Новые направления современного арт-рынка

Новые направления современного арт-рынка

Новые направления современного арт-рынка

Современный арт-рынок, включающий фотографии, произведения искусства, графику, дизайн становится важным элементом жизни и бизнеса. Активный рост интереса к арт-рынку связан с появлением различных новомодных течений, форм и проявлений.

Многих интересует возможность продать свои работы и получить достойное вознаграждение.

Огромное число людей интересуется покупкой картин, украшений, элементов дизайна интерьера. Инвестиции в искусство или оригинальные фотографии становятся очень выгодным вложением капитала.

Рассмотрим эти новые веяния современного арт-рынка.

Возможность сделать качественные логотипы, изображения или фото существует сегодня у всех желающих. Многие начинают свою работу на арт-рынке, продавая работы в блогах, на специальных сайтах или биржах.

Талантливые люди, создающие красивую графику или рисунки, могут легко продвигать свои работы. В сети растет число сайтов, бирж или форумов, где можно быстро продать художественные произведения и получить хорошее вознаграждение за свой труд.

Очень востребована разработка рекламы, логотипа для бренда или компании. Бизнесмены знают, что удачный логотип компании — это половина успеха, а яркая реклама — это эффективный способ повысить продажи и прибыльность предприятия.

Инвестиции в искусство

Интенсивные изменения на финансовых рынках ведут к тому, что инвесторы ищут альтернативные сферы, которые позволят им застраховать свои сбережения от значительных колебаний. Многие вкладывают в недвижимость, драгоценные металлы или произведения искусства.

Крупные финансисты предпочитают иметь вещи, которые можно безопасно хранить. Поэтому они покупают живопись или графику. Такой товар все более популярен. В будущем можно получить большую прибыль от инвестиций в искусство.

Свобода доступа

В настоящее время арт-рынок получил большие возможности для продвижения произведений искусства через специальные сайты на которых представлены графика, дизайн, живопись, скульптура и т.д.

Все больше увеличивается доступ к любым произведениям, выставляемых на различных выставках и экспозициях. В интернете можно получить доступ к галереям и аукционам, сделать ставки на картины, статуэтки и приобрести любой шедевр.

Арт-рынок активно растет и развивается, все больше изменяясь и трансформируясь. Кто знает, что ждет в будущем это необычное направление и какие новые формы обретет искусство.

Инвестиции в искусство: как арт-рынок поменялся из-за COVID-19

Вкладывать деньги можно не только в акции, облигации и фонды. Во время пандемии среди инвесторов стал популярен рынок искусства. Например, в США подскочил интерес к покупке долей в картинах, раритетных машинах и даже скаковых лошадях. А в России арт-бизнес ушел в онлайн, где нашел новую платежеспособную аудиторию.

12 сентября РБК организовал и провел дискуссию «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок» на ярмарке современного искусства Cosmoscow. В ее рамках эксперты рассказали, как ситуация с COVID-19 отразилась на продажах, аудитории и ценах на предметы искусства.

Галереи перешли в онлайн

По словам сооснователя арт-платформы Cube.Moscow Елены Белоноговой, во время пандемии в ее проекте сменилось примерно 30% галерей. Cube.Moscow — это набор выставочных пространств в отеле Ritz-Carlton в Москве. Кто-то из них ушел в онлайн, а кто-то и вовсе закрылся. Сама платформа также временно закрывалась — с 18 марта по 13 сентября.

Среди галерей Cube.Moscow есть те, кто давно работает на рынке, но есть и новички. «Собственно, смена произошла как раз среди тех, кто либо совсем недавно начал работать и себя попробовал в формате выставочного пространства, либо сменил формат с антиквариата на современное искусство», — сказала Белоногова.

Несмотря на ситуацию с коронавирусом, начали открываться и новые онлайн-проекты. Например, платформа по продаже современного искусства и коллекционного дизайна TEO.

«Мы как раз во время пандемии выступили с инициативой поддержки галерей, и как раз наша платформа открылась в конце мая. И за лето мы поняли, что онлайн пользуется все большей и большей популярностью», — отметила управляющий партнер площадки Анна Андронова.

По ее словам, ранее на онлайн-галереи реагировали «странно», так как люди не могли увидеть произведение вживую. Сейчас же ситуация изменилась. Кроме того, TEO предоставляет услугу «примерки», когда картину отправляют заказчику, чтобы он ее изучил. Также клиентам доступна бесплатная консультация.

По словам Андроновой, офлайн-галереи до сих пор более популярны, но онлайн-галереи стали технологией, за которой будущее. Людям хочется видеть произведения искусства как в интернете, так и вживую. Андронова рассказала, ссылаясь на отчет ярмарки Art Basel, что за время пандемии продажи у галерей сократились на 36%, а онлайн-выручка выросла на 40%.

Оборот TEO с июня составил около ₽3–4 млн, сообщила она «РБК Инвестициям». По ее словам, 21 сентября платформа запустит сайт на английском языке и будет выходить на международный рынок, начнет продвигать российских художников и галереи за рубежом.

Недорогие картины стали популярны

Белоногова отметила, что в онлайн-покупках предметов искусства есть четкое правило — нужно тратить комфортную сумму денег, для каждого она своя. «В большей степени до $1 тыс. работы в онлайне продаются очень хорошо. На самом деле работы до $1 тыс. составили около 50% общего рынка искусства прошлого года», — сказала она. Также в онлайне хорошо продаются работы и авторы, не вызывающие сомнений, — дорогие предметы искусства, представленные известными продавцами (дилерами и галереями).

Андронова сообщила «РБК Инвестициям», что в TEO больше всего популярны работы, которые стоят ₽100–400 тыс. Кроме того, в пандемию получило известность сообщество в Facebook под названием «Шар и Крест» — оно появилось в начале апреля. В нем художники сами назначают цены и продают работы, но их стоимость не должна превышать ₽20 тыс. — такое правило паблика.

«Эта ценовая планка сделана для того, чтобы уменьшить риск человека абсолютно несведущего, непонимающего. Он может совершенно беспроигрышно рискнуть какой-то небольшой суммой денег», — сказал «РБК Инвестициям» создатель группы, коллекционер Максим Боксер. Он отметил, что некоторые картины могут стоить и ₽5 тыс., и ₽1 тыс., и ₽500.

Разница цен на площадках зависит от нескольких факторов — имени художника, его биографии, истории самой картины, а также оценок критиков, говорит Андронова.

По словам Боксера, в пандемию в его группе продавалось по 250 работ в день. Оборот первое время составлял около ₽20 млн в месяц. Сейчас же число покупаемых картин уменьшилось примерно до 50 в день. Некоторые покупатели специально приобретали работы, написанные именно в период карантина, отметил он.

«На самом деле любой исторический период потрясений является пищей для шедевров. То есть в каждый такой период появляются шедевры. И они уже появились», — высказала мнение Белоногова.

Миллениалы — новые покупатели произведений искусства

По словам Белоноговой, на спрос влияет и то, что на мировой рынок искусства пришли новые коллекционеры. Сейчас ими стали миллениалы, выросшие в эпоху цифровых технологий. Им нужен моментальный доступ к информации, в том числе к ценам на произведения искусства. Если у них после посещения сайта остались вопросы, то, скорее всего, они не перезвонят, а перейдут на другой ресурс, отметила сооснователь арт-платформы Cube.Moscow.

Читать еще:  Пейзаж - мое вдохновение. Eileen Lunecke

«И, собственно, вот это наличие цены без ее какого-либо обсуждения, без необходимости задать вопрос, чтобы узнать эту цену, повышает уровень продаж примерно в шесть раз», — сказала она.

В середине 2018 года Bank of America выпустил исследование, в котором говорилось, что две наиболее быстрорастущие категории коллекционеров — это женщины и миллениалы. Белоногова подтверждает такую тенденцию. По ее словам, среди миллениалов очень много состоятельных людей. А женщины тратят на искусство больше, чем мужчины.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Документ, удостоверяющий имущественное право, который может покупаться и продаваться. Наиболее распространенные ценные бумаги акции, облигации и депозитарные расписки. Акция — удостоверяет долю участия в имуществе компании, включая долю в нераспределенной прибыли. Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенная акция наделяет владельца правом голоса на собрании акционеров компании, причем количество голосов пропорционально количеству акций. Привилегированная акция наделяет преимущественным правом на распределение прибыли, но не наделяет правом голоса на собрании акционеров. Облигация удостоверяет право на часть долга эмитента, который возник путем размещения этих облигаций. Часто акции и облигации торгуются на специальных торговых площадках — биржах (обращаются на биржах) и являются предметом инвестиций портфельных инвесторов.

5 главных трендов в современном искусстве

Триумфальное возвращение классической картины; digital-революция имени Энди Уорхола и другие любопытные вещи, которые происходят в мире изящных искусств

Современное искусство больше не современно. Сontemporary art со всеми своими постмодернистскими трюками было придумано век назад.

Освежеванные туши коров, видеоперформансы, — поначалу это было увлекательно, но возникает вопрос, что же дальше. Смогут ли художники придумать что-то еще более абстрактное и непостижимое, чем квадрат Казимира Малевича и брызги Джексона Поллока?

Think outside the box, – советовал небезызвестный Бэнкси. Новые тренды в искусстве и арт-рынке пришли с неожиданной стороны.

Тренд № 1.

Рисованная картина: возвращение на трон

По мнению критиков, картина еще недавно «умирала», вытесняясь другими видами искусства – видеоартом, инсталляцией… В конце нулевых ситуация кардинально поменялась: картина возродилась как жанр.

Граница между fine art («изящное искусство», сделанное по старинке, кистью по холсту) и актуальным искусством (с его нарочитым безумием и нонкоформизмом) — внезапно куда-то улетучилась.

Зрители, а в первую очередь – сами художники — страшно соскучились по картинам в традиционном смысле. И выясняется, что здесь еще далеко не все сказано.

Однако, чтобы привлечь к себе внимание на гигантском, перенасыщенном арт-рынке, картина должна быть действительно талантливой.

Чешские художники Светлана Курмаз и Александр Сохт – яркие представители нового тренда. Знаменитые в Европе и США, они почти неизвестны в России, хоть и родом из Краснодарского края.

Супружеская пара давно эмигрировала в Прагу. Довольно быстро их работы обрели успех у западного сообщества.

Русские эмигранты с непростой судьбой теперь входят в список самых востребованный пул участниками престижных мировых арт-ярмарок и биеннале.

Не в последнюю очередь благодаря новому подходу к ведению арт-дел – поэтому именно на их примере мы рассмотрим свежие тренды.

От себя скажу: я недавно пересекся с блестящими работами Курмаз и Сохта и, совершенно не стесняясь, призываю вас с ним ознакомиться. Оно того решительно заслуживает.

Тренд № 2.

Революция интерфейсов: рисуешь на планшете, получается холст с маслом.

Повсеместное использование iPad-механик серьезно повлияло на технологию создания картин. Например, стала популярна фронтальная печать diasec: принципу, схожему с печатью фотографий, краски наносятся на акрил.

Надежда Воронина, арт-критик:

— Александр Сохт создает свои произведения в графических программах, которые затем переносит на холст, бумагу или diasec. Таким образом инновационные техники помогают эволюции творческого метода.

Тренд № 3.

Демократизация арт-рынка: теперь искусство коллекционируют не скучающие миллионеры, а обычные студенты и домохозяйки.

Удивительный факт: подлинник работы известного мастера теперь может стоить меньше 100 долларов. Европейская аудитория уже распробовала прелести арт-шоппинга и массово скупает работы современников.

Демократизация цен на высокое искусство особенно заметно на примере многолетнего успеха крупнейшей международной ярмарки AAF (Affordable Art Fair, «ярмарка доступного искусства»)

Для его организаторов важнейшим критерием отбора работ является их стоимость: она не должна превышать ценовой потолок, доступный людям среднего достатка.

Тренд № 4.

«Авторский оригинал» — идея, которая стремительно меняет арт-рынок

Маркетинг эпохи копипаста и перепоста по-новому осмыслил идеи Уорхола: картина теперь может выпускаться в нескольких вариантах и с различной ценой.

Например, произведения тех же Курмаз и Сохта стоят совсем недешево. Но они придумали стратегию, которая позволяет захватить три разных ценовых категории.

Стратегия доступности достигается путем выпуска ограниченного тиража на бумаге и холстах авторских оригиналов.

То есть произведение может существовать в пяти копиях, но при этом каждая из них является оригиналом, что подтверждает сертификат международного образца.

Тренд № 5.

Галереи теперь открывают не галеристы, а сами художники.

Важнейшая тенденция: главным местом взаимодействия участников арт-рынка становится персональная галерея художников. Это такая же передовая формация, как маленькая лавочка, где хозяин сам стоит за прилавком.

Надежда Воронина, арт-критик

— В центре Праги у Курмаз и Сохта есть собственная галерея, созданная для выставления самих себя. Пожалуй, это один из самых успешных вариантов современной галереи, выставляющей и продающей искусство, так как здесь слито воедино все необходимое – четкая концепция, цели и задачи художника. Это тип галереи будущего, ведь в современном искусстве все упрощается.

В данном случае работает механика фейсбука и твиттера. Прямая коммуникация между автором и ценителями его творчества становится более выигрышной стратегией, чем общение через агентов и байеров.

Обзор арт-трендов в Нью-Йорке, Киеве, Лондоне и Пекине

Станислава Чижикова, специалист по продажам artsy.net

Фокус на гендере, расе и сексуальности

Самые громкие темы в искусстве – расовая дискриминация, гендерное равноправие и сексуальная ориентация. Лидеры этого направления – художники Вонгечи Муту, Микалин Томас и Гада Амер. Томас и Муту исследуют восприятие обществом черных женщин и их место в социуме. А Амер посредством эротической вышивки на холстах размышляет о женственности и отношениях с противоположным полом.

Переоценка традиционных техник и жанров

Лоск и вычурность стиля рококо – инструменты ирландки Женьев Фиггс, которая в своих полотнах переакцентирует внимание с роскоши и консюмеризма на личность и семью. Гречанка Деспина Стокоу ищет нишу для абстрактного экспрессионизма в современном контексте, а Марго Воловиец пытается возвысить традиционное ремесло – вышивание – до уровня искусства.

Читать еще:  Особенности подросткового возраста. Linda Post

Молодые начинающие художницы экспериментируют с компьютерными технологиями и лидируют в новом жанре современного искусства – постинтернет-арте. Дуайер Килколлин делает 3D-скульптуры обыденных предметов, Хайал Позанти создает цифровые коллажи и ищет связь между виртуальным и физическим пространством, Петра Кортрайт посредством видео- и фоторабот показывает, как интернет-механизмы и общественные медиа могут сделать знаменитым обычного маленького человека и как люди пользуются этими возможностями.

Ольга Балашова, историк искусства, арт-критик

Выход за пределы зоны комфорта

В борьбе за внимание зрителя побеждают независимые и некоммерческие инициативы: художники, кураторы и арт-менеджеры действуют в унисон с новейшей украинской тенденцией – нарушить привычный ход вещей и победить обстоятельства. По формуле «не так, как принято» организует арт-мероприятия художница Алевтина Кахидзе: проводит арт-ярмарки в деревне, иронизируя над отсутствием в Украине арт-рынка, устраивает резиденции иностранных художников и делает выставки. Вот только чтобы на них попасть, избалованным столичным зрителям приходится ехать в резиденцию Кахидзе в селе Музычи. Но самая красноречивая иллюстрация этой тенденции – работа команды Национального художественного музея, который пересматривает архаичные каноны работы украинских музейных институций, подвергая серьезной ревизии не только собственную коллекцию, но и всю историю украинского искусства – например, в проектах «Герои. Попытка инвентаризации» или «Спецфонд».

Увидеть необычное в обыденном

Благодаря концертам, которые музыкальное агентство «Ухо» устраивает в рамках вокального цикла «Архитектура голоса» в странных помещениях вроде бассейна, кинотеатра или церкви, киевская архитектура обрела новое, фантастическое звучание. А донецкая галерея «Изоляция» сразу после вынужденного переезда в Киев провела проект «Захоплення»: художники делали однодневные перформансы, хэппенинги и размещали инсталляции и объекты в парке КПИ, Павловском саду, Мариинском парке и на пешеходном мосту – в общественных местах, не предполагающих художественного вторжения, – то есть по принципам оккупации.


«Изоляция», «Захоплення». Хэппенинг Саши Курмаза «Заложники»

Если не мы, то кто?

Вслед за гражданскими активистами и волонтерами этот вопрос регулярно задают себе и участники кураторской группы «Худрада», которые заняли бывшее помещение магазина «Фарфор – фаянс» ради исследовательского проекта «Нецелевое использование помещения», или кураторы пространства Closer и его сверхуспешной образовательной программы Ксения Малых и Ольга Бекенштейн. Художественная жизнь Киева покидает подмостки больших гламурных комплексов вроде «Мистецького Арсенала» или PinchukArtCentre и перемещается в некоммерческие, часто самоорганизованные artist-run spaces, где художникам и их зрителям дышится легко и свободно.

Искусство мыслить критически

Художники и кураторы все меньше хотят делать искусство «для себя» и все больше учат публику думать и говорить о нем. Огромное внимание образовательной программе уделяет Центр визуальной культуры, доказывающий, что искусство – территория интеллектуальной работы. Небольшое светлое пространство ЦВК на Подоле уже стало своеобразным «местом силы» для киевских интеллектуалов. Если ЦВК во главе с его идеологом Василием Черепаниным культивирует рациональные подходы к творчеству, то минималистский и эстетский «Альянс 22», организованный художниками Тиберием Сильваши, Сергеем Момотом и Константином Рудешко, настраивает на философский лад. Уже два года 22-го числа каждого месяца в музее Булгакова встречаются два автора, чтобы устроить своеобразный диспут на избранную тему. Например, в этом году «Альянс 22» работает с темой времени.

В динамичном и пресыщенном искусством Лондоне тренды возникают и исчезают молниеносно, но YBA – «Молодые британские художники» – остаются неизменной величиной. Сара Лукас, одна из самых оригинальных и противоречивых художниц группы, в мае будет представлять Великобританию на 56-й Венецианской биеннале. На острове считают, что ее остроумные скульптуры с использованием ready-made-объектов «принесут наслаждение посетителям выставки».

Еще один член группы YBA – великий и ужасный Дэмиен Херст, казалось бы, уже ничем не сможет удивить публику. Но именно ему принадлежит самый амбициозный проект этого сезона – галерея, где будет выставлена собственная коллекция произведений искусства художника, включающая более 2000 работ, в том числе Фрэнсиса Бэкона, Джеффа Кунса и Бэнкси. Несколько лет архитекторы престижной фирмы Caruso St John Architects превращали три огромных склада в Южном Лондоне в арт-пространство длиной в целую улицу. Открытие галереи Newport Street Gallery запланировано на май этого года.

Галерея Дэмиена Херста – это еще и индикатор нового музейно-галерейного тренда, когда кураторы представляют публике не только работы художника, но и вещи, фотографии людей, которые повлияли на его творчество. Этой же тенденции придерживается выставка «Удивительная одержимость: художник как коллекционер» в одном из ведущих лондонских арт-центров Barbican Centre. Она проходит с февраля по май, и в экспозиции представлены артефакты, произведения искусства и просто интересные и неожиданные вещи, которыми себя окружали такие художники, как Энди Уорхол, Арман, Хироси Сугимото и Дэмиен Херст.


Галерея Дэмиена Херста Newport Street Gallery откроется в мае 2015 года

В Лондоне в моде латиноамериканское искусство с его яркими цветами и поразительными инсталляциями. Интерес к прошлогодней выставке в Saatchi Gallery «Новое искусство из Африки и Латинской Америки» был огромен, а фотографии инсталляции колумбийца Рафаэля Гомеса Барроса из гигантских муравьев на стенах галереи обошли все арт-издания. 4 марта в Saatchi Gallery откроется вторая часть выставки, посвященная новым именам из этих регионов. Музеи и некоммерческие галереи тоже все чаще включают работы латиноамериканских художников в экспозиции важных международных выставок: в Whitechapel Gallery до апреля представляют ретроспективу мирового абстракционизма, где можно увидеть работы хорошо известного в Лондоне Габриеля Ороско (Мексика), Лиджии Кларк и Гелио Отисики (Бразилия), а в сентябре Tate Modern продемонстрирует исследование по развитию поп-арта, где Бразилия будет представлена загадочными работами Анны Марии Майолино.

Екатерина Русецкая, искусствовед

Восток есть Восток

Главный тренд в китайском искусстве последних лет – отход от имитации западного искусства, ориентация на собственные традиции и свою идентичность. Примеры – и открывшаяся в 2014 году, но уже зарекомендовавшая себя на международной арт-сцене галерея Ink Studio, которая фокусирует внимание на современных работах, написанных тушью, и арт-институции, полностью сконцентрированные на продвижении современного китайского искусства: The Ullens Center for Contemporary Art (UCCA), Beijing Commune, Long March Space и Pace Gallery Beijing.

Актуальными остаются темы культурной революции, свободы слова, глобализации, симбиоза социализма и капитализма. Самые известные промоутеры этого направления – Чжан Сяоган (в прошлом году его работу «Генеалогическое дерево: большая семья № 3» на аукционе в Гонконге купили больше чем за 12 млн долларов) и, конечно же, диссидент номер один – Ай Вэйвэй. Оттого что Пекин страдает от смога и застройки исторических районов, тема экологии и урбанистики – одна из самых волнующих: Сонг Донг и его жена Хин Сьоучин работают над этими темами и вместе, и порознь, но всегда убедительно и успешно. Андеграундная и экспериментальная сцена больше развита в Пекине, чем в Шанхае и Гонконге.

Читать еще:  Польский художник. Wojtek Babski

Предсказания о том, что рынок современного китайского искусства лопнет, как пузырь, не оправдались: он растет и выходит на совершенно новый качественный уровень. Неизвестные на международном рынке еще 10 лет назад китайские современные художники сейчас перетягивают на себя 39 % (590 млн евро) от продаж произведений современного искусства (для сравнения: доля американских художников – 35 %, 530 млн евро). При этом на китайских и международных аукционах Christie’s и Sotheby’s, базирующихся в Азии, за последний год продано около 16 тысяч работ современных художников – это больше, чем на аукционах США, Англии и Франции, вместе взятых. Пекин занимает второе после Нью-Йорка место в десятке наиболее динамичных городов мира по продажам произведений современного искусства. Коммерческим лидером в китайском современном искусстве остается Зенг Фанжи (оборот за год на аукционах составил 59,6 млн евро, он же занимает 4-е место в топ-10 самых продаваемых художников современности), за ним следуют Чжан Сяоган (10-е место) и Чжоу Чунья (12-е).

Секрет популярности китайского современного искусства в мире прост: художники получили доступ к качественному образованию, международным резиденциям и хорошие презентации за пределами КНР. В феврале, например, в Solomon R. Guggenheim Museum открылась персональная выставка Ванг Джанвей.

Рынок русского искусства и арт-рынок России. Итоги и основные цифры 2019 года
ARTinvestment.RU 28 декабря 2019

Удивительно, но, в отличие от 2018 года, в этом году отечественный рынок рос, а мировой — падал. В прошедшем году мировой объем продаж русского искусства остановился на отметке $411,9 млн — это на 21,5 % ниже прошлогоднего результата. Тут надо отметить, что по сравнению с другими секторами мирового арт-рынка русский сегмент показал себя лучше, чем, например, сегмент послевоенного и современного искусства, где, как ожидается, общий оборот будет ниже более чем на треть относительно цифр прошлого года. С другой стороны, с 52 до 55 вырос средний процент проданных лотов на аукционах мира. Это значит, что покупали в этом году даже больше, чем в прошлом, но в другом ценовом сегменте. Мировыми лидерами продаж русского искусства по-прежнему и уже который год бессменно остаются аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, лондонские русские недели которых суммарно обеспечили около 20 % мирового оборота (без учета сделок с предметами русского искусства на других, не профильных торгах этих аукционных домов).

Что касается рынка русского искусства в границах России, то тут, после нескольких лет затяжного падения и в лучшем случае стагнации, мы впервые с 2011 года наблюдаем рост. Если в 2018 году общая сумма проданного в России составила чуть более $7,2 млн, то в 2019-м наторговали уже на $10 млн — это лучший результат за последние пять лет. Выросла с 47 % почти до 54 % и средняя доля проданных предметов. Тенденция, конечно, не может не радовать, но с полным правом говорить о том, что рынок встал на путь роста и выздоровления, мы сможем лишь в следующем году. В том случае, если результаты 2020 года продолжат тренд, наметившийся в этом году.

Таблица 1. Показатели аукционного рынка русского искусства (ИЗО) с 2010 по 2019 год*

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Среди причин подобного явления можно назвать неизбежную адаптацию рынка к новым условиям. После стрессов и неуверенности в новых правилах игры и организации аукционных процессов, настигших основных игроков отечественного арт-мира в прошлом году, в этом — аукционные дома и галереи, кажется, начали чувствовать себя более уверенно в предложенных им государством обстоятельствах.

Несмотря на все прошлогодние сомнения, галереи из ЦДХ открылись и работают на новых местах, площадкой с большим потенциалом развития показал себя Гостиный Двор, где этой осенью впервые прошел Антикварный салон.

Свидетельством стабилизации обстановки на отечественном арт-рынке стало появление рядом с основными аукционными домами, которые остались на своих позициях и продолжили работу, достаточно большого количества многообещающих новичков. Причем не только в бурно развивающихся направлениях, вроде букинистики, но и в интересующем нас в первую очередь сегменте ИЗО.

В итоге коллекционеры начали понимать, что долгое ожидание лучших, чем существующие прямо сейчас, условий может ни к чему не привести, и поэтому мы наблюдаем ощутимое повышение качества предлагаемых на рынке работ, да и общее число выставляемых на торги предметов поднялось в этом году на 13,5 % — до 17,6 тысячи, против 15,5 тысячи в прошлом. К слову, это утверждение справедливо как для отечественного, так и для мирового рынка русского искусства.

Проиллюстрировать сказанное лучше всего, обратившись к спискам и рейтингам самых дорогих работ русских художников, проданных на российских и мировых аукционах в этом году. Отрадно, что среди «знакомых лиц» художников, которых уже привычно видеть среди рекордсменов аукционных торгов, появились новички. Так, в наш рейтинг русских художников вошел летом этого года Кузьма Петров-Водкин со своим «Натюрмортом с сиренью», проданным на русских торгах Christie’s за $11,7 млн. Обновили рекорды художники русского зарубежья Николя де Сталь и Тамара де Лемпицка. Работа Николя де Сталя «Стадион “Парк де Пренс” (Большие футболисты)» с ценой молотка в $22,2 млн стала не только шестой по стоимости картиной кисти художника орбиты русского искусства, когда-либо проданной на открытых аукционных торгах, но и второй по цене работой русского художника, проданной в этом году.

«Туника цвета розы» Тамары Лемпицки, проданная на аукционе Sotheby’s в ноябре этого года за $13,3 млн, в свою очередь, заняла третье место среди самых дорогих работ, проданных в мире в этом году, вошла в топ-10 самых дорогих работ русских художников в истории и стала самой дорогой работой в нашем рейтинге «Женщины-художницы России и Русского Зарубежья» в этом году.

Ну и еще одна цифра, для масштаба. Если бы весь наш локальный аукционный рынок был одной картиной, он, по своей совокупной стоимости, встал бы на шестое место среди самых крупных продаж работ художников орбиты русского искусства. Прямо между «Женщиной в красном» Хаима Сутина и «Углубленным импульсом» Василия Кандинского. Согласитесь, не самая плохая компания. Пусть и есть куда стремиться.

Таблица 2. Топ-10 самых дорогих картин русских художников на мировых аукционах в 2019 году*

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector