столь необычные эмоции даже природу.

Фон полотна — это вид с холма Экберг норвежской столицы Осло. В том месте находились скотобойня и психиатрическая клиника. Зловещий огненный закат завершил произведение искусства, буквально заставив картину закричать.

Арт-ценители творчества уверены — центральная фигура зажимает уши, чтобы не слышать ужаса происходящего, а рот открывает от бессилия. При этом она не произносит ни звука.

Где сейчас картина «Крик»

Шедевр 1893 года в настоящее время находится в Национальном музее города Осло. Теперь таинственная картина «Крик» — достояние общественности. У Эдварда Мунка есть и другие варианты одноименной картины. Одна написана пастелью, вторая — черно-белая литография.

Картина «Крик» Эдварда Мунка — загадка центральной фигуры

В конце XIX – начале XX века Эдвард Мунк создал удивительную картину, которая до сих пор будоражит воображение людей. Картина “Крик”, её по праву называют самым эмоциональным изображением в истории живописи.

Поразительно, но до сих пор специалисты и ценители этого искусства не могут объяснить, что конкретно показано на холсте, что хотел поведать нам автор. Кроме того, шедевр Мунка называют мистическим и зловещим, ведь многие люди, смотревшие на “Крик” впадали в депрессию, сводили счёты с жизнью. Что же особенного в этом творении? Какие загадки таит в себе знаменитый “Крик”?

История написания картины “Крик”

Знакомясь с произведением искусства в первую очередь, интересует посыл и история его создания. О самой известной картине Эдварда Мунка можно найти упоминание в дневниках автора.

В 1892 году художник оказался в Ницце. В один из вечеров он гулял с друзьями, но вдруг, как сам рассказывает, ощутил изнеможение и душевную боль. Он оперся о перила моста, внимая “крик, пронзающий природу”. Меня поразило то, что товарищи Мунка не заметили его состояния, отправившись дальше.

Читать еще:  Уличный художник. Shida

Он же сам в полной мере погрузился в ту странную атмосферу, которую так явно почувствовал. Конечно, глядя на работы Мунка, можно предположить, что этот человек был со своими странностями, однако он, как любой художник, мог видеть и чувствовать больше, чем прочие люди. На мой взгляд, в тот самый момент прогулки в Ницце ему открылось нечто особенное, недосягаемое другим прохожим.

По всей видимости, то ощущение, испытанное Мунком, особые краски природы, что поразили его сердце, не покидали размышлений художника. Он долго вынашивал идею создать картину, где можно было бы передать ту жуткую смесь чувств и эмоций. Точная дата создания “Крика” неизвестна.

По предположениям искусствоведов, серия подобных картин была написана в период с 1893 по 1910 годы. Поразительно, но именно это творение стало новаторским шагом к новому направлению экспрессионизма, развившемся в XX веке.

Картина «Крик»

Сюжет и образы картины

На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.

Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.

Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.

Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.

Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.

Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.

Загадки картины Мунка

Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.

Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.

На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?

Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.

Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.

Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.

Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века. С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector