Традиционный реализм. Tony Luciani

Традиционный реализм. Tony Luciani

Развитие реализма во французском искусстве XVII в. (Жак Калло, Братья Ленен).

Реалистические течения во французском искусстве, идеологически связанные с более демократическими слоями французского общества, выдвинули в первой половине 17 века ряд крупных и разнообразных мастеров. Подавляющее большинство французских художников-реалистов были уроженцами провинциальных городов, многие из них сформировались и работали вдалеке от столицы. Это дает основание говорить об известном контрасте между придворным барочным искусством того времени и провинциальным реалистическим.
Жак Калло. Одним из первых встает на путь реализма крупнейший французский график 17 века — Жак Калло (1592—1635). В историю искусства Калло вошел исключительно как график. Созданное им огромное количество рисунков и гравюр отличается исключительным для того времени тематическим разнообразием. Хотя в искусстве Калло библейские сюжеты играют сравнительно большую роль, однако особенное внимание мастера привлекает современная действительность. Еще во Флоренции Калло выполнил свою первую графическую серию «Каприччи» (ок. 1617 г., 50 листов), в которой запечатлел самые разнообразные сцены и образы флорентийской жизни. К раннему периоду творчества относятся серии: «Нищие», «Горбуны», а также ряд листов, изображающих персонажи итальянской комедии. В работах Калло, одного из своеобразнейших и оригинальных художников прошлого, острая и живая жизненная наблюдательность сочетается с мастерством повествования, тонким юмором и подчеркнутой выразительностью образов. Последняя во многом обусловлена его мастерством в передаче движения. Характерным образцом ранних жанровых работ Калло может служить «Ярмарка во Флоренцию) — многофигурная сцена довольно большого формата. Для этого листа, как и для других подобных работ Калло, показательны панорамность в трактовке пространства и виртуозное мастерство в передаче толпы. Калло смело и уверенно оперирует большими массами фигур, вместе с тем его композиция характеризуется необыкновенным разнообразием мотивов и богатством отдельных деталей. Живость общего сочетается в них с остротой отдельных характеристик. Последняя в полной мере присуща и однофигурным изображениям Калло. Удлиненные пропорции фигур, несколько утрированные движения, вычурные силуэты роднят искусство Калло с традициями маньеризма, однако в основе его работ всегда лежит непосредственное наблюдение действительности, и реалистические тенденции оказываются в них определяющими. Калло очень оригинален и нов не только в выборе сюжетов, но и в технике. Он пользуется в основном техникой офорта, иногда комбинируя ее с приемами резцовой гравюры. Манера Калло свободна и разнообразна, его гравюры обычно отличаются большой живописностью и интенсивностью переходов светотени.
После переезда на родину искусство мастера становится все более серьезным и содержательным. Многочисленные жанровые композиции этого времени часто посвящены народной жизни и свидетельствуют о демократических симпатиях Калло и остроте восприятия темных сторон действительности («Нищие и умирающие» и др.). Центральными работами позднего периода творчества Калло являются две серии — «Большие и Малые бедствия войны» (1630-е годы), выполненные под впечатлением событий тридцатилетней войны, в частности вторжения французских войск на родину художника Лотарингию. Мастер с большим драматизмом и выразительностью рисует сцены мародерства, пыток, кровавых расправ — все бедствия, которые приносит война простому пароду — подлинному герою его листов. Гуманизм и демократизм Калло в трактовке военной тематики не имеют аналогий в искусстве его времени.
В поздний период творчества Калло обращается и к пейзажам, в которых достигает большой убедительности в передаче пространства и воздушной перспективы («Новый мост в Париже»). Реалистические пейзажи Калло являются важным этапом в развитии французского пейзажного искусства.

Старший брат — Антуан Ленен — писал главным образом небольшие по размеру групповые портреты или жанровые сцены из жизни крестьян и мелкой буржуазии. Он значительно уступает своим младшим братьям в профессиональном мастерстве, однако его искусство подкупает своей простотой и непосредственностью.
Средний брат — Луи Ленен — может быть назван в числе крупнейших французских художников 17 века. Своей известностью в наше время братья Ленен обязаны именно ему. В творчестве Луи Ленена ведущую роль играют жанровые сюжеты из жизни крестьян. Он справедливо считается создателем крестьянского жанра во французском искусстве. Для Луи Ленена характерны картины небольшого формата. Его композиции, как правило, малофигурны и отличаются четкой иостроенностыо и монументальностью. Они обычно очень спокойны, художник почти не вносит в них элемент действия. Сюжеты его картин обыденны и просты; он изображает крестьян отдыхающих («Крестьяне перед домом», Бостон, музей), собравшихся за скромной трапезой («Трапеза крестьян», Лувр) или занятых мирной бессдой («Фламандский интерьер», Лондон, частное собрание). В картинах Луи Ленена отсутствует всякое стремление к занимательности или анекдотичности. Его искусство серьезно, просто и вместе с тем торжественно и значительно. Никто из современников Луи Ленена не изображал крестьян так правдиво и точно. Художнику одинаково чужды и стремление к идеализации и сентиментальность, свойственные Тснирсу в изображении крестьянской жизни, и гротеск и шарж таких мастеров, как Браувер или Остаде. В основе искусства Луи Ленена лежит глубокое знание крестьянской жизни, которую он передает не только с большим сочувствием, но и с уважением. Не приукрашивая облик и быт крестьян, художник умеет подчеркнуть их достоинство и значительность. Утверждение моральной и художественной ценности простого человека является важнейшим вкладом Луи Ленена в художественную культуру Франции.
Работы Луи Ленена отличаются большими художественными достоинствами. Мастерство композиции сочетается в них с точностью рисунка и высокими качествами живописи. Его живописная манера характеризуется мягкостью и обобщенностью, а сдержанный колорит — тонкостью красочных сочетаний и богатством оттенков. В тех случаях, когда Луи Ленен изображает сцены в интерьере, он придерживается коричневатого колорита («Посещение бабушки», Эрмитаж), в сценах на открытом воздухе преобладает серебристая тональность. Следует отметить мастерство Луи Ленена в передаче света: трактовка светотени в его работах отличается разнообразием и мягкостью («В кузнице», Лувр). В поздних работах мастера возрастает интерес к пейзажу, что показательно, в частности, для одной из лучших его картин — эрмитажного «Семейства молочницы» (1640-е гг.). Небольшая по размеру, она отличается монументальностью композиции и удивительной цельностью построения. Компактная группа фигур — крестьян и ослика рисуется на фоне равнины. Уходящее вдаль пространство пронизано серебристым утренним светом. Природа и люди дышат мирным спокойствием’. Проникновенно раскрывает художник несложный, но по-своему привлекательный и ценный внутренний мир своих героев. С присущей Луи Ленену материальностью написаны и фигуры и натюрморт, а утонченное богатство сдержанного колорита предвосхищает колористические достижения французских живописцев 18 века.
Народно-демократическое в своей основе творчество Луи Ленена является высшим достижением французского реализма первой половины 17 века. Но во второй половине столетия его искусство оказалось глубоко чуждым господствующим художественным вкусам французского общества, и Луи Ленен был забыт вскоре после своей смерти. Непосредственных продолжателей и учеников он почти не имел, и лишь в 18 веке в творчестве крупнейшего мастера реализма Шардена получают развитие лучшие черты его искусства.
Младший брат — Матье Ленен — надолго пережил своих братьев, и его творчество претерпело заметную эволюцию. Начав с жанровых картин из крестьянской жизни, близких к работам Луи Ленена, но уступающих им по мастерству выполнения, он в дальнейшем становится мелочным бытописателем светского общества и одним из популярных портретистов середины века.
Развитие Матье Ленена от строгого реализма его старших братьев к идеализирующему, поверхностному, лишенному большого своеобразия стилю показательно для эволюции художественных вкусов французского общества в середине и второй половине 17 столетия.

Читать еще:  Современная американская художница. Jocelyn Hobbie

Творчество Жоржа де Латура.

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах. Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Сильное влияние караваджизма испытал и такой выдающийся мастер, как Жорж де Латур (1593 – 1652). В искусстве Латура нашли выражение самобытные черты складывающейся национальной французской живописи XVII века.

Латур создал несколько полотен жанрового характера, но главным образом писал картины на религиозные сюжеты. То, что он провел жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В наивности его образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в некоторых его произведениях, в подчеркнутой статичности образов и в своеобразной элементарности художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. Латур любил писать картины больших размеров, где изображение нескольких крупных фигур обладает почти скульптурной объемностью. Пластичность их форм подчеркнута контрастами света и тени, поскольку почти все из известных нам произведений мастера передают ночное освещение. Свет у Латура приобретает особое значение. Рассеивая тьму, идущий широким потоком, он подчеркивает строгую простоту и лаконизм композиции; под действием света загораются, бросая теплые рефлексы на лица, глубокие, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Свет у Латура становится главным средством эмоционального воздействия картины, создает впечатление торжественного величия, глубокой содержательности происходящего. Между тем в его полотнах нет активного действия, искусство мастера словно следует спокойному естественному течению жизни. Образы Латура взяты из самой реальности, он пишет с натуры, запечатлевает облик окружающих его людей, возможно, своих детей. Многие из его картин на религиозные сюжеты кажутся трактованными в жанровом духе. Однако Латур стремится в каждом простом мотиве увидеть нечто возвышенное, важное, значительное, в явлениях жизни передать ощущение своеобразного таинства, и в этом волнующая особенность его искусства.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 441 ;

Грязный реализм честной литературы

Поделиться:

В литературе, как и в других видах искусства, особенно ценится честность и откровенность. Подобными характеристиками может похвастаться жанр грязного реализма, который весьма неоднозначно воспринимается обществом.

«Чернуха», несмотря на то, что является вполне обособленным направлением, захватывает все больше литературных стилей, жанров и сюжетов. При этом читателя делятся практически на два одинаковых лагеря – почитателей «грязного» направления и его противников.

Среди самых ярких представителей грязного реализма, признанных в мировом сообществе, особенно ярко выделяется Чак Паланик, после экранизации «Бойцовского клуба» известный далеко за пределами США. Впрочем, его звание «шокового писателя», которое любезно выдумали мировые критики, никак не мешает популяризации его прозы и экранизаций на мировом рынке литературы и кинематографа.

В Европе весьма известен Чарльз Буковски, который сейчас хоть и живет в Америке, но все же имеет немецкие корни. Его любовь к реалистичному описанию событий отлично подпитывается мрачной составляющей мыслей и поступков персонажей, а также тяжелым состояние всего места событий.

У Японцев тоже есть свой мастер «черной прозы» – Рю Мураками, который мастерски описывает худшие стороны не только всего азиатского сообщества, но и людей с воспитанием другого государства или и вовсе космополитов.

И Россия не обделена мастерами слова, хотя некоторые из них весьма отдаленно напоминают именитых мастеров. Из самых ярких представителей «чернухи» и качественного постмодернизма можно выделить Виктора Пелевина. Его размышления о главных составляющих общества читаются уже с заголовка (чего только стоит «iPhuck 10» – весьма ярко характеризует если не все общество, то вполне конкретную группу потребителей даже без изучения подробностей романа).

Более мягкий, но не менее «черный реализм» проскальзывает в творчестве Сергея Минаева и Марты Кетро. Первый пишет про элитное (хоть и не всегда) российское общество, погрязшее в алкоголе, финансовых махинациях, сексе и наркотиках. Впрочем, несмотря на заманчивое описание, Минаеву далеко до мастеров грязного реализма – его проза напоминает романы для женщин, она все больше про любовь, пусть и не положительную. Пожалуй, этот пример не самый удачный, но все же как феномен развития жанра он существует.

Читать еще:  Художница и писатель. Paula Rubino

Марта Кетро – более подходящий вариант российской прозы, хотя именно женская половина читателей – это ее целевая аудитория. Автор – весьма типичный выходец из ЖЖ, времен его наибольшей популярности. Именно ее будничные заметки из блога перекочевали на бумажные страницы и стали весьма успешным примером философских размышлений о трудности современного бытия, которые каждый день любят прокручивать подписчицы на своих гаджетах.

Из новинок года, помимо уже указанного романа Пелевина с названием, ярко отсылающим к новой модели дорогого телефона, и очередного тома с заметками из блога Кетро «Хорошенькие не умирают», можно обратить внимание на пока еще неизвестного автора на литературном рынке.

Англия взрастила весьма достойного конкурента российским «чернушникам» и в отечественной литературе появилась новая книга с названием «Эмигрань такая» Аллы Дейвис, которая много лет назад уехала из России. Этот роман тоже для женской аудитории, но при этом он хлесткий, претензионно-откровенный и весьма неожиданный для стандартного формата женской литературы. Он не о черной стороне общества, он скорее о честной стороне мыслей и подсознания. Книга, которая вполне может стать скандальным прорывом в автобиографической прозе.

Кстати, интересно, что «чернуха» лучшим образом отражает все нынешние социальные тенденции. Это очень ярко прослеживается как минимум все в тех же двух новинках. Роман Пелевина напрямую связан с рыночными отношениями во всех смыслах этого слова и напичкан многочисленными отсылками, а сюжет «Эмиграни» основан на инстаграме Аллы Дейвис, что, с учетом популярности этой социальной сети, более чем актуально.

Вообще, с черным реализмом получается очень удобно – в жанре полном иногда мерзостей, иногда откровенностей, неудобной правды и глубокой философии, можно найти роман, удовлетворяющий практически любые литературные вкусы.

Хотите классическую жесткую историю – добро пожаловать в «Бойцовский клуб». Хочется японских извращений – подойдет все, от «Всех оттенков голубого» до «Паразитов» и «Танатоса» пера Мураками. Не хватает постмодернизма в современных реалиях – мир Пелевина всегда открыт и пополняется новыми книгами. Хочется чего-то полегче – то Кетро или Дейвис прекрасно подойдут.

Если копнуть еще глубже, то даже в жизнеописаниях Уорхола можно уследить все тот же грязный реализм (диалоги с Б – яркий тому пример). Кстати, тоже в автобиографической работе «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)». Ведь, что может быть лучшим примером достоверности, чем собственный опыт?

Но, нужно понимать, что даже женская проза Аллы Дейвис – это не легкое чтение для пляжа. В такой литературе соломки никто не подстелет и не утешит добрым сюжетом. Жесткий реализм в любом жанре остается твердотелым, иногда грязным и черным, но, главное, честным, критичным и глубоким.

Остается только проникнуться такой литературой и выслеживать новинки на полках, или же полностью отказаться от романов, зачастую украшенных рейтингом «18+» и не разочаровываться в том, что заведомо несет конкретное настроение литературной пощечины.

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Читать еще:  Фотореалистические картины. Yigal Ozeri

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Гид по искусству: нескучный реализм

Все, что нужно знать о реализме

Многие до сих пор полагают, что реализм — скучнейшее направление в искусстве, апофеоз которого — знакомое с детства «Утро в сосновом бору». Мы решили доказать, что это не так

Р еализм — очень живучее направление изобразительного искусства. В узком смысле под ним понимают позитивизм, и зародился он в таком случае лишь в 1855 году в «Павильоне реализма» Густава Кюрбе. Однако сейчас в мире искусства к реализму относят и работы куда более ранних художников: Караваджо, Веласкеса, Вермеера, — выполненные в стиле барочного иллюзионизма. XX век, как известно, перевернул человеческие представления буквально обо всем окружающем, а в искусстве навел невиданную доселе сумятицу. Именно в столетии абстракции реализм почувствовал себя необычайно комфортно. Оставим в стороне французскую живопись XIX века, передвижников и социалистический реализм — за ним достаточно спуститься в московское метро — и посмотрим, как может выглядеть реальность за пределами «соснового бора».

Американский реализм. Эдвард Хоппер

Американский реализм вырос из классического стремления художников зафиксировать окружающую реальность в эпоху, когда фотографическое сходство, необходимое во времена первых шагов фотографии, стало ненужной условностью. Эдвард Хоппер, пожалуй, ярчайший представитель направления. Для творчества художника, которого еще при жизни называли «гением американской живописи», характерно несколько типичных сюжетов и образов-знаков. Человек в ситуации тотального одиночества или погруженности в себя — главный герой полотен Хоппера. Переживания персонажей, на первый взгляд лишенных каких-либо индивидуальных черт, считываются предельно легко. Классический пример — женщина с картины «Утреннее солнце», воплощающая тотальную потерянность и одиночество. Кажется, любой человек мог бы примерить эту роль на себя. Свет, наполняющий комнату на картине, — образ, присутствующий во многих работах художника. Хоппер однажды сказал: «Я стремился написать солнечный свет на стене дома». Художник воплотил свое желание буквально в картине «Солнце в пустой комнате». Свет — жизнеутверждающее начало, воплощение реальности, данность, часто контрастирующая с внутренним состоянием человека. Окно — еще один знаковый образ. Это граница, разделяющая пространства и жизни, проводник в мир чужой тайны. Картина «Ночные окна» исчерпывающе выражает эту идею: через окно взгляд вуайериста (которым оказывается любой, кто разглядывает картину) проникает в тайны частной жизни случайной городской жительницы. «Саспенс» — идеальное слово, чтобы выразить настроение многих полотен Хоппера. Неслучайно здание со знаменитой картины «Дом у железной дороги» послужило прототипом особняка в культовой киноленте Альфреда Хичкока «Психо».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector