Японский художник. Naomi Okubo

Японский художник. Naomi Okubo

«Ненастоящая японка»: История Наоми Осаки — одной из лучших теннисисток мира

Александра Савина

Вчера стартовал US Open — Открытый чемпионат США по теннису, — запомнился он, впрочем, не только спортивными событиями, но и активизмом. Спортсменка Наоми Осака вышла на матч в маске с именем Бреонны Тейлор — медработницы-афроамериканки, которую полицейские застрелили в её собственной квартире (расследуя дело о торговле наркотиками, они ворвались в дом к Тейлор, хотя она не была подозреваемой). С убийства Бреонны прошло уже несколько месяцев, но дело так и не сдвинулось с места.

Это не первый политический жест теннисистки: в августе она уже привлекала внимание к движению в защиту прав афроамериканцев Black Lives Matter. В нескольких городах США, среди которых, например, Портленд и Миннеаполис, началась новая волна протестов. Триггером для неё стало убийство афроамериканца Джейкоба Блейка: его пытались арестовать с помощью шокера, он открыл дверь машины, полицейские семь раз выстрелили ему в спину — мужчина был безоружен, и всё происходило на глазах у его детей. Сейчас Блейк в больнице: он в сознании, но, по словам его представителей, есть большой риск, что он больше не сможет ходить.

Целый ряд американских спортсменов попытались привлечь внимание к ситуации с Джейкобом Блейком. Игроки команд NBA Milwaukee Bucks и Orlando Magic устроили 26 августа бойкот — в результате NBA отложила несколько игр. То же самое произошло и с несколькими играми Главной лиги бейсбола (MLB), и с играми MLS — национальной ассоциации футбола.

В числе протестующих была и Наоми Осака. Сначала она объявила в твиттере, что планирует отказаться от участия в полуфинале турнира Western & Southern Open, тем самым надеясь привлечь внимание к проблемам афроамериканцев. Позже она всё же вернулась к участию — после того как Женская теннисная ассоциация согласилась на день отложить матчи в честь Блейка и против расизма и неравенства.

Наоми Осака объявила в твиттере, что планирует отказаться от участия в полуфинале турнира Western & Southern Open в знак протеста

Имя Наоми Осаки известно даже тем, кто не разбирается в теннисе. Ей двадцать два года, она родилась в Осаке в 1997 году. У спортсменки смешанное происхождение: её мать — японка, а отец родом с Гаити. У неё есть старшая сестра Мари, которая тоже профессионально играет в теннис. По словам отца Наоми, предложить дочерям заниматься теннисом его вдохновил опыт сестёр Уильямс. Когда Наоми было три года, её семья эмигрировала в США, в Нью-Йорк. Она живёт в стране и сегодня — сейчас в основном в штате Флорида. При этом спортсменка не забывает о японских корнях: у неё двойное гражданство, и на Олимпийских играх 2020 года она должна была представлять Японию.

Профессиональную спортивную карьеру Осака начала в 2013 году. Довольно быстро Наоми стала очень заметна: уже в 2016 году она была признана новичком года. В том же году она попала в топ-40 женских ракеток мира. Первый титул она заработала спустя два года, в 2018 году — на турнире Indian Wells Masters. Она стала первой японкой, занявшей первое место в этом турнире. За этим последовали сразу две победы в турнирах Большого шлема. Уже в двадцать она выиграла US Open 2018 года, а в двадцать один год получила титул победительницы Australian Open.

Победа в 2018 году была драматичной: Осака играла в финале против Серены Уильямс. У Уильямс произошёл конфликт с судьёй — она посчитала его замечание сексистским и обвинила его в том, что игрокам-мужчинам не предъявляют санкции за аналогичное поведение. Во время награждения Осаку освистали — крики прекратились, только когда Уильямс попросила публику перестать. Тем не менее Наоми Осака стала первой японской теннисисткой, победившей в турнире Большого шлема в одиночной игре. Две турнирные победы подряд сделали её первой ракеткой мира среди женщин — она стала первой теннисисткой азиатского происхождения, получившей этот статус.

Весной этого года Наоми Осака стала ещё и самой высокооплачиваемой спортсменкой в истории. За предыдущий год Осака с помощью призовых гонораров и рекламных контрактов заработала 37,4 миллиона долларов — на 1,4 миллиона больше, чем Серена Уильямс. Более того, это рекордная сумма, которую спортсменки в принципе когда-либо зарабатывали за год, — прошлый рекорд принадлежит Марии Шараповой, которая в 2015 году заработала 29,7 миллиона долларов.

Читать еще:  Французский художник. Laurent Joliton

Говоря о Наоми Осаке, невозможно не упоминать её происхождение — спортсменка подчёркивает, как важны для неё её корни, а также вспоминает, как сама сталкивалась с расизмом. Речь при этом идёт не только о США, но и о Японии — она говорит, что с детства, бывая в Японии, ощущала, что отличается от других: «Я просто пытаюсь подчеркнуть опыт японцев, которые похожи на меня внешне — когда они приходят в ресторан и им дают меню на английском языке, хоть это и лишь небольшой акт микроагрессии». В недавнем интервью она вспоминала, как в детстве играла против другой японки. Она говорила о Наоми с подругой, не зная, что она родом из Японии и понимает её речь: «Подразумевается, что она что, японка?» Этот опыт запомнился Наоми — многие считали, что она не выглядит «настоящей» японкой. С её происхождением и внешностью связаны и большие скандалы — например, рисованный рекламный ролик, где её кожу и волосы осветлили (создатели рекламы позже принесли публичные извинения и извинились перед ней лично).

Проблема расизма в Японии освещается в мире гораздо меньше ситуации в США — и тем не менее она существует. Жители страны подчёркивают, что в Японии существует предвзятое отношение к людям смешанного происхождения. Ксенофобия при этом устроена сложнее, чем может показаться на первый взгляд: внешность человека с европейскими корнями воспринимают положительно; к человеку с африканскими, как у Наоми Осаки, или корейскими корнями будут относиться с предубеждением.

Многие считали, что она не выглядит «настоящей» японкой: к человеку с афроамериканскими, как у Осаки, корнями относятся с предубеждением

Сама Осака считает, что ситуация с ксенофобией в Японии и США разная: «Американские проблемы невозможно напрямую перенести на опыт Японии. Иногда здесь встречается блэкфейс и подобные вещи — это проявления невежества, — сказала она. — Это происходит не из-за ненависти».

Осака много выступала против расизма в США, но самые громкие протестные заявления звучат именно сейчас. 28 августа она пришла на соревнования в футболке с логотипом Black Lives Matter. Это был полуфинал — тот самый, от участия в котором она поначалу отказалась, пока его не отложили на сутки. «Я не только спортсменка, прежде всего я афроамериканка. И как афроамериканка, я считаю, что сейчас есть вещи, которые заслуживают гораздо большего внимания, чем то, как я сыграю в теннис, — написала Осака в твиттере, объясняя, почему хочет отстраниться от соревнований. — Я не жду, что из-за того, что я не буду играть, произойдёт что-то серьёзное. Но если я смогу начать этот разговор в спорте, в котором представлены преимущественно белые игроки, это уже будет шаг в верном направлении».

В интервью после вчерашнего матча, куда она пришла в маске с именем Бреонны Тейлор, Наоми Осака рассказала и о своём активистском жесте, и о том, что и впредь планирует привлекать внимание к проблемам расизма и ксенофобии. «Я знаю, что теннис смотрят по всему миру, и возможно, кто-то из зрителей не слышал историю Бреонны Тейлор. Может быть, они загуглят её имя. Мне важно распространить информацию. Я думаю, что чем больше людей знакомы с историей, тем сильнее они ею заинтересуются».

Она сказала, что планирует и дальше бороться против полицейского насилия в отношении афроамериканцев — на каждый матч она будет приходить в маске с новым именем жертвы. «Грустно, что семи масок не хватит, чтобы назвать все имена, — сказала спортсменка. — Надеюсь, я доберусь до финала и вы увидите их все».

Обитательница психлечебницы из Японии — самая дорогая из ныне живущих художниц

Яёи Кусама вряд ли сможет ответить, что легло в основу ее карьеры художницы. Ей 87 лет, ее искусство признано во всем мире. Скоро пройдут крупные выставки ее работ в США и Японии, но она еще не все сказала этому миру. «Оно еще на подходе. Я собираюсь создать это в будущем», — говорит Кусама. Ее называют самой успешной художницей в Японии. Кроме того, она самая дорогая из ныне живущих художниц: в 2014 году ее картина «Белый № 28» была продана за 7,1 млн долларов.

Читать еще:  Современный мексиканский художник. Antonio Fabella

Кусама живет в Токио и на протяжении почти сорока лет добровольно находится в психиатрической лечебнице. Раз в день она покидает ее стены, чтобы заняться живописью. Она встает в три часа утра, не имея возможности уснуть и желая с пользой провести время за работой. «Сейчас я старая, но все еще собираюсь создать больше работ и лучшие работы. Больше, чем я сделала в прошлом. Мое сознание полно картин», — говорит она.

Яёи Кусама на выставке своих работ в Лондоне в 1985 году. Фото: NILS JORGENSEN/REX/Shutterstock

Перед вручением наград в области искусства Praemium Imperiale в 2006 году в Токио. Фото: Sutton-Hibbert/REX/Shutterstock

Презентация совместного дизайна Louis Vuitton и Яёи Кусамы в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

Кусама родилась в Мацумото, в горах Центральной Японии, в 1929 году в состоятельной и консервативной семье, торговавшей саженцами. Но это не был счастливый дом. Ее мать презирала изменяющего ей мужа и отправляла маленькую Кусаму шпионить за ним. Девочка видела отца с другими женщинами, и это вызвало в ней пожизненное отвращение к сексу.

Витрина бутика Louis Vuitton, оформленная Кусамой в 2012 году. Фото: Joe Schildhorn/BFA/REX/Shutterstock

Работа Яёи Кусамы на выставке в Музее современного искусства Уитни в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

В 1948 году, после окончания войны, Кусама поехала в Киото изучать традиционную японскую живопись нихонга со строгими правилами. Она возненавидела этот вид искусства.

Один из экспонатов выставки Яёи Кусамы в Музее современного искусства Уитни в 2012 году. Фото: Billy Farrell Agency/REX/Shutterstock

«Я не могла поверить своей удаче! Она была так добра, что ответила на внезапный выплеск чувств скромной японской девочки, которую она никогда в жизни не встречала и даже не слышала о ней», — написала художница в своей автобиографии «Сеть бесконечности» (Infinity Net).

Яёи Кусама в оформленной ею витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Nils Jorgensen/REX/Shutterstock

Первой остановкой стал Сиэтл, где она провела выставку в маленькой галерее. Потом Кусама отправилась в Нью-Йорк, где ее постигло горькое разочарование. «В отличие от послевоенного Мацумото, Нью-Йорк был во всех смыслах злым и жестоким местом. Для меня он оказался слишком стрессовым, и я вскоре погрязла в неврозе». Что еще хуже, Кусама оказалась в полной нищете. Кроватью ей служила старая дверь, и она выуживала рыбные головы и гнилые овощи из мусорных баков, чтобы варить из них суп.

Инсталляция Infinity Mirror Room — Love Forever («Комната с зеркалами бесконечности — любовь навсегда»). Фото: Tony Kyriacou/REX/Shutterstock

Инсталляция Яёи Кусамы на открытии нового здания музея современного искусства «Гараж» в ЦПКиО имени М. Горького в Москве в 2015 году. Фото: David X Prutting/BFA.com/REX/Shutterstock

Вскоре Кусама приобрела определенную степень известности и выставлялась в многолюдных галереях. Кроме того, слава художницы приобрела скандальность.

В 1960-е, когда Кусама была одержима узором в горошек, она начала устраивать в Нью-Йорке хэппенинги: провоцировала людей раздеваться догола в таких местах, как Центральный парк и Бруклинский мост, и разрисовывала их тела горошком.

Предпоказ на выставке Art Basel в Гонконге в 2013 году. Фото: Billy Farrell/BFA/REX/Shutterstock

Инсталляция Passing Winter («Преходящая зима») в галерее Тейт в Лондоне. Фото: James Gourley/REX/Shutterstock

Кусама становилась все более известной благодаря своим выходкам: она предложила переспать с президентом США Ричардом Никсоном, если он прекратит войну во Вьетнаме. «Давайте разукрасим друг друга узором в горошек», — написала она ему в письме. Интерес непосредственно к ее искусству угасал, она оказалась в немилости, и снова начались проблемы с деньгами.

Читать еще:  Фигуративная живопись. Ivan Alifan

Яёи Кусама во время ретроспективы ее работ в Музее современного искусства Уитни в Нью-Йорке в 2012 году. Фото: Steve Eichner/Penske Media/REX/Shutterstock

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

На выставке My Eternal Soul («Моя вечная душа») в Национальном центре искусства в Токио, февраль 2017 года. Фото: Masatoshi Okauchi/REX/Shutterstock

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Наоми Морияма

Биография писателя

Наоми Морияма родилась и выросла в Японии. В двадцать семь лет Наоми переехала в Нью Йорк и стала работать в компании «Грей эдветайзинг», занимаясь рекламой «Проктер энд Гэмбл».

Будучи консультантом по маркетингу, Наоми работает с ведущими мировыми брэндами и страховыми фондами.

Три года назад у сорокадвухлетней Наоми потребовали предъявить паспорт, чтобы подтвердить, что ей уже есть 21 год и она может покупать спиртное.

Наоми живет на Манхэттене вместе с мужем – соавтором Уильямом Дойлом. Несколько раз в год она наведывается в гости в Токио, на мамину кухню.

Уильям Дойл – автор книг «За дверями Овального кабинета: пленки разговоров от Франклина Рузвельта до Клинтона» и «Американское восстание: Джеймс Мередит и битва за Оксфорд», а также других публицистических работ.

Книги Уильяма Дойла неоднократно удостаивались наград и премий.

Лучшие книги автора

Японки не стареют и не толстеют

Похожие авторы:

Последние рецензии на книги автора

Книга «Японки не стареют и не толстеют» вроде как должна открыть секреты молодости и стройности Страны восходящего солнца, но это все так банально и не ново.

Итак, несколько секретов, выведанных из книги, которые давно уже не секреты:

1. Рыба, рис, овощи, фрукты и соя – основная еда Японцев. Практически все японские рецепты основываются на этих составляющих. И конечно благодаря рыбе японцы получают жирные кислоты омега-3, а они как известно не только влияют на кожу/волосы/ногти, но и ан организм в целом.

2. Японцы питаются только из миниатюрной посуды. Японцы едят только миниатюрные порции. Они могут съесть гамбургер, но это будет гамбургер японского размера. «В Японии еда подается на тарелках, в чашках и мисках, которые по сравнению с американскими аналогами годятся для мальчика-с-пальчик». Считается, что это усиливает привлекательность пищи и сокращает размер порции.

3. Японская еда всегда «легкая». То есть вместо того чтобы поджарить овощи, японцы готовят их на пару или гриле. А еще японцы вообще не используют приправы, они едят «голую» еду и чувствуют ее естественный вкус.

Там также много рассказано о том, что хлеб японцы заменяют рисом. Десерты едят редко и в маленьких количествах. И постоянно двигаются.

Главная мысль сей книги – японцы разумно относятся к еде. Еда не является для них культом, они не стараются съесть больше и жирнее (как американцы), скорее они питаются, чтобы жить. Кстати об американцах. В книге американцы показаны как «плохой пример». Постоянно сравнивается Япония и Америка. Ну и Япония конечно выигрывает.

Ничего нового вы из книги не узнаете, если вы совсем не профан в этом вопросе. Интересным мне показались только основные правила подачи на стол японского домашнего обеда, традиционные рецепты японской кухни и всевозможная статистика (% ожирения по странам; средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в разных странах; ежегодные расходы на здравоохранение на человека в разных странах).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector