Традиции и современность

Традиции и современность

Научный журнал гуманитарного профиля. Создан этнологами Института этнологии и антропологии Российской Академии наук в 2002 г. на базе выходившего более 10 лет ежегодника «Православие и русская народная культура», а также периодических научных семинаров с идентичным ежегоднику названием.

Свидетельство о регистрации СМИ в Роскомнадзоре: ПИ № 77-17325 от 06.02.2004. ISSN печатной версии 2687-1122. ISSN электронной версии 2687-119X. Журнал зарегистрирован в РИНЦ по лицензионному договору № 258-07/2020 от 06.07.2020 года. Имеет гриф Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук.

Задачей данного издания является исследование русской народной православной традиции и культуры, как и православия в целом как религиозного явления и цивилизационного феномена. Подзаголовок — «Научный православный журнал» — по замыслу издателей, обозначил альтернативу «безальтернативному» методу и мировоззрению, господствовавшему в советское время, и пришедшему ему на смену конструктивизму. Журнал не ограничен лишь сферой этнологии. Авторами его стали представители разных дисциплин: историки, филологи, языковеды, педагоги, культурологи, музееведы и т.д. Журнал объединяет широкий круг ученых-единомышленников из разных областей науки и представителей разных регионов РФ, чему в немалой степени способствуют проводимые издателями журнала научные семинары «Православие, этнос и русская народная культура», постоянное участие авторов в Конгрессах антропологов и этнологов России в рамках единой секции, а также в тематических конференциях и симпозиумах.

Инициатором издания журнала была доктор исторических наук, профессор, лауреат государственной премии Российской Федерации в области науки и техники Марина Михайловна Громыко, автор известных книг «Мир русской деревни», «Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в.» и др. Ныне журнал возглавляет доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЭА РАН Олег Викторович Кириченко.

Издатели журнала оптимистично настроены на внимание широкого читателя. Нам важно, чтобы культура, которая создавалась в рамках православного мировоззрения, трактовалась не абстрактно и независимо от первоисточника, чтобы научные труды о православии, о народной культуре русского народа соответствовали теме исследования. Писать о традиции в современном мире непросто, и вдвойне непросто делать это научным языком. Тем не менее, наша научная задача состоит в том, чтобы не отказываться ни от каких сложных тем, не ограничиваться отдельными эпохами и сословиями, писать научно о церковной культуре, религиозном мировоззрении, учитывая контекст времени. Институт этнологии и антропологии ставит перед издательским коллективом журнала определенные рамки и целеполагания, которые не могут не учитываться им и не осознаваться как необходимая часть общих задач журнала и Института.

Журнал содержит такие рубрики, как «Теории. Концепции. Дискуссии», «Исследования», «Научные сообщения», «Публикации источников и материалов» (где увидело свет немало редких артефактов, собранных в экспедициях и обнаруженных в архивах), «Рецензии. Аннотации. Сообщения», — что позволяет использовать его платформу для представления самых разных научных жанров исследования.

Издателем журнала является коллектив редколлегии. Адрес издателя: 119334, Москва, Ленинский проспект, 32А, комн. 1913

Культура России: традиции и современность

Россия, являясь мостом между Европой и Азией, Востоком и Западом, не могла не впитать и культурные ценности этих миров. Вместе с тем, пройдя суровый исторический путь, создала свою неповторимую культуру.

А.М.Горький подчеркивал, что в области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасных условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души. Но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок[46].

В русской культуре господствуют свои традиционные ценности. Среди них – соборность. Термин введен еще А.C.Хомяковым для обозначения самобытности русской общественной организации, в основе которой лежит православие. Соборность – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Это способ решения проблем всем миром в противоположность западноевропейской культуре, основанной на индивидуалистических ценностях. Для русской культуры характерен приоритет духовности, когда главным побудительным мотивом деятельности выступает великая мобилизующая идея, будь то идея собирания государства, православных единоверцев или построение коммунизма — самого справедливого общества на Земле. На Руси всегда в почете среди большинства членов общества был принцип нестяжательства, разумной достаточности, отрицательного отношения к накопительству, ростовщичеству. Это видно из народных афористичных суждений: «на хлеб есть, и довольно»; «не в деньгах счастье»; «бедность – не порок».

В русской субкультуре сочувствием пользовалось правдоискательство, в центре которого находится обостренное чувство социальной справедливости, равенства, милости к падшим, артельного братства. Близко к нему стоит палладизм – качество, обозначающее жертвенность, установку личности на действия не ради себя, а ради других. Подобные взгляды могут родиться лишь в рамках общинного существования, при господстве духа коллективизма. Особенностью русской культуры является также духовная пластичность людей, состоящая в терпимости к чужим нравам и обычаям, в желании дружить с побежденными, в умении прощать обиды и не помнить зла. Видимо, отсюда проистекает мессианское начало в русском менталитете.

Вместе с тем для русской культуры свойственен необоснованный социальный романтизм членов общества, более того, известные политические наивность и простодушие. Об этом свидетельствуют непрерывные попытки моментальных преобразований и нововведений, убежденность в легкой и быстрой работе по преодолению искривлений социальной жизни (реформы Петра I, освободительное движение декабристов, народничество, большевизм, либеральный демократизм конца XX в.)

В русской нации обращает на себя внимание и установка на «авось». По мысли известного отечественного философа Г.П. Федорова, русский работает из-под палки, встряхиваясь в последний час, когда не щадя себя наверстывает упущенное за месяцы безделья, как правило, неся при этом огромные потери и жертвы.

Накопленный исторический опыт, выработанные стереотипы культуры русского народа позволяют высказать предположение, что ему противопоказаны механические заимствования из инородных культур, например, «вестернизация». У значительной части общества наблюдается реакция ее отторжения, хотя в разумной мере усвоение «чужой» культуры полезно, и оно происходит.

На современном этапе наблюдаются следующие тенденции в российском социокультурном процессе:

1. Обособление национальных культур вследствие развала СССР и

изменения содержания и направления социокультурного процесса.

2. Ослабление влияния русского языка как фактора культуры и орудия

межнационального общения, в том числе как языка ООН.

3. Коммерциализация и приватизация объектов культуры, сползание

культурной деятельности к рыночному и гедонистически-игровому полюсам.

4. Снижение интереса к работе классических учреждений культуры

(музеи, библиотеки, академические театры) и возрастание интереса части общества (прежде всего, молодежи) к зрелищным формам новой волны (рок-культура), вместе с тем повышение уровня культурно-коммуникативной усталости, апатии.

5. Смена системы ценностей культуры. Минимизация духовных

Читать еще:  Французский художник. Фигуративные картины и ню. Tessa Zerbib

потребностей населения. Ослабление этических и эстетических навыков поведения людей.

6. Пассивная, неэффективная государственная политика в области

культуры, ее противоречивость: с одной стороны, некоторое расширение возможностей для свободного творчества. с другой стороны, утрата должного контроля за качеством культурной продукции, сужение доступа к культуре для простых граждан.

Насущные задачи социокультурной деятельности в России:

— разработка и реализация высокой созидательной цели, национально

государственной идеи для осознания своей страны как одного из мировых центров культуры;

— возрождение патриотических чувств, пропаганда исторических заслуг

русского народа и других народов Российской Федерации перед мировым сообществом;

— введение коммерческих, рыночных отношений в сфере культуры в

определенные границы; повышение научного и нравственного контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за системой массовой коммуникации;

— создание режима наибольшего благоприятствования для бесплатного

народного образования, выпуска по сниженным ценам учебной, детской, научной и иной просветительской литературы;

— мобилизация общественного мнения на защиту русского

литературного языка, на нейтрализацию средствами культуры бездуховности части населения, радикалистского менталитета, правового нигилизма, анархического романтизма и других социальных отклонений.

Выводы

1.Культура – это система материальных и духовных ценностей,

совокупность приемов и способов человеческой деятельности по их созданию, хранению и распространению.

2.Культура выступает как показатель и мера общественного прогресса, как единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, как производство самого человека во всем богатстве общественных связей и отношений, как степень воплощения гуманистических целей.

3.В процессе общественного развития возникает особый вид непосредственных отношений между культурами – взаимодействие культур. Важнейшими его показателями являются изменение ценностей, качеств, состояний, порождение новых духовных ориентиров, форм культурной активности.

4.В современных условиях в культуре произошли существенные сдвиги: получили колоссальное развитие средства массовой коммуникации, возник индустриально-коммерческий тип производства культурной продукции , господствующие позиции заняла массовая культура, наметились признаки кризиса культуры.

5.На этом фоне в России вместе с социальной дифференциацией произошли существенные перемены и в сфере культуры: усилились эгоистические мотивы поведения людей, возрос потребительский индивидуализм, снизились моральные факторы, оказались размытыми нравственные устои, ослабели чувства гражданственности, сопричастности к делам страны.

6.Назрела задача преодоления кризисного развития культуры, выведения данной сферы на приоритетную позицию, обеспечивающую национальную безопасность.

Контрольные вопросы

1. Что называется культурой в широком смысле слова? В узком?

2. Из каких базисных элементов состоит культура?

3. Какие функции выполняет культура?

4. По каким основаниям можно классифицировать культуру?

5. Определите общие и отличительные черты цивилизации и культуры?

6. Что подразумевается под культурными универсалиями?

7. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе?

8. В чем состоит специфика социологического подхода к культуре?

9. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода?

10. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?

Список литературы

1.Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли./С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.- 1996.

2.Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории./ Е.В. Боголюбова. — М.- 1978.

3.Гриценко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. / Г.В. Гриценко. – М.- 1999.

4.Давидович В.Е. Сущность культуры. / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. – Ростов н/Д. — 1979.

5.Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов.- М.,1998.

6.Егоров В.К.Философия культуры России: контуры и проблемы./ В.К. Егоров. — М.:Изд-во РАГС. – 2002.

7.Коган Л.Н. Теория культуры. / Л.Н. Коган. – Екатеринбург. – 1994.

8.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. / Н.В. Кондаков. – М.- 1994.

9.Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности возникновении и развития./ Б.И. Кононенко. – М.- 1995.

10.Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под. ред. Л.Харрисона, С. Хантингтона. Пер. с англ.- М.- МШПИ. – 2002.

11.Культурная политика России: история и современность. Отв.ред. К.Э.Разлогов, И.А. Бутенко.- М.- 1996.

12.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебн. пособие / В.Т. Лисовский.– СПб. – 2000.

13.Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебн. пособие / С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС. — 2004.

14.Михайлова Л.И. Социология культуры: учебн. пособие / Л.И. Михайлова. – М.- 1999.

15.Оганов А.А. Теория культуры: учебн. пособие для вузов./ А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. — М.: ФАИР-ПРЕСС. — 2001.

16.Пелипенко А.А. Культура как система. / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. – М. – 1998.

17.Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. / В. Руднев. – М.: Аграф. — 2001.

18.Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии./ В.Н. Романов. — М. — 1991.

19.Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. / В.Л. Семенов. – СПб. – 1991.

20.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин – М. – 1992.

21.Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры./ Э.В. Соколов. – Л. – 1989.

22.Султанов К.В. Проблемы культуры в системе социологии./ К.В. Султанов. — Л. — 1989.

23.Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. / Н.А. Хренов. – М. – 2002.

24.Шендрик А.И. Теория культуры: учебн. пособие для вузов./ А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002.

25.Радугин А.А. Энциклопедический словарь по культурологии. / А.А. Радугина – М. — 1997.

Традиция и современность

Для культурологии характерно стремление согласовать возвышенное представление о культуре с целерациональным поведением в условиях современности. «Культуру можно было бы определить как открытый и нестабильный процесс договора о значениях»[59]. Люди постоянно пытаются так интерпретировать культурный компромисс, чтобы их собственные притязания казались всем моральными, а собственная выгода представала как общее благо. Новые габитусы создают новые вариации элементов культуры. Интересы определяют выбор элементов культурного компромисса. В результате их смеси меняется прежний смысл культурных символов. При этом символические компромиссы обладают властным эффектом. Культура как продукт общественного договора меняется при изменении соотношения сил в обществе.

Новое толкование мира должно опираться на старое. Иначе появляются изгои. Прежде официальный дискурс их исключал, но парии создавали свой тайный язык. Это были народные утопии, песни трущоб, блатной жаргон, молодежный сленг, самиздат и т. п. Так образуются субкультуры и контркультуры. При капитализме все по-другому. Авангард восстал против рынка, а последний его спокойно «переварил». Сегодня культурные люди ведут борьбу с порнографией и извращениями. Однако для владельцев «сексшопов» извращенцы ― это покупатели. Их осуждают, но не преследуют, они включены в общество как потребители, участники и даже создатели нового сегмента рынка, который дает рабочие места.

Рынок способствует и выдвижению талантов. Если раньше правили мэтры, которые, по сути, образовывали властные структуры, то теперь все решает потребитель. Культура и рынок не являются больше конфликтующими структурами. Они не стоят над человеком и не осуществляют отчуждение, а используются им для реализации свободы. Однако политологи критикуют тоталитарную культуру, а гуманитарии воюют с тем, что называют массовой культурой. По сравнению с высокой книжной культурой современные телевизионные зрелища напоминают им эпоху Рима, ибо способствуют бестиализации людей. Наоборот, с точки зрения политтехнологов «жестокие игры» выполняют важную позитивную функцию связки разобщенных индивидов в нечто единое. Если раньше людей выстраивали в колонну, которая с песней двигалась в одном направлении, то сегодня люди привязаны к экрану ТВ настолько, что многие интересуются происходящим в «Доме-2», больше, чем собственными семейными проблемами.

Читать еще:  То, что я вижу душой и сердцем. Светлана Болюк

Тайна культуры не идеологическая и не эстетическая, а, скорее, бытовая. Культура ― это способ повседневной жизни. Она включает в себя набор правил и кодов коммуникации, нормы цивилизованного поведения, иммунные системы, обеспечивающие защиту от опасных воздействий чужого, в том числе и символические средства самовосхваления общества, поддерживающие идентичность. Но главное, конечно, в том, что культуры должны быть не только «своими», но и «теплыми», они должны соединять людей близкими человеческими отношениями. Несмотря на бюрократию и официоз, лучшие представители советской литературы создавали произведения, вызывающие энтузиазм людей, поддерживающие желание жить. «Деревенщики» описывали уходящий мир общины и вместе с ними читатели сожалели об утрате традиционной культуры. «Производственники» открывали в экономическом пространстве предприятий социальное, моральное, человеческое измерение. Городские писатели опоэтизировали разного рода «конторы», в которых интеллектуалы не просто проводили свои дневные часы, а думали и чувствовали, любили и ненавидели, словом, были связаны с другими отношениями не только вежливости и толерантности, а сострадания и соучастия.

Совсем по-другому конструируются тела и души людей в современной массовой культуре. Труд и нужда уходят в тень, на первый план выдвигается потребление и развлечение. Но задним планом все равно остается скука, которая раньше была болезнью аристократов. Если отличие социалистического романа от буржуазного является настолько тонким, что не поддается определению, то своеобразие современного литературного дискурса очевидно.

Это, прежде всего, тренд на индивидуальную заботу о себе, где главным является собственный комфорт, а не сострадание боли других людей. Любовь описывается не галантным дискурсом, а в терминах сексологии, где один доставляет наслаждение другому только потому, что получает от него взамен ровно столько, сколько отдал. Любовь перестает быть долгом и уже ни к чему не обязывает. Из современного любовного романа почти исчезли традиционные темы любви и ревности, семьи и брака, беременности, ответственности, зато тщательно описываются опции наслаждения.

При анализе современности не следует ограничиваться познавательными или оценочными критериями. Необходимо учитывать культурные параметры, включающие идеологические, экономические, социальные и индивидуальные факторы поведения, а также речь, коллективную память, менталитет, чувство времени, символику пространства и т. п. Исследования социологов труда и досуга также расширяют рамки культурных ценностей и дополняют их изучением отношения к работе, формирования чувства хозяина или корпоративности, образа руководителя и стандартов управления. Нормы, верования, образцы поведения, речи, ритмы труда и отдыха образуют основу порядка как общественной, так и индивидуальной жизни человека. Эта повседневная система порядка не является неизменной, а эволюционирует в ходе общественного прогресса. При этом возникают противоречия между традиционными ценностями и новыми формами жизни молодых поколений, которые по-разному решаются в разных культурах. Современная ситуация характеризуется признанием многообразия в рамках единой культуры. С большим уважением, чем раньше, люди оценивают индивидуальный стиль жизни и поведения. Значимыми культурными критериями являются уже не столько идеи, сколько реальные цели, потребности, правила, роли, коммуникативные и семантические коды общения.

Доклад на тему:«Традиции и современность в искусстве»

преподавателя отделения народных инструментов

Головиной Натальи Михайловны

«Традиции и современность в искусстве»

Латинское слово «традицио» означает «передача». Традиция и есть передача опыта искусства и культуры новым поколениям. Такая преемственность важное условие сохранения человеческой цивилизации.

Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действовать.
Молодые — главные посетители эстрадных концертов, участники дискотек, покупатели музыкальных дисков. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и сочинители песенных текстов. Но далеко не вся молодежь безраздельно верна той музыке, которая числится молодежной. Кому-то больше нравится народная песня под гармонь или балалайку, другим по душе серьезная классическая музыка, третьи ни к какой музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой музыкальный вкус.
Вкус — это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого. Вкус человека — это его пристрастия, тяготения, симпатии
Музыкальный вкус — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.
Музыкальные вкусы человека связаны с его мировоззрением. Обычно по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что служит для него идеалом и целью жизни, в чем он видит ее главный смысл.
Мода в музыке — это когда определенное музыкальное течение, направление становится широко популярным, начинает играть во всех местах, появляется огромное количество именно таких исполнителей, новых (благодаря моде). Например, панк-рок в 1978-80-м. Засилие безвкусицы модой назвать нельзя.
Мода на музыку существовала всегда. В то или иное время люди предпочитали разную музыку, и сейчас то один стиль, то другой выходит на первый план.
Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств — гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Читать еще:  Южноафриканская художница. Elbe van Rooyen

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке — явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.

В современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная ценность которой общемировая, — ее произведения величественны, как горные вершины, возвышаются над миром людей; есть примитивная, она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высокодуховная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе.

Современная ситуация в жизни нашего общества существенно отличается от той, которая была характерна для второй половины ХХ века. Пошатнулись устои культуры. Произошла определенная переоценка ценностей в сознании людей, особенно у молодежи, которая не имея стабильного идеологического «сопровождения» по мере своего взросления, теряет духовные ориентиры.

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времен. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, — оно властвует над временем. И получается так, будто прошлое, это далекое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Традиция как фонд непрерывно расширяющейся общественной памяти хранится в сознании музыкантов и слушателей. Для слушателей традиция — это прежде всего память о высоких возможностях искусства, память о тех мгновениях, когда музыка была понятна и проникла в самые глубины сердца. Слушатели — любители серьезной музыки — ждут от нее больших откровений, таких страниц, где обнажен нерв сегодняшнего дня, где передаются тончайшие движения человеческой души. В своих ожиданиях слушатели опираются на гуманистическую традицию искусства, зная, что музыка утверждает и защищает духовную красоту человека. Все пришедшие в концертный зал или включающие проигрыватель, чтобы услышать сочинение, созданное сегодня, помнят мгновения, когда осознали откровения искусства. С этой памятью они сообразуют новое произведение и ждут от него подобных же впечатлений.

Особенно сложные процессы в освоении опыта культуры протекают в наши дни. Однако, как показывает практика, особенно опыт нашей многонациональной страны, разумное общение культур необходимо и живительно, как воздух. Оно все больше утверждает себя в качестве новой традиции.

kivaanna

ЛАВКА Образов

Стиль*мода*народная традиция

Народная традиция и современность. Часть 1.

Несколько месяцев назад Любовь Михайловна предложила попробовать написать пост о том, как богатство народного искусства адаптировать для современного гардероба и интерьера. Я попробовала. Написание затянулось, пост получился огромный и я решила разбить его на части.
И вот, этим постом я открываю серию попыток разобраться, как можно гармонично вписать образность русской народной традиции в современность. Ведь согласитесь, мы и по сей день любуемся красотой народного искусства, оно является неиссякаемым источником вдохновения для многих творцов современности.

Тут важным будет вспомнить о стилизации и трансформации, благодаря которым можно избежать простого этнического копирования (а это, ой как не просто), но выразить чувства, а значит создать образ. Эти два понятия позволяют предложить свое, современное и индивидуальное, прочтение смыслов заложенных в народном искусстве. Еще важно помнить о том, что создаваемый образ (если таковой имеется) должен соответствовать обладателю, т.е. быть для него структурным: раскрывать смыслы его ядра личности. Но для этого и сам человек тоже должен быть индивидуален: нести в себе свой личный духовный опыт и дух предков. Увы, без это никак.
Ниже я хочу предложить Вам рассмотреть, как это получается у именитых дизайнеров, но помните — главное найти свое. И оговорюсь сразу, изначально я хотела сделать подборку исключительно носибельных образов, но пока искала картинки, увлеклась. и добавились подиумные.

Платья, верхняя одежда и пр, сшитые на основе кроя, взятого из народных традиций, но трансформированного в современность за счет современной ткани, ее фактуры и принтов.
Например, от народного костюма можно взять форму и перенести ее в современный наряд, соединив с современной тканью, цветом, принтом, аксессуарами, прической и пр. И тогда, казалось бы современное платье, за счет таких элементов выразительности как пропорции и масштаб, взятых в традиционном костюме, станет частью образа, который будет нести эмоции предков: монументальность, сила, стойкость, смирение, нежность, девичья звонкость, скромность, текучесть и плавность, свобода птичьего полета. Это может читаться в форме рукава или силуэта, в его длине и длине платья и тд. Обязательно надо учесть фактуру ткани, колорит.

Ниже примеры использования традиционных народных форм в создании современного образа. Элементами структуры (несущих смысл образа. т.е. эмоцию) тут выступают пропорции, линии (контур силуэта).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector