Тибетские пейзажи. Tenzin Tamding

Тибетские пейзажи. Tenzin Tamding

Тендзин Вангьял Ринпоче. Книги онлайн

Геше Тендзин Вангьял Ринпоче (Geshe Tenzin Wangyal Rinpoche, 1961) — лама тибетской традиции Бон, обладатель звания Геше, автор книг, посвящённых учениям Дзогчен и тибетской йоги сна и сновидений. Является основателем и президентом Института Лингминча.

Тендзин Вангьял Ринпоче родился в Амритсар, Индия. Его отцом был Шампа Тентар, буддийский лама школы Ньингма, матерью — Йеше Лхамо, практикующая традиции Бон. Спустя некоторое время отец умер, и мать повторно вышла замуж, за ламу бонской традиции.

Первые годы жизни Вангьял Ринпоче провёл в тибетском детском саду «Трелинг Касанг» в Шимле, на севере Индии. После его закрытия он до девяти лет посещал христианскую школу. Однако затем родители решили, что Вангьялу не следует там оставаться.

После ухода из христианской школы Вангьял Ринпоче вначале обучался в школе традиции Кагью, где он получил имя Джигме Дордже, а затем был переведён в бонский монастырь Мэнри в Доланджи, Индия.

Один из старших наставников монастыря, Лопон Санге Тендзин Ринпоче, признал в нём перерождение Кюнгтула Ринпоче, знаменитого учёного и учителя, писателя и преподавателя медитации. Под руководством этого же наставника Тендзин Вангьял Ринпоче в возрасте 13-и лет начал изучать учения Жанг Жунг Ньян Гьюд, относящиеся к бонской школе Дзогчен.

Незадолго до своей смерти, Лопон Санге Тендзин Ринпоче основал Школу Диалектики, в которую и поступил Вангьял Ринпоче. Спустя несколько лет обучения, в 19 лет он начал в ней свою преподавательскую деятельность. Позже он стал директором этой школы и занимал этот пост на протяжении четырёх лет, а в 1986 году получил степень Геше — высшую из тех, которые даёт тибетское монастырское образование.

В 1989 году Тендзин Вангьял Ринпоче второй раз посетил Европу (впервые он побывал во Франции, Бельгии и Германии в 1983 году в качестве участника и руководителя группы «Бонские танцоры в сакральных масках»). В этот раз он отправился в Меригар, центр общины Дзогчен в Италии, по приглашению Намхая Норбу Ринпоче. В Италии Вангьял Ринпоче проработал несколько лет в институте ИсМЕО в Риме, параллельно преподавая учение Дзогчен.

В 1991 году Тендзин Вангьял Ринпоче получил Рокфеллерскую стипендию в Университете Райса в США, куда и перебрался работать. По проекту Вангьяла Ринпоче в 1992 году в штате Виргиния был основан Институт Лингминча, президентом которого он стал.

В 1994 году Тендзину Вангьялу Ринпоче был присуждён грант Национального Фонда гуманитарных наук.

Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене.

В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, известного современного наставника древнейшей тибетской традиции Бон, даны глубокие наставления по практикам пяти элементов, принадлежавших к трем разновидностям духовных учений Бона.

Эти практики предназначены для восстановления внутренней и внешней гармонии личности, обретения здоровья и благосостояния, а также преодоления препятствий на духовном пути. Написанная живым языком, книга доносит уникальные методы, основанные на опыте тысячелетий, до современного читателя.

Силе дыхания придавали важное значение духовные учения всех времен и народов.

Автор этой книги — видный представитель тибетской традиции бон, Тендзин Вангьял Ринпоче, уже хорошо известный русскому читателю. Он авторитетно и доступно для западного человека объясняет основы, а затем и нюансы двух мощных практик — Девяти очистительных дыханий и Ца-Лунг.

Родственные индийской пранаяме и китайскому цигун, эти упражнения действуют на более тонком уровне — уровне ума. Задействуя пять чакр и три энергетических канала, бонские практики помогают нам изменить свое отношение к себе, другим людям и миру и решить проблемы, коренящиеся в шаблонах нашего мышления и поведения, — то есть очень многие.

Для овладения этими дыхательными упражнениями не требуется глубокое знание философии буддизма или бон, но в принципе они создавались как вспомогательные духовные практики и будут полезны тем, для кого тибетские учения стали частью жизни.

«Тибетская йога сна и сновидений» — одна из лучших работ, посвященных этой теме. И не только потому, что автор ее – Тензин Вангьял Ринпоче – признанный Мастер Дзогчен. Здесь нужно отдать должное и талантливому переводчику, имя которого отсталость за кадром. Он постарался передать тончайшие оттенки смысла оригинала и это ему удалось.

Адресована эта книга не только тем, кто интересуется Ясными Снами, но и тем, кто ищет Путь к Себе. Читатель найдет в ней много интересных и доступных практик, и уж наверняка откроет для себя иные картины мира.

В книге есть глоссарий и подробное содержание.

«Тибетская йога тела, речи и ума» первая в мире книга, знакомящая западного человека с эзотерическими практиками тибетской традиции бон.

Тендзин Вангьял Ринпоче, ученик бонских мастеров, сам ставший известным духовным учителем, рассказывает об основах и нюансах работы с телом, речью и умом, которые в учении бон считаются тремя вратами к просветлению. Подробно описываются упражнения тибетской йоги, даются важные медитации и визуализации, значительная часть объема книги уделяется работе с тибетскими мантрами.

Книга считается идеально сбалансированной по соотношению теории и практики, написана живым, доступным языком и снабжена многочисленными иллюстрациями. Рекомендуется всем интересующимся духовной культурой Тибета.

Тибетская буддийская традиция Бон — одна из старейших восточных духовных традиций, непрерывно передающаяся до наших дней.

Благодаря книге «Тибетское исцеление звуком» вы можете познакомиться с древней практикой священных звуков этой традиции и с их помощью пробудить целительный потенциал своего естественного ума.

Эта книга принесла Тензину Вангьялу Ринпоче мировую известность и предваряет другую его весьма серьезную монографию – «Тибетская йога сна и сновидений».

Еще два монаха монастыря Кирти приговорены к длительным срокам в деле о самосожжении 16 марта

По сообщению Синьхуа, монахи Церинг Тензин и Тенчум из монастыря Кирти приговорены 30 августа к 13-летнему и 10-летнему срокам тюремного заключения соответственно. В постановлении суда уезда Маэркан указывается, что они “планировали, подстрекали и содействовали” самосожжению знакомого монаха по имени Ригзин Пунцог и “привели его к смерти”. Днем ранее этот же суд приговорил по данному делу к 11 годам тюрьмы его дядю и наставника в монастыре. Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) вновь заявил, что отвергает фальшивые обвинения и несправедливые приговоры, вынесенные монахам, которые известны как Церинг Тамдинг (Tsering Tamding) и Тензин (Tenzin).

По сведениям Radio Free Asia (RFA), приговоренному к 13-летнему заключению монаху, которого в монастыре прозвали Тензин Гьямо-Кха (Tenzin Gyamo-Kha), только 22 года. Он был задержан еще 23 марта и не признал себя виновным. Семья до сих пор не знала, где он, и не имела возможности нанять адвоката по своему выбору. Второму монаху, которого прозвали Нагтен (Nagten), исполнился 21 год.

Заметим, что Синьхуа снова упоминает монаха, который поджег себя 16 марта, под именем, отличающимся от того, что известно тибетским источникам в эмиграции. Под иными именами упоминаются и все осужденные в этом процессе монахи. Если “Международная кампания за Тибет” (ICT) указывает, что ему было 20 (как правило, тибетские сайты добавляют год, так что получается 21 или 22), то пекинская пропаганда называет погибшего 16-летним. Такая подмена имени и возраста наверняка происходит из стремления Пекина представить самосожжение как действие подростка, который не мог самостоятельно решиться выйти на протест.

“Это откровенно несправедливый вердикт, ставший итогом чисто политического суда, — сказал журналистам эксперт по Азии из Human Rights Watch Никола Бекелин после первого дня процесса. – И он проходит на фоне беспрецедентных преследований в монастыре Кирти, откуда власти уже произвольным образом взяли под стражу десятки монахов”. После того, как служащие сил безопасности расстреляли участников протеста в марте 2008 года, в монастыре Кирти и так сохранялись крайне тяжелые настроения, отметил он.

Спикер ICT Кейт Сондерс подчеркивает, что 11-летний приговор в отношении монаха, который пытался защитить Пхунцога после его одиночной акции, “лишь усилит страдания монахов Кирти”. Этим приговором власти материкового Китая ‘стремятся отвлечь внимание от реальных причин самосожжения, представлявшего акт боли и самопожертвования, вызванный жесткими репрессиями, включая новые меры против религиозной практики в тибетских регионах”.

Читать еще:  Художественные образы. Sandra Roeken

«Это совершенно новый поворот в реакции китайских властей на протесты. Мы еще не видели, чтобы так нагибали закон», — констатирует эксперт по Тибету из Колумбийского университета Роберт Барнетт. Он также уверен, что суровые приговоры, вынесенные трем монахам монастыря Кирти, только усилят напряженность. «Тибетцы увидят в этом манипулирование законом с целью дальнейшего запугивания людей», — добавляет он.

Даже буддийские церемонии тибетцы вынуждены проводить в окружении китайской милиции. На фото Reuters: так на фестивале Шотон в монастыре Дрепунг разворачивают гигантскую тханку. Лхаса, 29 августа 2011
В Нгаба начинается процесс над тремя монахами Кирти по обвинениям в причастности к акту самосожжения
Монахи монастыря Гьюто во главе с Кармапой провели молитвенную церемонию для Цеванга Норбу
Монахи монастыря Кирти отказались принять от китайских властей деньги за молчание

Монах Сангха Тензин — тибетская мумия долины Спити

Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Spiti Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Спити (Spiti) – место драгоценности. Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев.

Этот район граничит с западным Тибетом и здесь проживает большое количество тибетцев. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и традиции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Когда-то через долину проходил торговый путь в Лхасу, а буддистские монахи спокойно путешествовали из Лхасы по всем монастырям, расположенным по течению рек Биас, Спити, Парбати, Чандра и Сутлеж. До сих пор в этих местах традиции буддистской религии соседствуют с тибетской традицией Бон.

Дорога в долину Спити из Куллу лежит через два перевала – Рохтанг и Кунзум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты три месяца в году. Перевал Кунзум означает «место встречи ибексов». Ибекс – горный козел, который практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни.

В долине Спити бывал Падма Самбхава, через которого был принят буддизм в этих местах. Еще один великий строитель – Рин Чан Санг По провел в высокогорных долинах всю свою жизнь, воздвигая великолепные монастыри и храмы, которые до сих пор поражают своим величием и красотой. Здесь бывал Р.Киплинг. Он часто путешествовал по древнему индо-тибетскому торговому пути на восток – в долины Кейнор и Спити. «Эти места так величественны и так чисты, что здесь могут проживать только боги…» – отмечал Р.Киплинг после своих путешествий. Два раза на территории долины Спити (монастырь Табо и монастырь Ки) проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-ламой ХIV.

Неожиданно вздрагиваешь, включая телевизор… Такая знакомая дорога, джипы, бегущие по горячему, сухому покрытию дороги, отвесные скалы и желтые горы, ледяная и бурная река, маленькие белые прямоугольные здания с черными окнами и красочными флагами. Да, это дорога из Кейнора в Спити. И это – телевизионная передача о той самой мумии из Табо, о которой так много слышали все гималайские путешественники. Но как-то странно поехал в эту долину профессор и исследователь Виктор Мейер из Пенсильванского Университета. Находясь в Манали, более логично было бы перевалить через перевал Рохтанг, а затем – Кунзум, и буквально за один день доехать до Табо. Но, вероятно, искатели приключений не ищут легких путей, тем более долина Кейнор также уникальна, как и мумия, за которой «охотились» ученые из США и Англии.

Мумия, о которой было известно еще с 1975 года, называется местными жителями как – монах Сангха Тензин. Она была найдена в деревне Гуен на высоте 6000 метров после землетрясения. Разгребая завалы, рабочие обнаружили хорошо сохранившееся тело странно погибшего человека и, так как находка была сделана на Индо-Тибетской границе, о ней не активно распространялись в средствах массовой информации. Поэтому существование мумии было не известно еще некоторое время. Но жители долины Спити и тибетская колония в Дхарамсале уже активно обсуждали эту тему и материалы о мумии монаха печатались в местной прессе.

Экспедиция Виктора Мейера поставила своей задачей исследовать находку, которой уже начали поклоняться местные жители и монахи старейшего монастыря Табо. Ученый «встретил ибексов» на перевалах. То есть ему очень повезло, потому что загадка мумии была раскрыта. В словарях встречается такое значение слова «мумия» (араб. и перс.) – труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов, было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии. Но это была необычная мумия. Тело не заполняли солью или смолой, не погружали в растворы, как традиционно мумифицировали Великих лам Тибета. Этот монах мумифицировал себя сам! Именно тогда, когда команда ученых увидела мумию, у всех возник вопрос – почему именно в такой позе сидел монах, и почему тело так сохранилось?

Радиологи определили методом радиоуглеродного датирования возраст мумии. Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет. Это был человек среднего возраста – 40-45 лет, совершенно здоровый. Ученые взяли образец волоска, и это заставило прийти к заключению, что до смерти монах постился в течение трех-четырех месяцев. Умерший монах сидел в позе медитации, которую использовали ламы из тибетской школы Нингма-па. В этой позе колени медитирующего должны быть у груди и поэтому ламы использовали холщевый или джутовый пояс, которым затягивали шею и обвязывали колени. Монахи долго находились в этой позе, аккумулируя колоссальную физическую энергию. Этой техникой обладали только мастера и в тайне передавали ее ученикам.

На пути к достижению Нирваны, нужно было пятнадцать лет работать над собой, а затем познавать сакральный метод медитации. Очень немного написано об этой практике в Буддистских текстах в Индии. Только одна рукопись в библиотеке монастыря Табо имеет ссылку. Виктор Мейер говорит, что этот вид практики редок. «Это только известно среди определенных сект в Японии и Тибете. Они имели тенденцию быть тайными и жили в горах. Сама практика — часть традиции Дзогчен в пределах секты Нингма-па».

Виктор Мейер изучил подобные мумии в Японии и пришел к выводу, что монахи, после специальных ритуалов специально принимали смерть, чтобы облегчить тяготы своего народа. Перед тем, как уйти из жизни, они питались только древесной корой и орехами. До своей смерти, монахи иссушали внутренние органы, уничтожали бактерии в кишечнике, что не давало разлагаться телу. Вероятно и этот тибетский монах после определенной подготовки — голодания, принял позу до своей смерти. Мумия также не разрушалась и распадалась из-за джутового пояса, который бежит вокруг шеи мумии и проходит между бедрами. Он использовал частичное удушье, чтобы получить больший эффект от медитации и полностью сконцентрироваться на процессе.

Местные легенды говорят, приблизительно 600 лет назад, когда жители села Гуен подверглись нашествию скорпионов, монах Санга Тензин, попросил своих учеников похоронить его после ухода. Он сел на корточки и опустил голову вниз, чтобы быть посредником между духами животных и людей. Также говорится, что когда его душа оставила тело, радуга появилась поперек неба, и скорпионы загадочно исчезли из деревни.

Разместил: Lotos | 25 мая 2008 | Просмотров: 11360 | Комментариев: 5

(всего голосов: ) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter

Мастер Дзогчен

Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче — старейшина бонской традиции, родился в 1926 году в провинции Кхам в Восточном Тибете. Когда ему было 7 лет, он поступил в монастырь Тенгчен, где прошел интенсивный курс обучения и в 14 лет принял монашеские обеты.

Читать еще:  Фотореалистические картины. Yigal Ozeri

В 1940 году Тензин Намдак вместе со своим дядей отправляется в ведущий бонский монастырь в центральном Тибете — Юнгдрунг Линг, где в течение двух лет проводит много времени за работой, в частности, помогая расписывать стены (живописи Тензин Намдак обучался с 11 лет).

В конце 1942 года отправляется в Западный Тибет и Непал в качестве паломника. Вернувшись после путешествия обратно в Юнгдрунг Линг, начинает изучать курс философии. С 1944 до 1948 года Йонгдзин Ринпоче обучался вместе со своим наставником и учителем Гангру Цультримом Гялценом Ринпоче, который с 18 лет служил Лопоном (главным учителем) в Юнгдрунг Линге. Много времени они провели в уединении в отдаленной пещере для медитаций в Джуру Цо на озере в Намцокхе, в Северном Тибете, где Гангру Понлоб Ринпоче преподавал Йонгдзину различные дисциплины: космологию и ступени на пути к просвтелению согласно Сутре, Тантре и Дзогчен, грамматику, поэзию. В этот период, несмотря на большую учебную нагрузку, Ринпоче завершил 900 000 накоплений нендро, а также обрел глубокие достижения в Трекчо и Тогел.

В конце 1948 года Ринпоче уезжает в монастырь Менри в провинцию Цанг, в центральном Тибете, чтобы получить степень Геше (доктора философии). В Монастыре Менри его главным учителем был Лопон Сангье Тензин Ринпоче. В 1952 году ему была присвоена степень Геше, кроме этого его избрали преемником своего учителя в качестве Лопона монастыря. В 1957 году в Центральном Тибете произошел конфликт между тибетцами и вторгшимися в страну китайскими коммунистами. Лопон Тензин Намдак Ринпоче покинул пост главного учителя Монастыря и уехал в северный Тибет в монастырь Се-Жиг, где находился в ретрите до 1960 года, когда произошло лхасское восстание.

В то время многие известные тибетские учителя вынуждены были покинуть Тибет, среди них были Его Святейшество Далай-лама и Его Святейшество Гялва Кармапа. Лопон Тензин Намдак Ринпоче пытался уйти пешком вместе с группой лам и монахов Менри, включая 32-го настоятеля Менри, унося с собой важные тексты и реликвии. По пути на юг в направлении к Индии Ринпоче был тяжело ранен китайскими солдатами. Думая, что он мертв, солдаты бросили великого Учителя лежать в грязи. Один из его верных друзей-монахов помог ему добраться до безопасного убежища.

Спасаясь от китайских солдат, Йонгдзин Ринпоче успел спрятать известную ступу Нямме Шераба Гялцена, а также статуи, драгоценные реликвии и другие священные объекты в пещере Луг-до Драг в районе Цочен. Когда он оправился после ранения, то продолжил свое путешествие и забрал с собой все тома священных писаний, чтобы сохранить их. Более двадцати дней их группа передвигалась только по ночам, а днем скрывалась, унося с собой важные тексты и реликвии. Некоторое время Йонгдзин Ринпоче прожил в Непале в Монастыре Найджин, в Катманду. В 1961 году Ринпоче познакомился с известным английский тибетологом Дэвидом Снеллгроувом из Лондонского Университета и уехал по его приглашению в Лондон. Вместе с ним были приглашены Геше Сангье Тензин и Геше Самтен Карма.

В рамках предоставленного Фондом Рокфеллера гранта Лопон Тензин Намдак жил сначала в Великобритании, в Университете Лондона, а затем в Кембриджском Университете. Несколькими годами позднее он провел затвор в бенедектинском монастыре на острове Вайт. Результатом его трехлетней работы в Англии (1961-1964) и тесного сотрудничества с доктором Снеллгроувом стала вышедшая на английском языке в издательстве Оксфордского Университета книга «Девять Путей Бон» (1967). Эта книга явилась первым академическим исследованием традиции Бон, сделанном на Западе. В 1964 году Лопон Тензин вернулся в Индию, где занимался переизданием драгоценных бонских текстов.

Лопон Тензин Намдак активно стремился поддерживать бонпо и их культуру в изгнании. В 1967 году при финансовой поддержке Католической Службы Помощи он купил участок земли в Доланжи, около Солана в Химачал-Прадеше, на северо-западе Индии, и организовал там тибетское поселение, школу и монастырь. В 1963 году после кончины Кундуна Шераба Лодро (32-го настоятеля Менри), настоятель Юнгдрунг Линга Его Святейшество Шераб Тенпей Гялцен стал временным духовным лидером сообщества бонпо в изгнании.

В марте 1968 года Сангье Тензин Йонгдонг (Его Святейшество Лунгток Тенпей Ньима) был избран в качестве Менри Тридзина, он стал владельцем трона монастыря Менри и духовным лидером Бон. Йонгдзин Ринпоче совместно с Его Святейшеством Менри Тридзином создавали монашескую общину в Доланжи — на тот момент единственный бонский монастырь в Индии. В середине 1968 года Йонгдзин Ринпоче второй раз приехал в Европу, где читал лекции в Мюнхенском Университете. С 1969 по 1978 год он продолжал свою работу в Доланжи: занимался передачей посвящений, обучением лам и монахов, написанием и публикацией текстов. После смерти в 1977 году Лопона Сангье Тензина, Йонгдзин Ринпоче стал руководить обучением младшего поколения монахов, уже в следующем году он строит Школу Диалектики, в которой спустя 8 лет состоялся первый выпуск монахов, получивших степень Геше.

В 1986 году Йонгдзин Ринпоче посетил Тибет. Возвращаясь домой через Катманду (Непал),он приобрел небольшой участок земли на свои собственные деньги, где позднее построил монастырь Тритен Норбуце. Официально монастырь был основан в 1987 году у подножия холма Нагарьюна. С этих пор монастырь Тритен Норбуце является одним из двух главных монастырей Бон за пределами Тибета, в стенах которого ведется всестороннее изучение широкого спектра бонских учений. В 1993 году в издательстве «Снежный Лев» был опубликован комментарий на книгу Шардза Таши Гялцена по практике Дзогчен «Капли сердца Дхармакайи». С 1995 года Йонгдзин Ринпоче регулярно посещал Европу для дарования Учений, часто бывал в Соединенных Штатах по приглашению Тензина Вангьяла Ринпоче. Он регулярно проводит ретриты во Франции, где с помощью его западных учеников была создана Ассоциация Юнгдрунг Бон. Здесь же в 2005 году была основана община Шентен Даргье Линг, официально признанная французским правительством. Ее основная задача — сохранение бонской традиции, передача учений и практик Юнгдрунг Бон.

13 вопросов о Тибете

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой?

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.

2. Что древнее — Тибет или Русь?

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда. . На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м . Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

Читать еще:  Супергерои во Фламандском стиле. Sacha Goldberger (фотограф)

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР. . В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу Лхасу — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР. . Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом?

Правительство КНР Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР. . Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

7. В Тибете говорят на тибетском?

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.

8. В Тибете все буддисты?

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или кого-то еще.

12. Йогу придумали в Тибете?

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector