О реставраторах и реставрации

О реставраторах и реставрации

Реставратор

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

Профессия «Реставратор»: чем занимается специалист и кому еще пригодятся эти навыки?

У многих людей есть предметы интерьера, оставшиеся в наследство — старинная мебель из массива, картины и так далее. Часто их внешний вид далек от идеала. Изделиям можно вернуть первоначальное состояние. В этом поможет профессия реставратора. Специалисты обычно работают с музейными экспонатами, но могут восстанавливать и частные антикварные вещи. В статье расскажем: что входит в обязанности специалиста, где можно пройти обучение и пригодятся ли такие навыки человеку, которые не собирается работать в сфере реставрации.

Чем занимается реставратор?

Реставраторы работают с книгами, картинами, иконами, фасадами, мебелью и декором. Среди задач специалиста:

Сохранить объект до начала работ с помощью химикатов и определенных условий хранения.

Осмотреть предмет, оценить его состояние и степень повреждения.

Выбрать методы восстановления.

Читать еще:  Невоспетые герои современности. Judy Takacs

Восстановить предмет, проконсультировавшись с историками.

Из-за обилия специфических знаний, один и тот же специалист не может одновременно заниматься книгами, иконами и деревянным зодчеством. Поэтому обучение профессии «Реставратор» проводится по нескольким направлениям. Например, «Национальная Академия Современных Технологий» проводит обучение по 19 программам в сфере реставрации.

Плюсы и минусы профессии «Реставратор»

Цель специалиста — историческая достоверность. Если вы хотите заниматься творчеством, то в этой сфере будет сложно работать, ведь реализовывать свои идеи не получится. Кроме того, реставрировать предметы искусства сложно — придется постоянно изучать новые техники.

С другой стороны, профессия реставратора интересная и востребованная. Каждый день специалист решает нестандартные задачи, постоянно учится и получает возможность поработать с настоящими музейными экспонатами.

Какие качества нужны, чтобы стать реставратором?

Хотите знать, где учат профессии реставратора? Сначала определите, есть ли у вас необходимые качества для этой работы:

Терпение и усидчивость. Профессия интересная, но связана с рутинной, утомительной работой.

Настойчивость и внимательность. Часто восстановить предметы старины удается не с первого раза и приходится несколько раз переделывать работу.

Желание сохранить предмет искусства. Наверняка вам встречались статуи с неестественными лицами, картины со странными цветами и так далее. Зачастую это — ошибки некомпетентных реставраторов и допускать такое в работе нельзя.

Где обучают профессии реставратора мебели и предметов интерьера?

Профобучение на реставратора можно пройти:

В вузе. Обучение в вузах длится от 4 до 6 лет. Совмещать работу и очную учебу будет сложно, потому что большая часть лекций проходит днем. Защитив выпускную работу, вы получите диплом государственного образца.

На курсах профессиональной переподготовки. Средняя продолжительность обучения — 512 часов. Пройти курс могут специалисты среднего звена или выше. Слушатели учатся через интернет и могут совмещать занятия с работой. Сдав итоговое тестирование, вы получите диплом установленного образца, который позволит официально устроиться на работу в качестве реставратора.

В ООО «НАСТ» вы можете записаться на курс в удобное время — прием слушателей ведется круглый год. Сдавать экзамены не нужно — просто подайте заявку на обучение через сайт.

Кому пригодится навык реставратора в обычной жизни?

Даже если вы не планируете работать реставратором, навык восстановления предметов интерьера пригодится в повседневной жизни. В таком случае достаточно пройти курсы повышения квалификации. На курсах вас научат:

снимать старые покрытия;

правильно шкурить и заделывать трещины;

выбирать материалы для покрытия изделий из дерева, кожи или металла.

Вы сможете восстановить бабушкин деревянный комод или старинную картину, переплести дневник, который вел ваш дедушка в молодости и эти предметы займут достойное место в вашем доме.

Чтобы узнать больше о программах профпереподготовки и повышения квалификации по профессии «Реставратор», позвоните по телефону 8 (800) 505-76-10 или задайте вопрос в окне чата.

Как работает реставратор

Совместно c Центром имени Грабаря и Межобластным научно‑реставрационным управлением рассказываем, как происходит реставрация и как восстановить то, что, казалось бы, восстановить невозможно

Зачем нужна реставрация

Главная задача современной научной реставрации — приостановить разруше­ния, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обес­печить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исто­рических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, кото­рый отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона.

Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновле­нием, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ре­монт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед пере­продажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реста­врацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спаси­теля: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он вы­строен заново.

Почему реставратор почти как врач

Исследование картины «Спящая Венера» из Орловского художественного музея в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах На рентгене видны трещины и фактура холста, в ультрафиолетовых лучах видны темные пятна позд­них записей. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют меди­цинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмеши­ваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешатель­ства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причи­ны разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «исто­рию болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лаборатор­ные и архивные исследования. По результатам исследований проводится сво­его рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно присту­пать к реставрации.

Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические иссле­дования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пу­стоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в ин­фракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготови­тельного рисунка.

Зачем реставратору дневник

В цикле реставрационных работ несколько этапов: сперва идет расчистка, рас­крытие и укрепление, затем с помощью тонировок и восстановления утрат произведение приводят в экспозиционный вид. В течение всего цикла реста­вратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъ­емлемая часть реставрации, так как реставратор не свободный художник, а исследователь.

Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно за­фиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.

Читать еще:  Потрясающая красота природы. Colette Baumback

Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы за­были расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая кон­тролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по оконча­нии работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.

Реставратор

Видео о профессии

В последние двадцать лет профессия реставратор переживает очередной пик популярности. Это стало причиной роста интереса молодежи к направлению, его развитию в неожиданных форматах. Сегодня работники, способные вернуть предметам исторического наследия их первоначальный вид, задействованы как в культурной, так и коммерческой сферах.

Такая профессия подойдет людям с творческой жилкой, которые при этом любят работать руками. Она требует постоянного развития, наличия ряда определенных личных качеств. Высшее образование по профилю не обязательно, но определенные навыки необходимы.

Особенности профессии реставратор

Историки нашли подтверждения того, что специальность появилась еще до нашей эры. Сначала богатые коллекционеры платили мастерам, способным восстановить произведение искусства и так его обработать, чтобы оно дольше сохраняло изначальный вид. Затем требования к мастерам дополнились, что привело к появлению нескольких специализаций. Теперь одни работники восстанавливают предметы, другие стараются их сохранить в определенной форме, третьи наоборот придают изделиям налет старины.

Кто такой реставратор

Описание современного мастера-восстановителя зависит от его специализации, целей и сферы работы:

  • музейный — выполняет такой ремонт предметов, который направлен на сохранение их внешнего вида. Он должен не восстанавливать изделия, а предупреждать их дальнейшее разрушение, подчеркивая особенности эпохи, для которой они характерны. В этом направлении есть масса специализаций (художник по костюмам, ювелирным изделиям, книгам, живописи, оружию и т.д.);
  • строительный — старается восстановить и/или сохранить состояние архитектурных объектов. Устраняет сколы, разломы и трещины, которые могут привести к разрушению здания. При этом использует материалы, соответствующие конкретной эпохе;
  • консерватор — проводит мероприятия, направленные на сохранение текущего состояния предмета. Использует при этом световые приспособления, химические реагенты, регулирует влажность воздуха и т.д.;
  • поновитель — выполняет работы, направленные на восстановление изначального вида объекта. При этом предмету добавляются элементы, которые были утрачены, на нем могут обновляться материалы или краски. Это приводит к снижению исторической ценности изделия. В результате такого поновления формируется уже «подделка» того, с чем велась работа.

Всю реставрацию изначально можно разделить на научную и коммерческую. При первом подходе особое внимание уделяется не эстетичности внешнего вида объекта, а сохранению его исторической правдоподобности. Такие приемы используются в музеях, а восстановители тесно сотрудничают с историками.

Коммерческая реставрация направлена на восстановление функциональности предметов, придание им товарного вида. Ее приемы активно применяются в антикварном деле. Например, выполняется реставрация старинного кресла. Ему надо придать презентабельный внешний вид, подготовить к использованию по назначению. При этом оно должно сохранить черты своей эпохи. Для этого используют новое сырье, но оно искусственно состаривается, его покрывают лаком или пропитывают особыми веществами.

Плюсы и минусы профессии реставратор

Получение должности реставратора открывает доступ к работе с историческими ценностями. Она позволяет делать вклад в сохранение наследия человечества, напрямую изучать его культурное достояние. Такой пост предполагает решение интересных и ответственных задач. Реставраторы с опытом хорошо зарабатывают. У них есть масса возможностей для развития карьеры в разных направлениях. Можно даже открыть собственное дело, оказывая услуги музеям, историческим центрам, антикварным бутикам, частным лицам.

Стоит учесть, что такая профессия — не лучший вариант для людей, мечтающих о творческой реализации. В большинстве случаев профессионализм сотрудника проявляется именно в том, что он пренебрегает своими идеями, делая ставку на историческую правдоподобность. Работа с многими экспонатами подразумевает высокий уровень ответственности.

Нередко реставраторам приходится решать сложные задачи в короткие сроки, что становится причиной стресса. Добиться успеха в этой отрасли можно только при условии постоянного оттачивания своих навыков. Реставрационные техники очень сложны, требуют таланта и мастерства.

Личные качества в профессии реставратор

Мастер реставрации должен соответствовать такому описанию: терпеливый, усидчивый, склонный к ручному труду и педантичный эрудит. Ему понадобится умение концентрироваться на конкретных задачах в течение длительного времени. Для реставратора важны любовь к искусству и истории, стремление к постоянному развитию, готовность к обучению.

Обязанности реставратора

Базовые обязанности всех реставраторов универсальны. Такой сотрудник должен исследовать подотчетный предмет, сопоставить его с исторической характеристикой, установить первоначальный вид. При этом он обязан оценить степень повреждения объекта, причины изменений его внешнего вида. Далее, в зависимости от целей, он получает право на проведение работ по восстановлению, поновлению или консервации предмета. После этого он должен зафиксировать полученные результаты, заполнить соответствующие отчетные документы.

Одной из непрямых обязанностей реставратора считается повышение уровня его квалификации. Она подразумевает изучение сотрудником истории искусств, физических характеристик разных материалов, способов взаимодействия с ними. Даже работая в узконаправленной сфере работник обязан знать несколько техник проведения исследований и реставрационных манипуляций.

Разряды профессии реставратор

Разрядная сетка направления включает несколько уровней. Высшим считается шестой. Его имеют мастера, способные выполнять самые сложные работы по восстановлению исторических памятников, в том числе, крупноразмерных объектов.

Библиотека реставратора

Содержание

Конференции

Последние статьи

О РЕСТАВРАЦИИ СТЕНОПИСИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В ПСКОВЕ

Настоящее сообщение носит исключительно предваряющий характер и ставит своей целью познакомить специалистов и широкий круг любителей искусства с первыми результатами реставрационных работ, которые ведутся сейчас художниками реставраторами на фресках Преображенского собора Мирожокого монастыря.

Реставрация археологических и этнографических предметов из железа. Учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «История искусств», профиль «Реставрация историко-культурного наследия». Цель данного пособия заключается в том, чтобы стимулировать самостоятельный, активный подход студентов к освоению дисциплины путем выполнения самостоятельных работ по реставрации археологических и этнографических музейных предметов из железа.

Читать еще:  Окно в другой мир. Альберт Сафиуллин

ОБЗОР МЕТОДОВ РЕСТАВРАЦИИ ФАЮМСКИХ ПОРТРЕТОВ

Реставрация фаюмских портретов — наиболее древних произведений станковой живописи, уникальных памятников первых столетий нашей эры — вызывает исключительный интерес благодаря не только их ценности, но и своеобразию и особенностям техники их живописи. Фаюмские портреты, находящиеся в собраниях музеев зарубежных стран и в СССР (в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), по своей технике могут быть разделены на несколько групп.

МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОР. МОСКВЫ

Обширные земляные работы, проводящиеся в связи с реконструкцией нашей столицы, часто дают весьма интересные и важные археологические находки. Материалы, собранные археологами после соответствующей научной обработки, консервации и реставрации, поступают в столичные музеи.

НОВЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

За последнее десятилетие физические методы исследования живописи приобретают все большее значение. Известны блестящие результаты применения в области реставрации рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Исследование произведений живописи при помощи физических методов дает в комплексе возможность всесторонне изучить памятник: установить материал и состояние основы живописи (доски или холста), изучить авторский рисунок, авторскую живопись и позднейшие записи, определить степень сохранности и, наконец, атрибуировать памятник.

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ЗАКЛЕЙКЕ

Профилактическая заклейка бумагой поверхности произведений станковой живописи, выполненных маслом или темперой, является предохранительной мерой консервации. Ее цель — предупредить возможное повреждение и в известной мере приостановить разрушение красочного слоя и грунта произведения.

НОВЫЙ МЕТОД ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСЛЯНЫХ КРАСОК

Можем ли мы в скором времени иметь прочные масляные краски, не желтеющие и не темнеющие в процессе высыхания? Это один из самых острых вопросов, касающихся художественных материалов. Да, мы можем иметь краски, которые не теряют ни характера цвета после высыхания, ни силы светоотражающих способностей, то есть практически не желтеющие и не темнеющие и при этом достаточно физически прочные.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ УКРЕПЛЕНИЯ СТЕНОПИСЕЙ МОДИФИЦИРОВАННЫМ ЖЕЛТКОМ

Статья посвящена вопросам укрепления древних стенописей модифицированным яичным желтком. Приведены данные по способу обработки природного желтка, рекомендованного разработчиками. Анализируется авторская версия химизма процессов модификации, указывается на ее противоречия, обусловленные недостаточной химико-аналитической проработкой вопроса. Приведены данные лабораторных исследований этой проблемы в лаборатории химии липидов в Институте биоорганической химии РАН. Сделан анализ результатов этих исследований и выводы по ним.

К РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФРЕСОК

В статье рассматриваются различные аспекты проблемы укрепления древнерусской монументальной живописи с помощью эмульсии яичного желтка. Кратко касаясь истории этого вопроса, основное внимание автор обращает на появившийся сравнительно недавно модифицированный желток. На примере использования этого материала при реставрации росписей XII в. в Мирожском монастыре (г.Псков) поднят дискуссионный вопрос о характере процессов, происходящих при фракционном разделении желтка (его модификации). Выражено несогласие автора с позицией разработчиков, трактующих химизм процессов модификации желтка несколько упрощенно, высказана собственная точка зрения на характер этих процессов.

Теплофизические аспекты сохранения памятников архитектуры

Одними из самых сложных объектов культурного наследия с точки зрения их сохранения являются памятники архитектуры. Прежде всего это обусловлено влиянием на них нерегулируемых природных факторов, в том числе климатических.

Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Для регистрации автору надо предоставить краткий реставрационный отчёт или монографию.

Вход для пользователей

А знаете ли вы?

Если доступ кислорода внутрь слоев произведения затруднён (например, неповреждённым защитным покрытием), то процесс окисления идёт с поверхности, что выражается, в частности, в изменении цвета олифы или лака.

Новые обсуждения

Полярный или неполярный растворитель — ВОДА?

По праву реставратора можно считать мастером растворителей. Эталоны искусства прошлого (Троица Рублева, Владимирская Богородица и др.) — это созданные реставраторами разновременные мозаики из записей. Где искусно использовались сочетания полярных и неполярных растворителей в том числе и вода.

  • Читать далее
  • Войдите на сайт для отправки комментариев

Утраченные Шедевры

Усадьба Григорьевское (Супоневский дворец) был построен в конце XVIII века по указу Екатерины Великой. В начале XX века в усадьбе организовали дом для психически больных. В это время перед «дворцом» появились бараки, ледники, помойные ямы и водоразборная колонка. «Китайскую комнату» разграбили до основания, а её украшенные позолотой изразцы растащили местные жители и приезжие «любители древностей». Во время строительства Угличского гидроузла (1937 – 1941 гг.) были совершенно уничтожены левое крыло и «фонарь» над крышей. На сегодняшний день здание представляет собой остатки стен и груду камней.

Скульптура

Возрождение скульптурного ансамбля Петергофа производилось путем реставрации разбитых мраморных подлинников и путем механического повторения произведений, сохранившихся в центральных музеях страны (с произведений, аналогичных утраченным, снимались формы и отливались вновь). Для возрождения центральных трех скульптур («Самсон» — М. Козловского, «Нева» — Ф. Щедрина, «Волхов» — И. Прокофьева) была проведена колоссальная научная подготовка материалов (фотографии, планы, обмеры, аналогии, анализы пластики и т. д.). И хотя возрожденные скульптуры являются, по существу, «макетами» погибших, они выполняют свою основную роль — создают эффект стилевого единства и выразительности паркового ансамбля. Вне сомнения, эти работы — явление исключительное — не могут и не должны являться правилом для музейных коллекций, цель которых спасение, сохранение и предотвращение от гибели подлинных произведений искусства.

Электрохимическая очистка — катодное удаление продуктов коррозии без внешнего источника электрического тока. Электрохимическая обработка является более «мягким» способом очистки. Ее можно использовать для археологического металла в том случае, если металлическое ядро отсутствует. По сравнению с электролитической очисткой процесс идет медленнее, но равномернее по всей поверхности, при этой обработке исключается опасность повреждения поверхности обрабатываемого предмета. Этим методом можно обрабатывать мелкие тонкие предметы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector