Талантливый грузинский художник. Георгий Мдинарадзе

Талантливый грузинский художник. Георгий Мдинарадзе

Художник Георгий Тотибадзе рассказывает истории про лес

В лесу я терялся дважды. Первый раз в глубоком детстве: мне было лет пять, а брату моему, наверное, года три. Мы катались на лыжах в Грузии, в Бакуриани, а потом оставили лыжи, скатились с горы и внедрились в лес. Сначала нам там очень понравилось, но потом мы потерялись и замерзли. Брат провалился в берлогу, я его вытащил, но леса мы очень испугались. По возвращении я был зверски избит родителями за то, что завел младшего брата в глушь, но больше помню, как ужасно был рад людям с фонарями, что пришли за нами. Хорошо все-таки, что нас тогда нашли.

Вторая история случилась к тому моменту, когда я был уже взрослый, с дочкой Наной: мы с большой компанией пошли за грибами. У нас был дом на берегу Волги в деревне Судимерки. Мы вышли утром, как и полагается, но потерялись, так что бродили по лесу восемь часов. Когда мы вышли на прогалину и встретили человека, то спросили его, в какой стороне Судимерки. Он замялся, сказал, что это на Волге, и показал направление. Шли мы еще шесть часов и притомились — ничего смертельного, но вполне могли и в лесу заночевать. Моя маленькая дочка говорила: «Папа, мы умрем», а я успокаивал ее, говорил, что все будет хорошо.

Леса я рисую всю жизнь — еще с детства. Учитель живописи водил меня на пленэр, и мы все лето рисовали в лесу. Есть такой закон, что ходить в лес нужно утром или вечером — успевать на восход или закат, чтобы был хороший свет. Тогда все смягчается, а то ведь днем свет жесткий. И вот он меня ставил к заходящему солнцу спиной и предлагал рисовать дали. А меня всю жизнь волновала другая история: как свет льется сквозь листья. В детстве я не умел рисовать, но мечтал, что научусь и расскажу об этом своем лесе. И сейчас начал писать такие вещи.

Когда живешь в бетонном городе, все время испытываешь ностальгию по природе. Хорошо помню, как, опять-таки, в детстве мы отдыхали в Подмосковье и три летних месяца основательно ходили в лес — и с мамой, и с бабушкой, собирали землянику и грибы. Попадались нам, правда, только сыроежки. Я слышал, что кто-то находил белые, и тоже мечтал их отыскать, но мы никогда их не встречали. Зато иногда встречали белочек и зайцев — раньше на моих лесных картинах всегда была живность: лисы и белки.

Рисовал я в основном подмосковные леса, но сейчас на выставке можно увидеть немного придуманные и смешанные леса, дубовые. Я их видел в Италии и Грузии. По всему миру есть прекрасные леса, и надо в них бывать, а русские, что интересно, отличаются по цвету и свету. Как, впрочем, и вся российская природа. Иногда в Италии мы обращаем внимание на небо, когда оно бывает «русским». Не знаю, с чем это связано, но даже цвет у него здесь другой.

Лес похож на мираж. Иногда бывает так, что идешь по гуще и видишь прогалину, впереди свет и тебе кажется, что это будет выход из леса. А потом подходишь ближе — и оказывается, что это просто освещенная полянка. И так снова и снова. Мираж я никогда не видел, потому что не был в пустыне, но, мне кажется, это похожее ощущение. В лесу очень комфортно находиться, но при этом впереди есть свет, который манит тебя. Это все похоже на жизнь: можно оставаться среди комфортных свободных деревьев, а можно все время лезть вперед.

Русские художники в Грузии. Чаcть I

Ранее мы писали о русских писателях, вдохновившихся Грузией. Пришла очередь оценить творчество русских художников, в чьем творчестве отразились живописная природа и яркий национальный колорит этой страны. Исследователи выделяют несколько периодов , в которые деятельность русских мастеров оказала влияние на развитие грузинского художественного искусства. Итак, кто из русских художников писал в Грузии?

Грузия как место для вдохновения

Первые работы мастеров относились к церковному искусству и датируются XVI веком. По некоторым данным, в Кутаиси церковной живописью занимался русский иконописец Никифор Андреев, его произведения датируются XVII веком.

Одно из наиболее ценных достояний оставил в Грузии художник и иконописец Михаил Нестеров. Он отдал храмовой росписи более 20 лет своей жизни. В 1898 году художника пригласили в Грузию расписывать храм Святого Александра Невского в Абастумани. Это был его первый полностью самостоятельный проект, он сам разработал и выполнил все росписи. Работа продолжалась 6 лет, мастер написал более 50 композиций. Фрески хорошо сохранились и до сих пор поражают своей красотой и мастерством исполнения.

Напомним, что появление Нестерова было здесь не случайным. Художник работал «по госзаказу», в Абастумани и Боржоми были местами отдыха Российской Императорской семьи.

М. Нестеров Фрески в храме Александра Невского

Грузии в составе Российской Империи

Русские художники стали работать в Закавказье после присоединения Грузии к России в 1801 году по указу императора Павлом I. Некоторые мастера переехали в Тбилиси и вместе с грузинскими деятелями искусств развивали культурную жизнь города. В 1877 году начало функционировать Кавказское общество поощрения изящных искусств, в котором активно работали русские художники.

Читать еще:  Эмоционально заряженные картины. Rory Mitchell

Происходил также культурный обмен – в российских художественных учреждениях обучались грузинские живописцы. Одновременно с этим, более 200 российских живописцев закончили Тбилисскую академию художеств.

Иван Айвазовский

В 1868 году великий русский художник Иван Айвазовский путешествовал по Кавказу и Закавказью. Покоренный величием и красотой первозданной природы, он заполнял набросками свой дорожный альбом. В Тифлисе Айвазовский обустроил мастерскую и провел в городе целую зиму, перенося на холст свои зарисовки.

За короткое время он создал 12 шедевров, на которых были изображены кавказские горы и ущелья, реки и бурные водопады. В Тифлисе была организована выставка кавказских полотен мастера. Несмотря на высокую стоимость входных билетов, на выставке был аншлаг. А все вырученные средства художник пожертвовал местному детскому приюту.

И. Айвазовский «Вид Тифлиса»

М. Лермонтов — талантливый художник

Еще одно имя гения, связанное с Кавказом, – Михаил Лермонтов. Великий поэт посвятил ему множество своих литературных шедевров. Но, кроме этого, он также являлся талантливым художником, и во время своего пребывания на Кавказе создал множество прекрасных рисунков, картин и литографий.

М. Лермонтов «Воспоминания о Кавказе»

С Михаилом Лермонтовым дружил военный дипломат и талантливый художник князь Григорий Гагарин. Кавказу посвящена львиная доля его творчества, здесь им было написано множество прекрасных акварельных и карандашных этюдов.

Григорий Гагарин

Гагарин изучал кавказскую архитектуру, находя в ней много общего с византийским искусством. Он реставрировал древние фрески, а также расписывал храмы в собственной авторской русско-византийской стилистике. Он спроектировал несколько церквей, в том числе в Боржоми, Кутаиси, Мухравани, и др. Между 1847 и 1857 годами в Париже было издано два альбома князя, посвященные его кавказскому творчеству – «Костюмы Кавказа» и «Живописный Кавказ».

Архип Куинджи

В 1888 году на Кавказе впервые побывал знаменитый художник Архип Куинджи. В течение своей жизни он не раз возвращался сюда, результатом чего стало просто огромное количество этюдов. В основном он писал заснеженные вершины гор, освещенные солнцем. Огромным успехом пользовалась картина «Дарьялское ущелье». Многие свои работы мастер писал по памяти уже дома, в своей мастерской.

Архип Куинджи «Дарьяльское ущелье»

Василий Верещагин

Знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин неоднократно бывал на Кавказе, начиная с 1863 года. Он приезжал сюда за вдохновением. Здесь он тренировал свое мастерство передачи тончайших световых эффектов. Писал этюды в разное время суток, в разную погоду, стремясь уловить все нюансы фактуры, цвета и объема. В Тифлисе Верещагин давал частные уроки рисования в семьях высокопоставленных чиновников, а также в межевой школе, частном пансионе, женском училище св. Нины и в военном училище.

В. Верещагин «Утро в ущелье»

Верещагин был близким другом знаменитого русской пейзажиста и мариниста Льва Лагорио, который также на то время проживал в Тифлисе. Лагорио впервые приехал на Кавказ в 1851 году и сразу же влюбился в этот край. В течение всей жизни он приезжал сюда за новыми сюжетами для своих картин. Он искусно изображал горы, море, батальные сцены русско-турецкой войны.

Илья Занковский

Признанный мастер-пейзажист Илья Занковский не имел профильного образования, однако, это не помешало ему стать знаменитым художником. Во время службы в Кавказском военном округе в Тифлисе, он вдохновился окружающей первозданной природой. Благодаря этому появилась богатая серия пейзажей, изображающих волшебный горный край.

Его полотна экспонировались на многочисленных выставках и пользовались успехом. В конце XIX века в Тбилиси была организована работа школы рисования, которая в 1886 году получила статус Школы рисования и живописи. Занковский преподавал в этом учебном учреждении до самой смерти.

Илья Занковский «Горный пейзаж»

Как видим Грузия в XIX веке не была местом притяжения и вдохновения творческих сил. Художники здесь оказывались, скорей, в силу служебных обязанностей, чем по зову души. Этому есть объяснение. Вспомним что такое XIX век — эпоха покорения Кавказа, неблизкое расстояние, опасная и непредсказуемая дорога, военная обстановка… Куда уж лучше было отдыхать на Неаполетанском побережье в спокойной и вдохновляющей обстановке.

Великая Октябрьская революция изменила историю, планы художников и судьбы людей. Продолжение следует…

Л. Лагорио «Батуми»

ЗАИНТЕРЕСОВАЛА СТАТЬЯ? ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ!

В громком деле приговоренных оказалось меньше, чем обвиняемых

Национальная судебная палата Испании огласила вчера приговор 12 обвиняемым по уголовному процессу над так называемой русской мафией. Шестеро обвиняемых во главе с одним из наиболее влиятельных авторитетов российского криминального мира Захарием Калашовым (Шакро-молодой) были приговорены к лишению свободы на сроки от двух до семи с половиной лет и крупным штрафам. Остальные, среди которых известный российский адвокат Александр Гофштейн, были полностью оправданы. Захарий Калашов, вероятнее всего, в испанскую тюрьму не попадет: ему зачтут четыре года, уже проведенные в следственном изоляторе, и выдворят из страны. Однако выдачи Шакро требуют власти Грузии, где он заочно осужден на 11 лет.

Вчера Национальная судебная палата Испании огласила приговор по громкому делу русской мафии. Перед судом предстали 12 человек — влиятельный в России вор в законе Захарий Калашов, адвокат Александр Гофштейн, экс-советник первого президента РФ Бориса Ельцина Олег Воронцов, грузинские бизнесмены Михаил Мдинарадзе и Константин Асатиани, граждане Украины Александр Минин, Наталья Серова, Алена Гоцуленко, а также четверо граждан Испании.

Господа Калашов, Мдинарадзе, Асатиани, Воронцов, Минин, а также госпожа Серова были признаны виновными в отмывании преступных доходов путем вложения в недвижимость на испанских курортах Марбелья, Фуэнхирола, Бенальмадена и Торремолинос. Самый суровый приговор был вынесен Захарию Калашову — семь с половиной лет тюремного заключения и штраф €20 млн. Михаил Мдинарадзе получил пять лет и штраф €8 млн. Константин Асатиани, Олег Воронцов, Александр Минин и Наталья Серова были приговорены к тюремным срокам от двух до четырех лет и штрафам от €300 тыс. до €3 млн.

Читать еще:  Фотограф-сюрреалист. Matthias Jung

Остальные обвиняемые, в том числе известный российский адвокат Александр Гофштейн и высокопоставленный сотрудник налоговой инспекции Испании Карлос Антонио Фернандес Асенсио, были полностью оправданы. Господин Гофштейн был задержан в ноябре 2006 года в мадридской следственной тюрьме во время одного из свиданий со своим клиентом Захарием Калашовым. На основании прослушивания разговоров во время свидания полиция сделала вывод, что отношения между Александром Гофштейном и Захарием Калашовым «вышли за рамки отношений между адвокатом и клиентом», а сам господин Гофштейн «стал полноправным членом преступной организации, возглавляемой господином Калашовым». Господин Фернандес Асенсио обвинялся в том, что якобы помогал членам преступной организации Шакро-молодого регистрировать компании, через которые отмывались преступные доходы русской мафии. Ни одно из этих обвинений подтверждения в суде не нашло.

Приговор Национальной судебной палаты не удовлетворил ни обвинение, ни защиту. Прокурор Хосе Гринда пообещал уже в ближайшее время обжаловать его. С аналогичными заявлениями выступили и адвокаты осужденных. Например, по мнению адвоката Хавьера Гомеса де Лианьо, представлявшего интересы господина Калашова, обвинению не удалось доказать существование самого события преступления, а посему он будет настаивать на полном оправдании своего клиента. Об этом же заявил и оправданный судом адвокат Гофштейн. «Приговор оставил у меня двоякое впечатление,— сообщил Александр Гофштейн вчера «Ъ» по телефону.— В части, касающейся меня, по-другому и не могло быть: только такое решение соответствует правде и закону. Что касается осужденных, то я присутствовал на процессе, и с моей точки зрения, обвинительный приговор им был вынесен без достаточных оснований».

Если приговор останется неизменным, то и в этом случае в испанскую тюрьму ни один из осужденных, выпущенных в ожидании судебного решения из следственной тюрьмы под денежный залог, не вернется (под залог в разное время были выпущены все фигуранты дела). Каждый из осужденных еще на стадии следствия успел провести в тюрьме не менее половины назначенного судом срока наказания. Им зачтут это время и вышлют из Испании, запретив въезд на территорию стран Шенгенской группы на десять лет.

Тем не менее Захарий Калашов все же рискует оказаться за решеткой: его выдачи намерены требовать власти Грузии. Вчера руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил «Ъ», что еще в 2005 году Захарий Калашов был заочно приговорен в этой стране к 11 годам лишения свободы. Суд конфисковал особняк господина Калашова в пригороде Тбилиси Цхнети стоимостью $20 млн и передал его в пользование МВД. Приговор был вынесен на основании принятого в 2005 году в Грузии закона о борьбе с организованной преступностью. Согласно этому закону, обвиняемого можно приговорить к длительному сроку заключения не за конкретное преступление, а за то, что он «руководит или состоит в преступной группировке и исповедует преступную идеологию, то есть идеологию так называемых воров в законе». Господин Утиашвили рассказал «Ъ», что Грузия всегда настаивала на экстрадиции господина Калашова, где бы он ни скрывался, но не могла этого добиться. В настоящий момент, по его словам, грузинские власти намерены предпринять еще одну попытку, послав запрос в Испанию.

«Я знаком с приговором грузинского суда,— рассказал вчера «Ъ» Александр Гофштейн.— Это не приговор. Это чудовищное беззаконие и злоупотребление правом со стороны грузинских властей. Я очень надеюсь, что цивилизованная Испания такого средневекового приговора, попирающего все основные принципы правосудия, не признает и не вышлет гражданина России Захария Калашова в Грузию». Адвокат, в частности, отметил, что господин Калашов не был в Грузии более десяти лет, поэтому вынесение приговора в 2005 году нарушает один из фундаментальных юридических принципов, утверждающих, что закон обратной силы не имеет.

10 дизайнеров из Грузии, чьи имена нужно запомнить

Лица настоящего и будущего грузинской моды

Отправляясь в солнечную Грузию, мы надеялись здорово пополнить наш список кандидатов в рубрику «Новое имя в моде». Но их оказалось так много, что мы решили не растягивать удовольствие, а рассказать обо всех сразу — запоминайте имена, эти дизайнеры и их бренды еще себя покажут!

Имена некоторых грузинских дизайнеров в России (да и не только) хорошо известны. Например, об Atelier Kikala и фирменном приеме дизайнера марки Ладо Бокучавы, перфорации по коже, знают все — по крайней мере, команда Buro 24/7 делает все этому способствующее. Александра Арутюнова и Бессариона российская публика давно считает «своими» несмотря на то, что в пресс-релизе к почти каждой коллекции обоих дизайнеров в списке источников вдохновения нет-нет да и промелькнет какое-то напоминание о Грузии. А Рия Кебурия, которая тоже показывается на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, всего за три сезона успела стать тем дизайнером, на чьи шоу публика действительно идет, а не забегает, чтобы скоротать время. И хотя на московских подиумах коллекции ее пока смотрятся довольно экзотично, это происходит только потому, что настоящий авангард, а не творения в духе студии красоты и стиля «Грация» подмосковного ДК «Дружба», — явление по-прежнему очень редкое для отечественных недель моды.

Читать еще:  Способ открыть для себя. Persefoni Balkou (фотограф)

Представляем еще десять талантливых дизайнеров из Грузии: кто-то из них известен больше, кто-то только начинает свою карьеру, но следить за каждым стоит начать уже сейчас. Конечно, это далеко не все интересные личности грузинской моды — у нас в запасе остаются новые имена и на будущее.

Aka Nanitashvili

Марка Aka Nanitashvili очень нежная и девичья — черного цвета, так любимого грузинскими дизайнерами, в ее коллекциях почти не встретить. И вещи эти, хотя мастерски и с огромным вниманием к деталям сделанные, больше не об архитектурных экспериментах и играх с кроем, а о жизни. Поэтому среди чудесных платьев со сложными вышивками, держащих форму довольно пышных юбок и полупрозрачных блуз всегда найдется рейл со свитшотами, простота которых компенсируется необычной, на вид почти кутюрной отделкой, тельняшками и удобной обувью. Тельняшки с принтами в виде окон или сюрреалистичными потретами, кстати, один из главных хитов марки. А еще все расхваливают лоферы Aka Nanitashvili — по словам некоторых, это едва ли не самая удобная обувь на свете.

Tamuna Ingorokva

Свою марку Тамуна Ингороква, выпускница тбилисской Академии искусств и парижского Института моды ESMOD, открыла еще в 2002 году — и даже успела побывать участником московских недель моды. За последние пару сезонов мы успели привыкнуть к тому, что коллекции Тамуны теперь — истории жесткой геометрии и больших объемов, контрастных черного и белого, вечного противостояния легкости и монументальности и мужского и женского. Но в новой весенне-летней коллекции дизайнер решила вернуться к свету и цветам — объемы и четкий крой остались, но стали более воздушными, и прежней жесткости в этих вещах больше нет. Нам такой поворот событий пришелся очень по душе.

Datuna Sulikashvili

Датуна Суликашвили умеет находить идеальный баланс между простотой форм и линий и необычностью отделки: благодаря последней первые не выглядят скучно, благодаря первым последняя не выглядит чрезмерной. Образы он создает очень женственные и богемные, воспоминания о красавицах прошлого — от русских дворянок до голливудских див, — хотя и нынешним девушкам тоже очень идут. Одно из своих платьев, например, Датуна подарил Шэрон Стоун во время ее визита в Тбилиси — по рассказам местных новостных служб, актриса от презента осталась в восторге.

Lela Eloshvili

Лела Элошвили работает сразу над двумя брендами — Informal и Eloshi. Для первого она создает яркие, полные иронии наряды с красочными принтами, для второго — не менее бросающиеся в глаза, но более геометричные и серьезные вещи. И хотя линия Informal кажется на первый взгляд уж очень несерьезной и расслабленной, и заподозрить концептуалистку в Леле Элошвили поначалу трудно (а это для дизайнера скорее комплимент), в основе ее веселых коллекций лежат вполне серьезные произведения искусства и другие источники вдохновения — например, творчество русской художницы-авангардистки Любови Поповой.

Chubika

Нино Чубинишвили, основательница бренда Chubika, — совсем не новое имя для грузинской публики. Невероятно сложные вещи ее марки, будто собранные, сложенные из заломов и мелких складок, похожи одновременно и на какие-то природные объекты — круги на сколах камней, старые горные породы, кору узловатого дерева, — и на что-то совершенно неземное и необъяснимое. А ее сумки и браслеты с «вырывающимися» из плоскости лицами успели облететь весь Интернет. При взгляде на них трудно отбросить ощущение чего-то потустороннего, что пытается прорваться в наш мир, и в этом их особое темное очарование.

Galib Gassanoff

Галиб Гассанов, один из победителей прошлогоднего конкурса Be Next, еще совсем молод. В Академию искусств Тбилиси (это главное учебное заведение Грузии для всех начинающих дизайнеров, где совершенно невероятно учат рисовать — поэтому каждый выпускник оказывается как минимум отличным художником) он поступил в 16, призером Be Next стал в 19 — и то ли еще будет! Он, как и многие грузинские дизайнеры, использует в основном черный, объясняя свой выбор тем, что это цвет печали, которой из-за войн пропитана история Грузии, а свои вещи называет броней для женщин, сталкивающихся с насилием — как с физическим, так и с ущемлением прав. От ударов судьбы графичные вещи Galib Gassanoff с плетением из полосок кожи, может быть, и не защитят, но ведь задача моды — это все-таки дарить мечту и заряжать энергетикой, а с этим у дизайнера, несмотря на его молодость, все отлично.

Tatuna Nikolaishvili

Татуна Николаишвили — из числа экспериментаторов, и в основе каждой ее коллекции лежат не только набор картинок для мудборда, но и концептуальная идея, воплощение которой каждый раз становится для дизайнера небольшим вызовом. Например, в основу одной из коллекций Татуны легли книги — не какая-то книжная история, а образ самой книги, который она воплотила, использовав в каждой модели слоями несколько видов тканей — от плотной шерсти до нежной органзы. При движении они колышутся, как перелистываемые страницы книги. Но даже в статике выглядит это очень эффектно: засмотревшись на спинку объемного черного жакета, можно застыть так на несколько часов, как перед Нотр-Дамом, — так же пытаясь разгадать, в чем тайна того, кто это сделал, и как такое возможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector