Одиннадцать фактов из истории самой знаменитой галереи Крыма

Одиннадцать фактов из истории самой знаменитой галереи Крыма

Одиннадцать фактов из истории самой знаменитой галереи Крыма

136 лет назад, 17 июля 1880 года, в Феодосии открылся один из самых известных крымских музеев – картинная галерея Айвазовского. Сегодня мы расскажем об 11 самых интересных фактах из её прошлого.

1. Третья в стране

Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея – Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

2. На краю города

Здание картинной галереи примыкает вплотную к двухэтажному дому художника, который он построил в 1845-м на самом берегу моря, на краю города. Дом строился по проекту самого Айвазовского в стиле итальянских вилл, его так и называли – вилла Айвазовского. На балконах и на крыше стояли копии античных скульптур, мраморные статуи из Италии, привезённые Айвазовским из путешествий. На одном из балконов художник сделал фонтан, напоминающий знаменитый бахчисарайский фонтан слёз (он был разрушен во время оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1880 году Айвазовский пристроил к дому огромный выставочный зал.

3. Корабли на балконе

Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале, украшенном государственным и морским флагами России, были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки – любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.

Самого художника в этот день приветствовали такими словами: «Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти – достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта».

4. Круговорот картин

При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.

5. Кружка на дверях

Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги – кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.

6. «… моему родному городу»

В своём духовном завещании Айвазовский написал: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

По воле Айвазовского «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков».

7. В Симферополь и обратно

С началом Первой мировой вой­ны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914-го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918-го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.

8. Рисование для красноармейцев

В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922-м – художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.

9. Тринадцать лет в подвале

Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году – столетию со дня рождения Айвазовского – и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.

10. Три года в эвакуации

Во время Великой Отечественной войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941-го картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125 — летия со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.

11. Львы у дверей

У парадных дверей дома Айвазовского в советское время стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э., в начале ХХ века были подняты со дна Керченского пролива вблизи берега, где находился античный город Фанагория. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат. А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы – на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.

«Достояние всей Европы»

Одиннадцать фактов из истории самой знаменитой галереи Крыма 136 лет назад, 17 июля 1880 года, в Феодосии открылся один из самых известных крымских музеев – картинная галерея Айвазовского. Сегодня мы расскажем об 11 самых интересных фактах из её прошлого. Дом Айвазовского, дореволюционная открытка. Фото: humus.livejournal.com 1. Третья в стране

Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея – Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

2. На краю города

Здание картинной галереи примыкает вплотную к двухэтажному дому художника, который он построил в 1845‑м на самом берегу моря, на краю города. Дом строился по проекту самого Айвазовского в стиле итальянских вилл, его так и называли – вилла Айвазовского. На балконах и на крыше стояли копии античных скульптур, мраморные статуи из Италии, привезённые Айвазовским из путешествий. На одном из балконов художник сделал фонтан, напоминающий знаменитый бахчисарайский фонтан слёз (он был разрушен во время оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1880 году Айвазовский пристроил к дому огромный выставочный зал.

3. Корабли на балконе

Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале, украшенном государственным и морским флагами России, были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки – любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.

Читать еще:  Поступление в вузы Польши с программой StudyPoland

Самого художника в этот день приветствовали такими словами: «Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти – достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта».

4. Круговорот картин

При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.

Открытие памятника Айвазовскому. (Крайний справа на фото – писатель Александр Грин.).
1930 г. Фото: liveinternet.ru 5. Кружка на дверях

Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги – кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.

6. «… моему родному городу»

В своём духовном завещании Айвазовский написал: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

По воле Айвазовского «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков».

7. В Симферополь и обратно

С началом Первой мировой вой­ны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914‑го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918‑го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.

Объявление об открытии национализированной галереи Айвазовского. 1922 г.
Фото: i‑aivazovsky.ru. 8. Рисование для красноармейцев

В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922‑м – художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.

9. Тринадцать лет в подвале

Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году – столетию со дня рождения Айвазовского – и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.

10. Три года в эвакуации

Во время Великой Отечественной войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941‑го картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125‑летия со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.

11. Львы у дверей

У парадных дверей дома Айвазовского в советское время стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э., в начале ХХ века были подняты со дна Керченского пролива вблизи берега, где находился античный город Фанагория. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат. А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы – на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.

Одиннадцать фактов из истории самой знаменитой галереи Крыма

136 лет назад, 17 июля 1880 года, в Феодосии открылся один из самых известных крымских музеев – картинная галерея Айвазовского. Сегодня мы расскажем об 11 самых интересных фактах из её прошлого.

1. Третья в стране

Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея – Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

2. На краю города

Здание картинной галереи примыкает вплотную к двухэтажному дому художника, который он построил в 1845?м на самом берегу моря, на краю города. Дом строился по проекту самого Айвазовского в стиле итальянских вилл, его так и называли – вилла Айвазовского. На балконах и на крыше стояли копии античных скульптур, мраморные статуи из Италии, привезённые Айвазовским из путешествий. На одном из балконов художник сделал фонтан, напоминающий знаменитый бахчисарайский фонтан слёз (он был разрушен во время оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1880 году Айвазовский пристроил к дому огромный выставочный зал.

3. Корабли на балконе

Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале, украшенном государственным и морским флагами России, были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки – любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.

Самого художника в этот день приветствовали такими словами: «Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти – достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта».

4. Круговорот картин

При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.
Открытие памятника Айвазовскому. (Крайний справа на фото – писатель Александр Грин.).

5. Кружка на дверях

Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги – кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.

6. «… моему родному городу»

В своём духовном завещании Айвазовский написал: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

Читать еще:  Натюрморт: не только цветы и яблоки

По воле Айвазовского «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков».

7. В Симферополь и обратно

С началом Первой мировой вой­ны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914?го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918?го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.

8. Рисование для красноармейцев

В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922?м – художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.

9. Тринадцать лет в подвале

Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году – столетию со дня рождения Айвазовского – и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.

10. Три года в эвакуации

Во время Великой Отечественной войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941?го картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125?летия со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.

10 малоизвестных фактов о Крыме (11 фото)

1. Первое упоминание в литературе.
Гомер, «Одиссея»:
«Там киммериян печальная область,
Покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков;
Никогда не являет оку людей лица лучезарного Гелиос…»

Киммерией греки называли Северное Причерноморье, в том числе и Крым. Время создания «Одиссеи» ученые датируют IX VII вв. до н. э. Гомер пишет, что климат тогда в Крыму был не ахти. Это позднее подтвердил и Геродот (V в. до н. э.), написав, что здесь зимой бушуют снежные метели, «невиданные в Элладе», а местные жители переправляются через Керченский пролив верхом на лошадях. А это означает, что Азовское море замерзало.

Кстати, есть средневековая рукопись, в которой говорится, что зимой 763-764 гг. Чёрное море полностью замерзло: по толстому льду можно было ездить на санях.

2. Первые русские в Крыму.
В том же веке князь Святослав разбил Хазарский каганат, после чего было создано Тмутараканское княжест¬во, в состав которого входил Керченский полуостров и некоторые другие территории Крыма. В 988 году сын Святослава Владимир дошел с войском до византийского Херсонеса Таврического (располагался на территории нынешнего Севастополя. — Ред.), осадил его и взял. Там же крестился, принеся на Русь христианство.

Главным русским городом в Крыму считался Корчев (ныне Керчь. — Ред.). В 1068 году князь Глеб Святославич, правитель Тмутараканского княжест¬ва, «измерил море» от Тмутаракани (ныне станица Тамань на Таманском полуострове, Краснодарский край. — Ред.) до Корчева. Об этом сохранилась надпись на Тмутараканском камне (мраморная плита, сейчас в Эрмитаже. — Ред.). Надпись гласит: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14 000 сажен».

3. Родина верблюдов.
На полуостров верблюдов завезли во времена Великого шелкового пути. В Крыму центром этого маршрута был город Солдайя (ныне Судак. — Ред.). Известно, что именно из Судака на верблюдах византийский купец Марко Поло отправился в свое первое путешествие в Китай (у брата купца в Судаке было свое имение. — Ред.). Верблюдоводством в Крыму занимались до конца XIX в.

4. Самая известная легенда.
Основана на мифах Древней Греции — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» (V в. до н. э.). Ифигения — дочь царя Агамемнона. Когда греки выступали в поход на Трою, то их корабли долго не могли выйти в море из за сильной бури. Тогда оракул сказал, что на Агамемнона разгневалась богиня Артемида и требует в жертву его дочь. Ифигения согласилась взойти на костер, но в последний момент Артемида сжалилась и унесла ее в Тавриду (в то время так называли крымский полуостров).

Там местные жители хотели ее сначала тоже убить, но потом сделали жрицей в храме огня. Через много лет к берегам Тавриды приплыл Орест, младший сын убитого к тому времени Агамемнона, брат Ифигении, с другом Пиладом. Схваченные, они готовились принять смерть на жертвеннике, но брат и сестра узнали друг друга. Всем троим удалось благополучно бежать в Грецию.

По мифу об Ифигении создано около 50 трагедий, более 70 опер, свыше 100 картин.

В Крыму в поселке Береговое (неподалеку от Симеиза) есть скала под названием Ифигения.

5. Столица мод.
Кардиган, реглан и балаклава — все эти предметы одежды были придуманы в ходе Крымской войны 1853–1856 гг.

Лорд Джеймс Кардиган во время этой войны командовал британской бригадой легкой кавалерии. Зима 1854/1855 гг. в Крыму выдалась очень холодной.

Лорд, которому тогда было уже 57 лет, сильно мерз. Он славился как строгий знаток устава и требовал безупречного внешнего вида офицеров. Поэтому приказал связать себе теплую кофту на пуговицах без воротника, которую было не видно под мундиром. Идея прижилась. А лорд Реглан командовал всеми британскими войсками. Бравый вояка потерял правую руку еще в битве при Ватерлоо. И отправляясь на свою последнюю войну (умер в 1855 г. от холеры в Севастополе. — Ред.), заказал себе особую шинель с проймой, цельнокроенным рукавом и пелериной. Помимо того, что скрывался физический недостаток, реглан еще служил защитой от дождя за счет смещения плечевых швов. А чтобы не мерзли простые английские солдаты в Балаклаве, для них придумали шерстяные капюшоны, закрывающие все лицо, с прорезями для глаз и рта. Потом они трансформировались в известные шапочки.

6. Как Черное море загорелось.
Особенность этого моря в том, что живность в нем существует только до глубины 200 метров. Ниже вода слишком насыщена сероводородом. Во время крымского землетрясения 1927 года в акватории Черного моря близ Севастополя наблюдались высокие столбы огня: горел сероводород, поднявшийся на поверхность.

7. Крылатая фраза.
В 63 году до н. э. понтийский царь Фарнак Евпатор из Керчи с войском отправился на территорию нынешней Турции воевать с Римской империей. Его войско разбил Гай Юлий Цезарь, после чего отправил в Рим победную реляцию: «Пришел — увидел — победил».

8. Титул «Крымский».
Лишь два чело¬века удостоились чести прибавить к своей фамилии титул «Крымский». Первый — князь Василий Долгоруков-Крымский, командующий 2 й русской армией, которая в 1771 г. заняла Крым (в честь этого в Симферополе установлен Долгоруковский обелиск).

Второй — генерал-майор Яков Слащев-Крымский, военачальник Вооруженных сил Юга России, которому зимой 1919/1920 гг. в тяжелых боях с частями Красной Армии удалось отстоять Перекоп, почти на год продлив существование Белого Крыма. Титул ему присвоил лично барон Врангель.

Читать еще:  Одиночество. Thomas Levy-Lasne

9. Черная смерть.
Крупнейшая в истории эпидемия чумы, истребившая около трети населения Европы, пришла на Запад через Феодосию. В 1346 году город, принадлежавший тогда генуэзцам, осадили татаро-монголы хана Джанибека. Когда в их войске началась чума, которую принесли отряды, вернувшиеся из Восточного Китая, хан приказал катапультами забрасывать трупы в город, где тоже вспыхнула эпидемия. Бежавшие из Феодосии генуэзцы завезли чуму в Европу — и начался ее мрачный поход по Европе. Считается, что погибнуть могли до 75 миллионов человек.

10. История в веках.
Единственным городом Крыма, сохранившим название с античного времени, является Феодосия. Основана в VI в. до н. э. греческими колонистами. Потом она последовательно принадлежала аланам, византийцам, хазарам, генуэзцам, татарам, туркам. Ей присваивались разные имена, но после присоединения Крыма к России, в 1804 г., Феодосии было возвращено первоначальное название.

В 1386 году площадь Феодосии составляла 70 гектаров — некоторые ученые считают, что это был крупнейший город Восточной Европы. Кстати, в 1896 г. здесь, в цирке шапито, состоялся дебют 26 летнего борца Ивана Поддубного.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • живопись (9852)
  • зарубежные творцы (7447)
  • русские творцы (3506)
  • фотография (2464)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1190)
  • музыка (1108)
  • интересные статьи (1088)
  • архитектура (743)
  • культурные события (740)
  • скульптура (697)
  • поэзия (669)
  • литература (599)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (575)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (488)
  • история стилей (407)
  • ретро (401)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (236)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • календарь (166)
  • термины и техники (98)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ТРЕТЬЯКОВКИ

Будучи выходцем из знаменитого купеческого рода, Павел Третьяков (1832-1898) был не только удачливым предпринимателем, но и ценителем изобразительного искусства, на которое у него было особое чутье. Полагаясь лишь на свой художественный вкус, он умел отличить истинное искусство от полотен однодневок.

Он, собирая свою коллекцию, не гнался за актуальными произведениями и модными авторами, его не интересовала техника и вычурная манера. Иногда он покупал полотна вопреки критическим замечаниям публики и искусствоведов. И сломить волю Третьякова практически было невозможно. Будучи убежденным в том, что его коллекция произведений искусства останется на века, он тщательно подходил к каждому своему выбору. Так по тем временам его непрофессиональное мнение противопоставлялось предпочтениям целой Академии художеств.

В каждой работе он прежде всего искал искренность и правдивость и, приобретая картины, слушал только свое сердце. Как-то заказывая Горавскому пейзаж, колекционер писал живописцу: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника. »

Вы удивитесь, но в свое время Павел Третьяков не захотел приобретать в свою коллекцию картины «Девочку с персиками» Валентина Серова и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского, отклонив из-за излишней «красивости». Это уже после его смерти эти картины станут достоянием Третьяковки.

Датой основания Третьяковской коллекции принято считать 22 мая 1856 года, когда Павел Третьяков впервые приобрел два произведения русских художников — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. На ту пору Павлу Михайловичу было всего 24 года, но он уже точно знал, что страсть к искусству — это у него на всю жизнь.

На пути к мечте

Павел был старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и держателя пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке. Он был совсем юным, когда умер их отец. И с 14-летнего возраста подростку пришлось принять все дела отца, чтобы содержать большую семью. Ведь кроме него у матери остались еще четверо детей.

Павел, к счастью, оказался успешным предпринимателем: мануфактура их семьи стала одной из лучших в стране. Огромную роль в общем деле сыграл и младший брат Сергей, поддерживающий Павла во всех начинаниях: от бизнеса и до создания галереи.

А все началось тогда, когда Павел 20-летним юношей, побывав в Санкт-Петербурге, посетил Эрмитаж, что чрезвычайно впечатлило молодого Третьякова. В своей следующей поездке он познакомился с Федором Прянишниковым, владельцем внушительного собрания русской живописи. Увидев его коллекцию, Третьяков загорелся мечтой и усердно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, посещал все выставки читал рецензии. И к тому же начал делать первые шаги в коллекционировании. Павел, еще будучи подростком, частенько любил захаживать на Сухаревский рынок, где были завалы всякой всячины. А в 1854-55 годах на этом же рынке приобрел 20 полотен старых голландских мастеров. Ну а как позже выяснилось, часть купленных картин оказались подделками.

И с того времени Третьяков зарекся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И он стал собирать произведения только русских мастеров. Однако были и исключения, когда коллекционер приобретал работы, ушедших из жизни мастеров. Но это были редкие случаи, когда он был уверен в подлинности картины на все сто.

Спустя одиннадцать лет после первых приобретений в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пятьсот рисунков и с десяток скульптур. Молодые художники ходили туда набираться опыта и вдохновения, а уже маститые живописцы искали дружбы и покровительства Третьякова.

И что примечательно, уже в 27 лет, отправляясь в заграничное путешествие, Павел Михайлович составил своё первое завещание: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» . Ключевое слово — «общественной»: меценат считал своей миссией сделать искусство общедоступным и для состоятельных, и для простых людей.

Летом 1892 году он передал свое драгоценное детище в дар городу Москве. А через год официально была открыта Третьяковская галерея, ставшая первым общедоступным музеем России.

Кто знает, где найдешь, где потеряешь

К сожалению, Третьяков не всегда имел возможность приобрести понравившееся полотно того или иного художника. Конкуренция на русском художественном рынке существовала всегда, и за некоторые произведения приходилось серьезно побороться.

Так, к примеру, картину «Христос и грешница» (1888, ГРМ) Василия Поленова у коллекционера «перехватил» Александр III, впрочем как и «Запорожцев» *(1890, ГРМ) Ильи Репина. И это в то время, когда Третьяков вел уже с живописцами переговоры о покупке этих картин. Репину пришлось написать для Третьякова авторскую копию, которая после революции оказалась в Харьковском художественном музее.

А еще коллекционеру при жизни не досталась картина Василия Перова «Проводы покойника» (1865, ГТГ), которую он очень любил, однако после национализации коллекций она все-таки попала в его галерею.

Одна из самых популярных картин в коллекции галереи — «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, где медведицу с медвежатами, как многие помнят, нарисовал Константин Савицкий. Создатели полотна гонорар в четыре тысячи рублей между собой разделили и подписали картину двумя фамилиями. Однако получив картину с двойным авторством, Третьяков собственноручно стер фамилию Савицкого скипидаром, хотя след от подписи до сих пор можно увидеть в нижнем правом углу полотна. Третьяков посчитал, что вклад в работу Ивана Шишкина неизмеримо больший и Савицкому пришлось с этим согласился.

Еще один забавный случай из жизни Михаила Нестерова, который так его прокомментировал: «Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова. » Так оно и случилось. Нынче целые экспозиции, посвященные творчеству художника время от времени открываются в Третьяковке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector