Турецкий художник. Fikriye Kesti

Турецкий художник. Fikriye Kesti

10 самых дорогих картин турецких художников

10 самых дорогих картин турецких художников, известных во всем мире.

1. Ходжа Али Риза, «Берег озера» (Göl Kenarı)

Стоимость картины – 500 000 турецких лир. Искусствоведы говорят, что при написании полотна Ходжа Али Риза использовал западную технику. Это является довольно странным, если учесть, что за всю свою жизнь художник ни разу не был в Европе. Очевидно, такая манера написания картин присуща Ходже Али Ризу от природы.

2. Ибрагим Чаллы, «Женщины, едущие на прогулку по островам» (Adada Gezintiye Çıkan Kadınlar)

Стоимость картины -505 000 ТЛ. Интересно, что работа ждала своего часа более 60 лет. Это полотно Ибрагима Чаллы было обнаружено на пыльном чердаке заброшенного дома, где оно пролежало в темноте более полувека. Эксперты предполагают, что так же где-то хранятся еще необнаруженные другие полотна талантливого мастера. Многие из своих полотен Ибрагим Чаллы просто раздаривал друзьям и знакомым, а сегодня их стоимость превышает полмиллиона турецких лир.

3. Назми Зия Гюран, «Вид на улицу» (Sokak Manzarası)

Среди импрессионистов имя Назми Зии Гюрана хорошо известно. Турецкий художник — один из наиболее известных мастеров мира, работающих в этом жанре. Его картина «Вид на улицу» оценивается в 560 000 ТЛ.

4. Ибрагим Чаллы, «Ускюдар» (Üsküdar)

Еще одна работа Ибрагима Чаллы, вызвавшая настоящий ажиотаж при ее продаже. Картина «Ускюдар» была продана за 600 000 ТЛ, а ее главной особенностью эксперты считают естественные яркие краски, использованные при написании полотна, и обилие персонажей, каждый из которых выписан с большим мастерством.

5. Наджи Калмукоглу, «Золотой рог» (Haliç)

Стоимость этой картины кисти Наджи Калмукоглу – 650 000 ТЛ. Причина такой дорогой цены в том, что Наджи Калмукоглу творил в стиле импрессионизма, беря пример с мастеров русской школы. В основном художник писал портеры и обнаженную натуру. Известно очень мало его работ, где изображены пейзажи, благодаря чему их стоимость значительно возрастает. Одна из них – картина «Золотой рог».

6. Осман Хамди Бей, «Мечеть Рустем Паши» (Rüstem Paşa Camii)

Говоря о турецких художниках, на ум в первую очередь приходит знаменитый живописец Осман Хамди Бей. Художник впервые в истории открыл в Турции школу художественного мастерства, где сам преподавал. Позднее Осман Хамди Бей первый археологический музей, внеся огромную лепту в историю и культуру Турции. Осман Хамди Бей владел особенной техникой живописи, по которой легко можно узнать его произведения. Картина «Мечеть Рустема Паши» оценивается в 850 000 ТЛ.

7. Шекер Ахмет Паша, «Гранаты и айва» (Narlar ve Ayvalar)

Картина «Гранаты и айва», которая оценивается в 1,3 миллиона турецких лир, — одно из лучших произведений Шекера Ахмета Паши. Художник знаменит своими прелестными натюрмортами и восхитительными пейзажами. Шекер Ахмет Паша — одна из важнейших персон в турецком искусстве. Это первый турецкий художник, выставка которого была организована в Париже в музее Лувра. Большую часть жизни художник провел во Франции. После смерти Шекер Ахмет Паша удостоен Ордена почетного легиона.

8. Бурхан Доганчай, «Голубая симфония» (Mavi Senfoni)

Картины художника Бурхана Доганчая представлены в 94 музеях мира. Полотно «Голубая симфония» написано в стиле смешанной техники, а на создание шедевра автора вдохновили изразцы в Мечети Султана Ахмета в Стамбуле. Бурхан Доганчай создавал «Голубую симфонию» на протяжении четырех лет, и произвел этим полотном настоящий фурор. Стоимость картины – 2,2 миллиона ТЛ.

9. Осман Хамди Бей, «Дрессировщик черепах» (Kaplumbağa Terbiyecisi)

Об этом полотне знают миллионы любителей живописи во всем мире. Стоимость картины «Дрессировщик черепах» — 5 миллионов ТЛ. По мнению некоторых экспертов, мужчина, нарисованный на полотне, наблюдает из окна за казнью преступника на площади. По мнению других специалистов, на полотне Осман Хамди Бей изобразил себя. В любом случае, картина «Дрессировщик черепах» — одно из самых выдающихся произведений в стиле ориентализма.

10. Осман Хамди Бей, «Стамбульская госпожа» (İstanbul Hanımefendisi)

Завершает наш рейтинг полотно все того же Османа Хамди Бея «Стамбульская госпожа». Это на данный момент самая дорогая картина, написанная турецкими художниками. Полотно является лучшим образцом живописи в стиле Ориенталь. Стоимость картины – 8 миллионов ТЛ. Кто был натурщицей для художника – неизвестно, но наверняка это одна из женщин Османской династии.

«Их нравы»: Шекер Ахмет Паша — первый турецкий живописец «европейского» образца

Османский бригадный генерал с кистью в руках

Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен Шекеру Ахмету Паше — первому художнику-реалисту в Османской империи.

От миниатюры к реализму

Бросая беглый взгляд на экспонаты Стамбульского музея живописи и скульптуры, основанного Ататюрком 20 сентября 1937 года, можно невооруженным глазом заметить большие зигзаги в развитии турецкой живописи. Порой складывается впечатление, что мастеров различных эпох отделяет друг от друга непреодолимая пропасть. Если в истории европейской живописи мы видим плавный переход от одной эпохи к другой и преемственность различных поколений живописцев, то в турецкой и османской живописи обнаружить такое практически невозможно. Конец XVIII, весь XIX и XX века можно охарактеризовать как стремление к модернизации практически во всех областях жизнедеятельности турецкого общества. А историю турецкой живописи можно условно поделить на три периода. Своеобразным водоразделом, то есть отдельным периодом между «до» и «после», здесь как раз-таки и выступают работы Шекера Ахмета Паши. Если до него основным жанром изобразительного искусства была миниатюра, то вместе с ним и уже в более поздние периоды, особенно после эпохи Мешрутиета, акценты были смещены в сторону натюрморта, пейзажа и маринистики. В целом период творчества Шекера Ахмета Паши, а это без малого около сорока лет, можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи. Именно его работы являются лучшими примерами реалистического видения окружающей действительности. Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и, выйдя далеко за рамки простого копирования природы, дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства.

Период творчества Шекера Ахмета Паши можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи

Семь лет в Париже

Современник таких маститых импрессионистов, как Дега, Мане, Моне, Писсарро, Сислей и других, Ахмет Али Паша родился в стамбульском Ускюдаре в 1841 году (в один год с Ренуаром). В пятилетнем возрасте отец Ахмета Али эфенди отвел его в ближайшую школу. Через девять лет, в 1855 году, успешно сдав вступительные экзамены, юный Ахмет поступает в Стамбульское медицинское училище. Он был прилежным учеником, и сложные предметы давались ему с легкостью. Особенно больших успехов он добился в рисовании, в коем проявил недюжинный талант, и в восемнадцатилетнем возрасте, будучи еще студентом, был назначен на должность помощника преподавателя рисования Стамбульского медицинского училища. Стоит отметить, что данный предмет был обязательным не только в медицинском, но и в военном училище Стамбула, куда впоследствии и перевелся Ахмет Али. Истоки обязательности обучения основам живописи в двух основных учебных заведениях Стамбула «Тыббийе» (медицинском) и «Харбийе» (военном) лежат в реформах, начатых султаном Селимом III и продолженных султаном Махмудом II. Эти реформы, касающиеся многих аспектов как государственного устройства, так и частной жизни жителей османской Турции, ознаменовали собой решительный поворот в сторону модернизации.

За время своего обучения и преподавательской деятельности юное дарование было замечено султаном Абдул-Азизом, тонким ценителем изящных искусств, который был первым султаном Османской империи, совершившим зарубежную поездку в Европу (естественно, во Францию). Абдул-Азиз увидел в юном Ахмете не только талант к рисованию, но и в целом большой потенциал, который требовал дополнительного раскрытия и развития. По этой причине в 1864 году он направляет его в парижскую Школу изящных искусств для совершенствования навыков. Там Ахмет обучается сначала у Гюстава Буланже, любимого художника-ориенталиста императора Наполеона III. Примечателен тот факт, что кисти Буланже принадлежит роспись стен парижского дворца императора в «помпеянском» стиле и роспись парижской оперы Гарнье. Далее Ахмет Али обучается у другого французского мастера Жан-Леона Жерома, состоявшего в оппозиции к зарождающемуся движению импрессионистов. Конечно же, Жерому, как представителю академизма, было трудно примириться с новыми веяниями, которые зарождались и набирали оборот в тот период у него на родине. В особенности это касалось импрессионизма и кубизма, которому только-только предстояло завоевать умы и кисти европейских живописцев. Отучившись семь лет в Париже, молодой Ахмет Али в качестве вознаграждения за прилежную учебу направляется на три месяца в Рим на стажировку, после чего в 1871 году возвращается на родину и здесь, уже в звании капитана, назначается преподавателем рисования в Стамбульское медицинское училище.

Читать еще:  Часть целого. Mara Isolani

Шекер Ахмет Пашасохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама

Художник — бригадный генерал

Кроме медицинского училища, он преподавал рисование и в других учебных заведениях столицы Османской империи, таких как Школа Баязида, Школа Зейрек, Школа капитана Ибрагима Паши и Школа искусств Султанахмета. В 1872 году вместе со своими учениками Ахмет Али открывает первую в истории османской Турции выставку картин, где среди прочего также был выставлен портрет султана Абдул-Азиза, выполненный карандашом. Будучи человеком религиозным и глубоко верующим, Ахмет Али, следуя нормам ислама, старался избегать портретной живописи и в своем творчестве уделял особое внимание таким жанрам, как натюрморт и пейзаж. На данный момент известно лишь о двух портретах, принадлежащих карандашу и кисти Шекера Ахмета Паши. Это уже упомянутый портрет Абдул-Азиза и автопортрет. Так или иначе, первая выставка картин имела успех. За ней в 1873 году последовала вторая выставка, которая была организована в здании Дарулфюнуна (Стамбульского университета) и встречена просвещенной частью османского общества с одобрением. Другой известный османский живописец Сами Йетик писал об этом следующее: «Самое прекрасное в искусстве Шекера Ахмета Паши — это выставка, которую он организовал в Стамбуле в 1874 году и которая оставила сладостное послевкусие в наших умах и душах». Несмотря на то что большая часть тогдашнего общества была далека от этих новых подвижек, выставка была по достоинству оценена Абдул-Азизом, и Ахмет Али, с повышением в звании, был сразу же назначен личным помощником султана. Работая во дворце, Ахмет Паша убеждает султана в необходимости приобретать картины европейских мастеров. Получив одобрение, он вступает в переписку со своим учителем Жеромом. Таким образом во дворце османских повелителей появляются картины европейских живописцев, в основном французов, таких как Буланже, Жером, Арпиньи, Добиньи и других.

Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства

Военная карьера Ахмет Паши идет вверх, каждые три года он получает очередное звание, в 1894 году становится бригадным генералом, а потом получает звание генерал-майора. Все эти годы и даже после того, как он стал работать в протокольном отделе по приему иностранных делегаций, Ахмет Паша продолжает оттачивать свое мастерство. Конечно же, в связи с работой времени на пленэры не остается, и он сосредотачивается на жанре натюрморта и весьма преуспевает в этом деле. Примечателен тот факт, что звания и чины он получал не на полях сражений, а за борьбу с невежеством и отсталостью.

Сладкий псевдоним

Друзья описывали Ахмета Али Пашу как сердечного, тонко чувствующего, благонравного и приятного человека. За эти качества он получил прозвище «Шекер» (сахар), которое в последствии стало его творческим псевдонимом.

Немецкий живописец эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер говорил: «Нет возможности сделать прекраснее того, что создал Бог. Художник должен работать, желая передать подлинную картину природы»… Картины Шекера Ахмета Паши в полной мере передают истинность данного высказывания. Кроме того, при детальном рассмотрении можно заметить, сколько кропотливого труда, сил и умения было вложено в эти работы. А это в свою очередь подходит под описание его современника Ренуара, который говорил следующее: «Когда вы смотрите на произведения старых мастеров, действительно, там нет хитрости. В первую очередь эти люди были необычайными трудягами. Они знали свое искусство. В этом вся суть. Искусство живописи — это не продукт воображения. В первую очередь это рукотворное искусство, которое необходимо выполнять как рабочему»… Именно такая бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши.

Бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши

Первопроходец и реформатор, поделивший историю османской живописи на периоды до него и после него, автор первых реалистических картин и организатор первой выставки в Османской империи Шекер Ахмет Паша, несмотря на становление в рамках западной, по большей части французской, школы живописи, сохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама. Конечно, он испытал большое влияние французской школы, за что на родине многие его критиковали. Однако, благодаря его стараниям, следующее поколение турецких живописцев смогло развивать свое искусство в рамках реализма, не противоречащего нормам ислама.

Жизненный путь Шекера Ахмета Паши завершился в 1906 году в Стамбуле. Он был похоронен в мавзолее Соколлу Мехмеда Паши, в районе Эйюп.

Фикрие — Fikriye

Семья и родственники

Фикрие Ханым , посмертно Зейнеп Фикрие Оздинчер (1887 — 31 мая 1924), была турчанкой. Она была родственницей Мустафы Кемаля Ататюрка и его девушки. Ее смерть оставалась загадкой.

Содержание

Частная жизнь

Фикрие родился в городе Лариса в регионе Фессалия , тогда еще в Османской империи . Историки сходятся во мнении, что год ее рождения — 1887, в то время как некоторые источники называют его 1897. Ее отцом был Мемдух Хайреттин, а матерью — Васфие. У нее была сестра Юлиде и старший брат Энвер. Из-за преследований турецких общин со стороны греческой милиции семья переехала сначала в Салоники , затем в Османскую империю, а затем в Константинополь , сегодня Стамбул.

До сих пор обсуждается, была ли Фикрие племянницей Мустафы Кемаля (1881–1938) с 1934 года по Мустафе Кемаля Ататюрку. Утверждается, что ее отец Мемдух Хайреттин является братом Рагип Бея, второго супруга матери Мустафы Кемаля Зубейде Ханым .

Несомненно, она говорила по-гречески и по-французски, играла на пианино и на уде .

Эмоциональные отношения

Фикрие познакомилась с Мустафой Кемалем в Салониках, когда она была молодой девушкой. Она снова встретилась с ним в Стамбуле, куда она переехала незадолго до Балканских войн (1912–1913), и снова через год после войны. У нее сложились эмоциональные отношения со своим двоюродным братом. Однако они встречались время от времени из-за участия Мустафы Кемаля в сражениях во время Первой мировой войны и войны за независимость Турции (1919–1922). За это время ее родители и сестра умерли один за другим. Фикрие решила поехать в Анкару, чтобы встретиться с Мустафой Кемалем, который возглавлял Турецкое национальное движение в Анкаре. Стамбул был занят и при военной администрации из союзников в Первой мировой войне . Она отплыла в Карадениз Эрегли на Черном море, а затем достигла Анкары через Кастамону . Она познакомилась с Мустафой Кемалем и какое-то время жила с ним у здания турецких государственных железных дорог , которое Мустафа Кемаль использовал как резиденцию и штаб. По некоторым данным, они поженились по исламскому брачной практике -не гражданский брак был в употреблении в то Time-, и она хранилась в тайне от общественности. Утверждается, что мать Мустафы Кемаля Зубейде Ханым (1856–1923) и его сестра Макбуле (1885–1956) давным-давно были против отношений между ними. Во время битвы при Сакарье (23 августа — 13 сентября 1921 г.) командующий турецкими войсками Мустафа Кемаль-паша приказал Анкаре с передовой передать его зарплату Фикрие. 28 августа 1922 года Мустафа Кемаль-паша отправил в Анкару телеграмму с линии фронта Великого наступления (26 августа — 18 сентября 1922 года), в которой он резюмировал победную ситуацию в битве своей матери и Фикрие.

Читать еще:  Фигуративные картины. Andrew Conklin

После поимки греческого оккупированной Смирна сегодня Измир , 9 сентября 1922 года Мустафа Кемаль встретил Latife , западный образованный член богатой семьи в Измире. Тем временем Фикрие был отправлен в Мюнхен , Германия, для лечения респираторного заболевания . Мустафа Кемаль женился на Латифе 29 января 1923 года в Анкаре. Он стал первым президентом Турции после провозглашения республики 29 октября 1923 года. Когда Фикрие узнала о женитьбе Мустафы Кемаля, она сбежала из санатория в Мюнхене, вернулась в Турцию, чтобы увидеть Мустафу Кемаля в Анкаре. Она поехала в Анкару, хотя Мустафа Кемаль отправил телеграмму, в которой говорилось, что «он не разрешает ей приехать в Анкару, поскольку она вернулась в Турцию без его ведома».

Таинственная смерть

Фикрие была ранена из огнестрельного оружия перед особняком Чанкая , официальной резиденцией президента Мустафы Кемаля Ататюрка , 21 мая 1924 года. Она умерла через девять дней в государственной больнице в Анкаре 31 мая. Прокурор начал расследование, чтобы выяснить причину ее смерти. Следствие было назначено через 30 лет, но дважды продлено по 30 лет. Спустя 90 лет оно наконец утихло, оставив дело загадочным, будь то самоубийство или убийство.

Место ее захоронения неизвестно.

Последствия

Примерно через одиннадцать лет после ее смерти она была зарегистрирована как Зейнеп Фикрие Оздинсер своим братом Али Энвером, который принял фамилию Оздинсер после вступления в силу Закона о фамилиях в Турции в 1934 году.

Официально о ней известно немногое. В Президентском архиве, связанных с ней, всего 26 документов, датируемых преимущественно 1920-1923 годами.

Личные вещи и некоторые личные фотографии Фикрие были подарены ее племянником Хайри Оздинчером « Резиденции Ататюрка и Железнодорожному музею » ( турецкий : Atatürk Konutu Ve Demiryolları Müzesi ) в Анкаре в 2006 году.

Ее отношения с Мустафой Кемалем рассказываются в пьесе Дилрубы Саатчи «Фикрие ве Латифе — Мустафа Кемали Севдим».

Турецкий художник. Fikriye Kesti

Турецкий политик Мустафа Кемаль вошел в историю под псевдонимом Ататюрк — Отец (всех) турок. Под этим прозвищем подразумевалась вовсе не любвеобильность и даже не многочисленность семейства, как у великого князя владимирского Всеволода, названного Большое Гнездо. Тем интереснее пристальнее присмотреться к любовной истории первого президента Турции.

Бракосочетание Мустафы Кемаля и его избранницы Латифе-ханым (Ушаклыгиль) состоялось всего через пять дней после смерти матери гази Мустафы Кемаля Зюбейде-ханым. Лишь стальная воля больной 70-летней старушки заставила ее приехать в Измир, чтобы познакомиться с будущей невесткой.

Этот город освободил ее сын, за что Великое национальное собрание наградило его титулом гази («Победитель») и возвело в чин маршала. Кемалю накануне смерти матери приснился вещий сон, будто они «вдвоем прогуливались в поле, и вдруг налетел ураган и унес ее». Сын успевает отдать распоряжения о похоронах, а сам отправляется далее в поездку по Анатолии. Безутешную скорбь Кемаля разделила Латифе, которой очень хотелось понравиться матери своего 42-летнего жениха.

Историкам неизвестно, сумела ли 24-летняя особа с властными замашками покорить сердце своей несостоявшейся свекрови, но ее сынка она умело прибрала к рукам. Комар носа не подточит, настолько умело провела свою акцию Латифе, современники даже поговаривали, что их лидер «женился на идеале». И ничего, что о своей свадьбе невеста узнала аккурат за 48 часов до торжественной церемонии.

Обычно так своевольные европейские монархи высылали неугодных поданных — вам дается двое суток на сборы и ни часом более! Полуазиатский политик Кемаль, не скрывал от знакомых своего кредо: «Я хочу, чтобы турецкая женщина походила на американскую». Он был без ума от образованной, с изысканными манерами молодой женщины, с которой был знаком менее полугода.

Мама Ататюрка умерла 14 января 1923 года, а свадьба Кемаля и Латифе состоялась 29 января. В промежутке между этими двумя важными событиями сын и жених произнес историческую речь, в которой превратил Зюбейде в исторический символ, в жертву султанского режима.

Перевод с турецкого взят нами из интереснейшей биографии Ататюрка, написанной Александром Жеваховым: «В течение трех с половиной лет моя мать плакала дни и ночи, она практически ослепла от слез, а я не смог спасти ее из Стамбула… И вот мы встретились: ее тело мертво, но ее душа жива… Разумеется, я тяжело переживаю утрату. Но, тем не менее, кое-что смягчает мою боль и успокаивает меня. Да, режим, уничтоживший мою мать и родину, исчез навсегда. Моя мать покоится в этой земле, но национальная свобода не погибнет никогда».

Чтобы стать Ататюрком — «отцом турок», надо не только поработать над имиджем покойной матери родной, но и будущей жены, пока еще даже невесты. Вот отрывок из биографии Ататюрка, изложенной Жеваховым: «29 января 1923 года десяток персон собрались на свадьбу гази и Латифе.

Когда кади, религиозный судья, проводящий церемонию бракосочетания, спросил, какой выкуп готов заплатить Кемаль за невесту, тот ответил: «Десять серебряных дирхемов!» — назвав самую скромную сумму, предусмотренную мусульманским обычаем. «Недорого ты платишь за невесту!» — воскликнул Кязым Карабекир. После благословения, произнесенного кади, Кемаль приглашает своих свидетелей, Февзи и Кязыма, остаться на ужин: — Я хочу оценить таланты молодой жены. — Но, паша, разве этот вечер не предназначен для развлечений?! — воскликнул Февзи. — Жена военного проводит вечер после свадьбы на кухне, — заявил Кемаль. Завидная перспектива!»

Наиболее проницательные друзья и просто окружающие в один голос утверждали, что этот «идеальный муж» — An Ideal Husband — как отметил автор одноименной пьесы Оскар Уайльд, должен был: «рано или поздно расплатиться за свои поступки». Однажды Кемаль и Латифе зашли на огонек к старому другу Эмин-паше, коменданту крепости Измира.

Жена Эмина предложила молодоженам шампанское и Кемаль с бокалом в руке (в напрочь мусульманской стране!) уселся на диван перед открытым окном. Жена тотчас же попросила мужа не демонстрировать свой бокал толпе на улице. Гази продолжал демонстративно прихлебывать из бокала. После их ухода жена Эмина, интересно, может, ее звали Кассандра, сказала: «Этот брак долго не продлится».

Тут потребуется небольшая историческая справка. Россияне любят отдыхать на средиземноморском побережье Турции и наверняка давно заметили, что облик Ататюрка преследует их не только с вездесущих монументов, но и взирает на них едва ли не с каждой денежной купюры.

Для старшего поколения Ататюрк — это в некотором роде отуреченный Ленин, но, скорее, он ближе нашему Петру Первому. Первый российский император модернизировал родную страну в 18-м веке, Ататюрк тоже самое проделал над «больным человеком Европы» уже в 20-м столетии. В личной жизни обоих политических деятелей такое напряжение сил обозначило неминуемый сбой. За трон или богатство приходится расплачиваться чем-то иным.

Вместо шикарных европейских столиц и мегаполисов Латифе попадает хоть и не на турецкую кухню, но задворки Европы — в Анкару. Формально в Евразию, хотя больше в Азию, чем в Европу. Для любителей географии сообщим, что формальный водораздел между двумя материками проходит по проливу Дарданеллы. Анкару «турецкий папа» возлюбил более, чем коренной Стамбул, как Петр Великий построил «Северную Венецию» (град имени своего небесного покровителя) на Неве — в противовес купеческой Москве.

Взаимоотношения с супругами тоже отчасти подлежат сравнению. Русский Домострой и мусульманский гарем — хоть и не совсем одного поля ягода, но много общего найти можно. Не нужно быть сведущим эрудитом, но и в Европе подобные «высокие отношения» между супругами также имели место. Наследие ли кордовского халифата в Испании или последующие завоевания Блистательной Порты на Балканах тому виной, но это было.

Читать еще:  Хаотичные картины. Hannah Yata

Анкара не понравилась жене Кемаля, потому что в этом совсем не столичном городе не проявили должного уважения к ее супругу. Новая хозяйка устанавливает свои порядки в резиденции Кемаля в Чанкая. Они касаются не только интерьера — ковров, занавесок и прочего убранства, но и администрации, помощников и штата слуг. Супруг принимает маленькую победоносную революцию в области изменения своего быта, однако, не во всем. Прислуга в Чанкая не будет прислуживать в белых перчатках!

«Своеобразие пары Латифе-Кемаль становится заметным, — полагает Александр Жевахов. — Латифе читает ему Монтескье и Руссо, пока он бреется, — очень хорошо. Латифе сопровождает его повсюду — на гражданских и военных мероприятиях, пешком или на лошади, набросив шаль, элегантно прикрывающую голову и плечи, — еще лучше.

Но когда Латифе критикует его образ жизни, частые застолья с друзьями и пытается придать более светский характер его вечерам, он выступает категорически против подобного вмешательства. «Статуэткой на выставке», образцом авангарда — вот кем, по его мнению, должна стать Латифе».

Несмотря на заключение религиозных авторитетов и мусульманских учителей, что присутствие Латифе рядом с Кемалем не противоречит исламу, а ее одежда, английский дамский костюм и вышитая вуаль не рассматриваются как нарушение религиозных предписаний, Латифе начинает компрометировать супруга. А тут еще на сцене появились старые возлюбленные Кемаля.

Его бывшая любовница Фикрие, случайно узнала о женитьбе гази и пожелала его увидеть. Главный адъютант Кемаля ответил, что об аудиенции следует заранее договариваться. Вскоре после отказа об аудиенции труп женщины был найден в фаэтоне. Кемаля настолько потрясла ее смерть, что он однажды назвал жену Фикрие. Латифе призывает на помощь своих родителей и в их присутствии заявляет: «Я хочу развода… Ты не делишься со мной своими мыслями, ты ведешь себя по отношению ко мне как восточный мужчина, ты отгораживаешься от меня своей работой, я нахожусь в заточении, словно в гареме».

Они развелись 5 августа 1925 года. В день развода Кемаль, повертев правой рукой над головой, сказал двум лучшим подругам Латифе: «У меня такое состояние, словно винт сверлит мой мозг». Латифе больше не выносила мозг Ататюрку. Они больше никогда не виделись. Но однажды он спросил своего друга, указав на незнакомку: «Не правда ли, она похожа на Латифе?» — хотя женщина была полной противоположностью его бывшей жене. Видимо, мозг она все-таки просверлила…

Знакомимся с современным искусством Турции: 9 лучших музеев

Арт-сцена Турции процветает в ее крупнейших городах: Стамбуле, Анкаре и Измире. Собрали самые интересные галереи, музеи и дискуссионные площадки.

Арт-сцена Турции процветает в ее крупнейших городах: Стамбуле, Анкаре и Измире. Собрали самые интересные галереи, музеи и дискуссионные площадки.

Художественный процесс в Турции развивается в основном в крупнейших городах страны: Анкаре, Измире и Стамбуле. В галереях здесь можно увидеть работы и восходящих местных звезд, и всемирно известных художников, и классиков вроде Пикассо или Родена. Мы перевели материал The Culture Trip о самых примечательных современных музеях Турции.

Стамбульский музей современного искусства

Музей Istanbul Modern сыграл важную роль в развитии искусства Турции. Он превратил Стамбул в одну из мировых культурных столиц и положил начало массовому появлению частных музеев и галерей в стране. Музей открылся в 2004 году в огромном здании бывшего портового склада на берегу залива Босфор. На первом этаже находятся библиотека, кинотеатр и выставочные залы для временных экспозиций. На втором выставлены произведения, отражающие основные вехи развития современного турецкого искусства в контексте истории страны. Примечательны также сад скульптур и кафе с отличным видом на залив.

Стамбульский музей современного искусства
Адрес: Asmalı Mescit, Meşrutiyet Cd. № 99, 34430 Beyoğlu/İstanbul, Турция
Координаты: 41.030045, 28.973291
Сайт: istanbulmodern.org

Галерея CerModern, Анкара

Центр современного искусства CerModern в Анкаре примечателен не только экспозицией, но и архитектурой: он расположен в просторном здании бывшего железнодорожного депо. Здесь проходят выставки, лекции по истории искусств, мастер-классы для детей и взрослых и даже занятия йогой.

CerModern
Адрес: Anafartalar, Altınsoy Cd. № 3, 06101 Sıhhıye/Altındağ/Ankara, Турция
Координаты: 39.931638, 32.849538
Сайт: cermodern.org

Галерея x-ist, Стамбул

Галерея x-ist — один из самых популярных музеев современного искусства в Стамбуле. Команда проекта прославилась открытием новых талантов. В x-ist большое внимание уделяют взаимодействию арт-объектов и пространства, так что посещение местных выставок — это отдельный впечатляющий опыт.

Arkas Sanat Merkezi, Измир

Главный центр современного искусства Измира находится в здании бывшего французского консульства. На двух этажах Arkas Sanat Merkezi расположено девять выставочных залов и мастерская. С момента открытия музея в 2011 году здесь выставлялись самые разнообразные произведения от ковров времен Османской империи до работ постимпрессионистов.

Arkas Sanat Merkezi
Адрес: Kültür, 1380. Sk. 3-1, 35230 Konak/İzmir, Турция
Координаты: 38.432026, 27.136814
Сайт: arkassanatmerkezi.com

Arter, Стамбул

Музей Arter находится на пешеходной улице Истикляль, одной из самых людных в Стамбуле. Здесь хорошо укрываться от шумной толпы. Команда Arter фокусируется на местном и зарубежном современном искусстве и устраивает огромное количество разнообразных выставок от инсталляций и видеоарта до скульптур и живописи.

Arter
Адрес: Yenişehir, Irmak Cd. № 13, 34435 Beyoğlu/İstanbul, Турция
Координаты: 41.040751, 28.978668
Сайт: arter.org.tr

SALT Galata, Стамбул

Пространство SALT Galata в здании бывшего Османского банка, одном из самых красивых в Стамбуле, — это больше чем музей. Помимо галереи здесь есть мастерская, книжный магазин и лекционный зал. Гости SALT Galata могут изучить электронную библиотеку и архивы музея и заглянуть в местные кафе и ресторан. Команда SALT ставит своей целью поддержку и продвижение нового турецкого искусства, и SALT Galata — это уже второе из их пространств. Первое, SALT Beyoğlu, находится в 15 минутах ходьбы от Galata в здании бывших апартаментов XIX века.

SALT Galata
Адрес: Azapkapı, Bankalar Cd. № 11, 34420 Beyoğlu/İstanbul, Турция
Координаты: 41.023923, 28.973490
Сайт: saltonline.org

Музей Сакыпа Сабанджи, Стамбул

Этот музей находится в бывшей летней вилле семьи Сабанджи, одной из самых богатых в Турции. Дом стоит на холме с видом на Босфор. Основной интерес представляет коллекция каллиграфии, отражающая развитие этого искусства на протяжении 500 лет, и экспозиция, посвященная живописи османского периода. Кроме того, здесь проходили выставки Пикассо, Родена, Сальвадора Дали и других великих художников.

Музей Сакыпа Сабанджи
Адрес: Emirgan, Sakıp Sabancı Cd. № 42, 34467 Sarıyer/İstanbul, Турция
Координаты: 41.105557, 29.056946
Сайт: sakipsabancimuzesi.org

Mısır Apartmanı, Стамбул

Апартаменты «Мизир» — это прекрасный образец стиля ар-нуво в Стамбуле. В здании, которое в 1910-х годах служило зимней резиденцией хедива Египта Аббаса II Хильми, сейчас находится один из центров стамбульской арт-сцены. Здесь есть целых шесть галерей, в которых можно увидеть как работы всемирно известных турецких художников, так и экспериментальные произведения новых авторов. У одной из местных галерей, Pi Artworks, есть филиал в Лондоне.

Mısır Apartmanı
Адрес: Mısır Apartmanı İstanbul, 34433, Turkey
Координаты: 41.032531, 28.976623

Depo, Стамбул

Галерея Depo — известная площадка для художников, работающих с социальной, культурной и политической проблематикой; позиционируется как платформа для обмена идеями и опытом. Здесь устраивают семинары, панельные дискуссии и кинопоказы, а еще галерея выпускает журнал «Красная нить» (Red Thread). Среди художников, работы которых выставлялись в Depo, уроженцы Турции, Закавказья, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

Ищите лучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать везде, но особенно удобно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там красиво!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector