Ню, натюрморты и портреты. Lee Stewart

Ню, натюрморты и портреты. Lee Stewart

НЮ русских и советских художников первой половины ХХ века.

Всего в этой презентации представлено 72 картины следующих художников:

Илья МАШКОВ;
Николай ФЕШИН;
Юрий АННЕНКОВ;
Борис ГРИГОРЬЕВ;
Борис КУСТОДИЕВ;
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА;
Константин СОМОВ;
Виталий ТИХОВ;
Филипп МАЛЯВИН;
Игнатий НИВИНСКИЙ;
Николай ФЕОФИЛАКТОВ;
Александр САМОХВАЛОВ;
Александр ГЕРАСИМОВ;
Сергей ЛУППОВ;
Аркадий ПЛАСТОВ;
Константин ВЕЩИЛОВ;
Владимир ЛЕБЕДЕВ.

ИЛЬЯ МАШКОВ
(1881 — 1944)

НИКОЛАЙ ФЕШИН (1881 — 1955)

ЮРИЙ АННЕНКОВ (1889 — 1974)

БОРИС ГРИГОРЬЕВ (1886 — 1939)

БОРИС КУСТОДИЕВ (1878 — 1927)

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА (1884 — 1967)

КОНСТАНТИН СОМОВ (1869 — 1939)

ВИТАЛИЙ ТИХОВ (1876 — 1939)

ФИЛИПП МАЛЯВИН (1869 — 1940)

ИГНАТИЙ НИВИНСКИЙ (1880 — 1933)

НИКОЛАЙ ФЕОФИЛАКТОВ (1878 — 1940)

АЛЕКСАНДР САМОХВАЛОВ (1894 — 1971)

АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ (1881 — 1963)

СЕРГЕЙ ЛУППОВ (1893 — 1977)

АРКАДИЙ ПЛАСТОВ (1893 — 1972)

КОНСТАНТИН ВЕЩИЛОВ (1878 — 1945)

ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ (1891 — 1967)

Благодарю за внимание.
В следующий раз будет презентация художников на эту тему, работавших в 50 — 60- годы ХХ века.

Последние записи в этом журнале

Несколько фотографий осеннего Переславля-Залесского

В качестве бонуса к предыдущему большому посту о Переславле (см.: https://sergeyurich.livejournal.com/1669171.html ) предлагаю несколько фотографий…

Большая прогулка по Переславлю-Залесскому

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ПО ПЕРЕСЛАВЛЮ-ЗАЛЕССКОМУ Как добраться До старинного русского города Переславля-Залесского, являющегося…

Собор Святой Девы Марии в Асторге

Собор Святой Девы Марии — католический храм в городе Асторга, Кастилия и Леон, кафедра епископа Асторги, одной из старейших епархий Испании. С…

Замок Бамборо

Замок Бамборо (англ. Bamburgh) расположен на севере Англии в графстве Нортумберленд недалеко от южных границ Шотландии. Первые упоминания о…

Палаццо Преторио в Прато

Палаццо Преторио (итал. Palazzo Pretorio) в тосканском городе Прато служило некогда Городской Ратушей. Здание расположено в самом центре города,…

Собор Святого Мартина в Лукке

Кафедральный cобор Святого Мартина (итал. Duomo di Lucca) — римско-католический храм, освящённый во имя Мартина Турского, с кафедрой…

Ню, натюрморты и портреты. Lee Stewart

09 мая 2019 год

Автор: Вадим Закиров

Прежде чем я перейду (в следующей статье) к рецепту красивого натюрморта, предлагаю Вашему вниманию подборку интересных фотографов со всего мира, работающих в жанре фотонатюрморта.

Полетт Тавормина (http://www.paulettetavormina.com/ или @paulettavormina)- американка, известный во всем мире фотограф, работающий в жанре натюрморта. Ее фотографии — продолжение классики натюрморта времен голландцев 16-17-го веков Питера Класса и Виллема Хеды. Черепа, рыба и затухающие свечи — все это можно встретить на натюрмортах Полетт.

Впрочем, много работ у Полетт и с вполне позитивным настроем. Фотографии этого автора характеризуются большим количеством используемого в съемке реквизита — еды и посуды. Не ищите у нее минимализм — все равно не найдете. Тем не менее, все предметы гармонично сочетаются в кадре:

Если Полетт — адепт классического натюрморта, то Шерон Кор (http://www.sharoncore.net/new-gallery), тоже американский фотограф и художник, нашла себя в том, что в своих фото попыталась доподлинно воспроизвести работы живописца Уэйна Тибо 1960-х годов, а также реконструировала натюрморты американского художника 18-го века Рафаэля Пила. Ее даже пытались обвинить в плагиате, что, однако, не помешало приобрести две ее работы из серии Тибо Музеем Соломона Р. Гуггенхайма — одним из старейших и самых посещаемых собраний современного искусства в мире. Ниже — одна из работ, приобретенная музеем:

И еще одна фотография Шерон:

Теперь перенесемся через океан, прямиком в Париж. Там живет и работает еще один интересный автор — Шарль РУ (https://www.charlesroux.com/albums/fictitious-feasts-1/ или @roux_charles). Его натюрморты интересны тем, что имеют прямую связь с произведениями мировой классической и не только литературы. В своих сложных работах он пытается воспроизвести атмосферу трапезы литературных героев. К примеру, ниже — натюрморт, снятый по мотивам романа Льва Толстого Анны Каренина:

А вот эта фотография, на мой взгляд, одна из самых лучших у Шарля (работа снята по мотивам постмодернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Ули́сс»):

Но не только у них, «за бугром», имеются мастера натюрморта. Классический цветочный натюрморт — это то, что привычно нашему глазу. Нашему — в смысле воспитанному на советском и пост-советском пространстве. Так вот, говоря о «нашем» натюрморте, нельзя не упомянуть Татьяну Скороход (https://500px.com/tskorokhod), украинского фотографа.

Читать еще:  Повзрослевшая Алиса

Большинство её натюрмортов выполнено в строгом академическом стиле, но в то же время они привлекают внимание яркой игрой красок и фактур. В её натюрмортах много красивых цветов, сочных и вкусных фруктов, аппетитных булочек и бокалов с вином, играющих переливами на свету. Глядя на всю эту красоту и изобилие так и хочется устроить пир души. В общем, если любите классический «натюрмортный» сюжет с пышными букетами — фотографии Татьяны Вам придутся по нраву. Вот такие, к примеру:

Завтрак на голландский манер: Как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

Украсить стену своей гостиной или столовой картиной XVII века имели возможность либо весьма состоятельные ценители живописи, либо обычные голландские бюргеры, правда, жившие около четырехсот лет назад. Тогда и появились первые натюрморты-завтраки, быстро ставшие очень популярными, и если их внимательно рассмотреть, становится ясно, почему.

Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема

Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.

П. Клас. Натюрморт с солонкой

Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.

Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.

П. Клас. Натюрморт с крабом

Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.

Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства

Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров — работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.

Н. Гиллис. Накрытый стол

Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.

Рулоф Кутс. Натюрморт

Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.

Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.

Читать еще:  Портрет Веры Сабуровой. Степан Каширин

П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами

Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.

В.К. Хеда. Натюрморт

Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?

Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.

В.К. Хеда. Натюрморт с крабом

Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.

Осиас Берт-старший. Натюрморт

Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.

Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт

А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Роскошные натюрморты нидерландки Clara Peeters

Нидерландская художница, мастер натюрмортов, Clara Peeters (1594-1657 года).

Клара Петерс принадлежала к забытым мастерам первой половины 17 века и из-за значительного количества художников в это время, и из-за женского пола (заинтересованности в женщинах-художницах не было), из-за значительной конкуренции среди нидерландских художников.

Записей в Гильдии художников Антверпена о ней нет — женщин туда начали принимать лишь в 1612 году, а по некоторым годам к тому же пропали архивы.

О жизни её практически ничего неизвестно. Существуют упоминания с датами в архивах о женщинах с такими именем и фамилией, но одна из них была падшей женщиной, а другая вышла замуж, когда художница уже давно должна была миновать брачный возраст.

Автопортрет на картине «Суета сует»

По предположениям Клара Петерс родилась в городе Антверпен, герцогство Брабант, Южные Нидерланды (ныне Бельгия). Найдены свидетельства о ее крещении в Антверпене в 1594 году. Происходила из богатой семьи, так как делала натюрморты с изображениями ценной посуды (золотые бокалы, фарфор, драгоценные бокалы из стекла, недешевые сыры и выпечка). Наиболее раннее произведение Клары датировано 1607 годом.

Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Не сохранено свидетельств о годах учебы и её учителях, поскольку часть документов о гильдии Св. Луки в Антверпене была утрачена.

Клара Петерс не имела собственного историографа и многие страницы её жизни остались неизвестными.

Натюрморт с цветами и золотым бокалом, 1611 год

Клара Петерс замуж вышла в 1639 году в Антверпене. Её судьба — судьба типичной эмигрантки, что перебралась из испанских Южных Нидерландов в Голландию. Она жила и работала в городах Амстердам и Гаага. Ее последний натюрморт датирован 1657 годом.

Она специализировалась в исследованиях натюрморта: сочных фруктов, экзотических цветов и дорогой пищи.
Была квалифицированным живописцем натюрморта, работающим в традиции жанра Северной Европы в конце 16 столетия.
Она была также портретисткой, работы которой включали автопортреты.

Читать еще:  Нигде нет убежища. Massimiliano Ligabue

Mesa. Музей Прадо. Мадрид. Испания

Часто её произведения относили к творчеству других мастеров вроде фламандца Осиаса Беерта-старшего (по причине ошибочно прочитанной подписи или ошибочно трактуемого стиля).

Особенно интересна работа, написанная в 1612 году (Музей Карлсруэ), включающая серебряно-позолоченную чашу, в которой может быть замечено отражение художницы, держащей палитру.

В каждой выпуклости рельефа металлического кубка можно разглядеть маленький автопортрет художницы.

Натюрморт с цветами и кубки. Дерево, масло. 1612 год

Точная дата смерти не установлена, условно принимают 1657 год или сразу после него.

Ее работы в технике голландской живописи действительно поразительны.

Ведь каждый натюрморт — как книга, которую мы не просто пролистываем, а внимательно читаем каждую страничку.

Сначала мы видим общую композицию, а затем автор предлагает рассмотреть и внимательно изучить каждый предмет ее натюрморта, каждое перышко дичи, легкую плесень на головке сыра, отражения и блики на роскошных серебряных кубках.

Каждый участник композиции натюрморта досконально, до самой сущности, изучен Кларой и изображен до мельчайшей подробности!

Ну а мы? Разве с появлением доступной возможности делать фото (даже телефоном) везде всюду, по поводу и без повода — мы видим яснее и понятнее то, что снимаем?

Пробегая по жизни в бешеном ритме 21 века мы смотрим на многие вещи, смотрим, но не видим.

Не придаем значения, быстро делаем эффектный кадр и бежим дальше.

А потом мы выкладываем свои эффектные снимки в социальных сетях, их рассматривают много-много людей. Но рассматривают их всего лишь несколько секунд, ставят нам «лайки» и все забывают о них.

А эти натюрморты можно изучать долго, каждый раз пытаясь понять тайный смысл символов и знаков, заложенных в голландском натюрморте и оторвать взгляд просто невозможно!

Информация для публикации взята из открытых источников в Интернете.

Still life Ирвинга Пенна. Натюрморт как творческая свобода

Что такое натюрморт? Этот жанр отличается своим образным языком, «словами» в котором являются повседневные вещи, окружающие нас повсюду. Получится ли сложенная из них «фраза» звучной и изысканной, или так и останется разрозненными предметами-обрывками — полностью зависит от мастерства создающего натюрморт художника или фотографа. Поговорим о том, у кого такого мастерства было в достатке — знаменитом фотографе Ирвинге Пенне.

Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Он фотографировал самых красивых женщин мира, был богат и известен, его снимки печатали все крупнейшие модные журналы. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Ирвинг Пенн нашел выход: днем он был звездой модного небосклона; по ночам же — закрывался в своей студии и погружался в то, в чем чувствовал полную свободу творчества — съемку натюрмортов.

Примечание. Характерно, что взлет карьеры будущей легенды модной и портретной фотографии начался именно с натюрморта — с опубликованной в 1947 году в журнале Vogue работы Пенна «Сумочка. Случай в театре» (The Spilled Handbag — Theatre Accident).

Каждый человек видит в фотографии что-то свое, близкое ему. Для Ирвинга Пенна натюрморты стали чем-то большим, нежели простым изучением предметов, которые он снимал. Чувства, эмоции были определяющим фактором в его работах. Пенн провел масштабное исследование жанра натюрморта, раздвигая границы восприятия, и плодами этой серьезной работы стали фотографии, от которых у зрителя до сих пор захватывает дух.

Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства. Для своих композиций он мог собирать окурки, старые предметы, выброшенные кем-то очень давно, откапывал кости, зарытые его собакой — и по ночам, в закрытой студии, творил из них странные объекты, скульптуры, инсталляции. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector