Ощущение жизни. Beatris Burgoin

Ощущение жизни. Beatris Burgoin

Чувство тревоги и беспокойства без причины

У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Тревога — это отрицательно окрашенное настроение с чувством беспокойства, напряжения и страха. В умеренных количествах такие эмоции полезны: помогают мобилизовать силы и найти выход из экстремальных ситуаций. Но для беспокойства должны быть основания и в норме оно длится ограниченный период времени.

Если человек постоянно испытывает чувство тревоги и беспокойства без причины, это может говорить о наличии расстройства психики. При отсутствии помощи постоянное напряжение изнашивает нервную систему и организм в целом, что приводит к срыву механизмов адаптации и развитию хронических заболеваний.

Если вы замечаете, что продолжительное время не можете расслабиться, то стоит задуматься о визите к специалисту.

В патологических случаях состояние тревоги и беспокойства без причины проявляются как психическими, так и физическими признаками.

  • постоянное чувство страха и волнение без причины,
  • плохая концентрация и внимание,
  • нарушения сна,
  • эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость,
  • неспособность расслабиться и полноценно включиться в повседневные дела или общение,
  • потребность в заверении других людей о том, что все в порядке. При этом облегчения слова поддержки не приносят.
  • учащенное дыхание и сердцебиение,
  • головные боли, боли в животе и в области сердца,
  • повышенная потливость,
  • нарушения пищевого поведения: усиленный аппетит или его потеря,
  • слабость,
  • дрожь, озноб,
  • нарушения стула: учащенные позывы, запоры,
  • ощущение нехватки воздуха,
  • тошнота,
  • мышечные спазмы и боли.

Беспричинная тревога и беспокойство время от времени усиливаются или сглаживаются. Обострения часто сопровождают стресс: конфликты, важные мероприятия, болезни. В норме человек быстро оправляется после разрешения ситуации, но при расстройстве негативные эмоции не проходят.

Интенсивность тревоги варьируется от легкой до тяжелой. Крайняя степень — это паника. Если долго игнорировать тревожное состояние без причины, то к нему могут присоединиться панические атаки. Они настигают неожиданно и порой без достаточно веской причины, но после этого эпизода человек начинает избегать ситуаций, похожих на ту, в которой это произошло: общественный транспорт, лифт или просто скопление людей. Это сильно снижает качество жизни и может привести к социальной отгороженности.

Причины беспричинной тревоги и беспокойства

На появление тревожного расстройства оказывает влияние наследственность. Обнаружено, что некоторые мозговые структуры и особенности биологических процессов играют важную роль в возникновении страха и тревоги. Также имеют значение личностные особенности, проблемы с соматическим здоровьем, образ жизни и разные виды зависимостей. Иногда у беспричинной тревоги и беспокойства причины отсутствуют. Негативные чувства обычно имеют триггер — событие или мысль, которая вызывает тревожный ответ. Тем не менее, большинство людей не осознает своих триггеров, и считает, что их эмоции беспочвенны. В этом случае понять, почему возникает волнение без причины поможет только специалист.

Существует ряд заболеваний, симптомами которых является постоянное беспокойство. При беспричинном страхе и тревоге причины могут быть следующими:

  • Генерализованное тревожное расстройство: постоянная нервозность и беспокойство из-за мелочей, которые обычно видны окружающим и длятся 6 и более месяцев. Начинается в подростковом периоде и усиливается с возрастом.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство: навязчивые мысли и опасения, которые сопровождаются навязчивыми действиями, не приносящими облегчения. Выделяют невроз навязчивых состояний — человека неукротимо преследуют воспоминания, которые воспроизводят травмирующую ситуацию.
  • Фобии: иррациональный страх перед любыми, даже обыденными, вещами. Сопровождается бесконтрольной паникой и физическими проявлениями.
  • Паническая атака — мучительный и внезапный приступ паники, который сопровождается страхом смерти и яркой соматической симптоматикой. Регулярное возникновение панических атак означает развитие панического расстройства.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство: возникает после сильной психотравмирующей ситуации и сопровождается высоким уровнем тревожности, избеганием и флэшбеками.

Это самые распространенные примеры, но патологическое беспокойство может быть симптомом других расстройств или следствием неудачной борьбы со стрессом. Если вы хотите понять, почему возникает чувство тревоги без причины, следует обратиться к врачу. Без выяснения основного фактора и работы над ним невозможно восстановления здоровья и душевного равновесия.

Что делать при беспричинной тревоге и беспокойстве

Трудно жить в постоянном стрессе. Если вы испытываете беспричинную тревогу и страх что делать вам подскажет следующий список:

  1. Поговорите с тем, кому вы доверяете. Это может быть родственник, близкий друг, психотерапевт или сотрудник телефона доверия. Люди — это социальные существа, поэтому общение хорошо помогает снять внутреннее напряжение.
  2. Найдите способ быстро успокаиваться. Не всегда рядом есть человек, с которым можно поделиться. Поэтому важно найти подходящий метод, который поможет расслабиться: дыхательные техники, успокаивающая музыка, ароматерапия, самомассаж и другое. Если вы не можете самостоятельно подобрать прием, который быстро помогает при тревоге без причины что делать вам подскажет специалист.
  3. Добавьте в жизнь физическую активность. Это естественное и эффективное средство против беспокойства. Умеренный спорт снимает напряжение, снижает уровень гормонов стресса и укрепляет нервную систему. Уделяйте физическим упражнениям по крайней мере 30 минут в день.
  4. Нормализация образа жизни. Высыпайтесь, полноценно питайтесь, откажитесь от вредных привычек. Это стабилизирует физические показатели и уровень нейромедиаторов, что помогает сохранять эмоциональное равновесие.
  5. Начните вести дневник. Заметки помогают определить закономерности обострений тревоги, понять причины и заметить ранние признаки их возникновения. Также благодаря этому вы станете больше акцентировать внимание на положительных событиях, которые раньше могли не замечать.

При волнении без причины что делать хочет знать каждый, кто регулярно с этим сталкивается. Не существует универсального метода, однако 5 шагов, которые перечислены выше, рекомендуется соблюдать каждому человеку с повышенной тревожностью. Этого может быть достаточно для сглаживания симптомов. Но если приемы самопомощи не дают желаемого эффекта, то при регулярно возникающем чувстве беспокойства без причины что делать нужно узнавать у специалиста.

Лечение беспричинного чувства тревоги и беспокойства

Вне зависимости от причины возникновения патологической тревожности, профессиональная помощь — единственный полноценный метод устранения проблемы. Если у вас постоянное волнение и тревога без причины как избавиться от этого состояния быстро и эффективно вы узнаете у врача-психиатра или психотерапевта.

В связи с разнообразием тревожных расстройств, их терапия должна быть адаптирована к индивидуальной клинической картине и диагнозу. Поэтому от тревожного состояния без причины как избавиться вам сможет рассказать только высококвалифицированный специалист, который имеет опыт работы с разными типами тревожных состояний. Например, алгоритм терапии для пациента с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) отличается от помощи при панических атаках.

При состоянии тревоги и беспокойства без причины лечение включает в себя следующие подходы:

    Психотерапия . Самое перспективное направление, которое не просто устраняет симптом, но выявляет причину и борется с ней. Терапия учит при чувстве тревоги без причины как избавляться от острых приступов беспокойства, расслабляться, иначе смотреть на жизненные ситуации. Врач поможет раскрыть основные причины ваших страхов и проработать их. Пациент получает инструменты для преодоления тревоги и успешно их использует. Обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия: в ходе лечения пациент сталкивается с объектом беспокойства и постепенно приобретает уверенность в том, что может управлять ситуацией.

Медикаментозная терапия . В зависимости от типа тревожного состояния и наличия сопутствующих проблем с психическим или физическим здоровьем могут назначаться антидепрессанты, успокоительные, снотворные и другие препараты. При чувстве тревоги без причины лечение лекарственными средствами позволит сгладить симптомы и улучшить качество жизни пациента во время его психотерапевтической работы над основной причиной. Бесконтрольный прием медикаментов приводит к опасным побочным эффектам и синдрому отмены, поэтому применять их можно только согласно индивидуальному курсу, который назначил врач.

Рекомендуется использовать комбинацию психотерапевтического и медикаментозного лечения, но иногда достаточно только первого.

Читать еще:  Пленэр художник. Jim Wodark

Не следует откладывать посещение врача, если вы чувствуете, что переживания мешают вам жить. Со временем симптомы усугубляются и присоединяются другие тяжелые психические заболевания: депрессии, невротические расстройства и другое. Если нормализация образа жизни не помогает, значит, от беспричинного беспокойство как избавиться вы поймете только у психотерапевта. При своевременном обращении к грамотному специалисту для выздоровления может быть достаточно всего нескольких сеансов психотерапии.

Благодаря современным психотерапевтическим подходам сотни людей ежедневно делают большие успехи в борьбе с тревожными расстройствами. Не нужно терпеть мучительное бремя страха и тревоги, ведь своевременная помощь позволяет добиться отличных результатов: пациент полностью поправится и вернется к полноценной жизни, а улучшение будет ощутимо уже после первого сеанса.

Реальный секс. Фильмы, в которых актёры не имитировали постельные сцены

Эротическими фильмами никогда не удивишь, а вот теми, в которых есть реальный секс, — ещё можно. Лайф собрал несколько скандальных и провокационных картин, которые залезли на территорию порнографии, оставшись при этом художественными фильмами.

Перечень фильмов, конечно, отнюдь не исчерпывающий, но семь картин действительно привлекли в своё время немало внимания смелым подходом к откровенным сценам, несмотря на то что иногда на экране демонстрировалось соитие дублёров.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера (2013)

Фото © Постер к фильму

Фильм рассказывает историю эротических переживаний женщины от рождения до пятидесятилетия, которая подаётся от имени героини по имени Джо, поставившей себе диагноз «нимфомания». В фильме есть множество откровенных сцен. А режиссёр сообщал, что в его кинокартине покажут только реальный секс. В результате для исполнения сексуальных сцен были приглашены порноактёры.

«Отголоски прошлого» Пола Моррисона (2008)

Фото © Кадр из фильма

Большинству из нас Роберт Паттинсон известен по роли Эдварда в культовой саге «Сумерки». Но мало кто знает, что задолго до того, как стать этим вампиром, он снялся в роли, где ему пришлось доставлять удовольствие самому себе. Это был испано-британский фильм «Отголоски прошлого».

«Любовь» Гаспара Ноэ (2015)

Фото © Кадр из фильма

В основе сюжета — история любви парня, девушки и ещё одной девушки, которые вместе постигают все радости секса. После разрыва с любимой главный герой всё чаще воспроизводит в памяти романтические моменты. И всё в реальности. Никаких дублёров, всё крупно и в 3D.

«Необратимость» (2002)

Фото © Кадр из фильма

Драматический триллер, в центре сюжета которого история молодых Маркуса и Алекс. Началось всё, когда в одном из обычных подземных переходов кто-то изнасиловал молодую французскую девушку. Ровно через два часа в этот же день был убит один из посетителей популярного клуба. Фильм, конечно, ужасает сценами насилия и слишком выраженным реализмом происходящего на экране, но союз Моники Беллуччи и Венсана Касселя остаётся очень горячим. Особенно если учесть тот факт, что на момент съёмок они уже были в браке.

«Антихрист» (2009)

Фото © Кадр из фильма

Тяжёлая история, разворачивающаяся вокруг несчастной пары, которая отчаянно пытается оправиться от трагической смерти своего сына. Кинолента начинается откровенной сценой страстного секса, снятой в фирменном стиле Ларса фон Триера и завершающейся падением ребёнка из окна. Эта смерть травмирует психику женщины. После чего муж увозит её в загородный дом, где они отдыхали прошлым летом, надеясь, что это поможет обоим. Кинокартину не раз называли эротическим хоррором и выделяли в отдельный жанр. В интимных сценах здесь не использовали дублёров.

«Калигула» (1979)

Фото © Кадр из фильма

Фильм рассказывает о правлении римского императора Калигулы, вошедшего в мировую историю кровожадным и жестоким правителем. Откровенные сексуальные сцены в картине появились благодаря его продюсеру Бобу Гуччионе. Он, как издатель порножурнала «Пентхаус», захотел добавить их без ведома режиссёра уже после того, как съёмка была завершена.

Симптомы коронавируса по дням при легком и тяжелом течении

Краткое содержание:

Появились первые симптомы коронавируса или ОРВИ, сначала узнайте признаки заболевания по дням при легком и тяжелом течении у взрослых и детей. Обычно коронавирусная инфекция вызывает легкую или тяжелую форму развития болезни. Симптомы коронавируса могут быть выражены слабее или сильнее в зависимости от степени поражения организма.

Особенности инкубационного периода

В среднем первые симптомы заболевания появляются через 5–7 дней после попадания вируса в организм. У преобладающего большинства людей (98%) продолжительность инкубационного периода не превышает 11 дней. Но необходимо учесть, что близкий контакт с больным человеком способствует попаданию в дыхательные пути и на кожу значительного количества возбудителей, ускоряя появление признаков болезни. В этом случае они отмечаются иногда уже на 3-й день с момента заражения.

Симптомы коронавируса по дням

Легкое течение болезни встречается у значительного количества (до 80%) инфицированных. Симптомы этой формы коронавируса похожи на проявления обычной ОРВИ, имея некоторые отличия. Наиболее характерные из них – длительное незначительное повышение температуры тела (она колеблется в пределах 37–37,5°С) и потеря способности ощущать запахи и вкусы.

Симптомы по дням при легком течении коронавируса

Первые симптомы при легкой форме коронавируса у многих заболевших следующие:

  • немного повышена температура тела (от 37.1 до 37.5), ухудшение самочувствия (часто);
  • тупые тянущие боли или слабость мышц;
  • заложенный нос (довольно часто).

Второй и третий день

  • Отмечается легкий поверхностный кашель (часто);
  • отсутствие обоняния (этот симптом встречается очень часто), в то время как характерных для насморка обильных выделений из носа также нет;
  • одновременно с обонянием или чуть позже пропадает способность к ощущению и различению вкусовых качеств пищи (часто);
  • температура тела сохраняется в значениях 1-го дня (часто);
  • отмечаются изменения в работе пищеварительного тракта, возникает тошнота и диарея (часто).

Симптомы заболевания становятся менее выраженными. Улучшается общее состояние пациента, но температура иногда еще немного повышена и запахи пока не ощущаются.

Симптомы среднетяжелой формы коронавируса

  • Ухудшается общее самочувствие, отмечается слабость, температура достигает 37.1–37.5°С, редко повышаясь до 38°С и более (во многих случаях);
  • болезненные ощущения и слабость в мышцах (во многих случаях).

Второй и третий день

  • Отмечается легкий кашель (во многих случаях);
  • пропадает способность к ощущению запахов (во многих случаях);
  • ухудшается работа пищеварительного тракта (довольно часто).

На 5–7 день от начала появления симптомов коронавируса в течение заболевания отмечаются осложнения. Об этом свидетельствуют:

  • повышение температуры тела до 38°С и более;
  • ощущение сдавленности в области грудной клетки;
  • сильная слабость.

Появление этих симптомов – признак воспаления легких. Для его лечения необходимо немедленно обратиться в лечебное учреждение.

Пациенту тяжело дышать, на протяжении ближайших нескольких дней эта проблема может еще более усугубиться.

Состояние многих пациентов значительно улучшается.

Отмечается полное выздоровление у 75% пациентов.

Симптомы тяжелой формы коронавируса

Тяжелое течение болезни встречается примерно в 5% случаев заражения коронавирусом. Для этой формы характерно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. При данном опасном для жизни осложнении вырабатываемые организмом иммунные клетки активно уничтожают вирус, но при этом происходит и повреждение легочной ткани. Развивается дыхательная недостаточность и возникает необходимость искусственно вентилировать легкие.

Особенности симптомов коронавируса и их устранение

Лихорадка. При COVID-19 температура тела обычно повышается до 37.2°С. При нетипичном протекании заболевания (примерно в 15% от общего числа заболевших) лихорадки не отмечается. Для снижения температуры рекомендуется использовать Парацетамол. Если через 2 часа после приема препарата температурные показатели не снизились, назначаются прием ректальных суппозиториев либо введение лечебных средств в виде инъекций.

Сухой кашель. Его также называют «легочным». Этот симптом встречается в 75% случаев течения легкой формы коронавируса. Во избежание возникновения осложнений при этом кашле нельзя принимать медикаменты, направленные на подавление позывов кашля. Рекомендуется устранять надрывный кашель приемом средств, улучшающих работу дыхательных путей, например, Амброксолом. О появлении осложнений сигнализирует одышка при физической нагрузке.

Читать еще:  Оранжево-красные портреты. Elzbieta Brozek

Головная и мышечная боль. Возникает сразу же по окончании инкубационного периода, отмечается на протяжении первой недели заболевания. Для улучшения состояния пациента применяются нестероидные противовоспалительные средства.

Жидкий стул. При диарее ощущается боль в животе. При коронавирусе жидкий стул встречается примерно в 3–4% случаев. Для устранения диареи назначают сорбенты, облегчить состояние при тошноте помогают противорвотные средства.

Заложенность носа, болезненные ощущения в горле. Отоларингологические симптомы, характерные для 5% случаев поражения коронавирусной инфекцией. Часто при данном заболевании на некоторое время пропадает способность ощущать вкус пищи и запах окружающих предметов.

Особенности симптомов коронавируса у детей

С момента развития пандемии в Ухани в большинстве стран мира были приняты строгие меры по предотвращению массового распространения этой опасной инфекции. Недостаток информации о развитии заболевания, значительные различия в статистических данных способствовали появлению панических настроений у населения. Для родителей очень важно знать симптомы коронавируса у детей, способы профилактики заболевания, какие предпринять шаги при подозрении на заражение ребенка инфекцией.

По последним данным коронавирус у детей проявляется в менее выраженной форме, иногда в бессимптомной. На данный момент не подтверждено ни одного случая поражения легких или бронхов. В большинстве случаев коронавирус у детей протекает в форме легкой простуды, однако, у ребенка может длительное время сохранятся инфекция в биологических жидкостях или продуктах жизнедеятельности, что делает его вирусоносителем и распространителем инфекции.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Ощущение жизни. Beatris Burgoin

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 620 299
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 584 475

Эта книга, как и любая, создана коллективным усилием, когда каждый вносит свой вклад. И хотя попросту невозможно перечислить всех, кто участвовал в ее подготовке, я все же назову несколько имен, заслуживающих особой благодарности. Среди них:

прежде всего — Дэвид Бом и Карл Прибрам, которые щедро поделились своими идеями и временем и без которых само появление этой книги было бы попросту исключено;

а также: Барбара Бреннан, Ларри Досси, Бренда Дюнн, Элизабет Фенске, Гордон Глобус, Джим Гордон, Станислав Гроф, Фрэнсин Хоулэнд, Валери Хант, Роберт Джан, Рональд Вонг Джу, Мэри Орсер, Дэвид Пит, Элизабет Раушер, Беатрис Рич, Питер Ройцевич, Эбнер Шимони, Берни Сигел, Т. М. Шринавасан, Уитли Стрибер, Рассел Тарг, Уильям Тиллер, Монтегю Ульман, Лайал Уотсон, Джоэль Уиттон, Фред Алан Вольф и Ричард Зарро; им я также обязан множеством ценных указаний, не говоря об отнятом времени.

Благодарю Кэрол Энн Драйер — за ее дружеское участие, оригинальные мысли и творческую поддержку, а также неизменное желание поделиться своим большим талантом;

Кеннета Ринга — за многие часы, проведенные с ним в увлекательных беседах, а также за совет ознакомиться с работами Генри Корбина;

Стэнли Криппнера — за телефонные мне звонки или записки всякий раз, когда ему в голову приходило что-нибудь новое касательно голографической теории;

Терри Ольсона — за то, что он выкроил для меня пару часов и разрешил использовать его схему «человечка в ушной раковине»;

Майкла Гроссо — за плодотворные беседы и помощь в поиске нескольких работ по паранормальным явлениям;

Брендана О’Регана из Института духовных наук — за его немаловажный вклад в исследования паранормальных явлений и за помощь в поиске нужных публикаций;

моего старого друга Питера Брунхес — за его университетские связи, которые помогли мне найти несколько редких публикаций;

Джудит Хупер — за любезно предоставленную мне возможность пользоваться ее огромным собранием материалов по голографической теории;

Сьюзан Каулс из Музея голографии в Нью-Йорке — за помощь в поиске иллюстраций для книги;

Керри Брэйс — за то, что он указал мне связь между голографической теорией и индийской философией, а также натолкнул на мысль начать книгу эпизодом из фильма «Звездные войны»;

Мэрилин Фергюсон, основателя бюллетеня «Brain/Mind», которая одна из первых осознала значимость голографической теории и посвятила мне множество часов для ее уяснения. Искушенный читатель заметит, что завершающее вторую главу описание вселенной на основе выводов Бома и Прибрама является, по сути, скрытой цитатой из бестселлера Фергюсон «Заговор Водолеев». Для исчерпывающего описания и определения голографической теории я попросту не мог подобрать лучших слов, и это говорит о замечательном писательском таланте Мэрилин;

коллектив Американского общества психических исследований — за помощь в уточнении ссылок, авторов и источников;

Марту Виссер и Шэрон Шуйлер — за помощь в рецензировании книги;

Росса Ветцстеона из журнала «Village Voice», попросившего меня написать статью о голографической теории, с чего все и началось;

Люси Кролл и Барбару Хогенсон, оказавшихся незаменимыми литературными агентами;

Лоренса Ашмида, сотрудника издательства «Harper Collins» — за неизменную поддержку; а также Джона Мишеля — за бережную и вдумчивую редактуру.

Если я кого-нибудь нечаянно пропустил — пожалуйста, простите. Всем вам, названным и неназванным, моя сердечная благодарность.

В настоящее время мы располагаем новыми научными данными, имеющими огромное значение для будущего. Они в состоянии полностью перевернуть наши представления о человеческой психике, ее патологии и перспективах лечения. Некоторые из этих данных по своей значимости выходят за рамки психологии и психиатрии и бросают вызов всей ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. Они могут радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой.

В фильме «Звездные войны» приключения главного героя, Люка Скайуокера, начинаются с того момента, как робот, орудуя лучом света, создает в воздухе миниатюрное трехмерное изображение принцессы Леи. Люк смотрит как завороженный на призрачное существо, призывающее на помощь некоего Обиван Киноби. Такое изображение носит наименование голограмма — трехмерная картинка, построенная с помощью лазера. Технология ее создания, можно сказать, граничит с чудом. Но как еще более ошеломляющую следует расценить гипотезу некоторых современных ученых, согласно которой сама наша вселенная подобна колоссальной голограмме. Другими словами, они считают, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой удивительно тонкую и сложную иллюзию, не более реальную, чем образ принцессы в кино, пленивший главного героя.

В самом деле, имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, — от снежинок и листьев клена до электронов и комет, — всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира — настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства.

Главными творцами этой удивительной идеи являются два выдающихся мыслителя нашего времени: Дэвид Бом, профессор Лондонского университета, любимый ученик Эйнштейна, один из наиболее выдающихся специалистов в области квантовой физики, — и Карл Прибрам, нейрофизиолог при Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга» — классического труда по нейропсихологии. Работая в различных областях науки, Бом и Прибрам пришли к сходным выводам. Бом стал приверженцем голографической теории вселенной после разочарования в общепринятых теориях, не способных дать удовлетворительное объяснение явлениям квантовой физики. Прибрам убедился в справедливости этой теории после того, как понял примерно то же самое в отношении общепринятой теории деятельности мозга, которая совершенно так же не в состоянии раскрыть множество нейрофизиологических загадок.

Читать еще:  Охотник за головами. Antoine Schneck (фотограф)

Однако после того, как Бом и Прибрам убедились в справедливости голографической теории вселенной, они увидели, что данная теория способна пролить свет на множество иных загадок, встречающихся в природе: например, объяснить способность угадывать направление звука тем, кто слышит только на одно ухо, или, скажем, нашу способность моментально узнавать знакомое лицо по прошествии многих лет, даже если облик знакомого изменился «до неузнаваемости».

Но самым поразительным в отношении голографической модели вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения, — таких, например, как телепатия, предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на расстоянии.

Все больше ученых убеждается в том, что с помощью голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и любой мистический опыт; в последние годы мы являемся свидетелями значительного расширения исследований в этой области. Можно привести следующие примеры.

• В 1980 году в университете штата Коннектикут д-р Кеннет Ринг с помощью голографической модели дал толкование феномену клинической смерти. Ринг, который избран президентом Международной Ассоциации по изучению явлений клинической смерти, считает, что подобный опыт, да и сама смерть, представляет собой не что иное, как перемещение сознания человека с одного уровня голографической реальности на другой.

ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВО ЖИЗНИ?

Рудольф Штайнер назвал «чувством жизни» примыкающую к чувству осязания замкнутую в себе область ощущений. Ни до этого, ни после научная физиология и психология не употребляли этого названия.

В последние годы некоторые антропософские авторы сделали важный вклад в постижение чувства жизни. Пауэр 19 в своей основополагающей философской статье, Трайхлер20 в медицинских работах; Глаз21 в более литературной форме и Эппли22 в книге по педагогике. Представляется полезным сравнить между собой эти работы, рассматривающие чувство жизни с разных сторон. Это дало бы возможность достигнуть понимания своеобразных качеств этого чувства и определить его место в жизни человека, особенно ребенка. Здесь мы хотим уже проработанные вопросы дополнить точкой зрения ориентированного на лечебную педагогику врача.

Когда Рудольф Штайнер в уже упоминавшихся докладах об антропосо- фии4 впервые говорил о чувстве жизни, он однозначно сказал: «Что такое чувство жизни? Это нечто в человеке, что, собственно говоря, он не чувствует, если все у него в порядке, он чувствует только тогда, когда что-то у него не в порядке. Человек чувствует вялость, которую он воспринимает как внутреннее переживание, подобно тому как он воспринимает цвет. И то, что выражает ся в голоде и жажде, или то, что можно назвать особым чувством силы, вы внутренне воспринимаете так же, как свет или тон. Первое восприятие человеком самого себя дается посредством чувства жизни, благодаря которому человек как целое осознает свою телесность».

Рудольф Штайнер во фрагменте «Антропософия» добавляет к этому представлению еще письменную формулировку, очень важную для определения чувства жизни.

Посредством чувства жизни человек учится «чувствовать себя как единый внутренний мир» и ощущает себя «как наполняющую пространство телесную самость». Оба эти высказывания нужно иметь в виду, поскольку они содержат суть того, что является главным в переживании чувства жизни. Наша телесная организация при нормальных условиях ощущается чувством жизни как нечто единое. Эту целостность мы ощущаем как заполняющее пространство наше самобытие. То, что я тело могу назвать моим телом, то, что я себя идентифицирую с этим «моим» телом, является результатом чувства жизни. «Я и мое тело едины» — это переживание, которое мы должны приписать, прежде всего, чувству жизни.

С чувством осязания дело обстоит иначе, оно дает нам ощущение границ нашего тела, на которые мы наталкиваемся и тем самым познаем его как нечто отличное от внешнего мира. Чувство осязания сообщает нам смутное знание «бытия-вне-мира»; это отрицающее переживание. Это же чувство дает нам нежное, но непрерывное ощущение того, что в резкой форме мы ощущаем в виде опухоли, боли, толчка: оно пробуждает во мне меня самого. Тем, что после этого шока я могу переживать себя как «самость», я обязан чувству жизни. Это не ощущение ограничивающей тело кожи, но наполняющей эту кожу целостности. Чувство осязания дает нам негативный опыт, чувство жизни же, напротив, позитивный.

Еще большую отчетливость и непосредственность приобретает это первое описание благодаря дальнейшим представлениям Рудольфа Штайнера, относящимся к 1920 году. Там он говорит: «Бы не воспринимаете процессы, которые являются жизненными процессами, но посредством чувства жизни вы воспринимаете то, что вы не воспринимаете, когда спите, что вы воспринимаете как внутреннее постоянство при пробуждении, как чувство внутреннего благополучия, которое нарушается, если внутри нас нечто причиняет нам боль.

Теперь продвинемся еще на один шаг дальше в своем понимании чувства жизни. Оно дает нам чувство удовольствия, и это то самое ощущение благополучия, которое мы переживаем как «наполняющее пространство, телесное самобытие». Тем самым чувство жизни дает нам ощущение земной надежности нашего существования. Мы чувствуем себя «у себя дома» на этой Земле, поскольку нас пронизывает удовольствие от жизни.

Так же как чувство осязания пронизывает нас «всеобщим существом Бога» и сообщает нам о надежности нашего спиритуального существования, так чувство жизни вызывает в нас ощущение телесно-земной родины, которое мы имеем в нашем теле. Посредством чувства осязания и чувства жизни человек «там» и «здесь» чувствует себя у себя дома, он становится гражданином двух миров. Однако эти ощущения смутные и едва поднимаются над порогом сознания в область других чувств и ощущений. Так же как мы, большей частью, не замечаем почвы, по которой мы ходим, хотя она нас носит, так мы почти не обращаем внимания на основные ощущения, которые передают нам чувства жизни и осязания. Однако они образуют фундамент, на котором мы воздвигаем наше повседневное существование, как нечто само собой разумеющееся; они дают душе возможность закрепиться в земном бытии, в котором она сама по себе чувствует себя «чужой».

Если мы хотим сказанное до сих пор выразить в общем образе, то перед нашим внутренним взором встает, прежде всего, образ озера. Оно лежит перед нами, замкнутое окружающим его ландшафтом. На его поверхности отражается небо; холмы, луга и горы обрамляют его берега и придают ему определенный характер. Горное озеро выглядит иначе, чем озеро на плоской равнине. Но каждое озеро отражает ту часть неба, которая раскинулась над ним. Подобным же зеркалом внутри нас является распространяющаяся над всеми нашими жизненными процессами поверхность чувства жизни. Как жизнь в глубине озера, многообразие животных и растений скрыты под поверхностью воды, так чувство жизни распространяет свой покров над жизненными процессами в нашем теле. Озеро чувства жизни замкнуто в нас берегами чувства осязания. Поверхность чувства жизни дает нам ощущение наполняющего пространство самобытия, которое мы ощущаем как благополучие. Но не всегда озеро представляет собой зеркало, оно может возмутиться изнутри, и оно может стать добычей непогоды и ветра. Тогда оно приходит в движение, иногда дикое; тогда затемняется его лик и оно теряет свою способность отражать. Это состояние, которое мы переживаем, когда чувство жизни не в порядке, поскольку оно нарушено и искажено вследствие раздражения и заболевания души и тела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector