Натюрморт: не только цветы и яблоки

Натюрморт: не только цветы и яблоки

Как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно?

Для того чтобы нарисовать натюрморт карандашом поэтапно нужно составить композицию. Натюрморты бывают абсолютно разные:

И другие не съедобные предметы:

Если проще, то все что не портрет и не живопись, то натюрморт:)

Как только определились с объектами рисования, делаем набросок. Располагает правильно предметы, соблюдая пропорции. С помощью карандаша отмеряем размеры.

Далее прорисовываем основные детали, убираем лишние штрихи и можно раскрашивать. Здесь самое главное-это передача цвета и объем. Глаза каждого человека видят цвета по разному. Например, один человек в бордовой драпировке натюрморта видит только оттенки бордового цвета, а другой в той же самой ткани передает на холст и синий и желтый и даже зеленый цвет! Вот так видит художник окружающие краски.

Желаю творческих успехов и ничего не бойтесь:)

Натюрморты бывают разные и их можно нарисовать в самых разных стилях. Важно правильно расположить изображения неодушевленных предметов на бумаге или холсте. Красиво, объемно, гармонично будет смотреться натюрморт, где предметы перекрывают друг друга.

Для примера, расположения прямоугольников. На первой картинке они расположены в ряд, скучная картина, правда? А если их подвигать, совсем другой результат получим.

Когда предмет будет находиться за другим, перекрывая какую-то его часть, вы наполняете свой натюрморт глубиной, объемом. Чем больше пересечений неодушевленных предметов, тем интересен будет рисунок.

Важно выделить главный предмет, какой-то предмет должен доминировать, он может выделяться размером, формой, цветом или положением относительно остальных.

Несложный в исполнении натюрморт с вазой и яблоками:

На листе провести линию стола или полки, на чем будет стоять ваза. Сделать наброски линий и точек для «скелета» вазы. Соединить точки построения плавными линиями, острые углы вазы округлить. Дорисовать яблоки, задний фон-драпировку. Ненужные линии стареть ластиком. Остается распределить на рисунке, предметах свет, полутень, тень. Или разукрасит акварелью.

Время собирать плоды: Яблочный Спас в работах художников

Яблочный спас — славянский праздник, символизирующий начало сбора урожая. Это день преображения природы. В этот день природа разворачивается к осени и зиме. Пора собрать урожай, печь яблочные пироги, шарлотки, варить варенье и компоты.

Сегодня светлый праздник — Яблочный Спас, Преображенье Господне. Один из великих православных праздников. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — церковный праздник, отмеченный во всех Евангелиях, кроме Иоанна. Празднование Преображения Господня современной церковью провозглашает и прославляет соединение Божественной сути и всего человечества в лице Иисуса Христа. Показав Преображение, Бог велел своим ученикам беречься от уныния и грустных мыслей, верить в светлое будущее.

В этот день освещаются плоды яблок, винограда, колосья.

Для людей творческих — это время составлять букеты и натюрморты с яблоками. Можно еще успеть запечатлеть сияние сочных и притягательных плодов на тяжелых ветках яблонь. Сколько красок и солнца в этих букетах и композициях, сколько притягательности и добрейшего умиротворения. И уже немного тоски по уходящему лету.

Яблоки притягивают всех творческих людей. А в живописи, пожалуй, трудно найти художника, который не писал бы яблоки. Со времен первых штрихов в изобразительном искусстве яблоки занимают первое место среди всего съестного, что когда-либо изображалось художниками. Яблоки — это первые натюрморты начинающих художников. Яблоки — это чудесное вдохновение именитых живописцев.

Предлагаю подборку яблочных живописных картин.

С праздником и вдохновения!

Палачев Вячеслав. Яблочный спас.

Ермилов Владимир. Яблочный Спас.

Калинин Михаил. Яблочный спас.

Михайлова-Рудых Н. Н. Яблочный спас.

Heping Betsy Riх.

LORA VASKO, Яблочный спас.

Pierre Auguste Renoir.

Levi Wells Prentice.

Levi Wells Prentice.

Levi Wells Prentice.

Анненков Дмитрий. Ведро с яблоками.

Анненков Дмитрий. Осень.

Барабаш Яна Алимовна. Вечер.

Булыгин Николай Владимирович (1957).

Володин Юрий. Яблочный спас или девочка с яблоками.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Яблоки и астры, 1926.

Графов Виталий Юрьевич. Яблоки.

Алексей Антонов. Яблоки.

Гюстав Курбе. Натюрморт с яблоками и гранатами.

Довбенко Виктор. Яблоки.

И.Е.Репин. Яблоки и листья.

Калашникова Ольга Викторовна. Наливные яблоки.

Камиль Писсарро, Урожай яблок в Ираньи.

Майков Игорь. Яблоки.

Н. Богданов-Бельский. Натюрморт.

Поль Гоген. Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином.

О.Б. Светличная. Сбор яблок.

Ольга Калашникова. Наливные яблоки.

Ольга Налётова. Антоновские яблоки.

Родионова Светлана. Яблоки.

Савченко Алексей. Натюрморт с яблоками.

Натюрморт с яблоками

19 августа весь православный мир будет отмечать один из двунадесятых церковных праздников – Преображение Господне. День, когда каждый христианин чувствует в своей душе тепло Фаворского света, стремится к нему, хочет стать причастником этого удивительного события!

В народе 19 августа именуется еще Яблочным Спасом. Это название закрепилось за праздником в связи традицией освящать в храмах в этот день созревший урожай, а яблоки стали неким народным символом торжества.

Картины с наливными яблоками как признак молодости

Русская живопись, в большинстве своем воспевающая народный быт, не могла обойти стороной такое значимое событие. Художники разных эпох прибегали к яблочным мотивам в своих картинах.

Например, Алексей Алексеевич Харламов – талантливый портретист – зачастую использовал яблоки, как неотъемлемую часть портрета. «Девочка с яблоками», «Подруги», «Выбор яблок» — везде изображены дети, в руках у которых наливные, спелые яблочки, как символ юности, наивности и красоты.

Ивановский художник В. Ф. Белан, увлекающийся натюрмортами, тоже не остался в стороне. Его картина так и называется «Яблочный Спас». Обеденный стол, сплошь усыпанный зелеными плодами, ветки рябины передают тепло августовского дня, а икона Спасителя, изображенная на заднем плане, словно напоминает, что яблоки отнюдь не главное в этот праздник.

Любишь яблочки кушать, люби и в саду их собирать

А теперь представьте себе укутанный сочной зеленью, освещенный теплыми солнечными лучами сад. А в саду — смеющихся, радостных девушек и юношей. Так и хочется кинуться к ним, наполнить и себя этой чистой и светлой радостью. Кажется, что именно под таким впечатлением написала свою картину «Сбор яблок» О. Б. Светличная.

Но не только она вдохновилась трудящейся молодежью. Европейские живописцы не отстают от отечественных в своих картинах с яблоками. Похожие «Собиратели яблок» изображены и на произведении английского художника Фредерика Моргана.

Читать еще:  Пейзажи сельской Шотландии. Caroline Duncan

А что Вы слышали о французском живописце Поле Сезанне? Что он представитель постимпрессионизма, мастер пейзажа? Конечно, это так, но знали ли Вы, что и он в своем творчестве не остался в стороне от яблочных мотивов? Яблоки были его любимыми фруктами, он писал их часто и много.

А чего только стоит его знаменитый «Натюрморт с яблоками», бережно хранящийся в коллекции Эрмитажа! Чистые и прекрасные яблоки, кажется, будто бы насыщенные ароматом деревни и свежести, приковывают взгляды посетителей музея с 1995 года.

Уроки 5–6 РИСОВАНИЕ НАТЮРМОРТА. КОМНАТНЫЙ ЦВЕТОК И ЯБЛОКО. КОРЗИНА С ОВОЩАМИ

Уроки 5–6
Рисование натюрморта. комнатный цветок
и яблоко. Корзина с овощами

Цели и задачи : расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников; развивать умения анализировать выразительные изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), форму сложных предметов, конструкции предметов; закрепить умения в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; обучать рисовать с натуры доступными графическими средствами; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; развивать зрительную память в передаче впечатлений.

Оборудование : акварель, гуашь, палитра, кисти, бумага (А4 – А3), банка для воды.

Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции, слайды картин: И. Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», «Натюрморт с камелией», В. Борисов-Мусатов «Агава», Ф. Толстой «Ветки сирени и канарейка», И. Крамской «Букет цветов. Флоксы», К. Коровин «Розы», А. Куприн «Натюрморт с синим подносом», Г. Теплов «Натюрморт», В. Серов «Девочка с персиками», З. Серебрякова «Завтрак», В. Стожаров «Натюрморт. Лен», К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», И. Грабарь «Хризантемы»; варианты натюрмортов (2–4 предмета):

1) комнатный цветок с крупными выразительными листьями в горшке, яблоко, драпировка;

2) корзина с овощами, драпировка, чайник, яблоко на мелкой тарелке; жостовский поднос, контрастный фон (для яблока, чайника и мелкой тарелки).

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного материала.

– Что такое конструкция предмета? (Строение, устройство.)

– Что такое пропорции предметов и группы предметов (натюрморта) в целом? (Соотношение величин частей предметов, целого предмета и его частей.)

– Какую форму конструкции имеют предметы в натюрморте?

– Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?

– Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов, объектов в пространстве, приближение изображения к реальности.)

– С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи – мазка.)

– Чего достигает художник с помощью светотени? От чего зависит светотень? (От формы и источника света.)

– Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)

– Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)

– От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)

– Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)

– Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)

– Чем достигается мягкость перехода от тени к свету в законченном рисунке? (Градацией теней, разной их силой, разной силой штриховки, оттенками цвета.)

– Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Исходная форма.)

– С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально – в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)

III. Самостоятельная работа учащихся.

1. Предварительная работа .

Учитель . Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: рисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.

Может быть 2 варианта выполнение работы:

Вариант I – гризайль – одноцветная живопись (черно-серо-белая гамма, коричневые оттенки цвета) с разбором светотеневых и тональных соотношений;

Вариант II – живопись в цвете – этот подход сложнее, так как подразумевает не только светотеневую и тональную разработку, но и цветовую.

2. Последовательность выполнения работы.

Учитель напоминает, что работа над рисунком натюрморта представляет собой последовательную работу по этапам:

1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе – дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.

Этот этап – графическое решение, линейный рисунок.

2) Первоначальная передача светотеней, цвета.

Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени. Можно применять художественную линию (разный нажим) для передачи объема предмета и расположения его в пространстве (ближние, передние части предметов изображаются утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям (в соответствии с линейной перспективной).

Запрещается рисовать фигуру по контуру (силуэтом).

3) Начальная проработка цветом.

Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с палитрой.

4) Завершение работы. Прорисовка деталей.

На 1-м уроке выполняются этапы 1, 2 и начало 3-го.

Ответы на вопросы:

– В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?

– Для кого из вас эта работа оказалась сложной? Кому в овладении этой техникой нужно еще потренироваться?

Цели : развивать навыки работы живописными материалами; использовать возможности цвета для передачи объема и формы предметов.

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа о жанре натюрморта; просмотр видеоряда.

Учитель . Продолжим дальнейшее знакомство с жанром натюрморта на примере русской живописи. Зарождение натюрморта как самостоятельного жанра наблюдается в первой половине XVIII в. Художников этого времени привлекала задача точного сходства, которая преобладала в натюрмортах такого типа (недаром их называли «обманками»). Они стремились достичь иллюзорной точности изображения. Наиболее показательны в этом отношении натюрморты Теплова (30-е гг. XVIII в.).

Читать еще:  Немецкая художница. Alex Heil

2-я половина XVIII в. почти не знает натюрморта, так как Российская академия художеств признавала натюрморт низким жанром, несамостоятельным, ведущим был мифологический, исторический. В этот период можно отметить лишь натюрморты И. Хруцкого «Цветы и плоды», Ф. Толстого «Ветка сирени и канарейка» и др.

Во второй половине XIX–XX вв. натюрморт занимает все большее и большее место практически во всех жанровых картинах. Достаточно вспомнить такие прославленные картины, как «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова, «За туалетом», «Завтрак», З. Серебряковой. Натюрморт первых десятилетий XX столетия сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Лучшими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн и ряд других художников, положивших начало отечественной школе натюрморта.

2. Анализ натюрмортов этих художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, средств художественной выразительности.

– Как художники передают в своих натюрмортах красоту обычных, привычных в быту предметов, цветов, плодов?

– Можно ли по предметам этих натюрмортов сказать что-то об их «хозяине»? Что? (Ответы детей.)

III. Практическое задание.

Окончание работы (3, 4-й этапы).

1. Индивидуальная работа детей под руководством учителя.

Учитель . Во время анализа натуры и в процессе рисования вы должны увидеть красоту обыкновенных комнатных цветов – изящество очертаний ствола, веток, листьев и цветков, их яркую окраску, пропорциональность (гармонию) и попытаться с помощью линий и красок создать художественный образ цветка.

Задание . Выполните живописные упражнения с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятельности другим.

2. Повторение законов линейной и воздушной перспективы.

1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные – мягче.

3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже).

4) Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.

– Кому удалось лучше передать сходство с натурой?

– Выберите лучшие рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой.

Занятие-экскурсия Натюрморт
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование художественно-творческой активности детей в прцессе знакомства с одним из жанров живописи- натюрмортом

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование художественно-творческой активности детей в прцессе знакомства с одним из жанров живописи- натюрмортом. Репродукции картин: И.Ф.Хруцкий «Цветы и плоды», П.Н. Крылов «Сирень и три лимона», И.Э. Грабарь «Яблоки», З.Е. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», Ж.Б. Роби «Натюрморт с цветами и книгой», М.С. Иоффе «Натюрморт. Цветы».

Словарь: Натюрморт, композиция, натура, драпировка.

Материалы и оборудование: Стойки для картин, муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка, стол, пустая рама, «Коробка открытий».

Мотивационная ситуация: Сюрпризный момент- «Коробка открытий» ( в коробке- муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка).

Ход занятия — экскурсии.

Давайте пройдем на ковер, возьмемся за руки и скажем: справа друг и слева друг- получился дружный круг».

Молодцы! Отпустите руки, присаживайтесь и расскажите, что же находится в центре нашего дружного круга. ( коробка)

Откроем эту коробку и достанем и назовем все предметы.

Как можно использовать эти предметы?

Я вас приглашаю в галерейную зону и вы увидите как художники в своей работе используют разные объекты.

2. Знакомство с картинами

Эти предметы нужны художникам для натуры, с которой они напишут картину.

А как же называются произведения, на которых изображены эти предметы?

В переводе с французского языка на русский натюрморт означает «неживая природа», т.е. что то неодушевленное.

Все полотна, представленные на этой выставке,- натюрморты, но в них есть сходство и различие.

Иван Фомич Хруцкий « Цветы и плоды».

Первое что притягивает взгляд- это роскошный букет цветов в керамической вазе с рельефным рисунком. Сразу видно, что букет тщательно составлялся, все они от самого маленького до самого большого сочетаются по цвету, а зеленые листья и желтые колоски, отделяя цветы друг от друга.

В вазе собраны разные цветы можно не только любоваться букетом, но и угадывать каждый цветок. Этот букет словно загадка.

Кто сможет отгадать цветок?

На каменном столе слева и справа от букета разместились ягоды и фрукты. Тыква, яблоко, лимон, груши, абрикосы, виноград и даже смородина желтого цвета – такой подбор не случаен.

Представьте, что было бы, если бы смородина оказалась ярко-красной, груша и тыква- сочно зелёными, а вместо абрикосов лежали бы алые яблоки. Букет потерялся бы среди изобилия красок, поэтому художник использовал плоды исключительно желтых оттенков. Он создал для загадочного букета спокойный и необычный фон из ягод и фруктов. Так, используя прием контраста – сочетания светлых и темных красок, Хруцкий сделал букет главным героем в картине.

Нередко в композиции натюрмортов художники помещают птиц, животных или человека. На первый взгляд в картине «Цветы и плоды» ни тех, ни других нет, но если внимательно посмотреть на все предметы, можно увидеть на переднем плане в центре стакан с водой и долькой лимона, а на заднем плане, справа- графин, из которого и была налита вода, и лимон, от которого была нарезана долька. Таким образом Хруцкий указывает на незримое присутствие человека.

Как вы думаете, кто мог наполнить стакан и зачем? Почему этот человек ушел, не допив воду с лимонным вкусом?

Найдите на выставке картину, на которой тоже изображены лимоны. Ребята указывают на работу

Читать еще:  Ориентализм: видение Востока в западной одежде

П.Н. Крылов «Сирень и три лимона».

Картину написал известный русский живописец Порфирий Никитич Крылов .

На столе в окружении трёх лимонов стоит пышный букет из веток сирени. Светло- и тёмно-сиреневые грозди цветов, чередуясь с зелёной листвой, создают весеннее настроение, а ярко-жёлтые плоды, как весёлые нотки, делают рисунок ритмичным. Используя белый цвет в качестве фона, художник выделил большую часть предметов натюрморта, оставив для сравнения не покрытую драпировкой правую часть стола. Расположенный на ней лимон и свисающая ветка сирени действительно имеют не чёткие контуры. Опять мы видим приём контраста.

Большинство авторов дают названия натюрмортам по тем предметам, из которых они состоят. Например, предыдущая картина называлась «Цветы и плоды»: и действительно – в натюрморте много разных цветов и плодов.

Как называется произведение, которое написал П.Н. Крылов. После нескольких попыток звучит правильный ответ: «Сирень и три лимона».

Игорь Эммануилович Грабарь

На следующей картине художник Игорь Эммануилович Грабарь запечатлел стол с посудой и яблоками. Внимательно рассмотрев натюрморт, можно сказать, что специально никто эти предметы не расставлял. Белый кувшин, синяя крынка, большое блюдо и две стопки тарелок стояли на столе в ожидании сервировки, как вдруг по столу кто-то рассыпал яблоки. Возможно, их только что собрали в саду и занесли в дом к обеду. Жёлто-зелёного цвета, сочные и сладкие, они сразу создали радостную атмосферу.

Педагог предлагает детям представить этот натюрморт без яблок. Выдержанная композиция в белых и синих тонах, нет в ней особой красоты и привлекательности. Вряд ли художник, зайдя в комнату, решил бы запечатлеть столовую посуду, если бы не эти озорные яблоки, которым совсем не лежится на блюде. Он так и назвал картину – «Яблоки».

А теперь пройдем в игровую зону и попробуем составить натюрморт из тех предметов, которые достали из «Коробки открытий». Для этого разделимся на 2 группы: одна расставляет предметы на столе, другая оценивает и по необходимости исправляет.

Поднимем пустую раму перед столом так, чтобы все предметы попали в её пределы.

Придумайте название своему натюрморту.

Вернемся в галерейную зону для продолжения просмотра.

З.Е. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Прежде чем открыть работу З.Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати», ответьте на вопросы:

В каком жанре написана эта картина и что на ней изображено. Выслушав высказывания детей, педагог снимает ткань. Детям даётся время рассмотреть сюжет и ответить на вопросы:

Чем этот натюрморт отличается от всех остальных?

Специально ли художник разложил предметы на столе?

О чём думает девочка? После ответов педагог рассказывает о произведении.

Картина называется «На кухне. Портрет Кати ». Внимание ребят обращается на название, в котором автор уже начинает рассказывать о сюжете произведения: где происходит действие, и как зовут героиню.

Художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова запечатлела свою младшую дочь. Несмотря на то, что девочка нарисована на заднем плане, именно на неё падает первый взгляд зрителя. Тонкие черты лица и волнистые волосы, белая блузка и синий сарафан – она как Золушка из сказки, которая, выполняя любую работу по дому, мечтает о чуде.

Вот и Катя так увлечена, что совсем не заметила, как стала героем картины. Задумчивый, даже немного грустный взгляд девочки устремлён в корзину с яйцами. Беря в руки яйцо, она размышляет о том, что скорлупа очень хрупкая, её легко разбить, поэтому движения рук должны быть плавными и осторожными.

Крынка с молоком, Свёкла с большими стеблями, рыба на разделочной доске и морковь – эти продукты принесли на кухонный стол для приготовления разных блюд, но готовить будет не Катя – ей всего 10 лет. Она с удовольствием будет помогать маме, после того как та закончит писать картину.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос:

Какие блюда можно приготовить из этих продуктов? Затем ребят просят по возвращении домой обратить внимание на стол в кухне: лежат ли на нём какие-либо предметы, можно ли из них сделать натюрморт, дать ему название и по возможности запечатлеть – сфотографировать или нарисовать.

Жан Батист Роби

Примерно так, как это сделал Жан Батист Роби . Прогуливаясь по парку, художник увидел на камне раскрытую книгу и букет цветов. Освещённые солнцем, они наталкивали на размышления, которые сводились к пониманию того, что цветы не просто лежат на книге – они читают. Маленький бутон, словно указательный палец, скользит по словам, а большая белая роза неспешно читает строку за строкой. И только потом, когда живописец закончит писать «Натюрморт с цветами и книгой », он понял, что теперь и у зрителя будет разыгрываться воображение:

Кто сидел на камне и читал книгу?

Кто принёс букет? поставят ли в вазу, а книгу – на полку?

Далее педагог предлагает детям поиграть в словесную игру «Что было до? Что будет после?».

Марк Семёнович Иоффе

Рассматривая следующую картину Марка Семёновича Иоффе «Натюрморт. Цветы» , педагог просит ребят рассказать о том, что на ней изображено? С помощью наводящих вопросов:

Почему вазы две? Почему одну видно не полностью? – педагог подводит детей к пониманию того, что художник использовал зеркало в качестве фона.

Применяя способность зеркала отражать предметы, Марк Иоффе показывает зрителю противоположную часть комнаты.

Можно сказать, что зеркало в картине играет важную роль: с его помощью в сюжете возникла статуэтку птицы, стоящая на этажерке с книгами, а у вазы с цветами появилась возможность любоваться своим отражением.

Этот натюрморт отличается от предыдущих стилем живописи: если натюрморты И.Ф. Хруцкого , П.Н. Крылова, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой написаны с максимально точной передачей реальных предметов, то М.С. Иоффе передал образы упрощённо, без деталей. Такой стиль похож на творчество детей.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к картинам ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задать детям вопрос, направленный на активизацию художественно-творческой активности: какой натюрморт вы бы хотели нарисовать?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector