Новатор в искусстве

Новатор в искусстве

Новаторы, придворные портретистки и скандальные особы: 10 известных художниц, которые покорили мир

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Катерина ван Хемессен (1528 — 1587)

Голландия
Она была первой в истории, кто создавшим автопортрет, изображающий художника за работой (впоследствии этот метод стал очень распространенным в истории искусства). Предполагается, что живописи ее учил отец, художник Ян Сандерс ван Хемессен. Катерина стала известна прежде всего написанием портретов богатых людей, которые заказывали подобные услуги за деньги. Катерина ван Хемессен прекратила свою карьеру в качестве художника в 1554 году, когда вышла замуж, поскольку в то время женщина должна была следовать указаниям своего мужа.

2. Артемизия Джентилески (1593 — 1654)

Она известна своими портретами и сценами с библейскими героями, причем Артемизия мастерски использовала игру света и тени, что делает ее работы более драматичными. Тот факт, что она всегда подчеркивала присутствие женщин на своих картинах, привел к тому, что художницу впоследствии начали считать одним из первых защитников роли женщин в обществе и искусстве. Одним из великих достижений Артемизии было то, что она стала первой женщиной, которая была избрана в члены Академии живописного искусства во Флоренции.

3. Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755 — 1842)

Франция
Луиза Элизабет Виже-Лебрен была личным портретистом Марии Антуанетты и писала портреты французской королевы и ее семьи более 30 раз. В общей сложности в портфолио Виже-Лебрен насчитывается около 600 портретов и 200 пейзажей. Он не только служила при французском королевском дворе, но и объездила со своей дочерью большую часть Европы (по сути, так она пережидала Великую французскую революцию), делая портреты царственных особ под заказ. Это сделало ее знаменитой и помогло ей стать самым востребованным художником при разных королевских дворах Старого континента.

4. Мэри Кэссетт (1844-1926)

Соединенные Штаты Америки
М эри Кэссетт была в основном известна своими картинами и гравюрами, главными героями которых были женщины со своими детьми. Великий Эдгар Дега был ее наставником, когда Кэссетт уехала во Францию вопреки пожеланиям своей семьи. Ее импрессионистские работы завоевали уважение критиков как во Франции, так и в Соединенных Штатах, стране, в которую Кэссетт привезла импрессионизм, когда вернулась в нее. Из-за внезапной болезни, из-за которой художница почти ослепла, она ушла из мира искусства.

5. Джорджия О’Кифф (1887 — 1986)

Соединенные Штаты Америки
Ее самыми известными работами являются серии картин с цветами и пустынные пейзажи. Несмотря на импрессионистские и абстрактные штрихи, работы О’Кифф не относят ни к какому конкретному движению или тенденции. Она была женой фотографа Альфреда Стиглица, с которым они сформировали одну из самых известных и любимых пар в мире искусства. Сегодня работы этой американской художницы являются частью культурного наследия этой страны.

6. Тамара де Лемпицка (1898 — 1980)

Россия / США

Она известнм прежде всего своим выдающимся мастерством в стиле, который сегодня известен как арт-деко. В творчестве Тамары явно заметны увлечение женщинами (да и мужчинами тоже), роскошью, миром моды и эротизмом. Она сама была женщиной, которая наслаждалась роскошью, изысканностью и образом роковой женщины, который сопровождал ее всю жизнь. Тамара де Лемпицка хорошо известна своим геометрическим и гламурным стилем, который в Соединенных Штатах восприняли не так хорошо, как в России или Франции.

7. Фрида Кало (1907 — 1954)

Мексика
Это настоящая икона искусства, которая зарекомендовала себя как фигура поп-культуры во многих странах мира. Восхищающие художников и сторонников феминистских движений, картины Фриды (с сюрреалистическими, наивными и фольклорными элементами) рассказывают о физических и моральных страданиях, которые она испытала на протяжении всей своей жизни. Во время ее страстного и полного боли брака с муралистом Диего Риверой, Кало нашла в картинах идеальный способ выразить свои муку и видение мира, который для нее являлся неким сочетанием радости и глубокого разочарования.

8. Ремедиос Варо (1908 — 1963)

Ее сюрреализм одновременно изысканный и зловещий: в своих картинах Ремедиос передает истинный смысл оккультизма и волшебства. Ее персонажи обитают в галлюцинаторных мирах, где алхимия является доминирующей наукой, а сны являются сырьем для превращения нереального в реальность. В 55 лет художница умерла, оставив после себя наследие, которое приглашает зрителей изолировать себя от реальности, чтобы увидеть параллельные измерения, полные абсолютной красоты.

9. Леонора Каррингтон (1917 — 2011)

Когда Леонора Каррингтон встретила Макса Эрнста и стал его любовницей, она полностью влилась в сюрреалистическое движение в Париже, став в итоге одним из его лучших представителей, как по форме, так и по содержанию. В 1942 году она отправилась в Мексику, спасаясь от нацистской оккупации, где крепко подружилась с другими сюрреалистами: Фридой Кало и Ремедиос Варо. Ее увлекательные работы сочетают в себе несколько элементов: теории Юнга, сверхъестественное, фантасмагорическое, зловещее, эзотерическое и символическое, что наполняет каждую из ее картин тайной и глубиной.

10. Элен Франкенталер (1928 — 2011)

Соединенные Штаты Америки
В основном на ее творчество оказали влияние стиль Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Климента Гринберга. Элен добилась известности в движении абстрактного экспрессионизма с помощью технологии, называемой «пятном вымачивания», которая заключается в разжижения масляной краски скипидаром, чтобы необработанная ткань поглощала ее. Таким образом создавался эффект текущих по полотну красок. Она была другом Руфино Тамайо в школе Далтона.

Сила, воображение и страсть к искусству этих художниц стали источником вдохновения для других женщин, которые и поныне продолжают изучать увлекательную игру творчества. Без сомнения, имена, такие как Леонора Каррингтон или Ремедиос Варо, будут ассоциироваться не только с сюрреализмом, но и с искусством в целом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В чем проявляется новизна в искусстве?

Размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.

Искусство — образное осмысление действительности, выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. «Искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Когда развиваются способности, идет отбор материала, когда формируется духовный склад личности — творчество начинается с подражания. Художники, поэты или композиторы сначала подражают уже признанным людям, являются чьими-то последователями или учениками, поскольку сначала воображение не располагает обширным материалом. В стремлении постичь полного совершенства автор глубоко погружается в свой внутренний мир и, разрывая с привычными образцами, он уходит в неизведанные пространства мысли, чувств, сюжетов и событий. Толчком для этого могут стать не отпускающие ни на минуту внешние обстоятельства и внутреннее чувство». В творчестве чувство новизны — это мистическое ощущение.

Читать еще:  Необычные подарки для дорогих людей

Новизна — это обновление. У каждого человека есть изменчивая и противоречивая совокупность восприятия прошлого настоящего и будущего, которая взаимодействует и взаимопереходит из одного временного качества в другое, являясь одновременно и глубоко забытым, и новым. Мы пытаемся понять смысл, сделать тайное явным, глубоко личностное — общественным, а старое, давно забытое — новым. Другими словами, сознание того, что вокруг нас, отраженное в призме художника-новатора, вызывает чувство удивления, восхищения, а может быть и раздражения, но вместе с тем ощущение нового и неизведанного. Вот принцип новизны в искусстве.

Любая изображаемая личность в живописи, музыке, литературе, ее ощущения, переживания, восприятие мира содержат в себе чувство реальности. Чем глубже художник изображает различную роль конкретных чувств и проблем и их связи, тем ярче он вскрывает особенности данного времени, а значит суть нового, того, что способно увлечь, заставить углубиться, понять, сделать частью собственного «Я», а значит по-новому взглянуть на реальность возможностями искусства. Все массовые движения в исторических процессах, в объединениях людей, в мыслях и чувствах личности являются новыми и одновременно индивидуально-общественными.

Искусство воспроизводит неповторимость обстоятельств, личностей средствами своего языка. Для него главное индивидуальное, которое переходит в массовое, увлекает умы, формирует идеалы красоты, рождает гармонию внутри человека и с пространством, которое его окружает. Поэт новизну своих душевных состояний выражает словами, музыкант — звуками, художник — кистью. И здесь проявляется новизна не только на уровне чувств и образов, но и также на уровне художественных средств и языка их проявления. Важнейшая задача искусства — это осознание человеческих интересов для проявления истины духа, отраженного в искусстве.

За свою творческую жизнь любой художник создает много творений, и все они рождаются как результат поиска нового. Значит, для создания оригинального произведения искусства необязательно уничтожать сложившиеся формы, нормы и каноны, а желание поразить любой ценой не является путем к созданию шедевра. В чем же суть новизны? Она в душе художника. Каждый автор индивидуален, а значит нов, если творчество идет от души.

Любой вид искусства, включая слово или фотографию, картину или музыку, ждет новой души, нового взгляда. И любое новое мнение создает пространство новизны в значении того, что увидел или услышал зритель. Момент новизны в искусстве — это встреча с новым произведением и с новой душой. Это единство и борьба двух противоположностей — зрителя и художника. Это поиск соприкосновения творения с миром, в который оно пришло. Каждая индивидуальность, воспринимающая искусство, и каждое новое искусство формируют и совершенствуют друг друга. И любая истина основывается на старых канонах и новизне восприятия. Творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело отражают не только свою эпоху, но суть самой жизни. Созданные по давним канонам они поражают новизной, которая будит мысль, будит осознание, будит своим поиском совершенства.

Действительность, как источник вдохновения, удерживает и сохраняет искусство для развития личности человека, вечно стремящегося к изменениям содержания и формы, которые опираются на понятия «идеал», «гармония», «красота», «совершенство формы». Связь искусства с действительностью, с реальностью вокруг человека уже усматривает новизну, ибо в одну и ту же реку по имени человеческая жизнь дважды вступить нельзя. Осознавая различия идеалов красоты разных времен, народов и эпох, каждый ищет свой неповторимый идеал, путь духовного совершенствования, способного сформировать новый взгляд на мир, на человека, на искусство, которое старо как мир. Но, меняясь вместе с человеком, формирует его духовную сущность, а значит, обрекает человека на постоянный поиск новизны и способов ее проявления.

Искусство существует с того времени, как появилось человечество. И с каждой новой идеей человека оно совершенствуется и развивает искусство, как вид деятельности. Так в чем же проявляется эта новизна искусства?

Граффити на стене, г. Рим, Италия

Всем известны представители видов искусства, такие как: картины, скульптуры, театральные постановки. Казалось бы, что ничего нового нельзя придумать, но это не так. Люди придумали музыку. Сегодня мы видим, как она изменяется, а именно: появляются новые музыкальные инструменты, новые способы создания музыки, её улучшения. Или же, например, возьмем картины. Художники пишут портреты, пейзажи, натюрморты, но кто бы мог подумать что появится такой вид рисунков, как граффити?! Это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Вроде бы нельзя было изменить прежние способы создания картин, но нет: все возможно, пока существуют гениальные люди. Несомненно, в нашем мире появится ещё очень много изменений в искусстве. Ведь пока существуют люди, фантазия и гениальность, искусство будет меняться к лучшему!

История искусства, конечно же, история самых разнообразных новаций: тематических, технических, композиционных. Их новизна действительна только в момент возникновения. И у новизны существует своеобразие восприятия. Это качество путают с оригинальностью, которая характерна для импрессионизма, футуризма, дадаизма, сюрреализма… а сколько приемов для проявления новизны! И прежде всего это сознание. Новизна — это не застывшая форма, это явление возрастное, поскольку для каждого возраста существует своя новизна. Новизна возможна в творчестве как проявление мысли или поиск приемов для ее выражения. Это явление начинается с открывания, с изобретения, с проявления новых форм.

Великие творцы различных эпох, стилей и народов сказали новое слово в искусстве, но новаторами их назвать нельзя, поскольку новизна не являлась одержимостью. Крайне редкое и трудное явление в творчестве — это показать свое лицо. Но это не значит, что важно быть первым, поскольку видение мира и понимание красоты уже в каждом человеке ново и отражает мнение не только личности, но и целого народа, культуры, индивидуальности.

Читать еще:  Праздник жизни по-мексикански. Evangelina Portillo

Художественное воздействие любого произведения искусства может быть старым как мир, а может быть новым, неповторимым, индивидуальным в зависимости от внутреннего состояния человека. Новизна как своеобразие в искусстве — это единственный путь гармонии, красоты, величия духа, совершенства формы, технических и художественных приемов для выражения мысли. Это явление временно, но ничто не бывает так ново, как хорошо забытое старое.

Новизну можно воспринимать как что-то революционное и необычное. Возможно, неповторимость внутреннего проявляется в связи с внешним. У настоящего художника свое видение связей внешних и внутренних, проявление формы и содержания, а также их единство. Уникальность новизны в неповторимости видения мира и художественных средств, использованных художником для его отражения.

Мои размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.

Новаторство – это что? Новаторство в литературе и искусстве. Чехов как новатор

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрессивно мыслить, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство – это всегда столкновение с критикой, с непониманием, даже с осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, литераторов-новаторов не развивалась бы культура.

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. Со времен античности было принято, чтобы фигуры на религиозных полотнах и фресках парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их ногами на землю. Также он поменял пространственную концепцию и взаимоотношения между картиной и художником и между картиной и смотрящим на нее. Естественно, новаторство это не сразу встретило теплый отклик, хотя Джотто ди Бондоне и в свое время признавали великим мастером.

Новаторы, пострадавшие от критики

Новатора-живописца Микеланджело Буонаротти за его нововведения чуть не обвинили в ереси. Ведь он изображал тела святых не просто голыми, но с ничем не прикрытыми гениталиями. Спустя три десятилетия святых «одели» другие художники по приказу властей. И лишь в 1994 году изображениям вернули первозданный вид. Прошли столетия с тех пор.

От критики своих нововведений в искусстве страдали скульптор Жан–Батист Пигаль (эпоха Просвещения), художник Теодор Жерико (эпоха Романтизма) и многие другие.

Новаторство в литературе в России

С латыни novator так и переводится – «обновитель». Новаторство – это обогащение литературного процесса, его обновление, новые открытия и достижения в литературе.

В русской литературе самым богатым новаторскими решениями был девятнадцатый век, его 50–60-е годы. Тогда расцветала публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей моды на мировом уровне. Она живо обсуждалась за рубежом. XIX век – это век формирования литературного языка в России, и во многом этому поспособствовал Пушкин Александр Сергеевич. Поэты Золотого века (так называют в литературе XIX век) начали переосмыслять свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты старались воздействовать на умы людей в гражданских целях, в целях улучшения родной страны.

Проза тоже не стояла на месте. Гоголь и Пушкин были основоположниками новых художественных типов. Это и «маленький человек» Гоголя, и «лишний человек» Пушкина, и другие.

Девятнадцатый век завершался предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена – Лескова, Горького, Островского и Чехова.

Новаторство Чехова Антона Павловича как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

Например, пьеса «Вишневый сад» была абсолютно новой для театра. Это была не драма, а лирическая комедия. В пьесе отсутствовали выстрелы, внешняя интрига и эффектная концовка. Весь замысел держался на общем настроении, создававшемся за счет совокупности всех сцен. Чехов не дал пьесе никаких осложняющих элементов, не создал главного героя – человека, вокруг которого бы раскручивался конфликт. Чехов дает зрителям и читателям понять психологию действующих лиц. Лиризм, простота, паузы для усиления эффекта и описания пейзажа – все способствует усилению эмоционального восприятия.

Станиславский говорил, что Чехов на сцене владеет внутренней и внешней правдой. Чехов вводит в свои пьесы недомолвки, недосказанности, а также простые диалоги — как в жизни.

Это было новшеством для русской сцены и литературы.

Тот, кто вносит и осуществляет новые [новый I 7.], прогрессивные идеи, приёмы и т.п. в какой-либо области деятельности.

НОВА́ТОР, новатора, муж. (лат. novator — обновитель) (книжн.). Тот, кто вносит новые идеи в какой-нибудь области. «…Стахановцы являются новаторами в нашей промышленности…» Сталин. Новатор в искусстве.

НОВА́ТОР, -а, муж. Человек, к-рый вносит новые, прогрессивные идеи, приёмы в какой-н. области деятельности. Новаторы производства. Художникн.

НОВА́ТОР 1́ , -а, м

Человек, занимающийся интеллектуальной деятельностью и привносящий в эту деятельность новые, прогрессивные идеи.

В конструкции новой машины нашли отражение идеи новаторов.

НОВА́ТОР 2́ , -а, м

Человек, который вносит и осуществляет новые, ранее не существовавшие идеи, принципы, приемы в какой-л. области деятельности;

Ш. Амонашвили — педагог-новатор.

НОВА́ТОР -а; м. [от лат. novator — обновитель] Тот, кто вносит и осуществляет новые идеи, принципы, приёмы в какой-л. области деятельности. Новаторы производства. Новаторы в искусстве. Смелый н. Талантливый н. Н. в языке, в садоводстве. Н. по природе, по натуре. Общество новаторов.

Тот, кто вносит и осуществляет новые идеи, принципы, приемы в какой-л. области деятельности.

Новаторы производства. Новаторы искусства.

— Стать новатором — это значит: упростить, ускорить производственный процесс, увеличить продукцию. Караваева, Родной дом.

[От лат. novator — обновитель]

Тот, кто вносит и осуществляет новые идеи, принципы, приемы в какой-л. области.

• Токари-новаторы повысили скорость резания с 70- 80 метров в минуту до 1000-1500 метров. ИКПСС, 537.

== Новатор производства. МАС, т. 2, 504.

• Он — подлинный новатор производства. СиШ, 1984, № 3, 9.

** Новатору — почет и уважение, а лодырю — позор и презрение (посл.). Жигулев, 1969, 79.

Читать еще:  Прикладное искусство. Резьба по камню, Китай

** Лодырь новатору не товарищ (посл.). Жигулев, 1959, 104.

// в городской топонимике. Бульвар Новаторов (Москва, Санкт-Петербург). Улица Новаторов (Псков).

новатор — нововводитель, любитель нововведений

Ср. Видят головотяпы, что вор-новатор, кругом на кривых их объехал.

Салтыков. История одного города. 2.

Ср. Novateur (novatio, обновление, novus, новый).

нова́тор, -а, но: у́лица Нова́торов

нова́тор, нова́торы, нова́тора, нова́торов, нова́тору, нова́торам, нова́тором, нова́торами, нова́торе, нова́торах

сущ., кол-во синонимов: 15

пионер, первопроходец, первопроходчик; пролагатель новых путей (высок.); нововводитель (устар.)

сказал новое слово, вписал новую страницу

рационализатор; пионер, нововводитель, вписал новую страницу, сказал новое слово, первопроходец, первопроходчик, передовик, открыватель, пролагатель новых путей

Латинское — novator (обновитель).

Слово «новатор» заимствовано из немецкого языка в первой половине XIX в. Первоисточник — латинское слово novator. Новатором называют человека, который придумывает и проводит в жизнь что-то абсолютно новое в своей трудовой деятельности.

Производные: новаторство, новаторский.

НОВАТОР а, м. novateur m. <лат. novator обновитель. Человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи, приемы и т. п., в какой-л. области деятельности. БАС-1. Он <Ломоносов> первый испытал торжество над той досадой, которую испытывают писатели-новаторы, и не руководствуемый никем, кроме собственного дарования, преуспел, вопреки нашим ожиданиям. 1760. А. Шувалов Письмо молод. рус. вельможи. // 18 век 1935 357. Квартальных Зевс, Маккиавель пашей, Теперь попал в администраторы: Так повелось на родине моей, Где метит всяк кадет в новаторы. Щербина Северо-западный политик. // ЩЗ. Избр. 315. Карамзин в языке и литературе нашей был новатор (это слово почти русское и всем понятно: от слова ново). Вяземский Стар. зап. кн. // ПСС 10 288. Novateur. Петрашевцы 2 26. Жуковский, Дашков и литературные «новаторы» того времени считали его своим. Д. Гирс Стар. и нов. Россия. // ОЗ 1868 3 79. Хозяин — человек молодой, университетом образованный, с размашистой русской душой, с благими намерениями, за которые косятся на него товарищи-фабриканты и за глаза ругают его нигилистом, новатором. К. Долгово На новом пути. // Дело 1871 3 1 84. Новаторы до Вержболова! Что ново здесь, то там не ново. В. И. Иванов Эпиграмма. Вержболово — железнодорожная станция на границе России в восточной Пруссией. Душенко 140. Они <велосипедисты> были поистине виртуозами и новаторами. На моноцикле делали копфштейн (стойку голова в голову), а также стойку на перше. Мозель. // Встречи 1990 326. Новаторский ая, ое. Не мог он не иметь сильных новаторских стремлений. Вяземский По поводу зап. гр. Зенфта. — Лекс. Уш. 1938: нова/тор; Уш. 1938: нова/торский.

НОВАТОР (лат. novator, от novus — новый). Нововводитель, любитель нововведений, новшеств.

— Мужчина, постоянно делающий начальнице предложения.

Караваджо – художник новатор

Микеланджело Меризи по прозванию Караваджо (Караваджо, 1573—Порто Эрколе, 1610) — один из крупнейших художников в итальянской и европейской живописи, создатель так называемого «караваджевского люминизма», что характеризует его как новатора в понимании роли света.

Годы формирования

Караваджо учился с 1584 г. в Милане в мастерской художника бергамасской школы Симоне Петерцано (известен с 1573 по 1596), а также на произведениях художников XVI в. школ Бергамо и Бреши (Лоренцо Лотто, Савольдо, Моретто из Бреши), от которых перенял внимание к событиям реальным, повседневным и религиозности искренней, лишенной напыщенности. От периода, последовавшего за годами учения, сохранились несколько произведений: Вакх (Галерея Уффици, Флоренция), Мальчик, укушенный ящерицей (собрание Р. Лонги, Флоренция), Гадалка (Лувр, Париж; Капитолийские музеи, Рим),и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим), Отдых на пути в Египет и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим).

Отдых на пути в Египет,1597г

Мальчик, укушенный ящерицей, 1594—1596

Переезд в Рим

Около 1593 г. Караваджо перебрался в Рим, где и достиг вершин зрелости как художник. Он работал в открытой полемике с маньеристическими вкусами, господствовавшими в официальном искусстве. В первых образчиках повседневного реализма, как вторгающихся даже в сферу мифологического, — Больной Вакх (Галерея Боргезе, Рим), более поздняя картина Шулеры (Галерея Шьярра, Рим) и великолепный натюрморт Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), открывающий новую страницу в истории этого жанра, за ними последовали более сложные композиции, подводившие к циклу в капелле Контарини римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези.

В 1595 г. был заключен контракт на монументальные полотна для этой церкви. После их написания (Святой Матфей и ангел, Призвание и Мученичество Святого Матфея) разразился скандал по причине дерзко реалистической интерпретации событий священной истории. Автор трактовал их драматичным языком резкой светотени, и это стало основой «караваджевского люминизма», сутью которого и была выразительная и структурирующая роль контраста «свет-тень».

Больной Вакх, около 1593-1594

Натюрморт корзина с фруктами, 1596 г.

Святой Матфей и ангел, 1602 г.

Зрелое творчество

Мощным и лаконичным предстает построение картин, написанных в 1600-1601 гг. для Санта-Мария дель Пополо: Распятие Святого Петра и Обращение Савла являют собой вершину творческой зрелости Караваджо. Последние произведения римского периода — Мадонна Лорето (Сант- Агостино, Рим), Мадонна со змеей (1603—1605, Галерея Боргезе, Рим), Ужин в Эммаусе (1605,Национальная галерея, Лондон) и Смерть Марии (1605—1606, Лувр, Париж; была приобретена П.П. Рубенсом для герцога Мантуанского) — резко критиковались за жесткий реализм, особенно последняя работа, о которой судачили, что Караваджо писал с натуры труп проститутки, выловленный в Тибре. Художник выступал опровергателем ортодоксальной религиозности, и его часто порицали за отсутствие во многих картинах привлекательных мотивов и тем более за размещение священных персонажей в обстановке слишком скромной, зачастую с грязными руками и босыми ступнями. Вовлеченный в 1606 г. в драку со смертельным исходом — последнюю в череде эпизодов насилия, где он тоже был действующим лицом, — Караваджо был вынужден бежать в Неаполь. Написанные там картины — Мадонна с четками (1606-1607, Музей истории искусства, Вена), Семь дел Милосердия (1607, Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) и Бичевание — показывают переход художника к локализации источника света для акцента сути происходящего.

Его бегство не закончилось Неаполем: потом последовали Мальта и Сицилия (1608). Как свидетельствуют последние работы Караваджо — Погребение Святой Лючии (1608, написано в Сиракузах для одноименной церкви), Воскрешение Лазаря, — его вдохновение приобретало все более трагическую окраску.

Караваджо Распятие Святого Петра 1600-1601г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector