Украинская художница. Tatyana Binovskaya

Украинская художница. Tatyana Binovskaya

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • APXИB (270)
  • АСТРОЛОГИЯ (419)
  • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
  • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
  • АРХИТЕКТУРА (463)
  • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
  • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
  • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
  • Всё для блога (781)
  • Схемы оформления (126)
  • Рамочки (125)
  • Разделители,стрелки,смайлы (112)
  • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (450)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
  • ГРАФИКА (1672)
  • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21378)
  • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3741)
  • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17867)
  • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5913)
  • ИЗРАИЛЬ (4767)
  • моя маленькая страна (4408)
  • израильские фотографы (1159)
  • русские израильтяне (1054)
  • израильские художники (513)
  • еврейская кухня (252)
  • израильские изобретения (103)
  • Байки из Цахала (101)
  • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2817)
  • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (14721)
  • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
  • КУМИРЫ — ЖЗЛ (464)
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1284)
  • КНИЖНОЕ (1226)
  • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
  • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
  • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
  • МАМИНА КНИГА (38)
  • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12770)
  • ПАРОДИИ (64)
  • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20387)
  • ПОЭЗИЯ (9348)
  • ПРОЗА (2336)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3334)
  • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2911)
  • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1417)
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
  • РАЗНОЕ (48)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (442)
  • СКУЛЬПТУРЫ (502)
  • ТАНЕЦ (665)
  • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
  • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
  • СКАЗОЧНОЕ (1571)
  • Сказки (1291)
  • Музыкальное волшебство (143)
  • Сказки от Эльфики (130)
  • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2404)
  • ФИЛЬМОТЕКА (377)
  • ФОТО И ФОТОГРАФ (3582)
  • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
  • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
  • ЭРОТИКА,НЮ (1404)
  • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (264)
  • ЮМОР (2228)
  • ЯПОНИЯ (527)
  • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
  • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
  • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17352)
  • aмериканские художники (2750)
  • aнглийские художники (1155)
  • aвстралийские художники (251)
  • aвстрийские художники (211)
  • aргентинские художники (60)
  • aзербайджанские (21)
  • албанские художники (23)
  • aрмянские художники (96)
  • белорусские художники (510)
  • болгарские художники (214)
  • бельгийские художники (215)
  • бразильские художники (96)
  • венгерские художники (143)
  • вьетнамские художники (60)
  • венесуэльскиe художники (12)
  • грузинские художники (127)
  • голландские художники (116)
  • греческие художники (86)
  • датские художники (85)
  • испанские художники (399)
  • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
  • индийские художники (72)
  • ирландские художники (40)
  • индонезийские художники (16)
  • итальянские художники (523)
  • канадские художники (469)
  • китайские художники (396)
  • корейские художники (195)
  • кубинские художники (27)
  • кенийские художники (8)
  • латвийские художники (66)
  • литовские художники (171)
  • мексиканские художники (74)
  • малайзийские художники (36)
  • молдавские художники (120)
  • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
  • немецкие художники (379)
  • норвежские художники (67)
  • новозеландские художники (15)
  • нидерландские художники (87)
  • oсетинские художники (10)
  • польские художники (590)
  • перуанские художники (53)
  • португальские художники (26)
  • pоссийские художники (4812)
  • pусские художники (401)
  • pумынские художники (105)
  • cингапурские художники (31)
  • сирийские художники (8)
  • турецкие художники (93)
  • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
  • украинские художники (1149)
  • узбекские художники (45)
  • французские художники (1119)
  • финские художники (99)
  • филиппинские художники (35)
  • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
  • чешские / словенские художники (114)
  • чилийские художники (45)
  • шведские художники (112)
  • швейцарcкиe художники (62)
  • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
  • эстонские художники (58)
  • южноафриканские художники (56)
  • японские художники (391)

Цитатник

Разделители осенние 200 штукАф ) Фотографии в альбоме «Разделители осенние» MANGIANA на Яндекс.Фо.

Художник-иллюстратор Кирдий Виктория Эрнестовна. Все иллюстрации здесь Радуга К солнцу Ангел.

Турецкая художница-акварелистка Рукие Гарип (Rukiye Garip). Все акварели здесь .

Татьяна Биновская: Улыбка Южной Африки


С имени Татьяны Биновской началась история частных галерей Одессы. Именно она в перестроечное время организовала «Галерею на Уютной», представляя работы одесских художников. Благодаря ее азарту, энергии Одесский порт получил прекрасную художественную галерею и коллекцию картин одесских и не только мастеров кисти.


– Этот проект длиной в 20 лет я завершила на самом верху, – говорит основатель «Морской галереи», руководитель многих международных проектов, которые подняли культурный статус Одесского порта. – А следующим проектом стала Африка. Как говорил Эрнест Хемингуэй, когда человек попадает в Африку, его кусает черная муха и он уже не может не возвращаться на этот континент. Африка подарила мне счастье, улыбку, цвет. В Одессе на то время, когда я уезжала в ЮАР за старшей дочкой Радой и ее семьей, мне не хватало радости жизни. Очень многое огорчало. И я даже пыталась придумывать проекты, чтобы облагородить город. Но сейчас Одесса порадовала меня, став комфортным, чистым, цивилизованным городом.

Африка на тот момент дала мне все, что нужно. Я не могла остановиться, «красила» все, рисовала, что попадалось на глаза. Проект «Ах, Африка», при поддержке Посольства ЮАР, увидели жители многих городов Украины, мы вместе учили людей улыбаться.


В Африке все улыбаются: в магазине, на заправке, на улицах. Я получила то, что хотела, чего мне не хватало в Одессе. Для того, чтобы мне было легче социализироваться в незнакомой стране, моя дочь посоветовала поступить в Академию туризма. Так я стала гидом. Это позволило мне путешествовать по всей Африке. Я была в Танзании, Кении, где животные и люди сосуществуют вместе в полнейшей гармонии. Первые годы пребывания в Африке меня это поражало. Огромные стада слонов, резвящиеся жирафы, миграция антилоп и зебр, это удивительно и прекрасно!

Я бы там осталась на всю жизнь. Потом я поняла, что самая большая ценность африканского континента – это люди, племена, которые, несмотря на завладевшую миром цивилизацию, до сих пор там живут. Они сохраняют свои традиции, обычаи. Однажды, проводя экскурсию с туристами, я увидела удивительных людей с клюками в одеждах сплетенных из веревок. А через некоторое время я встретила женщину — она была настолько красива и величественна, что походила на королеву! Туристы спросили, можно ли ее сфотографировать. Она рассказала, что она из племени, которое живет на Столовой горе. Вокруг цивилизация почище, чем в Европе. А вне ее, рядом – такие люди! – замечает автор-галерист.

– Теперь у меня мечта попасть в Эфиопию, где обитает интересное племя вудабе. Раз в году все жители селений собираются на смотр, чтобы создать семьи. В природе самцы привлекают женский пол. В нашей жизни все наоборот. А мужчины этого племени раскрашивают себя. Берут содержимое батареек и красят черным глаза и губы. Белой глиной – лица. Украшают себя перьями и танцуют. А девушки выбирают того, кто понравится. И уводят на ночь в буш, саванну. А потом еще думают, выходить за него замуж или нет, – смеется Татьяна Биновская. – Мне очень хочется увидеть это племя. И я знаю, что желания сбываются, когда рисуешь. Бывало, напишу что-то, а потом туда еду. Получается как предсказание. В Одессе задолго до моего переезда в ЮАР сделала серию работ «Жара», где написала девушку с декоративными узорами на теле. И через многие годы мы рассмотрели, что там есть флаг Южной Африки.

Читать еще:  Скрытые смыслы и значения. Anna Kunka-Kawelczyk

Татьяна, получив полную свободу как художник, окунулась в мир красок цветной Африки. Ее картины дышат жизнью. Будь то зебры в саване, черные пантеры с хозяйкой жизни, белые леди, создавшие в Африке свой европейский уголок, местные жители, покоряющие своей непосредственностью и мудростью.


– Когда я ехала в ЮАР к дочке, думала заниматься семейными делами, как бабушка, – улыбается художница. – Но жизнь повернулась иначе. В Кейптауне есть удивительное местечко. Из здания старой мукомольной фабрики сделали рынок, который работает по субботам. Там можно увидеть вживую настоящих кейптаунцев и это очень интересно. Они такие красивые, совершенно разные. Моя дочь, договорившись с руководством рынка, помогла мне сделать интерактивный проект . Мне приводили африканских моделей в национальных одеждах и я писала их портреты прямо во время праздника жизни, который ты ощущаешь вседа, находясь на Бисквит Миле!. Я передавала их настроение.

Темнокожие африканки, парень – преподаватель сальсы, девочка из Бразилии, ребенок. А потом прямо на рынке прошла выставка этого проекта.

Приехав в Одессу, я взяла с собой некоторые работы в холстах. Сотрудничая с онлайн галереями, в любой момень может произойти продажа и работу нужно будет отослать. Так что лучше их иметь рядом с собой. О выставке и не мечтала. Все это стоит немалых денег. Я говорила, что сделаю выставку если найдется спонсор. Роберт Гулиев увидел мою картину в интернете – портрет внучки Марсель – и предложил организовать выставку.

Все было так чудесно! Буквально за неделю, работы были натянуты на подрамники и нашелся зал- в галерее Сады Победы ! И эта мечта сбылась! – заключает художница.

В Одессе Татьяна Биновская представила три десятка картин с африканскими сюжетами и около десятка работ с карпатскими мотивами. Это ее впечатления с Украины – внукам в Южной Африке.
– А как же, я же бабушка! – смеется автор выставки с фантастическим настроением искренних улыбок глазастой Африки.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 25 от 15.06.2016-го

Татьяна Ниловна Яблонская, картины и биография

  • Информация
  • Биография
  • Год рождения: 24 февраля 1917
  • Дата смерти: 17 июня 2005
  • Страна: Россия

Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница, получившая за свою долгую творческую жизнь множество различных наград. Ее работы отличает особый стиль, родившийся под влиянием одного из направлений в постимпрессионизме – синтетизма. Кроме этого, в творчестве Яблонской хорошо заметно влияние народного творчества. Благодаря столь разнородному влиянию ее картины отличались необыкновенной красочностью и выразительностью в сочетании с реализмом изображения и острыми социальными тематиками.

Родилась будущая художница в 1917 году в Смоленске. Во многом ее творческая жизнь была предопределена семьей, так как ее отцом был известный художник, график и преподаватель словесности. Интеллигентная среда и тревожное время, связанное с многочисленными переменами в жизни страны наложили отпечаток и на личную жизнь, и на творчество Яблонской. Ее дед с отцовской стороны был священник, а это была прямая угроза не только отцу девочки, но и всей ее семье. В результате отец будущей художницы много лет пытался эмигрировать из Советского Союза и вывезти семью заграницу.

Когда девочке исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Одессу, а после этого – в Каменец-Подольский. Оба переезда были связаны с попытками тайно выбраться из страны, а также с болезнью детей – Таня и ее брат с сестрой заболели воспалением легких и с трудом восстанавливались. В этом древнем городе Татьяна окончила школу-семилетку, а затем в 1934 году переехала в Луганск. На этом попытки отца избавиться от советского режима завершились.

Свое художественное образование она начала год спустя в Киевском художественном техникуме. Когда его через год закрыли, девушка поступила на живописный факультет Киевского государственного художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Закончила она учебу в 1941 году. В это время она вышла замуж за художника, семью годами старше, но семейная жизнь прервалась, едва начавшись – началась война.

Мужа Татьяны забрали на фронт, а сама она, ожидающая первенца, оказалась в эвакуации под Саратовом. В колхозе она работала наравне с местными бабами, а редкие свободные минуты писала портреты отцов, мужей, сыновей и братьев, не вернувшихся с войны – для поминок. Ее муж вернулся с войны живым, но жизнь не задалась. Татьяна родила еще одну дочь, но союз распался. Она в то время уже была известной художницей, а ее мужу слава так и не улыбнулась. Ревность к успеху убила любовь.

У Яблонской была не только успешная творческая жизнь, но и активная карьера. За свою жизнь она занимала множество высоких постов и более 30 персональных выставок на территории Советского Союза и за его пределами. Однако ее политическое положение чиновника от искусства и депутатство не сказались на ее активной жизненной позиции. Это была очень храбрая женщина, отстаивавшая право художника на самовыражение. Такое отношение расценивалось как противопоставление «воле партии» и приводило к многочисленным столкновениям с бюрократами и партийными боссами. Яблонскую лишали выставок, снимали ее картины с экспозиции, убирали с должностей. Но изменить ее отношения к искусству не смогли даже карательные меры. Она получила Сталинскую премию и отменную выволочку за «антисоветчину».

Читать еще:  Фотографии женщин. Viet Ha Tran

Художница прожила долгую жизнь, скончавшись в возрасте 88 лет. Последнюю картину она написала за сутки до смерти, находясь в инвалидной коляске шесть лет после инсульта, полупарализованная. Ее полотна находятся во множестве музеев стран бывшего СССР, а семья продолжила традиции талантливого мастера.

Татьяна Яблонская и её картины

Татьяна Яблонская.Хлеб. 1949 холст, масло. 201 ; 370 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татьяна Ниловна Яблонская ( 1917 — 2005) — советская и украинская художница, Народный художник СССР (1982), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951), Государственной премии СССР (1979) и Национальной премии им. Т. Шевченко (1998), Герой Украины (2001).

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского.

В 1928 году семья переехала в УССР в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск, где Яблонская окончила семилетку и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации становится студенткой живописного факультета Киевского художественного института(мастерская профессора Ф. Г. Кричевского).

На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках, среди которых самые значительные:

1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции (биеннале);
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе.
Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Киеве, других городах.

После эвакуации во время войны Татьяна вернулась с семьёй в Киев.Жила семья при этом в коммуналке. Родилич сь дочери Лена и Оля. Муж вскоре после возвращения подал на развод (говорят ревновал к славе Татьяны).

А на картинах художницы — упоение миром, упоение солнцем, радость детству дочерей. Самая характерная картина — «Перед стартом», где художнице (или зрителю?) улыбаются и машут, обернувшись, дети. Они счастливы, потому что кругом друзья и сейчас они будут бегать на лыжах, потому что они юны и потому что погода прекрасная. Вот так на жизнь смотрела и Яблонская.

После лета в колхозе Яблонская представляет полотно — «Хлеб». Крестьянки, одетые в украинские юбки, одна в вышиванке — чтобы выразить их говор, их манеры, потому что речь на полотне не передашь. Так-то ходили колхозницы в юбках обычных, гладких. Пейзаж закрыт длинным стогом сена, чтобы живописностью не отвлекать взгляд. И главное на картине — золотые зёрна, заполняющие весь передний план, светящиеся солнцем, летом, вольными полями, в которых выросли. И — смеющийся взгляд девушки, засучивающей рукава. Чему она радуется? Может, и хлебу.

Картина едет на международные выставки, оказывается на почтовых марках. В ней на этот раз ни грамма импрессионизма, чистейший реализм. За картину Яблонская получает Сталинскую премию и тратит её на пять ситцевых платьев и моторную лодку.

Яблонская чиновников учитывает (хотя про их умение воспринимать живопись всё, не стесняясь, высказывает) и показывает им теперь специально откладываемые «гладкие» работы, а остальное рисует уже для себя. Её выставки проходят за рубежом, а она совершает поворот и в личной жизни. Работая в Ереване — конечно же, вся в восторге от армянской школы живописи — влюбляется в местного художника, Армена Атаяна. Выходит за него замуж, рожает дочь Гаяне. С Арменом она тоже потом рассталась. Как и с Отрощенко — оставшись в хороших отношениях. Не любила Яблонская ссориться.

Тридцать пять её картин хранится в Третьяковской галерее. Бесчётное количество — в частных коллекциях в Европе и США. Появляясь на аукционах, они расходятся за десятки тысяч долларов. Ей поставили памятник в Черниговской области.

Но важнее другое её наследие. Дочь Лена — художница. Внук Зангар Арсенович — художник. Картины дочери Ольги — художницы (к сожалению, Яблонская пережила её на шесть лет). Дочь Гаяне — художница. Внучка Ирина Атаян — художница. Когда талант умножает себя в этом мире — это ли не чудо?

В 1999 году, Татьяна Яблонская была прикована к инвалидному креслу Её разбил инсульт, отнялась правая половина тела, передвигаться без коляски не выходило — переучилась на левую руку, перешла на пастель, обрела новый стиль и рисовала дальше. Последнюю картину нарисовала за день до смерти.

Яблонская завершила дни своей жизни 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Сорок лет и одно «Утро». Как казахский мальчик встретил девочку с картины

Центр Киева, Красноармейская, 46. В этом доме семья Татьяны Яблонской получила две комнаты на последнем — шестом — этаже. Против прежней комнатушки новая коммуналка казалась огромной. Светлая, красивая. Главное — в соседях лишь одна семья.

— Я занималась гимнастикой, танцевала, меня даже хотели отдать в балет, — вспоминает дочь художницы Елена Сергеевна. — Однажды на отдыхе в Гурзуфе известная балерина увидела моё «выступление». «Какие интересные данные!» — воскликнула она.

Ни мама, ни дочь-дошкольница не придали значения случайной встрече. «Я собирала бабочек, изучала их по атласу Ламперта и мечтала стать биологом. В разное время у нас жили рыбки, птички, белки. Мама тоже любила природу, но помочь мне в этой сфере не могла. Поэтому. подарила мой любимый атлас знакомому, а меня устроила в художественную школу. Мне было уже 13 лет, рисовать я не хотела, перспективу спичечного коробка не любила».

Тогда же, в 1954-м, Татьяна Яблонская напишет беззастенчиво ворвавшееся в окно солнечное «Утро». Позировать Лене было не привыкать. Даром что эта работа сделана в основном по эскизам и этюдам — в мастерской. «Утро» тут же попало на всесоюзную выставку, затем в Третьяковку. Репродукцию печатали в учебниках и на открытках, её вырезали из журналов и вешали на стену, как дорогую картину, — такая от неё исходила радость.

Читать еще:  Солнечный свет в живописи. Dorothy Spangler

Мужчина-мечта

Неожиданно увлёкшись живописью, Лена с отличием окончила художественную школу и уехала поступать в Строгановку. «В 1960-е Москва цвела счастьем, любовью, надеждой. Открылась „иностранка“, устраивались интересные выставки».

Обаятельного казаха киевлянка Лена Отрощенко приметила ещё на подготовительных курсах. А едва начав учиться, оба поняли, как близки духовно. «Тогда ведь были совсем другие отношения. Чистые. Главное — творчество».

Учёба учёбой, но какое студенчество без дружбы, любви, ранних браков? «В отличие от мамы я красавицей не была», — бросит как бы между прочим Елена Сергеевна и станет рассказывать, как несколько мальчиков в школе были в неё влюблены, а она не обращала на них внимания. Как с первых же месяцев в Строгановке за ней ухаживали три друга-алмаатинца. «Бабушка говорила, у меня был шарм», — отмахнётся она. Пока дойдёт до сути. «Сначала за мной ходил эффектный красавец Метад, или попросту Митька. Провожал, пел песни. Но оказался ловеласом. Арстан скромно подсаживался в библиотеке, рассказывал о родине. И тоже пел. Только басом».

А пока двое оттачивали искусство ухаживания, Арсен просто был рядом. Умный, тактичный, спокойный. Однажды во время лекции набросал на листочке профиль Лены: «Я тебе его подарил. Ясно? Не выбрасывай». Тетрадная страничка жива до сих пор. Как и рисунки на салфетках — из поездки в Ленинград. На очередной лекции Арсен признался: «Я тебя люблю». Елена посмотрела лукаво: «Ну и что?»

— Он понравился мне сразу. Я была маленькой, хрупкой. А в Арсене были такая сила, такое обаяние! И при этом мягкость, доброта. Рядом с ним я чувствовала себя защищённой.

Не мужчина — мечта! Однако Татьяна Яблонская предостерегла: у казахов другие традиции. Да и мама Арсена хотела невестку из местных. Но. «После первого же курса Арсен пригласил меня в Алма-Ату. Я увидела прекрасный город, добрых казахов. А в его доме со скрипучими деревянными ступеньками меня и вовсе ждал сюрприз».

«Никаких детей!»

Вырезанная из «Огонька» репродукция картины «Утро» висела в комнате апы — жены дяди Арсена. Мужчин в доме уже не было. Мать Арсена рано осталась вдовой с тремя детьми. Повзрослевшего мальчика переселили в кухоньку, где по ночам он читал книги. Читал и мечтал. Конечно, ему нравилось «Утро». Но в самых ярких грёзах казахского мальчика не было варианта, что девочка сойдёт с картины, полюбит его и они будут жить долго и счастливо.

«Войдя в комнату апы, я увидела на стене «Утро»: «Надо же! Мамина работа, а на ней — я!» Немая сцена. Шок. Недоумение близких Арсена: и что теперь?

— Мама была для меня недосягаемой звездой. Но я себя дочерью звезды не чувствовала. И не понимала, чему люди завидуют — тяжёлое детство, ни мебели хорошей в доме, ни нарядов.

Старшую дочь Елену Татьяна Ниловна родила в эвакуации в Саратове. Чтобы выжить, по фото рисовала умерших мужчин. «А женщины в благодарность приносили маме кто картошечку, кто яичко».

Арсен и Елена стали первой интернациональной парой на курсе. Потом переженились все. Но мало кто вытянул счастливый семейный билет. «Двум художникам сложно вместе. Эмоции на пределе, зависть, ревность. А у мужчин ещё и нервная система слабее».

Брак родителей Елены продлился лет десять. Вскоре после войны отцу предложили работу на ВДНХ. Но он большого признания не получил. А маму стали награждать премиями. «Она отдавала творчеству всю себя. До сих пор удивляюсь, как умудрилась родить трёх дочерей? Преподавала, заседала в Верховном Совете. А нам с Олей так не хватало её любви, что мы обожали болеть».

Спустя несколько лет после развода Татьяна Яблонская встретила художника Армена Атаяна и в 42 года родила Гаяне. Но этот творческий союз постигла та же участь. Хотя именно печальный опыт матери, возможно, научил Елену сглаживать острые углы.

«В феврале 1962-го мы с Арсеном расписались. Хотя утром в день свадьбы у меня даже платья не было! Накануне мы с мамой купили в магазине „Синтетика“ несколько метров капрона. Она быстро сшила юбку, оформила лиф с лямочками, а накидкой стал кусок капрона, который прекрасно топорщился. На торжестве не было и десяти человек».

Скромная свадьба вылилась в яркую жизнь художников Бейсембиновых — украинскую фамилию русская Елена поменяла на казахскую. Книжная графика, кино, мультипликация. Позже она ушла в живопись, а он так и остался графиком — тушь да перо. «Всякое бывало. Но мы никогда не соперничали. И всю жизнь Арсен поддерживал меня. Когда родила Зангара, сказал: «Больше никаких детей!» А ведь он восточный человек! Сам обладавший талантом мирового уровня, Арсен ценил то, чем я занимаюсь. И только когда делала бусы, ворчал: «Не порти глаза!»

Так пересеклись пути казахского мальчика и русской девочки. Чтобы на четыре десятилетия стать одной судьбой. «Конечно, мы ходили в Третьяковку смотреть „Утро“. Но культа этой картины в семье не было».

17 лет назад Арсен оставил Елену — диабет, паралич. Последние 8 месяцев она не отходила от мужа. Писала картины и читала ему серьёзные книги. «Однажды спросила: „А что же дальше?“ — „Ницше“. — „Хорошо, Арсенушка, завтра начнём“. Но Ницше он уже не услышал».

Сегодня художница живёт одна в маленьком городе под Алма-Атой. Из-за морозов в доме лопнули трубы. На полу тазики со снегом. И я перебираю руками холодные комочки. Чтобы прикоснуться к памяти маленькой сильной женщины — пожелтевшему рисунку 1962 года, на котором Татьяна Яблонская изобразила сладко почивающих молодожёнов. «Я всегда спала на плече Арсена», — грустно улыбнётся прекрасная Елена, теперь уже прабабушка.

И в этот момент в окно беззастенчиво ворвётся солнце.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector