Южноафриканский художник. Cecilia Rosslee

Южноафриканский художник. Cecilia Rosslee

Это провал! Скульптура в Испании стала похожа на карикатуру после неудачной реставрации

В Испании очередной скандал с реставрацией предмета искусства. В Сети отремонтированную скульптуру высмеивают, сравнивая ее с карикатурой.

Статуя была недавно открыта в центре города Паленсия в провинции Кастилия и Леон на севере Испании, и почти сразу же ее сравнили с испорченной фреской Ecce Homo, которую восемь лет назад печально подкрасила уборщица.

«Это больше похоже на мультяшную голову, чем на художественную голову одного из самых символичных зданий Паленсии», — написал местный художник Антонио Гусман в своем сообщении в Facebook рядом со снимками статуи до и после.

Недавно открытая отреставрированная статуя в центре города Паленсия на севере Испании в регионе Кастилия и Леон была раскритикована как похожая на мультфильм.

Реставрация (справа) не похожа на оригинальную статую (слева), которая была убрана и заменена после повреждения во время реставрационных работ на здании.

Статуя была заменена после того, как оригинал оторвался во время реставрационных работ в здании, частью которого она является, сообщил испанский новостной сайт as.com.

Статуя является частью здания, которое, как сообщается, было построено в 1919 году президентом Католической аграрной федерации Алехандро Наджерой под руководством архитектора Якобо Ромеро.

Охраняемое строение открылось в 1923 году и с тех пор стало главной достопримечательностью города. В настоящее время здесь находится филиал банка Уникаха.

Альмудена Гонсалес, другая местная жительница, написала в Facebook, что после реставрации «Мне хочется плакать».

Один пользователь социальной сети сравнил восстановленную скульптуру со скульптурой из песка, которую ребенок сделал бы на пляже.

В другой добавил, что его «внучка лучше справится с пластилином».

Местный художник Гусман сказал, что реставрация напоминала ему другую печально известную реставрацию, которую в Сети прозвали «Зверь Христос»(‘Beast Christ’). Импровизированное обновление фрески Ecce Homo в Борхе, стало вирусным в 2012 году после того, как местная жительница Сесилия Хименес взялась за работу по улучшению выцветшей фрески, несмотря на отсутствие художественного образования.

Усилия тогдашней 82-летней женщины вызывали резкую критику и обвинения в вандализме испуганных поклонников искусства, которые утверждали, что изображенный Иисус выглядел как обезьяна.

Однако это фиаско привлекло десятки тысяч туристов в маленький город Борхо, сообщает Artnet News, добавляя, что причудливая последовательность событий послужила вдохновением для создания оперы и документального фильма.

Фреска Ecce Homo («Узрите человека») была написана примерно в 1930 году Элиасом Гарсиа Мартинесом, но ее нынешняя форма неузнаваема, и ее окрестили «Узри обезьяну».
Хотя «Зверь Христос», безусловно, является самой известной ошибочной реставрацией, это далеко не первый случай неудачной ретуши, и Испания, кажется, особенно уязвима для таких инцидентов.

В 2018 году 500-летнее деревянное изображение святого Георгия в испанском городе Эстелла стало совершенно неузнаваемым после покраски.

В 2018 году 500-летнее деревянное изображение святого Георгия в испанском городе Эстелла стало совершенно неузнаваемым после покраски.

Как сообщает The Guardian, виновные так и не были установлены, но был выставлен штраф на 6000 евро.

В июне 2020 года коллекционер произведений искусства из Валенсии был шокирован тем, что после реставрации лицо Девы Марии на копии картины 17 века стало неузнаваемым.

Сообщается, что частный коллекционер заплатил реставратору мебели 1200 евро за работу над копией «Непорочного зачатия» Los Venerables художника эпохи барокко Бартоломе Эстебана Мурильо.

Однако первая попытка реставратора обернулась катастрофой, оставив лицо Мэри изуродованным, а последующая попытка исправить это только усугубила ситуацию.

После инцидента эксперты по консервации в Испании призвали к ужесточению законов, касающихся восстановления неудачных реставраций.

«Пушистый Иисус» и еще 8 роковых ошибок реставраторов

Задача реставраторов — восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

«Пушистый Иисус»

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Героев фресок лишили глаз

Прихоти Берлускони

Осветлили картину

Неузнаваемый Ленин

Великая Китайская стена

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Читать еще:  Топ-5 технических новинок этого года для фотографов и видеографов

Замок Матрера

Борода Тутанхамона

Младенец с чужой головой

Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» — Мэгги.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства встречаются редко. На сегодняшний день благодаря кропотливой работе реставраторов сохранились бесчисленные работы мастеров прошлого. Одним из хороших примеров является эта скульптура ангела на базилике Святого Петра в Ватикане.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Пушистый Иисус

Как была проведена худшая реставрация в истории искусства

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску «Ecce Homo» («Се человек»), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать — фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX — началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески «Ecce Homo», расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. «Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?», — цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес — именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное — примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант — одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, «карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике». О первоначальном облике «Ecce Homo» напоминала лишь эта самая безразмерная туника — и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет — фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

«Фотожабы» на результаты реставрации фрески с изображением Иисуса в испанской церкви.
Открыть фотогалерею

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название — «Ecce Mono», что они перевели как «Се обезьянка»). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов — «фотожабы» на пушистого Иисуса можно найти, не особенно напрягаясь.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику «креационистских теорий» Церкви. На момент написания этого текста за сохранение «Ecce Mono» высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Читать еще:  Что такого особенного в этой Моне Лизе?

Гойя — не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. «Самая ужасная реставрация» обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер — словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять — канонических изображений Христа полно, а в капоре — только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает, что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства. Джонс, правда, советует обращать внимание на экземпляры более достойные — на картины старых мастеров, ну или на фрески эпохи раннего Возрождения в Палаццо Скифанойя.

В Испании неудачно отреставрировали статую на историческом здании. Теперь ее сравнивают с картошкой и Трампом

Реставратор-любитель изуродовал статую 1923 года в испанском городе Паленсия, пишет The Art Newspaper. Первым на это обратил внимание художник Антонио Гузман Капель, он опубликовал снимки скульптуры в своем фейсбуке

Фигура, украшающая фасад здания, где сейчас находится главный офис местного банка, раньше изображала улыбающуюся женщину, замечает The Art Newspaper. После неудачной реставрации ее начали сравнивать с мультипликационным персонажем, картошкой и президентом США Дональдом Трампом. Имя человека, отреставрировавшего статую, не сообщается.

В Профессиональной ассоциации по сохранению и реставрации культурного наследия Испании заявили, что это не профессиональная реставрация. Вице-президент организации Мария Борхас заметила, что неудачные реставрационные работы в стране проводят слишком часто. По ее словам, культурное наследие Испании оказалось в уязвимой ситуации.

Что еще известно:

Ранее реставраторы-любители испортили несколько исторических памятников в Испании. Так, в 2021 году пенсионерка Сесилия Хименес «восстановила» пострадавшую от влажности фреску Ecce Homo в городе Борха, после чего картину стали называть «Пушистым Иисусом» и «Обезьяньим Христом».

It’s a botch-up! Monkey Christ and the worst art repairs of all time
«As another religious painting restoration goes horribly wrong, we take a look at some of the finest examples of butchered statues, art installations and frescoes.»https://t.co/aZy3QEwcNU pic.twitter.com/cLmUhi1J93

В 2018-м в одном из храмов Эстельи отреставрировали статую святого Георгия 16-го века, в результате чего его лицо стало ярко-розовым, а шлем — светло-голубым. В 2020-м реставратор мебели из Валенсии испортил копию картины «Непорочное зачатие» с лицом Мадонны, которое тоже стало похоже на картошку.

By the same artist who gave St George a makeover?
16C wooden sculpture, Estella, Spain. pic.twitter.com/5ANAs9w5Hh

— The Countryman magazine (@Countrymaned) February 6, 2019

The original is on the left. The two attempts at «restoring» it are on the right. Ouch.
«Experts call for regulation after latest botched art restoration in Spain: Immaculate Conception painting by Murillo reportedly cleaned by furniture restorer.»https://t.co/t3kAIZYnNS pic.twitter.com/m8Kabrt7Qu

Читать еще:  Элегантность и спокойствие. Stephanie Rew

— Mark Rees (@reviewwales) June 22, 2020

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь

Ecce Homo: испорченная фреска, которая спасла город (6 фото)

80-летняя художница-любительница Сесилия Хименес (Cecilia Giménez) не имела ничего, кроме добрых намерений, когда обратила своё внимание на испортившуюся со временем фреску с изображением Иисуса Христа на стене в храме Милосердия в небольшом испанском городе Борха (Borja).

Фреска под названием «Ecce Homo» (что значит «Се человек») была создана испанским художником Элиасом Гарсиа Мартинесом (Elías García Martínez) в 1930 году. Хотя эта работа, согласно общему мнению в прессе, имела «небольшое художественное значение», потому что «Мартинес не является великим художником, а его картина «Ecce Homo» не представляет собой «шедевр», фреска, тем не менее, приобрела некоторую сентиментальную ценность среди местного населения.

Итак, когда первоначальная краска на фреске стала шелушиться, Сесилия Хименес, которая не имела специального образования, взялась отреставрировать стареющее художественное произведение.


Повреждённая фреска «Ecce Homo» слева и её «отреставрированная» версия справа.

Хименес подправляла картину мазок за мазком в течение нескольких лет с ведома приходского священника и церковных сторожей, пока однажды летом 2012 года не решила, что фреске нужна капитальная реставрация. В середине «реставрационного процесса», Хименес отправилась в отпуск, потому что работа потребовала гораздо больше времени, чем она предполагала. Женщина собиралась завершить её по возвращении, но, хорошо это или плохо, такого шанса ей больше не представилось.

К тому времени, как она вернулась из отпуска, о её провальных усилиях узнала широкая общественность, и Хименес стала всемирным посмешищем. Неудавшаяся реставрация стала главной темой в Интернете, породив во всемирной сети множество мемов и шуток. Журналисты сравнили реставрацию с тем, как известный персонаж Мистер Бин в исполнении Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson) испортил картину «Мать Уистлера» («Whistler’s Mother»). Некоторые сравнили картину с размытым изображением картофеля и обезьяны. Другие назвали её «Пушистый Иисус» и «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Хименес чувствовала себя настолько униженной, что плакала в течение нескольких дней и, по словам её родственников, отказывалась от еды. В итоге, женщине пришлось обращаться к помощи психиатра и принимать лекарства. В какой-то момент наследники Гарсиа Мартинеса пригрозили подать на Сесилию Хименес в суд за порчу картины, но, к счастью для неё, не довели дело до конца.


Оригинальная неповреждённая картина (слева), повреждённая картина (в середине) и реставрация Сесилии Хименес (справа).

В настоящее время, по странной иронии судьбы, небольшой малоизвестный город Борха вдруг неожиданно появился на международном туристическом маршруте. Каждый год десятки тысяч любопытных посетителей со странным чувством юмора приезжают из дальних уголков мира, чтобы своими глазами увидеть трагическое фиаско и уехать домой с различными сувенирами, такими как кружки и футболки с изображением «новой и улучшенной» фрески «Ecce Homo».

Сесилия Хименес, чья неудавшаяся попытка отреставрировать церковную картину когда-то вызывала издёвки и насмешки, теперь является местной знаменитостью. Она вручает призы на конкурсе молодых художников, которые пишут свои собственные варианты картины «Ecce Homo». Люди узнают её на улице и кричат: «Это Сесилия! Это Сесилия!» Она даже имеет 49% выручки от реализации сувенирной продукции. Остальное идёт семье художника Мартинеса.

Сесилия Хименес, может, и не смогла отреставрировать картину, но ей удалось возродить судьбу своего города. Приток туристов помог стабилизировать экономику города Борха, пошатнувшуюся от экономического спада, от которого остальная часть Испании страдает в течение последних нескольких лет.

«Для меня это история веры, – сказал Эндрю Флэк (Andrew Flack), либреттист оперы, который сочинил комическую оперу о том, как одна женщина испортила фреску и спасла город. – Это чудо, как она смогла способствовать процветанию туризма!»

«Почему люди приходят посмотреть на фреску, если она представляет собой такое ужасное произведение искусства? – спрашивает он. – Это своего рода паломничество, превращённое средствами масс-медиа в феномен. Пути господни неисповедимы. Ваша катастрофа может обернуться для меня чудом».


«Отреставрированная» Мистером Бином картина Джеймса Макнила Уистлера (James McNeill Whistler) «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» («Arrangement in Grey and Black: The Artist’s Mother») из фильма «Мистер Бин», 1997 г.


Ассортимент сувениров «Ecce Homo».


Коллекция Интернет-мемов про неудавшуюся реставрацию фрески «Ecce Homo».


Туристы выстроились в ряд, чтобы взглянуть на церковную картину «Ecce Homo» на алтаре в храме Милосердия в городе Борха, Испания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector