Непосредственность первого впечатления. Pascal Giroud

Непосредственность первого впечатления. Pascal Giroud

Эффекты ореола и первого впечатления: узнать незнакомца

Сегодня мы разберем два интересных когнитивных искажения, касающихся восприятия других людей (как правило, не слишком хорошо нам знакомых). Это эффект первого впечатления и эффект ореола (гало-эффект). Их объединяет то, что они подталкивают нас к суждениям о человеке, его характере и других чертах на основе только частичной информации о нем.

Как работают эффект первого впечатления и эффект ореола

Человеческий мозг ежесекундно обрабатывает множество поступающих сигналов, поэтому один из его важных приоритетов – минимизация работы и наименьшее расходование ресурсов. Сделать это позволяют шаблоны – мы используем их действительно часто, что показывают, в частности, поведенческие паттерны и социальные стереотипы. Когнитивные искажения – тоже своего рода средства, благодаря которым мозг сэкономит работу.

Эффекты ореола и первого впечатления позволяют нам быстро составить мнение о другом человеке. Мы его не знаем, но нам надо понять, как к нему относиться, как с ним взаимодействовать и чего от него можно ожидать. Оба эффекта построены на том, что некую частность, которую мы о нем знаем, мы распространяем на всю его личность. Таким образом, незнакомый человек перестает восприниматься таким уж незнакомым – мозг думает, что разгадал данного персонажа и может использовать для взаимодействия с ним имеющиеся шаблоны и стратегии.

Проблема, правда, в том, что, как и другие искажения, эффект первого впечатления и гало-эффект порой дают ложное представление о реальности. Рассмотрим, в чем конкретно заключаются данные ловушки мышления.

В чем эффект ореола?

Термин «гало-эффект» встречается не только в психологии, но как когнитивное искажение он означает ситуации, когда мы судим о человеке (и не только) в целом, исходя из какой-либо конкретной его черты. Например, некоторым сложно поверить, что их наставники, любимые политики, писатели или, скажем, музыкальные исполнители совершают плохие поступки. В данном случае оценка всего человека происходит по одной черте – «он талантливый писатель», «она отличная певица» и т.д. В результате гало-эффекта свойство переносится на всю личность – «он/она прекрасный человек». И когда выясняется, что этот «прекрасный человек» имеет тяжелый характер или преступал закон, воспринимается такая информация крайне тяжело.

Более того, нашему мозгу сложно откинуть те ярлыки, которые он успел кому-то или чему-то присвоить. Поэтому, продолжая описанный выше пример, часто встречающаяся реакция на новость о том, что любимый писатель/певица совершили нечто плохое: «Их оговорили». Бывает, конечно, и так, но многие поклонники не знают настоящий характер учителей, политиков, звезд и т.д. настолько хорошо, чтобы делать однозначные выводы.

Большую роль играет внешний вид. Многочисленные исследования подтверждают, что внешне привлекательные политики чаще выигрывают; привлекательных соискателей чаще берут на работу; привлекательных подсудимых чаще оправдывают или назначают им более легкие наказания. При этом судьи, рекрутеры, избиратели и т.д. обычно полностью уверены, что на их решения внешний вид других людей никак не влияет.

Эффект ореола бывает как позитивный, так и негативный. Он распространяется не только на людей, но и на явления, компании, бренды, поэтому часто используется в рекламе. Когда дело касается знакомства с кем-либо гало-эффект весьма близко подходит к эффекту первого впечатления.

Что такое эффект первого впечатления

Как и следует из названия, эффект первого впечатления (он же эффект знакомства) описывает когнитивное искажение, когда на наше восприятие человека значительное влияние оказывает впечатление, полученное в ходе первых минут общения, или информация, которую мы получили еще до встречи. Например, на работу должен прийти новый коллега, и его могут представить как «непревзойденного специалиста» или как «странного человека в поношенном свитере». Такие фразы – готовый шаблон, за который ухватится наш мозг и который значительно повлияет на дальнейшее общение.

Если говорить непосредственно о знакомстве, то в первую очередь мозгом опять же анализируется внешний вид (и тут сложно не вспомнить «Встречают по одежке»), поскольку его, в отличие от черт характера, сразу видно, а следовательно, проще оценить. Про привлекательность в целом мы уже сказали, но также важно, насколько человек уверен в себе, дружелюбен, как подает себя и т.д. Свою роль играет и одежда, особенно ее чистота/опрятность, соответствие случаю и пр.

Исходя из полученной таким образом информации, мозг формирует некий вывод, который оказывает значительное влияние на дальнейшее восприятие и коммуникацию.

Первое впечатление и его типичные ошибки;

Восприятие человека человеком

Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Поскольку это процесс социальный, т.е. протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия и предубеждения.

Социальная перцепция – это процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения но отношению к воспринимаемому человеку.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

— возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции

— условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого

— закономерности формирования первого впечатления

— влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки личностных свойств взаимодействующих людей.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

— эмоциональная оценка партнера по общению

— попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение

— построение собственной стратегии поведения

Читать еще:  Образ человека. Mustafa Orkun Muftuoglu

1. Первая ошибка называется «эффект ореола» — это тенденция преувеличивать однородность личности: общее позитивное впечатление приводит к общей переоценке; негативное впечатление – к общей личностной переоценке неизвестного человека.

Эффект ореола включает три фактора: 1) фактор превосходства; 2) фактор привлекательности. 3) фактор отношения к наблюдателю.

1) Фактор превосходства — в ситуации неравенства партнеров – человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, превосходит его и по остальным значимым параметрам, т.е. происходит его общая личностная переоценка.

2) Фактор привлекательности – внешне привлекательного человека мы склонны переоценивать и по другим важным социально-психологическим параметрам.

3) Фактор отношения к наблюдателю – людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи – мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

2. Вторая ошибка первого впечатления – проекция – перенесение своих состояние и черт другому человеку.

К факторам, которые оказывают влияния на формирование первого впечатления также относят:

искажающее влияние эмоциональных состояний

— эффект снисходительности (то есть когда все люди оцениваются положительно — данный эффект в большей степени присущ женщинам)

стереотипизация как механизм восприятия.

Как преодолеть ошибки первого впечатления:

1) духовно развиваться, избавляться от стереотипов;

2) проводить мысленный эксперимент (с переодеванием и т.д.).

Роль установки в восприятии другого:

— мы должны осознавать, что взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом

— для улучшения нашего восприятия другого человека необходимо прилагать усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Исследование формирования первого впечатления

При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

В последнее время в психологии выполнено большое число исследований, которые свидетельствуют о том, что при формировании у нас мнения о качествах личности человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого человека и, в частности, степень соответствия физической наружности человека сложившемуся у нас в прошлом идеалу красоты.

Особенности оформления внешности человека в первое время также оказывают воздействие на складывающееся у нас об этом человеке впечатление. Фактов, подкрепляющих это утверждение, сейчас собрано тоже достаточно. Так, к настоящему времени поставлено много однотипных экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых, уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения, в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения и пр. (если это была женщина), и испытуемые должны были давать этому человеку характеристику.

Эти эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме — или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, — то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Оказывается, и отдельные сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.

Говоря о причинах проявления у человека устойчивых тенденций при оценке им других людей, нельзя миновать такую важную субъективную причину, как сформированная у человека система понятий, в которой в концентрированном виде находит выражение весь его опыт познания людей, полученный им как путем личных контактов, так и через другие каналы — художественную литературу, театр, телевидение, радио и т. д. Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими — мужчинами и женщинами, стариками и детьми, рабочими и крестьянами, белыми и черными и т. д. в имеющейся у него системе ценностей, всегда и постоянно воздействует на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице.

Н. Гейдж и Л. Кронбах, изучавшие действие имеющейся у человека «теории личности» на оценку им других людей, многократно указывают, что люди весьма сильно отличаются друг от друга по проявляемым ими тенденциям оценивать благоприятно или, наоборот, неблагоприятно других. Дубайн, Берк, Нил и Чеслер также нашли, что есть категория испытуемых, устойчиво проявляющих мягкость и значительную долю снисходительности при оценке других, и что есть и другая категория, для которой, наоборот, характерна жесткость в оценках.

Изучение действия имеющейся у человека «теории личности» на оценку им других людей показало также, что впечатление, которое у него складывается о другом человеке, в большой мере обусловлено его представлениями о структуре личности, т. е. о том, какие черты каким качествам в ней должны сопутствовать.

формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, т. е. приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Феномен проецирования хорошо иллюстрируется работами Фешбаха и Сингера, Мюррея, Сеарса, Ньюкома и целого ряда других исследователей.

Так, в исследовании Фешбаха и Сингера две группы испытуемых студентов подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу, причем чем сильнее были электроудары (группа 2), тем большее количество студентов дали воспринимаемому на экране человеку такую характеристику.

Читать еще:  Польский художник. Halina Tymusz

Уверенность в себе

Исследователи проблемы познания людьми друг друга достаточно убедительно установили также, что полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, как присущее ему отношение к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющаяся у него (но не всегда осознаваемая) «теория» личности.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Первое впечатление и его ошибки

Что же стоит за феноменом первого впечатления, каковы его типичные ошибки и как их избежать?

Восприятие другого человека не может быть беспристрастным, оно всегда окрашено различными эмоциями, направляется нашим предшествующим опытом, который обобщен в определенных установках и предубеждениях. Это всегда процесс с активной обратной связью.

Воспринятый образ другого человека моментально запускает работу нашего мозга. И здесь довольно сложно определить, чего в этом процессе больше — интуитивного, бессознательного или рационального, логического. Можно лишь со всей определенностью сказать, что восприятие другого человека – это сложный процесс единства иррационального и логического, влияющий на первое впечатление и опосредованный нашим прежним опытом.

Предположим, мы впервые встретились с человеком, пообщались с ним. Далее идет обмен впечатлениями. Как правило, люди редко описывают другого человека в терминах «худой» или «красивый», «решительный» или «зануда». Чаще всего мы даем эмоциональную оценку партнеру по общению, выражая ее через фразы типа «понравился», «не понравился», «хороший», «приятный», «нормальный», «так себе». В этом и заключается наше субъективное, сугубо пристрастное мнение, которое позже может дополняться, уточняться, иногда кардинально меняться.

Эмоциональная оценка другого человека позволяет понять причины его поступков и прогнозировать поведение, и на этой основе уже выстраивать собственную линию поведения.

Первое впечатление включает следующие типичные ошибки

Первая ошибка называется «эффект ореола» и включает склонность человека преувеличивать однородность личности. Например, общее положительное впечатление способствует тому, что человек во всех сферах оценивается позитивно. И наоборот, общее отрицательное впечатление закрепляется и переносится на всю личность человека, мешая увидеть его положительные стороны.

Эффект ореола включает следующие факторы:

Фактор превосходства действует в ситуации неравенства общающихся людей, которое может ощущаться на уровне статуса, образованности, внешнего вида и т.п. Человек может смущаться в присутствии известных или богатых людей, потому что именно эти параметры для него являются важными. Ситуация неравенства (например, собеседник имеет более высокий статус) приводит к определенному замешательству, иногда к заискиванию, к обшей позитивной оценке человека.

Фактор привлекательности действует тогда, когда внешне привлекательного человека мы переоцениваем по остальным социально-психологическим характеристикам. Например, красивого человека мы считаем успешным, счастливым, богатым, что не всегда соответствует истине.

Фактор отношения к наблюдателю включает положительную оценку людей, которые разделяют какие-то важные для нас идеи, или хорошо к нам относятся. Здесь большую роль играют такие факторы, как землячество, общие увлечения, дети одного возраста и т.п. Фактор отношения может использоваться в деловом общении. К примеру, чтобы получить поддержку влиятельного человека, о нем высказывается положительное мнение (при условии, что эта информация дойдет до адресата). Такой заочный комплимент положительно влияет на принятие решения.

Ошибки первого впечатления способны искажать нашу реальность, создавать коммуникативные барьеры. Иногда это серьезно мешает бизнесу: внешне непрезентабельный человек не рассматривается в качестве потенциального клиента.

Чтобы избежать ошибок первого впечатления психологи рекомендуют проводить мысленный эксперимент (с переодеванием и т.д.), всегда помнить о том, что мы взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом. Не стоит быть категоричным и стремится к обобщениям и ярлыкам. Нужно видеть не только сходство, но различия между людьми. Ну и конечно, не спешить с выводами.

Анализ исследований феномена формирования первого впечатления

Параграф посвящен эмпирическим исследованиям зарубежных и отечественных психологов, которые на протяжении долгого времени занимались изучением феномена формирования первого впечатления. Анализ данного материала является обязательным, ведь на его основе возникла задумка нашего собственного эксперимента, посвященного одному из малоизученных эффектов.

Представленные ниже исследования описывают факторы, определяющие характер формирования первого впечатления. Направление исследований можно подразделить на три основные группы, в соответствии с теми факторами что они изучали.

Первая группа исследователей, занята поиском связей между объективными признаками человека (внешний вид, жестикуляция, позы, экспрессия) и формирующемся о нем впечатлении. Вторая группа исследователей заинтересована в условиях среды, сопровождающих процесс восприятия человека человеком, и их взаимосвязью с первым впечатлением. Третья группа обратила свое внимание на собственные психологические особенности субъекта познания, который формирует свое мнение о человека, с которым он взаимодействует.

Конечно, это разделение является условным, так как нельзя отрицать того факта, что в реальном взаимодействии эти факторы работают бок о бок друг с другом. Именно поэтому большинство экспериментаторов концентрировалось на изучении частного эффекта.

Читать еще:  Небольшие картины акварелью. Crystal Cook

Большое количество исследований в психологии свидетельствуют о немаловажном значении внешнего облика человека при формировании первого впечатления у людей.

А. Миллер (ГОД), использовав метод компетентных судей, выбрал из большого числа фотографий людей красивые, обыкновенные и некрасивые лица. Затем он демонстрировал фотографии этих лиц выборке, состоящей из мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет, прося каждого испытуемого высказаться о внутреннем мире тех, кто был изображен на фотографии. В результате эксперимента испытуемые оценили красивые лица, как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых и утонченных. С некрасивыми лицами ситуация была противоположная, данные различия были подтверждены статистически.

Схожий эксперимент проводил Э. Холл (ГОД), манипулируя наличием/отсутствием на фотографии, предъявляемой испытуемым, такого аксессуара как очки. В обоих случаях испытуемые должны были высказаться о личностных особенностях предъявленных им людей. При наличии очков испытуемые охарактеризовали человека как более умного и прилежного. Однако отсутствие или наличие данного аксессуара никак не отразилось на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости и о чувстве юмора.

Даже частные детали внешности играют свою роль в формировании впечатления о человеке.

Как оказалось, последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности, сказывается на итоговом мнении о человеке.

А. Лачинс (ГОД), изучая значение порядка поступающей информации о человеке в формировании впечатления о нем у других людей, давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. В зависимости от группы, описания характеризовали человека как экстраверта, интроверта или комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. Далее каждой группе были предложены различные ситуации, по которым испытуемые предполагали, как проявит себя человек, исходя из фактов поведения с которыми они были ознакомлены заранее. Как и предполагалось порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведения (экстравертированного или интровертированного) в различных ситуациях.

Механизм проецирования участвует в формировании первого впечатления, в результате чего человеку чаще приписываются неверные черты личности, которые присущи субъекту познания.

Исследование С. Фешбака и Д. Сингера было посвящено изучению механизма проецирования. Его проводили на двух группах испытуемых, которые в ходе эксперимента подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), вызывавшим неприятные ощущения. Параллельно с этим, всем участникам демонстрировался кинофильм с ключевым персонажем, оценку качеств личности и по возможности состояние которого, должны были отметить испытуемые. Подвергавшиеся ударам тока группы испытуемых оценивали ключевого персонажа как более боязливого и испуганного, чем это делали участники контрольной группы. Причем взаимосвязь силы тока, применяемой к студентам была прямопропорциональна количеству испытуемых, давших человеку такую характеристику.

В эксперименте, проведенном Г. Мюрреем, также посвященном механизму проекции, гипотеза об явлении интерпретации чужого эмоционального состояния путем «приближения» к своему подтвердилась. Предварительно воссозданная сцена агрессивного поведения, повлияла на эмоциональное состояние одной из групп. Испытуемые первой группы начали отмечать в незнакомом человеке такие личностные черты, как злоба, агрессия и т.п., в то время как другая группа данных черт не фиксировала.

В других исследованиях было установлено, что первое впечатление тесно связано с имплицитными теориями личности и уровнем уверенности человека в себе и своих силах. Эти переменные воздействует на характер впечатления, складывающего у субъекта познания о любом другом человеке.

М. Босс и А. Маслоу, выяснили что люди с высоким уровнем уверенности в себе оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. Лица, неуверенные в себе и своих силах наоборот смотрят на других людей как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Н. Гейдж и Л. Кронбах, изучавшие действие имплицитных теорий личности человека на оценку им других людей, экспериментально подтвердили, что разнообразие тенденций, проявляемых при оценке других зависит от некоторого усредненного образа (прототипа), заложенного в человеке.

Еще один пласт исследований в этой области посвящен ошибкам и неточностям феномена формирования первого впечатления. Образ человека, складывающийся на основе первого впечатления может содержать неточности, в результате возникает неадекватная оценка поведения и состояний человека, что в свою очередь порождает искаженное представление о чертах личности человека при первой встрече с ним.

Так, В. Клайн и Дж. Ричардс, исследовали группу из 50 взрослых испытуемых, которым были продемонстрированы десять короткометражных фильмов с незнакомыми им людьми в главных ролях. Участниками эксперимента было предложено спрогнозировать как поведут себя эти люди в серии ситуаций, требующих обычно проявления разных личностных характеристик. Экспериментаторами фиксировалась, во-первых, степень способности оценивающего предсказать поведение людей в общем («стереотипная точность»), а, во-вторых, степень способности предсказывать различия между характером действий разных лиц («различительная точность»). Как итог было выявлено, что испытуемые правильно спрогнозировавшие поведения одних людей, столь же верно оценивали и остальных, а те, кто совершал грубые ошибки при интерпретации поведения одних лиц, столь же сильно ошибались, когда пробовали охарактеризовать других лиц. На основании статистических данных, В. Клайн и Дж. Ричардс сделали вывод, что способность правильно оценивать других является неким интегральным свойством личности.

Вывод: объем исследовательской бакалаврской работы позволяет нам обратиться только к одному из проявлений феномена формирования первого впечатления и его трансформации, а именно к эффекту физической привлекательности. Потому что именно с этого и начинается получение первичной информации для формирования образа партнера.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 283 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector