Особенности и загадки немецкого рынка искусства

Особенности и загадки немецкого рынка искусства

Особенности и загадки немецкого рынка искусства

Почему так велик спрос на художественные произведения живописи, созданные немецкими мастерами художниками, скульпторами и т.д

Кажется, совсем недавно в Германии был принят противоречивый закон о «Защите культурных ценностей» или «Kulturgutschutzgesetz». Но уже зафиксировано значительное снижение торговой деятельности в сфере арт-рынка. С чем же связано это явление и нужен ли такой закон?

Новый закон предусматривает усиление контроля за нелегальным импортом древних произведений культуры и экспортом ценных исторических реликвий, являющихся достоянием страны.

Ни для кого не секрет, что довольно много произведений искусства и ценных предметов старины уходят из страны различными нелегальными путями. В общественной среде стали возникать споры о целесообразности попытки урегулировать вопросы продажи антиквариата.

Зафиксировано, что только в течение последних нескольких лет на торгах в Лондоне были проданы такие бесценные шедевры живописи, как «Картины с белыми линиями» В. Кандинского, «Пруд Венеры в Тиргартене» Я. Хаккерта и пр.

На сегодняшний день процесс вывоза антиквариата и живописи из страны в целом приостановлен. Но проблема в том, что ограничен и входящий поток ценных произведений. Коллекционеры Германии не могут сегодня заниматься пополнением своих коллекций, поскольку нет уверенности в завтрашнем дне.

Особенности и загадки немецкого рынка искусства

Почему так велик спрос на художественные произведения живописи, созданные немецкими авторами? Кроме высочайшего мастерства художников, скульпторов и т.д., интерес вызывают тайные знаки и намеки, которыми так полны знаменитые полотна.

Д. Веласкес «Менины», датируется 16 веком.

Загадочная композиция, на которой изображено зеркало, отражающее царских особ того времени и приближенную к ним знать. Много споров и вопросов постоянно возникает вокруг этого шедевра, но бесспорна лишь огромная ценность картины для Германии.

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», датируется 15 веком.

На полотне тоже представлено зеркальное отражение событий, что придает сюжету загадочность и таинственность. Искусствоведы всего мира мучаются разгадкой тайны изображенных на картине людей, но так и не могут получить ответы на свои вопросы. Высказываются предположения, что на полотне изображен Джованни Арнольфини, но этот факт не имеет подтверждения историческими документами.

К. Массейс «Меняла с женой»

На полотне присутствует зеркальное отражение, которое при внимательном рассмотрении открывает много скрытых тайн и загадок. Но по-прежнему тайной остаются личности изображенных людей.

Каждое художественное полотно или предмет антиквариата являются не только частью чьей-то частной коллекции, но и достоянием всей нации.

Поэтому закон об ограничении и усилении контроля за вывозом и ввозом предметов исторической и художественной ценности является просто необходимым, но всего лишь первым шагом на пути к наведению законного порядка в этом вопросе.

Художественное искусство Германии

Изобразительное искусство Германии берет свое начало еще далекие времена, с того момента как племена германцев пришли на территорию Римской империи. Богатейшее художественное наследие хранится в многочисленных музеях страны, галереях и выставочных центрах. Его также можно увидеть в интерьерах и на фасадах старинных и современных зданий. Изобразительное искусство Германии включает в себя древние фрески, искусно нарисованные портреты, орнаменты, витражи и великолепные картины всех стилей, созданные знаменитыми и никому не известными художниками.

Фрески и витражи

Самые древние фрески, найденные на территории современной Германии, относятся к эпохе Каролингов, продлившейся до 843 г. Они были обнаружены в одном из подземных помещений аббатства Св. Максимина (Reichsabtei St. Maximin) в Трире. На сегодняшний день эти великолепные фрески хранятся в церкви Св. Георгия на территории монастыря Райхенау (Kloster Reichenau). А в Трирском музее Собора и Епархии выставлен купол старинного Римского дворца, украшенный великолепно сохранившимися фресками.

Аббатство Св. Максимина (Фото © Stefan Kühn / commons.wikimedia.org / Лицензия CC-BY-SA-2.5,2.0,1.0)

Множество красивых витражей было создано в Романскую эпоху в период с X по XIII ст. Большая их часть посвящена религиозной тематике. Красивейшие витражи Романской эпохи украшают Кёльнский собор и собор в Аугсбурге. К XV ст кёльнские мастера стали создавать витражи, изображающие живописные пейзажи. Самые яркие образцы такого искусства сегодня хранятся в художественном музее в Гамбурге (Hamburger Kunsthalle).

Немецкий Ренессанс развивался в направлении итальянского Возрождения. Его главным представителем был немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer), который не уступал в своем таланте знаменитым итальянским мастерам. Несколько его работ хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене и в Нюрнбергском доме Дюрера (Albrecht-Dürer-Haus), где выдающийся живописец жил и работал до самой своей смерти.

По эскизам Дюрера были созданы великолепные витражи на религиозную тематику. Его работы украсили церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге и Св. Якоба в Штраубинге, а также дом нюрнбергского гуманиста Сикста Тухера и бенедиктинский монастырь Св. Эгидия.

Самые роскошные фрески были созданы в эпоху барокко, которая продолжалась с XVII по середину XVIII ст. Фрески покрывали стены большинства возведенных в тот период дворцов. Они позволяли визуально увеличить пространство помещений, придать им изысканность и помпезность. Самым ярким примером барочных фресок является Большая лестница Бальтазара Нойманна.

Немецкое гравюрное искусство

Расцвет искусства гравюры пришелся на начало эпохи Возрождения. Его развитию послужила доступность и невысокая стоимость нового на тот период материала для книг – бумаги. Данный вид искусства привлек к себе внимание ведущих немецких мастеров. Основная тематика была отражением актуальных на то время событий (война, проституция, крестьяне).

Среди самых известных немецких гравюр:

    «Рыцарь, Дьявол и смерть» Альбрехта Дюрера.

Гравюра «Рыцарь, Дьявол и смерть» Альбрехта Дюрера (Фото © Albrecht Dürer / commons.wikimedia.org / Лицензия CC-PD-Mark)

  • «Смерть, швейцарские воины и военная проститутка» Урса Графа.
  • «Смерть хватает епископа» Ганса Гольбейна.
  • Романтизм

    Основными тематиками изобразительного искусства в стиле романтизма выступали религия и мистика. Яркими представителями данной эпохи были Каспар Дэвид Фридрих и Филипп Отто Рунге. Большинство работ Фридриха выставлено в гамбургском Кунстхалле и Старой берлинской национальной галерее.

    Художественный музей Гамбурга демонстрирует самые известные работы Филиппа Отто Рунге, произведения искусства движения Назарейцев, а также художественные произведения искусства Вильгельма Лайбла, созданные в стиле позднего романтизма.

    Период между двумя мировыми войнами

    В период между Первой и Второй мировыми войнами изобразительное искусство Германии словно замерло и погрузилось в спячку. Множество столичных деятелей искусства были отправлены в изгнание, а некоторые художники и вовсе уничтожены нацистами.

    Нацисты ненавидели такие течения изобразительного искусства, как дадаизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. Практически все течения модерна были поставлены под клеймо «деградация» (Entartung). Множество картин Клее, Дикса, Бекманна и других представителей модернизма были изуродованы или просто уничтожены.

    В 1938 году в Германии был принят закон, позволяющий изымать из частных коллекций картины «деградированного искусства». Апогеем событий стало публичное сожжение в 1939 г в Берлине около 4 тыс картин.

    От начала XX ст до наших дней

    Огромное значение для современного изобразительного искусства Германии имели колонии художников в Ворпсведе (Künstlerkolonie Worpswede) и Дармштадте (Darmstädter Künstlerkolonie), которые действовали в начале XX ст. Здесь проживали и работали в различных стилях художники, оставившие миру множество потрясающих произведений искусства. Большинство работ было создано в стиле модерн.

    Читать еще:  Позитивное ощущение. Marina Gromenko MarGo

    После окончания Второй мировой войны влияние таких известных деятелей экспрессионизма, как Кандинский и Нольде, были возрождены. Абстрактный экспрессионизм приобрел новые краски и черты. Самые яркие работы в данном стиле были созданы художниками Эрнстом Вильгельмом Наем и Вилли Баумейстером.

    Самые захватывающие произведения искусства современности принадлежат немецкому скульптору Ансельму Киферу. Его работы украшают берлинский зал Гамбургского железнодорожного вокзала, расположенного в Берлине.

    Лучшие работы современных художников выставлены в современной Пинакотеке в Мюнхене, Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, музее Баухауса в Веймаре, берлинских галереях Eigen+Atr и Кунст-Верке, Новом музее в Нюрнберге. На их территории действуют временные и постоянные выставки.

    Пинакотека в Мюнхене (Фото © Guido Radig / commons.wikimedia.org / Лицензия CC-BY-3.0)

    Видео о живописи в Германии смотрите по ссылке ниже:

    Немецкий рынок искусства
    ARTinvestment.RU 31 октября 2011

    Согласно данным недавно вышедшего доклада Artprice о состоянии арт-рынка, Германия занимает шестое место в мире по объему продаж современного искусства с результатом 6 947 679 миллионов евро за период с июля 2010 года по июнь 2011, опережая Сингапур, Францию, Великобританию, США и Китай.

    Четыре немецких художника вошли в топ-50 самых продаваемых авторов в мире. Так, на 19-е место попал Ансельм Кифер (Anselm Kiefer) с оборотом 9 200 234 евро в период между июлем 2010 года и июнем 2011 года. Весомый вклад в это достижение внес тот факт, что в прошлом мае работа Кифера «Неизвестному художнику посвящается» была продана за 2,16 миллиона долларов на Christie’s.

    На 21-м месте списка Андреас Гурски (Andreas Gursky) с результатом 8 540 078 евро. Гурски — один из немногих художников в мире, чьи фотоработы продаются за миллионы евро.

    На 41-м месте Томас Шютте (Thomas Schütte) с результатом 4 049 697 евро. Его скульптура «Большой призрак № 16» в ноябре 2010 года ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury за 2,55 миллиона евро.

    На 44-м месте Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger) с суммой 3 741 559 евро.

    Двое немецких авторов попали в топ-100 современных художников по версии Artprice — это Томас Штрут (Thomas Struth) на 82-м месте и Ансельм Рейле (Anselm Reyle) на 91-м.

    Впрочем, Германия славится не только художниками: в недавний список самых влиятельных людей в мире искусства, составленный Art Review, вошел ряд немецких галеристов. 44-е место занимают кёльнские галеристы Моника Шпрют (Monika Sprüth) и Филомена Магерс (Philomene Magers), основательницы галереи Sprüth & Magers, которая сегодня имеет офисы в Берлине и Лондоне; на 61-ю позицию составители рейтинга поставили Даниэля Бухольца (Daniel Buchholz), владельца галереи в том же Кёльне; 77-я строчка досталась основателям галереи Neugerriemschneider в Берлине Тиму Нойгеру (Tim Neuger) и Буркхарду Римшнайдеру (Burkhard Riemschneider); и 96-е место отвели Иоганну Кёнигу (Johann König).

    Хотя Берлин занимает центральное место на художественной сцене Германии, однако и в других городах страны бурлит художественная жизнь, в особенности славятся ею Кёльн и Дюссельдорф. Престижные галереи, чьи имена громко звучат на международном арт-рынке, расположились по всему Кёльну. Они же имеют офисы и в столице. К примеру, галерея Christian Nagel, основанная в Кёльне в 1999 году, в 2002-м открыла выставочные площади в Берлине. Не так давно появились там и старейшие кёльнские галереи Daniel Buchholz и Gisela Capitain.

    Как пишет Art Media Agency, долгое время именно Кёльн был центром немецкого арт-рынка, и туда стекалось огромное число дилеров и коллекционеров. Однако в последнее время Кёльн начал постепенно уступать позиции более молодой рыночной площадке — столичной. Впрочем, это не мешает ярмарке Арт-Кёльн, которой в этом году исполнилось 45 лет, быть на слуху и за пределами Германии; к тому же ее позиции упрочила отмена в этом году берлинской ярмарки Art Forum Berlin, существование которой сейчас вообще поставлено под вопрос.

    Другая немецкая культурная столица — Дюссельдорф, и там тоже кипит галерейная жизнь: местные заведения демонстрируют широкий диапазон произведений современного искусства — от творений именитых художников до произведений начинающих авторов. В Дюссельдорфе располагается известная галерея Ганса Мейера (Hans Meyer). Она возникла в 1965 году, поселилась в городе в 1971-м и вот уже сорок лет продолжает расширять круг своих художников, работающих, отметим по обе стороны океана. В их числе всемирно признанные Фрэнк Стелла (Frank Stella), Элсворт Келли (Ellsworth Kelly), Сол ЛеВитт (Sol LeWitt), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) и Том Вессельман (Tom Wesselmann), представители более молодого поколения Кит Хэринг (Keith Haring), Жан-Мишель Баския (Jean-Michael Basquiat) и Роберт Лонго (Robert Longo), а также европейцы, например Гия Эдзгверадзе (Gia Edzgveradze) и Маркус Оэлен (Markus Oehlen).

    Многие старые галереи Дюссельдорфа, как и их кёльнские коллеги, имеют филиалы в Берлине. Так, галерея Konrad Fischer, основанная в 1967 году, открыла свой филиал в Берлине в 2007-м. Галерея экспонирует известных немецких и зарубежных художников, в числе которых Харальд Клингельхеллер (Harald Klingelhöller), Хельмут Дорнер (Helmut Dorner), Тони Крэгг (Tony Cragg), а также молодые таланты Магнус Плессен (Magnus Plessen), Мэтью Бэкингем (Matthew Buckingham), Гай Бен-Нер (Guy Ben-Ner) и Вольфганг Плёгер (Wolfgang Plöger).

    Многие всемирно известные немецкие художники, такие как Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Шютте (Thomas Schütte) и Томас Штрут (Thomas Struth), облюбовали Дюссельдорф в качестве места жительства, и это, конечно, повышает статус города как культурной столицы.

    Репутация Кёльна и Дюссельдорфа на немецком арт-рынке несомненна, однако центральное место на нем с недавнего времени занимает Берлин, второй по величине город в Европе. Привлекательные цены на недвижимость идут на пользу как художникам и их студиям, так и солидным галереям, коих здесь немало.

    Галерея Contemporary Fine Arts Gallery входит в число берлинских заведений, котирующихся на международной сцене, и принимает участие в таких значимых международных событиях, как Fiac, Frieze и АртБазель. Галерея представляет как художников местного уровня, так и всемирно известных мастеров, таких как Георг Базелиц (Georg Baselitz), Питер Дойг (Peter Doig) и Даниэль Рихтер (Daniel Richter).

    Галерея Eigen+Art, возникшая в Лейпциге и работающая в Берлине с 1992 года, имеет несколько офисов в разных городах страны, а также филиалы в Токио, Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Она представляет ярких художников из бывшей Восточной Германии, например Нео Рауха (Neo Rauch), одного из самых знаменитых немецких авторов в мире. Галерея Sprüth Magers также имеет филиал в Лондоне и выставляет таких известных художников, как Ричард Принс (Richard Prince), Андреас Гурски (Andreas Gursky) и Синди Шерман (Cindy Sherman).

    Помимо популярных на рынке имен, крупные берлинские и другие значительные немецкие галереи отдают должное и художникам, известным только у себя на родине: это Антон Хеннинг (Anton Henning), Джонатан Миз (Jonathan Meese), Томас Руфф (Thomas Ruff), Блинки Палермо (Blinky Palermo), Ганс-Юрген Шликер (Hans-Jürgen Schlieker), Гюнтер Уэкер (Günther Uecker), Арис Калайцис (Aris Kalaizis), Катарина Фритш (Katharina Fritsch), Фриц Швеглер (Fritz Schwegler).

    Читать еще:  Невидимая сущность. Melinda Matyas

    С падением Стены и началом массовой миграции населения в Западную Германию из Восточной Берлин сильно изменился. Многие здания оказались заброшенными, и территорию Восточного Берлина стали заново осваивать художники и галеристы, которые в итоге превратили центральный район Митте в средоточие артистической жизни.

    После объединения Германии в 1989 году в немецкой столице открылись новые музеи, а старые стали обретать новый вид и утраченные коллекции. Среди лучших художественных учреждений города — Бодемузеум, Старая и Новая Национальные Галереи, Старый музей, Музей Пергамон.

    Способствуют развитию немецкого арт-сектора и благоприятные налоговые условия: размер НДС в Германии составляет 19 процентов, однако на покупку некоторых товаров, в том числе произведений искусства, действует сниженный 7-процентный налог.

    Материал подготовила Мария Эстрова, AI

    Рынок искусства и антиквариата — особенности инвестирования

    Мировой инвестиционный рынок в последние время (после кризиса 2008- 2009 годов) имеет крайне неустойчивый характер, который привел к тому, что большинство активов (акции, облигации, валюта, недвижимость) просто уже переоценено и вышло за пределы адекватной оценки рынками. Это вызвано тем, что приток на рынок большого количества дешевых, ничем не обеспеченных денег, которому способствовала ультрамягкая финансовая политика ведущих мировых стран, вызвал уход инвесторов в любые активы, способные принести хоть-какую-то прибыль.

    В этой ситуации перед многими инвесторами стоит задача поиска новых сфер вложения капитала, с тем, чтобы иметь сопоставимые уровни прибыли.

    Однако ситуация интересна тем, что дешевые деньги не идут в реальный сектор экономики просто потому, что уровень потребительского спроса во всем мире неуклонно снижается, новые технологии снижают себестоимость производства большинства потребительских товаров и т.п. Если же говорить о традиционных способах сохранения капитала то, например, реальные банковские ставки для депозитов вообще ушли в область отрицательных значений, и говорить о том, что таким образом можно сохранить капитал не приходится.

    В таких весьма неоднозначных условиях инвесторы ищут новые пути приложения капитала: кто – то вкладывает деньги в развитие перспективных технологий, в космос как Элон Маск (компания Space X), кто – то видит возможности инвестирования в биотехнологии (особенно касающиеся продления жизни) и т.п. Не остались без внимания инвесторов и такая сфера сохранения и приумножения капитала как предметы искусства, антиквариат, которые чаще всего носят название «альтернативные инвестиции».

    В этой статье будет рассказано о том, чем привлекательны для инвестора предметы старины и искусства, какие особенности работы на этом рынке и какие риски с такого рода инвестициями следует ожидать.

    Ничто не ново под Луной — вечные ценности опять стали пользоваться спросом

    С точки зрения инвестиционных предпочтений работа с вложениями в предметы искусства очень мало освещается в СМИ и даже в финансовой медиа индустрии. Однако такой, можно сказать, полузакрытый, почти клубный характер этого очень интересного рынка обусловлен тем, что сама специфика вложений в антиквариат не позволяет использовать те же инструменты анализа, которые обычно используются на открытых биржевых площадках.

    К примеру, частные банки осознают потенциал рынка искусства как средства привлечения своих клиентов. Deutsche Bank и UBS стали крупнейшими спонсорами ярмарок искусства, включая Art Basel и Art Basel Miami, Frieze Art Fair и ARTHK (Hong Kong).

    Коммерческие банки предлагают искусство своим клиентам в качестве альтернативного актива. Данная услуга из сферы wealth management получила распространение в последние годы, однако её широкому внедрению мешают риски. Основные направления работы банков как арт-дилеров на рынке антиквариата и искусства представлены на диаграмме, изображенной на рисунке 1.

    Также работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с таким направлением как Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается не столь часто. Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусство стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.

    График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (см. рисунок 2).

    Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо его сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция на этом рынке сегодня – это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае, где, как известно, сосредоточено наибольшее количество миллиардеров, после России и стран Запада, по версии известного аналитического издания «Форбс».

    При анализе инвестиций в объекты антиквариата в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются показателями, характеризующими динамику цены условного произведения искусства на определенный момент времени.

    В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики. Как видно из этих графиков, вложения в предметы искусства в среднем принесли своим инвесторам за период с 2008 года (даже с учетом провала в кризисные 2008- 2009 годы) как минимум 350% дохода, что сопоставимо разве только с недвижимостью класса «премиум».

    О каких рисках арт-рынка должен знать инвестор

    При оценке того, какие особенности и риски связаны с инвестированием в предметы искусства, следует исходить прежде всего из того, что арт-рынок, имеет лишь опосредованную связь с другими финансовыми активами. Поэтому все те методы анализа, используемые для инвестиций, например, в недвижимость (см. Инвестирование в недвижимость: основные направления) или в ценные бумаги вряд ли подойдут.

    Связано это, прежде всего с уникальностью рынка искусства, как, например, в частности — что следует считать предметом старины в конкретном юридическом определении? Так, к примеру, в России согласно законам предметом антиквариата считается арте — факт, имеющий возраст более 50 –ти лет. В США, например, предмет антиквариата должен быть изготовлен до 1830 года, в Канаде до 1847 года, а в Великобритании ему должно быть не меньше 100 лет.

    Следует также выделить еще одну особенность рынка искусства — это критерий или стандарт, определяющий наличие художественной (культурной) ценности. Еще одно важнейшее свойство арт — объектов коллекционного спроса – субъективное признание их ценности, не позволяющее унифицировать их систему оценки, что выступает главным препятствием для отнесения данных предметов к полноценным объектам инвестирования.

    Также часто встречающиеся особенности арт — инвестиций связаны с обращением, хранением, совершением с ними сделок, которые для наглядности представлены в виде диаграммы на рисунке 4.

    Читать еще:  Новозеландский художник-самоучка. Linda Hannan

    Заключение

    В качестве заключения можно сделать вывод, что, несмотря на всю специфичность рынка предметов искусства и антиквариата, именно он может в перспективе ближайших 30-50 лет стать достойным инструментом инвестирования наравне с высокими технологиями и экономикой знаний. Это особенно актуально, учитывая то, что в эпоху постмодерна подлинных предметов настоящего искусства с каждым годом становится все меньше и меньше и стоимость подобных вещей растет по экспоненте, чему явным свидетельством могут служить аукционные торги CHTISTIE’S и SOTHEBY’S, со сделками в десятки и сотни миллионов.

    Рынок искусства и антиквариата — особенности инвестирования

    Мировой инвестиционный рынок в последние время (после кризиса 2008- 2009 годов) имеет крайне неустойчивый характер, который привел к тому, что большинство активов (акции, облигации, валюта, недвижимость) просто уже переоценено и вышло за пределы адекватной оценки рынками. Это вызвано тем, что приток на рынок большого количества дешевых, ничем не обеспеченных денег, которому способствовала ультрамягкая финансовая политика ведущих мировых стран, вызвал уход инвесторов в любые активы, способные принести хоть-какую-то прибыль.

    В этой ситуации перед многими инвесторами стоит задача поиска новых сфер вложения капитала, с тем, чтобы иметь сопоставимые уровни прибыли.

    Однако ситуация интересна тем, что дешевые деньги не идут в реальный сектор экономики просто потому, что уровень потребительского спроса во всем мире неуклонно снижается, новые технологии снижают себестоимость производства большинства потребительских товаров и т.п. Если же говорить о традиционных способах сохранения капитала то, например, реальные банковские ставки для депозитов вообще ушли в область отрицательных значений, и говорить о том, что таким образом можно сохранить капитал не приходится.

    В таких весьма неоднозначных условиях инвесторы ищут новые пути приложения капитала: кто – то вкладывает деньги в развитие перспективных технологий, в космос как Элон Маск (компания Space X), кто – то видит возможности инвестирования в биотехнологии (особенно касающиеся продления жизни) и т.п. Не остались без внимания инвесторов и такая сфера сохранения и приумножения капитала как предметы искусства, антиквариат, которые чаще всего носят название «альтернативные инвестиции».

    В этой статье будет рассказано о том, чем привлекательны для инвестора предметы старины и искусства, какие особенности работы на этом рынке и какие риски с такого рода инвестициями следует ожидать.

    Ничто не ново под Луной — вечные ценности опять стали пользоваться спросом

    С точки зрения инвестиционных предпочтений работа с вложениями в предметы искусства очень мало освещается в СМИ и даже в финансовой медиа индустрии. Однако такой, можно сказать, полузакрытый, почти клубный характер этого очень интересного рынка обусловлен тем, что сама специфика вложений в антиквариат не позволяет использовать те же инструменты анализа, которые обычно используются на открытых биржевых площадках.

    К примеру, частные банки осознают потенциал рынка искусства как средства привлечения своих клиентов. Deutsche Bank и UBS стали крупнейшими спонсорами ярмарок искусства, включая Art Basel и Art Basel Miami, Frieze Art Fair и ARTHK (Hong Kong).

    Коммерческие банки предлагают искусство своим клиентам в качестве альтернативного актива. Данная услуга из сферы wealth management получила распространение в последние годы, однако её широкому внедрению мешают риски. Основные направления работы банков как арт-дилеров на рынке антиквариата и искусства представлены на диаграмме, изображенной на рисунке 1.

    Также работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с таким направлением как Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается не столь часто. Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусство стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.

    График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (см. рисунок 2).

    Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо его сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция на этом рынке сегодня – это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае, где, как известно, сосредоточено наибольшее количество миллиардеров, после России и стран Запада, по версии известного аналитического издания «Форбс».

    При анализе инвестиций в объекты антиквариата в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются показателями, характеризующими динамику цены условного произведения искусства на определенный момент времени.

    В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики. Как видно из этих графиков, вложения в предметы искусства в среднем принесли своим инвесторам за период с 2008 года (даже с учетом провала в кризисные 2008- 2009 годы) как минимум 350% дохода, что сопоставимо разве только с недвижимостью класса «премиум».

    О каких рисках арт-рынка должен знать инвестор

    При оценке того, какие особенности и риски связаны с инвестированием в предметы искусства, следует исходить прежде всего из того, что арт-рынок, имеет лишь опосредованную связь с другими финансовыми активами. Поэтому все те методы анализа, используемые для инвестиций, например, в недвижимость (см. Инвестирование в недвижимость: основные направления) или в ценные бумаги вряд ли подойдут.

    Связано это, прежде всего с уникальностью рынка искусства, как, например, в частности — что следует считать предметом старины в конкретном юридическом определении? Так, к примеру, в России согласно законам предметом антиквариата считается арте — факт, имеющий возраст более 50 –ти лет. В США, например, предмет антиквариата должен быть изготовлен до 1830 года, в Канаде до 1847 года, а в Великобритании ему должно быть не меньше 100 лет.

    Следует также выделить еще одну особенность рынка искусства — это критерий или стандарт, определяющий наличие художественной (культурной) ценности. Еще одно важнейшее свойство арт — объектов коллекционного спроса – субъективное признание их ценности, не позволяющее унифицировать их систему оценки, что выступает главным препятствием для отнесения данных предметов к полноценным объектам инвестирования.

    Также часто встречающиеся особенности арт — инвестиций связаны с обращением, хранением, совершением с ними сделок, которые для наглядности представлены в виде диаграммы на рисунке 4.

    Заключение

    В качестве заключения можно сделать вывод, что, несмотря на всю специфичность рынка предметов искусства и антиквариата, именно он может в перспективе ближайших 30-50 лет стать достойным инструментом инвестирования наравне с высокими технологиями и экономикой знаний. Это особенно актуально, учитывая то, что в эпоху постмодерна подлинных предметов настоящего искусства с каждым годом становится все меньше и меньше и стоимость подобных вещей растет по экспоненте, чему явным свидетельством могут служить аукционные торги CHTISTIE’S и SOTHEBY’S, со сделками в десятки и сотни миллионов.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector