Натюрморты в сюрреалистическом стиле. Jennifer Knaus

Натюрморты в сюрреалистическом стиле. Jennifer Knaus

Завтрак на голландский манер: Как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

Украсить стену своей гостиной или столовой картиной XVII века имели возможность либо весьма состоятельные ценители живописи, либо обычные голландские бюргеры, правда, жившие около четырехсот лет назад. Тогда и появились первые натюрморты-завтраки, быстро ставшие очень популярными, и если их внимательно рассмотреть, становится ясно, почему.

Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема

Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.

П. Клас. Натюрморт с солонкой

Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.

Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.

П. Клас. Натюрморт с крабом

Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.

Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства

Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров — работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.

Н. Гиллис. Накрытый стол

Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.

Рулоф Кутс. Натюрморт

Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.

Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.

П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами

Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.

Читать еще:  Охотник за пейзажами. Clarence Bourgoin

В.К. Хеда. Натюрморт

Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?

Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.

В.К. Хеда. Натюрморт с крабом

Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.

Осиас Берт-старший. Натюрморт

Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.

Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт

А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Фотографические натюрморты Кевина Беста

Кевин Бест живет в Сиднее, Австралия и работает в качестве профессионального фотографа, получив образование в Австралийском центре фотографии. В своих работах он сочетает то, что ему нравится больше всего — натюрморты и сюрреализм. На его натюрмортах все предметы настоящие — он специально находит все эти черепа, старинные вазы и кубки, серебряные столовые приборы, скрипки и прочую бутафорию. Если он что-то не смог найти, он изготавливает недостающие элементы натюрморта своими руками. В любом случае, его работы наполнены атмосферой старины, волшебством и красотой.

1. Аллегория пяти чувств. (Photo by Kevin Best)

2. Натюрморт в стиле Виллема Кальфа. (Photo by Kevin Best)

3. Дымовой ванитас. (Photo by Kevin Best)

4. Музыкальный натюрморт. (Photo by Kevin Best)

5. Натюрморт с черепом. (Photo by Kevin Best)

6. Натюрморт в стиле Ремера с орехами и лимоном. (Photo by Kevin Best)

7. Ванитас. (Photo by Kevin Best)

8. Натюрморт с разбитой вазой. (Photo by Kevin Best)

9. Натюрморт с графином в виде ананаса. (Photo by Kevin Best)

10. Натюрморт с черепом и мимозой. (Photo by Kevin Best)

11. Натюрморт с крабом и омаром. (Photo by Kevin Best)

12. Реквием. (Photo by Kevin Best)

13. Автопортрет с атрибутами для натюрмортов. (Photo by Kevin Best)

Натюрморты в сюрреалистическом стиле. Jennifer Knaus

Позитивный сюр в коллекцию

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий.

В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма. Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья»

, а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски, Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства»

.

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей.

Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли.

Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона – фантасмагория.

Если коротко, то правила работы сюрреалистов сводятся к:

Расслабься и отпусти свои мысли.


Доверься подсознанию и присмотрись к образам, что оно тебе посылает.
А теперь бегом бери бумагу и записывай всё увиденное таким образом.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Still life Ирвинга Пенна. Натюрморт как творческая свобода

Что такое натюрморт? Этот жанр отличается своим образным языком, «словами» в котором являются повседневные вещи, окружающие нас повсюду. Получится ли сложенная из них «фраза» звучной и изысканной, или так и останется разрозненными предметами-обрывками — полностью зависит от мастерства создающего натюрморт художника или фотографа. Поговорим о том, у кого такого мастерства было в достатке — знаменитом фотографе Ирвинге Пенне.

Читать еще:  О подводных пловцах. Matt Story

Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Он фотографировал самых красивых женщин мира, был богат и известен, его снимки печатали все крупнейшие модные журналы. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Ирвинг Пенн нашел выход: днем он был звездой модного небосклона; по ночам же — закрывался в своей студии и погружался в то, в чем чувствовал полную свободу творчества — съемку натюрмортов.

Примечание. Характерно, что взлет карьеры будущей легенды модной и портретной фотографии начался именно с натюрморта — с опубликованной в 1947 году в журнале Vogue работы Пенна «Сумочка. Случай в театре» (The Spilled Handbag — Theatre Accident).

Каждый человек видит в фотографии что-то свое, близкое ему. Для Ирвинга Пенна натюрморты стали чем-то большим, нежели простым изучением предметов, которые он снимал. Чувства, эмоции были определяющим фактором в его работах. Пенн провел масштабное исследование жанра натюрморта, раздвигая границы восприятия, и плодами этой серьезной работы стали фотографии, от которых у зрителя до сих пор захватывает дух.

Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства. Для своих композиций он мог собирать окурки, старые предметы, выброшенные кем-то очень давно, откапывал кости, зарытые его собакой — и по ночам, в закрытой студии, творил из них странные объекты, скульптуры, инсталляции. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой.

Читать еще:  Невероятные картины. Вьетнамский художник. Tran Tuan

Натюрморты в сюрреалистическом стиле. Jennifer Knaus

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Entries by tag: натюрморт

Художник Валентина Панкратьева. Очарование натюрморта.

У уральской художницы Валентины Панкратьевой удивительно лиричные, душевные натюрморты. Это прекрасные, мастерски отрисованные картины, наполненные любовью и радостью. Смотришь на них и кажется, что именно здесь течет спокойная, добрая жизнь..
В своих работах художница воссоздает дух недавнего времени: именно так выглядели раньше дачи и уютные загородные дома, с любовью и заботой украшенные хозяйками-рукодельницами.
Как выписаны детали, все эти кружевные занавески, скатерти, вышитые салфетки — даже узор на них можно разобрать. А какие нежные лепестки цветов. Восторг! Чудесные картины, пробуждающие теплые ностальгические чувства!

Приглашаю на чашечку чая. ) Фотохудожник Marcus Rodriguez (Великобритания)

***
. а хочешь, заварю тебе чай со специями этой дождливой осенью?
аромат кардамона и корицы напомнят о солнечном лете.
имбирь и мускатный орех согреют в эти простуженные дни и вечера.
еще добавлю капельку нежности, чтобы твои мысли стали легкими и воздушными.
как стайка маленьких бабочек.
. и, может быть, к тебе придут новые, теплые Сказки.
© Ирина Та

Художница Hilary Eddy. Дом, наполненный цветами.

Для кого-то красота мира измеряется в пейзажах, для других – в отдельных фрагментах природы. Именно так видит планету художница Хилари Эдди. По её словам наша планета — один большой цветущий сад, в котором растут прекрасные цветы, поражая богатством окраски, изысканностью формы и буйством форм.

ГОРТЕНЗИЯ — КОРОЛЕВА САДА.

Гортензии — удивительные красавицы наших садов. Этот теплолюбивый кустарник с огромными шапками соцветий пришел в Европу из страны восходящего солнца Японии в конце 18 века и изначально имел ареалом своего распространения Южную Японию, Китай и встречался как в Гималаях, так и на обоих Американских континентах. Позднее европейские ботаники дали растению имя Hydrangea, что можно перевести как «сосуд с водой» (др.-греч. ὕδωρ — вода, ἄγγος — сосуд). По одной версии, название было дано гортензии за форму семенных коробочек, напоминающих кувшин, по другой — за влаголюбивость.

Особо почитающие гортензию японцы, называют ее Адзисай — «фиолетовый солнечный цветок». Адзисай для буддистов (одной из преобладающей религии в Японии и Азии в целом) является священным цветком. Он часто украшает буддистские храмы и из него делают целебный чай, который называется «амача». Согласно одной из древних легенд, 8 апреля, в день, когда родился Будда, с неба начали сыпаться необычайно красивые цветы. Именно эти цветы назвали Адзисай.

Художник Станислав Брусилов. Всё что дорого мне и любимо.

Молодой художник-пейзажист Станислав Брусилов делится с нами красотой окружающего мира. Его картины очаровывают: светлые, живые, они наполнены душевным теплом и любовью к природе.
Станислав пишет: «Получив классическое академическое образование, я продолжаю и поддерживаю школу русской реалистической живописи, традиции Сурикова и Репина, Левитана и Шишкина, Крамского и Поленова. Много работаю и всегда пишу то, что меня искренне поражает.
Не признаю в искусстве фальши и надуманности. Много путешествую, стараясь получать новые впечатления для творчества. Люблю свою страну, её культурное наследие и неповторимую русскую природу. Люблю свою профессию и семью. Делаю много выставок в России и за её пределами. Больше всего на выставках ценю общение со зрителем.
Буду очень рад если какие-то из моих картин не оставят Вас равнодушным».


На солнечной веранде

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector