Неформальный реализм. Judith Sturm

Неформальный реализм. Judith Sturm

Новый реализм /nouveau realisme

от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970)

Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Пьер Рестани писал в 1961 году: » В современном контексте реди-мейды Марселя Дюшана. приобретают новый смысл. Они воплощают всю полноту жизни современного города, с его улицами, фабриками и серийным производством». Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи.

«Новый реализм» использовал внешние объекты, отдавая дань реальности своему времени. Эти художники ценили экспрессивные и коммуникативные возможности, заключенные в товарах, рекламе и отходах. Их работы тяготеют к эстетике «помойки». Чаще всего они представляют собой трехмерные формы, созданные как ассамбляж или спрессованные предметы (обычно в футляре), либо — двухмерные, выполненные с применением деколлажа.

С поп-артом и неодадаизмом их объединял типичный интерес к обществу потребления, а погруженность в повседневную жизнь, роднила с флуксусом (в последнем принимали участие Вотье, Сперри и Тингели). Позиция нового реализма в одно и то же время характеризуется критическим отношением к цивилизации потребления и стремлением к эстетическому осмыслению и музеефикации «товара».

Художники: Арман (Arman, Armand Pierre Fernandez), Сезар (Cesar Baldaccini), Кристо (Сhristo, Hristo Yavashev), Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймон Энс (Raymond Hains), Ив Кляйн (Yves Klein), Мартиал Райс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль Сперри (Daniel Spoerri, Daniel Isaak Feinstein), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tinguely), Бен Вотье (Ben Vautier), Жак де ла Виллегле (Jacques de la Villegle).

Манифест: «Манифест нового реализма», 1960

Выставки: 1960, Милан, Галерея Аполлинер «Новый реализм»; 1961, Париж, Галерея «J» «На 40° выше дада»; 1961, Ницца «Первый фестиваль нового реализма»; 1961, Париж, Галерея «Рив Друа» и Нью Йорк «Галерея «Дженис» «Новые реалисты».

Описание некоторых произведений:

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963. Дерево, различные предметы. Париж, Центр Жоржа Помпиду. Картина входит в серию «Картин-обманок», как объяснял сам художник, это «случайные ситуации, . зафиксированные в определенный момент». «Венгерская трапеза» возникла в атмосфере перформансов «Рестораны», во время которых Сперри ненадолго превращал залы парижской галереи «J» в место, где едят. Зафиксировав все, что осталось на столе, — тарелки, столовые приборы, полупустые стаканы, остатки еды и прочее — художник располагает основу вертикально, превращая ее в «картину», которая закрывается футляром. Последний прием новые реалисты использовали постоянно, превращая в музейные предметы объекты и отбросы, рассматривая их как археологические или антропологические реликты современной городской цивилизации.

Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963

Жан Тэнгли (Тингели) «Приношение (посвящение) Нью-Йорку», 1960. Ассамбляж из различных материалов. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Впервые представлена 17 марта 1960 года в Саду скульптуры Эбби Олдрича Рокфеллера в Нью-Йорке. Скульптура, а по сути ассамбляж — из предметов утиля и кусков упаковки, выглядела как огромный механизм. Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Треск, шум, выхлопы дыма были явной пародией на серийное производство с его рациональной организацией и продуктивностью. Машина, собранная из деталей и отходов, напоминала о неизбежном устаревании модных товаров и воспринималась как образ общества потребления, вывернутый наизнанку.

ru_dark_triad

Тёмная триада

Макиавеллизм, психопатия, нарциссизм

Трагедия жертв абьюза в том, что им самим, тем людям, которыми они были когда-то, нельзя помочь. Их личность замещена личностью абьюзера, поэтому их поведение по отношению к другим людям, в особенности к тем, кто искренне сочувствует, и к тем, кто не представляет для них никакой угрозы, а наоборот, является потенциальным или действительным источником блага, одиозно.

Оригинал взят у accion_positiva в Трагедия жертв

Зомби и разносчики загадочных зараз и эпидемий в кинофильмах и книгах — это одиозные персонажи. Они опасны и беспощадны. Это «другие» и они по-настоящему враждебны «людям». У протагонистов подобных историй всегда возникает дилемма, как поступить в отношении заражённых знакомых, родственников, членов семьи. Протагонист/ка колеблется, видит заражённого/зомби таким, каким он/а помнит его до болезни, автоматически начинает строить планы излечения несчастного через сочувствие. и всё это чуть не стоит ему/ей жизни.

Дж. Херман — косвенно — в своих рекомендациях по терапии тяжёлых психо-травматиков предостерегает терапевтов как от сочувствия, так и от обозлённости по отношению к пациентам, главная проблема которых — идентификация с агрессором. Фразу «жертва становится палачом» следует понимать буквально, а не иносказательно: жертва абьюза или женщина, погружённая в ССС, становятся абьюзером не по отношению к кому бы то ни было, они просто им становятся, а их личность между тем исчезает, на её место помещается фантом абьюзера.

Трагедия жертв абьюза в том, что им самим, тем людям, которыми они были когда-то, нельзя помочь. Их личность замещена личностью абьюзера, поэтому их поведение по отношению к другим людям, в особенности к тем, кто искренне сочувствует, и к тем, кто не представляет для них никакой угрозы, а наоборот, является потенциальным или действительным источником блага, одиозно. Они воспринимают, оценивают себя и окружающих через восприятие и оценки абьюзера и ведут себя соответственно. Отсюда все эти «тётки», которые в своей ненависти к женщинам и девочкам (ко всем по определению) кажутся полубезумными; «пограничные пациентки» (как правило с анамнезом сексуального детского абьюза), которые бесконечно нудят о своих потребностях, обвиняются своих мамаш в съедении христианских младенцев как минимум, предъявляют терапевту или замещающей его фигуре претензии по поводу недостаточной любви и лояльности к собственной персоне, и при этом цинично забирают пенсию у мамаш-христопродавиц (или сидят у них на шее) и вовлекают в проституцию в угоду очередной «большой любви» младших сестёр или просто любую, до кого могут дотянуться, распространяют сплетни о терапевте и терапии (хотя продолжают её посещать). Отсюда и избитая женщина (и не одна), которая, укрывшись в шелтере, пишет чуть не убившему её муженьку-мизогину: «я знаю, что эти сучки-феминистки хотят разлучить меня с тобой, я делаю вид, что соглашаюсь с ними, поддакиваю, чтобы они не заподозрили. прости меня, забери обратно домой,» — и выдаёт адрес шелтера.

Читать еще:  Отпечаток женственности. Французский художник. Isabel Mahe 16+

И здесь возникает огромная проблематика, встают огромные противоречия. Одиозность поведения и «идеологии» жертв абьюза с идентификацией с агрессором не делает их менее жертвами и не налагает на них ответственность за травму — и поэтому нельзя пересекать часто невидимую границу виктимблейминга. С другой стороны, наша помощь почти всегда укрепляет абьюзера и топит остатки личности жертвы, так как все наши усилия, сочувствие, материальное и/или иное содействие моментально передаются по трофической цепи «наверх» (и это — факт, который необходимо признать и осознать). С третьей стороны, отказ от принятия на себя ответственности за выход из абьюза (ожидание, что кто-то придёт и поможет) не только подкрепляет личную историю абьюза жертвы, но и способствует распространению абьюза в геометрической прогрессии: ничто так не на руку абьюзеру, как бездействие и пассивность других людей.

Немецкая литература 19в реализм Г. Гейне, Г. Эберс

К 40-м годам 19 века в Германии происходят существенные изменения в экономической и политической жизни – развитие промышленности. Возникает литературное движение «Молодая Германия», активное участие в котором приняли писатели Мундт, Гуцков, Лаубе, Кюне, Винбарг и др. Для этих писателей был характерен интерес к социально-политической проблематике. Просуществовав около пяти лет, организация прекратила свое существование.
Значительную роль в немецкой литературе этого времени сыграла публицистическая деятельность Людвтга Берне – автор «Писем из Парижа», которые затрагивали общественно-политические проблемы.
Немецкий драматург Георг Бюхнер в драме «Смерть Дантона», показал события французской революции 1789 года. В 40-е годы 19 века расцветает творчество трех поэтов: Георга Гервега, Фердинанда Фрейлиграта, Георга Веерта.

ГЕЙНЕ
Одно из самых значительных мест в истории немецкой мировой литературы принадлежит Генриху Гейне (1797-1856). Генрих Гейне – поэт, публицист, критик родился в Дюссельдорфе на Рейне, учился в университете Бонна, Берлина, Геттингена юридическим наукам.
Свой творческий путь Гейне начал как романтик, но поэт не уводил своих читателей в мир идеализированного средневековья, не увлекался мистицизмом, не погружался в призрачную фантастику. Гейне чувствовал реальную действительность, широко использовал народное творчество. В 1827 году вышел из печати один из лучших поэтических сборников поэта – «Книга песен», в которой лирический талант представлен во всем многообразии и богатстве поэтических средств, где чудесные стихи о любви, проникнутые искренним чувством и блестящие образцы пейзажной лирики дополняются стихами с несравненным гейневским юмором. Борьба за любовь и счастье у поэта тесно связаны с борьбой со всякой несправедливостью («Горная идиллия», «Сумерки богов»). Произведения, вошедшие в этот сборник, характеризуют четкость и конкретность, краткость и динамичность небольших стихотворений, разнообразие размеров и ритмов, совершенство художественных средств, яркий сочный язык.
В сентябре 1824 года Гейне, студент Геттингенского университета, отправился путешествовать по Германии, где им было написано прозаическое произведение «Путевые картины». В первой части этой книги «Путешествие на Гарц» он восхищался красотой природы этой местности.
Во втором томе «Путевых картин» — в «Книге Ле Гран» — Гейне приветствовал французскую революцию 1789 года.
Третья книга — «Италия» — посвящена описанию общественной и литературной жизни Италии, где он побывал.
Четвертая книга «Путевых заметок» — «Английские фрагменты» — была написана им после поездки в Англию.
В прозе Гейне нет четких жанровых границ, и все же он тяготел к роману. Об этом нам говорят фрагменты незавершенной повести «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского» — это дневник путешествия одного легкомысленного господина. Писатель показывает сатирическую картину вольного государства, где царствует банковский дух. В 1843 году Гейне издал сборник лирики «Современные стихотворения» и немного позже – поэму «Германия» («Зимняя сказка»).
Г. Гейне. Отрывок из поэмы «Германия»:
«… Я много лет не встречался с ним,
Приходил он, казалось, бесцельно,
Но вдруг я снова увидел его
В полночь на улицах Кельна.

Мечтая, блуждал я в ночной тишине
И вдруг увидал за спиною
Безмолвную тень. Я замедлил шаги
И стал. Он стоял за мною.

Читать еще:  Перуанский художник. Benito Cerna

Стоял, как будто ждал меня,
И вновь зашагал упорно,
Лишь только я двинулся. Так пришли
Мы к площади соборной.

Мне страшен был этот призрак немой!
Я молвил: «Открой хоть ныне,
Зачем преследуешь ты меня
В полуночной пустыне. »

ШТОРМ
Теодор Шторм (1817-1888) – проявил себя тонким лириком и новеллистом («Иммензее», «Поль-кукольник»).

ФОНТАНЕ
Теодор Фонтане (1819-1898) – в литературе проявил себя сначала как поэт и очеркист и лишь в зрелом возрасте обратился к жанру романа и повести, показав, что и мир семьи чреват глубокими коллизиями («Пути-перепутья», «Госпожа Женни Трайбель», «Эффи Боист»). Авторская позиция во всех этих произведениях остается натуралистически бесстрастной, ибо она строится на представлении о человеке, как существе, фатально зависящем от обстоятельств.
Отрывок из произведения Фонтане «Эффи Брист»:
«…Яркие лучи полуденного солнца освещали тихую в этот час деревенскую улицу и фасад господского дома в Гоген-Креммене, где со времен Георга Вильгельма* проживала семья фон Брист. Построенный под прямым углом к дому, флигель отбрасывал широкую тень в сторону парка, на аллею, выложенную белыми и зелеными плитками, и на круглую площадку с солнечными часами посредине, обрамленную индийским тростником и кустиками ревеня. Шагах в двадцати от флигеля, в том же направлении, тянулась кладбищенская стена, сплошь заросшая мелколистым плющом, за которым белела маленькая железная калитка. За стеной поднималась гоген-кремменская башня, увенчанная блестящим, свежевызолоченным флюгером-петухом. Дом, флигель и кладбищенская стена подковой огибали маленький парк. С открытой стороны ее примыкал пруд с мостками, к которым была привязана лодка. Рядом с прудом стояли качели. Их столбики успели уже покоситься, а сиденьем служила простая деревянная доска, подвешенная на двух веревках. Между прудом и круглой площадкой, полускрывая качели, высилось несколько могучих старых платанов…»

РААБЕ
Вильгельм Раабе (1831-1910) – его произведения адресованы «маленьким людям», где художник показал духовный голод по знанию, и душевный голод по любви («Аптека», «Лесной великан»). Писатель обращается и к историческим темам «Секрет», «Последнее право».

ЭБЕРС
Георг Эберс (1837-1898) – он был учеником египтолога Рихарда Лепсиуса. В своих книгах Эберс хотел сделать научную мысль достоянием широких кругов читателей (роман «Уарда»). В этом романе он обратился к 14 веку. до н.э., к эпохе царствования египетского фараона Рамсеса 2. Свое произведение писатель снабдил обстоятельными комментариями.
Г. Эберс. Отрывок из произведения «Уарда»:
«…Шумной и оживленной была жизнь на улицах столицы фараонов.
Иная картина представлялась взору на западном берегу Нила. Здесь тоже не было недостатка в красивых домах, и всюду сновало множество людей. Однако, если на восточном берегу дома стояли сплошными рядами и жители суетливо и весело спешили по своим делам, то на этой стороне виднелись лишь отдельные великолепные сооружения, вокруг которых теснились маленькие домишки и жалкие лачуги, точно дети, прильнувшие к матери в поисках защиты. Все эти группы строений никак не были связаны между собой…»

Нагой реализм Гюстава
Курбе

Гюстав Курбе (1819-1877), в истории живописи XIX столетия, был, своего рода, лидером российской поп-группы «Ленинград». Учился в духовной семинарии, не закончил институт, и, единственным, верным для себя направлением в живописи, определил реализм: «К чему искать в мире то, чего в нем нет и, силой воображения, менять то, что в нем есть?» – прямо Instagram Сергея Шнурова, а не цитата из Гюстава Курбе.

Критики, в основном это посредственные писаки, вроде: Куртуа, Клеман де Риса и Клода Виньона (не путать с придворным художником Людовика XIII), больше восхищались своим красноречием, чем адекватной оценкой творчества Курбе. Однако те ретроградные мысли и ядовитые слюни, которые они оставляли на страницах модных журналов, делали свое дело. Кроме того, среди антагонистов Курбе были и компетентные в искусствах личности: Александр Дюма-сын, и Теофиль Готье, оба в равной степени, но в совершенно разных интерпретациях высказывались о его работах. Разумеется сторонников тоже было немало. Как метко заметил Франсис Вей: «О посредственных людях так не спорят». И оказался прав.

Принято полагать, что «Спящие» были написаны под влиянием стихотворения Шарля Бодлера «Проклятие женщины (Ипполита и Дельфина)» (Сборник «Цветы зла»). Но также возможно и то, что полотну на тему лесбийской любви, к которой в обществе того времени расцветал воспаленный интерес, предшествовало появление порнографической фотографии. Тем более, что заказ на эту картину Курбе получил от Османского дипломата и заядлого игрока – Халиль-Паши, или Халиль-Бея, который с начала шестидесятых постоянно проживал в Париже.

В картине, украшенной мягкими романтическими тонами, явно чувствуется влияние Рококо. Тела утомленных любовными ласками женщин изображены со всеми естественными недостатками. Грязные стопы, разорванное ожерелье, отброшенное покрывало, которое по недоразумению принимают за платье, скрюченные пальцы, которые ещё минуту назад сильно сжимали вывернутую ткань, липкие от пота волосы и румяные лица повествуют зрителю о неистово бушующих страстях.

Величина этого холста, почти полтора на два метра. Такой размер усиливает эффект вуайеризма (сексуальное отклонение, характеризуемое желанием подглядывать за «уединившимися» людьми). Довольно распространенная шалость во Франции XIX века. И не только XIX века. Да и не только во Франции.

Читать еще:  Пионер настенной живописи. Blek le Rat

В картине «Спящие» создается иллюзия, что вы заглядываете в соседнюю комнату. Все линии на полотне, словно водосток, устремляют ваше внимание к центру. Вы видите двух обнаженных девушек. И уже не способны выкинуть эти пышные ягодицы из своей головы. Прямо как слова песни: «У нее такая ж#па, в общем я ее люблю!». Курбе написал это произведение, следуя своим принципам художника-реалиста. В последствии картина произвела оглушительный резонанс и подтолкнула к эротической теме целое поколение молодых художников.

В том же году, Курбе получает еще один заказ на пикантную тему. Халил-Бей решил пополнить свою частную коллекцию новым реалистическим шедевром. Стоит добавить, что уже с начала века представители Парижской богемы жадно тащили с востока абсолютно все. От культов и эзотерики до эротических гравюр «сюнги», вроде «Снов жены рыбака».

Поэтому не стоит смотреть на заказчика, равно как и на художника, как на старых извращенцев. Просто мода была такая.

В недавнем прошлом, французским историкам Клоду Шоппу и Сильви Обена удалось установить личность модели, «откровенно» позирующей Курбе. Балерина Французской Оперы в прошлом и любовница Халил-Бея в настоящем – милая девушка и авантюристка Констанс Кеньё – главная участница этого торжества реализма.

Из письма Александра Дюма-сына французской писательнице Жорж Санд: «Нельзя даже самой изящной и тонкой кистью передать “entrailles” (внутренности, чрево, недра) мадемуазель Кеньё из Оперы».

Описывать эту работу явно не имеет смысла. Но вот что важно, довольно скоро, дела у Халил-Бея обернулись скверно – он был вынужден распродать главную свою коллекцию. Частная жизнь вышла на обозрение. И «Спящих» и «Происхождение мира», наряду с «Алжирскими женщинами» Эжена Делакруа и «Турецкими банями» Доминика Энгра выставили на аукцион и впервые показали французскому «свету».

Разумеется, «моралисты» сразу заклеймили Курбе порнографом, чем ещё больше упрочили скандальную репутацию художника. А заказчиком экзотических полотен серьезно заинтересовалась полиция.

Постоянно находясь под ударами критики, Гюстав Курбе не изменял ни себе, ни своим принципам. Выпустив 1855 году свой нашумевший «Манифест реализма», он с необычайной стойкостью продолжал следовать изложенным в нем тезисам. И, как показывает история, оказался прав. Ведь сегодня всех тех критиков помнят лишь потому, что они имели счастье жить в те времена, когда один из великих художников XIX века водил кистью по холсту.

«В нашем чересчур цивилизованном обществе я хочу жить жизнью дикаря. Я должен быть свободным даже от государства. Ведь я обращаюсь напрямую к чувствам людей» Гюстав Курбе

Заканчиваю статью, а на YouTube-канале играет песня группировки «Ленинград» – «Балалайка». Наверное так же думал и Курбе, когда писал свой «Манифест реализма».

Гид по искусству: нескучный реализм

Все, что нужно знать о реализме

Многие до сих пор полагают, что реализм — скучнейшее направление в искусстве, апофеоз которого — знакомое с детства «Утро в сосновом бору». Мы решили доказать, что это не так

Р еализм — очень живучее направление изобразительного искусства. В узком смысле под ним понимают позитивизм, и зародился он в таком случае лишь в 1855 году в «Павильоне реализма» Густава Кюрбе. Однако сейчас в мире искусства к реализму относят и работы куда более ранних художников: Караваджо, Веласкеса, Вермеера, — выполненные в стиле барочного иллюзионизма. XX век, как известно, перевернул человеческие представления буквально обо всем окружающем, а в искусстве навел невиданную доселе сумятицу. Именно в столетии абстракции реализм почувствовал себя необычайно комфортно. Оставим в стороне французскую живопись XIX века, передвижников и социалистический реализм — за ним достаточно спуститься в московское метро — и посмотрим, как может выглядеть реальность за пределами «соснового бора».

Американский реализм. Эдвард Хоппер

Американский реализм вырос из классического стремления художников зафиксировать окружающую реальность в эпоху, когда фотографическое сходство, необходимое во времена первых шагов фотографии, стало ненужной условностью. Эдвард Хоппер, пожалуй, ярчайший представитель направления. Для творчества художника, которого еще при жизни называли «гением американской живописи», характерно несколько типичных сюжетов и образов-знаков. Человек в ситуации тотального одиночества или погруженности в себя — главный герой полотен Хоппера. Переживания персонажей, на первый взгляд лишенных каких-либо индивидуальных черт, считываются предельно легко. Классический пример — женщина с картины «Утреннее солнце», воплощающая тотальную потерянность и одиночество. Кажется, любой человек мог бы примерить эту роль на себя. Свет, наполняющий комнату на картине, — образ, присутствующий во многих работах художника. Хоппер однажды сказал: «Я стремился написать солнечный свет на стене дома». Художник воплотил свое желание буквально в картине «Солнце в пустой комнате». Свет — жизнеутверждающее начало, воплощение реальности, данность, часто контрастирующая с внутренним состоянием человека. Окно — еще один знаковый образ. Это граница, разделяющая пространства и жизни, проводник в мир чужой тайны. Картина «Ночные окна» исчерпывающе выражает эту идею: через окно взгляд вуайериста (которым оказывается любой, кто разглядывает картину) проникает в тайны частной жизни случайной городской жительницы. «Саспенс» — идеальное слово, чтобы выразить настроение многих полотен Хоппера. Неслучайно здание со знаменитой картины «Дом у железной дороги» послужило прототипом особняка в культовой киноленте Альфреда Хичкока «Психо».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector