Яркое чувство воображения и фантазии. Pennie Pomroy

Яркое чувство воображения и фантазии. Pennie Pomroy

Мастер-класс «Развитие у обучающихся фантазии и воображения»

Цель: Знакомство с методами и приёмами развития у детей фантазии и воображения.

  1. Создать в группе участников тренинга условия
  • для готовности воспринимать новое,
  • атмосферы активности,
  • контакта внутри группы.
  1. Через тренинговые упражнения дать возможность каждому участнику проявить свои способности в умении фантазировать.
  2. Получить обратную связь и оценку тренинга.
  1. Введение. Определение фантазии и воображения. Значение их развития.
  2. Развитие фантазии и воображения на занятиях по начальному техническому моделированию.
  • Упражнения, задания на развитие творческого мышления по темам программы.
  • Последовательность работы над авторской моделью.
  1. Тренинг – методы и приёмы развития фантазии и воображения.
  1. Цель посещения тренинга.
  2. Разминка с юмором.
  3. Игра “Составим предложение”.
  4. Приёмы:
  • “Каракули”.
  • “Нарисуй в паре”.
  • “Творческая ошибка”.
  1. Сочинение загадок по алгоритму.
  2. Экзамен “наоборот” или “данетка”.
  3. Играем со словарём.
  4. На что похоже?
  5. Приём “Конструкция”.
  6. Игра “Кто? Где? С кем? Когда?”
  7. Гимнастика ума по методу Л.Н.Толстого.
  1. Обратная связь. Оценка проведённого тренинга.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье –
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…
Н. Рубцов

  1. Воображение и фантазия – виды мышления.

  • Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
  • Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Классическим примером фантазии является сказка. Мёртвая голова в сказке Пушкина “Руслан и Людмила”, небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!

Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться видеть проблемы. Как развивать фантазию и воображение на практике?

  1. Развитие фантазии и воображения на занятиях по начальному техническому моделированию.

По каждой теме программы начального технического моделирования введены упражнения, задания, задачи, в том числе и по тризу, на развитие творческого мышления. Они помогают развивать у детей гибкость мышления, неординарный подход к проблемам, учат думать, делать выводы, находить “красивые решения”, получать “изящный результат”.

Символ мудрости – сова. За выполненные творческие задания дети получают “совки” и переводят их на накопительный счёт в банк “Мудрости”. В конце полугодий подводятся итоги.

По теме “Виброходы по авторскому замыслу”, каждый учащийся второго года обучения делает авторскую модель.

Последовательность работы над авторской моделью:

  • Обдумывание идеи.
  • Обоснование её.
  • Создание мысленного образа.
  • Общий рисунок.
  • Эскиз.
  • Чертёж.
  • Перенос чертежа на материал.
  • Изготовление модели.
  • Презентация. (Презентацию можно взять у автора).

Данные модели выполняют простейшие движения от вибрации, но корпус и деталировка придуманы и сделаны самим ребёнком. Любое детское открытие сродни открытию учёного. Ученик испытывает огромное удовлетворение, радость познания. Сделал сам! Дети изобретают свои “велосипеды”. Кто не изобретал “велосипедов” в детстве, тот вообще вряд ли чего сможет изобрести.

Для отслеживания результативности развития творческого мышления в начале и конце учебного года проводится тестирование уровней:

  • креативности (I. г.о.),
  • логического мышления (II. г.о.),
  • образного мышления (III. г.о.).
  1. Тренинг
  1. Каждому участнику написать цель посещения тренинга.
  2. Разминка с юмором.

Чтобы ответить на эти вопросы, причём ответить быстро, вам понадобится – не удивляйтесь! – ваше чувство юмора.

  • Время на ремешке.
  • Юность дня.
  • Состояние, в которое нельзя вернуться, но можно впасть.
  • Неправильная пчела, по мнению Винни – Пуха.
  • Свежезамороженный дождь.
  • Место для родственного поцелуя.
  • Иногда на него бросают деньги.
  • Какая вещь всё стерпит?
  • Линии жизни на лице.
  • Длина без ширины
  • Гараж для самолёта.
  • Живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
  1. Игра “Составим предложение”

Один из участников называет любое слово. Рядом сидящий добавляет по смыслу другое и т.д. В результате нужно быстро проговорить получившееся предложение.

Центр листа отметьте точкой. Закройте глаза и на листе бумаги нарисуйте непрерывную запутанную линию. У вас должны получиться каракули. Найдите в них образы различных объектов, обведите их или заштрихуйте. Одна линия может быть использована в создании нескольких образов.

Каждому участнику даётся индивидуальное задание, которое он должен выполнить как можно точнее. Условия: не разговаривать, нельзя прерывать линию, держаться за один фломастер.

При написании слова “автомобиль” ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю.

  • Автомобиль
  • Автомобил
  • Автомобуль
  • Автормобиль

Как вы думаете, какие будут эти автомобили?

  1. Сочинение загадок по алгоритму

Можно придумывать загадку, описывая, на что похож предмет. Таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:

Статья «Развитие фантазии и воображения у детей»

Статья «Развитие фантазии и воображения у детей»

Предварительный просмотр:

Развитие фантазии и воображения у детей.

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Сочинение на тему: «Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. » (ВАРИАНТ 1)

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии».

Экспрессия речи – это усиление выразительности, эмоциональности, увеличение силы воздействия произнесенных фраз. Все те средства, которые делают нашу речь эмоциональной, яркой, впечатляющей, глубоко влияющей на наше душевное состояние, называются экспрессивными.

Современный лингвист И.Б. Голуб говорила, что «фразеологические богатства» – это «неисчерпаемый источник речевой экспрессии».

Я считаю, что она права. Фразеологизмы или устойчивые словосочетания являются украшениями нашей речи, так как они делают ее ярче, образнее, выразительнее, острее. Например, в 13-том предложении девочка Валя, предполагая, что бы мог сказать русский офицер Жилин пленным татарам, использует в своей речи фразеологизм «на все четыре стороны». Это устойчивое выражение наиболее ярко и полно подчеркивает широту души, благородство, умение прощать, даже врагов. Такой он – русский офицер Жилин!

Также в своем рассказе Саша Черный в предложении №46 использует фразеологизм «на скорую руку», подчеркивая нарастающее нетерпение, степень желания детей поскорее начать играть в новую игру.

Свое произведение автор написал в понятной и простой манере, оно легко читается, очень приближено к реальной жизни, в нем подробно передаются эмоции и настрой детей, игра их воображения. В тексте имеется много разговорной лексики, просторечных выражений. Особую эмоциональную окраску и настрой придают рассказу фразеологические обороты.

Отсюда можно сделать вывод, что в художественном стиле для придания тексту экспрессивной окраски писатели довольно часто используют такие выразительные средства как фразеологизмы.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука».

Смысл финала рассказа Саши Черного я понимаю так: у девочек, как и у большинства ребят их возраста, очень сильно развиты фантазия, воображение. Именно сила их воображения помогла им придать обычным явлениям и событиям необычность, грустное сделать веселым.

Героини рассказа, сестры Катюша и Валя, были взволнованы и даже немного расстроены после прочтения книги Льва Толстого «Кавказский пленник», ни сколько не сомневаясь, что все написанное – это правда. Некоторые моменты в рассказе им кажутся несправедливыми. Но, рисуя своим воображением желаемое развитие событий, они восстанавливают справедливость по отношению к героям произведения.

В предложениях 7-16 Катюша и Валя фантазируют о том, как поступил бы русский офицер Жилин, если бы взял в плен татар. Затем, включив воображение и фантазию, они быстро придумывают на основе сюжета рассказа новую, интересную игру.

А в предложениях 31-34 ребята, быстро распределив роли, начинают играть. В процессе игры девочки, Миша и их четвероногий друг Тузик получили массу положительных эмоций и даже забыли о времени.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что с помощью умения фантазировать, воображать человек может сделать как один день своей жизни, так и всю ее интересной, яркой, насыщенной, более счастливой и наполненной смыслом.

9.3. Как вы понимаете значение слова воображение?

Воображение – это способность человека на подсознательном уровне создавать различные образы, ассоциации. Оно есть у каждого человека, но у кого-то развито больше, у кого-то меньше.

С помощью этой творческой способности можно представить любого человека: друга, знакомого или просто случайно встреченного. Также можно воссоздать какие-то моменты из прошлой жизни или прогнозировать будущее. Человек может мечтать, фантазировать, мысленно рисовать предпосылки, события и их последствия. Он может также размышлять и делать выводы на основе воссозданных воображением образов и картин.

Героини рассказа Саши Черного, сестры Валя и Катя, с помощью воображения придумали новую игру по сюжету рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого и с помощью нее избавились от чувства грусти и ощущения несправедливости, возникших после прочтения книги. В результате они с интересом провели время и получили множество положительных эмоций. Как говорится в предложениях текста 68-69: в процессе игры прочитанный и вызвавший печальные чувства рассказ стал для ребят «превеселой шуткой».

В нашей жизни хорошо развитое воображение просто необходимо во многих сферах. Большинство талантливых людей с помощью него создают свои творческие работы, которые становятся мировыми шедеврами. Например, французский композитор Морис Равель написал свое знаменитое произведение «Болеро», в котором очень яркими образами изобразил картину нашествия фашистской Германии на Советский Союз. Слушая его, каждый человек вспоминает о тех страшных днях и событиях Великой Отечественной войны и думает о сохранении на Земле мира.

Исходя из этого, можно сказать, что воображение – это творческая способность человека, и она обладает великой силой.

Упражнения на развитие фантазии, воображения

Цель: Развить в себе способность фантазировать.

Инструкция: Человек обладает способностью творческого воображения, способностью фантазировать, то есть сочетать, соединять различные жизненные явления в особое, новое явление.

Упражнение 1: «Оправдание позы».

По знаку ведущего (хлопку в ладоши) имиджируемый принимает какое-нибудь положение, не выдумывая его заранее, а как выйдет; самое неожиданное, пусть даже нелепое положение. Затем, не меняя положения, проверяет себя: мышечно освобождается и оправдывает эту позу.

В следующем упражнении ведущий называет несколько случайных слов, скажем, лошадь, река, спички, полено и т. п., имид- жируемый тут же должен нафантазировать и рассказать по поводу данных слов какую-нибудь историю, смысл которой должен быть связан с названными словами, но рассказать так, как если бы эти события случились с ним или при нём, чтобы слушатель легко верил, что эти события происходили реально.

Развивать данное качество имиджируемому необходимо ещё и потому, что часто в жизни, когда человек производит заранее запланированное действие, а построение имиджа таковым и является, происходит некая нарочитость поведения, наигранность. Избавиться от этих качеств также помогают данные упражнения.

Упражнение «оживший предмет». Имиджируемый выбирает любой из предметов и затем оживляет его путём показа. Придаёт предмету определённые характеристики (старое кресло, испорченный магнитофон, игровой автомат и т.д.).

На данном этапе в тренинге необходимо использовать упражнения на перемену отношений: а) к предмету; б) к месту действия; в) к партнёру. Приведём пример упражнений на перемену отношений к предмету. Имиджируемому даётся следующее задание, которое состоит из двух групп упражнений: вижу данный предмет, а отношусь, как задано; вижу данный предмет, а отношусь, как к другому. При выполнении цикла этих упражнений необходимо соблюдать последовательность задания: рассмотреть предмет, соблюдая «золотое» правило: «Вижу то, что есть, а отношусь, как задано», не переходя в демонстрацию. Например, рассмотреть книгу и отнестись к ней, как к старинному рукописному фолианту; рассмотреть бутафорский пистолет и отнестись как к пистолету, из которого был убит Пушкин (Гумилев). Рассмотреть веер и отнестись, как к вееру Асенковой, рассмотреть эту сломанную машинку и отнестись к ней, как к игрушке своего детства, рассмотреть свою записную книжку, но отнестись к ней как к чужой, кем-то забытой. Рассмотреть свой хорошо знакомый предмет, но отнестись к нему, как к новому, прицениться в магазине и решить, купите ли Вы его в подарок другу. Рассмотреть свою новую вещь, но отнестись к ней как к испорченной: решить выбросить ее или попытаться что-то исправить, и т.д. Частая ошибка, которую совершает имиджируемый, — это уход ко второй части — отнестись, как задано, минуя вообще или слегка обозначив первую — рассмотреть. Это стремление к результату, минуя процесс погружения в предмет, ведёт к постоянной неправде жизненного поведения.

Следующий блок упражнений помимо формирования правдивости отношения формирует и «заразительность» действия (термин Станиславского). «Вижу то, что есть, а отношусь, как к другому». Это задание требует от имиджируемого умения отвлечься от прямого назначения предмета, офантазировать его форму, объём, фактуру и отнестись к нему, как к совсем иному предмету, и действовать с ним, как с этим иным предметом. Например, обыкновенный стул превращается в тумбочку или магнитофон, стиральную машину, зубоврачебное кресло, ящик с игрушками или ящик для мороженного и т.д. Именно эта группа упражнений даёт богатейший материал для раскрытия и развития творческого воображения, без которого невозможна работа над имиджем человека.

В упражнениях «на оценку факта» развивается такая способность, как заранее известное принимать, как неожиданное.

Все ранее пройденное: внимание, свобода мышц, предлагаемые обстоятельства, воображение, перемена отношения к предмету и месту действия, — как в фокусе, собирается в этих упражнениях и является основой творческой импровизации.

Действовать в этих упражнениях нужно от своего лица в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. В этих упражнениях обычно берутся события, которые могли бы произойти в жизни. Упражнения строятся так, чтобы в сюжете этюда было какое- либо событие или неожиданность, изменяющие течение жизни, заставляющие оценить новое положение вещей и начать действовать в новом самочувствии и ритме.

Следует придумывать заранее, как не надо оценить событие. Находить выход из создавшейся ситуации необходимо прямо на глазах у «зрителя». Предлагаемые обстоятельства должны быть также импровизированными и подаваться имиджмейкером в процессе развития события. Например, студент собирается на занятия: складывает в сумку вещи, спешит, опаздывает и вдруг обнаруживает запах. Выйдя в коридор, обнаруживает, что загорелась проводка. Оценив создавшееся положение, выключает всё электричество и бежит звонить по телефону вызывать экстренную помощь.

Такие импровизационные этюды помогают человеку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и легко овладевать неожиданными предлагаемыми обстоятельствами.

Как известно, воображение человека может воспроизводить ощущения, создаваемые пятью органами чувств (зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми), а также создавать яркие представления об этих ощущениях. В процессе работы над созданием образа должны быть задействованы все эти органы чувств.

Современные психологи-практики расширили этот список, новая классификация такова:

1. Зрительные ощущения с явлениями ахроматического зрения, хроматического зрения и пространственного видения.

2. Слуховые ощущения с явлениями речевого, музыкального и пространственного слуха.

3. Вибрационные ощущения (занимающие промежуточное положение между слуховыми и осязательными).

4. Тактильные (кожно-осязательные) ощущения.

5. 6. Температурные и болевые ощущения.

7. Кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь различают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы и опорно-двигательного аппарата и кинестезию голосового и рече-двигательного аппарата (артикуляционной моторики).

8. Вестибулярные (статико-динамические) ощущения равновесия, замедления и ускорения.

9. Обонятельные ощущения.

10. Вкусовые ощущения.

11. Интероцептивные (внутренностные) ощущения [14].

Предметы и явления материального мира, воздействуя на органы чувств человека, формируют ощущения как отражения отдельных свойств предмета или явления.

«Кора головного мозга является как бы совокупностью многих экранов проекций органов чувств, и экраны эти взаимосвязаны друг с другом. Часть их отражает ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. В центре каждого экрана — скопление клеток, которые представляют мозговой конец анализатора. Оно окружено рассеянными клетками анализатора, которые входят в области, смежные с ядрами других экранов. Все экраны органов чувств занимают у человека сравнительно небольшой участок коры, большая же часть ее занята ассоциативной областью, объединяющей всю работу мозга в единое целое.

Экраны органов чувств — это служба информации, собирающая сигналы от внешнего мира и от внутренних органов человека. Ассоциативная область — это служба действия на основе полученной информации» [15].

Упражнения для развития наблюдательности и фантазии «Наблюдение животных» помогают человеку не только развивать такие качества, но и овладевать определёнными характеристиками создаваемого образа (хитрость лисы, пластичность пантеры, гордость оленя и пр.). Цель данного упражнения — наделить человеческими характеристиками наблюдаемого животного. Необходимо не изображать внешние черты, а понять образную обобщающую суть, сконцентрированную черту характера.

Упражнения на развитие фантазии, воображения

Цель: Развить в себе способность фантазировать.

Инструкция: Человек обладает способностью творческого воображения, способностью фантазировать, то есть сочетать, соединять различные жизненные явления в особое, новое явление.

Упражнение 1: «Оправдание позы».

По знаку ведущего (хлопку в ладоши) имиджируемый принимает какое-нибудь положение, не выдумывая его заранее, а как выйдет; самое неожиданное, пусть даже нелепое положение. Затем, не меняя положения, проверяет себя: мышечно освобождается и оправдывает эту позу.

В следующем упражнении ведущий называет несколько случайных слов, скажем, лошадь, река, спички, полено и т. п., имид- жируемый тут же должен нафантазировать и рассказать по поводу данных слов какую-нибудь историю, смысл которой должен быть связан с названными словами, но рассказать так, как если бы эти события случились с ним или при нём, чтобы слушатель легко верил, что эти события происходили реально.

Развивать данное качество имиджируемому необходимо ещё и потому, что часто в жизни, когда человек производит заранее запланированное действие, а построение имиджа таковым и является, происходит некая нарочитость поведения, наигранность. Избавиться от этих качеств также помогают данные упражнения.

Упражнение «оживший предмет». Имиджируемый выбирает любой из предметов и затем оживляет его путём показа. Придаёт предмету определённые характеристики (старое кресло, испорченный магнитофон, игровой автомат и т.д.).

На данном этапе в тренинге необходимо использовать упражнения на перемену отношений: а) к предмету; б) к месту действия; в) к партнёру. Приведём пример упражнений на перемену отношений к предмету. Имиджируемому даётся следующее задание, которое состоит из двух групп упражнений: вижу данный предмет, а отношусь, как задано; вижу данный предмет, а отношусь, как к другому. При выполнении цикла этих упражнений необходимо соблюдать последовательность задания: рассмотреть предмет, соблюдая «золотое» правило: «Вижу то, что есть, а отношусь, как задано», не переходя в демонстрацию. Например, рассмотреть книгу и отнестись к ней, как к старинному рукописному фолианту; рассмотреть бутафорский пистолет и отнестись как к пистолету, из которого был убит Пушкин (Гумилев). Рассмотреть веер и отнестись, как к вееру Асенковой, рассмотреть эту сломанную машинку и отнестись к ней, как к игрушке своего детства, рассмотреть свою записную книжку, но отнестись к ней как к чужой, кем-то забытой. Рассмотреть свой хорошо знакомый предмет, но отнестись к нему, как к новому, прицениться в магазине и решить, купите ли Вы его в подарок другу. Рассмотреть свою новую вещь, но отнестись к ней как к испорченной: решить выбросить ее или попытаться что-то исправить, и т.д. Частая ошибка, которую совершает имиджируемый, — это уход ко второй части — отнестись, как задано, минуя вообще или слегка обозначив первую — рассмотреть. Это стремление к результату, минуя процесс погружения в предмет, ведёт к постоянной неправде жизненного поведения.

Следующий блок упражнений помимо формирования правдивости отношения формирует и «заразительность» действия (термин Станиславского). «Вижу то, что есть, а отношусь, как к другому». Это задание требует от имиджируемого умения отвлечься от прямого назначения предмета, офантазировать его форму, объём, фактуру и отнестись к нему, как к совсем иному предмету, и действовать с ним, как с этим иным предметом. Например, обыкновенный стул превращается в тумбочку или магнитофон, стиральную машину, зубоврачебное кресло, ящик с игрушками или ящик для мороженного и т.д. Именно эта группа упражнений даёт богатейший материал для раскрытия и развития творческого воображения, без которого невозможна работа над имиджем человека.

В упражнениях «на оценку факта» развивается такая способность, как заранее известное принимать, как неожиданное.

Все ранее пройденное: внимание, свобода мышц, предлагаемые обстоятельства, воображение, перемена отношения к предмету и месту действия, — как в фокусе, собирается в этих упражнениях и является основой творческой импровизации.

Действовать в этих упражнениях нужно от своего лица в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. В этих упражнениях обычно берутся события, которые могли бы произойти в жизни. Упражнения строятся так, чтобы в сюжете этюда было какое- либо событие или неожиданность, изменяющие течение жизни, заставляющие оценить новое положение вещей и начать действовать в новом самочувствии и ритме.

Следует придумывать заранее, как не надо оценить событие. Находить выход из создавшейся ситуации необходимо прямо на глазах у «зрителя». Предлагаемые обстоятельства должны быть также импровизированными и подаваться имиджмейкером в процессе развития события. Например, студент собирается на занятия: складывает в сумку вещи, спешит, опаздывает и вдруг обнаруживает запах. Выйдя в коридор, обнаруживает, что загорелась проводка. Оценив создавшееся положение, выключает всё электричество и бежит звонить по телефону вызывать экстренную помощь.

Такие импровизационные этюды помогают человеку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и легко овладевать неожиданными предлагаемыми обстоятельствами.

Как известно, воображение человека может воспроизводить ощущения, создаваемые пятью органами чувств (зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми), а также создавать яркие представления об этих ощущениях. В процессе работы над созданием образа должны быть задействованы все эти органы чувств.

Современные психологи-практики расширили этот список, новая классификация такова:

1. Зрительные ощущения с явлениями ахроматического зрения, хроматического зрения и пространственного видения.

2. Слуховые ощущения с явлениями речевого, музыкального и пространственного слуха.

3. Вибрационные ощущения (занимающие промежуточное положение между слуховыми и осязательными).

4. Тактильные (кожно-осязательные) ощущения.

5. 6. Температурные и болевые ощущения.

7. Кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь различают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы и опорно-двигательного аппарата и кинестезию голосового и рече-двигательного аппарата (артикуляционной моторики).

8. Вестибулярные (статико-динамические) ощущения равновесия, замедления и ускорения.

9. Обонятельные ощущения.

10. Вкусовые ощущения.

11. Интероцептивные (внутренностные) ощущения [14].

Предметы и явления материального мира, воздействуя на органы чувств человека, формируют ощущения как отражения отдельных свойств предмета или явления.

«Кора головного мозга является как бы совокупностью многих экранов проекций органов чувств, и экраны эти взаимосвязаны друг с другом. Часть их отражает ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. В центре каждого экрана — скопление клеток, которые представляют мозговой конец анализатора. Оно окружено рассеянными клетками анализатора, которые входят в области, смежные с ядрами других экранов. Все экраны органов чувств занимают у человека сравнительно небольшой участок коры, большая же часть ее занята ассоциативной областью, объединяющей всю работу мозга в единое целое.

Экраны органов чувств — это служба информации, собирающая сигналы от внешнего мира и от внутренних органов человека. Ассоциативная область — это служба действия на основе полученной информации» [15].

Упражнения для развития наблюдательности и фантазии «Наблюдение животных» помогают человеку не только развивать такие качества, но и овладевать определёнными характеристиками создаваемого образа (хитрость лисы, пластичность пантеры, гордость оленя и пр.). Цель данного упражнения — наделить человеческими характеристиками наблюдаемого животного. Необходимо не изображать внешние черты, а понять образную обобщающую суть, сконцентрированную черту характера.

Читать еще:  Современный американский художник. Juan Travieso
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector