Талантливый грузинский художник. Murman Kutchava

Талантливый грузинский художник. Murman Kutchava

Грузинский авангард: 1900–1930-е

Поделиться:

Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний

Место проведения: Отдел личных коллекций (Волхонка, 10)

Даты проведения: 8 декабря 2016 – 12 марта 2017

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века. Зрители увидят произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936). Всего собрано более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.

Данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.

Главная идея выставки – показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда.

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры, режиссер МХТ и создатель Свободного театра в Москве К. Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками – П. Оцхели и И. Гамрекели. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных, в консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».

В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие. Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.

В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.

Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.

Экспозиция выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина займет три этажа здания Отдела личных коллекций. На первом будут размещены работы Д. Какабадзе, а также будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки («Моя бабушка» – художник-постановщик И. Гамрекели, «Соль Сванетии» – художник-постановщик Д. Какабадзе, «Саба» – художники-постановщики Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе, «Хабарда» – художник–постановщик Л. Гудиашвили и другие). На втором этаже будет представлено творчество Л. Гудиашвили («Юноша с ланью» и «Весна (Зеленая женщина)», «Поэт Галактион Табидзе и “Синие кони”» (1919), «В волнах Цхенис-Цкали» (1925)), А. Бажбеук-Меликова («В парке» и «Тир» (1919)), Е. Ахвледиани («Аджарец» (1927)) и К. Зданевича («Оркестровый автопортрет» (1918)). Большой раздел выставки посвящен театру: зрители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.

Третий этаж посвящен творчеству Н. Пиросмани. Среди шедевров на выставке будут представлены – «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами» (1917), «Брат и сестра», «Портрет Ильи Зданевича» (1913). Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в экспозиции третьего этажа будут представлены работа Зиги Валишевского «Женская гимназия в Тифлисе» (1918), а также книга «1918». В. Каменский, А. Кручёных, К. Зданевич.

В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства. Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.

Читать еще:  Южноафриканский художник. Ronald West

В рамках проекта подготовлено издание, включающее ряд научных статей, написанных международным коллективом авторов, каталог всех представленных на выставке произведений, а также альбомную часть с полноформатными красочными иллюстрациями.

Кураторы выставки – Ивета Манашерова, Елена Каменская.

Авторы идеи выставки – Марина Лошак, Тамаз Манашеров, Михаил Каменский.

«Тысяча чертей»: реконструктор-мушкетер из Петербурга исколол и ограбил двух азербайджанцев (11 фото)

Пострадавшие говорят, к ним подошел неадекватный человек и, покуривая трубу, начал фехтовать. После непродолжительной дуэли оба оказались в больнице с колотыми ранениями. Однако знакомые «разбойника» не верят, что фехтовальщик первым обидел приезжих.

В Санкт-Петербурге задержали известного реконструктора-мушкетера и мастера ковки Дмитрия Круглова, также известного под псевдонимами Дункан Мак-Мастер и Жером. Полицейские нагрянули в квартиру Дмитрия в ночь на 18 ноября. 42-летнего мужчину подозревают в разбое на улице Ударников. Следователи считают, что это именно он сутками ранее исколол и ограбил двух азербайджанцев.

В квартире Жерома оперативники нашли и изъяли почти две сотни шпаг и рапир, а также два мушкета с порохом и телефон «Самсунг», который предположительно принадлежит одному из пострадавших.

В ночь на 17 ноября полиция приехала на вызов бдительного гражданина, который сообщил о драке под окнами. Однако наряд полицейских застал на месте только пострадавших, которых на тот момент отправляли в больницу. Южане 44 и 52 лет получили колотые ранения живота, бедра и голени.

Пострадавшие рассказали, что шли на остановку после ужина в одном из заведений общепита. И уже на остановке к ним подошел неадекватный блондин во всем кожаном, который курил трубку, и после непродолжительной беседы начал «фехтовать ножом».

«Он подошёл, сразу телефон отобрал, я сказал вернуть, он сразу нож вытащил и два раза меня ударил. Это всё произошло не быстро, мы боролись, мы пытались его остановить», — рассказал один из пострадавших.

Пользователи соцсетей, обсуждая инцидент, уже окрестили Дмитрия Д’Артаньяном и Робином Гудом. Примерно также считают все знакомые Круглова. А у него их немало. Они не допускают даже мысли, что Дмитрий мог напасть первым.

Генеральный директор Международной академии фехтовальных искусств Сергей Мишенёв характеризует Дмитрия как волевого и ответственного человека, которому не свойственна агрессия, а вот защитить свою честь и достоинство он был готов всегда.

«Я совершенно уверен, что история про «нападение» Дмитрия на двух гостей города — откровенный вымысел. Агрессивное поведение Диме совершенно не свойственно. А вот в том, что он всегда готов защищать собственное достоинство, я не сомневаюсь. Я готов всеми силами содействовать объективному расследованию случившегося», — поделился Сергей Мишинёв.

К слову, Дмитрий Круглов активно изготавливает холодное оружие для российских фильмов. К примеру, в сериале «Мушкетеры Екатерины» все бутафорские шпаги были изготовлены его руками. Также он принимал участие в съемках фильма «Трудно быть богом»

В ближайшее время суд изберет для Дмитрия Круглова меру пресечения. Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, следствие пока не ходатайствовало об аресте.

UPD: появилось видео инцидента:

Грузинский авангард: главные имена выставки

Как русские реформаторы изменили Тифлис

Почему Тифлис стал грузинским Парижем и на каких художников обратить особое внимание.

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, музей личных коллекций, Волхонка, д. 10

Когда: 8 декабря 2016 — 12 марта 2017

Грузинский авангард, как и интернациональный, развивается в первые три десятилетия ХХ века, но ярче всего — с 1917 по 1921 год. В это время в Тифлисе, «грузинском Париже», работают поэты, художники, музыканты, писатели, оказавшиеся на южной границе империи в период революции в России и после окончания Первой мировой войны. Тифлис становится «тихим оазисом» культуры, откуда можно было быстро попасть в Константинополь и во всю Европу. Туда приезжают поэт Осип Мандельштам, художники Илья и Кирилл Зданевич, которые открыли вместе с художником-авангардистом Михаилом Ле-Дантю национальный талант — Нико Пиросмани. Здесь же творит поэт-футурист Алексей Крученых — ходит с разрисованным лицом по улицам Тифлиса, что мало кого поражает, — за футуриста его здесь не признают. Братья Зданевич и Алексей Крученых сначала основали «Футуристический синдикат», а затем, вместе с поэтом Игорем Терентьевым, — группу «41°». Их манифест гласил: «Задача «41°» — использовать все великие открытия сотрудников и надеть мир на новую ось». В 1919-м они и вовсе открывают футуристический университет «Футурвсеучбище», находившийся в популярном кафе «Фантастический кабачок». Здесь проводились поэтические вечера и лекции о заумной поэзии и футуризме, о вдохновлявших их теориях Фрейда. Именно в Тифлисе Крученых подводит итоги своим размышлениям об авангарде, выпуская 40 маленьких книг с «летящими строчками». Среди местных художественных объединений одним из главных становятся «Голубые роги»: поэты-символисты приезжают в Тифлис из Кутаиси и тоже посещают «Фантастический кабачок». Молодые творцы вдохновляются фольклорными мотивами Грузии, переосмысливают народные архетипы и создают новую волну в искусстве, которая будет продолжаться, хоть и в меньшей мере, вплоть до середины столетия.

Читать еще:  Филиппинский художник. Marilyn M. Magpantay

Нико Пиросмани

До 1912 года художник был малоизвестен — расписывал местные кафе и создавал декоративные панно. Его первую выставку в 1916 организовал Илья Зданевич в своем собственном доме. После знакомства с Пиросмани Зданевич писал в своем дневнике: «Теперь, после знакомства с Николаем, я знаю, что такое жизнь». А Михаил Ле-Дантю и вовсе сравнивал его с итальянским художником Джотто — мастер действительно близок средневековому примитивизму.

Пиросмани работал на железной дороге, пытался открыть молочную лавку. В искусстве был самоучкой и примитивистом, его часто сравнивают с французскими современниками, Руссо и Матиссом. Однако если у Руссо звери охотятся в мексиканских джунглях, то у Пиросмани мы видим характерные для Грузии мотивы, одетых в национальные костюмы героев и местную природу. Пиросмани использует одни и те же контрастные цвета, нередко берет в качестве холста черную клеенку, которая также служит фоном.

На выставке в ГМИИ показывают его картины «Брат и сестра» и «Свидетель убийства», сцены из одноименной пьесы В. Гунии, популярной в Грузии на рубеже XIX—XX веков. Здесь же и сцены с застольями: «Кутеж» и «Обед тифлисских торговцев с граммофоном». Кроме того, Пиросмани пишет картины на тему русско-японской войны: морские баталии, солдат и сестер милосердия. Он часто изображает животных— с абсолютно человеческим выражением глаз. На выставке представлены 22 его работы — из московских собраний, Русского музея и частных коллекций.

Нико Пиросмани, «Брат и сестра»

Нико Пиросмани, «Свидетель убийства»

Нико Пиросмани, «Обед тифлисских торговцев с граммофоном»

Ладо Гудиашвили

Среди трех главных художников выставки именно Гудиашвили был представителем не только «маленького Парижа» в Тифлисе, но и настоящей Парижской школы. В 1920-м он приезжает в столицу Франции, где знакомится с Модильяни и Фужита — главными звездами Монпарнаса. В своих воспоминаниях он напишет о кафе «Ротонда», где собирались художники: «В памяти моей отчетливо запечатлелись те постоянные места, которые занимали за столиками Модильяни, Леже, Дерен, Фужита, Пикассо». Там же он знакомится и с другим нашим героем — Давидом Какабадзе, с которым они вместе бродили по Парижу и делали зарисовки. Однако именно наследие Ладо будет удостоено отдельной выставки в 1997 году в Национальном собрании. Но славы в Париже он удостоился и при жизни — уже в 1920-м, в год приезда, четыре картины мастера были выставлены на продажу в Гран-Пале.

В отличие от Какабадзе, склонного к кубизму, Ладо, подобно Пиросмани, не изменял своим грузинским корням. Его произведения, такие как многочисленные «Кутежи» или «Идиллия», изображают национальных героев во время трапезы или поэтичные образы женщин. На выставке представлены его работы в духе Парижской школы, более близкие символизму: «Весна (Зеленая женщина)», «Юноша с ланью», «Зеленые феи». В отличие от Пиросмани, близкого примитивистам, живопись Ладо отличается мягкостью линий и плавностью силуэтов — именно так писали Модильяни и Фужита, влияние которых испытал и грузинский мастер.

Ладо Гудиашвили, «Кутёж под деревом»

Ладо Гудиашвили, «Весна (Зеленая женщина)»

Ладо Гудиашвили, «Юноша с ланью»

Уже в своем раннем творчестве Давид Какабадзе видел главные источники вдохновения в природе, подобно еще незнакомым ему художникам Кандинскому и Сезанну. В 1910-м он отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, однако конкурс не прошел и стал учиться на факультете естествознания Петербургского университета. Тем не менее он освоил академические основы рисования в частной студии художника Льва Дмитриева-Кавказского, одного из наиболее известных коллекционеров и художников тех лет. В Петербурге он проводил много времени в Эрмитаже, где копировал старых мастеров. Через Дмитриева-Кавказского Какабадзе знакомится с братьями Зданевич, а впоследствии и с Ле-Дантю. Они открывают Давиду Какабадзе соотечественника Нико Пиросмани, которым художник был заворожен. Сам Какабадзе в эти годы создает знаменитые полотна «Автопортрет с гранатом» (1913) и «Имеретия — мать моя!», в которых явно выражается национальная принадлежность автора.

После окончания университета дипломированный биолог Какабадзе возвращается на родину, в Грузию, откуда правительство отправляет его в Париж — изучать новейшие течения в искусстве. Здесь он экспериментирует с цветом, распыляет краску из пульверизатора и создает биоморфные абстракции, которые отражают его приверженность к естественно-научным интересам. На выставке представлены его имеретинские пейзажи, парижские композиции, вдохновленные Хуаном Миро и Хансом Арпом, кубистические натюрморты в духе Пикассо и произведения графики — бретонские зарисовки и геометрические формы.

«Тысяча чертей»: реконструктор-мушкетер из Петербурга исколол и ограбил двух азербайджанцев (11 фото)

Пострадавшие говорят, к ним подошел неадекватный человек и, покуривая трубу, начал фехтовать. После непродолжительной дуэли оба оказались в больнице с колотыми ранениями. Однако знакомые «разбойника» не верят, что фехтовальщик первым обидел приезжих.

В Санкт-Петербурге задержали известного реконструктора-мушкетера и мастера ковки Дмитрия Круглова, также известного под псевдонимами Дункан Мак-Мастер и Жером. Полицейские нагрянули в квартиру Дмитрия в ночь на 18 ноября. 42-летнего мужчину подозревают в разбое на улице Ударников. Следователи считают, что это именно он сутками ранее исколол и ограбил двух азербайджанцев.

Читать еще:  Справочник художника. Геометрическая абстракция

В квартире Жерома оперативники нашли и изъяли почти две сотни шпаг и рапир, а также два мушкета с порохом и телефон «Самсунг», который предположительно принадлежит одному из пострадавших.

В ночь на 17 ноября полиция приехала на вызов бдительного гражданина, который сообщил о драке под окнами. Однако наряд полицейских застал на месте только пострадавших, которых на тот момент отправляли в больницу. Южане 44 и 52 лет получили колотые ранения живота, бедра и голени.

Пострадавшие рассказали, что шли на остановку после ужина в одном из заведений общепита. И уже на остановке к ним подошел неадекватный блондин во всем кожаном, который курил трубку, и после непродолжительной беседы начал «фехтовать ножом».

«Он подошёл, сразу телефон отобрал, я сказал вернуть, он сразу нож вытащил и два раза меня ударил. Это всё произошло не быстро, мы боролись, мы пытались его остановить», — рассказал один из пострадавших.

Пользователи соцсетей, обсуждая инцидент, уже окрестили Дмитрия Д’Артаньяном и Робином Гудом. Примерно также считают все знакомые Круглова. А у него их немало. Они не допускают даже мысли, что Дмитрий мог напасть первым.

Генеральный директор Международной академии фехтовальных искусств Сергей Мишенёв характеризует Дмитрия как волевого и ответственного человека, которому не свойственна агрессия, а вот защитить свою честь и достоинство он был готов всегда.

«Я совершенно уверен, что история про «нападение» Дмитрия на двух гостей города — откровенный вымысел. Агрессивное поведение Диме совершенно не свойственно. А вот в том, что он всегда готов защищать собственное достоинство, я не сомневаюсь. Я готов всеми силами содействовать объективному расследованию случившегося», — поделился Сергей Мишинёв.

К слову, Дмитрий Круглов активно изготавливает холодное оружие для российских фильмов. К примеру, в сериале «Мушкетеры Екатерины» все бутафорские шпаги были изготовлены его руками. Также он принимал участие в съемках фильма «Трудно быть богом»

В ближайшее время суд изберет для Дмитрия Круглова меру пресечения. Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, следствие пока не ходатайствовало об аресте.

UPD: появилось видео инцидента:

Манткава Гиви Михайлович

Сахалинский художник.Заслуженный художник России.
Член Союза художников России. Член ассоциации изящных искусств ЮНЕСКО.
Постоянный участник Российских и Международных художественных выставок.

Гиви Манткава родился 18 мая 1930 года в городе Тбилиси, Грузия. Первые шаги в живописи сделал благодаря матери, которая неплохо рисовала. После окончания средней школы в 1948 году поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи, театрально — декорационное отделение, которое закончил в 1955 году. После получения диплома, в течение года работал ассистентом художника на киностудии «Грузия-фильм».

В 1956 году приехал на Сахалин. Жил в Южно-Сахалинске. Работал в художественно — производственных мастерских Сахалинского отделения Союза художников России. В конце 50-х — начале 60-х годов, увлекшись графикой, создал серию произведений «Сахалин в прошлом и настоящем». В первой половине 1960-х возглавил нонконформистское движение на Сахалине, отразившееся в символико-романтических композициях «Танец», «Восточный мотив», «Тойохара», «Друзья-товарищи», «Юкола».

Для Гиви Михайловича 1970-е годы стали самыми плодотворными, в 1971 году принят в члены Союза художников Российской Федерации.

Манткава является автором известных портретных композиций, автопортретов: «Рыбачка», «Портрет женщины», «Зеркало», «В мастерской скульптора», «Зеленый абажур»; тематических полотен, посвященных истории Сахалина и его современному образу: «Нивхские лучники», «Осень. Октябрь», «Натюрморт. Юг — Северу», «Ранний снег», «Брусничные сопки»; романтико-ностальгических пейзажных композиций: «На выпасе», «Высокие травы».

Поздний творческий период, с середины 1980-х, отмечен поиском новых изобразительных средств, утверждением художественно-нравственных идеалов в искусстве: «Бухта Крабовая», «Мастер и Маргарита», «Автопортрет», «Мне приснился Саят-Нова», «Зонтики».

Эти и многие другие живописные и графические работы, созданные за тридцать лет, посетители увидели на большой персональной выставке Гиви Михайловича Манткавы, организованной Союзом художников Грузии и Сахалинским областным художественным музеем в 1987 году в Доме художника города Тбилиси.

Сахалинцы показывали землякам художника сделанное «сахалинским старожилом». Через два года именно Гиви Манткава возглавил созданную на Сахалине организацию Союза художников России. В 2000 году, в год 70-летия мастера в Южно-Сахалинске прошла его персональная юбилейная выставка.

Скончался 7 января 2003 года в Южно-Сахалинске. Через два года на доме, где жил художник, установлена мемориальная доска.

Работы заслуженного художника России хранятся в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова, музее Тбилисской академии художеств, Приморской картинной галерее города Владивостока, Дальневосточном художественном музее города Хабаровска, Сахалинских областных художественном и краеведческом музеях, а также в частных коллекциях России, Украины, Латвии, Франции, Грузии, Японии, Финляндии и Республики Корея.

«Рыбачка»
«Портрет женщины»
«Зеркало»
«В мастерской скульптора»
«Зеленый абажур»
«Нивхские лучники»
«Сбор черноплодной рябины»
«Боцман в отпуске»
«Рыбаки прибрежного лова»
«Рабочее море»
«Сима сахалинская»
«Пляж Татарского залива»
«Осень. Октябрь»
«Натюрморт. Юг — Северу»
«Ранний снег»
«Брусничные сопки»
«На выпасе»
«Высокие травы»
«Бухта Крабовая»
«Мастер (Пиросмани) и Маргарита»
«Автопортрет»
«Мне приснился Саят-Нова»
«Зонтики».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector