Нидерландский художник. Jennie Smallenbroek

Нидерландский художник. Jennie Smallenbroek

Кто такие «малые голландцы», и чем прославились их самые известные представители

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного истории

Появление голландской школы живописи в начале XVII века является одним из самых необычайных явлений в истории изобразительного искусства. Нидерланды к тому времени уже стали политическим образованием, но все еще страдали от последствий долгой и тяжелой войны против Испании. И все же успех маленькой республики в обретении независимости от могущественного противника привел к огромному чувству собственного достоинства.

Голландцы гордились своими достижениями, своей землей и намеревались создать форму правления, которая обеспечила бы прочную основу для будущего. Безусловно, они были горды и своим культурным наследием. Произведения голландских художников XVII века составили одну из ярчайших страниц мировой живописи. В течение XVII века в голландском искусстве было создано от 5 до 10 миллионов произведений искусства. И только 1% из них дошли до наших дней. Произведения искусства, от простых печатных изданий и копий до оригиналов, висели почти во всех голландских домах. Например, 2/3 картин были найдены в частных домах Делфта. Нидерланды производили бесчисленные шедевры в каждом жанре живописи. Особенно изумительны были работы «малых голландцев».

Почему «малые» голландцы?

Наверняка, первое, что приходит в голову, когда впервые услышал этот термин, это маленький рост этих самых голландцев. Однако, к росту и размерам представителей нации термин не имеет никакого отношения. Сами голландцы — абсолютно нормальные во всех отношениях. Хотя нет, они гениальные в своем таланте живописи! Им удалось создать маленькие картины с тончайшей нюансировкой и детализацией, а сцены на их полотнах олицетворяют бытовые сюжеты, содержат натюрморты или передают красоту пейзажа.

Таким образом, «малые голландцы» это три основных критерия:
1. Маленький размер (примерно 40х30).
2. Тщательная детализация (ткани, посуда, интерьер и пр.).
3. Принадлежность к трем жанрам: бытовой, натюрморт или пейзаж. А большее и не вместится.
Почему же создавались такие маленькие картины? Это обусловлено коммерческими причинами. Основной средний класс — бюргеры, ремесленники — жили в небольших комнатах, в которых монументальные картины вряд ли получится повесить. Работы «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома и отличались особым интимно-камерным характером изображения. Да и ценник на маленькие картины был ниже, чем на большие. К «малым голландцам» прежде всего относят Яна Вермеера, Питера де Хоха, Герхарда Тербоха, Яна ван Гойена, Питера Класа и других мастеров.

1. Ян Вермеер (1632-1675)

Практически игнорируемый в свое время, в наши дни Ян Вермеер считается одним из наиболее ярких представителей «малых голландцев» и старых мастеров. Самая известная работа — «Девушка с жемчужной сережкой» — в которой взаимодействие света на различных тканях и удивительное отражение, сияющее на этой жемчужной сережке, делают ее одним из шедевров западного искусства. Вермеер использовал в своей технике камеру-обскуру, ставшую доступной в Нидерландах в середине XVII века.

Лучшие работы Вермеера включают изображения окон, и Вермеер использовал свой новый инструмент для передачи волшебной свето-тени. Неспроста его называют волшебником света. Что еще выделяет его на фоне коллег-малых голландцев? Удивительная любовь к желто-синей палитре. Кстати, Вермеер был одним из немногих, кто позволял себе использовать один из самых дорогих и редких пигментов — синий ультрамарин.

2. Питер де Хох (1629–1684)

Картины голландского художника Питера де Хоха ценятся прежде всего за особенное видение спокойствия и порядка жизни. Лучшие работы де Хоха были написаны во время его проживания в Делфте. Его мастерство в продуманном пространственном построении очень явно в работе «Игроки в карты» (1658). В ней прямоугольные формы архитектурных деталей и элементов обстановки образуют абстрактный узор, в котором фигуры складываются в удивительную гармонию и равновесие. Абсолютный порядок! Очень часто де Хоха сравнивают с Вермеером.

Были ли они знакомы (учитывая, что оба проживали в Делфте в одно время), какие у них были отношения и каково было их взаимное влияние — доподлинно неизвестно. Стиль де Хоха отличается от техники Вермеера тем, что его свет и цвета теплее, его пространственные конструкции более сложные, а его фигурам не хватает трехмерности Вермеера. Лицам, которые красит Де Хох, немного не хватает уверенности, внутреннего стержня, характерности. Они более слабые, словно дополняют композицию, а не определяют ее. Но все это, безусловно, не умаляет мастерства де Хоха в передаче гармонии жизни через свои полотна.

3. Герхард Терборх (1617 – 1681)

4. Питер Клас 1597-1661

Питер Клас — голландский художник, добившийся успеха в изображении поразительной простоты и атмосферности. Избегая многолюдных композиций и насыщенного маньеризма, он сосредоточился на монохромной теме (например, изображении простой трапезы, накрытой в углу стола). Натюрморты Класа — это большое разнообразие еды и напитков, курительных принадлежностей и музыкальных инструментов. Игра света на элементах натюрморта — бокал вина, нож, металлическая тарелка с рыбой или хлебом, ваза с ягодами — создает поразительный эффект при простых элементах и мягкой палитре. После 1640 года работы Питера Класа стали более декоративными и включали в себя роскошные натюрморты. Его сын, Николас Берхем, был известным пейзажистом. Инновационные композиции Класа и его уникальная способность объединять один и тот же набор предметов во множество оригинальных и убедительных аранжировок оказали влияние на художников и за пределами Голландии.

Читать еще:  Ночь - это свет. Alain Fortier

5. Ян ван Гойен (1596-1656)

Ян ван Гойен — художник и гравер, один из самых одаренных пейзажистов в Нидерландах в начале 17 века. Чтобы прокормить себя и свою семью ван Гойен работал аукционистом, оценщиком искусства и инвестором в недвижимость. Кроме того, художник спекулировал на луковицах тюльпанов, в то время экзотических и крайне популярных цветах, но понес серьезные потери, когда рынок тюльпанов рухнул в 1637 году. Кстати, именно тюльпаномания привела к развитию жанра цветочных натюрмортов. Пейзажи Яна ван Гойена очень детализированы, имеют сильный местный колорит и часто служат опорой для жанровых сцен. Впоследствии его композиции стали проще, а техника утонченнее. Стремление ван Гойена в передаче естественного света и едва заметных атмосферных явлений являются основными отличительными чертами пейзажей в сравнении с его современниками.

Таким образом, «малые» голландцы» смогли оставить свой бесценный след в живописи Золотого века Голландии и в целом в мировом искусстве. Маленький размер картин, тщательнейшая проработка деталей, гармоничные сцены — вот что выделяет группу «малых голландцев» среди современников.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

5 фактов о работах Ли Бул

В питерском Манеже открылась выставка «Утопия Спасенная» суперзвезды корейского искусства — художницы Ли Бул. Рассказываем главное, что нужно знать о художнице.

Критики называют работы Ли Бул, главной современной художницы Южной Кореи, гротескными и роскошными. Дочь диссидентов, преследуемых режимом диктатора Пак Чон Хи (известен также как автор «корейского экономического чуда»), Ли с детства привыкла к обыскам в доме и вообще узнала, как выглядит угнетение и что значит быть свободной. Она и сама, возвращаясь из школы, где ее насильно переучивали в правшу, садилась рисовать — левой рукой, не как все. В итоге хрупкость человека и исторические потрясения стали главной темой ее работ — причудливых инсталляций из стекла, тканей и металла. Впрочем, в выборе материала она свободна до крайностей: выставку в нью-йоркском МoМА закрыли раньше времени из-за запаха тухлой рыбы — важной части инсталляции. В ход идут и человеческие волосы, и слепки греческих статуй, и собственное тело — для своих знаменитых перформансов Ли переодевается в монструозные костюмы. Ли Бул — первая и пока единственная из корейских художников достигла большого международного признания, ее роль в развитии перформанса сравнима с ролью Марины Абрамович. Кроме того, Ли была одной из основателей корейской андеграундной арт-группы Museum, влиятельной до сих пор. О красоте, уязвимости и вдохновении The Blueprint рассказала сама художница и куратор ее выставки Сунджун Ким.

В 20 лет она хотела изменить мир радикальными перформансами

В важнейшем перформансе «Аборт», обнаженная и подвешенная вниз головой к потолку, она облизывала леденцы и с болью рассуждала об абортах (в тот момент запрещенных в Корее). А те самые монструозные костюмы, напоминающие вывернутого наизнанку человека, — отражали беспокойство, ее и окружающих, вызванное политическими репрессиями в стране. «Сейчас я понимаю, — говорит Ли Бул, — что легко мир не изменится. А когда мне было 20, я думала, что это возможно. Еще теперь я знаю, что мое искусство не дает конкретный ответ на фундаментальные вопросы, которые у меня есть к миру. Если бы я знала все это в 20 лет, была бы я менее фрустрирована тем, что мир нельзя изменить? Не знаю».

ЕЕ РАБОТЫ 1990-Х ИССЛЕДУЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО: ЕГО КРАСОТУ, ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Ли Бул полагает, что красота — в неожиданном, недосказанном, неизвестном и не определенном до конца. Ли Бул находит красоту в руинах и разрушении, несовершенстве и уязвимости. Красота в ее произведениях иногда воплощается в трагедии и травме: свежая рыба умирает внутри скульптур, киборгам из ее знаменитой серии, обезличенным и вместе с тем как будто бы женским фигурам, не хватает рук и ног.

В НУЛЕВЫЕ ОНА ОБРАЩАЕТСЯ К АРХИТЕКТУРЕ И УТОПИИ

Willing to be Vulnerable («Желание быть уязвимым») — это название недавней серии инсталляций, которые состоят из связанных друг с другом различных предметов: воздушных шаров, тентов и баннеров; все вместе напоминают о заброшенном цирке. Серия воссоздает модернистское представление о воображаемом будущем, а легкие и воздушные материалы придают этому будущему ощущение неуловимости. Один из элементов этой инсталляции, воздушный шар из металла (Metalized Balloon), напоминает печально известный дирижабль «Гинденбург» (взорвался при посадке в 1937 году. — The Blueprint). Ли Бул долго изучает историю модернизма и его утопий, но в отличие от большинства художников она этим не очарована — ее захватывает, скорее, связь утопичных идей с ее личной памятью и опытом.

В РАБОТАХ ЛИ БУЛ ЕСТЬ ОТСЫЛКИ К СОВЕТСКОМУ АВАНГАРДУ

Ли Бул говорит, что больше всего сейчас ее волнует образование цивилизаций, идеи прекрасного будущего, которые общество без конца пытается претворить в жизнь — и проваливается в своих начинаниях. «Мои работы так или иначе — исследование идей и идеологий, которые лежали в их основе. А утопическая модернистская архитектура начала XX века — важный мотив моей работы. Я прозвучу как старомодный гуманист, но больше всего меня вдохновляет человечество в целом — идеалы, истории, цивилизации, связь будущего и прошлого. Не верю, что можно говорить о будущем, прошлом и настоящем независимо друг от друга. Мы всегда рассматриваем прошлое из настоящего. А настоящее было будущим всего секунду назад».

Читать еще:  Представительская живопись и абстракция. Alyssa Monks

БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНА ИЗВЕСТНА СВОИМИ ОГРОМНЫМИ ИНСТАЛЛЯЦИЯМИ

Кошки в искусстве. Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист.

Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист

Предыдущая публикация: Кошки на полотнах Питера Уильямса

Тема в моём блоге: Кошки в картинах художников

Генриетта Книп (Henriette Ronner-Knip, 1821 — 1909) родилась в Амстердаме в семье художника Иосифа Августа Книпа (Жозева Августуса Книпа).

Она проявила талант к рисованию весьма рано — в возрасте пяти лет, копируя этюды своего отца. В 1827 году Иосиф всерьез занялся художественным образованием дочери. В это же время он стал стремительно терять зрение. Девушка работала в студии под руководством слепнущего отца от заката до рассвета — от ее старания и успехов зависел доход их семьи. Став взрослее, Генриетта поняла, что уроки и наставления отца дали ей гораздо больше, чем могла бы дать недешёвое обучение в академии.

Генриетта Книп быстро училась и в шестнадцать лет уже участвовала в выставке в Дюссельдорфе, где была продана ее картина с изображением кошки на окне. Генриетта стала постоянным участником выставок в различных странах.

Она создавала картины с изображением пасторальных ландшафтов, замков, ферм, натюрмортов, портретов, а также жанровых сцен. Со временем, художница все больше внимания стала уделять изображению животных. Характерной чертой Генриетты Книп в то время были точность и внимание к деталям, она использовала темные цвета, что говорит о влиянии неоклассического стиля ее отца.

После 1845 г. основными героями ее картин стали собаки. Через три года она вышла замуж за Тейко Роннера и переехала вместе с мужем из Брабанта в Брюссель (Бельгия). Первые годы брака ее муж тяжело болел, и Генриетте вновь пришлось стать ответственной за доходы семьи.
Вскоре Генриетта Роннер-Книп завоевала репутацию художника-анималиста и получила большое количество заказов от влиятельных людей, среди них были короли Ганновера, Пруссии, Португалии и королева Бельгии, а также Графиня Фландрии, для которой были нарисованы портреты ее собак.

В 1870 г. в доме художницы появилась кошка и завоевала внимание хозяйки своими движениями, взглядами и взаимоотношениями с другими, что было очень удивительно точно отображено на ее картинах. К тому же тема домашних животных была очень популярна у горожан среднего класса, и картины хорошо продавались. Генриетта Роннер-Книп двигалась по этому направлению, рисуя игривых или сонных кошек, используя при этом все те же темные цвета, пока нахлынувшее модернистское течение не назвало ее искусство скучным и консервативным. Скорее всего, именно это заставило ее в своих поздних картинах отказаться от строго выстроенной композиции и использовать более светлые тона.

Генриетта Роннер-Книп умерла 2 марта 1909 года в Брюсселе. За всю свою творческую карьеру она получила множество престижных наград и почестей. Картины Генриетта Роннер-Книп находятся в крупных музеях (в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и др.), а также в частных коллекциях.

Дженни Савиль — самая дорогая художница и другие картины

Дженни Савиль стала самой дорогой из живущих на сегодня художниц после продажи ее автопортрета. Дженни относится к группе «молодых британских художников». Этот коллектив стал приобрел популярность после выставки Sensation 1997 года в Королевской академии художеств, организованной галеристом Чарльзом Саатчи.

Наибольшую известность Савиль принесли полотна пышнотелых обнаженных женщин. Ее автопортрет Propped был нарисован в 1992 году, а сейчас продан на аукционе Sotheby’s за $12,4 млн долларов.

На картине изображена смотрящаяся в зеркало женщина, поверх нее написана цитата из эссе Люс Иригарей, франко-бельгийской феминистки. Причем надпись расположена так, чтобы быть понятной не зрителю, а как бы человеку с той стороны зеркала.

Картина переходила из частных коллекций Чарльза Саатчи к бизнесмену и меценату Дэвиду Тейгеру из США. Новый владелец шедевра остался неизвестным.

Но это не единственная картина несколько нетипичной направленности, проданная за огромные деньги.

1,5 миллиона долларов, «Концепция пространства, ожидание» Лючио Фонтана

Именно за такую сумму картину купили на аукционе в Лондоне. Произведение представляет собой холст с вертикальными прорезями. Интересно, как бы сказалось на цене наличие еще и горизонтальных дырок.

1,1 миллиона долларов, «Кроваво-красное зеркало» Герхарда Рихтера

В этом случае работа представляет собой зеркало, с нанесенной на него градиентом краской .

1,6 миллиона долларов, «Зеленая клякса» Эллсворта Келли

В отличии от других Келли, которые не были оценены достаточно дорого — эта стала исключением. Холст с деформированным другом в центре кому-то пришелся очень по душе.

28 миллионов долларов, «Без названия» (1961) Марка Ротко

Тут тоже сложно понять чем могла заинтересовать покупателя настолько однообразная картина.

1,7 миллиона долларов, «Без названия» Блинки Палермо

Один из критиков сумел найти очень яркое и полное описание картины в типичном для Палермо «полосатом» стиле

Полотна Палермо дают зрителю мало, если вообще что-то дают, видны лишь небольшие изменения в тоне, нет живописных штрихов. Вместо этого они демонстрируют зрителю чистый, неразбавленный цвет

2,2 миллиона долларов, «Картина (Собака)», Джоан Миро

Среди Работ Миро эта стоит особняком. Почему именно эта ушла за такую сумму не совсем понятно, возможно коллекционеру хотелось иметь хоть какую-то работу великого мастера

Читать еще:  Обнаженная женская фигура. Stefan Georgiev

3,8 миллиона долларов, «Белый огонь I», Барнетт Ньюман

Название картины взято из Торы и именно этот духовный символ художник пытался воплотить. Насколько удачно это у него получилось — вопрос.

2,3 миллиона долларов, «Без названия», Сай Твомбли

Картина, нарисованная цветными карандашами на бумаге, была продана на аукционе Кристи. очень напоминает попытки ребенка изобразить букву «е»

1,7 миллиона долларов, «Ковбой», Эллсворт Келли

Самое интересное, что Эллсворт Келли более 4 лет изучал живопись в Париже и Музее изящных искусств в Бостоне. Результатом стал собственный стиль, состоящий из многогранников на бумаге

5 миллионов долларов, «Синий дурак», Кристофер Вул

На холсте написано именно это слово «Дурак» и кто-то оценил полотно на аукционе за 5 млн долларов! Символичненько.

Фламандский живописец Ганс Мемлинг (1433-1494)

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector