От пальцев до карандашей. Краткая история инструментов для рисования

От пальцев до карандашей. Краткая история инструментов для рисования

От пальцев до карандашей. Краткая история инструментов для рисования

Большая часть инструментов для рисования, которые художники используют сегодня, пришли к нам, в сильно изменённом виде, конечно, из древности, когда они использовались в качестве инструментов для письма. Более 4000 лет назад, например, человек использовал инструменты из бронзы или кости, чтобы выцарапывать письмена на глиняных табличках.

Спустя 1000 лет египтяне использовали тонкие камышовые кисти или тростниковые ручки на папирусных свитках. Еще позже, римляне научились использовать металлические стилусы для письма на тонких восковых табличках, а после 600 года нашей эры в Европе было изобретено гусиное перо.

Однако, самым первым инструментом, вплоть 40-го века до нашей эры, являлся палец, используемый для создания следов на стенах пещеры из грязи перемешанной с кровью животных или порошком из растительных красителей. С некоторой уверенностью можно сказать, что палки также использовались для рисования (отметки, похожие на рисунки делались в почве, грязи или песке, как это делают дети до сих пор). На более техническом уровне, какой-то древний, должно быть, умный человек заметил, что сгоревший кусок дерева может оставлять черные следы на камнях, и поэтому уголь был использован в качестве самого первого рукотворного карандаша. В пещерах было обнаружено несколько рисунков древесным углём, подтверждающих эту мысль.

Рисунок Углем, Пещера Шове, Франция. 30 000 лет до н.э.

Древесный уголь получил распространение как универсальная среда, и в эпоху Возрождения он стал широко использоваться художниками для создания предварительных рисунков на стенах для настенной или панельной живописи. По той же причине он также использовался на холсте, а также на бумаге для черновой обработки композиций.
Поскольку древесный уголь считается временной средой, возникла нужда и в других средствах рисования. Стилус, или свинцово-серебряный карандаш был впервые использован в эпоху классического рисования, в итоге стал незаменимым инструментом художника, примерно, с середины 1400-х годов. Самая ранняя запись об использовании свинцово-серебряного карандаша как инструмента для рисования была сделана о том, что отец Альбрехта Дюрера, учил своего сына пользоваться стилусом.

Дюрер — автопортрет в 13 летнем возрасте

Достигнув некоторого мастерства в пользовании этим инструментом, в 1484 году в возрасте 13 лет Альбрехт нарисовал автопортрет, который теперь считается шедевром, что является удивительным достижением для произведения искусства, созданного столь молодым художником.

Свинцово-серебряный карандаш или silverpoint — это простой инструмент: держатель стержня с небольшим заостренным металлическим наконечником, который, как правило, делался из серебра или других мягких металлов, например, золота, меди, латунь и т. д.

Инструмент нельзя было использовать на обычной (для того времени) бумаге, так как её поверхность нужно было обработать веществом действовавшим как абразив для мягкого металла. Это вещество состояло из белого костного пепла, смешанного со слюной. Сегодня для создания идеальной поверхности для серебряного или металлического точечного рисунка может быть использована белая гуашь. Для достижения наилучших результатов поверхность должна быть покрыта несколько раз, при этом художник должен был позволить каждому слою высохнуть перед нанесением следующего. В некоторых случаях в гуашь можно добавить оттенок, чтобы создать мягкий цветной фон.

Из-за окисления, каждый металл имеет свою собственную специальную реакцию с воздухом, которая придает нарисованным линиям мягкие оттенки от зеленого до коричневого и черно-коричневого, которые проявляются в течении нескольких недель.

Позже, в середине 1500-х годов, был обнаружен графит. Он имел отличные качества и был взят на вооружение художниками и другими представителями мира искусства в качестве универсального инструмента рисования, который в конечном итоге стал известен как «карандаш».

Термин «карандаш» происходит от латинского слова «pencillus», что означает «маленький хвост», ранее этот термин использовали для описания маленьких чернильных кистей, которые применялись для письма в Средние века. Когда в 1564 году был обнаружен графит (тогда он ещё так не назывался), термин «карандаш» использовался для обозначения мелких кусочков, завернутых в какую-либо оболочку, чтобы держать мягкий материал вместе. Однако, некоторое время спустя, из графита научились делать длинные полосы и зажимать их между двумя плоскими кусками дерева, похожими на то, что мы теперь знаем как «плотницкий карандаш». В то время считали, что графит — это форма свинца и называли его «plumbago» или «black lead», отсюда и появился на свет термин «карандаш», который люди все еще используют сегодня. Термин «графит» появился, примерно, в 1789 году, и произошёл он от греческого слова «graphein», означающего «писать».

Первые серийные «обсаженные» деревом графитовые карандаши начали поступать на рынок в 1662 году в Германии, и с этого момента стали появляться другие карандашные производства. В 1800-х годах стали появляться закругленные деревянные футляры, которые вытеснили громоздкие плоские карандаши.

До 1795 года использовался чистый графит, но французский химик Николя-Жак Конте экспериментировал с смешиванием различных количеств глины с порошкообразным графитом и формованием их в палочки, которые затем обжигал в печи. После чего он обклеивал тонкие стержни из закаленной графитово-глиняной смеси деревянной оболочкой и в результате получал карандаши, похожие на те, что мы знаем сегодня.

В период с 1400 по 1880-е годы в арсенал художника пополнился другими инструментами: такими как мел, пастели, восковые мелки, древесный древесный уголь и даже белый уголь.
Сегодня в распоряжении художника инструментов для рисования больше, чем ему может понадобиться. Поэтому для всех, кто серьезно относится к обучению рисованию есть отличный выбор древесного угля, карандашей и ручек на выбор, главное найти того, кто поможет вам научиться правильно их использовать.

«История простого карандаша». Познавательное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Альбина Бородина
«История простого карандаша». Познавательное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

В моём занятии была представлена презентация о возникновении карандаша. Фильм о том как делают карандаши. И открытие музея карандаша в группе.

: Познакомить детей с историей появления и производства карандашей.

Читать еще:  Портреты на шелке. Bettina Newbery

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.

Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Ход занятия

: Ребята сегодня я расскажу историю о появлении одного простого предмета, а какого вы мне сейчас назовёте отгадав загадку: Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Текст к слайдам.

Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Прошло много времени, уголёк заменили на свинцовую палочку, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи.

Так продолжалось очень долго до XVI века, пока не была найдена новая основа карандаша — грифель. Впервые минерал — грифель обнаружили английские пастухи, они заметили что когда овцы трутся о камни то становятся черными. Убедившись в том, что этот минерал не подходит для изготовления пуль и оружия, люди принялись изготавливать из него тонкие заостренные палочки, правда, пригодные только для рисования, а не для письма, так как очень пачкали руки.

Так как графит очень мягкий в него начали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш.

Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.

Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша.

Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.

Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого.

В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.

Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

А сейчас давайте мы с вами вспомним чем люди рисовали.

Физкультминутка

Карандашик потянулся, раз нагнулся, два прогнулся.

Руки в стороны развёл,а точилку не нашёл.

Чтоб точилку нам достать, нужно на носочки встать.

Презентация по ИЗО «Инструменты и материалы для художника»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по ИЗО «Инструменты и материалы для художника» Выполнила Заболотная Д. А. 2018 г.

ЧЕМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ХУДОЖНИК кисти (белка, колонок, пони, синтетика, щетина) • краски (акварель, гуашь, масляная краска, акрил, темпера) • мольберт, планшет • холст, бумага (акварельная, пастельная, чертёжная, для гуаши, для акрила) • палитра • карандаши: чернографитные (простые), цветные, акварельные, масляные и восковые мягкий графитный материал (уголь, сангина, сепия, пастель, соус и др.) тушь, перья стиральная резинка, клячка

Кисти Кисть — инструмент для нанесения на поверхность краски и других жидкостей, выполненный в виде пучка мягких волосков, скреплённых у основания и насаженных на рукоятку. Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное.

Белка Лучшая группа кистей для работы . Беличий волос хорошосохраняет форму, не ломается, великолепно впитывает и отдает затем влагу, и легко моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать плавно, без неравномерных полос и наложения размытых пятен.

Колонок Колонок – это хищный пушной зверь из семейства куньих. Его шерсть имеет превосходные свойствами мягкости, эластичности и упругости. Волосинки колонка имеют форму веретена, благодаря чему масса ворса хорошо сцепляется с водой. Пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при контакте наполненной кисти с рабочей поверхностью, создают непрерывный капиллярный поток. С кончика кисти краска стекает с нужной консистенцией, равномерно.

Пони Кисти из волоса пони, хорошо впитывают и отдают краску. Удовлетворительно собираются в конус, держат форму, но недостаточно упруги. Предназначены для работы с водорастворимыми красками: акварелью, гуашью, тушью. Кисти из волоса пони гладкие, мягкие и шелковистые, волос пони толще волоса белки, поэтому кисти из пони более плотные.

Синтетика Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом — как густым, так и разведенным. Одним словом, синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы.

Щетина Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик — он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы.

Уход за кистями Кисти требуют бережного отношения к себе. При неосторожном обращении (например, при сильном, грубом надавливании акварельной кистью на дно емкости с водой) волоски пучка могут сломаться о край обоймы, и кисть будет испорчена. Не следует оставлять кисть в воде таким образом, чтобы она опиралась о дно емкости волосяным пучком. Это может испортить форму пучка, нарушить капиллярность и привести к поломке волос. После окончания работы, кисти следует тщательно очищать от краски и ставить в ёмкость (стакан, вазочка, банка и т.п.) для хранения кистей волосяным пучком вверх. Скопление сухой краски на волосяном пучке возле самой обоймы и внутри нее значительно сокращает срок эксплуатации кистей, поэтому после сеанса живописи обязательно тщательно очищайте рабочие кисти. После работы с акварелью и гуашью, кисти достаточно хорошо промыть в едва тёплой воде, убедившись, что на волосках не осталось красящего пигмента. Если вы работаете акрилом или маслом и промываете кисть растворителем, имейте в виду, что плохо смытый растворитель, скапливаясь внутри обоймы, способен растворять фиксирующий клей, что приводит к выпадению волос и негодности кисти. Храните кисти в сухом, защищенном от моли месте таким образом, чтобы исключить повреждение волосков, и чтобы волосяной пучок сохранял свою форму.

Читать еще:  Пейзажи зеленого континента. Graham Gercken

Краски В мире существуют самые разные виды красок, для самых разных видов деятельности. Однако есть краски, которые предназначены для художественной работы. В первую очередь это, конечно же, краски для живописи. В изобразительном искусстве художники пользуются пятью основными видами художественных красок: акварельная краска, гуашевая, масляная, темперная и акриловая. Подавляющее большинство всех красок состоит из двух основных компонентов: пигмент (красящий порошок) и связующее вещество (клей, скрепляющий частички пигмента).

Акварель Самая непослушная краска, которая очень любит воду, просто не имеет без нее смысла. Связующее акварели делается из клея гуммиарабика. Акварель для художественных работ должна использоваться только очень хорошего качества. При всей своей сложности (как в работе, так и в хранении самих работ), акварель способна помогать художнику создавать шедевры, не уступающие тем, для работы над которыми использовалось масло. Самой качественной акварельной краской в мире считается та, которую производит завод художественных красок в Санкт- Петербурге.

Гуашь Гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность становится матовой. Гуашевыми красками сложно и одновременно просто рисовать: допущенные погрешности можно «спрятать», нанеся новый слой, но для получения другого оттенка придётся поэкспериментировать. При этом нельзя допускать, чтобы слой был слишком толстый, иначе при высыхании гуашь может потрескаться или осыпаться.

Масляные краски Из названия понятно, что в качестве связующего здесь работает масло. Чаще всего используется льняное, но могут быть и другие природные натуральные масла. Преимущество масляных красок заключается в работе связующего- масло образует защитную пленку, которая надолго (на века, при должном хранении) сохраняет работу художника. Так, до нашего времени смогли сохраниться многие шедевры масляной живописи.

Акрил Сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой. Акриловые краски бывают разных видов: матовые, глянцевые, перламутровые, блестящие, а также жидкие или густые. Слишком густые можно разбавлять водой или специальной жидкостью. Но можно и не делать этого: в этом случае акрил позволяет создавать настоящие шедевры с необычной фактурой.

Темпера Связующее вещество темперных красок является эмульсией, т. е. смесью нерастворимых друг с другом веществ. Существует четыре основных вида темперных красок: казеиново-масляная, яичная, воскво-масляная, поливинилацетатная. Из этих названий видно из чего состоит связующее каждого вида темперных красок. Это может быть казеин, масло, яичный желток, воск, ПВА. Но если масло или яичный желток являются известными компонентами красок, то про казеин знают не все. Казеин — это клей, который получают из молока, а точнее из творога. Казеиновый клей используется в сочетании с маслом в изготовлении казеиново-масляной темперы. Большинство темперных красок после высыхания не растворяется и не смывается.

История, свойства, виды и необычные экземпляры карандашей

Этот знакомый с детства предмет для письма, рисования и черчения представляет собой стержень из пишущей сердцевины (графита, угля, сухих красок и др.), помещенный в удобную для держания основу.

Немного истории

Портрет Доротеи Мейер, выполненный серебряной иглой

Наиболее дальним его родственником является «серебряная игла», которой пользовались художники XIII века для рисования на особым образом подготовленном холсте.

Инструмент помещался в держатель и оставлял после себя тонкий серый след, который позже, в результате процесса окисления, становился коричневым. Очевидными недостатками этого «пракарандаша» были невозможность стирания и сложность использования, включающая предварительную обработку холста костяной пылью.

Спустя столетие появляется более совершенный «итальянский карандаш», первоначально производимый из глинистого чёрного сланца, а затем из порошка жженой кости, смешанного с растительным клеем.

Этот карандаш вне зависимости от типа рабочей поверхности сразу оставлял свой собственный след и был проще в использовании.

Собственно графитовый карандаш появляется лишь в XVI веке в виде чёрных палочек, завёрнутых в бумагу или обмотанных бечевкой, а веком позже немцы создают первый деревянный карандаш из графита, серы и клея, который был, впрочем, не слишком хорошего качества.

Самый старый карандаш в мире, был найден в бревенчатом доме, построенном в 1630 году (Изображение: Faber-Castell)

И, наконец, в XVIII веке химикам удаётся установить углеродную природу графита и его свойства, и, подойдя к процессу научно, используя графитовую пыль, глину и воду, путём обжига получить настоящий графитовый стержень, твердость которого можно варьировать путём изменения концентрации глины.

Карандаш сегодня

Сегодня параметры графитового сердца карандаша меняют посредством дополнительно вводимых в его состав полимеров, которые, к примеру, дают возможность производить тончайшие грифели для современных механических карандашей, придуманных в качестве решения проблемы потерь исходного материала при заточке деревянного карандаша.

Теперь классический грифель — это обработанные высокой температурой белая глина, графит и связывающее вещество. Добавьте сюда пару деревянных дощечек с канавками для грифеля, клей для их скрепления, краски и лаки для наведения внешнего лоска, металлический ободок и небольшой ластик, и карандаш готов к работе и творчеству.

Видов карандашей огромное количество. Основное их деление происходит по цветности: классический грифель даёт начало так называемому простому карандашу, а пигменты, вводимые в его состав — цветному.

Существуют даже карандаши с многоцветным грифелем.

Механические карандаши можно отнести к многоразовым, а деревянные и секционные к одноразовым. Для ясности: секционные карандаши представляют собой трубку с определенным количеством наконечников с заточенными мини-грифелями, которые по мере расходования переставляются из начала в конец карандаша, обновляя «рабочее перо».

Одним из основных свойств карандашей является их твёрдость, в связи с этим различают твердые (обозначение на корпусе: Т или H), мягкие (М или B) и твердо-мягкие (ТМ или HB) карандаши. Чем больше цифра перед буквой, обозначающей твердость или мягкость, тем интенсивнее выражено это качество.

Читать еще:  Отпечаток женственности. Французский художник. Isabel Mahe 16+

Для рисования используют карандаши различной мягкости, для черчения — чаще всего твердые, для письма — средний вариант

Очень часто на конце карандаша располагается небольшой ластик, это означает, что данный карандаш обладает свойством стираемости. Однако, есть карандаши, лишенные его, они называются химические и используются вместо ручек. Благодаря водорастворимому красителю в составе грифеля, уничтожить стиральной резинкой надпись, сделанную таким карандашом, невозможно.

Форма обрамления грифеля может быть круглой или шестиугольной. Первая подходит для детских карандашей, на ней располагаются рисунки, делающие карандаш привлекательным для маленьких художников. Вторая обеспечивает прочный захват, а еще благодаря ей карандаш не скатывается со стола.

Материал, из которого изготовлен «футляр» для грифеля, может быть различным: дерево, пластик, лак, металл и др. Но только деревянный карандаш при заточке даёт неповторимую стружку.

Интересные экземпляры

Несмотря на то, что карандаши достаточно долго существовали рядом с нами в своём классическом варианте, сейчас на прилавках магазинов можно встретить довольно интересные экземпляры, как, например, гибкий карандаш, который, впрочем, не особенно добросовестно выполняет свою исконную функцию письма, зато прекрасен в качестве сувенира или релаксанта.

Фору этому канцелярскому антидепрессанту может дать только карандаш с мягкой внешней поверхностью. А для тех, кто хочет взбодриться, предлагается карандаш с тонизирующим ароматом.

Привычка некоторых людей грызть карандаши натолкнула дизайнеров на мысль о создании ластика из карамели, а некоторые пошли ещё дальше и создали серии целиком съедобные карандаши из овощей, фруктов, орехов, цукатов и шоколада.

Офисных работников порадуют карандаши с держателями, которые можно крепить к планшету или блокноту, как ручку, а также карандаш-маркер с сочным цветом для выделения текста.


Активных пользователей карандашей привлечет двусторонний карандаш, составленный из двух карандашных «огрызков», скреплённых особым держателем.

А перфекционистам придутся по душе карандаши с жидким графитом, позволяющим внести коррективы в течение 72 часов, по истечении которых написанное уже «не вырубишь топором».

В общем, карандаш в любой своей ипостаси найдёт себе благодарного пользователя.

Минимальный набор инструментов для скетчинга

Принцип «вы получаете то, за что платите» очень применим к художественным принадлежностям, но если вы новичок и только пробуете себя в новом деле, остерегайтесь материалов по завышенной цене. Красиво упакованные наборы для рисования могут быть привлекательными, но могут содержать инструменты, которые вам на самом деле не нужны.

Художественные товары купить в Москве можно не потратив всю зарплату и начать рисовать уже сегодня.

Рисование карандашом — самый простой и дешевый из всех вариантов, поэтому советую начать именно с него. Все, что вам нужно для начала, — это блокнот или бумага, несколько карандашей, ластик и точилка.

Чернографитные карандаши

Карандаш — самое простое и важное средство рисования. Карандаши для рисования имеют стержни из порошкового графита (не свинца), обожженного глиной, различной твердости.

Для начала выберите небольшой диапазон: HB, 3B и 6B. Он позволит вам поэкспериментировать с разной толщиной линий, что пригодится для реалистичного рисования.

Выбирайте известные проверенные бренды, так как они будут иметь более качественный грифель с минимальными отклонениями по тону и будут реже ломаться.

Древесный уголь — любимый материал для набросков и рисования фигур.

Уголь бывает трех основных типов:

Ива — легкая, твердая и ломкая. Он пудровый и легко стирается, поэтому в основном используется для рисования строительных конструкций.

Винный уголь — высококачественный натуральный уголь, предлагает полный диапазон тонов, но легко стирается.

Прессованный древесный уголь бывает различной твердости. Его плотный тон сложно стереть и растушевать. Он доступен в форме палочек, особенно удобных для больших площадей, и в карандашах, идеально подходящих для мелких деталей. Имеет высокую покрывную способность, есть в разных тонах.

Ручки и чернила для рисования

Чернила — это простой и элегантный материал для рисования, который вселяет уверенность. Чернила сильно различаются по качеству, непрозрачности, вязкости и скорости высыхания.

Водостойкие чернила позволят добавлять цвет без просачивания черного, но забивают технические и перьевые ручки. Ищите качественные чернила для рисования в бутылках, подходящие для вашего предпочтительного типа пера.

Обратите внимание, что «черный» может размываться до сине-черного, коричневого или серого в зависимости от используемого пигмента или красителя. Поэкспериментируйте с перьевыми ручками, старомодными перьями и маркерами для каллиграфии. Также попробуйте брашпены и линеры.

Ластики — полезный инструмент не только для исправления ошибок! Вам понадобится как минимум два: разминаемый ластик-клячка для карандаша, угля или пастели и белый пластиковый ластик. Его можно разрезать ножом, чтобы получить свежий край и стереть четкие линии.

Для заточки карандашей лучше всего использовать острый канцелярский нож, чтобы получился длинный грифель (около 1 см) и острый кончик. Такой карандаш, если его правильно держать во время рисования, сам собой затачивается, долго не затупляется, им можно легко проводить линии разной толщины, нажима и наклона.

Для более острой заточки кончика пригодится мелкая наждачная бумага. Потирание стороной карандаша о грубую бумагу вернет острие. Это также хорошо работает с древесным углем.

Растушевка

Растушевки используются для создания элементов светотени и тона в рисунках. Сделанные из волокнистой бумаги, свернутой в палочку, их можно разрезать, чтобы использовать для более тонкой работы. Существуют наборы разных размеров.

Подведем итоги: для того, чтобы начать учиться делать скетчи или зарисовки карандашом требуется не так много инструментов, не нужно тратить баснословные деньги в канцелярских магазинах.

Творческих успехов! И делитесь в комментариях своими «наборами для скетчинга».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector