Образы идеализированного и красочного прошлого. Dale Joseph Rowe

Образы идеализированного и красочного прошлого. Dale Joseph Rowe

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ

Более полные представления об идеализированном образе содержатся в исследованиях К. Хорни (1885–1952), в частности, в ее работе «Наши внутренние конфликты» (1945). Она исходила из того, что создание человеком собственного образа является одной из попыток разрешения внутренних конфликтов. Идеализированный образ основывается на представлении человека о том, каким он может или должен быть. Характеристики этого образа зависят от самой личности, считающей себя незаурядной, умной, одаренной, честной, святой. Личность приписывает себе качества, которыми не обладает. Идеализированный образ оторван от реальности. Личность не осознает его. Не замечает и не понимает того, что идеализирует себя.

С точки зрения К. Хорни, в наиболее ярко выраженной форме идеализированный образ наблюдается у психопатов и невротиков. У них можно обнаружить манию величия, чрезмерную переоценку самих себя. Если невротик убеждает себя в том, что соответствует идеализированному образу, он начинает смотреть на самого себя как на гения, святого, совершенного человека. Если он обращает внимание на свое реальное Я, которое несовершенно по сравнению с идеализированным образом, то в этом случае он может испытывать презрение к самому себе.

Идеализированный образ отвечает жизненно важным потребностям человека. По мнению К. Хорни, этот образ выполняет несколько функций. Прежде всего идеализированный образ заменяет собой реальную уверенность человека в свои силы. Становящийся невротиком человек теряет уверенность в себе. Он оказывается в положении управляемого, вместо того чтобы самому управлять собой. Лишившись прочного основания, невротик искусственно раздувает ощущение собственного могущества. Вера в могущество становится необходимым компонентом идеализированного образа.

Другая функция идеализированного образа связана с тем, что невротик живет в мире людей, которые ему представляются врагами. Полагая, что другие люди хотят унизить его, оскорбить или победить, невротик испытывает потребность в неком превосходстве над ними. В противовес чувству унижения он может реализовывать свою потребность в мстительности, ощущать себя лучше или достойнее других.

Еще одной функцией идеализированного образа является подмена им подлинных идеалов. Невротик имеет смутное представление о том, чего он хочет. Его идеалы не отличаются определенностью. Они противоречивы. Для того чтобы не ощущать свою жизнь бесцельной, невротик стремится стать для самого себя как бы идолом. Он создает внутри себя такой образ, который придает жизни некоторый смысл.

Кроме того, идеализированный образ выполняет защитную функцию: он отрицает существование внутрипсихических конфликтов. Невротик не признает наличие недостатков в себе, отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения, не может согласиться с тем, что в чем-то уступает другим людям. Словом, невротик не хочет сталкиваться лицом к лицу со своими собственными конфликтами.

Наконец, важная функция идеализированного образа заключается в примирении противоположностей. Благодаря этому образу неприемлемые конфликты представляются сглаженными. Силой своего воображения невротик рисует картины бесконфликтной жизни. В этом смысле идеализированный образ является своего рода продуктом творчества, с помощью которого происходит снятие конфликтов. Хотя этот образ существует лишь в голове человека, тем не менее он оказывает, по словам К. Хорни, «решающее влияние на его отношения с другими людьми».

Идеализированный образ создается для устранения внутренних конфликтов. В какой-то степени это облегчает жизнь человека. Однако, как показала К. Хорни, одновременно идеализированный образ «порождает в личности новую линию раскола». Создается новый конфликт, порождаемый разладом человека с самим собой: невротик испытывает колебания между своим идеализированным образом и презрением к самому себе; он не имеет твердой почвы под ногами и может переходить от безграничного восхищения собой к болезненному стремлению к совершенствованию любой ценой. В таких случаях идеализированный образ становится своеобразным барьером на пути подлинного развития человека. Вместо развития наблюдается отчуждение человека от самого себя. Все свои силы он отдает на поддержание им же самим созданного идеализированного образа. Человек интересуется не столько своей собственной жизнью, сколько тем образом самого себя, который он бережет и лелеет.

Одна из задач психоанализа состоит в оказании помощи по осознанию пациентом своего идеализированного образа. Необходимо помочь ему в раскрытии функций этого образа, чтобы он понял субъективный характер своего образа и увидел, к каким издержкам этот образ приводит и какую цену приходится платить за видимость разрешения внутренних конфликтов.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ» в других словарях:

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ — См. образ, идеализированный … Толковый словарь по психологии

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ — (от греч. idea образ, идея) объект, мыслимый в понятии, образованном посредством идеализации. Напр., в науке такими объектами выступают материальная точка, идеальная жидкость, абсолютно твердое тело, идеальный газ, абсолютно черное тело и др.,… … Философская энциклопедия

ОБРАЗ, ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ — 1. Вообще – неверное представление о чьих то положительных аспектах. В классическом психоанализе считается, что такой образ формируется как защита от требований эго идеального. 2. В теории К. Хорни – невротический, бессознательно формируемый… … Толковый словарь по психологии

Образ идеализированный — представление в сознании индивида другого человека, некоего события, явления таким образом, что они лишаются при этом реалистических качеств и наделяются при этом наилучшими свойствами, какие только возможны … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИДЕАЛ-Я — – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС — – один из видов нарциссического переноса, связанный с активацией идеализированного образа родителей при терапии нарциссических расстройств. Понятие «идеализирующий перенос» было введено в психоаналитическую литературу Х. Кохутом (1913–1981). В … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Теория Хорни (Horney’s theory) — По существу, теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера. Как и Фрейд, она подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов концепция, к рую холистическая модель Адлера отвергает. Но она… … Психологическая энциклопедия

Читать еще:  Обратная связь

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОРНИ — Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Хорни (Horney K., 1895 1952) формировалась в традициях учения Фрейда (Freud S.). Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция… … Психотерапевтическая энциклопедия

Сексуальный комплекс — это имеющие негативную эмоциональную окраску представления личности (ощущения неудовлетворённости, страха, греха), связанные с половыми отношениями, оказывающие существенное, а иногда и определяющее влияние как на половую жизнь, так и в целом на… … Википедия

Идеальность, как основа невроза.

В основе невроза лежат неосознанные внутренние конфликты. Поэтому из-за невозможности их осознать и конструктивно разрешить, невротик находит различные механизмы как решить их невротическим способом. Одним из таких способов является создание идеализированного образа.

Что такое идеализированный образ? — это образ самого себя, который создает невротик и верит, что он ему соответствует или должен соответствовать. Например, быть сильным, смелым, честным, ответственным, красивым, умным, талантливым и т.д. Этот образ всегда далек от реальности, он всегда льстив, но он влияет на жизнь человека.

Чем более нереалистичен идеализированный образ, тем более самонадеян человек, т.е. он не обладает качествами, на которые он претендует или обладает ими потенциально.

Чем более нереалистичен идеализированный образ, тем более уязвим человек.
Идеализированный образ может быть раздут и это становится заметно другим людям, но не самому невротику. Он может понимать, что предъявляет к себе завышенные требования, но гордиться этим и принимает их за подлинные идеалы.

Важно помнить, что истинные идеалы пробуждают внутренние силы для роста и развития. Идеализированный образ – препятствует развитию, т.к. он или игнорирует недостатки или осуждает их.
Можно сказать, что идеализированный образ – это частичка психоза в неврозе. Он всегда бессознателен.

Варианты отношений невротика с идеализированным образом

1. Если у невротика внимание направлено на реальное «Я», которое по сравнению с идеализированным образом ничтожно, то мы видим много самоунижения и презрения к себе.

2. Если у невротика внимание направлено на разницу между идеализированным образом и реальным «Я», то наблюдаем постоянные попытки построить мост между ними. Это проявляется в речи в постоянных повторениях: «Я должен…», должен так-то чувствовать, думать, делать. Постоянные попытки стать совершенным.

В глубине души он убежден в своем совершенстве, но считает, что мог быть еще более совершенным, если бы был более строг к себе, более бдителен, больше контролировал себя.

Защитные функции идеализированного образа

1. Замещает реальное чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Что необходимо для уверенности в себе?
1. Наличие эмоциональной энергии
2. Способность формировать собственные подлинные цели
3. Быть активным создателем своей жизни

При неврозе эти условия разрушаются, уверенность в себе ослабляется. Поэтому появляется необходимость создавать искусственный образ и раздувать свое чувство значимости.

2. Скрывает беззащитность невротика.

Невротик чувствует себя беспомощным в огромном мире, населенном врагами. Он постоянно сравнивает себя с другими. В своей основе он чувствует себя слабым и презираемым – поэтому он все время находится в поиске чего-нибудь, что позволит ему чувствовать себя более достойно, чем другие. Например, более любящим или более циничным, или более безгрешным, более сильным и т.д. У него огромная потребность выделиться.

3. Создает устойчивость.

Если в нашем внутреннем зеркале мы видим себя как образец добродетели, то даже наши самые явные недостатки исчезают.

4. Скрывает существования внутренних конфликтов.

Невротик не может встретиться со своими реальными недостатками, т.к. это столкнуло бы его с внутренними конфликтами и разбило искусственную гармонию. Чем более жестко охраняется идеализированный образ – тем сильнее внутренние конфликты, тем более они разрушительны.

Важно понимать: основная функция идеализированного образа – связывать и удерживать вместе противоречивые и противоположные части человека. Идеализированный образ создает искусственно целостного человека. Он приносит спасение человеку, и потому так сильно охраняется при малейшей попытке нападения на этот образ.

Поэтому терапия неврозов сложна и длительна. Ведь если клиент позволит терапевту разрушить свой образ, то ему придется встретиться со своими слабостями, со своей личностью, часто презираемой самим собой.Встретиться со своими конфликтами и не побояться быть разорванными ими. И на эту встречу нужно много времени и терпения, как терапевта, так и клиента. Но когда эта встреча происходит, она дает шанс стать по-настоящему сильной личностью, более значительной, чем весь идеализированный образ.

«Женские образы в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Шаренко Анастасия Игоревна

МБОУ СОШ №4 г. Воронеж

Учитель русского языка и литературы

«Женские образы в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Обращаясь к зарубежной классической литературе XIX века вряд ли можно обойти вниманием такую значительную фигуру, как Уильям Мейкпис Теккерей и, бесспорно, один из самых известных его романов «Ярмарку тщеславия» (1847  1848).

На страницах «Ярмарки тщеславия» развёртывается широкая панорама жизни Англии первой половины XIX столетия. В романе представлены люди разных социальных кругов, но сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы – историю двух женщин. Таким образом, композицию романа составляют две сюжетные линии: жизнь Эмили Седли, а также ее подруги и в то же время соперницы – Ребекки Шарп.

Эмилия Седли и Ребекка Шарп с первых страниц романа предстают перед нами совершенно разными, непохожими друг на друга: « Мисс Седли была дочерью лондонского купца…, тогда как мисс Шарп училась в пансионе на положении освобождённой от платы ученицы, обучающей младших…»

Момент выхода Ребекки Шарп из пансиона – это начало её трудной борьбы за своё место в жизни. Она не останавливается ни перед интригами, ни перед беспечными поступками, лишь бы добиться своей цели: быть богатой, блистать в обществе, жить в своё удовольствие. Ребекка эгоистична и жестока, бессердечна и тщеславна. Теккерей беспощаден в изображении этой ловкой авантюристки, но вместе с тем всей логикой своего произведения он убедительно доказывает, что окружающие её люди ничем не лучше. В отличие от многих других Бекки лишена ханжества. Это заключается в том, что, трезво рассуждая об окружающих её людях, она не закрывает глаза и на свои собственные поступки. Ребекка прекрасно понимает, что только деньги помогут ей занять желаемое место в обществе, и ради них она готова на всё.

Читать еще:  Пейзажи зеленого континента. Graham Gercken

Полная противоположность Ребекки Шарп – Эмилия Седли – добродетельное и добропорядочное существо. Эмилия — кроткая, милая, доверчивая девушка, которую невозможно не полюбить. « Все добродетели, отличающие благородную английскую барышню, все совершенства, подобающие её происхождению и положению, присущи милой мисс Седли», — писала мисс Пинкертон в своём послании родителям Эмилии. Однако в описаниях ангелоподобной девушки звучит нескрываемая ирония. Эмилия ограничена и ничтожна, к тому же она не менее эгоистична, чем любой из участников представления в ярмарочном балагане. Это тот социальный тип, чьё поведение обусловлено постоянной зависимостью от отца, мужа, сына, даже подруги. Эмилия идеализирует образ погибшего супруга, поэтому не замечает происходящего вокруг неё: не видит любви Уильяма Доббина, страданий родителей. Однако после смерти матери девушка полностью посвятила себя несчастному отцу. Теккерей соединил в этом образе достоинства и недостатки, подчеркнув, что они имеют такие общие истоки, как система воспитания, отношение к женщине в обществе.

На протяжении всего романа автор непрерывно сравнивает Эмилию Седли и Ребекку Шарп, описывая их в одинаковых положениях, но с различными итогами.

Обе девушки вышли замуж примерно одинаково. В отличие от миссис Родон Кроули, миссис Джордж Осборн любила, но не была любима. Через определённое время Эмилия и Ребекка стали матерями: миссис Седли жила одним ребёнком, окутывала беспомощное существо любовью и обожанием. Для Ребекки же собственный сын был в тягость, надоедал. Она не любила его.

В своей жизни мисс Шарп совершила чуть ли не один достойный поступок. Она помогла разрушить ту безумную любовь, жертвой которой Эмилия стала давно и являлась довольно долгое время. Конечно же, у Ребекки был свой интерес во втором замужестве подруги, ведь она хотела заполучить её брата – Джозефа Седли. Но тем не менее Бекки помогла Эмилии.

Как мы видим, образы центральных персонажей контрастны, как контрастны и их судьбы: однообразное существование Эмилии противопоставлено бурной жизни её школьной подруги; Бекки переживает взлёты и падения. Порой она выступает как режиссёр, тогда как Эмми всегда зависима от окружающих людей. Теккерей противопоставляет статичность Эмилии и динамичность Бекки. Можно заметить, что даже части романа, повествующие об этих девушках, различны: передвижения Эмилии в пространстве незначительны, всегда обусловлены чьей-то волей, передвижения же Бекки зависят от её тщеславных помыслов.

Различия между Эмилией и Ребеккой постоянно подчёркиваются Теккереем на протяжении всего повествования, однако ни одну из них он не делает героиней своего романа.

Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой – деньги. Автор не делит своих персонажей на злых и добрых, как это делал Диккенс, который создавал гротески добра и зла. Безудержное воображение Диккенса вызвало к жизни романтические сказки, где правда идей значительнее правды фактов. Теккерей же трезвее смотрит на мир. Он видел свою основную задачу в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». Авторитетов, кроме разума и природы, для него не существовало.

За все свои добродетели, любовь и верность Эмилия была вознаграждена счастливым браком с любимым, любящим и преданным человеком. Вознаграждена, но не удостоена чести стать героиней романа. Несмотря на то, что Ребекка является самым ярким, непосредственным и остроумным персонажем произведения, Теккерей и её не может сделать героиней, поскольку Бекки пропитана лицемерием, коварством, корыстолюбием и бездушием. Автор признаёт порок и грех, ведь они являются частью человеческого существования. Ребекка не осуждается автором за всё зло, которое она несла в течение романа, так как Бекки является частью жизни ярмарки тщеславия, а жизнь Теккерей судить отказывается.

Двуплановость композиции произведения – линия Эмилии Седли, принадлежащей к буржуазным кругам, и линия Ребекки Шарп, стремящейся приобщиться к аристократическим сферам, — открыла перед Теккереем возможность создать широкую панораму английской жизни 1815 – 1830-х годов. Но все же главная особенность композиции романа заключается в ее философском воплощении. Описывая жизненный путь каждой из девушек, Теккерей тем самым показывает в своем произведении, и вообще в жизни, насколько жестоко противостояние добра и зла. Теккерей – художник трезвый. Он признает не только добродушие, кротость, любовь к ближнему, но и лицемерие, корыстолюбие, тщеславие, эгоизм, так как они неотделимы от человеческой жизни. В романе «Ярмарка тщеславия» добро и зло находятся в состоянии равновесия, ни одна из сил не побеждает. Таким образом Теккерей дает понять читателю следующее: пока добро и зло ведут между собой жестокую, порой беспощадную борьбу, жизнь на земле продолжается.

Идеализированный образ «Я»

Идеализированный образ «Я»

Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого метода — помочь тем, кто страдает от недостатка уверенности в себе и низкой самооценки. ИОЯ включает в себя следующие этапы:

1. Максимально расслабьтесь (см. приложение), затем закройте глаза и представьте себе, что у вас уже есть все те качества и умения, которые вам хотелось бы иметь. Не представляйте себе ничего такого, что находится вне пределов досягаемости, — сосредоточьтесь на том, чего можно достичь в достаточно короткие сроки. Старайтесь представлять все как можно конкретнее. Например, не стоит говорить себе: «Хочу добиться успеха» — это слишком расплывчатая формулировка. Вместо этого представьте себе, что вы стали человеком уравновешенным, с пытливым умом, научились лучше общаться с окружающими и т. д.

Читать еще:  Постимпрессионизм, экспрессионизм и поп-арт. Clement Tsang

2. Мысленно сравните свое идеальное «Я» с реальным. Это позволит вам определить, что необходимо сделать, чтобы изменить свое поведение.

3. Вспомните о чем-то, что у вас хорошо получилось, — это помогает в выработке уверенности в себе. Задержитесь на этом воспоминании и пробудите в себе чувства, которые вы испытывали в момент успеха.

4. Перенесите эти чувства в сегодняшний день, чтобы они относились к тому, что вы делаете сейчас и будете делать в ближайшем будущем.

5. Сконцентрируйтесь на идеализированном образе «Я». Что бы вы ни делали — говорите ли друзьями, идете ли по улице, присутствуете ли на совещании, — идентифицируйте себя с этим образом. Если почувствуете, что ваше идеальное и реальное «Я» расходятся, спросите себя, что вы делаете неправильно. Представьте, что меняете тактику. В том, что вы делаете и чувствуете, старайтесь быть похожим на свое идеальное «Я».

На маленьком примере можно рассмотреть, как применяется ИОЯ. Двадцатичетырехлетняя женщина страдала избыточным весом, боялась выступать на занятиях (она изучала английскую литературу) и часто ощущала неловкость при общении. Между ее ИОЯ и ее реальным «Я» было три различия: она видела себя стройной, а не толстой; она представляла себе, как задает вопросы и вставляет реплики на занятиях; ей хотелось быть спокойной и расслабленной при общении с людьми. При каждой возможности она представляла себе свой идеализированный образ. День за днем она видела себя стройной и спокойной. Постепенно позитивный образ стал проявляться в реальных ситуациях. Когда у нее возникало желание съесть что-то высококалорийное, она представляла себе свой идеализированный образ и это помогало ей не нарушить диету. На занятиях, представив себе ИОЯ, она несколько раз рискнула выступить. В результате она начала увереннее чувствовать себя в аудитории и ей стало легче общаться с людьми. «Обычно я опасалась о чем-то спрашивать у чужих людей, но мое идеальное „Я“ вело себя совсем по-другому, и я решила стать больше похожей на „новую себя“, и я этому очень рада».

Как показывает доктор Зюскинд, когда мы концентрируемся на своих ошибках, недостатках и проблемах в отношениях с людьми, мы все время ждем неудач — мы их сами себе пророчим, и пророчество это вполне может сбыться. Техника ИОЯ дает нам основу для перемены стиля своей жизни в лучшую сторону.

ИОЯ — лишь одна из множества описанных в этой книге техник, помогающих нам конструктивно изменить свое поведение, выработать реальное позитивное представление о себе и поднять свою самооценку.

Авторизация

  1. Главная
  2. Книги
  3. Научные
  4. Другие научные
  5. Избранное. Том 3. Образы прошлого

Авторизация

Поиск по автору

Поиск по серии

Поиск по жанру

Последние комментарии

Я выбираю быть твоей

Может книга и интересная, но это не конец. Плохо, что не указано. Подожду продолжения потом и буду читать полностью

Некромантка на тропе войны

Проклятый — обретя потерять

Книга захватила, но окончание непонятное

Василиса для ректора

Это не академка

Игра с огнём

Начала читать , а все про все ясно- следствие: неинтересно читать и забивать голову проходящим чтивом, хотя написано неплохим языком, легко читается, но в книге для меня это не главное.

Грешные игры (ЛП)

Роман порадовал. Судя по прочитанному мной ранее, автору удаются романы с сюжетом «выживание на природе». Немного противостояния героев, курьёзных ситуаций, интриг, любви и закулисья известного шоу.

Щедрый дар [ЛП]

Ещё один роман про шикарно одарённых физически инопланетян. Это уже становится штампом, но пока не надоело, по крайней мере мне . Немного разочаровало резкое окончание, отчего история героев осталась

Избранное. Том 3. Образы прошлого

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Издание избранных произведений М.О.Гершензона предпринимается впервые. Михаил Осипович Гершензон (1869-1925) — историк русской литературы и общественной мысли XIX века, писатель, философ, публицист переводчик, неутомимый собиратель эпистолярного наследиямногих деятелей русской культуры, редактор и издатель. В том 3 входят книги `Образы прошлого`, `Исторические записки`, `Мечта и мысль И.С.Тургенева`. `Образы прошлого` открываются циклом статей о Пушкине, затем перед читателем проходит целая галерея писателей, общественных деятелей, мыслителей, поэтов и музыкантов, оставивших неизгладимый след в российском самосознании. Книга об И.С.Тургеневе ведет от воссоздания ранних этапов его творчества и мировоззрения до одного из самых проникновенных и мудрых его рассказов `Живые мощи`. С `Историческими записками` — книгой, многие выстраданные мысли которой поражают своей злободневностью и теперь, — хорошо корреспондирует статья `Славянофильство`. Как и предыдущие тома, издание снабжено статьей В.Ю.Проскуриной о месте Гершензона в истории российской культуры, комментариями и указателем имен. Книга рассчитана на широкий круг читателей, а равно и на исследователей, преподавателей и студентов. Содержание: Северная любовь А. С. Пушкина автор: Михаил Гершензон

Пушкин и гр. Е. К. Воронцова автор: Михаил Гершензон

Статья, стр. 31-43

Друг Пушкина Нащокин автор: Михаил Гершензон

Статья, стр. 44-57

Пиковая дама автор: Михаил Гершензон

Статья, стр. 58-69

Комментарии автор: Е. Литвин

Комментарии, стр. 70-77

П. В. Киреевский автор: Михаил Гершензон

Статья, стр. 78-118

Комментарии авторы: В. Проскурина, Е. Балашова

Комментарии, стр. 119-125

Герцен и Запад (Глава из биографии А. И. Герцена) автор: Михаил Гершензон

Н. И. Тургенев в молодости автор: Михаил Гершензон

П. И. Пестель автор: Михаил Гершензон

М. И. Глинка автор: Михаил Гершензон

А. А. Иванов автор: Михаил Гершензон

Доктор Вернер автор: Михаил Гершензон

Дом Кетчера автор: Михаил Гершензон

Комментарии авторы: В. Проскурина, Е. Балашова

Комментарии, стр. 246-249

Любовь Н. П. Огарева автор: Михаил Гершензон

Комментарии автор: И. Павлова

Комментарии, стр. 419-426

Исторические записки (о русском обществе) автор: Михаил Гершензон

Комментарии авторы: В. Проскурина, Е. Балашова

Комментарии, стр. 525-532

Славянофильство (Публикация В. Ю. Проскуриной) автор: Михаил Гершензон

Статья, стр. 533-540

Мечта и мысль И. С. Тургенева автор: Михаил Гершензон

Комментарии автор: Е. Балашова

Комментарии, стр. 661-662

М. О. Гершензон – историк культуры автор: В. Проскурина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector