Учёные: древние люди рисовали, как Ван Гог

Учёные: древние люди рисовали, как Ван Гог

Просто как Ван Гог: доисторические люди использовали технику пуантилизма

Художественные приёмы Винсента Ван Гога и Жоржа Сера в своё время были признаны новаторскими, однако недавно французские учёные выяснили, что подобным образом люди рисовали ещё 38 тысяч лет назад.

Археологи нашли 16 известняковых плит, созданных в Ориньякский период, названный так в честь первых европейских поселенцев. На плитах были выгравированы изображения лошадей, мамонтов и зубров. В частности, такие картинки создавались с помощью точек и линий – такая техника и называется пуантилизмом.

Современный пуантилизм был придуман в 1880 году Жоржем Сёра и Полем Синьяком – эти художники создали технику, в которой для иллюзии большего изображения наносились маленькие точечные мазки. Другие художники, в том числе Камилль Писарро и Рой Лихтенштейн последовали его примеру.

«Мы хорошо знакомы с техникой этих художников-модернистов», — отметил ведущий исследователь, антрополог Нью-Йоркского университета Рэндалл Уайт. — Но теперь мы можем подтвердить, что похожие изображения существовали и в древние времена, а именно в Ориньякский период».

Это не первый случай, когда археологи побывали на месте раскопок, известном под названием Abri Blanchard, которое расположено в долине реки Везер, Франция. Когда там впервые были проведены раскопки в 1927 году, археологи нашли 15 известняковых блоков, на которых были выгравированы линии или выбиты точки, говорят исследователи.

Один из блоков был сломан пополам ещё в доисторические времена, но остальные 15 сохранились в достаточно хорошем состоянии для подробного изучения. Многие из выгравированных знаков были примитивны и сложны для интерпретации, но команда учёных всё же смогла определить, какие животные были изображены на каждом блоке.

Теперь эти блоки размещены в Национальном музее Франции в департаменте Дордонь (Юго-Запад Франции).

Последние находки исследователей схожи более ранними открытиями во Франции. Например, учёные обнаружили ещё одно произведение в технике пуантилизм – изображение носорога в пещере Шове, Франция. Тем не менее, в отличие от недавно обнаруженных блоков, здесь древние люди изобразили носорога с помощью отпечатков своей ладони, которые были нанесены на стены пещеры, говорят исследователи.

Ранее в этом году Уайт и его команда исследователей сообщили об открытии изображения зубра в технике пуантилизм, возраст которого составляет 38 тыс. лет. Этот рисунок является самым ранним в Западной Евразии и раскрывает сложную природу древних людей, которые создавали картинки, уверены исследователи.

Перевод и адаптация: Екатерина Тёрина

Винсент Ван Гог: мифы о гениальном художнике

Ван Гог — всемирно известный художник. Его произведения получили всеобщее признание и продаются по астрономическим ценам. Сам он — хрестоматийный образец гения, непонятого современниками, изгоя и страдальца. И, тем не менее, многие знают о нем только то, что он сошел с ума, отрезал себе ухо и покончил с собой.

Различные мифы вокруг фигуры Ван Гога стали возникать практически сразу после его смерти. И до сих пор появляются новые гипотезы, не утихают споры относительно того, где правда, а где вымысел.

Вот что мне удалось найти в разных источниках:

1. Есть мнение, что Ван Гог видел мир иначе — мазками и завитками — и просто переносил это на холсты.

Винсент Ван Гог. «Звездная ночь», 1889.

Но дело в том, что начинал художник в стиле «крестьянской живописи», показывающей жизнь простых жителей деревни. На этих полотнах мы не видим ни ни завитков, ни ярких красок, и по колориту картины довольно темные.

Винсент Ван Гог. «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». 1885.

Так что дело, скорее, не в физических особенностях зрения. Весь творческий путь Ван Гога — поиск новой формы выражения: «Я ищу. Я стремлюсь. Я в этом всем своим сердцем».

С другой стороны, вполне возможно, что брат художника Тео, будучи успешным арт-дилером, мог посоветовать Винсенту оставить уже занятую нишу крестьянской живописи и обратиться к чему-то более инновационному, например, импрессионизму. Картины-впечатления, полные цвета и света, — это было ново и необычно. И публика должна была рано или поздно понять и оценить.

2. Следующий миф о том, что обилие желтого цвета в картинах Ван Гога обусловлено пристрастием художника к абсенту, который при употреблении в больших количествах может вызывать галлюцинации и изменение цветовосприятия.

Винсент Ван Гог. «Стога в Провансе», Арль, июнь, 1888

Не известно, как часто и в каких количествах надо пить абсент, чтобы «словить зеленую фею», наверняка, не только Ван Гог употреблял этот напиток. В любом случае, не стоит проверять правдивость этого мифа на себе.

3. Также существует довольно расхожее мнение о том, что Винсент жил в нищете и умер в полной безвестности. На самом деле, это не совсем так. Да, художник находился на иждивении у младшего брата, но ему не нужно было хвататься за любую работу, рисовать на чем придется и чем придется. Его брат Тео видел в Винсенте искру таланта и платил ему месячное содержание, а также обеспечивал его красками, холстами, книгами по искусству и всем необходимым.

Насчет известности… Модным и популярным художником Ван Гог стать не успел, но общался со многими молодыми и перспективными художниками того времени. Он был знаком с Дега, Тулуз-Лотреком, Гогеном, Писсарро. К концу жизни (а ведь прожил он всего 38 лет, из которых живописью занимался только 10!), его заметили и критики, начали выделять его среди прочих. Его положение, конечно, оставляло желать лучшего, но в целом не было столь плачевным, как у многих других художников того времени.

4. Очень распространено мнение, что Ван Гог был безумцем, который бессистемно выплескивал свои эмоции на холсты, не отдавая себе отчет в своих действиях. Однако в своих письмах к брату Тео он постоянно затрагивал тему творчества, живописи, материалов и техник. К тому же, с детства Ван Гог проявлял склонность к языкам и получал уроки живописи. В общем, трудолюбия, упорства и интеллекта ему было не занимать.
Художник страдал от депрессии и припадков эпилепсии, которые были вызваны пристрастием к абсенту и проявлялись лишь в конце жизни. В одном из писем Ван Гог писал, что специально доводил себя до такого состояния абсентом и кофе: «в спокойном состоянии взгляд мой становится пустым». Несомненно, свою роль сыграла и непризнанность публикой. Хотя, в наше время у многих и от меньшего «крышу сносит».

Здесь же можно поговорить и об экстравагантных поступках. Редкая статья о Ван Гоге обходится без упоминания об отрезанном в припадке безумия ухе. Но на самом деле, он утратил лишь мочку уха, и произошло это при весьма загадочных обстоятельствах.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Арль, январь 1889.

Читать еще:  Французский художник. Sylvie Abadie-Bastide

Например, есть такая версия: в то время у Ван Гога квартировал Гоген, они вместе рисовали, спорили об искусстве. Однажды художники повздорили и, возможно, именно вспыльчивый Гоген полоснул Винсента по уху. У Ван Гога случился припадок, а расхожую версию о том, что Ван Гог гонялся с ним с лезвием в припадке безумия по всему дому, Гоген просто придумал, дабы оправдать себя.

Ван Гог провел год жизни в больнице и был выписан оттуда с диагнозом: «Выздоровел». Однако совсем скоро Ван Гог умер, совершив самоубийство (о том, было ли это самоубийство, сегодня тоже есть разные версии). Через полгода умер и его брат Тео.

В начале ХХ века к Ван Гогу пришла посмертная слава. Специалисты считают, что проживи братья чуть подольше, успех был бы неминуем.

Итак, какие бы слухи и мифы не ходили об этом художнике, факт остается фактом: Ван Гог стал одним из самых популярных и любимых художников в мире. Яркие, наполненные жизнью картины характеризуют его как настоящего, страстного, увлеченного творца.

А мифы? Все, что пишут другие люди о художниках, — мифы. Лучше читать первоисточники, в данном случае это письма самого Ван Гога брату, эмоциональные и глубокие (книга так и называется — «Письма к брату Тео»). Вся его душа в этих письмах — ведь его брат был для него самым близким человеком.

Вот только некоторые цитаты (честно пыталась сократить список, но это очень сложно, так как нравятся многие):

  1. Несмотря на то, что часто я глубоко несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка.
  2. Если вы слышите внутренний голос, который говорит вам «вы не сможете рисовать», рисуйте во что бы то ни стало, и этот голос однажды стихнет.
  3. Нужно любить — любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.
  4. Я вложил сердце и душу в свою работу, и потерял свой разум в процессе.
  5. На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  6. Восхищайся как можно чаще. Большинство людей не восхищаются достаточно.
  7. Как это трудно — быть простым.
  8. Нужно работать и рисковать, если действительно хочешь жить.
  9. Не отчаивайся даже в самые трудные времена, все наладится. В самом начале никто не может получить то, чего желает.
  10. Я хочу затронуть людей своим искусством. Я хочу, чтобы они сказали: «он чувствует глубоко, он чувствует нежно».
  11. Я не могу изменить тот факт, что мои картины не продаются. Но настанет тот час, когда люди поймут, что они стоят больше, чем краски, которые я использовал.
  12. Твоя профессия — это не то, что приносит тебе зарплату каждую неделю, это то, ради чего ты был послан на Землю, то, что ты делаешь с такой страстью и энергией, что это дело делает тебя одухотворенным.
  13. Рыбаки знают, что море опасно и буря страшна, но они никогда не считали эти опасности достаточным основанием для того, чтобы остаться на берегу.
  14. Иногда успех — это результат целого ряда неудач.
  15. Я слишком люблю звезды, чтобы бояться ночи.
  16. Нормальность — это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.
  17. Чем больше ты любишь, тем больше страдаешь.
  18. Сердце человека очень похоже на море, в нем случаются штормы, приливы и отливы, и в своих глубинах оно хранит свои жемчужины.
  19. В моей душе горит яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, выбивающийся из трубы, и идут своей дорогой.
  20. Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь.
  21. Если я буду каждый день упорно писать, читать, работать и учиться, я, несомненно, чего-то достигну…
  22. Лучше обладать горячим сердцем и делать больше ошибок, чем быть ограниченным и слишком разумным.
  23. Я никого не осуждаю, в надежде, что не осудят и меня, если силы откажут мне.
  24. Я предпочту умереть от страсти, чем жить в скуке.
  25. Я никогда не устану от синего неба.
  26. Если я буду стоить чего-то позже, я стою чего-то и сейчас. Ведь пшеница — это пшеница, даже если сначала люди думают, что это просто трава.

Что и почему изображали первобытные художники? (4 фото)

Специалисты считают, что жанры такого искусства возникали примерно в таком порядке: сначала появилась каменная скульптура, затем живопись, после – посуда. Антропологи выяснили, что более осмысленный подход человека к этому виду деятельности появился примерно 40 тысяч лет назад.
Искусством занимались жившие в те времена кроманьонцы – стройные, крепкого телосложения охотники с развитой речью. Они изготавливали отличные орудия от наконечников для копий до топоров.
Раскопки археологов доказывают, что кроманьонцы следовали первобытным охотничьим верованиям и колдовству. На местах стоянок первобытных людей были найдены фигурки зверей, пронизанные дротиками, а на стенах и сводах пещер были изображены сотни животных.
Историки считают, что расцвет наскальной живописи наступил около 10-15 тысяч лет назад.
Рисунки зверей встречались наиболее часто. Культурологи назвали склонность людей изображать животных звериным стилем. Он возник в бронзовом веке и дошел до раннеклассических государств. Его традиции можно также проследить в средневековом творчестве.
Первобытная живопись была двухмерной. Мастера не владели техникой передачи объема на плоскости. Объемными были только фигурки животных и людей. Кстати, одним из главных персонажей как рисунков, так и скульптур в эпоху палеолита был бизон. Он играл значимую роль в жизни первобытных людей.
По манере исполнения живопись достаточно разнообразна. Художники зачастую не соблюдали пропорции. Например, рядом с маленькой лошадью мог стоять огромный тур. Также у мастеров наскальных рисунков страдала перспектива, из-за чего композиции выглядели нелепо, с точки зрения современного человека.
Движение объекта обычно передавалось за счет положения ног, наклона тела или поворота головы. Что интересно, неподвижные фигуры практически не встречались.

Кстати, чтобы не изображали первобытные художники, археологи так не смогли обнаружить пейзажных рисунков. Возможно, первобытные люди не были эстетами и уделяли больше внимания религиозной составляющей. Они почитали, боялись и поклонялись животным, потому в живописи делали акцент именно на них.
Изображения зверей выполняли культовую функцию. Ученые отмечают, что религия и искусство возникли практически одновременно. В первом случае речь идет о почитании, во втором – о способе его выражения. Хотя некоторые считают, что религиозное видение мира возникло раньше.
Так как изображения зверей имели магическое значение, то процесс живописи был похож на обряд. Так, многие рисунки скрыты в недрах пещер, в узких проходах, где высота свода могла доходить всего до полуметра. В таких местах художники творили лежа при свете плошек с горящим животным жиром.
Одно из самых интересных свидетельств первобытной живописи – карстовые пещеры в Пиренейских горах. Некоторые из них представляют собой уникальные подземные галереи. А расположенную в Испании пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства, так как ее рисунки, по мнению ученых, в великолепном стиле отражают полноту творчества и духовные устремления людей.
Эти картины тянутся на 280 метров, а сама уникальная галерея состоит из множества залов. В одном из них можно встретить изображения бизонов, оленей, быков, кабанов, лошадей. Некоторые из них достигают двухметровой высоты.

Читать еще:  Фигуры людей. Danielle Klebes

Первобытные художники умело задействовали естественные рельефные выступы, что усиливало эффект рисунка. Кроме нарисованных и выгравированных фигур зверей, здесь присутствуют изображения, отдаленно напоминающие тела людей.
Еще несколько подобных известных галерей находятся во французской пещере Ле-Комбатель и в соседней Фон де Гом. Археологи обнаружили около 400 изображений медведей, мамонтов, оленей и т.д.
Собрание наскального искусства сохранилось в долине Камоника в Альпах, которая занимает более 80 километров. Ученые считают, что это наиболее полная и важная европейская коллекция. Первые рисунки здесь появились около 8 тысяч лет назад. Исследователи зарегистрировали порядка 170 тысяч наскальных изображений.
При исследовании вопроса, что и почему изображали первобытные художники, стоит уделить внимание их подручным материалам. Мастера использовали естественные красители и окиси металлов, которые применялись в чистом виде или при смешении с водой, животным жиром. Краски наносились рукой или кисточками, иногда человек выдувал на влажную стену цветной порошок, который складывался в узор.
Для глубоких наскальных рисунков художники пользовались режущими инструментами. Например, массивными каменными резцами. Сначала изображения были грубыми и неточными, но позднее мастера стали более аккуратными, делая ставку на плавные линии.

Кстати, исследователи венгерского университета им. Этвеша считают, что первобытные художники более точно передавали механику движения животных по сравнению с современными живописцами.
Они проанализировали более тысячи изображений и пришли к выводу, что в половине случаев древние люди абсолютно верно подмечали анатомические особенности зверей. А вот у мастеров Средневековья и Нового времени ошибок набралось гораздо больше.
По мнению ученых, такая разница обусловлена тем, что авторы наскальной живописи были намного ближе к природе: они лучше знали животных, их повадки, а потому могли их точнее рисовать.

Ученые нашли скрытый смысл в картинах Ван Гога

Картины великого художника помогают ученым изучать природные феномены

ГЕНЕТИКА: ГЕНИЙ ОБЕССМЕРТИЛ МУТАЦИЮ ПОДСОЛНУХОВ

Голландский импрессионист Винсент Ван Гог — как космос, который могут изучать все: от художников и искусствоведов до медиков и астрономов. На днях им заинтересовались. генетики.

В знаменитой серии Ван Гога «Подсолнухи» можно увидеть странные цветы. Обычно у цветка подсолнечника темный круг в центре обрамлен крупными золотыми лепестками. У художника же мы видим, что центральный диск цветков спрятался под растрепанной темно-оранжевой порослью. До сих пор считалось, что это — фантазия гения. Оказалось — нет. Ван Гог скрупулезно обессмертил мутацию, которая иногда поражает подсолнечник. К такому выводу пришли ученые из Университета Джорджии (США).

Что же за мутация вызывает такую странную «разлохмаченную» форму? Исследователи предположили: может, причина изменений цветка — мутации в генах CYC.

— Семейство этих генов влияют не только на строение цветков у других родов астровых, родственных подсолнечнику, — объяснял один из авторов исследования Марк Чапман . — С этим геном «вангоговские цветы» с почти отсутствующим центральным диском практически не могут размножаться. Насекомым нечего опылять. А вот как работают гены таких мутантов, мы не знали. Поэтому решили провести эксперимент.

Для того, чтобы получить подсолнух, «как у Ван Гога», генетики скрещивали обычный подсолнух с полумутантным, то есть с таким, у которого центральный диск был не очень «лохматым». Такие растения еще могли давать потомство. В результате ученые получили знаменитые подсолнухи.

— Они появились благодаря мутациям в гене HaCYC2c, — убеждал Чапман. — Он проникает во все ткани растения и превращает его в «лохматое» и бесплодное.

Обнаруженная мутация, которую обессмертил гений, широко не распространяется. Она появляется случайно и быстро вымывается из популяции.

ОКЕАНОЛОГИЯ: ХУДОЖНИК КАК БУДТО ИЗ КОСМОСА УВИДЕЛ ОКЕАНИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Специалисты НАСА однажды, любуясь картиной Ван Гога «Звездная ночь», вдруг обнаружили, что нечто подобное где-то видели у себя — в своих лабораториях, на своих компьютерах. Проверили и оказалось — точно: есть сходство между этим полотном и. моделью НАСА океанических течений.

Напомним, что на картине изображены огромные звезды, окруженные сферическими ореолами мерцающего света. Одни бледно-золотые, другие раскаленные добела — они создают ощущение вращения. Как будто крутятся желто-белые водовороты. (Кстати, этим эффектом решил воспользоваться греческий инженер-электрик и художник Петрос Вреллис. Он создал интерактивную репродукцию этой картины. Для ее создания он использовал сенсорный экран и инструменты openFrameworks. С помощью прикосновения пальца можно изменять анимированное полотно по своему вкусу, а затем вернуть все в изначальный вид.) Вся эта спиралевидная, изгибающаяся и крутящаяся «вакханалия» напоминает океанские течения, если на них смотреть из космоса.

Модель НАСА была построена благодаря научному проекту, изучающему роль океана в будущих сценариях изменения климата. Он называется «Оценка климата океана, Фаза II» (ECCO2). «Наши специалисты сделали высокое разрешение модели мирового океана, — объяснил в пресс-релизе представитель НАСА. — И обнаружили в океане вихри и течения, которые разносят тепло и углекислый газ по всему Мировому океану». Интерактивная модель ECCO2 имитирует океанические потоки на всех глубинах, но только в специально созданной визуализации используются поверхностные потоки — чтобы сравнить с вангоговскими течениями.

Кроме того, выяснилось, что такие же «вангоговские водовороты» образуют и огромные зеленоватые скопления фитопланктона в темных водах вокруг шведского острова Готланд в Балтийском море. Фитопланктон представляет собой микроскопические морские растения, которые создают важнейшее звено пищевой цепи в океане. Когда он цветет, подводные течения выносят питательные вещества на освящаемую солнцем поверхность океана. И в итоге эти микроскопические растения растут и размножаются.

По мнению некоторых специалистов, у матери-природы картины «завихрений» получились намного замысловатей, чем у художника-импрессиониста. Но это понятно. Мало того, что у природы в качестве «полотна» — гигантская планета, а не холст размером 73,7 на 92,1 см. Да и сам создатель шедевра был не в лучшей форме. Ван Гог писал «Звездную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми. Он переживал тяжелые приступы депрессии. И только в редкие моменты относительного спокойствия всецело отдавался живописи. И именно к «Звездной ночи» Ван Гог вернулся, чтобы кое-что подправить, в ту ночь, когда совершил самоубийство.

Читать еще:  У краски есть душа. Maria Teresa Aroz Ibanez

АСТРОНОМИЯ: ИМПРЕССИОНИСТ ТОЧНО ЗАПЕЧАТЛЕЛ ФЕНОМЕН БОЛЬШОЙ ЛУНЫ

А не так давно Ван Гогом заинтересовался американский астроном из Техасского университета Дональд Олсон. Он обратил внимание на картину под названием «Восход Луны». На нем багровая Луна выглядывает из-за вершины горы и освещает все зловещим красно-оранжевым светом. Может быть, это восход Солнца, и художник просто перепутал? — задавались вопросом искусствоведы. Уж очень она большая и яркая. Но возможности проверить не имели: точная дата написания картины была неизвестна.

Проведя собственное расследование, Олсон выяснил: картина была написана 12 июля 1889 года. В этот день Винсент лежал в той самой психлечебнице в Сан-Реми. И картину писал, глядя из окна своей палаты.

— Это была так называемая «лунная иллюзия», — убеждал астроном. — То есть оптическая иллюзия, при которой воспринимаемый размер Луны примерно в полтора раза больше, когда она находится низко над горизонтом, по сравнению с тем, как она воспринимается при нахождении высоко в небе, хотя ее проекции на сетчатку глаза в обоих случаях равны между собой.

Объяснил астроном и появление странных теней под горой. Оказалось, что Ван Гог писал эту картину в два приема — начинал вечером, а заканчивал утром. Поэтому была изображена Луна, восходящая вечером. А тени под горой появлялись потому, что их отбрасывало восходящее утром Солнце.

Все специалисты убеждены в одном: несмотря на то, что Ван Гог часто позволял себе всякие импрессионистские штучки вроде неестественно ярких цветов и искажения перспективы, он никогда не искажал реальность. Так, например, астрономы изучили несколько картин ночного неба художника и убедились, что каждая из них написана с астрономической точностью. На одной из них — «Белый дом ночью» — изображена огромная звезда над домом. Выяснилось, что это была Венера . В день написания шедевра — 16 июня 1890 года — она светила особенно ярко.

ЦИТАТА

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции?

Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент).

Картины Ван Гога точно повторяют турбулентность в природе

Эта картина, «Звездная ночь» Ван Гога, нарисованная в психиатрической больнице, точно моделирует физику турбулентности.

Винсент Ван Гог был блестящим художником природных явлений, особенно в моменты обострений психического заболевания. Согласно Хосе Луису Арагону из Национального автономного университета в Мексике, знаменитые спиральные мазки Ван Гога представляют собой почти идеальную визуализацию турбулентности.

Арагон и его коллеги, Мануэль Торрес и Джерардо Наумис, обнаружили, что завихрения на самых бурных картинах Ван Гога, которые, по совпадению или нет, были сделаны во время его самых серьезных обострений психического заболевания, придерживаются тех же физических законов, что и турбулентные жидкости, встречающиеся в природе. “Звездная ночь” была написана во время пребывания художника в французской психиатрической клинике. Картина “Дорога с кипарисом и звездой” была нарисовано после продолжительного приступа тревожных галлюцинаций, а картина “Пшеничное поле с воронами” было закончено незадолго до того, как Ван Гог покончил жизнь самоубийством.

Пшеничное поле с воронами

Команда проанализировала три из самых вьющихся картин Ван Гога: «Звездная ночь» , «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами» и проверила, соответствуют ли результаты физике турбулентности. В качестве меры воздействия каждой картины на зрителя они использовали концепцию светимости. Интенсивность света, отраженного от различных точек на холсте, который содержит большую часть информации, которую человеческий глаз воспринимает при просмотре картины. Команда использовала свои измерения, чтобы определить вероятность того, что две точки, лежащие на определенном расстоянии друг от друга, одинаково светятся. Эти вероятности дают хорошее представление о том, как изменяется яркость на холсте, что приводит к аккуратному математическому представлению восприятия картины зрителем.

Поведение турбулентных жидкостей может быть охарактеризовано скоростью жидкости в разных точках: близко к центру вихря жидкость будет двигаться быстрее, чем дальше от нее. В 1930-х и 1940-х годах советский математик Андрей Колмогоров разработал статистическую модель турбулентности, которая оказалась удивительно точной и теперь лежит в основе современной теории турбулентности. Как и в случае с вышеупомянутой светимостью, важным компонентом модели является вероятность того, что жидкость имеет одинаковую скорость в двух точках, которые находятся на определенном расстоянии друг от друга. Она предсказывает, как эта вероятность изменяется при изменении расстояния между точками. Это изменение или масштабирование как называют это математики, в некотором смысле универсально: оно одно и то же, независимо от того, на какую жидкость вы смотрите и какие внешние факторы управляют ее перемешиванием.

Именно с этой моделью Арагон и его команда сравнивали пейзажи Ван Гога. Результат удивил их всех: функции плотности вероятности, описывающие светимости картин, масштабируются точно так, как предсказано теорией Колмогорова, подтверждая, что вихри Ван Гога имитируют турбулентность в природе с поразительной точностью.

Для сравнения, команда также проанализировала картины более спокойных периодов Ван Гога, такие как известный “Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой”, но не нашла никакой существенной связи между этими картинами и теорией турбулентности Колмогорова.

«Кажется, существует тесная связь между состоянием ума художника и турбулентностью», – говорит Джерардо Наумис, соавтор исследования.

Он полагает, что активность мозга в периоды внутренней суматохи может иметь динамические особенности, аналогичные турбулентности. Пока что это только неподтвержденная гипотеза, но если такая связь будет установлена, то это может привести к новым способам диагностики психических заболеваний путем визуального картирования мозговой активности.

Это не первый раз, когда Ван Гога показал свой талант по воспроизведению природных форм. Исследование показало, что шмели, которые никогда не встречали настоящих цветов, предпочитали «Подсолнухи» Ван Гога цветочным работам других известных художников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector