Образ Масленицы в русской культуре

Образ Масленицы в русской культуре

Масленица. История праздника и традиции

Алексей Степанов — Катание на Масленицу, 1910

Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.

По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Борис Кустодиев — Деревенская масленица (Гармонист), 1916

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник — «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг — «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг — оборона или взятие снежного городка.

Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».

Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

История масленицы: традиции и обычаи

Масленица испокон веков на Руси считается самым веселым и ярким празднеством. Его придумали отмечать еще в далеком 18 веке. Поэтому он является традиционным для русского народа, от чего становится еще красочней и самобытней. Песни, танцы, конкурсы, проводы зимы и поедание блинов, вот что отличает исконно русский праздник от европейских и восточных традиций подобных гуляний.

В эти дни люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и едят блины. Масленичная неделя всегда длится 7 дней и заканчивается перед Великим постом. Этот праздник всегда выпадает на окончание зимы и отмечается в преддверии весны. В 2019 году она начнётся 4 марта и закончится в воскресение 10 марта.

Проводы зимы

и предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что человек, съевший их, получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.
Основные продукты для масленичного стола:

От вот от мяса с понедельника уже отказывались. Потому что начинался так называемый «мясопуст».

Значения 7-ми масленичных дней

  1. Встреча. Все начиналось с изготовления Марены — традиционного чучела масленицы, которая сжигается в завершении празднества. Оно мастерилось девушками и парнями из соломы. После этого ее везли на полозьях для установки. В масленичную неделю работать было запрещено, но в первый день встречи допускалась мелкая уборка по дому и приготовления к празднику, в виде строительства снежных замков, подготовки конкурсов и т.д. Так же в эти дни молодожены не успевшие обручится, проводили сватовство. Потому что с наступлением великого поста свадьбу никто не играл.
  2. Подготовка к игрищам. Ледяные горки, катание на санях и многие другие веселья ожидали всех празднующих Масленницу. Второй день отводился именно на подготовку к развлечениям и массовым конкурсам. Так же во вторник «играли или заигрывали». Парни, таким образом подбирали себе невест и искали подходящую пару.
  3. Лакомка. Вся семья собиралась за столом и вспоминала весь свой род и предков. Так же в этот водилось, что теща должна звать к себе зятя на блины. Масленичной приметой считалось, если мужчина тянется за блинами с соленой начинкой, характер у него непростой. Любители сладкого же мягкие и ласковые.
  4. Четверг или «разгуляй» — первый день «Широкой масленицы». В этот день пора прекращать хозяйственные работы и начинать гуляние. И стар и млад выходят на улицу, чтобы покататься на санях, понаблюдать за кулачными боями и битвами за снежные города.
  5. Тещины вечерки. Родители приходят в гости к своим детям. А так же наносится ответный визит тещи к зятю. За общим столом принято распевать песни, веселиться и послушать совет или пожелание от старшего поколения к младшему.
  6. Золовкины посиделки. В этот день невестка приглашала к себе в гости сестёр мужа. Для того чтобы пообщаться, познакомиться поближе, накормить гостей блинами и преподнести новой родственнице небольшой подарок.
  7. Прощеное воскресение. По другому еще этот день называют днем примирения. Если между людьми оставались какие-то обиды или нужно было попросить прощения друг у друга, то это старались сделать в воскресение. Чтобы очистить свою душу и совесть перед Великим постом.
Читать еще:  Непропорциональные тела. Neil Moore

А по завершении праздника маслицу увозили за околицу и устраивали костер. Таким образом, люди старались приблизить тепло, солнечные деньки и приход весны.

Истоки праздника

На самом деле история праздника начинается еще в 16-17 веке. Ранее он был языческим, и отмечали его целых 2 недели. Древняя традиция широких гуляний связана с днем весеннего равноденствия, когда пробуждаются животворящие силы природы. Все просыпается от долгого сна и начинается новая жизнь. Так называемая «комоедица» начиналась за неделю до дня весеннего равноденствия и заканчивалась через неделю после него. В это время славяне пытались расположить к себе благосклонность солнца, всячески его задабривая. Для чего выпекались лепешки, напоминающие по форме солнечный круг. Так же в почете у наших предков был славянский медвежий бог и люди приносили ему блинные пожертвования.

В первый день праздника мучное лакомство раскладывалось на всех пнях в лесу. Считалось, что медведь сразу же после пробуждения выходит из своей берлоги и поедает угощения. И только после этого начинались массовые гуляния и веселье. Самым главным действием являлось сжигание чучела, символизирующее зиму. Тем самым старались всячески приблизить весну. В те времена люди очень сильно зависели от удачного урожая и успешно посаженных семян. А в дни праздника выражалось ожидание успешного посева и хорошего всхода.
Современная форма этого праздника имеет уже несколько изменённый вид. Ведь с появлением христианства языческие обычаи стали запрещенными. Но так как праздник весны был самым излюбленным у народа, церковь предложила немного его видоизменить и приурочить к началу Великого поста. Поэтому даты слегка сместились, и сократился срок, но в целом характер и действия не изменились.

Традиции праздничных гуляний

Пожалуй, невозможно себе представить масленицу без веселых конкурсов и широких гуляний. Которые, до сих пор устраиваются во многих городах и глубинках нашей Родины. Самыми популярными развлечениями в этот праздник считались:

  • лазанья на самый высокий столб;
  • поднимание гири;
  • перетягивание каната;
  • распевание частушек;
  • бег в мешках.

Помимо этого все ярко наряжались, ели много блинов и ходили, друг к другу в гости. Масленица считалась самым сытным праздником, в почете были сливочное масло, красная икра, рыба, сметана, сливки. Поэтому и говорили в народе «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить».

Покажите детям этот мультфильм про масленицу:

Масленица, блин! Как умели и любили гулять на Руси наши предки

Последнее обновление: 10.02.2015 г.

Масленицу в Москве отмечали, несмотря ни на что. Даже в 1813 г., когда после ухода наполеоновской армии и страшного пожара город был больше похож на Помпеи, чем на столицу огромного государства, на улицах звучали песни и продавались блины. Как говорится, война войной, а праздник — по расписанию. Что только не случалось в эти радостные и безумные дни перед Великим постом!

Царь Иван Васильевич любил на Москве-реке «кровушкой блин окропить». Кстати, в старину Масленицу отмечали не 7 дней, а беспробудных 14. Зато в XVII в. патриарх Адриан хотел вообще Масленицу запретить — как «бесовский, диавольский» праздник.

Драться запрещается!

Да ещё один российский царь пытался удержать подданных от пьяного разгула и нелепых смертей во время Масленой недели — Алексей Михайлович был твёрдо уверен, что грешно проводить время в буйных забавах и застольях. Поэтому сочинял один за другим указы, согласно которым под запретом оказывались кулачные бои, подпольное винокурение, азартные игры и даже… качели. Дело в том, что с гигантских качелей на 10-20 человек регулярно сваливались нетрезвые катальщики, и Великий пост они встречали уже с многочисленными переломами. Как свидетельствуют записки личного врача государя англичанина Сэмюэля Коллинза — народ не обращал на указы особого внимания: «Русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своём». Ну а обычай целоваться со всеми подряд в Прощёное воскресенье (даже с нищими и случайными прохожими) казался иностранцу негигиеничной и развратной затеей.

Когда же на трон взошёл Пётр I, «безумная неделя» была официально узаконена и названа в пику Церкви «Всешутейшим, всепьянейшим и сумасброднейшим собором». Особенно москвичам запомнилось, как император устраивал на улицах морские прогулки под парусами, для чего лодки и яхты ставились на сани. Царский корабль тащили 15 лошадей, и с него непрерывно шла стрельба из пушек. Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб так описывал столичную Масленицу: «Я бы скорее назвал это время вакханалиями, потому что русские в эти дни заняты только гульбой и в ней проводят всё время. Разбойники пользуются такой безнаказанностью, и потому почти ни о чём более не слышно, как о смертоубийст­вах и похоронах. Правда, что в некоторых местах стоят часовые для предупреждения этих бесчинств, но от них мало пользы, так как и они постоянно пьяны и запятнаны общими пороками, потому никто их и не опасается».

Читать еще:  Несколько фактов о Дмитрии Пригове, которые раскрывают его многогранный талант

Первая PR-кампания

Оригинальнее всех из властителей России Масленую неделю проводила императрица Екатерина II: в 1763 г. сразу после коронации она решила устроить, как бы это назвали сейчас, PR-акцию
собственной персоны. Вот у кого нынешним политикам нужно поучиться действенной рекламе. Праздник готовили профессионалы — Фёдор Волков, создатель первого российского публичного театра, и две литературные знаменитости — поэты Александр Сумароков и Михаил Херасков.

Весь город обклеили афишами, анонсирующими трёхдневное шоу: «Сего месяца в четверток, субботу и воскресенье по улицам Большой Немецкой, по обоим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра за полдни будет ездить большой маскарад, названный «Торжест­вующая Минерва», в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели. По возвращении оного к горам начнут кататься и на сделанном на то театре представят народу разные игралища, пляски, фокус-покус и разные телодвижения. Кто оное видеть желает, могут туда собираться с утра и до ночи, в маске или без маски, кто как похочет, всякого звания люди».

Чтобы народ вернее понял, что изображает 4-тысячная армия артистов и хористов, занятых в «живых картинах», была выпущена специальная про­граммка (огромным по тем временам тиражом — 3200 экземпляров). Три дня москвичам показывали, как ловко императрица, выступавшая в лестной для себя роли римской богини мудрости Минервы, расправится с массовым пьянством, мздоимством чиновников, волокитой и подкупом в судах, казнокрадством и всеми остальными людскими грехами. Для зрителей попроще приготовили множество уличных мостков, окна домов украшали сотни голов москвичей благородного звания, а вот полицейским было не до веселья. В их обязанности входило выравнивать дорогу, чтобы гигантские платформы с аллегорическими картинами не застряли, посыпать скользкие места песком и стоять живой стеной между публикой и маскарадным шествием. Кстати, стражам правопорядка наказали не только не пускать никого из зрителей к артистам, но и следить за последними, не давая им по ходу движения «промачивать горло» в кабаках.

«Блин не клин»

Почему именно Масленица так любима на Руси? И традиции её возрождаются — в Коломне, к примеру, не первый год возводят даже «Ледяной дом» для широких гуляний. Масленицу воспевали и автор романа «Ледяной дом», собиратель «русских потех» Иван Лажечников, и Иван Шмелёв (писатель из старообрядческой семьи, а в таких семьях Масленицу весьма почитали), и Пётр Чайковский, и Борис Кустодиев, и Василий Суриков, и драматург Островский в своей «Снегурочке». А сколько прибауток, поговорок, пословиц, песен, присказок насочинял про неё народ: «Блин не клин — брюха не портит», «Блин живот не разорвёт», «Не всё коту Масленица», «На маслёной на неделе из печи блины летели…» Было даже поверье — коли на Масленой не объешься и не «оторвёшься по полной», ждут тебя горе и худой жизни твоей финал.

У масленой семидневки было жёсткое «расписание уроков» с понедельника до Прощёного воскресенья: Встреча, Заигрыши, Лакомка (когда зятья приглашали тёщ) и, наконец, в четверг — Разгул, широкая Масленица! А затем — Тёщины вечёрки и Золовкины посиделки. В эти дни все родственники, хотя бы и временно, любили, уважали, чествовали друг друга, гостевали, целовались, объедались. Было это и временем некой свободы в любви, присматривания невест и женихов, договорённостей о сватовствах и свадьбах. Наряжались все в лучшее из лучшего — есть повод себя показать и других перещеголять, похвалиться богатством, шубами, уборами да тройками: «Хоть себя заложи — а Масленицу проводи!» Девицам с парнями дозволено было обниматься и целоваться — под присмотром родителей.

Водили медведей, устраивали рысьи бега. И повсюду — гармошки, тройки расписные с колокольчиками, снежные городки, как на картине Сурикова. Бились «на кулачках» и стенка на стенку, и «кучей-малой».

Гони, брат, к Яру!

После гуляний, театров и цирков (в пост ведь всё закроют) купцы ехали в Большой Московский, к Тестову, к Яру. И вот тут начинались уже полный кутёж и бесчинст­ва: читайте Чехова и «Чертогон» Лескова. «Обмотав вокруг пальца угол скатерти, сделал он лёгкое движение, и закуски, подсвечники, бутылки — всё со звоном и визгом загремело на пол». Но лакеи, привыкшие к «кабацким катастрофам», ловко, «как хирурги», подбирали безобразия. Уж чего-чего, а побузить спьяну на Руси умели!

Купцы в пьяном кураже поили ресторанных служек-«паразитов» водкой, вином, коньяком — прибавив в стакан масло, горчицу, соль, перец. И «паразит», привычный, выпивал, да ещё довольно крякнув. Другим мазали лицо горчицей, икрой — чем барин пожелал. Купали в фонтанах — оплата по прейскуранту. В лесковском «Чертогоне» процесс кутежа описан со вкусом и знанием дела: купец призвал специального человека-великана и «сдал» ему бумажник и толстенную свою палку — чтоб чего не вышло. И началась «пропасть разгула»: бутылки швырялись в зеркала и люстры, весь цыганский хор поили и кормили. «Отчего это люди, кроме пьянства и беспутст­ва, не признают других каких-нибудь удовольствий?» А ведь, может быть, Масленица на то и дана, чтобы глубже впасть в грех и глубже после раскаиваться. Что ж, это очень по-русски.

Зиму пережили? Надо закусить!

Лев Дуров, актёр: Масленице удалось остаться любимой народом, несмотря на попытки «прикрыть» её, которые предпринимала в прошлых веках Церковь, а позже — советская власть.

Масленицу мы дома всегда празд­новали, празднуем и будем празд­новать, печём и едим блины с разными начинками. И как же без Масленицы в конце зимы — начале весны? Ведь это гулянья, веселье, все ждут эту «обжорную неделю». Люди, пережив холодную зиму, собираются дома, на улице, на площадях, радуются друг другу, угощают друг друга, ждут весну. Масленицу, насколько я знаю, праздновали всегда, даже во времена Советского Союза. Ведь этот праздник, разгульный и бесшабашный, как никакой другой, отвечает русскому характеру. Что же здесь такого? Это же уже давняя наша традиция, не самая плохая, надо сказать. И не нужно в данном случае ссылаться на язычество. Возможно, когда-то Масленица и была языческим праздником, но эти времена далеко позади, многие уже даже забыли, что такое язычество, а Масленицу очень любят и ждут. Ведь блин — это олицетворение солнца, света, тепла. Помимо того, блин — это очень вкусно. Поэтому желаю всем счастливой Масленицы!

Читать еще:  Под водой. Ela Wlodarczyk

Проект «Образ масленицы в русской культуре»

Комплекс мероприятий внеурочной деятельности по литературе, направленный на изучение традиций народного праздника «Масленица» и их отражения в русской культуре, литературе, живописи, музыке.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Образ масленицы в русской культуре»»

Отчет о реализации проекта:

«Образ масленицы в русской культуре »

Проект «Образ масленицы в русской культуре»

Срок реализации проекта: 29 февраля- 9 марта 2016 г. Место реализации : Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «№49», детский сад «Калинка» г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Количество участников проекта : 70 человек (учащиеся 6 лингв. и 5 б классов МАОУ «СОШ №49» — члены общества краеведов; фольклорный ансамбль школы; воспитанники старшей группы детского сада «Калинка»). Партнеры проекта : библиотека, фольклорный ансамбль», сообщество «Город мастеров» МАОУ «СОШ №49»

Проект «Образ масленицы в русской культуре»

Мы живем в многонациональной республике, где очень важен диалог культур

разных национальностей: русских, бурят, армян, украинцев и других.

Данный проект был реализован в рамках работы школьного общества

краеведов, членами которого мы являемся. Наше общество краеведов занимается

изучением культур народов Бурятии, в частности русской культуры.

знакомство с традициями праздника «Масленица»,

и их отражением в русской культуре, литературе,

Проект «Образ масленицы в русской культуре»

1) изучить историю народного праздника;

2) познакомиться с произведениями русской литературы,

живописи, музыки о масленице;

3) создать творческую группу в для реализации проекта;

4) провести заседание литературного клуба, посвященного

теме масленицы в русском искусстве;

5) выступить перед воспитанниками детского сада «Калинка»

с литературно-музыкальной композицией о традициях масленицы;

6) организовать праздник масленицы в школьной библиотеке

для членов школьного общества краеведов МАОУ «СОШ №49»

Результаты подготовительного этапа

Результаты подготовительного этапа

Программа заседания литературного клуба

Творческая группа для реализации проекта

Выставка книг, подготовленная библиотекарем школы

Мастер-класс на празднике масленицы в библиотеке сообщества «Город мастеров»

Выступление фольклорного ансамбля на празднике

Масленица 2021: традиции и дата празднования

Масленица – праздник языческий. И первоначально ее празднование на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим — «скотьего бога» Велеса.

В древние времена этот день был одним из тех, что помогают осмыслить течение времени — смена сезонов обросла множеством примет и ритуалов. Масленица была одним из них — праздновали уходящую зиму и надеялись на скорое тепло. Гуляния всегда сопровождались огнем — горящие костры, колеса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.

После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.

В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.

Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. В народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честнáя», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались — получался такой «пестрый» период. Жениться на этой неделе считалось недобрым знаком — свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи.

Конец Пестрой недели — время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе.

По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.

Вторник — заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.

Так что если вы не замужем – обратите внимание на этот факт. Подмигнул вам парень? Присмотритесь! Не уходите сразу. Возможно, у него серьезные намерения.

Среда — лакомка. Про день тещиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к теще на блины».

Четверг — разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок . Но главная традиция — взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды — пехоту и конницу — и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить.Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ.

Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector