Турецкий художник. Eser Afacan

Турецкий художник. Eser Afacan

«Их нравы»: Шекер Ахмет Паша — первый турецкий живописец «европейского» образца

Османский бригадный генерал с кистью в руках

Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен Шекеру Ахмету Паше — первому художнику-реалисту в Османской империи.

От миниатюры к реализму

Бросая беглый взгляд на экспонаты Стамбульского музея живописи и скульптуры, основанного Ататюрком 20 сентября 1937 года, можно невооруженным глазом заметить большие зигзаги в развитии турецкой живописи. Порой складывается впечатление, что мастеров различных эпох отделяет друг от друга непреодолимая пропасть. Если в истории европейской живописи мы видим плавный переход от одной эпохи к другой и преемственность различных поколений живописцев, то в турецкой и османской живописи обнаружить такое практически невозможно. Конец XVIII, весь XIX и XX века можно охарактеризовать как стремление к модернизации практически во всех областях жизнедеятельности турецкого общества. А историю турецкой живописи можно условно поделить на три периода. Своеобразным водоразделом, то есть отдельным периодом между «до» и «после», здесь как раз-таки и выступают работы Шекера Ахмета Паши. Если до него основным жанром изобразительного искусства была миниатюра, то вместе с ним и уже в более поздние периоды, особенно после эпохи Мешрутиета, акценты были смещены в сторону натюрморта, пейзажа и маринистики. В целом период творчества Шекера Ахмета Паши, а это без малого около сорока лет, можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи. Именно его работы являются лучшими примерами реалистического видения окружающей действительности. Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и, выйдя далеко за рамки простого копирования природы, дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства.

Период творчества Шекера Ахмета Паши можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи

Семь лет в Париже

Современник таких маститых импрессионистов, как Дега, Мане, Моне, Писсарро, Сислей и других, Ахмет Али Паша родился в стамбульском Ускюдаре в 1841 году (в один год с Ренуаром). В пятилетнем возрасте отец Ахмета Али эфенди отвел его в ближайшую школу. Через девять лет, в 1855 году, успешно сдав вступительные экзамены, юный Ахмет поступает в Стамбульское медицинское училище. Он был прилежным учеником, и сложные предметы давались ему с легкостью. Особенно больших успехов он добился в рисовании, в коем проявил недюжинный талант, и в восемнадцатилетнем возрасте, будучи еще студентом, был назначен на должность помощника преподавателя рисования Стамбульского медицинского училища. Стоит отметить, что данный предмет был обязательным не только в медицинском, но и в военном училище Стамбула, куда впоследствии и перевелся Ахмет Али. Истоки обязательности обучения основам живописи в двух основных учебных заведениях Стамбула «Тыббийе» (медицинском) и «Харбийе» (военном) лежат в реформах, начатых султаном Селимом III и продолженных султаном Махмудом II. Эти реформы, касающиеся многих аспектов как государственного устройства, так и частной жизни жителей османской Турции, ознаменовали собой решительный поворот в сторону модернизации.

За время своего обучения и преподавательской деятельности юное дарование было замечено султаном Абдул-Азизом, тонким ценителем изящных искусств, который был первым султаном Османской империи, совершившим зарубежную поездку в Европу (естественно, во Францию). Абдул-Азиз увидел в юном Ахмете не только талант к рисованию, но и в целом большой потенциал, который требовал дополнительного раскрытия и развития. По этой причине в 1864 году он направляет его в парижскую Школу изящных искусств для совершенствования навыков. Там Ахмет обучается сначала у Гюстава Буланже, любимого художника-ориенталиста императора Наполеона III. Примечателен тот факт, что кисти Буланже принадлежит роспись стен парижского дворца императора в «помпеянском» стиле и роспись парижской оперы Гарнье. Далее Ахмет Али обучается у другого французского мастера Жан-Леона Жерома, состоявшего в оппозиции к зарождающемуся движению импрессионистов. Конечно же, Жерому, как представителю академизма, было трудно примириться с новыми веяниями, которые зарождались и набирали оборот в тот период у него на родине. В особенности это касалось импрессионизма и кубизма, которому только-только предстояло завоевать умы и кисти европейских живописцев. Отучившись семь лет в Париже, молодой Ахмет Али в качестве вознаграждения за прилежную учебу направляется на три месяца в Рим на стажировку, после чего в 1871 году возвращается на родину и здесь, уже в звании капитана, назначается преподавателем рисования в Стамбульское медицинское училище.

Шекер Ахмет Пашасохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама

Художник — бригадный генерал

Кроме медицинского училища, он преподавал рисование и в других учебных заведениях столицы Османской империи, таких как Школа Баязида, Школа Зейрек, Школа капитана Ибрагима Паши и Школа искусств Султанахмета. В 1872 году вместе со своими учениками Ахмет Али открывает первую в истории османской Турции выставку картин, где среди прочего также был выставлен портрет султана Абдул-Азиза, выполненный карандашом. Будучи человеком религиозным и глубоко верующим, Ахмет Али, следуя нормам ислама, старался избегать портретной живописи и в своем творчестве уделял особое внимание таким жанрам, как натюрморт и пейзаж. На данный момент известно лишь о двух портретах, принадлежащих карандашу и кисти Шекера Ахмета Паши. Это уже упомянутый портрет Абдул-Азиза и автопортрет. Так или иначе, первая выставка картин имела успех. За ней в 1873 году последовала вторая выставка, которая была организована в здании Дарулфюнуна (Стамбульского университета) и встречена просвещенной частью османского общества с одобрением. Другой известный османский живописец Сами Йетик писал об этом следующее: «Самое прекрасное в искусстве Шекера Ахмета Паши — это выставка, которую он организовал в Стамбуле в 1874 году и которая оставила сладостное послевкусие в наших умах и душах». Несмотря на то что большая часть тогдашнего общества была далека от этих новых подвижек, выставка была по достоинству оценена Абдул-Азизом, и Ахмет Али, с повышением в звании, был сразу же назначен личным помощником султана. Работая во дворце, Ахмет Паша убеждает султана в необходимости приобретать картины европейских мастеров. Получив одобрение, он вступает в переписку со своим учителем Жеромом. Таким образом во дворце османских повелителей появляются картины европейских живописцев, в основном французов, таких как Буланже, Жером, Арпиньи, Добиньи и других.

Читать еще:  Художник нормальности. Sergio Ceccotti

Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства

Военная карьера Ахмет Паши идет вверх, каждые три года он получает очередное звание, в 1894 году становится бригадным генералом, а потом получает звание генерал-майора. Все эти годы и даже после того, как он стал работать в протокольном отделе по приему иностранных делегаций, Ахмет Паша продолжает оттачивать свое мастерство. Конечно же, в связи с работой времени на пленэры не остается, и он сосредотачивается на жанре натюрморта и весьма преуспевает в этом деле. Примечателен тот факт, что звания и чины он получал не на полях сражений, а за борьбу с невежеством и отсталостью.

Сладкий псевдоним

Друзья описывали Ахмета Али Пашу как сердечного, тонко чувствующего, благонравного и приятного человека. За эти качества он получил прозвище «Шекер» (сахар), которое в последствии стало его творческим псевдонимом.

Немецкий живописец эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер говорил: «Нет возможности сделать прекраснее того, что создал Бог. Художник должен работать, желая передать подлинную картину природы»… Картины Шекера Ахмета Паши в полной мере передают истинность данного высказывания. Кроме того, при детальном рассмотрении можно заметить, сколько кропотливого труда, сил и умения было вложено в эти работы. А это в свою очередь подходит под описание его современника Ренуара, который говорил следующее: «Когда вы смотрите на произведения старых мастеров, действительно, там нет хитрости. В первую очередь эти люди были необычайными трудягами. Они знали свое искусство. В этом вся суть. Искусство живописи — это не продукт воображения. В первую очередь это рукотворное искусство, которое необходимо выполнять как рабочему»… Именно такая бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши.

Бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши

Первопроходец и реформатор, поделивший историю османской живописи на периоды до него и после него, автор первых реалистических картин и организатор первой выставки в Османской империи Шекер Ахмет Паша, несмотря на становление в рамках западной, по большей части французской, школы живописи, сохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама. Конечно, он испытал большое влияние французской школы, за что на родине многие его критиковали. Однако, благодаря его стараниям, следующее поколение турецких живописцев смогло развивать свое искусство в рамках реализма, не противоречащего нормам ислама.

Жизненный путь Шекера Ахмета Паши завершился в 1906 году в Стамбуле. Он был похоронен в мавзолее Соколлу Мехмеда Паши, в районе Эйюп.

10 самых дорогих картин турецких художников

10 самых дорогих картин турецких художников, известных во всем мире.

1. Ходжа Али Риза, «Берег озера» (Göl Kenarı)

Стоимость картины – 500 000 турецких лир. Искусствоведы говорят, что при написании полотна Ходжа Али Риза использовал западную технику. Это является довольно странным, если учесть, что за всю свою жизнь художник ни разу не был в Европе. Очевидно, такая манера написания картин присуща Ходже Али Ризу от природы.

2. Ибрагим Чаллы, «Женщины, едущие на прогулку по островам» (Adada Gezintiye Çıkan Kadınlar)

Стоимость картины -505 000 ТЛ. Интересно, что работа ждала своего часа более 60 лет. Это полотно Ибрагима Чаллы было обнаружено на пыльном чердаке заброшенного дома, где оно пролежало в темноте более полувека. Эксперты предполагают, что так же где-то хранятся еще необнаруженные другие полотна талантливого мастера. Многие из своих полотен Ибрагим Чаллы просто раздаривал друзьям и знакомым, а сегодня их стоимость превышает полмиллиона турецких лир.

3. Назми Зия Гюран, «Вид на улицу» (Sokak Manzarası)

Среди импрессионистов имя Назми Зии Гюрана хорошо известно. Турецкий художник — один из наиболее известных мастеров мира, работающих в этом жанре. Его картина «Вид на улицу» оценивается в 560 000 ТЛ.

4. Ибрагим Чаллы, «Ускюдар» (Üsküdar)

Еще одна работа Ибрагима Чаллы, вызвавшая настоящий ажиотаж при ее продаже. Картина «Ускюдар» была продана за 600 000 ТЛ, а ее главной особенностью эксперты считают естественные яркие краски, использованные при написании полотна, и обилие персонажей, каждый из которых выписан с большим мастерством.

5. Наджи Калмукоглу, «Золотой рог» (Haliç)

Стоимость этой картины кисти Наджи Калмукоглу – 650 000 ТЛ. Причина такой дорогой цены в том, что Наджи Калмукоглу творил в стиле импрессионизма, беря пример с мастеров русской школы. В основном художник писал портеры и обнаженную натуру. Известно очень мало его работ, где изображены пейзажи, благодаря чему их стоимость значительно возрастает. Одна из них – картина «Золотой рог».

Читать еще:  Сочетание реализма и абстракции. Mohamed Abou Elwafa

6. Осман Хамди Бей, «Мечеть Рустем Паши» (Rüstem Paşa Camii)

Говоря о турецких художниках, на ум в первую очередь приходит знаменитый живописец Осман Хамди Бей. Художник впервые в истории открыл в Турции школу художественного мастерства, где сам преподавал. Позднее Осман Хамди Бей первый археологический музей, внеся огромную лепту в историю и культуру Турции. Осман Хамди Бей владел особенной техникой живописи, по которой легко можно узнать его произведения. Картина «Мечеть Рустема Паши» оценивается в 850 000 ТЛ.

7. Шекер Ахмет Паша, «Гранаты и айва» (Narlar ve Ayvalar)

Картина «Гранаты и айва», которая оценивается в 1,3 миллиона турецких лир, — одно из лучших произведений Шекера Ахмета Паши. Художник знаменит своими прелестными натюрмортами и восхитительными пейзажами. Шекер Ахмет Паша — одна из важнейших персон в турецком искусстве. Это первый турецкий художник, выставка которого была организована в Париже в музее Лувра. Большую часть жизни художник провел во Франции. После смерти Шекер Ахмет Паша удостоен Ордена почетного легиона.

8. Бурхан Доганчай, «Голубая симфония» (Mavi Senfoni)

Картины художника Бурхана Доганчая представлены в 94 музеях мира. Полотно «Голубая симфония» написано в стиле смешанной техники, а на создание шедевра автора вдохновили изразцы в Мечети Султана Ахмета в Стамбуле. Бурхан Доганчай создавал «Голубую симфонию» на протяжении четырех лет, и произвел этим полотном настоящий фурор. Стоимость картины – 2,2 миллиона ТЛ.

9. Осман Хамди Бей, «Дрессировщик черепах» (Kaplumbağa Terbiyecisi)

Об этом полотне знают миллионы любителей живописи во всем мире. Стоимость картины «Дрессировщик черепах» — 5 миллионов ТЛ. По мнению некоторых экспертов, мужчина, нарисованный на полотне, наблюдает из окна за казнью преступника на площади. По мнению других специалистов, на полотне Осман Хамди Бей изобразил себя. В любом случае, картина «Дрессировщик черепах» — одно из самых выдающихся произведений в стиле ориентализма.

10. Осман Хамди Бей, «Стамбульская госпожа» (İstanbul Hanımefendisi)

Завершает наш рейтинг полотно все того же Османа Хамди Бея «Стамбульская госпожа». Это на данный момент самая дорогая картина, написанная турецкими художниками. Полотно является лучшим образцом живописи в стиле Ориенталь. Стоимость картины – 8 миллионов ТЛ. Кто был натурщицей для художника – неизвестно, но наверняка это одна из женщин Османской династии.

Турецкая песня для Карабаха. В Шуше хотят провести «Тюрквидение-2021»

Расположенный в Нагорном Карабахе город Шуша в 2021 году может стать столицей музыкального конкурса. Населенный пункт, взятый под контроль азербайджанской армией в ноябре 2020 года, заинтересовал музыкальных продюсеров из Турции.

Турецкая альтернатива «Евровидению»

Сообщение о проведении конкурса Türkvizyon («Тюрквидение») в Шуше появилось на официальной странице в Instagram организатора данного проекта: турецкого телеканала TMB («Тюркское музыкальное объединение»). Каких-либо подробностей пока не сообщается.

Конкурс «Тюрквидение» появился после того, как в декабре 2012 года Турция объявила об отказе от участия в «Евровидении». В качестве причины ухода называлось недовольство существующей системой голосования и статусом стран «Большой пятёрки». Несколько раз появлялась информация о возможном возвращении страны на «Евровидение», но она не получила подтверждения.

Первый конкурс песни «Тюрквидение» состоялся в декабре 2013 года в турецком городе Эскишехире. К участию в нем допускались представители не только тюркоязычных стран, но и регионов с тюркоязычным населением. Среди участников первого конкурса оказались, в частности, артисты из Украины, Белоруссии, Башкортостана, Республики Алтай, Гагаузии, Хакасии, Крыма, Якутии, Тывы и Татарстана. Победителем стал Фарид Гасанов из Азербайджана, второе место заняла Гюнешь Абасова из Белоруссии, третьим призером стала Фазиле Ибраимова.

В 2014 году «Тюрквидение» было проведено в Казани. Этот конкурс был любопытен тем, что в нем от Узбекистана участвовала популярная певица Азиза. Правда, она заняла только 7 место. Победителем стала Жанар Дугалова из Казахстана.

Стать настоящей альтернативой «Евровидению» конкурс так и не смог, и с 2016 по 2018 год он не проводился. Тем не менее в 2019 году «Тюрквидение» снова состоялось, а в 2020 году его проведению помешала пандемия COVID-19.

Очевидно, события в Карабахе стали для организаторов новым поводом для оживления своего проекта.

Культура и резня

Город Шуша, бывшая столица Карабахского ханства, считается «сердцем» и культурным центром региона. Он издревле был известен своими певцами, музыкантами, поэтами.

«Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. „Шушинские музыканты“ делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока», — писал в своей книге исследователь восточной культуры Виктор Виноградов.

К сожалению, с начала XX века, помимо своих культурных деятелей, Шуша стала известна кровавыми столкновениями на национальной почве. В историю вошла Шушинская резня 1920 года, в ходе которой были убиты несколько тысяч человек, а армянское население изгнано из города. Глава Кавказского бюро ЦК РКП (б) Серго Орджоникидзе, побывавший на месте событий, писал: «Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в Шуше в мае 1920 года. Красивейший. город был разрушен, разгромлен до основания, а в колодцах мы увидели трупы женщин и детей».

Читать еще:  Язык реализма. Elena Montull

Одним из последствий погромов стало то, что столицей Нагорно-Карабахской автономной области в советский период был Степанакерт, а не Шуша.

Два взятия Шуши

В советский период конфликты были погашены, однако в перестройку они разгорелись с новой силой. После того как в Карабахе начались боевые действия, из Шуши, контролировавшейся азербайджанцами, осуществлялись систематические обстрелы Степанакерта.

В мае 1992 года Шуша была взята армянскими формированиями. Практически все азербайджанское население покинуло город. Британский журналист Томас де Ваал, исследовавший конфликт в Нагорном Карабахе, писал: «Потеря Шуши в 1992 году для культурной жизни Азербайджана стала жесточайшим ударом. Один бакинский интеллигент сказал мне: „Когда до нас дошла эта весть, я и многие мои друзья просто рыдали“».

С 1992 по 2020 год Шуша оставалась под контролем самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. В ходе боевых действий в сентябре-ноябре 2020 года город был занят частями азербайджанской армии. Именно взятие Шуши официальный Баку преподносит как главный успех завершившейся военной кампании.

Соглашение о перемирии, подписанное 10 ноября 2020 года, подтвердило азербайджанский контроль над Шушей. Посты российских миротворцев расположены на окраине города, на дороге, ведущей к Степанакерту.

Для Азербайджана принципиально важно показать восстановление мирной жизни в городе, куда должны вернуться те, кто покинул его три десятилетия назад, и их потомки. Очевидно, что «Тюрквидение-2021» в Шуше задумывается как витрина азербайджанских успехов и достижений и власти не пожалеют денег на то, чтобы конкурс выглядел впечатляюще.

Впрочем, планы — это одно, а реальная ситуация — совсем другое. Как сложится на самом деле, жизнь покажет.

Акоп Мартаян — создатель турецкого алфавита

Всем известную фамилию Ataturk — Отец всех турок — для Мустафы Кемаля тоже придумал армянский ученый. Ататюрк высоко ценил заслуги Мартаяна перед Турцией.

Акоп Мартаян (арм. Հակոբ Մարտայան) — выдающийся армянский языковед и основатель нового турецкого алфавита. Помимо турецкого, лингвист занимался ещё и арменоведением, основал журналы «Луйс», «Рахвира» и «Мшакуйт», является автором книг, посвящённых изучению армянских диалектов.

Будущий лингвист родился 22 мая 1895 в Константинополе (Стамбул, Турция). Окончив American Robert College, Акоп Мариаян стал преподавать в его стенах английский язык. Работа молодого преподавателя была настолько успешной, что вскоре, написав диссертацию, Мартаян стал профессором колледжа. Кроме турецкого и армянского, он владел 22 языками, среди них — греческий, немецкий, арабский, испанский, латинский, русский, болгарский и т.д.

В начале Первой Мировой войны Акоп Мартаян был переведён на Сирийский фронт. Над пленными, попавшими в плен к туркам, в то время проводились различные виды опытов и пыток, вызывающих жалость и сочувствие. Приняв меры, лингвист помог пленным перевести несколько уведомлений, чтобы турецкие военнослужащие прекратили пытки над ними. За этот поступок Акопа сочли предателем и отправили к командиру полка, на что он сказал: «Насилие свойственно только султанскому режиму, а не стремящимся к прогрессивному и республиканскому строю».

Подобное заявление удивило командира, и вместо того, чтобы казнить предателя, он продолжил беседу с молодым полиглотом. Командиром Мартаяна был никто иной, как будущий президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. После завершения войны Кемаль назначил Акопа Мартаяна профессором Национального университета, в котором он читал лекции о государственной политике.

Начиная с 1923 года, по поручению Кемаля, Мартаян начал работу над турецким языком, переведя его с арабицы на латиницу. И только после осуществления реформы турецкого языка по просьбе Кемаля он переехал в Анкару, став первым генеральным секретарем Турецкой ассоциации лингвистов.

«Если бы в Турции не было такого полиглота, как Мартаян, турки бы не имели своего алфавита», говорилось в местной газете «Зартонк».

В 1932 году Акоп Мартаян стал советником Ататюрка по научным, языковым и культурным вопросам, а с 1934 года, когда был принят указ о смене фамилий, тюркологами была разработана для президента особенная фамилия Turk atasi («Отец всех турок»). Армянский ученый внес некоторые изменения, поменял местами слова, получив всем известную фамилию Ataturk вместо Turk atasi, которую предложили турецкие коллеги.

За неоценимый вклад в преподавание истории и языкознания в университете Анкары Мустафа Кемаль Ататюрк наградил Акопа Мартаяна фамилией «Dılaçar», что в переводе означает — «основатель языка». Но в отличии от других граждан нового турецкого государства, лингвист попросил оставить своё прежнее имя и подписывать свои работы двойной фамилией «Martayan-Dılaçar».

Кроме работы в ассоциации лингвистов, Акоп Мартаян по-прежнему писал статьи и занимался переводами. Среди его работ в первую очередь известны «Из сада Альбиона», «Древние боги», «Размышления о 1500-и», «Первое испытание» и другие.

Проработав более 10 лет советником президента Турции, Мартаян переехал сначала в Ливан, а потом в Болгарию. На протяжении долгих лет он занимался арменоведением, основав сначала еженедельный журнал «Луйс» в Бейруте, а затем газеты «Рахвира» и «Мшакуйт» в Софии. Но одним из самых ценных трудов Мартаяна является книга «Язык, языки и лингвистика». В данной работе говорится об армянском, староармянском, среднеармянском и новоармянском языках, сохранившихся после правления османов. К старости Акоп Мартаян вновь вернулся в Стамбул и до конца своих дней работал главным редактором турецкой энциклопедии. 12 сентября 1979 года выдающегося языковеда не стало.

На снимке: Акоп Мартаян (Հակոբ Մարտայան) — выдающийся армянский языковед и основатель нового турецкого алфавита.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector