Окна в прошлое. Fabienne Delacroix

Окна в прошлое. Fabienne Delacroix

Найденные в Австралии наскальные рисунки открыли «окно в прошлое»

Австралийские ученые обнаружили и описали ранее неизвестные науке наскальные рисунки, возраст самых древних из которых достигает почти 10 тысяч лет. Исследователи назвали их «окном в прошлое».

Исследование опубликовано в журнале Australian Archaeology, а коротко о нем рассказывает Taylor & Francis. Масштабную работу провела группа во главе с профессором Полом Тэйконом из Университета Гриффита. Она задокументировала 572 ранее неизвестных наскальных изображения в возрасте от 6000 до 9400 лет. Эти рисунки были обнаружены на 87 доисторических участках на полуострове Арнемленд, северная Австралия, в период с 2008 по 2018 годы.

Найденные рисунки ученые назвали «фигурами из Маливавы». Они расположены на северо-западе Арнемленда. Рисунки отличаются большим разнообразием, причем все они оказались довольно крупными. Высота большинства из них превышает 50 см, а многие люди изображены в натуральную величину.

Кстати, животных древние художники рисовали чаще, чем людей. Только 42 процента найденных рисунков изображали человека. Для австралийского наскального искусства это случай уникальный. Как отмечают в своей работе исследователи, обычно до 80 процентов изображений в доисторических кластерах составляют человеческие фигуры.

По словам профессора Тэйкона, это наскальное искусство открыло окно в прошлое и показало, чем люди занимались в тот период времени. Глядя на изображения, кажется, что животные участвуют в какой-то человеческой деятельности или наблюдают за ней.

«В Маливава изображены как одиночные фигуры, так и групповые сцены, показывающие различные действия, причем некоторые из них могли иметь церемониальный смысл, — говорит Тэйкон. — Человеческие фигуры часто изображаются с животными, особенно с кенгуровыми. Эти отношения между животными и людьми, по-видимому, являлись главным сигналом в послании древних художников».

Удивило ученых и то, что среди рисунков нашлись изображения билби — небольших сумчатых зверьков. В данном регионе они не водятся, эти зверьки встречаются далеко на юге Австралии, в засушливых и полузасушливых районах.

Два таких животных изображены стоящими спиной к спине, они почти идентичны по размеру. Рядом расположено третье изображение, тоже похожее на билби. Но оно, вероятно, было сделано в другое время и другим художником. На это указывает техника исполнения.

Также древние живописцы запечатлели множество валлаби — сумчатых млекопитающих из семейства кенгуровых, которые и сейчас обитают в Австралии. Кроме того, исследователи обнаружили самое древнее известное изображение дюгоня. Оно еще больше поразило ученых.

«Одиночное изображение дюгоня, как и многое другое, кажется здесь неуместным, — говорит соавтор исследования, доктор Салли Мэй. — Ведь оно сегодня находится примерно в 15 километрах к югу от Арафурского моря. Это указывает на то, что художник из Маливавы посетил побережье. А отсутствие изображений другой морской фауны позволяет предположить, что такие путешествия не были частым явлением».

Подводя итог, авторы работы пишут, что наскальные рисунки Маливавы, возможно, были созданы совсем небольшим количеством художников. Они даже предполагают, что большую часть картин создала всего лишь одна пара живописцев, причем роли у них были распределены. Один художник рисовал в основном контурные фигуры, почти не закрашивая их штрихами, а второй, наоборот, тщательно заштриховывал свои работы.

Окна в романском стиле

Римская античная архитектура — неисчерпаемый кладезь архитектурных идей, которые стали предметом вдохновения для зодчих последующих поколений. Романский стиль — это стиль, который сложился как результат признания и восхищения архитектурными достижениями предшественников. Вряд ли это можно было назвать простым подражанием. Процесс творческого переосмысления наследия великих мастеров Римской Империи привел к рождению нового стиля, в котором самые яркие архитектурные идеи нашли свое продолжение и развитие. Свое название — романский — стиль приобрел только в XIX веке, скорее всего, как признание исследователями этой темы факта творческой преемственности. А вот сам стиль, черты которого постепенно стали проявляться не только в архитектуре, но и в других видах искусства, на целых два века (XI-XII) занял господствующее положение в странах не только Европы, но и Великобритании.

Для романского стиля характерны такие черты, как величественность и монументальность. Это достигалось грандиозностью размеров сооружения, увеличенной толщиной стен, наличием колонн, которые требовались для удержания тяжелого свода, получившего название крестовый. Благодаря такому решению свода (при его создании использовались клинчатые камни или кирпичи), образовывалось пространство для расположения большого окна в верхнем ярусе стены. Вообще, для этого стиля характерно трехъярусное членение стены. У каждого из ярусов было свое предназначение: на первом ярусе располагались полуциркульные арки, отделявшие главный неф от боковых. Второй ярус отводился для художественного оформления внутреннего пространства. Третий, верхний ярус, с которого была снята задача несущей функции, становился местом для дополнительных окон. Это успешно решало проблему освещенности внутреннего пространства собора. Узкие высокие окна придавали особое величие строению, подчеркивая устремленность всего сооружения вверх.

Как правило, постройки, выполненные в романском стиле, имели религиозное предназначение. Это церкви, монастыри, соборы. Они были призваны прославлять идею Бога, демонстрируя его недосягаемость и величие. В архитектуре романского стиля присутствуют все формы окна, которые с полным правом можно назвать классическими: круглые, прямоугольные, высокие арочные окна. К этому периоду относится и использование первых витражей.

Что касается светских сооружений, то этот стиль представлен феодальными замками, которые были способны играть роль крепости. Минимальное количество окон, их форма должны были воплощать идею безопасности: они были небольшими, более узкими с внешней стороны стены и расширяющимися внутрь, чтобы, с одной стороны затруднить попадание в них при штурме замка, а с другой стороны — использоваться в качестве бойниц при отражении нападения.

Читать еще:  Нидерландский художник. Angelika Bes

Возвращаясь к форме окон, следует упомянуть полуциркульные окна. Разновидностей окон такого типа было несколько (простое, двойное, ступенчатое полуциркульное окно, а также окно в виде трилистника, известное под названием веерное). Второй, третий и четвертый типы окон, в свою очередь, подразделялись на несколько видов, что расширяло возможности создания уникальных архитектурных сооружений.

В XI-XII веках окна еще не имели стекол, и, чтобы сдерживать проникновение холода в помещение, с внутренней стороны окна закрывали ставнями. Кстати, всем известный вид поперечных штор под названием «римские» обязан своим появлением именно этому периоду. Правда, первоначальное их предназначение заключалось не в защите от солнечного света (через узкие оконные проемы с толстыми стенами его проникало не так много), а для сохранения тепла, особенно в ночное время.

Окна в романском стиле

Римская античная архитектура — неисчерпаемый кладезь архитектурных идей, которые стали предметом вдохновения для зодчих последующих поколений. Романский стиль — это стиль, который сложился как результат признания и восхищения архитектурными достижениями предшественников. Вряд ли это можно было назвать простым подражанием. Процесс творческого переосмысления наследия великих мастеров Римской Империи привел к рождению нового стиля, в котором самые яркие архитектурные идеи нашли свое продолжение и развитие. Свое название — романский — стиль приобрел только в XIX веке, скорее всего, как признание исследователями этой темы факта творческой преемственности. А вот сам стиль, черты которого постепенно стали проявляться не только в архитектуре, но и в других видах искусства, на целых два века (XI-XII) занял господствующее положение в странах не только Европы, но и Великобритании.

Для романского стиля характерны такие черты, как величественность и монументальность. Это достигалось грандиозностью размеров сооружения, увеличенной толщиной стен, наличием колонн, которые требовались для удержания тяжелого свода, получившего название крестовый. Благодаря такому решению свода (при его создании использовались клинчатые камни или кирпичи), образовывалось пространство для расположения большого окна в верхнем ярусе стены. Вообще, для этого стиля характерно трехъярусное членение стены. У каждого из ярусов было свое предназначение: на первом ярусе располагались полуциркульные арки, отделявшие главный неф от боковых. Второй ярус отводился для художественного оформления внутреннего пространства. Третий, верхний ярус, с которого была снята задача несущей функции, становился местом для дополнительных окон. Это успешно решало проблему освещенности внутреннего пространства собора. Узкие высокие окна придавали особое величие строению, подчеркивая устремленность всего сооружения вверх.

Как правило, постройки, выполненные в романском стиле, имели религиозное предназначение. Это церкви, монастыри, соборы. Они были призваны прославлять идею Бога, демонстрируя его недосягаемость и величие. В архитектуре романского стиля присутствуют все формы окна, которые с полным правом можно назвать классическими: круглые, прямоугольные, высокие арочные окна. К этому периоду относится и использование первых витражей.

Что касается светских сооружений, то этот стиль представлен феодальными замками, которые были способны играть роль крепости. Минимальное количество окон, их форма должны были воплощать идею безопасности: они были небольшими, более узкими с внешней стороны стены и расширяющимися внутрь, чтобы, с одной стороны затруднить попадание в них при штурме замка, а с другой стороны — использоваться в качестве бойниц при отражении нападения.

Возвращаясь к форме окон, следует упомянуть полуциркульные окна. Разновидностей окон такого типа было несколько (простое, двойное, ступенчатое полуциркульное окно, а также окно в виде трилистника, известное под названием веерное). Второй, третий и четвертый типы окон, в свою очередь, подразделялись на несколько видов, что расширяло возможности создания уникальных архитектурных сооружений.

В XI-XII веках окна еще не имели стекол, и, чтобы сдерживать проникновение холода в помещение, с внутренней стороны окна закрывали ставнями. Кстати, всем известный вид поперечных штор под названием «римские» обязан своим появлением именно этому периоду. Правда, первоначальное их предназначение заключалось не в защите от солнечного света (через узкие оконные проемы с толстыми стенами его проникало не так много), а для сохранения тепла, особенно в ночное время.

Найденная картина Делакруа

Во Франции недавно сообщили об обнаружении картины Эжена Делакруа, следы которой были потеряны с 1850 года. Она представляет собой один из предварительных вариантов картины «Алжирские женщины в своих покоях».

Арабский восток и природа Северной Африки заняли важное место в творчестве Делакруа после того, как он в 1832 году отправился в Марокко в составе дипломатической миссии Шарля-Эдгара Морне. Тому предстояло урегулировать с марокканским султаном вопрос о спорных территориях на границе между его страной и Алжиром, который только что был захвачен Францией, а также заручиться обещаниями мирного соседства. Делакруа попал в туда благодаря знакомствам. Во второй половине 1810-х, когда Делакруа учился в мастерской Пьера Герена, он подружился с другим начинающим художником Анри Дюпоншелем, который к 1830-м стал главным художником Парижской оперы. Дюпоншель был знаком с драматической актрисой, выступавшей под псевдонимом мадемуазель Марс. Она была официальной любовницей Морне и замолвила словечко за Делакруа, когда дипломат искал художника, чтобы, как тогда было принято, запечатлеть события своего вояжа.

Читать еще:  Нидерландский художник-самоучка. Paul Arts

Дипломатической цели Морне с успехом достиг, удачной поездка стала и для Делакруа, который написал множество этюдов в североафриканских городах и потом долгие годы обращался к африканской теме в своем творчестве. Всего за время шестимесячного путешествия художник заполнил семь больших альбомов и создал серию из восемнадцати акварелей. Делакруа отправлялся в Африку, рассчитывая сбежать от парижской цивилизации и увидеть более примитивную культуру. Неожиданно арабский быт вызвал у него ассоциации с классической античностью. Очарованный одеяниями местных жителей Делакруа писал: « Греки и римляне здесь, у моих дверей, в арабах, которые завернуты в белое одеяло и похожи на Катона или Брута . Теперь я знаю, какими они были на самом деле. Рим больше не в Риме». Делакруа убежден, что арабский восток способен дать материал для «двадцати поколений художников».

Но некоторые из набросков ему приходилось делать скрыто. Так как трудно было найти мусульманских женщин, которые согласились бы позировать художнику. Однажды он попытался тайком зарисовать женщин, которые развешивали белье на крыше дома, но те заметили его и пожаловались мужьям.

Успеха Делакруа добился лишь по дороге домой. Он возвращался через Алжир, где познакомился с торговцем, который позволил ему сделать два небольших эскиза в своем доме. Правда, и тут, по мнению специалиста по арабской культуре, художник все равно должен был рисовать женщин на почтительной дистанции через открытую дверь, а сам находился на галерее или во внутреннем дворике дома. Впрочем, некоторым зрителям взгляд одной из изображенных женщин кажется недовольным. Возможно, ее возмутило проникновение постороннего.

Известно, что двух позировавших женщин звали Муни и Зухра Бен Султан. Правда, не сохранилось информации, приходились ли они владельцу дома женами, сестрами, дочерьми или другими родственницами. Муни послужила прообразом сразу двух героинь «Алжирских женщин», с Зухры нарисована сидящая женщина в центре картины.

Этюды к картине «Алжирские женщины» (1832)

В 1834 году Делакруа завершает первый вариант картины «Алжирские женщины в своих покоях». Он изобразил трех арабских женщин и чернокожую служанку в ярко освещенной роскошно обставленной комнате. Женщины сидят вокруг жаровни и кальяна, служанка, повернувшись спиной к зрителю, отдергивает занавеску. В тот же год Делакруа выставляет «Арабских женщин» в Салоне. Картину приобрел король Луи-Филипп приобрел и передал ее Музею Люксембургского дворца. В 1874 году картина была перенесена в Лувр, где с тех пор находится в постоянной экспозиции.

«Алжирские женщины в своих покоях» (1834)

Прошло более десяти лет после создания первой картины, и Делакруа решил написать еще одну работу на ту же тему. Она была закончена в 1849 году. Историки искусства любят рассуждать о том, как время и ностальгия повлияли на создание художником те же образов. Второй вариант «Алжирских женщин» находится в Музее Фабра в Монпелье.

«Алжирские женщины в своих покоях» (1847–1849)

«Алжирские женщины» Делакруа стали одним из знаковых произведений европейского ориентализма. Ван Гог и Гоген специально ездили в Монпелье, чтобы взглянуть на второй вариант «Алжирских женщин». В 1872 году Ренуар под влиянием этих картин написал своих «Парижских женщин в алжирских костюмах». А в середине XX века Пикассо создал целую серию «Алжирские женщины» из пятнадцати работ.

О еще одном варианте «Алжирских женщин» было известно, что его купил тот самый дипломат Морне, которого Делакруа сопровождал в Африке. В 1850 году картина была продана на аукционе вместе с еще шестью картинами Делакруа. Покупатель по фамилии Симоне отдал за нее 450 франков. Затем следы картины терялись.

И вот полтора года назад к парижскому галеристу Филиппу Мендесу обратилась женщина, попросившая установить авторство принадлежащей ей картины. Опознать в ней ранний вариант «Алжирских женщин» было несложно, хотя она меньшего размера и на ней изображены лишь две женщины, но они явно совпадают с героинями картины 1834 года. Гораздо труднее было установить, действительно ли это один из вариантов, созданных Делакруа, или же это подражание более позднего художника. Тут пришлось использовать технические методы исследования (просвечивание в рентгеновских и инфракрасных лучах), и обращаться к архивным данным. Одним из ключевых доводов стал номер 118, обнаруженный на обратной стороне картины. Именно под таким номером работа Делакруа значилась в аукционном каталоге 1850 года.

В итоге с атрибуцией найденной картины согласилась Виржини Коши-Фатига, ведущий современный специалист по творчеству Делакруа. Сейчас картина выставлена в Париже, в галерее Филиппа Мендеса. Там она пробудет до 11 июля, а затем, по словам галериста, будет показана «за пределами Европы». Он признал, что картина уже заинтересовала потенциальных покупателей с Ближнего Востока.

Архистория окна в стилях. Возрождение

Архитектурные традиции эпохи Возрождения
История окна

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по истории окон: от средневековой готики перейдем к архитектуре Ренессанса. Однако прежде напомним основные особенности этого временного периода. Ещё архистория окна

Эпоха Возрождения, или Ренессанс — это период в истории европейских государств, охватывающий XIV-XVI века. Возникла он в Италии, где еще в конце тринадцатого века вспыхнул интерес к античной культуре, для которой были характерны культ эстетики, стремление к познанию и гуманизм. К эпохе Ренессанса относятся в первую очередь несколько столетий из жизни католических, христианских стран: Италии, Франции, Нидерландов, Испании, Германии. В эпоху Средневековья главенствовала религия, она определяла все, от государственного строя до повседневных привычек. Для этого времени были характерны приоритет духовного над человеческим, приоритет веры над разумом, на первое место ставилось служение Богу.

Читать еще:  Ода вечной молодости и красоте. Elena Pancorbo

В эпоху Ренессанса меняются не только традиции в искусстве: весь жизненный уклад также обновился. Новая эпоха охарактеризовалась, в первую очередь, гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, притом ценности не только его души, но и тела, и разума. Такое мировоззрение присутствовало в античности, откуда черпали вдохновение мыслители и творцы Ренессанса.

Архитектура эпохи Возрождения — сложный для изучения предмет, и вот почему: если в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени перемены были достаточно заметны сразу, то архитектура изменялась не столь быстро. Порой на строительство храмов и дворцов уходило несколько веков! Так, например, известный венецианский Дворей дожей, также известный как Palazzo Ducale, начали строить в 12 веке, еще в Средние века, а достраивали уже в эпоху Возрождения. Архитектура того времени, безусловно, носит отпечаток средневековых традиций, однако различия есть, и они довольно существенные.

Хотя исследователи определяют период Ренессанса, как XIV-XVI века, архитектура этой эпохи относится скорее к XV — началу XVII века. Выделяют три периода: кватроченто, раннее Возрождение, примерно относится к XV веку; высокое Возрождение, первая четверть XVI века; маньеризм, который еще называют поздним Возрождением, относится к периоду 1520-1600 гг.

В период кватроченто были заново осмыслены и сформулированы классические античные законы пропорций и симметрии, что стало определяющим для архитектуры той эпохи. В то время как архитекторы Средневековья переосмыслили и видоизменили традиции романской архитектуры, взяв некоторые элементы даже из арабской культуры, храмы того времени были устремлены ввысь, а в их постройке зодчие значительно уходили или вовсе отказывались от принципов симметрии. В зданиях же, которые относятся к кватроченто, принципы симметрии и пропорциональности становятся главенствующими. Колонны, пилястры и притолоки располагаются упорядоченно, на смену несиметричным формам и эклектичным фасадам приходят строгие полукруги арки и полусферы купола. Эти же формы характерны и для окон в зданиях: именно тогда появляются флорентийские окна. Они представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких арочек, объединенных одной большой аркой. Все архитектурные традиции опираются на классические произведения Греческого и Римского искусства.

Памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции. К ним можно отнести собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Палаццо Питти, Палаццо Медичи-Рикарди.


Собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция


Флорентийские окна в Палаццо Медичи

Существуют еще два отличительных признака архитектуры эпохи Возрождения. Искусство становится светским, а значит, строятся не только храмы и церкви, но и дома правителей, городских властей и знати. Такие здания перестают напоминать средневековые крепости и становятся более похожими на классические античные здания, тем не менее, при их строительстве применяют все технологические достижения того времени. В частности, в античных домах окна представляли собой прямоугольные проемы, вовсе не застекленные. В многочисленных палаццо окна представляют собой полукруглые арки, разделенные колоннами на две или три части. Те самые бифории и трифории, с которыми мы уже знакомы из статьи про готическую архитектуру.

Второй важный признак — архитектура перестает быть анонимной. Среди самых известных архитекторов той эпохи мы можем выделить фигуру Филиппо Брунеллески. Он по праву считается основоположником архитектуры Ренессанса: именно он разработал теорию перспективы и ордерной системы и вернул в строительную практику множество элементов античной архитектуры. Его авторству принадлежат такие шедевры, как уже упомянутый собор Санта-Мария-дель-Фиоре и Палаццо Питти, первое здание эпохи Возрождения — Оспедале дель Инноченти, приют для детей, оставшихся без родителей, а также Базилика Сан-Лоренцо.

В период Высокого Возрождения античные традиции продолжили переосмысляться и применяться с большей уверенностью. Здания становятся выше и величественнее, отделка и орнамент богаче. В это время строились в основном светские здания, однако множество дворцов были построены на территории Ватикана. К творцам Высокого Возрождения относятся Донато Браманте, Рафаэль Санти. Из представителей венецианской школы архитектуры можно выделить Джорджо Вазари, автора, тем не менее, знаменитой художественной галереи Уфицци во Флоренции.

На стыке Высокого Возрождения и Маньеризма творят два главных мастера — Микеланджело Буонаротти и Андреа Палладио. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и купол собора Святого Петра в Риме.

Палладио же называют предтечей классицизма: он создал новую систему пропорций ордеров, используя его не как декорацию фасада, а как основополагающий принцип конструкции, благодаря чему постройки выглядели удивительно гармоничными. Его авторству принадлежит, в частности, Вилла Ротонда в Венеции и собор Сан-Джорджо Маджоре там же. Для палладианской архитектурной традиции также характерно особые окна, которые называются венецианскими (также палладианскими или серлианскими). Конструкция представляет собой трехчастное окно с высокой аркой посередине.

Из архитектуры Возрождения возник и классицизм, и барокко. Все последующие стили так или иначе опираются на традиции и каноны того времени. Мы обязательно расскажем о них в следующих статьях.

А для того, чтобы подробнее познакомиться с архитектурой этой замечательной эпохи, отправляйтесь в Италию: на улицах Флоренции, Венеции и Рима вы встретите множество шедевров!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector