Нидерландский художник. Frans Franciscus

Нидерландский художник. Frans Franciscus

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Читать еще:  Невозможное сделать возможным. Фотограф и цифровой художник. Karen Alsop

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В продолжение темы о живых портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда— австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рисование.ру

Франс Халс

Голландский художник Франс Халс родился в Антверпене в 1582 году. Свои картины он создавал в эпоху Золотого века.

Франс Халс. Картины художника

Франс Халс. Портрет Виллема Хейтхейссена

1625-1630 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Халс изображает персонажа в традициях парадного портрета. Но. Хейтхейссен был всего лишь богатым купцом. И его напыщенная поза и роскошная шпага здесь скорее карикатурны.

Франс Халс. Портрет молодого человека с черепом

1626-1628 гг. Национальная галерея, Лондон

Есть версия, что это портрет актера, играющего Гамлета. Но веселое выражение лица юноши наводит на мысль о том, что это скорее шутник, «играющий актера, играющего Гамлета».

Франс Халс. Иоанн Богослов

1625-1628 гг. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Иоанн Богослов» — не столько культовый образ (хотя в свое время картина украшала храм), сколько точное и трепетное отображение момента вдохновения. Религиозного, поэтического, литературного. Орел — символ высоты парения духа.

Франс Халс. Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме

1641 г. Музей Халса, Харлем

По заказу приюта для престарелых Халс написал два групповых портрета: регентов и регентш этого заведения. Эти полотна созданы в последний период жизни художника, на склоне лет тяжело больного и обнищавшего, и несут на себе отпечаток тяжелого пессимизма.

Франс Халс. Святой Лука

Ок. 1625 г. Музей западного и восточного искусства, Одесса

Четыре полотна с изображениями евангелистов в свое время принадлежали Екатерине II, но в XIX веке их следы оборвались. «Святой Лука» был обнаружен уже в середине XX века — по легенде, сотрудники музея купили его на одесском Привозе за 9 рублей. Прочие «евангелисты» тоже были найдены и сейчас украшают разные музеи.

Франс Халс. Цыганка

Ок. 1625-1630 г. Лувр, Париж

Халса называли самым психологичным голландским художником. Его портреты — это прежде всего характеристики. Художника отличала динамичность мазка — как говорили современники, «он как будто стегает кистью полотно». Но при такой энергичной технике все представленные на полотне фактуры и предметы выглядят невероятно достоверно!

Голландская живопись

Франкен, Франс 2 (FRANCKEN, Frans II)

Франкен (Franken) — семейство фламандских живописцев, из членов которого более других известны:

1) Иеронимус Ф. (1540—1610). Получив образование в Антверпене под руководством Фр. Флориса, он отправился во Францию, где в 1565 г. участвовал вместе с Корн. Кетелем в украшении живописью Фонтенеблоского дворца и при кор. Генрихе III был официальным портретистом его двора. По смерти этого государя сделал поездку в Италию и возвратился в Антверпен, но в 1595 г. снова явился в Париж и занял место придворного живописца. Писал исторические и религиозные сюжеты в итальянизирующей манере Фр. Флориса, уступая ему в исправности рисунка и в сочности кисти, но превосходя его в одушевленности композиции. Картины незначительного размера удавались ему лучше, чем большие, но более всего он был искусен в портретных работах. Самые замечательные его картины — «Отречение Карла V от престола» (в амстердамск. музее), «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» (в Дрезденской гал.) и «Морские боги» (в Стокгольмск. музее).

2) Франс Ф. Первый (1542—1616), брат предыдущего, ученик также Фр. Флориса, работал в Антверпене, где в 1569 г. был принят в члены гильдии св. Луки и с 1585 г. был ее старшиной. Он образовал многих учеников, к числу которых принадлежат его сыновья Иеронимус Второй (1578—1629), Франс Второй и Амброзиус Второй (умер в 1632 г.), а также Г. Гортциус, Ян де Валь и др. Хороший рисунок, сильный колорит, наглядная понятность композиции составляют главные достоинства его многочисленных картин, имеющих по большей части очень умеренную величину. В их ряду наиболее известны: «История Есфири» (в Луврск. муз. в Париже), «Этеокл и Полиника» (в антверпенск. муз.), «Отрок-Христос среди мудрецов» (триптих в Антверпенском соборе), «Положение во гроб» (в антверп. црк. св. Иакова), «Бегство во Египет», «Сотворение Евы» и «Сотворение животных» (в Дрезденск. гал.), «Пиршество», «Солон при дворе Креза», «Кабинет любителя искусства» и «Се человек» (в Венск. муз.) и «Брак в Кане Галилейской» (в Имп. Эрмитаже).

Читать еще:  Портреты в импрессионистском стиле. Dean Buhler

3) Франс Ф. Второй (1581—1642), сын и ученик предыдущего, самый плодовитый и талантливый из всех представителей семейства, по выходе из отцовской школы посетил Италию, получил там прозвище «дон Франчиско» и по возвращении своем в 1605 г. в Антверпен был принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и в 1615 г. сделался в ней старшиной. Подобно своему отцу, он писал картины исключительно небольшой величины на религиозные, исторические, мифологические и жанровые сюжеты, отличаясь прекрасным, тонко обработанным рисунком, тщательным исполнением аксессуаров и энергичным, но малогармоничным колоритом. Нередко Брюгель Бархатный, Иост де Момпер и П. Неффс Старший приглашали его оживлять фигурами, первые двое — свои пейзажи, а последний — свои виды внутренностей церквей. В подписях на многих из своих произведений он выставлял перед своею фамилией буквы D и О — сокращение эпитета «de Oude», т. е. «Старший», для того чтобы его не смешивали с его сыном, Франсом Ф. Третьим. Картины этого художника встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Известнейшие между ними: «Шабаш ведьм» (в Венск. музее), «Христос перед Пилатом», «Лобзание Иуды» и «Нептун и Амфитрита» (в мадридск. музее дель Прадо), «Истязание Спасителя» и «Блудный Сын» (в Луврск. муз.), «Мария Магдалина у ног Спасителя» (в црк. Богородицы в Брюгге), «Крез и Солон» (в Брюссельск. гал.), «Подвиги христианского милосердия» и «Чудо у гробницы св. Брунона» (в антверпенск. муз.), «Триумф Галатеи», «Израильтяне по переходе через Черное море» и «Царь Мидас» (в Брауншвейгск. муз.), «Христос на Елеонской горе» и «Фантастическая сцена» (в Берлинск. муз.), «Пиршество» и «Несение креста» (в Дрезденск. гал.), «Кабинет любителя искусства» (во дворце Питти во Флоренции), «Израильтяне по переходе через Чермное море», «Семь подвигов христианского милосердия» и «Возвращение Давида в Иерусалим после победы над Голиафом» (в Имп. Эрмитаже).

4) Франс Ф. Третий (1607—1667), сын и ученик предыдущего, в первой половине своей деятельности подражавший ему, а потом подвергшийся в сильной степени влиянию Рубенса, вследствие чего ему присвоено в истории фламандской живописи прозвище «Рубенсовского Ф.» Замечательнейшие из известных его картин — «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» (в гал. кн. Лихтенштейна в Вене), «Моисей, источающий воду из скалы» (в аугсбургск. гал.) и «Иродиада, принимающая подносимую ей голову Иоанна Предтечи» (в одном частном собрании в Антверпене).

Нидерландская живопись из музеев Сибири XVI-XIX вв. : каталог выставки. — Томск, 2002

Нидерландская живопись из музеев Сибири XVI-XIX вв. : каталог выставки / под ред. Л. И. Овчинникова ; сост. А. Д. Клушин, Т. П. Огородникова, А. Е. Чернявская, Л. И. Овчинникова. — Томск : Издательство Томского университета, 2002. — 127 с. : ил., репрод. ; 26 см. — Парал. тит. л. и текст англ. — На авантит. также: 400-летию Томска посвящается.

Содержание :

  • Начало.
  • [Вступительная статья].
  • Пояснения к каталогу.
  • Каталог.
  • Бер Карел Якобус.
  • Босхе (Бош) Бальтазар ван ден.
  • Брисе Игнасе.
  • Вауверман (Воуверман) Филипс.
  • Вейнантс Ян.
  • Вейнгардт Петрус Теодор ван.
  • Веникс Ян.
  • Вербукховен Эжен Жозеф.
  • Вервер Саломон Леонард.
  • Вервлут Франс (Франциск, Франческо).
  • Верхарт Дирк.
  • Вранкс Себастьян.
  • Гойен Ян ван.
  • Донк Герард ван.
  • Зегерс (Сегерс) Герард.
  • Клас Питер.
  • Куккук Баренд Корнелис.
  • Мас Николас.
  • Матейсен И. М.
  • Момпер Иос де.
  • Мушерон Фредерик де.
  • Остаде Изак Янс ван.
  • Севердонк Франсуа (Франс) ван.
  • Схелфхаут Андреас.
  • Тенирс Давид Младший.
  • Тербрюгген (Тер Брюгген) Хендрик Янс.
  • Тсхаггени Шарль Филожен.
  • Франкен Франс III.
  • Хондекутер (Гондекутер) Мелхиор де.
  • Юден Лукас ван.
  • Список сокращений.
  • Указатель имён художников, произведения которых включены в каталог.
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ:
  • Бер, К. Я. Городская набережная.
  • Босхе, Б. В мастерской живописца.
  • Босхе, Б. В мастерской скульптора.
  • Брисе, И. Портрет Терезы Лангендрис.
  • Вауверман, Ф. В конюшне.
  • Вейнантс, Я. Пейзаж с песчаным косогором и путником.
  • Вейнгардт, П. Т. Дама за чтением.
  • Веникс, Я. Охотничьи трофеи.
  • Вербукховен, Э. Ж. Лежащая корова.
  • Вервер, С. Л. Улица голландского города летом.
  • Вервер, С. Л. Улица голландского города зимой.
  • Вервлут, Ф. Торжественное богослужение в капелле дель Тезоро собора св. Дженаро в Неаполе.
  • Вервлут, Ф. Торжественное богослужение в капелле дель Тезоро собора св. Дженаро в Неаполе : (фрагмент).
  • Верхарт, Д. Горный вид с городом на берегу реки.
  • Верхарт, Д. Город на берегу. Вид Праги.
  • Вранкс, С. Гуляние на улице.
  • Вранкс, С. Гуляние на улице : (фрагмент).
  • Гойен, Я. Пейзаж с крестьянской хижиной.
  • Гойен, Я. Берег в Эгмонд-ан-Зее.
  • Донк, Г. Портрет женщины, стоящей у верджинела.
  • Донк, Г. Портрет женщины, стоящей у верджинела : (фрагмент).
  • Зегерс, Г. Игроки.
  • Клас, П. Натюрморт с крабом.
  • Куккук, Б. К. Лесной пейзаж.
  • Куккук, Б. К. Перед грозой.
  • Куккук, Б. К. Кораблекрушение.
  • Мас, Н. Портрет молодой женщины в виде Флоры.
  • Матейсен, И. М. Школа воров.
  • Момпер, И. Горный вид.
  • Момпер, И. Горный вид : (фрагмент).
  • Мушерон, Ф. Горный пейзаж.
  • Неизвестный нидерландский мастер второй половины XVI в. Аполлон и царь Мидас (Суд царя Мидаса).
  • Неизвестный голландский мастер XVII в. У городской стены.
  • Неизвестный голландский мастер XVII в. У городской стены : (фрагмент).
  • Неизвестный голландский мастер XVII в. Пейзаж с мельницей.
  • Неизвестный голландский мастер XVII в. Интерьер католической церкви.
  • Неизвестный фламандский мастер XVII в. Идолослужение Соломона.
  • Неизвестный голландский мастер XVIII в. Предобеденная молитва.
  • Неизвестный голландский мастер XVIII в. В лекарской.
  • Неизвестный голландский мастер начала XIX в. Купание лошадей в море.
  • Остаде, И. Я. Пирушка.
  • Остаде, И. Я. Пирушка : (фрагмент).
  • Севердонк, Ф. Овца с ягнятами.
  • Схелфхаут, А. Зима в Голландии.
  • Схелфхаут, А. Вид Дор(дрехта?) в четырёх лье от Роттердама.
  • Тенирс, Д. Сельский праздник.
  • Тенирс, Д. Жертвоприношение Авраама.
  • Тенирс, Д. Жертвоприношение Авраама : (фрагмент).
  • Тербрюгген, Х. Я. Увенчание Христа терниями.
  • Тербрюгген, Х. Я. Увенчание Христа терниями : (фрагмент).
  • Тсхаггени, Ш. Ф. Мальчик, кормящий лошадей.
  • Франкен, Ф. Сусанна и старцы.
  • Хондекутер, М. Птичий двор.
  • Юден, Л. Лес на берегу пруда.
Читать еще:  Пейзажи и натюрморты. Daniel Arago

Ключевые слова

Источник : ОГАУК «Томский областной художественный музей».

Издание представляет собой каталог выставки, включающий около 50 картин нидерландских художников XVI-XIX вв. из коллекций Иркутского и Томского художественных музеев, Омского музея изобразительного искусства и Новосибирской картинной галереи. Выставка проходила в Томском областном художественном музее 10 августа — 10 сентября 2002 г.

Франс Снейдерс ( 1579 — 1657 )

Франс Снейдерс (барокко)

Нидерландские художники обладали необыкновенным вкусом и мастерством в передаче вещественных основ мира.Они открыли для искусства многообразие материальных форм жизни, им впервые стал внятен голос металла, ткани, цветочных лепестков, пергамента, шерсти животных; даже самый воздух становился у них порой осязаемо влажным, и солнечный луч, кажется, готов остаться на руке золотистой цветочной пыльцой.

Вещественное строение мира, жизнь материи стали главной темой фламандской живописи, а у ведущего ее представителя, великого Рубенса, это превратилось в настоящий апофеоз плоти. Искусство Рубенса дышит бесконечно телесным здоровьем, оно празднично, пиршественно, искренне- чувственно. И оно определяет собой почти полностью художественную жизнь Фландрии XVII столетия.

Знаменитым мастером искусства предметного мира является фламандский художник Франс Снейдерс, продолжатель традиций Рубенса. В ранний период своего творчества Снейдерс пишет скромных размеров холсты с одинокой корзиной или чашей с плодами, вазой с фруктами. Но после сближения с Рубенсом творчество Снейдерса радикально меняется. Холсты резко вырастают в размерах, заполняются множеством предметов, битой дичью, рыбой, устрицами, мясными тушами, овощами, фруктами. Все это громоздится с чисто рубенсовской пиршественной щедростью. Беспорядок вещей лишь кажущийся: на самом деле их живописное расположение подчинено задачам изображения кипящей жизни материи.

Натюрморты Снейдерса — это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба — добыча, воплотившая свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия, рассыпать эти драгоценности для нового произрастания жизни.

Натюрморт с лебедем

В картине выделяются несколько предметов с крупными формами и ярким цветом. В центре стола лежит роскошный белый лебедь. Шея его изящно изогнута, напоминая горделивую посадку головы живой птицы, лишь одно прекрасное крыло развернуто, другое скромно сложено, тело, лежащее на спине, сзади чуть приподнято, что придает силуэту лебедя живую выразительность. На правом краю стола помещается оранжево-красный омар, второе по значению цветовое пятно картины. Омар, конечно, меньше лебедя, но зато он помещается не прямо на столе, а на круглом металлическом блюде, косо поставленном поверх двух тыкв, одна из которых лопнула от спелости.

Эти два благородных создания, лебедь и омар, уже в своем одиноком сочетании представляют праздничную роскошь, ликование жизни. Но между ними еще тяжело свешивается со стола прекрасная лань, возле лебедя сложены пестрые рябчики, пушистый заяц, переливающийся драгоценным оперением фазан и грудой свалены мелкие птички. На заднем плане посередине, на высоком коробе — истекающая кровью голова кабана с разинутой пастью, правей — высокая корзина с фруктами и ягодами, с торчащими вверх ветвями, унизанными плодами, которыми кормится попугай. Перед столом справа стоит корзина с устрицами, частью открытыми и манящими своей холодной живой влагой. Из-под стола выглядывают овощи.

К лебедю, напрягая поводок, тянется остромордый длинношерстный охотничий пес, а другой засмотрелся на блюдо с инжиром, которое подносит к столу молодой человек. В левом верхнем углу картины помещается окно, сквозь которое открывается немного печальный равнинный пейзаж.

В картине нет замкнутых, окруженных пустым пространством форм. Очертания предметов переходят одно в другое, дичь еще сочится теплой кровью, зрелые плоды сами собой раскрываются, фрукты и овощи вываливаются из корзин, энергия сгрудившихся тел и форм, не помещаясь в комнате, выплескивается за окно.

Басня о лисе и цапле

Чаша с фруктами для птиц

Собачья свора

Фруктовая лавка (1618)

Натюрморт с фруктами и птицами (1614)

Натюрморт с обезьяной

Натюрморт со служанкой и мальчиком

Овощная лавка (1618)

Петушиные бои (1615)

Птицы в небе

Рыбная лавка (1616)

Виноград в корзине и розы в вазе

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector