Ученые раскрыли "двойное дно" в картине "Портрет женщины" Эдгара Дега

Ученые раскрыли «двойное дно» в картине «Портрет женщины» Эдгара Дега

Загадки мировых шедевров искусства, которые были раскрыты совсем недавно. ФОТО

Практически в каждом известном произведении искусства есть загадка, двойное дно или уникальная история, которую хочется раскрыть. Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. А тайный смысл некоторых полотен открывается только благодаря новым технологиям.

Ван Гог в своей картине раскрыл одну из тайн аэродинамики

Винсент Ван Гог «Звездая ночь», 1889 г.

Картина «Звездная ночь» признана не только одной из лучших работ художника, но и одним из самых значительных произведений западной живописи. Однако только не так давно подтвердилось, что Ван Гог запечатлел не просто красивое небо в стиле импрессионизма.

Ученые обнаружили отчетливую турбулентную структуру, удивительно близкую к математическому уравнению, скрытую во многих картинах Ван Гога. Он каким-то образом смог воспринять и представить одну из самых сложных концепций, которые природа когда-либо представляла человечеству (концепцию турбулентности).

Турбулентность, или турбулентное течение, — это явление в гидрогазодинамике, при котором в потоке с энергетическим каскадом самопроизвольно образуются крупные вихри, порождающие вихри меньшего размера, а те — еще меньшие. Это сложно описать математически, но можно изобразить наглядно, что мы и видим на данном полотне.

На картине Гойи «Маха одетая» девушка на самом деле обнажена

Франсиско Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная», 1795 г., 1800 г.
Существует 2 версии данной картины. Первой была «Маха обнаженная». Картина знаменита тем, что является одним из ранних произведений западного искусства, которое изображает женщину без одежды и не отражает мифологический сюжет. Однако в 1808 году картину обнаружила испанская инквизиция, Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности.

Второе полотно — «Маха одетая», написанное Гойей позже. Обе картины принадлежали первому министру Испании Мануэлю Годою, известному дамскому угоднику. Изюминка была в том, что «Маха обнаженная» была скрыта под «Махой одетой» таким образом, что в любой момент ее можно было увидеть с помощью специального механизма.

Дега решил заменить один портрет женщины другим

Эдгар Дега «Портрет женщины», 1896 г.
Ученые обнаружили скрытый портрет французского художника Эдгара Дега. Исследователи в Австралии использовали мощные рентгеновские лучи, чтобы осветить картину молодой женщины, скрытую под работой «Портрет женщины». Они полагают, что это Эмма Добиньи, которая присутствует и на других картинах Дега.

Мишек на картине «Утро в сосновом лесу» нарисовал не Шишкин

И.И. Шишкин, К.А. Савицкий Утро в сосновом лесу,1889 г.
Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», как оказывается, принадлежит не только авторству Шишкина. Он, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому живописец обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий их нарисовал, однако Третьяков, когда купил картину, приказал удалить его фамилию с холста. Потому что все в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Читать еще:  Смесь потребности и желания. Jonathan Benoit Ouimet

Эти три картины да Винчи должны были быть триптихом

Леонардо да Винчи «Джоконда», 1503 г., «Мадонна в гроте», 1483 г., «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», 1513 г.
Некоторые искусствоведы считают, что «Джоконда», «Мадонна в гроте» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляют собой одну картину, только по-разному написанную и развернутую в разных аспектах. Также бытует мнение, что на этих 3 полотнах изображен скорее лунный ландшафт, чем земной, что, возможно, просто следствие увлечения автора геологией.

Персонаж, изображенный на картине «Лютнист», долгое время считался девушкой

Караваджо «Лютнист», 1595 г., 1596 г.
Картина «Лютнист» существует в 3 версиях: одна находится в Эрмитаже, другая — в Метрополитен-музее. Третья, которая считается копией картины в Эрмитаже, — в английской усадьбе Бадминтон-хаус.

Некоторые специалисты считают это полотно парным к картине «Концерт» Караваджо. Очень долгое время «Лютнист» считался «Лютнисткой» из-за мягкости черт лица. Но недавно исследователи сошлись во мнении, что на картине изображен молодой человек. Художнику нередко позировал его друг Марио Миннити, кроме того, в XVI веке профессия лютниста была исключительно мужской.

Странная и слегка пугающая картина Альма-Тадемы — это на самом деле иллюстрация легенды

Лоуренс Альма-Тадема «Наводнение в Бисбосе», 1421 г.
На данной картине, которая не понятна сразу, изображена голландская легенда. В конце ноября 1421 года в Нидерландах случилось наводнение. По различным данным, жертвами стихии стало от 2 до 10 тыс. человек. И с этим событием связана одна легенда.

После наводнения люди вышли посмотреть, что уцелело и кто уцелел. И увидели плывущую по воде колыбельку. Когда колыбель приблизилась к берегу, на ней заметили кота, который как безумный прыгал с одного угла кроватки на другой. Оказывается, таким образом коту удавалось сохранять равновесие колыбели — и она не перевернулась. Кот преуспел настолько, что даже постель мирно спящего младенца была сухой.

На картине Репина не случайно только один голый казак

Илья Репин «Запорожцы», 1891 г.
Художник Илья Репин славился своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах все продумано до мелочей. А картина «Запорожцы» создавалась в течение 13 лет. Это полотно можно рассматривать часами и находить все новые детали. Например, интересно, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс?

Оказывается, он банкомет, игрок в карты, который их раздает и хранит у себя весь банк участников игры. Присмотритесь: рядом с ним нарисована игральная колода. Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность.

Физики, химики и реставраторы раскрыли тайну портрета из Третьяковки

Две дополнительные надставки на картине под названием «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» действительно принадлежат кисти художника Дмитрия Левицкого . К такому выводу пришли учёные из МФТИ , ИОНХ РАН и Третьяковской галереи. Об этом сообщает пресс-служба МФТИ .

Поясним, что портрет Фавста Петровича Макеровского, который хранится в Третьяковской галерее, считается одним из шедевров творчества Дмитрия Левицкого . (Художник писал портреты известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II.)

Читать еще:  Художник-реалист. Drew Ernst

В 1914 году была проведена реставрация полотна. По словам современных специалистов, грубые реставрационные вмешательства, а также толстые слои старого пожелтевшего лака и различные повреждения нарушили эстетическое восприятие образа.

По этой причине реставраторам нового века нужно было приблизить великолепный портрет к первоначальному облику и, что не менее важно, не затронуть авторский слой живописи.

По случаю реставрационных работ группа исследователей из МФТИ и ИОНХ РАН , а также реставраторы, искусствоведы, технологи и химики от Третьяковской галереи провели комплексное исследование работы Дмитрия Левицкого .

Специалисты провели анализ состава художественных материалов, который помог наиболее эффективно выбрать методы реставрации. Более того, исследователи раскрыли давнюю тайну этого портрета.

Тут стоит пояснить, что полотно состоит из трёх частей. Специалисты не сомневались, что основной холст принадлежит кисти Дмитрия Левицкого . При этом они не знали, когда и кем могли быть добавлены две другие полосы основы. Речь идёт о местах, на которых написан фрагмент изображения ниже колен ребёнка.

Пришитые к основному полотну надставки видны на фотографиях начала XX века, но разная структура швов между тремя фрагментами (верхний шов выглядит аккуратным, а нижний — намного более грубый) заставляли сомневаться в принадлежности всего полотна Левицкому .

Учёные исследователи грунт картины и выявили различия между основным полотном и надставками. Что интересно, они обнаружили двухслойный грунт, характерный для работ Левицкого , только на основной части портрета.

Тем не менее последующий анализ грунта на обеих надставках показал их схожесть — по составу и структуре. Более того, они оказались близки нижнему из двух слоёв грунта на основной части полотна.

«Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов. Это позволило установить, что надставки действительно принадлежат Левицкому «, — комментирует один из авторов исследования Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ .

Скорее всего, у Левицкого было больше времени на первом этапе работы, предполагают учёные. Композиция портрета могла выйти за рамки подготовленного холста, поэтому художнику ничего не оставалось как пришить две надставки.

Анализ красочного слоя также показал, что он по всему полотну имеет похожий состав, в том числе и на обеих надставках. Таким образом, специалисты установили, что весь портрет принадлежит кисти автора произведения.

Как отмечают сотрудники Третьяковской галереи, такая работа помогла расширить представления о творчестве Дмитрия Левицкого и о художественной практике русской живописи конца XVIII века. Теперь этот метод анализа можно использовать для изучения других произведений.

Что же касается реставрации картины, то она находится на завершающей стадии. Вскоре портрет вернётся в основную экспозицию Третьяковской галереи.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Heritage Science.

Москва: Ученые раскрыли «двойное дно» в картине «Портрет женщины» Эдгара Дега

Картина «Портрет женщины», написанная французским импрессионистом Эдгаром Дега в начале 1870 годов, хранит в себе еще одну работу этого художника, портрет «гладильщицы» Эммы Добиньи, выяснили ученые, опубликовавшие статью в журнале Scientific Reports.

Читать еще:  Хрупкость человеческой жизни. Rasher

Эдгар Дега был одним из крупнейших художников середины и конца 19 века, оказавшим огромное влияние на развитие живописи во Франции и во всей Европе в целом. За свою долгую карьеру он написал тысячи портретов людей в обыденной для них обстановке, а также сотни бытовых сцен и различных эпизодов из повседневной жизни Франции того времени, выполненные в характерной для него приглушенной «пастельной» манере. Он считается одним из основателей импрессионизма, хотя сам Дега считал себя «реалистом» и жестко критиковал импрессионистов.

Как рассказывает Дэвид Тарроугуд (David Thurrowgood) из Национальной галереи штата Виктория (Австралия), одна из малоизвестных картин Дега, «Портрет женщины», написанный в промежутке между 1867 и 1870 годом, давно привлекает внимание ученых и реставраторов тем, что через него постепенно «проступает» портрет, поверх которого была написана эта работа.

Впервые работники музея Парижа, где выставлялась эта картина, начали замечать подобное «проявление» уже в 1922 году, однако портрет «выходит в свет» настолько медленно, что до сих пор не было понятно, кто же на нем изображен.

Тарроугуд и группа физиков решили «ускорить» этот процесс, используя особый рентгеновский сканер, который позволил им заглянуть под верхний слой краски на «Портрете женщины» и понять, что на ней изначально была изображена не безымянная пожилая дама, а молодая модель Эмма Добиньи. Она широко известна ценителям живописи в качестве одной из «гладильщиц» на знаменитой серии картин Дега, на которых изображена нелегкая жизнь прачек в Франции 19 века.

В рамках этого метода образцы облучаются тонким рентгеновским лучом, который выбивает электроны из атомов, ионизируя их. Другие электроны «падают» на вакантные места, испуская рентгеновское излучение, энергетические характеристики которого зависят от того, атомы какого химического элемента присутствуют в образце. В результате сканирования ученые могут получить двухмерную карту распределения химических элементов по образцу.

Для того, чтобы «извлечь» скрытый портрет из картины, ученые составили карты распределения различных элементов – свинца, хрома, меди, кобальта, цинка и прочих металлов, входящих в состав пигментов разных цветов, в нижних слоях краски на холсте, и наложили их друг на друга.

«Бутерброд» из таких карт показал, что под портретом дамы действительно есть вторая картина, написанная кверху дном по отношению к ней, на которой изображена Эмма Добиньи. Так как картина была почти полностью завершена, остается загадкой, зачем Дега решил нарисовать портрет неизвестной женщины поверх образа хорошо знакомой ему модели, не раз участвовавшей в написании его работ.

Это далеко не первая картина, которую ученые обнаруживают подобным образом – за прошедшее десятилетие физики обнаружили при помощи рентгена скрытый портрет Рембрандта в одной из его известных картин, а также скрытые картины в работах Ван Гога, Пикассо, Сезанна, Моне и ряда других великих художников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector