Натюрморты и фигуративная живопись. Rudolf Kosow

Натюрморты и фигуративная живопись. Rudolf Kosow

Натюрморты. Рисуем то, что под рукой

З нойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия. Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

«Яблоки и листья»

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.

«Букет цветов. Флоксы»

Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.

«Селедка и лимон»

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени». В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.

«Натюрморт с самоваром»

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы. Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.

«Этюд с медалями»

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

Неожиданные натюрморты в русской живописи

Исаак Левитан. Одуванчики

Статья из блога художницы Елены Поповой:

Неожиданные натюрморты — это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: «А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!». Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.

Марк Шагал «Белые цветы на красном фоне». 1970.У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался — хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.

Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников — нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.

Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века, в наибольшей степени — у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).

Читать еще:  Пост-поп-сюрреализм. Casey Weldon

Виктор Васнецов «Букет» . Сказочный или былинный сюжет — пожалуйста, Киевский Владимирский собор расписать легко, а вот с натюрмортами у художника не густо. Однако они есть!

Конечно, и среди импрессионистов есть исключения — очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. «Оторвались» на натюрмортах постимпрессионисты — Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать — мы охотимся за редкими работами «нелюбителей» натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали — буржуазно и патриархально, без любимого пленэра — скукота! Даже Берта Моризо — единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного «девчоночий» жанр.

Илья Репин «Яблоки и листья» , 1879 . Натюрморт — не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку — все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.

Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:

Валентин Серов «Сирень в вазе», 1887.
На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта — персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.

Исаак Левитан. «Лесные фиалки и незабудки», 1889. Гений русского пейзажа иногда писал и чудесные натюрморты. Но очень редко!Есть еще кувшин с одуванчиками — прелестный!

Василий Суриков «Букет».
Автор «Утра стрелецкой казни» любил размах и драматизм. Но сохранилось и это — немного наивные и очаровательные розочки.

Борис Кустодиев. «Натюрморт с фазанами «, 1915 . Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты — он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств. Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.

Виктор Борисов-Мусатов «Сирень», 1902.
Мне очень нравятся его самобытные плотна, ни на чьи больше не похожие. Его всегда можно узнать, и в этом натюрморте — тоже .

Михаил Врубель «Цветы в синей вазе», 1886
Какой талант! Как до обидного мало успел!Цветы тоже шикарны, как и демоны.

Василий Тропинин «Дупель и снегирь», 1820-е.
Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите — даже не полноценное полотно, а этюд.

Казимир Малевич. «Натюрморт» . А вы думали, и яблоки у него квадратные?

Иван Крамской «Букет цветов. Флоксы», 1884
Прямо на дачу захотелось — у меня там тоже летом были флоксы.

Василий Кандинский «Рыба на голубой тарелке».Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!

Натан Альтман «Мимоза», 1927
Мне нравится. Что-то в этом есть.

Иван Шишкин, 1855 .
А где же мишки и лес?!

Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Фигуративная живопись

Фигуративная живопись (Фигуративизм) – направление в живописи, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть объект, сохранив его схожесть с объектом в реальности. Фигуративная живопись очень широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления.

В Великобритании сам термин начал использоваться, когда возникла необходимость определить антипод абстракционизму и, т.о. под фигуративизмом стали понимать «не абстрактные картины». Позднее, в разное время различные авторы ратовали за возвращение к фигуративизму, как правило, критикуя современное им авангардное искусство. В 60-х – 70-х гг., например, Рон Китай ввел в лексикон термин «Лондонская школа», объединив в условную группу художников, представлявших фигуративную живопись Англии того периода (Франк Ауербах, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон). Художники Лондонской школы противопоставлялись уже поп-арту и концептуализму.

Читать еще:  Нидерландский художник. Maudy Alferink

Позднее, в 90-х годах XX века в Великобритании фигуративная живопись вновь начала противопоставляться концептуализму, который ассоциировался с деятельностью Молодых Британских Художников (YBA) (иногда творчество данной группы относят к неоконцептуализму). В 1997 году Гай Деннинг основал группу «Неомодерн» (Neomodern), члены которой считали, что современное искусство развивается под влиянием различных фондов и организаций, которые не просто обслуживают вкусы зрителей, а формируют некий общественный запрос и т.о. экономически ограничивают художника в его творчестве. Несмотря на отсутствие художественных особенностей, точка зрения Деннинга нашла отклик именно у художников представляющих фигуративную живопись.

Два года спустя, в 1999 году схожие идеи высказал Билли Чайлдиш в Манифесте стакизма. Лозунги «назад к фигуративизму» и «художник не делающий картин — не художник» стали основными для такого движения как стакизм. Кроме того, в 2000 году вышел второй программный текст стакизма — Ремодернизм, идеи которого во многом заимствованы у Гая Деннинга (в частности идея о том, что модернизм не исчерпал себя и необходимо вернуться к его первоначальным концептам, т.к. «уход от объекта» более невозможен).

В современном английском языке термин «figurative artist» (возм. пер. «художник-фигуративист») предполагает, что художник пишет картины, изображает конкретные объекты (не абстракционист) и не принадлежит к какому-либо четко обозначенному жанру (например, фотореализм, строго говоря, также может быть отнесен к фигуративной живописи, но подобное уточнение не имеет смысла). При этом зачастую в работах таких художников могут содержаться сюрреалистичные или даже концептуальные элементы. В XXI веке фигуративизм чаще противопоставляется уже не абстракционизму, а различным концептуальным течениям и т.о. художники, которые непосредственно рисуют что-либо или тем более пишут картины обозначаются словом «painter» (возм. пер. живописец), которое встречается чаще, чем «figurative artist».

В более узком понимании под фигуративной живописью понимается живопись, в которой упор сделан на изображении фигур людей или животных. Иногда для работ выполненных в такой технике используется термин «фигуративизм». Впрочем, идея, что человек есть основной предмет искусства принадлежит Рону Китаю и характерна именно для художников Лондонской школы.

В ГДР (в особенности в г. Лейпциг) во второй половине XX века была сильная школа живописи. После объединения Германии соцреализм потерял актуальность, но определенные традиции фигуративной живописи сохранились. В конце XX — начале XXI века ряд выпускников Университета визуальных искусств Лейпцига (Hochschule fur Grafik und Buchkunst) сформировали т.н. Новую лейпцигскую школу. Позднее понятие расширили до «Молодые немецкие художники».

Известным современным художником, который последовательно отстаивает идею о фигуративной живописи как о форме актуального в наши дни искусства, является Одд Нердрум. Нердрум также известен как создатель арт-инициативы «Китч», в рамках которой он дает уроки и помогает в распространении своего творчества многим живописцам по всему миру (например, его учениками называют себя такие художники как Шон Берк и Джереми Канилья). Творчество самого Нердрума и некоторых его последователей иногда относят к постмодернизму, отмечая тот факт, что речь здесь идет не просто о фигуративной живописи, а о переосмыслении живописной традиции прошлого с отсылками на современную действительность.

Франк Ауэрбах, р. 1931 — английский художник-портретист

Роскошные натюрморты нидерландки Clara Peeters

Нидерландская художница, мастер натюрмортов, Clara Peeters (1594-1657 года).

Клара Петерс принадлежала к забытым мастерам первой половины 17 века и из-за значительного количества художников в это время, и из-за женского пола (заинтересованности в женщинах-художницах не было), из-за значительной конкуренции среди нидерландских художников.

Записей в Гильдии художников Антверпена о ней нет — женщин туда начали принимать лишь в 1612 году, а по некоторым годам к тому же пропали архивы.

О жизни её практически ничего неизвестно. Существуют упоминания с датами в архивах о женщинах с такими именем и фамилией, но одна из них была падшей женщиной, а другая вышла замуж, когда художница уже давно должна была миновать брачный возраст.

Автопортрет на картине «Суета сует»

По предположениям Клара Петерс родилась в городе Антверпен, герцогство Брабант, Южные Нидерланды (ныне Бельгия). Найдены свидетельства о ее крещении в Антверпене в 1594 году. Происходила из богатой семьи, так как делала натюрморты с изображениями ценной посуды (золотые бокалы, фарфор, драгоценные бокалы из стекла, недешевые сыры и выпечка). Наиболее раннее произведение Клары датировано 1607 годом.

Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Не сохранено свидетельств о годах учебы и её учителях, поскольку часть документов о гильдии Св. Луки в Антверпене была утрачена.

Читать еще:  Норвежский художник. Philip Smeeton

Клара Петерс не имела собственного историографа и многие страницы её жизни остались неизвестными.

Натюрморт с цветами и золотым бокалом, 1611 год

Клара Петерс замуж вышла в 1639 году в Антверпене. Её судьба — судьба типичной эмигрантки, что перебралась из испанских Южных Нидерландов в Голландию. Она жила и работала в городах Амстердам и Гаага. Ее последний натюрморт датирован 1657 годом.

Она специализировалась в исследованиях натюрморта: сочных фруктов, экзотических цветов и дорогой пищи.
Была квалифицированным живописцем натюрморта, работающим в традиции жанра Северной Европы в конце 16 столетия.
Она была также портретисткой, работы которой включали автопортреты.

Mesa. Музей Прадо. Мадрид. Испания

Часто её произведения относили к творчеству других мастеров вроде фламандца Осиаса Беерта-старшего (по причине ошибочно прочитанной подписи или ошибочно трактуемого стиля).

Особенно интересна работа, написанная в 1612 году (Музей Карлсруэ), включающая серебряно-позолоченную чашу, в которой может быть замечено отражение художницы, держащей палитру.

В каждой выпуклости рельефа металлического кубка можно разглядеть маленький автопортрет художницы.

Натюрморт с цветами и кубки. Дерево, масло. 1612 год

Точная дата смерти не установлена, условно принимают 1657 год или сразу после него.

Ее работы в технике голландской живописи действительно поразительны.

Ведь каждый натюрморт — как книга, которую мы не просто пролистываем, а внимательно читаем каждую страничку.

Сначала мы видим общую композицию, а затем автор предлагает рассмотреть и внимательно изучить каждый предмет ее натюрморта, каждое перышко дичи, легкую плесень на головке сыра, отражения и блики на роскошных серебряных кубках.

Каждый участник композиции натюрморта досконально, до самой сущности, изучен Кларой и изображен до мельчайшей подробности!

Ну а мы? Разве с появлением доступной возможности делать фото (даже телефоном) везде всюду, по поводу и без повода — мы видим яснее и понятнее то, что снимаем?

Пробегая по жизни в бешеном ритме 21 века мы смотрим на многие вещи, смотрим, но не видим.

Не придаем значения, быстро делаем эффектный кадр и бежим дальше.

А потом мы выкладываем свои эффектные снимки в социальных сетях, их рассматривают много-много людей. Но рассматривают их всего лишь несколько секунд, ставят нам «лайки» и все забывают о них.

А эти натюрморты можно изучать долго, каждый раз пытаясь понять тайный смысл символов и знаков, заложенных в голландском натюрморте и оторвать взгляд просто невозможно!

Информация для публикации взята из открытых источников в Интернете.

Виллем Кальф – голландский мастер натюрмортной живописи

Знания и прекрасный вкус помогали ему придавать натюрмортам особую изысканность, роскошность и аристократизм.

Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. Он появился на свет в 1619 году шестым ребёнком в семье состоятельного торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет. Семейное дело без особых успехов продолжила мать. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже. Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Это были картины, написанные во фламандской традиции. Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов.

В 1651 году Кальф женился на дочери протестантского священника. В Амстердаме у семейной пары родилось четверо детей. Художник преуспевал, но часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым, поэтому так и не обзавёлся собственным домом. В этот период он стал включать в свои совершенные натюрморты различные экзотические предметы: китайские вазы, раковины и не виданные до того времени тропические фрукты – полуочищенные апельсины и лимоны.

В насыщенных цветами натюрмортах Кальфа виртуозно проявилась отточенность пространственных построений и тонкое ощущение самоценности каждого предмета. Эффектно контрастируют сопоставленные различные фактуры и материалы.

Под влиянием творчества Рембрандта он предпочитал глубокие золотисто-красные тона, тёмный фон, на котором в мягком свете выступают элементы искусно сгруппированной композиции. Его роскошные натюрморты завораживают не только продуманным до мелочей составом, но и уникальной и сложной режиссурой света.

Отдельные красочные предметы залиты светом из невидимого источника. Другие ценные предметы – гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, постепенно проступают из темноты фона. Лишь Кальфу удалось так реалистично изобразить проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо его называют «Вермеером натюрмортной живописи».

С 1663 года мастер писал меньше, он занялся экспертизой и продажей художественных ценностей. Умер Виллем Кальф в возрасте 74 лет, получив травму при падении, когда возвращался домой из гостей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector