Немецкий художник. Charlotta Janssen

Немецкий художник. Charlotta Janssen

Франц Винтерхальтер. Судьба принцессы Шарлотты

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Судьба принцессы Бельгии, Шарлотты, изображенной художником Францом Ксавье Винтерхальтером (Franz Xaver Winterhalter) (1805-1873).

Однако сначала о художнике, авторе этой картины.

Имя этого немецкого художника, к сожалению, нам, выходцам из СССР известно мало, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится достаточное количество его работ. Многие знают его картины, но не знают, кто их автор.
Тем не менее, Винтерхальтер считался в Европе.одним из самых успешных портретистов XIX века
Художник родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревушке Menzenschwand Германии (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Был шестым по счёту ребёнком в семье фермера и производителя смолы. После посещения школы при бенедиктинском монастыре в С.-Блазине в 13 лет Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравировку. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге, потом уезжает в Мюнхен.

Его вступление в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он становится учителем рисования графини Баденской Софии в городе Карлсруэ.
В 1832 году у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). Он покинул Баден и переместился во Францию.
В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора.
Прекрасная француженка, императрица Евгения (1826-1920), супруга Наполеона III, стала его любимой моделью. В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её собирающей цветы вместе со своими фрейлинами.
Картина была выставлена для всеобщего обозрения, и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

Приезжавшие в Париж русские аристократки также были рады получить свой портрет работы известного и модного мастера. Пожалуй, самый знаменитый русский портрет художника — портрет В. Дм. Римской-Корсаковой (1834-1879), ныне в музее Орсэ. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879), ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого «Анна Каренина», была звездой высшего света Москвы и . ее портрет, обожавший её Франсуа Ксавье Винтерхальтер написал в 1858 году.
Она удерживает рукой свои необычайно длинные распущенные волосы, чем напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.

Последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было 68 лет.
За годы своего творчества Винтерхальтер неоднократно получал заказы написать принцессу Бельгии Шарлотту (1840 — 1927) — из Саксен-Кобург-Готской династии.
Шарлотта, единственная дочь короля бельгийцев Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского.
Она приходилась двоюродной сестрой одновременно королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту.
Вначале художник писал ее еще 2-х летней малюткой, потом уже 10-ти летней красавицей и многократно — важной взрослой дамой.

Перед нами один из очень известных детских портретов XIX века. Эта красивая девочка — принцесса Шарлотта Бельгийская. Здесь ей всего 10 лет, но жизнь преподнесла уже ей первое испытание – умерла ее мать. Долгие 87 лет жизни этого милого создания будут полны истинного драматизма. Об этом и пойдет дальше речь.
В 13 лет — она прилежная ученица, сама признаётся, что любит Плутарха.
Позднее Шарлотта уже выведена в свет – она молода, красива, умна у нее прекрасные манеры, она неплохо танцует, но круг тех, кому позволено пригласить принцессу на танец, довольно узок, время идет, и вот Шарлотте пора подыскивать жениха.

В австрийского эрцгерцога Максимилиана, кузена императора Франца-Иосифа, она влюбилась с первого взгляда. Шарлотта находила своего жениха «безупречным во всех отношениях».

Они поженились в июле 1857 года — ей только что исполнилось 17, ему — 25. Через три месяца после свадьбы в одном из писем Шарлотта скажет о муже: «Я люблю его восхищаюсь им с каждым днём всё сильнее». Молодые жили счастливо, одно огорчало Лотти — детей у них с мужем, так и не было.
А потом Максимилиан стал вице-королём Ломбардо-Венецианского королевства. Длилось это недолго — Австрия лишилась Ломбардии в 1859 году, и супруги переселились в окрестности Триеста, на виллу Мирамаре, построенную специально для Шарлотты.

Когда испанские, английские и французские войска вторглись в Мексику, создав марионеточную Мексиканскую империю, австрийский император Франц Иосиф предложил Наполеону III кандидатуру кузена Максимилиана на мексиканский трон. Наполеону предложение понравилось, он даже подписал обязательство помогать будущему императору военной силой и деньгами.
Максимилиан был человек характера мягкого, нерешительного, и согласился не сразу.
Но Шарлотта хотела быть императрицей Мексики! И она уговорила супруга.
Через несколько дней корабль испанского королевского флота «Новара» повез будущую императорскую чету в Мексику.

Уже 10 октября 1864 года Максимилиан принял мексиканскую корону. Своим местом жительства император с императрицей избрали дворец Чапультепек в окрестностях Мехико. Новая империя лежала в разрухе и была охвачена гражданской войной. Французы боролись с республиканцами, возглавляемыми Бенито Хуаресом. Максимилиан скоро понял, что здесь его никто не ждёт, и он решил стать фигурой, объединяющей нацию. Император лелеял надежду, что его либерализм позволит заслужить благосклонность оппозиции.

Дела французов в Мексике были откровенно плохи. В 1867 году экспедиционный корпус покидает Мексику, оставив Максимилиана один на один с разъяренными республиканцами, которым неофициально помогали США.

В мае 1867 года Максимилиан с остатками верных ему войск дал свой последний бой республиканцам, потерпел поражение и был приговорен военным судом к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на рассвете 19 июня 1867 года.
Потребовалось много месяцев, чтобы уговорить непреклонного Хуареса вернуть тело Максимилиана на родину. Наконец, в октябре 1867 года тот же самый корабль «Новара», который привез императора в Мексику три года назад, отправился в путь с забальзамированным телом несчастного эрцгерцога.

Но ещё в 1866 году (до смерти мужа), Мексику покинет Шарлотта. Она едет в Европу просить у Наполеона III помощи и поддержки для своего мужа (перед этим она фактически уговорит своего мужа не отрекаться от мексиканского престола – «солдат не бросает свой пост перед приближением врага», и Максимилиан не должен оставлять империю).
В Париже она трижды встречалась с Наполеоном III. Он решительно заявил, что ей не на что надеяться. После этоих встреч она и написала мужу длинное письмо, дышащее ненавистью к Наполеону III («воплощённому мировому злу»), в котором уже заметны некоторые странности ее психики.

Из Франции Шарлотта едет в Италию. Там, в Риме, она собирается пойти на приём к папе римскому, где и обнаруживается ее психическое заболевание. Папа Пий IX, принявший несчастную императрицу Мексики, услышал её утверждения, будто её окружают шпионы французского императора, собирающиеся её убить. Она требовала также арестовать всю её свиту как предателей. Шарлотта просит убежища в стенах Ватикана, потому что убийцы преследуют её. Папа быстро понимает, что происходит. Она была первой женщиной, которая официально переночевала в Ватикане.

Во Франции известие о смерти Максимилиана вызвало ужас. Французы дружно винили Наполеона III, оставившего мексиканского монарха без поддержки.
Знаменитый Эдуард Мане, под впечатлением от трагического события, о котором было известно заранее, но которому никто всерьёз не воспротивился, пишет 4 версии расстрела — «Казнь императора Максимилиана» и, в знак протеста, изображает специальный взвод одетым в форму французских солдат.

От Шарлотты факт расстрела Максимилиана в Мексике скрывали до тех пор, пока его тело не было доставлено на родину.
Известие о смерти мужа она выслушивает спокойно, но потом долго рыдала в объятиях сестры. Её утешала мысль о том, что смерть супруга была «красивой и достойной». Шарлотта носила траур, но через год она сняла траурные одежды, ибо ей «привиделось», что муж её не умер.

Шарлотта прожила ещё 50 лет. Последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке Бoухoут (Kasteel van Bouchout) под Брюсселем. Менялись врачи, но никто так и не смог помочь ей. Она жила спокойной, тихой, размеренной жизнью.
Остались и воспоминания о том, что ежегодно в июне, когда расцветают розы, Шарлотта просила каждый день срезать цветок и класть его к фотографии Максимилиана, которую она ставила в комнате на видном месте и иногда переносила с собой из комнаты в комнату, а порой и целовала перед сном. Ей была суждена долгая, очень долгая жизнь. Шарлотта умерла в 1927 году в возрасте 87 лет. Она пережила всех, кого знала и любила.
Такова вкратце судьба красивой девочки Лотти с красивого портрета художника Винтерхальтера.

Читать еще:  Позитивное ощущение. Marina Gromenko MarGo

Франц Винтерхальтер. Судьба принцессы Шарлотты

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Судьба принцессы Бельгии, Шарлотты, изображенной художником Францом Ксавье Винтерхальтером (Franz Xaver Winterhalter) (1805-1873).

Однако сначала о художнике, авторе этой картины.

Имя этого немецкого художника, к сожалению, нам, выходцам из СССР известно мало, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится достаточное количество его работ. Многие знают его картины, но не знают, кто их автор.
Тем не менее, Винтерхальтер считался в Европе.одним из самых успешных портретистов XIX века
Художник родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревушке Menzenschwand Германии (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Был шестым по счёту ребёнком в семье фермера и производителя смолы. После посещения школы при бенедиктинском монастыре в С.-Блазине в 13 лет Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравировку. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге, потом уезжает в Мюнхен.

Его вступление в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он становится учителем рисования графини Баденской Софии в городе Карлсруэ.
В 1832 году у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). Он покинул Баден и переместился во Францию.
В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора.
Прекрасная француженка, императрица Евгения (1826-1920), супруга Наполеона III, стала его любимой моделью. В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её собирающей цветы вместе со своими фрейлинами.
Картина была выставлена для всеобщего обозрения, и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

Приезжавшие в Париж русские аристократки также были рады получить свой портрет работы известного и модного мастера. Пожалуй, самый знаменитый русский портрет художника — портрет В. Дм. Римской-Корсаковой (1834-1879), ныне в музее Орсэ. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879), ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого «Анна Каренина», была звездой высшего света Москвы и . ее портрет, обожавший её Франсуа Ксавье Винтерхальтер написал в 1858 году.
Она удерживает рукой свои необычайно длинные распущенные волосы, чем напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.

Последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было 68 лет.
За годы своего творчества Винтерхальтер неоднократно получал заказы написать принцессу Бельгии Шарлотту (1840 — 1927) — из Саксен-Кобург-Готской династии.
Шарлотта, единственная дочь короля бельгийцев Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского.
Она приходилась двоюродной сестрой одновременно королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту.
Вначале художник писал ее еще 2-х летней малюткой, потом уже 10-ти летней красавицей и многократно — важной взрослой дамой.

Перед нами один из очень известных детских портретов XIX века. Эта красивая девочка — принцесса Шарлотта Бельгийская. Здесь ей всего 10 лет, но жизнь преподнесла уже ей первое испытание – умерла ее мать. Долгие 87 лет жизни этого милого создания будут полны истинного драматизма. Об этом и пойдет дальше речь.
В 13 лет — она прилежная ученица, сама признаётся, что любит Плутарха.
Позднее Шарлотта уже выведена в свет – она молода, красива, умна у нее прекрасные манеры, она неплохо танцует, но круг тех, кому позволено пригласить принцессу на танец, довольно узок, время идет, и вот Шарлотте пора подыскивать жениха.

В австрийского эрцгерцога Максимилиана, кузена императора Франца-Иосифа, она влюбилась с первого взгляда. Шарлотта находила своего жениха «безупречным во всех отношениях».

Они поженились в июле 1857 года — ей только что исполнилось 17, ему — 25. Через три месяца после свадьбы в одном из писем Шарлотта скажет о муже: «Я люблю его восхищаюсь им с каждым днём всё сильнее». Молодые жили счастливо, одно огорчало Лотти — детей у них с мужем, так и не было.
А потом Максимилиан стал вице-королём Ломбардо-Венецианского королевства. Длилось это недолго — Австрия лишилась Ломбардии в 1859 году, и супруги переселились в окрестности Триеста, на виллу Мирамаре, построенную специально для Шарлотты.

Когда испанские, английские и французские войска вторглись в Мексику, создав марионеточную Мексиканскую империю, австрийский император Франц Иосиф предложил Наполеону III кандидатуру кузена Максимилиана на мексиканский трон. Наполеону предложение понравилось, он даже подписал обязательство помогать будущему императору военной силой и деньгами.
Максимилиан был человек характера мягкого, нерешительного, и согласился не сразу.
Но Шарлотта хотела быть императрицей Мексики! И она уговорила супруга.
Через несколько дней корабль испанского королевского флота «Новара» повез будущую императорскую чету в Мексику.

Уже 10 октября 1864 года Максимилиан принял мексиканскую корону. Своим местом жительства император с императрицей избрали дворец Чапультепек в окрестностях Мехико. Новая империя лежала в разрухе и была охвачена гражданской войной. Французы боролись с республиканцами, возглавляемыми Бенито Хуаресом. Максимилиан скоро понял, что здесь его никто не ждёт, и он решил стать фигурой, объединяющей нацию. Император лелеял надежду, что его либерализм позволит заслужить благосклонность оппозиции.

Дела французов в Мексике были откровенно плохи. В 1867 году экспедиционный корпус покидает Мексику, оставив Максимилиана один на один с разъяренными республиканцами, которым неофициально помогали США.

В мае 1867 года Максимилиан с остатками верных ему войск дал свой последний бой республиканцам, потерпел поражение и был приговорен военным судом к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на рассвете 19 июня 1867 года.
Потребовалось много месяцев, чтобы уговорить непреклонного Хуареса вернуть тело Максимилиана на родину. Наконец, в октябре 1867 года тот же самый корабль «Новара», который привез императора в Мексику три года назад, отправился в путь с забальзамированным телом несчастного эрцгерцога.

Но ещё в 1866 году (до смерти мужа), Мексику покинет Шарлотта. Она едет в Европу просить у Наполеона III помощи и поддержки для своего мужа (перед этим она фактически уговорит своего мужа не отрекаться от мексиканского престола – «солдат не бросает свой пост перед приближением врага», и Максимилиан не должен оставлять империю).
В Париже она трижды встречалась с Наполеоном III. Он решительно заявил, что ей не на что надеяться. После этоих встреч она и написала мужу длинное письмо, дышащее ненавистью к Наполеону III («воплощённому мировому злу»), в котором уже заметны некоторые странности ее психики.

Из Франции Шарлотта едет в Италию. Там, в Риме, она собирается пойти на приём к папе римскому, где и обнаруживается ее психическое заболевание. Папа Пий IX, принявший несчастную императрицу Мексики, услышал её утверждения, будто её окружают шпионы французского императора, собирающиеся её убить. Она требовала также арестовать всю её свиту как предателей. Шарлотта просит убежища в стенах Ватикана, потому что убийцы преследуют её. Папа быстро понимает, что происходит. Она была первой женщиной, которая официально переночевала в Ватикане.

Во Франции известие о смерти Максимилиана вызвало ужас. Французы дружно винили Наполеона III, оставившего мексиканского монарха без поддержки.
Знаменитый Эдуард Мане, под впечатлением от трагического события, о котором было известно заранее, но которому никто всерьёз не воспротивился, пишет 4 версии расстрела — «Казнь императора Максимилиана» и, в знак протеста, изображает специальный взвод одетым в форму французских солдат.

Читать еще:  Переплетение реализма и магии. Kim Tkatch

От Шарлотты факт расстрела Максимилиана в Мексике скрывали до тех пор, пока его тело не было доставлено на родину.
Известие о смерти мужа она выслушивает спокойно, но потом долго рыдала в объятиях сестры. Её утешала мысль о том, что смерть супруга была «красивой и достойной». Шарлотта носила траур, но через год она сняла траурные одежды, ибо ей «привиделось», что муж её не умер.

Шарлотта прожила ещё 50 лет. Последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке Бoухoут (Kasteel van Bouchout) под Брюсселем. Менялись врачи, но никто так и не смог помочь ей. Она жила спокойной, тихой, размеренной жизнью.
Остались и воспоминания о том, что ежегодно в июне, когда расцветают розы, Шарлотта просила каждый день срезать цветок и класть его к фотографии Максимилиана, которую она ставила в комнате на видном месте и иногда переносила с собой из комнаты в комнату, а порой и целовала перед сном. Ей была суждена долгая, очень долгая жизнь. Шарлотта умерла в 1927 году в возрасте 87 лет. Она пережила всех, кого знала и любила.
Такова вкратце судьба красивой девочки Лотти с красивого портрета художника Винтерхальтера.

Немецкий художник. Charlotta Janssen

Карел ван Мандер

Книга о художниках

Карел ван Мандер и его «Книга о художниках»

1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») — первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда — Карел ван Мандер (1548–1606) — был человеком типичным для своего времени. Ученик нидерландского художника и поэта Лукаса де Хере, он с юности был приобщен к гуманистической культуре, проявлял живой интерес к античным авторам, занимался не только живописью, но и литературным творчеством. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств». Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Предпринятая затем Мандером поездка через Базель в Вену, где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением.

Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый живописец нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Вместе с тем, обладая всеми признаками переходности, художественная культура этого периода была во многом неповторима. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Именно тогда, впервые в истории, рисунок — искусство более интеллектуальное, нежели чувственное, — выделяется в самостоятельную сферу художественного творчества. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи»[1]. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической, или «ученой», поэзией; некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве; развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны, и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства; склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма.

Карел ван Мандер был как раз из тех, кто охотно чередовал кисть живописца с пером писателя, причем его литературный дар был, пожалуй, значительнее и оригинальнее художнического. Мысль написать книгу для живописцев и о живописцах возникла у него, возможно, еще в юности. Вдохновляющим примером мог быть его первый учитель — Лукас де Хере, биография которого открывает второй том настоящих жизнеописаний. Сын скульптора и художницы, человек одаренный и широко образованный, знаток древностей, он, несомненно, оказал большое влияние на своего ученика. Его перу помимо поэтических произведений принадлежала дошедшая до наших дней лишь во фрагментах и, возможно, оставшаяся незаконченной стихотворная книга о живописцах, о которой упоминает Карел ван Мандер: «…Он начал описывать в стихах жизнь художников, но, как я ни старался, не мог отыскать этого начатого им произведения, которым, хотя и в малой степени, хотел воспользоваться сам или же напечатать его». Вслед за учителем с юных лет Карел уделял много времени литературным занятиям: на первых порах, если верить биографу, они даже превалировали над живописью. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). По-видимому, именно это сочинение укрепило нидерландца в намерении создать нечто подобное на родном языке. Это подтверждается тем фактом, что, находясь в Италии, Карел ван Мандер начал собирать и записывать сведения о местных художниках, чьи жизнеописания отсутствовали в сочинении Вазари. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев».

Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св. Луки. С этим голландским городом — одним из важнейших художественных центров Северных Нидерландов — связан зрелый и наиболее плодотворный период его творчества. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Имея за плечами путешествие в Италию, Карел ван Мандер играл в этом содружестве ведущую роль. Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них — харлемской камеры «Белая гвоздика»).

В Харлеме началась и педагогическая деятельность Мандера. По сообщению биографа, у него было много учеников. Цель «Книги живописцев» и была, прежде всего, учебно-воспитательной: она должна была стать своего рода пособием для молодых художников, приобщая их к основам профессии, к классическому репертуару, служа иконографическим источником, демонстрируя примеры жизни и творчества выдающихся мастеров прошлого и предостерегая от ошибок и заблуждений; наконец, знакомя их с современными представителями художественного мира. Эта цель определила структуру книги, включавшей в себя шесть больших самостоятельных разделов (томов), каждый со своим посвящением:

I. Основы благородного истинного искусства живописи;

И. Жизнеописание античных художников;

III. Жизнеописание знаменитых итальянских художников;

IV. Жизнеописание знаменитых нидерландских и немецких живописцев;

V. Изложение «Метаморфоз» Овидия и толкование их символики;

VI. Как изображать, понимать и представлять фигуры.

Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства; он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок, их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов. Он знакомил читателя с известными в ту пору жанрами, причем в отличие от итальянских авторов посвятил отдельную главу пейзажу, который зародился и получил интенсивное развитие в заальпийских странах — Нидерландах и Германии. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение. Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов, издавна питавший классическое искусство. Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593).

Читать еще:  Немецкая художница. Alex Heil

Цуккаро Ф. Идея живописцев, скульпторов и архитекторов // Эстетика Ренессанса. М.,1981. Т. II. С. 531.

Женская красота сквозь века

Автор — klassika. Это цитата этого сообщения
*Я очи знал, — о, эти очи!* — из цикла *Женская красота сквозь века. *

klassika

О Лаура! Я парю над миром,
Я небесным осиян эфиром:
То в глаза мне заглянула ты.
Упиваюсь ароматом рая, —
Это взор твой вспыхнул, отражая
В яркой бирюзе мои черты.

Я внимаю пенью лир надзвёздных,
Гимну сфер, вращающихся в безднах,
С музой сочетаюсь в забытьи, —
Это, медля, как в блаженной муке,
Неохотно покидают звуки
Губы сладострастные твои.

Вот амуры над тобой взлетели,
Опьянев от песни, пляшут ели,
Словно душу в них вдохнул Орфей.
Полюсы вращаются быстрее, —
Это ты, подобна лёгкой фее,
Увлекла их пляскою своей.

Ты с невольной лаской улыбнулась, —
И в граните, в мраморе проснулась
Жизни тёплая струя.
Дивной явью стал мой сон заветный:
Это мне Лауры взор ответный
Молвил: «Я твоя!»
Фридрих Шиллер — «Восхищение Лаурой»

Бах Карл Филипп Эммануил (1714-1788)

Giuseppe Nogari Allegorie Sommer
«>
Jeanne Philiberte Ledoux A young woman at her toilette
Мастерская Лукаса Кранаха → Лукас Кранах I — Портрет девушки
Питер Пауль Рубенс — Женский портрет, наверное Сусанна Лундин (урожденная Фурмен, 1599-1628)
FRENCH SCHOOL (19th Century)
Johannes van Bronchorst Erato
Joseph Noel Paton 1821-1900 Dionysus and sea nymphs
Anthony van Dyck Henrietta Maria
Jacques Antoine Vallin (1760-1831)
Nicolas De Largilliere (1656-1746)

Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их, — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
Тютчев Ф. И. — «Я очи знал, — о, эти очи!»

Берио Шарль Огюст (1802-1870)

Sir Joshua Reynolds (18th century)Portrait of Mary Palmer
Louis-Leopold Boilly — A Girl at a Window
Bary, Eduard Robert Olga Charlotte Marie Gräfin zu Solms-Tecklenburg
CONTINENTAL SCHOOL (19th Century) In Deep Thought
Johann Nepomuk Andreas Gebhardt
Guido Bach
French — Portrait of a Lady
Яков Айшольтц — Джулианна Хатцлхёрст
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет С. П. Нарышкиной
Джозеф Блэкбёрн — Миссис Самуэль Каттс
Жан-Огюст-Доминик Энгр — Мадам Муатессье
Винтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет великой княгини Марии Николаевны
Иенсен, Кристиан Альбрехт — Портрет дамы в голубом платье
Басин Петр Васильевич (1793-1877) → Портрет Ольги Владимировны Басиной жены художника Между 1838 и 1841
Thomas Faed (1826-1900) Sophia and Olivia
Undeutlich signiert 19. Jhdt. Parklandschaft mit Dame der Belle Epoque
Stephen Catterson Smith (1806-1872)
Альфред Стивенс — После бала
Александр Кабанель — Кэтрин Лорильяр Вольф (1828-1887)
William Bouguereau — The Countess of Cambaceres (1895)
Sebastian Lucius. Mädchen im Profil, 1894
Генри Raeburn — Мисс Джин Кристи
Сэр Генри Рэйбёрн — Леди Мейтленд
Ризенер, Анри Франсуа — Портрет Софьи Петровны Апраксиной
Портрет молодой женщины
Портрет кавалерственной дамы

EUROPEAN SCHOOL (19TH CENTURY) PORTRAIT OF A WOMAN POSSIBLY COUNTESS HOHENFELS
Edouard Henri Theophile Pingret France 1788-1875
Francois de Bruycker The Posy Preparing The Meal
Gustave Léonard de Jonghe DER LIEBESBRIEF
DAVID FULTON R.S.W (SCOTTISH 1848-1930)
Okänd konstnär 1800-tal
Okänd konstnär 1800 1900-tal
Неизвестный американский художник 19-го века — Портрет леди

Берлиоз Гектор (1803-1869)

19th Century English Master
LOUIS SPARRE
Fernand Toussaint (1873 — 1955)
Arthur Hacker
Artist, circa 1860
Charles Francois Sellier
Hempfing, Wilhelm 1886 — 1948 Karlsruhe Nach dem Bad im See
HERMAN RICHIR
Jungwirth, Josef. 1869 — 1950
LOUISE CATHERINE BRESLAU (1856-1927)
Edgard de MONTZAIGLE DE SAINT PIERRE The red Parasol
Edwin Harris
Alf Wallander 1862-1914
Guy Rose — The Green Parasol
Philip Alexius de Laszlo Portrait of Viscountess Chaplin
Ritter, Caspar Prof. (1861 — 1923 )
Daniel Hernandez
Anna Katrina Zinkeisen
Mareček Bohumil (1884 — 1962 )
Antoni Vila Arrufat
Ernest Santasusagna
Ramon Pichot Soler
Pierre Auguste Renoir
William James Glackens
Rafael Pellicer
Julio Borrell Pla
Charles Roka
JOSÉ VILLEGAS Y CORDERO (1848 — 1921)
Fedot Vasilievich Sychkov Russia 1870-1958
Marcel von Herrfeldt
ALBERT EDELFELT
Daniel Ridgway Knight
AMERICAN ARTIST (20th Century)

НЕМЕЦКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Автор — Булгакова_Татьяна. Это цитата этого сообщения
НЕМЕЦКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Немецкий художник Йозеф Карл Штилер (1781-1858)

Портрет Кресентии Боерджин

Портрет Каролины Лициус

Портрет молодого человека в военной форме

Софи, Эрцгерцогиня Австрии (урожденная принцесса Баварии)

Антонетта Корнелия Веттерлейн

Портрет Августы Штробль

Помолвка принцессы Людовики Баварской и герцога Максимилиана Иосифа в Баварского

Портрет Анны Хиллмайер

Джейн Элизабет Дигби, леди Элленборо — английская аристократка, которая жила жизнью романтических приключений, охватывая десятилетия и два континента. У нее было четыре мужа и много любовников, включая короля Людвига I из Баварии, его сына Короля Отто из Греции, государственного деятеля Феликса Шварценберга и греческого генерала Христодулоса Хатзипетроса. Она умерла в Дамаске, Сирия, как жена арабского шейха Меджуила эль Мезраб, который на 20 лет был ее младше.

Портрет Марии Анны фон Байерн

Евгения Гортензия Августа Наполеоне де Богарне, герцогиня Лейхтенбергская — герцогиня Лейхтенбергская, дочь Евгения Богарне и принцессы Августы Амалии Баварской, в замужестве принцесса Гогенцоллерн-Гехингенская.

Баронесса Амалия фон Крюденер, урожд. графиня Лерхенфельд, во 2-м браке графиня Адлерберг — известная красавица высшего света XIX века, в которую был влюблён и которой посвящал стихи Фёдор Тютчев.

Огюст Шарль Эжен Наполеон де Богарне — 2-й герцог Лейхтенбергский, принц-консорт Марии II Португальской.

Портрет девятнадцатилетней Амалии фон Шинтлинг – дочки майора Лоренца фон Шинтлинга. Незадолго после того как был сделан её портрет, в том же 1931 году, она заразилась туберкулёзом и умерла.

Шарлотта фон Хагн – немецкая актриса, получившая признание в комедийных пьесах. Пользовалась большой любовью у поклонников благодаря красоте и очарованию. Спустя 20 лет ушла из театра, вышла замуж за помещика Александре фон Овена. Её брак продлился недолго, спустя 3 года они развелись. Прожила 82 года.

Портрет Шарлотты,баронессы фон Овен

Барон Фридрих Вильгельм Генрих Алекса́ндр фон Гу́мбольдт — немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник

Каролина фон Холстейн – была из семьи дворянского происхождения, пятым ребёнком. После смерти отца, в 16 лет, не по любви, вышла замуж за 34 летнего графа Бавариии Карла Теодора Холстейна. Позже уехала в Мюнхен, где её положение открыло ей двери в почётные круги. Там на одном из многочисленных банкетов она встретила и влюбилась в женатого дворянина Вильгельма Фрейхерна. Хотя Каролина уехала от мужа, он не давал ей развода, у неё родились внебрачных дети и лишь после его смерти она смогла официально оформить новые отношения. Прожила 44 года.

Портрет Регины Даксенбергер

Портрет Каролины фон Гамппенберг

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector