Цветочные натюрморты. Joe Anna Arnett

Цветочные натюрморты. Joe Anna Arnett

Цветочный натюрморт Яна де Хема:
аллегория жизни и смерти

В «Золотом веке» голландской живописи в XVII веке натюрморт окончательно стал самостоятельным жанром живописи, который в образной форме воплотил мировоззрение человека. Особое место в этом периоде занимают цветочные композиции Яна Давидса де Хема, которые прославляют красоту флоры и в то же время хранят в себе множество скрытых символов. Рассмотрим его картину «Цветы в вазе».

В этой работе де Хем создает гармоничную композицию из тридцати одного цветка, овощей и зерновых культур, уравновешивая их цвета и формы. Несмотря на иллюзию реальности, этот букет никогда не существовал на самом деле, так как цветы принадлежат к разным временам года. Воображение художника восхитительно! Включая те или иные виды цветов и насекомых, художник включал в полотно определенное смысловое значение.

Начнем с фундамента натюрморта — вазы. В этой композиции де Хим подчеркивает округлость от мраморного постамента и стеклянной вазы, отражающей окно студии, до обильного цветения и изогнутых стеблей хмеля и пшеницы. Кстати, круг и овал — любимые геометрические формы мастеров барокко. Округлость перекликается и с изогнутой формой улитки и гусеницы. Луковичная форма стеклянной вазы усилена декоративными линиями, которые сходятся в центре, уравновешивая композицию.

У основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Используя закрученные стебли, листья и лепестки, де Хем направляет взгляд зрителя. Мы смотрим на горох в левом нижнем углу, наш взгляд двигается выше и поворачивает у грозди цветов в самом центре, после чего двигается вправо вдоль изящного стебля пшеницы. Колос пшеницы — символ хлеба, тела Христова.

Тему бренности жизни мы видим и в маленьком сюжете у белого центрального цветка: гвоздика подвергается нападению насекомых. Они уже разорили листья и, вполне вероятно, направят свои силы на остальные цветы композиции.

Читать еще:  Сюрреалистические картины. Janusz Orzechowski

Такие элементы, с одной стороны, призваны напомнить нам о хрупкости жизни и приближающейся смерти, подчеркивая популярную идею vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas «Суета сует и все — суета») — тщеславие и привязанность к мирским вещам. А с другой стороны, добавляют натюрморту динамики и живости. Гусеница, куколка и бабочка вместе означают жизненный цикл и стадии земной жизни человека, смерть и воскресение. Улитка ассоциируется с душой грешника.

Главный цветок композиции — мак — напоминает о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель.

В букете мы видим ещё символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине тридцатых годов XVII века достигла поистине степени безумства, когда за цену луковицу тюльпана редкой окраски можно было купить целый дом).

Соединив фламандскую точность с геометрической строгостью голландцев, Хем создал оригинальный и утонченный стиль. Яркие гармонично подобранные цвета и оттенки, энергия и непрерывное движение даже на таком статичном жанре как натюрморт, четко подобранная композиция и гениально скрытые аллегории — отличительные черты работ Яна де Хема и его значительный вклад в «Золотой век» Голландии.

Анна Петина:
призер 35AWARDS Натюрморт

Анна Петина — фотограф из Москвы, призер (3 место) премии 35AWARDS в номинации «Натюрморт». Она работает в совершенно разных жанрах: от репортажных съемок до студийных, от семейных и свадебных до натюрмортов. При ограниченном реквизите Анне удается составлять уникальные композиции из цветов и фруктов — в итоге получаются не менее уникальные снимки.

«Фотонатюрморт — это по существу та же картина, только созданная при помощи фотокамеры. Ведь основное искусство натюрморта, хоть в живописи, хоть в фотографии — это создать гармоничную, выразительную композицию, то есть, именно составить натюрморт, а потом его уже запечатлеть.»

Читать еще:  Словацкий художник. Anna Jagodova

— В каких номинациях Вы участвовали?

— Я участвовала только в номинации «Натюрморт».

— Расскажите историю победившего снимка/серии: при каких обстоятельствах он был сделан?

— Победившая работа называется «Портрет дыни». Сделана она была в привычном режиме, как и многие другие, из тех фруктов, которые муж купил на рынке для еды. Я часто ставлю натюрморты из того, что уже есть в доме, или недавно куплено, редко покупаю продукты специально для съёмки.

— То есть фрукты, которые Вы покупаете для семейного обеда и для фотографии, не отличаются?

— Когда я покупаю фрукты для семейного обеда, я стараюсь выбирать их с учётом возможности их отснять в натюрморте. Для этого нужно искать более фактурные, более интересные визуально, продукты, с красивыми веточками, листиками, завитками, с живописной кожурой и т.д. После съёмки всё это с аппетитом съедается.

— Почему Вы выбрали для себя «цветочно-фруктовый» жанр?

— Нет, я не выбирала этот жанр. Я довольно успешно работаю и со многими другими предметами. Просто сейчас лето и большинство авторов натюрмортов используют это время года для возможности поработать именно с цветами и фруктами.

— Тогда в каких жанрах Вы еще работаете?

— Я работаю во многих жанрах: от репортажки до студийных, семейных и свадебных фото. Не занимаюсь только макросъёмкой, потому что у меня нет для этого специальной техники.

— Почему, по Вашему мнению, Ваш снимок занял призовое место?

— Думаю, потому что в нём мне удалось добиться достаточной выразительности, при скромном реквизите. Там хороший свет, объём и вполне картинная композиция.

— Есть какие-то пересечения в работе с натюрмортом у художника и фотографа?

Читать еще:  Яркое чувство воображения и фантазии. Pennie Pomroy

— Да, конечно. Фотонатюрморт — это по существу та же картина, только созданная при помощи фотокамеры. Ведь основное искусство натюрморта, хоть в живописи, хоть в фотографии — это создать гармоничную, выразительную композицию, то есть, именно составить натюрморт, а потом его уже запечатлеть. Разница между художником и фотографом натюрмортов только в средствах воспроизведения.

— Какой момент в создании натюрмортной фотографии можно назвать самым сложным?

— Самое сложное — это составить натюрморт. Это, вообще, отдельное искусство, которому трудно научиться по учебникам. Только практика и пристальное изучение работ классиков этого жанра.

— Есть ли у Вас какие-то хитрости и приемы для получения лучшего ракурса?

— Никаких особых хитростей нет. Есть общеизвестные законы и рекомендации по композиции и свету. Стараюсь им следовать или как-то интересно и гармонично нарушать. Но для того, чтобы их нарушать, сначала их надо, как следует, освоить. Для этого нужно как можно больше практики.

С тыквой и стеклянными сосудами

— На что опираетесь, выстраивая композицию?

— Я опираюсь, прежде всего, на чутьё, на опыт, на образцы классических работ. В композиции натюрморта важна художественность и естественность, при этом важна каждая деталь, каждая мелочь, которая должна работать на общий замысел.

— Что растет у Вас дома? Где Вы берёте моделей для фотографий?

— Дома у меня растёт кот J. Это одна из моих любимых моделей. Для фотографий в жанре натюрморт модели всегда под рукой. А для съёмок в других жанрах моделей всегда можно найти в соцсетях или на специализированных сайтах.

— Над каким проектом работаете в настоящее время?

— Сейчас лето, поэтому в основном как раз работаю над созданием натюрмортов в цветочно-фруктовой тематике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector