Узбекский художник. Клим Ли

Узбекский художник. Клим Ли

«Клим Ли. Графика».

Сельцо Михайловское. 2007.

…Люблю я Пушкинские Горы, где мне думается так же легко, как и дышится. Живое чудо…

Клим Ли – профессор, декан факультета графики Института им. И. Е. Репина (С.-Петербург). Член Союза художников России. Родился в 1946 г. в Узбекистане. В 1976 г. окончил Институт им. И. Е. Репина. В настоящее время Клим Ли – известный книжный график, им проиллюстрировано более 70 книг, в том числе произведения Линдгрен, Беляева, Булычева, Хэммета, Чандлера, Додж, сборник корейской классической прозы «История цветов» и многие другие книги. Клим Ли – мастер пастели, в его работах изысканная простота линий и точность передачи движений и чувств достигается органическим соединением традиций русской школы рисунка с декоративностью и каллиграфическим изяществом, присущим художникам Дальнего Востока.

С 1976 года Клим Ли принимал участие в городских, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Персональные экспозиции художника прошли в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, галерее «Наив» (Санкт-Петербург), в музеях и галереях Южной Кореи, Румынии, Франции.

Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях России, стран СНГ, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Норвегии, Румынии, США, Чехии, Швеции, Южной Кореи.

А. С. Пушкин.
2004.
Бумага, тушь.

Л. Брандт «Браслет II». Иллюстрация.
2007.
Бумага, тушь, смешанная техника.

Л. Брандт «Остров Серафимы». Иллюстрация.
2007.
Бумага, тушь, смешанная техника.

Утро туманное.
2000.
Бумага, акварель.

Л. Брандт «Пират». Иллюстрация.
2007.
Бумага, тушь, смешанная техника.

А. С. Пушкин «Пир во время чумы». Иллюстрация.
2006.
Бумага, тушь, белила.

А. С. Пушкин «Пир во время чумы». Иллюстрация.
2005.
Бумага, тушь, белила.

Вика.
2004.
Бумага, пастель.

Из детства.
2002.
Бумага, пастель.

Ги де Мопассан «Милый друг». Иллюстрация.
2007.
Бумага, акварель, гуашь.

Ги де Мопассан «Милый друг». Иллюстрация.
2007.
Бумага, акварель, гуашь.

Н. Рубцов «Аленький цветочек». Иллюстрация.
2006.
Бумага, гуашь, тушь.

Н. Рубцов. «Аленький цветочек». Иллюстрация.
2006.
Бумага, гуашь, тушь.

Коля Рубцов.
2006.
Бумага, тушь.

Катарина.
2004
Бумага, соус.

Б. Васильев «А зори здесь тихие». Иллюстрация.
2006.
Бумага, акварель, белила.

Б. Васильев «А зори здесь тихие». Иллюстрация.
2006.
Бумага, акварель, белила.

Мария.
1992.
Бумага, тушь.

Тропинка.
2004.
Бумага, пастель.

Татьяна.
1994.
Бумага, акварель.

Пруд.
2003.
Бумага, акварель.

В. Набоков «Лолита». Иллюстрация.
2004.
Бумага, пастель.

В. Набоков «Лолита». Иллюстрация.
2004.
Бумага, пастель.

В. Набоков «Лолита». Иллюстрация.
2004.
Бумага, пастель.

В. Набоков «Лолита». Иллюстрация.
2004.
Бумага, пастель.

В. Набоков «Лолита». Иллюстрация.
2004.
Бумага, пастель.

Ирина.
2004.
Бумага, тушь.

Тишина.
2005.
Бумага, пастель.

Художник Клим ЛИ: «Никогда не получается так, как задумываю»

Он — носитель традиций петербург ской художественной школы. Именно Петербург оказался для Клима Ли местом пересечения западной и восточной культур.

Помимо вернисажа художник дал мастер-класс и в течение часа на глазах у всех создал эскиз прекрасной незнакомки, навеянной стихами Бориса Заходера .

Художник с «пожарным» прошлым

— О чем я думаю, когда пишу картины? О жизни, о людях, прислушиваюсь к тому, что на душе. Самое интересное, что никогда не получается так, как задумываю изначально. Всегда вокруг да около, — с улыбкой делится мастер. — Но мне нравится, что нет конкретики. Так появляется и свобода в мыслях, и легкость в теле: кисти рук не напряжены. А свобода художнику нужна обязательно. Не надо бояться, если на рисунок упала клякса. Бог с ней! С помощью штрихов и полутонов сделайте из недостатка настоящее достоинство. Когда все чистенько, даже противно.

Клим Ли ненадолго задумывается о чем-то своем. Несмотря на потертые джинсы и рабочую жилетку, он сидит на стуле в позе аристократа, сам не замечая этого.

Рассказывать о себе художник не любит. Ему гораздо интереснее поделиться опытом и передать знания. Хотя его личная жизнь — пример того, что талант всегда пробьется. Художник родился в Узбекистане в 1946 году, затем переехал в Санкт-Петербург.

— Я специально нигде не занимался живописью профессионально, только посещал кружок рисования в школе. Когда решил поступать в Институт им. И. Е. Репина в Ленинграде , меня два года не брали. Чтобы как-то прокормиться, работал пожарным и параллельно рисовал.

На третий год его работы заметил известный профессор-живописец «репинки» Андрей Мыльников и сказал: «Почему он до сих пор не учится у нас?!» Так он оказался в институте. И так же совершенно неожиданно после окончания института ему предложили остаться преподавать.

— Я тоже стараюсь подмечать «самородки», способствую их становлению и росту. Много таких через меня прошло. При этом очень важно, чтобы студенты мне верили. Без этого не будет взаимопонимания. Поэтому часто провожу наглядные эксперименты и рассказываю о некоторых важных фокусах иллюзии. Например, вертикальная линия всегда кажется меньше, чем горизонтальная. Таково свойство восприятия нашего глаза. И когда доказываю это на практике, студенты начинают верить.

Каждый штрих должен быть осознанным

С алматинскими слушателями художник тоже провел небольшой эксперимент. Вызвал добровольца из зала и попросил нарисовать кофеварку. Рисунок на первый взгляд удался. Никто из присутствующих даже не заметил, что носик нарисован не в том месте, пока художник не поправил.

— Не только каждая деталь, каждый штрих должен быть осознанным. Как говорил Фаворский, красота кружева не только в нитях, но и в пустоте между ними, — делает акценты художник. — Японские и китайские графисты, например, работают очень много именно над пустотами.

Кстати, о Китае . Именно в Поднебесной очень ценят его творчество и часто приглашают для консультаций. Здесь хранится много произведений Клима Ли, издан внушительный каталог, посвященный его работам. Художник поделился некоторыми своими впечатлениями:

— Как-то один пожилой профессор из Китая попросил дать оценку своим картинам. Он рисует на огромных холстах, и ему помогают подмастерья. На одном из них была изображена многолюдная композиция, где люди пьют кумыс из пиал. На первый взгляд, все очень точно изображено, но что-то не так. Увидел, что кумыс «налит» неправильно. Жидкость всегда придерживается линии горизонта, независимо от положения чаши, а у профессора молочный напиток изображен параллельно кромке пиалы. Я спросил, могу ли сделать ему замечание в присутствии учеников? «Да, пусть знают, что профессора тоже учатся!» Этот ответ мне больше всего понравился, и я с ним солидарен. Более того, позже он приехал ко мне в Питер учиться.

Читать еще:  Сила освещения. Cynthia Haase

«Завтра была война»

Многогранность творчества Клима Ли поражает. Он создал несколько сотен произведений оригинальной и печатной графики в разных жанрах изобразительного искусства. Более 100 книг оформлено им как книжным иллюстратором. Многие из его работ в этой сфере уже вошли в историю книжной графики — иллюстрации к А. С. Пушкину , Ги де Мопассану , В. Набокову . Теме войны и гибели совсем еще молодых людей посвящены пронзительные повести Б. Васильева «Завтра была война», «В списках не значился» и «А зори здесь тихие». С этими же настроениями перекликается и цикл иллюстраций художника к роману З. Прилепина «Обитель» (2019) о Соловецком лагере особого назначения.

Военная тематика была близка художнику еще во время студенчества. Так, его дипломной работой была серия «Военные годы», где представлены сложные, многофигурные, «хоровые» композиции на военную тему. Во всех листах чувствуется глубоко личное отношение автора к теме Великой Отечественной войны. Его больше интересуют не столько героические образы, сколько сложность, неоднозначность психологических состояний обычных людей, столкнувшихся с войной и волею жестокой судьбы участвовавших в ней.

Мастер портретов

На выставке в Алматы представлены иллюстрации к книгам, а также портреты, большинство из которых — прекрасных дам. Их не назовешь салонными, но автору всегда удается увидеть в своей модели самое восхитительное, свойственное ей одной. Он умеет словно раствориться в создаваемом образе, влюбиться в него хотя бы на несколько мгновений.

Примечательно, что большинство портретов художник пишет не с натуры. На мастер-классе мы были свидетелями того, как воображение автора воплотилось на холсте.

— Бориса Заходера многие знают по переводу на русский язык детской иностранной литературы — «Винни-пух», «Мэри Поппинс» и так далее. А сейчас нарисовать портрет незнакомки меня вдохновили его стихи, — настроил на свою волну слушателей Клим Ли и прочитал стихи, прежде чем сесть за холст.

Шел — и встретил женщину.

Вот и все событие.

А не могу забыть ее.

Не могу забыть ее,

Вот и все событие,

Вот и все, что было…

Так на наших глазах в течение часа родился эскиз. И даже для не профессионалов этот мастер-класс раскрыл богатый внутренний мир художника и оставил глубокий след в душе. Перефразируя Заходера, скажу так. Мастер класс художника. Вот и все событие. Подумаешь, событие. Но не смогу забыть его …

P.S. Этот эскиз и еще пять своих работ художник передал в дар Музею имени Кастеева в память о своем визите в Казахстан .

Где? Когда?

искусств им. А. Кастеева, «Коктем-3», дом, 22/1.

Выставка «Парадокс зеркал», с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.

Читайте также

«Другая правда» об 11 сентября и другие убийственные истории

В Москве открывается Фестиваль немецкого кино

Карен Шахназаров: Отменив коммунизм, мы получили национализм и религиозный фанатизм

Фильмы «Курьер» после цифровой реставрации выпускают в повторный прокат. Мы поговорили с автором ленты о его работе

«Не страдайте! Выхаркивайте боль»: в Москве проводили в последний путь режиссера Романа Виктюка

20 ноября в Москве простились с театральным режиссером, народным артистом России

Ушла в религию и отказывается сниматься: как сейчас живет актриса Галина Яцкина

76-летняя артистка пережила много испытаний

«Дочери нет!»: племянница Романа Виктюка опровергла слухи о «тайной наследнице»

Знаменитый театральный режиссер распорядился похоронить его во Львове, рядом с родителями

Будущих Ростроповичей и Плисецких будут растить в регионах

Культурно-образовательные и музейные комплексы создадут к 2024 году, но филиалы некоторых федеральных участников проекта уже работают

Московские и петербургские поделятся знаниями

По поручению президента в Севастополе, Владивостоке, Кемерове и Калининграде строятся уникальные комплексы

Третьяковка приходит на Дальний Восток, а Большой театр — в Калининград

В четырех регионах страны будут открыты филиалы ведущих музейных и культурно-образовательных площадок России

Хулиган Гусь из фильма «Приключения Электроника»: как сложилась судьба Василия Скромного

Он проснулся знаменитым после премьеры картины режиссера Константина Бромберга

Андрей Житинкин, у которого играли Гурченко, Быстрицкая, Козаков: У актеров был тотализатор — кто из них сорвет премьеру

Известному режиссеру исполнилось 60 лет

«Удивительно и несправедливо»: Алексей Учитель отреагировал на судебный иск от сына Виктора Цоя

По словам режиссера, образ Цоя принадлежит всем, а не только его родным и близким

Возрастная категория сайта 18+

Таро Фортуны (Клим Ли) — Tarot of Fortune

  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >
  • » target=’_blank’ >

Характеристика Таро Фортуны (Клим Ли) — Tarot of Fortune

Автор: Клим Ли
Художник: Клим Ли
Издательство: Артемида (2001 год), Весь (2018 год)
Производство: Россия
Состав: 78 карт + инструкция
Язык карт: русский
Размер карт: 7,4 х 10,9 см
Год: 2001, 2018
ISBN: 978-5-9573-3387-6

Традиция: Уэйт
Младшие арканы: иллюстрации
Масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли
Карты двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король
Нумерация: Шут 0 Сила 8 Правосудие 11
Категория: эротическая, восточная

Аннотация: Создатель данного таро – российский художник Клим Ли, уже ставший известным в своих кругах. Первый вариант колоды был выпущен еще в 2001 году и до сих пор ее предпочитают множество практикующих систему таро. Колода основана на классическом Универсальном таро, а сцены иллюстраций взяты из жизни цирковых акробатов. Почему автор назвал свое творение именно так – неизвестно. Но с уверенностью можно сказать, что она приносит удачу и счастье, ведь созвучна с именем древнеримской богини удачи. Представленная колода – обновленная версия данного таро с восстановленной палитрой цветов иллюстраций. Возвращен светлый фон карты, а Арканы окружены рамкой в соответствии со стихиями. Благодаря этому, работа с колодой стала еще доступнее и понятнее.

Читать еще:  Скульптуры из проволоки. Simone Wojciechowski

О чем книга
Перед вами одна из первых авторских отечественных колод Таро. Спустя 17 лет после выхода первого тиража колода по-прежнему актуальна и действенная в практическом плане. Таро Фортуны — это карты, несущие удачу и успех, они подсказывают путь к совершенствованию и ловкие нестандартные решения сложных ситуаций. Благодарить за это следует Фортуну — богиню Удачи и везения в Древнем Риме. Теперь, в 21 веке она помогает через работу с одноименными картами.
В подарочный набор входит колода из 78 карт в отдельной коробочке и книга с комментариями, в которой вы найдете следующую информацию:
— подробное описание Старших и Младших Арканов;
— толкование каждой карты в прямом и перевернутом положениях;
— нумерологический анализ колоды;
— 5 карточных раскладов для прояснения вопросов во всех областях — любовные отношения, перспективы в карьере, духовное развитие и пр.: «Анх», «Взаимность», «Белое пятно», «Решение», «Кельтский крест».

Почему карты стоит купить
Уникальность и коллекционная ценность Таро Фортуны — в иллюстрациях известного художника Клима Ли. Он один из первых российских мастеров, который взялся иллюстрировать Таро. Стиль Клима Ли — изысканная простота линий, точность передачи движений и чувств: образы персонажей колоды воздушны и легки, но при этом выразительны и наделены характером. Работа с картами принесет не только практический результат — прояснение интересующих вопросов, но и доставит эстетическое удовольствие от созерцания прекрасных иллюстраций.

Для кого эти карты
Карты снабжены подробной книгой с комментариями, поэтому работать с колодой смогут даже новички в области предсказаний, магии и Таро.
В целом карты адресованы всем, кто:
– интересуется предсказательными практиками и Таро;
– ищет ответы на вопросы о своем предназначении, о взаимоотношениях с близкими людьми, о перспективах развития в той или иной области;
– стремится глубоко познать свой внутренний мир;
– коллекционирует карты Таро.
Колода и книга упакованы в удобную прочную коробку, красиво оформлены — они станут великолепным подарком.
Размер карт: 110х75 мм.

Почему решили издать
«Таро Фортуны» создана в 2001 году и спустя 17 лет, в 2018 году все также пользуется популярностью среди тарологов. Ее автор — известный российский художник и иллюстратор Клим Ли, его иллюстрации украшают более 70 книг, он участник художественных выставок в России и за рубежом. Эта колода оказала несомненное влияние на развитие практики Таро в России и, кроме того, она станет украшением самой изысканной коллекции Таро.

Информация об авторе
Клим Ли — известный петербургский художник, книжный иллюстратор и график. Родился в Узбекистане в 1946 году, затем переехал в Ленинград, где в 1976 году окончил Институт им. И. Е. Репина и спустя годы занял там же должность профессора и декана. Является членом Союза художников России, им проиллюстрированы более 70 книг, участник многочисленных выставок в России и за рубежом.

Кто такой Клим Чугункин?

Как известно из повести М.Н. Булгакова «Собачье сердце» — донор гипофиза в опыте профессора Преображенского, погибший от удара ножом возле пивной «Стоп-сигнал» трижды судимый, зарабатывал игрой на балалайке по кабакам.

По ходу повествования оказывается, что именно гипофиз Клима передал милейшему псу Шарику дурную наследственность, которая превратила его в хулигана, дебошира, хама и бытового разложенца. Получившийся из собаки и Клима Чугункина (он же Чугунов — Булгаков в показаниях путается) кадавр с конца 1980-х стал символом пролетария и «восставшего хама» — всё благодаря гениальной игре актёра В. Толоконникова и прочтению повести режиссёром В. Бортко.

Если с определением «восставший хам» согласиться легко — П.П. Шариков в фильме и литературной основе предстаёт крайне гнусным типом, то вот с пролетарской наследственностью есть известные вопросы.

Клим Чугункин — зарабатывает игрой на балалайке по кабакам, т.е., он — музыкант, «лабух», представитель творческой интеллигенции, а значит, мелкий буржуа. Он не пролетарий, он не является наёмным работником, ибо вся прибыль от его непосредственной деятельности достаётся ему, он не существует в условиях отъёма прибавочной стоимости.

В этой связи, образ Клима-Полиграфа Чугункина-Шарикова предстаёт в совершенно ином свете.

Клим-Полиграф ничем не отличается от Андрея Макаревича, Луизы «Мадонны» Чикконе, Стаса Михайлова, Тимати, Монеточки, Оззи Осборна и так далее. Ничем, кроме размеров прибыли. И, конечно, светская хроника, начиная с «Машины с евреями» (Петра Подгородецкого) и «Я Оззи» (Осборна) до регулярного отражения подвигов творческой интеллигенции в лентах новостей, однозначно указывает на корни отвратительного поведения Шарикова.

Вспомним откровения О «Машине времени» Подгородецкого:

«О том, что творилось после концертов, я помню смутно. . Каждый день заканчивался беспамятством, а следующий начинался с «опохмел-парти».»

«десятки, если не сотни девчонок у служебного выхода, только ждавших указующего перста и магического слова «Ты!». Главное было — не нарваться на несовершеннолетнюю, которых, конечно, было большинство. Но и такие проколы случались: как-то я получил себе в гости семнадцатилетнюю девицу, выглядевшую на все 25. Заботливые администраторы гостиницы позвонили мне и спросили, известно ли уважаемому Петру Ивановичу, сколько лет девочке и чьей дочерью она является.»

«Там я впервые увидел, что такое настоящий номер «люкс», — двухэтажное помещение с гостиной, роялем, панорамным видом на Финский залив и прочими «излишествами». Жил в нем, конечно, Макаревич, но мы все собирались там каждый вечер, чтобы хорошенько расслабиться. Естественно, у нас перебывали все валютные путаны, работавшие в круглом барчике внизу, причем исключительно на добровольной основе. Давали они артистам из любви к искусству»

«Коллектив наш, круто замешанный на травке, был спокойным и дружным. Марихуана, вообще, как-то успокаивает.»

«Другое дело — кокаин. На него я подсел в 94-м году, когда заработки «Машины» превысили все мыслимые пределы. . Сколько мы заработали? Если взять период 1990—1999 годов, то Макар — 3 — 4 миллиона долларов, все остальные от восьмисот тысяч до миллиона с лишним. Что касается меня, то из своего миллиона я примерно половину потратил на наркотики. «

Читать еще:  Фотограф из Италии. Manuel Colombo (фотограф)

И так далее. Книгу «Я Оззи» цитировать не станем — пришлось бы переписывать каждый третий абзац.

Моральный облик, словом, не блещет.

Необходимо заметить, у пролетария — наёмного работника, нет времени и денег на приобретение столь интересного образа жизни. Пролетарий не может половину зарплаты истратить на кокаин, а остальную — на шлюх. Конечно, деклассированный элемент — люмпен, заменяет кокаин «Моментом», а виски — политурой. Но, Чугункин не был деклассированным элементом, он делал карьеру музыканта. И карьера эта не дошла до калибров Макаревича или Тимати из-за рокового удара ножом.

А в целом, строки Булгакова являются сухой выжимкой из светской хроники — надо лишь заменить названия напитков, веществ, кабаков и некоторые фамилии. В остальном, Чугункин — это типичный представитель «среднего класса» самозанятых музыкантов, звёзд шоу-бизнеса и прочих «властителей дум».
Источник: Страничка ВК «у Жукова» https://vk.com/uzhukoffa?w=wall-157335818_163446

Я так не думаю. Учитывая, что крестьянство гибло от голода, и, чтобы спастись, устремлялось в города, чаще всего, чтобы просто нищенствовать. Умение играть на балалайке, в этом деле могло стать дополнительным подспорьем. Да, Клим Чугункин мог быть богемой местного разлива, но, на мой взгляд, с тем же успехом — бывшим крестьянином без всякого дополнительного, так сказать, идейного наполнения.

Человек может перетекать из одного класса в другой. Крестьянин — это мелкий буржуа, а не пролетарий. В свою очередь и поведение его может меняться. Человека делают человечным — условия

Чугункин — невостребованный труп. Все остальное — наши домыслы.

Булгакова, вообще говоря, идеологически верным писателем с точки зрения марксистской философии бы не назвал. И знаете мне образов пролетариев бухающих перед работой и после работы хватало и в реальной жизни. И говорить, мол рабочие в СССР прям вот были образцом для подражания я бы никогда не стал. Бухали и шлюх снимали так же как и творческая интеллигенция. Масштабы просто другие.

Это сарказм? Булгаков вообще не идеологически верный — он в лучшем случае старался не касаться идеологии. А в худшем — как-раз «Собачье сердце», произведение пронизанное ненавистью к рабочему классу.

вообще-то нет. книга «собачье сердце»-сатира никак не на рабочий класс

Конечно нет. Потому как Булгаков не знал никакого рабочего класса. Для него вокруг бродили грязные хамы, оборванное восставшее быдло. А опыт с Шариковым — это просто попытка доброго господина поделиться своим даром с плебсом, который тот не в состоянии принять.

Булгаков сам принадлежал интеллигенческой аристократии, и профессора понятно откуда писал.

скажите, вы книгу внимательно читали? я не буду даже распространяться на тему того, что это далеко не лучшая книга Булгакова, но вот профессора Преображенского он показывает откровенной мразью

Профессор, конечно, не эталон нравственности, он довольно циничен и местами высокомерен. Но вот прям «откровенная мразь»? Не соглашусь. Я, по-крайней мере, не вижу этого в тексте.

Впервые мы видим Преображенского глазами Шарика:

Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но все же издали можно спутать. А вот по глазам – тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься – получай. Раз боишься – значит стоишь. Р-р-р. гау-гау.

Господин уверенно пересек в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. Да, да, у этого все видно. Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь ему ее и подадут, поднимет такой скандал, в газеты напишет: Меня, Филиппа Филипповича, обкормили!

Вот он, все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует: этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой.

Дальше идут события в приемной и появление Швондера — притом Булгаков пользуется приемом имени Айн Рейд, рисуя положительных персонажей — профессора и Борменталя — красивыми, статными и умными, остальных — мерзкими, мелочными, неуверенными. Да, конечно, это всё глазами Шарика, но повествование идёт от первого лица, так что читатель фактически смотрит его глазами и- и видит сверхположительных персонажей.

Потом повествование идёт от лица преданного помощника, Борменталя, который никогда не противостоит профессору, боготворит его и даже предлагает лично убить Шарикова, как неудачный эксперимент своего учителя.

– Филипп Филиппович! – прочувствованно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре. Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор-учитель. Мое безмерное уважение к вам. Позвольте вас поцеловать, дорогой Филипп Филиппович.

Профессор Преображенский — откровенная мразь. Но не с точки зрения автора книги — для него тот образец восхищения, которое он передает через отношение положительных персонажей, через его благородные поступки, через элементарно различные речевые обороты, рисующие нам всегда уверенного, крайне интеллигентного и образованного сверх-человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector