Нидерландский художник. Bas Wiegmink

Нидерландский художник. Bas Wiegmink

Кто такие «малые голландцы», и чем прославились их самые известные представители

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного истории

Появление голландской школы живописи в начале XVII века является одним из самых необычайных явлений в истории изобразительного искусства. Нидерланды к тому времени уже стали политическим образованием, но все еще страдали от последствий долгой и тяжелой войны против Испании. И все же успех маленькой республики в обретении независимости от могущественного противника привел к огромному чувству собственного достоинства.

Голландцы гордились своими достижениями, своей землей и намеревались создать форму правления, которая обеспечила бы прочную основу для будущего. Безусловно, они были горды и своим культурным наследием. Произведения голландских художников XVII века составили одну из ярчайших страниц мировой живописи. В течение XVII века в голландском искусстве было создано от 5 до 10 миллионов произведений искусства. И только 1% из них дошли до наших дней. Произведения искусства, от простых печатных изданий и копий до оригиналов, висели почти во всех голландских домах. Например, 2/3 картин были найдены в частных домах Делфта. Нидерланды производили бесчисленные шедевры в каждом жанре живописи. Особенно изумительны были работы «малых голландцев».

Почему «малые» голландцы?

Наверняка, первое, что приходит в голову, когда впервые услышал этот термин, это маленький рост этих самых голландцев. Однако, к росту и размерам представителей нации термин не имеет никакого отношения. Сами голландцы — абсолютно нормальные во всех отношениях. Хотя нет, они гениальные в своем таланте живописи! Им удалось создать маленькие картины с тончайшей нюансировкой и детализацией, а сцены на их полотнах олицетворяют бытовые сюжеты, содержат натюрморты или передают красоту пейзажа.

Таким образом, «малые голландцы» это три основных критерия:
1. Маленький размер (примерно 40х30).
2. Тщательная детализация (ткани, посуда, интерьер и пр.).
3. Принадлежность к трем жанрам: бытовой, натюрморт или пейзаж. А большее и не вместится.
Почему же создавались такие маленькие картины? Это обусловлено коммерческими причинами. Основной средний класс — бюргеры, ремесленники — жили в небольших комнатах, в которых монументальные картины вряд ли получится повесить. Работы «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома и отличались особым интимно-камерным характером изображения. Да и ценник на маленькие картины был ниже, чем на большие. К «малым голландцам» прежде всего относят Яна Вермеера, Питера де Хоха, Герхарда Тербоха, Яна ван Гойена, Питера Класа и других мастеров.

1. Ян Вермеер (1632-1675)

Практически игнорируемый в свое время, в наши дни Ян Вермеер считается одним из наиболее ярких представителей «малых голландцев» и старых мастеров. Самая известная работа — «Девушка с жемчужной сережкой» — в которой взаимодействие света на различных тканях и удивительное отражение, сияющее на этой жемчужной сережке, делают ее одним из шедевров западного искусства. Вермеер использовал в своей технике камеру-обскуру, ставшую доступной в Нидерландах в середине XVII века.

Лучшие работы Вермеера включают изображения окон, и Вермеер использовал свой новый инструмент для передачи волшебной свето-тени. Неспроста его называют волшебником света. Что еще выделяет его на фоне коллег-малых голландцев? Удивительная любовь к желто-синей палитре. Кстати, Вермеер был одним из немногих, кто позволял себе использовать один из самых дорогих и редких пигментов — синий ультрамарин.

2. Питер де Хох (1629–1684)

Картины голландского художника Питера де Хоха ценятся прежде всего за особенное видение спокойствия и порядка жизни. Лучшие работы де Хоха были написаны во время его проживания в Делфте. Его мастерство в продуманном пространственном построении очень явно в работе «Игроки в карты» (1658). В ней прямоугольные формы архитектурных деталей и элементов обстановки образуют абстрактный узор, в котором фигуры складываются в удивительную гармонию и равновесие. Абсолютный порядок! Очень часто де Хоха сравнивают с Вермеером.

Были ли они знакомы (учитывая, что оба проживали в Делфте в одно время), какие у них были отношения и каково было их взаимное влияние — доподлинно неизвестно. Стиль де Хоха отличается от техники Вермеера тем, что его свет и цвета теплее, его пространственные конструкции более сложные, а его фигурам не хватает трехмерности Вермеера. Лицам, которые красит Де Хох, немного не хватает уверенности, внутреннего стержня, характерности. Они более слабые, словно дополняют композицию, а не определяют ее. Но все это, безусловно, не умаляет мастерства де Хоха в передаче гармонии жизни через свои полотна.

3. Герхард Терборх (1617 – 1681)

4. Питер Клас 1597-1661

Питер Клас — голландский художник, добившийся успеха в изображении поразительной простоты и атмосферности. Избегая многолюдных композиций и насыщенного маньеризма, он сосредоточился на монохромной теме (например, изображении простой трапезы, накрытой в углу стола). Натюрморты Класа — это большое разнообразие еды и напитков, курительных принадлежностей и музыкальных инструментов. Игра света на элементах натюрморта — бокал вина, нож, металлическая тарелка с рыбой или хлебом, ваза с ягодами — создает поразительный эффект при простых элементах и мягкой палитре. После 1640 года работы Питера Класа стали более декоративными и включали в себя роскошные натюрморты. Его сын, Николас Берхем, был известным пейзажистом. Инновационные композиции Класа и его уникальная способность объединять один и тот же набор предметов во множество оригинальных и убедительных аранжировок оказали влияние на художников и за пределами Голландии.

5. Ян ван Гойен (1596-1656)

Ян ван Гойен — художник и гравер, один из самых одаренных пейзажистов в Нидерландах в начале 17 века. Чтобы прокормить себя и свою семью ван Гойен работал аукционистом, оценщиком искусства и инвестором в недвижимость. Кроме того, художник спекулировал на луковицах тюльпанов, в то время экзотических и крайне популярных цветах, но понес серьезные потери, когда рынок тюльпанов рухнул в 1637 году. Кстати, именно тюльпаномания привела к развитию жанра цветочных натюрмортов. Пейзажи Яна ван Гойена очень детализированы, имеют сильный местный колорит и часто служат опорой для жанровых сцен. Впоследствии его композиции стали проще, а техника утонченнее. Стремление ван Гойена в передаче естественного света и едва заметных атмосферных явлений являются основными отличительными чертами пейзажей в сравнении с его современниками.

Таким образом, «малые» голландцы» смогли оставить свой бесценный след в живописи Золотого века Голландии и в целом в мировом искусстве. Маленький размер картин, тщательнейшая проработка деталей, гармоничные сцены — вот что выделяет группу «малых голландцев» среди современников.

Читать еще:  Ночь - это свет. Alain Fortier

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Малые Голландцы»
материал по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

К уроку ИЗО в 7 классе, тема «Малые Голландцы»

Предварительный просмотр:

Ма́лые Голла́ндцы, обобщенное название голландских художников17 в., мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени.

В эстетике 17-18 вв. (Фелибьен, Дидро ) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства: 1) 1620-1630-е гг. — утверждение реализма в национальной живописи; 2) 1640-1660-е гг. — расцвет художественной школы; 3) 1670-е гг. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса . На втором центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера .

Бытовой жанр Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень. Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой , домашними концертами (Д. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине 17 в. Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу.

Пейзаж Возникает в творчестве харлемских мастеров Я. ван Гойена , П.де Молейна , С. ван Рейсдала в 1720-1730-х гг. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении. Средствами тональной живописи создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и материального единства природы. В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж, или марина (Я. Порселлис , С. де Влигер, А. ван де Капелле). Маринистов увлекает не столько изображение исторических событий на море, как передача самой водной стихии, игры света в облаках и на воде. Для развития пейзажа в середине — второй половине 17 в. характерно возникновения новых разновидностей жанра, углубление и разнообразие эмоционального содержания произведений, более масштабный, философский взгляд на мир. В творчестве Я. ван Рейсдала национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Он отходит от лирической созерцательности и камерности мотивов зачинателей жанра, открывая в природе величественность и монументальность, изображая состояния, исполненные драматизма и динамики. Передать необъятные просторы стремился Ф. Конинк , развертывая в своих картинах панорамные виды Голландии. А. ван дер Нера увлекали эффекты необычного освещения в природе, с его именем связано появление ночных пейзажей при лунном свете, на закате и на восходе. Ряд художников: А. ван де Велде , А. Кейп , Ф. Вауверман , Х. Версхюринг, Н. Мас — работали в смешанном жанре пейзажно-анималистической живописи, органично включая в пейзаж пасущиеся или отдыхающие стада коров и коз, лошадей, фермы, отъезды на охоту, занятия верховой ездой, сцены кавалерийских схваток. У Кейпа и П. Поттера изображение домашних животных развилось в самостоятельный мотив, с их именами связаны лучшие достижения редко практиковавшегося в искусстве в чистом виде анималистического жанра.

Натюрморт Наиболее характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве харлемских живописцев П. Класа и В. Хеды , изображающих накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. В колорите картин господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. В Утрехте развился пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители — Я. Д. де Хем , Ю. ван Хейсюм и его сын Я. ван Хейсюм , особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом. В Гааге , центре морского промысла, П. де Пюттер и его ученик А. ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря. Университетский Лейден создал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В картинах Х. ван Стенвейка и Я. Д. де Хема рядом с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Ф. ван Схотена и Ф. Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев К. и Х. Сафтлевенов. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве В. ван Алста, Ю. ван Стрека и в особенности В. Калфа и А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Я. Б. Веникс, его сын Я. Веникс и М. де Хондекутер. Этот тип натюрморта особое распространение получил во второй половине — конце 17 в. в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой.

Выполнить задание в тетрадях:

  1. Кого называют «Малыми Голландцами» ?
  2. Почему художников называют «малыми»?
  3. Каковы их новаторские достижения?
  4. Назовите этапы развития голландского искусства
  5. Каковы особенности бытового жанра голландского искусства?
  6. Каковы особенности пейзажного жанра «Малых Голландцев» ?
  7. Каков наиболее характерный вид голландского натюрморта?
  8. Назовите представителей цветочного натюрморта
  9. Чем характеризуется «кухонный» натюрморт, его представители
  10. Мастера изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов»
  11. Представители , пишущие натюрморты с предметами «земной славы» и предметами, напоминающими о скоротечности земной жизни
  12. Какой художник для вас является уже знакомым из перечисленных в статье?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая лаборатория «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…( Изображение родины в лирике местных поэтов)» предполагает работу над основными понятиями раздела «Лирические произведения, и.

Читать еще:  Обязательное Чтение или Мечтатель Карла Ларссона

Якоб Адриансзон Баккер (1608 — 1651)

Автор — Муромлена. Это цитата этого сообщения
Якоб Адриансзон Баккер (1608 — 1651) — голландский художник эпохи барокко

Баккер Якоб Адриансзон (нидерл. Jacob Adriaenszoon Backer; 1608, Харлинген — 27 августа 1651, Амстердам) — голландский художник эпохи барокко.

Автопортрет (1638, Albertina, Vienna)

Якоб А. Баккер родился в семье пекаря Adriaen Tjercksz и его жены Hilk Folkertsdr. В 1611 году его мать умерла и его отец вскоре женился на вдове Elsjen Roelofs, владелице пекарни в Nieuwendijk в Амстердаме. Так случилось, что в возрасте трех лет Яков Бакер переехал в Амстердам. В 1635 году, его отец зарегистрировал голландское название своей профессии — пекарь — как его фамилию.
В 1627 году Якоб отправляется в Леуварден, в обучение к художнику Ламберту Якобсону, писавшему полотна исторического жанра. В 1633 он, вместе с другим учеником Якобсона, Говертом Флинком, возвращается в Амстердам. Здесь Флинк поступает в мастерскую Рембрандта: последовал ли за ним Баккер — неясно, но влияние Рембрандта в его картинах заметно. Он находился также под влиянием таких живописцев как Рубенс, Вибранд де Гист и Абрахам Блумарт. В том же году он пишет по заказу амстердамского Дома сирот серию портретов. Впоследствии Я. Баккер становитмя авторитетом в области портретной живописи; работы его завоевавали большую популярность в столице Голландии. Кроме портретной, мастер писал также исторические, а на конечном этапе своего творчества — также религиозные полотна и картины на мифологическую тематику, считался мастером изображения обнаженной натуры. Одной из самых известных работ художника является Портрет мальчика в сером (1632-34).

Portret van een jongen in grijs (1634, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)

Его учеником был Абрахам ван дер Темпель. Яков Бакер скончался 27 августа 1651 года в возрасте сорока двух лет.


Молодой человек в венке из листьев винограда (нач.1630-х, Ashmolean Museum at the University of Oxford,)

Saint Andrew (1630, York Art Gallery, Museums Trust, York)

Saint Peter Holding the Keys to the Church

An elderly scholar at his desk

PROFILE PORTRAIT OF A BEARDED MAN

The Angel Appearing to the Centurion Cornelius, ca. 1630, Indiana University Art Museum, Bloomington)

The tribute money, ca. 1631
Nationalmuseum Stockholm

Christ and Woman Taken in Adultery

Christ on the Cross (1631, Pavlovsk Palace Museum, Russia)

Daivid gives Uriah Joab’s letter (1632/33, Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)

De regentessen van het Burgerweeshuis (1633 — 1634, Amsterdams Historisch Museum, Amsterdam)

Portrait of a Woman. (1623-1651, National Gallery of Denmark, Copenhagen)

Portrait of an Elderly Woman (1632, The Wallace Collection, London)

Portrait of an Old Woman (Metropolitan Museum of Art, New York)

Portrait of a Woman (Metropolitan Museum of Art, New York)

Portrait of a woman with a white cap,(1634, The Kremer Collection, The Hague,)

John the Baptist Accusing Herod and Herodias (1633, Fries Museum, Leeuwarden)

Allegory of Sight (1634, Gemäldegalerie, Berlin)

Allegory of Taste (1634, Gemäldegalerie, Berlin)

The Hearing (1635, Museum of Fine Arts, Budapest, Hungary)

Голова старика в профиль (ок. 1635, Hermitage Museum, Saint Petersburg)

Hippocrates visiting Democritus in Abdera (Collection Alfred and Isabel Bader, Milwaukee, Wisconsin)

Гранида и Дайфило (1635, Hermitage Museum, Saint Petersburg)

Portrait of a Lady. About (1635,National Gallery of Denmark, Copenhagen)

Portrait of a 62-Year Old Couple (1635, La Société des Amis du Vieux Reims, Musée-Hôtel le Fergeur, Reims)

Portrait of an Elderly Woman (1636, Statens Museum for Kunst, Kopenhagen)

Porträtt av ung dam (Nationalmuseum, Stockholm)

Portrait of A Young Woman

Young Man (1637, Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)

Family Portrait with John the Baptist (1637, Private collection)

Herder met een fluit, mogelijk een zelfportret (1637, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)

Johannes Wtenbogaert (1557-1644). Remonstrants predikant te ‘s-Gravenhage. (1638, Rijksmuseum, Amsterdam).

Portrait of François de Vroude (Gemäldegalerie, Berlin)

Woman with Black Veil (1639, SOR Rusche Collection, Oelde)

Portrait of a Young Man (1638/40, Private collection)

Portrait of a Man (1637-1638, Brooklyn Museum, New York City)

Portrait of a Young Woman (circa 1638, Los Angeles County Museum)

Circle of Jacob Adriaensz. Backer. A ‘tronie’ of a young man in ecclesiastical dress

Enfant soufflant une bulle de savon. Huile sur bois (chêne). Musée Calvet, Avignon

Portrait of a Girl (1639/40, Private collection)

Portrait of a Boy (1640, Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam)

Grandmother with Granddaughter (1639, Private collection)

Гранида и Дайфило (1640, Agnes Etherington Art Centre, Kingston, Gift of Alfred and Isabel Bader, Milwaukee)

Гранида и Дайфило (1640, Private collection)

David and Bathsheba (1640)

An Allegory Of Wisdom

PORTRAIT OF A MAN, HEAD AND SHOULDERS IN A WHITE RUFF

Portrait of a Young Man in a Fancy Dress (Late 1640s, Hermitage Museum, Saint Petersburg)

Portrait Of A Young Woman Holding A Fan

Museum of Fine Arts, Boston

Куртизанка. The Sense of Touch: A courtesan holding a coin (1640, National Museum of Ancient Art)

Portrait of an Unknown Woman (Portrait of Van Dyck’s Wife; A Lady of Amsterdam) (1640-1650, Holburne Museum of Art, Bath)

Portrait of a man (1640, Museum of Fine Arts of Lyon)

Офицеры и стрелки отряда капитана Корнелиса Де Граафа, Amsterdam (1642, Rijksmuseum, Amsterdam).

Brother and Sister as Shepherds (1643, Collection Froesland Bank, Leeuwarden)

Bartholomeus Breenbergh (1598-1657) (1644, Amsterdams Historisch Museum, Amsterdam)

Rebecca Schellingwou (1610-1667) (1644, Amsterdams Historisch Museum, Amsterdam)

Allegory to the Republic (1644/45, Schloß Oranienburg, Stiftung Staatliche Schlösser und Gärten)

Two Young Girls with a Bird’s Nest (Allegory of the Spring of Life), (1645, The Hoogsteder Journal)

Portrait of a Lady (Private collection)

Portrait of Geertruid (1645, Hoogsteder & Hoogsteder, The Hague)

Portret van Agatha Hasselaer (1623-1658)

Portrait of a Man (1647, Gemäldegalerie Alte Meister, Kassel)

Portrait of a Man (1647, Albert Vandervelden, Liege)

Portrait of Maria Elisabeth von Brandenburg-Bayreuth as Diana (1649, Neues Schloss und Hofgarten, Bayreuth)

Портрет дамы как музы Евтерпы (1649-1650, Private collection)

Portrait of a Woman (ок.1650, J. Paul Getty Museum, Los Angeles)

Rest of Diana and Her Nymphs (1649, Hermitage Museum, Saint Petersburg)

Venus and Adonis (1650, Museum Schloss Fasanerie, Eichenzell)

JUPITER IN THE GUISE OF DIANA SEDUCING CALLISTO

Nimfen, musicerend na de jacht, (1649)

Don Juan and Constance. (Museum of Fine Arts, Boston)

Portrait of a Man (1649/51, Musée d’Art et d’Histoire, Genève)

De regenten van het Nieuwe Zijds Huiszittenhuis te Amsterdam (1650.Rijksmuseum, Amsterdam).

Jan Lutma (1584/85-1669). Zilversmid te Amsterdam.(1651, Rijksmuseum, Amsterdam). Lutma был ведущим серебряных дел мастером в Амстердаме в 1630-х годах. Среди его творений были четыре серебряные солонки в виде мальчика. Lutma изображен с одной из этих солонок

Sara de Bie. Tweede echtgenote van Jan Lutma (1651, Rijksmuseum, Amsterdam).

Portrait of Abraham de Visscher (1651, Rijksmuseum, Amsterdam)

Portrait of Machtelt Bas (1651, Rijksmuseum, Amsterdam)

Jacob Adriaensz Backer in Cornelis de Bie’s Gulden Cabinet. (1662)

Book 2 of 4-volume painter biographies by Jean-Baptiste Descamps (1754)

Schouburg Part 1 Plate M with Anna Maria Schuurmans, Jacob Adriaensz Backer and Rembrandt, Page 272 of Part 1 of Arnold Houbraken’s Schouburg from 1718

Albertus Brondgeest (1786 — 1849). De portretten van vier zeventiende eeuwse burgemeesters (naar Rembrandt, B. van der Helst, Cl. Pietersz Lastman, J. Adriaensz Backer) , (1827, Amsterdams Historisch Museum, Amsterdam)

Фламандский живописец Ганс Мемлинг (1433-1494)

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Нидерландский художник, который с помощью проволоки может изобразить практически всё (15 фото)

Нидерландский художник Спенсер Литтл ( Spenser Little ) создаёт скульптурные портреты из гнутой проволоки, которые устанавливает за окнами, прикрепляет к опорам, мостам и другим городским объектам.

Каждый из них сделан из одного непрерывного куска проволоки и имеет свою предысторию создания. Художник выставляет напоказ свои произведения искусства по всему миру.

Некоторые работы имеют движущиеся элементы и состоят из нескольких проволок, но в основном это произведения, сформированные из одного цельного куска проволоки.

Спенсер Литтл оставляет свои проволочные скульптуры по всему миру, в разных местах, которые варьируются от Эйфелевой башни до дна пещер.

все фотографии: spenserlittleart/Instagram

Дорогой друг, чтобы комментировать, необходимо войти на сайт под своим логином, либо авторизоваться через свою соцсеть.

Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector